Вавилон (кинотеатр), Берлин

Роза-Люксембург-ул. 30
☏ +49 30 2425969 (с 17:00)

 

«Вавилон» — кинотеатр в берлинском районе Митте, который является частью памятника архитектуры на Роза-Люксембург-Плац напротив Фольксбюне. Здание было построено в 1928/1929 году по проекту архитектора Ганса Пельцига и считается образцовым произведением его творческого периода Новой Объективности. В 1948 году дом был капитально реконструирован и затем служил в ГДР особым кинотеатром. После того, как в 1993 году кинозал пришлось закрыть из-за опасности обрушения, с 1999 по 2001 год его реконструировали и реконструировали как памятник. Реконструкция была удостоена «Немецкой премии по охране памятников» в 2002 году.

 

Планирование и архитектура (1927–1929)

Между 1927 и 1929 годами Ханс Пельциг спроектировал восемь кварталов для застройки периметра квартала на Бюловплац (сегодня: Роза-Люксембург-Плац) по поручению клиента Альфреда Шробсдорфа (1861–1940). В завершенных домах было 170 квартир и 80 магазинов. Квартал, в котором расположен Вавилон, имеет форму прямоугольного треугольника, катеты которого образуют Хиртенштрассе и Кляйне Александерштрассе, а Вейдингерштрассе ограничивает квартал как гипотенузу. План этажа квартала имеет грань, которая на самом деле является острым углом улиц Вейдингерштрассе и Хиртенштрассе, так что здание имеет короткий фасад, выходящий на Роза-Люксембург-штрассе. Вход в кинотеатр находится по адресу Роза-Люксембург-штрассе, 30. После разрушения во время войны блок «Вавилон» является единственным сохранившимся полным ансамблем общего проекта Пельцига.

Конструкция имеет строго горизонтальную структуру за счет полосчатого ограждения рядов окон и консольного карниза на плите крыши. Фасад оштукатурен охрой, полосы более светлого желтого оттенка – тоже штукатурка. В духе «Новой объективности» дизайн интерьера также отличался экономным использованием материалов и в то же время использованием эмоционального эффекта цветов и форм:

«Из просторного вестибюля, оформленного в серых, красных и желтых тонах, из которого две широкие лестницы ведут в галерею, вы попадаете в величественный зрительный зал, которому создается теплая и уютная атмосфера просто за счет цветовой обработки без каких-либо затрат на декоративные формы. . Стены и потолок окрашены в желтый оттенок, ниша яруса и партер окрашены в красный цвет и оттенены узкой полосой медного цвета, балюстрада скамеек синяя, скамьи покрыты бархатом того же цвета. Деревянные двери и решетки отопления и вентиляции выкрашены в красный цвет».
– Вальтер Курт Берендт: Строительная гильдия. 9/1927

Пельциг также работал сценографом и архитектором в кино и театре в 1920-х годах. Самым важным фильмом, в котором он участвовал, был «Голем, то же самое, что в мире» (1920) Пола Вегенера и Карла Бозе. Помимо «Вавилона», Пельциг спроектировал еще два кинотеатра: Capitol am Zoo в Берлине (1924–1926) и Deli в Бреслау (1926/1927).

 

История использования до реставрации (1929–1999)

11 апреля 1929 года «Вавилон» был открыт как кинотеатр немого кино. Для музыкального сопровождения фильмов имелась оркестровая яма и киноорган. Во время ремонта (1948 г.) оркестровую яму закрыли, а орган разобрали. Вавилонский киномеханик Рудольф Лунау принадлежал к нелегальной ячейке сопротивления КПГ с момента «захвата власти» в 1933 году до своего ареста в 1934 году. Он проводил собрания в «своей» проекционной комнате, где он также прятал противников режима, которые ушёл в подполье. С начала 1980-х годов в фойе кинотеатра установлена ​​металлическая мемориальная доска в память Рудольфа Лунау.

После окончания Второй мировой войны «Вавилон» был вновь открыт 18 мая 1948 года как премьерный театр под управлением агентства «Совэкспортфильм» в Германии. Кинотеатр «Вавилон» служил кинотеатром ГДР до 1989 года, но Государственный киноархив ГДР и Ассоциация продюсеров кино и телевидения ГДР (VFF) также устраивали здесь шоу, например, сериал документальных фильмов DEFA Studios 1984–1989 годов. В 1993 году властям здания пришлось закрыть Большой зал кинотеатра из-за риска его обрушения. Затем фойе кинотеатра было переоборудовано во временный зал на 68 мест.

 

Реставрация (1999–2001 гг.)

Двухлетняя реконструкция Вавилона началась в 1999 году. Она стоила десять миллионов марок и на 60 процентов финансировалась землей Берлин из бюджета охраны городских памятников; Лотерейное финансирование в размере двух миллионов марок было выделено на приобретение кресел, кино- и звуковой техники. Необходимы были необходимые ремонтные работы на крыше и потолке большого зала. Не несущие больше нагрузки деревянные балки потолка были заменены стальными балками и на них была построена новая крыша. Также был обновлен фасад.

В смысле критической реконструкции целью преобразования интерьера было не достижение произвольно датированного «исходного состояния» во всем, а сознательное представление различных состояний здания и эпох использования. Например, фойе было рассчитано на открытие 1928 года, а зал был отремонтирован в стиле переоборудования 1948 года: с плюшевыми креслами, лепниной и позолоченными деталями. Первоначальное здание могло использоваться и как кинотеатр, и как театр, поэтому имело сценическое здание. Малый зал создан в этом пространстве за ширмой большого зала. Оркестровую яму в главном зале отреставрировали, и теперь музыку из фильма можно исполнять вживую в составе камерного оркестра. В 1999 году киноорган Philipps, которому тогда было 70 лет, был отреставрирован, что сделало его единственным киноорганом в Германии, который все еще работает на своем первоначальном месте.

Большой зал вновь открылся в мае 2001 года с выходом фильма Орсона Уэллса «Отелло» (1952). В 2002 году объединение «Berliner Filmkunst Babylon» было удостоено «Серебряного полушария» Немецкой премии по охране памятников. Архитекторы Йоахим Ремер (ассоциация) и Клаус Мейер-Рогге (планирование и управление объектом) были удостоены чести за спасение «ключевого здания в архитектуре кино».

 

Текущее использование (с 2001 г.)

С 2001 года «Вавилон» снова использовался, прежде всего как программный кинотеатр, а также для проведения культурных мероприятий. Изначально кинотеатр вмещал 1200 зрителей в одном зале, но в настоящее время разделен на три зала на 500, 68 и 43 места.

Вавилон служил местом проведения Берлинского международного кинофестиваля (Берлинале). Каждый март в Вавилоне также проводится фестиваль 11-миллиметровых футбольных фильмов. Судебный биолог Марк Бенеке регулярно читает публичные лекции по криминалистике, криминальным фильмам и криминальной биологии в «Вавилоне» с 2000 года.

Ремонт органа в кинотеатре позволил провести серию «концертов немого кино» с композитором и пианистом Стефаном фон Ботмером, который открыл орган 26 мая 2001 года для показа фильма «Голем, как он родился».

Будучи последним сохранившимся кинотеатром 1920-х годов («эпоха немого кино»), «Вавилон» с тех пор уделяет тематическое внимание показу немого кино: вместе с Анной Вавилкиной в кинотеатре работает единственный постоянный киноорганист Германии. Кроме того, по случаю 90-летия дома в 2019 году был основан Babylon Orchestra Berlin. Под художественным руководством Ганса Бранднера он сопровождает живые показы фильмов той эпохи. Осенью 2021 года состоялась премьера «Гендерного кризиса» Малте Вирца, первого за последние десятилетия полнометражного немецкого немого фильма.

 

Киноорган

Большой орган был построен в 1929 году органостроителем Дж. Д. Филиппсом и в настоящее время реставрируется органостроительной компанией Jehmlich (Дрезден). Карманный инструмент имеет 66 регистров и 31 регистр эффектов на двух мануалах и педали. Игровые и регистрационные действия электрические.