Церковь Святой Анны, Аугсбург

Описание Церкви Святой Анны

Церковь Святой Анны в Аугсбурге, также известная как Аннакирхе, представляет собой историческое церковное здание, построенное кармелитами в 1321 году. Св. Анны сочетает в себе архитектурные стили от готики до классицизма. Западный хор церкви соответствует часовне Фуггера, которая была пристроена в начале 16 века, а также в ней находится главный орган Святой Анны. Первоначально запланированная сетка для разделения двух зданий так и не была реализована.

 

Место нахождения

Церковь расположена на сегодняшней Аннаштрассе. Улица, названная в честь церкви (бывшая Аннагассе), с 1971 года является пешеходной зоной в центре Аугсбурга и главной торговой улицей. Напротив церкви находится площадь Мартина-Лютера, которая до 1933 года называлась Аннаплац.

 

История

Ранняя история и Реформация

Несколько помимо Аугсбургского собора и базилики св. Ульриха и Афры, двух важнейших церковных зданий города, в XIV веке религиозные братья построили в Аугсбурге монастырь кармелитов с монастырской церковью при финансовой поддержке епископа Фридриха. Я и гарантия от Langenmantel. В 15 веке церковь расширили, добавив часовню с настенными росписями. Монастырь был уничтожен пожаром в 1460 году и восстановлен между 1461 и 1464 годами. В 16 веке церковь снова перестроили. В 1518 году семья Фуггеров построила усыпальницу в стиле ренессанс в Святой Анне. Он считается первым зданием такого типа в сегодняшней Баварии.

Монастырь кармелитов в Аугсбурге, которому принадлежала церковь св. Анны, приобрел величайшее историческое значение, когда Мартин Лютер провел там ночь в 1518 году и отказался отозвать свои тезисы перед кардиналом Томасом Каэтаном. После Аугсбургского сейма Мартин Лютер должен был отвечать на тезисы римского кардинала Каэтана с 7 по 20 октября 1518 года в Доме Фуггеров. В то время Аугсбург считался оплотом католиков. Папа потребовал, чтобы Лютер через Каэтана отозвал свои 95 тезисов. Лютер остался и жил в монастыре кармелитов во время испытательного срока. Когда он отказался отречься, Лютер бежал ночью с помощью кармелитов и сына мэра Кристофа Лангенмантеля фон Спаррена из Аугсбурга, чтобы не быть арестованным имперскими солдатами.

Йоханнес Фрош, настоятель монастыря, присоединился к Реформации, ушел в отставку со своего поста в 1523 году и женился в 1525 году. На Рождество 1525 года в церкви Анны была отслужена первая протестантская литургия, и Вечеря Господня была распространена под обоими видами. С введением протестантского служебного порядка под защитой городского совета в Аугсбурге была введена Реформация. Святая Анна была одной из первых церквей в Аугсбурге, ставших протестантскими.

В 1531 году в помещениях заброшенного монастыря была основана протестантская гимназия близ св. Анны. Сам монастырь кармелитов был заброшен в 1534 году. Обитель монастыря впоследствии стала популярным местом захоронения аугсбургских патрициев. В 1562/1563 годах в Аннагофе было построено здание городской библиотеки Аугсбурга.

 

Барокко и современность

В 1607 г. аугсбургский городской мастер Элиас Холл возвел церковную башню св. Анны, а через несколько лет, в 1613 г., отдельное здание для гимназии возле св. Анны. В 1747/48 годах готические центральные и боковые нефы были переделаны в стиле барокко. Планы были сделаны Иоганном Андреасом Шейдеманом, а лепнина - Францем Ксавером Фейхтмайром и Иоганном Михаэлем Файхтмайром Младшим. Иоганн Георг Бергмюллер создал потолочные росписи.

Во время Второй мировой войны церковь сильно пострадала. После сдачи Аугсбурга армия США отпраздновала несколько победных и благодарственных служб в церкви Святой Анны. 10 июня 1945 года было завершено возвращение так называемого алтаря Фуггера и необходимые каменные работы.

Ремонтные работы продолжались до 1970-х годов. В 1983 году в прилегающих помещениях церкви св. Анны был открыт Музей лютеранства, посвященный событиям, приведшим к Реформации и, таким образом, к расколу в Западной церкви.

Когда в 1980-х годах в связи с 2000-летием города Аугсбурга начался рост туризма, большее внимание привлек ряд менее посещаемых достопримечательностей, в том числе церковь Святой Анны. Также из-за ночевок Лютера эта церковь, вероятно, является самой посещаемой церковью в Аугсбурге после собора и Св. Ульриха. Возможно, из-за того, что он не кажется таким большим и могучим, как более известные церковные постройки, он очень популярен среди жителей Аугсбурга и туристов.

31 октября 1999 г. представители Католической и Евангелическо-лютеранской церквей подписали Совместную декларацию об учении об оправдании в храме св. Анны. Это считается одним из самых важных событий для экуменического движения. После длительного периода закрытия Лютерштиге был вновь открыт в 2012 году. В 2016/17 году был проведен комплексный ремонт.

 

Описание

Церковь имеет три нефа с приподнятым нефом. Многоугольный восточный хор имеет контрфорсы и отделен от улицы ограждающей стеной. К северному приделу примыкает часовня ювелира с собственной колокольней. К югу находится часовня Гроба Господня и ризница. С 1890 года доступ к церкви осуществляется через Аннагоф. До этого он был о Лейххофе. Помимо церкви, от бывшего кармелитского монастыря сохранились клуатр и подсобные помещения.

Внутренний двор между Фуггерштрассе и пешеходной зоной, так называемый Аннахоф, был восстановлен до первоначального состояния, но при этом модернизирован. Сейчас под площадью находится многоэтажная автостоянка. На площади есть кафе, напоминающее итальянскую площадь. Аннахоф обрамлен конференц-залом Augustanasaal, на севере - Hollbau, а на западе - бывшим новым зданием гимназии Анны, в котором сегодня находится филиал Высшего земельного суда Мюнхена. При строительстве многоэтажной автостоянки были обнаружены фундаменты старой городской библиотеки.

 

Интерьер

Неф разделен пилястрами, а стены украшены лепниной. Потолочные фрески в своде нефа работы Иоганна Георга Бергмюллера показывают i.a. Нагорная проповедь, Распятие и Страшный суд. Неоготический алтарь восточного хора был изготовлен в 1898 году плотником Вильгельмом Фогтом из Меммингена. На панели изображен Иисус, благословляющий детей, работы Лукаса Кранаха Старшего, ок. 1534/40. Генрих Эйхлер Старший создал деревянную кафедру в 1682–1683 годах. А. из Либштадта. Напротив кафедры на парапете южной галереи — цикл картин на тему «Страсти и Пасха» Иоганна Шпилленбергера и Исаака Фишера. На стенах нефа висят картины на библейские мотивы, в том числе работы Йорга Бреу Старшего и Генриха Эйхлера Старшего. А.

Слева от алтаря, в восточном хоре церкви Святой Анны, находятся портреты Мартина Лютера и Иоганна Фридриха I Саксонского. Обе картины из мастерской Лукаса Кранаха Старшего. Портрет Лютера призван увековечить его пребывание в Аугсбурге в 1518 году, когда папский посланник Каэтан убедил его отозвать свои тезисы. Курфюрст Иоганн Фридрих I, известный как Великодушный, представлял евангелическое дело как член Шмалькальдской лиги. Обе картины некоторое время висели «над местами советников» в церкви.

После завершения длительных ремонтных работ в 2020 году был создан виртуальный тур по церкви, доступ к которому можно получить онлайн.

 

Часовня Фуггера

В 1509 году, когда церковь была еще католической, Якоб Фуггер вместе со своим братом Ульрихом Фуггером, а также во имя своего брата Георга Фуггера, умершего в 1506 году, пожертвовал мемориальную и погребальную часовню, Часовню Фуггера в Святой Анне. Он образует приподнятый западный конец расширенного центрального нефа церкви.

Часовня Фуггера, построенная до 1512 года и великолепно обставленная в последующие годы, была частично спланирована по итальянскому образцу и поэтому является одним из первых зданий эпохи Возрождения в Германии. Прежде всего венецианские, а также флорентийские и римские погребальные часовни повлияли на творчество неизвестного художника, а также художников, участвовавших в часовне. К их украшению привлекались крупные немецкие мастера: Альбрехт Дюрер создал эпитафии Ульриху и Георгу Фуггерам, Йорг Брейд. А. нарисовали крылья большого и малого органа, Адольф Даухер и его сын Ханс Даухер спроектировали центральную группу Корпус-Кристи и семь путти на мраморной балюстраде перед часовней. По стилистическим причинам сотрудничество Ханса Бургкмайра д. А. и Ганс Хибер (ок. 1480–1521/22). Наделение часовни было официально заложено в 1521 году и существует до сих пор.

Часовня Фуггера вызывала восхищение своим великолепием, но ее чрезмерно великолепная конструкция также подвергалась резкой критике. Очевидной интерпретацией проекта была бы функция обеспечения загробной жизни братьев Фуггеров в средневековой традиции. Однако более поздние исследования также выдвинули другой тезис о том, что Якоб Фуггер пытался подготовиться к возведению в дворянство с помощью здания. Кроме того, Фуггер хотел выделиться среди аугсбургских патрициев и других богатых семей города этим новаторским и уникальным зданием. Кроме того, часовня была призвана увековечить имя Фуггеров по примеру итальянских меценатов («Мемориа»). В настоящее время окончательный вердикт невозможен. Якоб Фуггер умер в 1525 году как, вероятно, самый богатый бизнесмен в Европе и был похоронен в склепе под полом часовни Фуггера. Два его брата Георг Фуггер (1453-1506) и Ульрих Фуггер Старший (1441-1510), а также два племянника Раймунд Фуггер (1489-1535) и Иероним Фуггер (1499-1538) также нашли здесь свое последнее пристанище.

 

Когда церковь Святой Анны стала протестантской в ​​1548 году, часовня Фуггера осталась католической, потому что Фонд Фуггера продолжал присматривать за часовней. Так произошел тот примечательный факт, что часть церкви конфессионально отличается от остальной, и что место захоронения семьи Фуггеров, считающихся строго католическими, теперь находится в протестантской церкви.

 

Фуггер путти

Шесть путти когда-то сидели на мраморной балюстраде, отделяющей часовню Фуггера от церкви. По крайней мере, так мы всегда предполагали. Шесть маленьких фигурок ангелов из известняка были созданы около 1530 года скульптором из Аугсбурга Гансом Даучером. Вероятно, его заказал племянник Якоба Раймунд Фуггер. В 1817/1818 годах путти были убраны. Они остались во владении Фуггера. Две из этих фигурок были проданы в конце 19 века. В ходе реконструкции убранства часовни в начале 1920-х годов пять из шести путти были найдены в районе Аугсбурга. Шестая потерялась. Взамен сделана копия. Этот манекен был украден в 2001 году. Для лучшей сохранности путти были переданы в аренду музею Максимилиана, а копии помещены в часовню.

В мае 2019 года аукционный дом Sotheby's выставил на аукцион в Париже два путти из поместья прусского предпринимателя и банкира Артура Фрейхера фон Шиклера, которые по праву находились в его владении. Предполагаемая цена составляла от 800 000 до 1 200 000 евро, с аукциона они были проданы за 1 950 000 евро (включая премию 2 433 000 евро). Покупка стала возможной благодаря Художественному фонду Эрнста фон Сименса, федеральному и государственному фондам культуры и городу Аугсбург.

Повторное открытие двух путти теперь ставит под сомнение реконструкцию, предпринятую в 20 веке. Пятый путто с объемными завитками и нотами, вероятно, происходит из другого архитектурного контекста. Ко всем путти добавляются шарики. Они являются атрибутом богини Фамы, в римской мифологии божества славы. У некоторых путти есть черты, которые отличают их как хранителей места захоронения Фуггеров.

 

Часовня Гроба Господня

Часовня Гроба Господня, которая изначально была доступна только с северо-западного угла монастыря, была добавлена ​​к западу от церкви с 1506 года. Основателями были Йорг Регель и его жена Барбара, урожденная Лаугингер. Киворий был построен после 1555 года. Нынешняя форма была создана после реконструкции мастером-строителем Иоганном Холлем около 1590 г. С 1656 г. эта часовня использовалась как усыпальница для семьи Остеррайхеров. В 1748 году часовня была отремонтирована.

 

Часовня ювелира

В 1420 году к северу параллельно восточному хору была построена часовня. Он был подарен Афрой Хирн, чья высокая могила для ее мужа и ее мужа находится в северном трансепте собора. Миссис Брейн была членом богатой купеческой семьи в начале 15 века. С 1496 года, после того как часовня была расширена, чтобы сформировать боковой проход церкви, она использовалась как место поклонения гильдии ювелиров Аугсбурга и поэтому получила название Часовня ювелиров. В часовне ювелира есть важные готические потолочные фрески и настенные росписи, в том числе цикл «Страсти» примерно 1420 года. На других фресках 1485 года изображены Страшный суд и Распятие. Гробница патрицианской семьи Аманн была добавлена ​​​​в 18 веке. Фрески были отреставрированы в 19 веке.

 

Органы

Большой орган в хоре Фуггера
В 1512 году Ян Бехайм из Добрау (недалеко от Прахатице) построил орган с ренессансным корпусом из семи частей и Рюкпозитивом. После ремонта, переделки и расширения Марксом Гюнцером, Иоганном Баптистом Корнталером, Иоганном Андреасом Штайном и Йозефом Антоном Болем в историческом корпусе органостроительной компании Штайнмейер был построен новый орган в соответствии со вкусом того времени под названием Opus 740. Инструмент имел 41 стоп, распределенный по трем мануалам, и педаль с позднеромантическим настроем. Во время бомбового удара 25 февраля 1944 года орган сгорел вместе с историческим футляром. Уцелели лишь ранее отданные на аутсорсинг крылья (двери) корпуса, сохранившиеся в первозданном виде до наших дней. Крылья расписал Йорг Бреу Старший. Братья Фуггеры изображены в левом нижнем углу левого крыла.

Орган Леттнер в восточном хоре

В 1817 г., к 300-летию начала Реформации, на поперечной галерее (кровельном экране) был возведен «оркестр», что, по контексту, означает орган без рояля. Когда орган Фуггера перестал работать в 1831 году, им пользовались недолго. Небольшой орган за крестильным алтарем, который до этого использовался только для исповедей и венчаний, был помещен на поперечной галерее в середине церкви.

Этот орган предположительно идентичен органу, который раньше находился в часовне ювелиров, оставался в Санкт-Морице во время Тридцатилетней войны и был доставлен в «Часовню евангелического Готтезакера» до 1876 года.

В 1833 г. отремонтировали большую (Фуггеровскую), с поперечной галереи сняли орган, а поперечную галерею обставили стульями.

После реставрации восточного хора компания Steinmeyer в 1948 году установила новый орган на крыше со своим Opus 1770 с электропневматическими карманными ставнями. Hauptwerk был спроектирован так, чтобы его можно было раздувать, так называемый Rückpositiv фактически состоял из двух отдельных позитивов по обе стороны от экрана. Инструмент имел 29 регистров на двух мануалах и педали. Инструмент был разобран в 1974 году и в основном продан Евангелической исповедальной церкви в Герстхофене.