Schloßstraße 1a
Музей Брохана — Берлинский государственный музей модерна, ар-деко и
функционализма — расположен в берлинском районе Шарлоттенбург. Он носит
имя своего основателя, предпринимателя и коллекционера произведений
искусства Карла Х. Брохана (1921-2000). По случаю своего 60-летия Брохан
подарил коллекцию земле Берлин. В 1983 году в помещениях, входящих в
ансамбль дворца Шарлоттенбург и изначально построенных для гвардейского
полка, был открыт Музей Броана. С 1994 года является государственным
музеем.
В музее хранится уникальная коллекция модерна, ар-деко и
функционализма, а также искусства Берлинского сецессиона. Эти фокусы
дополняются меняющимися выставками на темы изобразительного, прикладного
искусства и дизайна с 1950 года по настоящее время.
Музей носит имя своего основателя Карла Х. Брохана. Обученный оптовый
и экспортный торговец и владелец оптового бизнеса по продаже
стоматологических товаров начал коллекционировать фарфор на берлинской
мануфактуре Königliche Porzellan мануфактуры XVIII века в начале 1960-х
годов. Коллекция составляет основу коллекции фарфора Бельведера в
дворцовом парке Шарлоттенбург. В середине 1960-х годов его интерес к
коллекции переключился на забытые произведения искусства в стиле модерн:
«Я заметил, что в эпоху около 1900 года существовало малоизвестное
сокровище, которое, казалось, только и ждало, чтобы его раскопали».
В результате возникла постоянно растущая коллекция прикладного и
изобразительного искусства в стиле модерн, которая позже также включала
произведения ар-деко и функционализма, а также картины Берлинского
сецессиона. В 1973 году он открыл частный музей на вилле в берлинском
районе Далем, которую он купил специально для своей коллекции, впервые
сделав коллекцию доступной для публики. По случаю своего 60-летия он
подарил коллекцию земле Берлин. 14 октября 1983 года музей переехал на
свое место на Шлоссштрассе, 1а, в бывшее казарменное здание, входящее в
ансамбль дворца Шарлоттенбург. В 1994 году музей Брохана стал
государственным музеем Берлина.
Как и прежде, его частный музей,
Карл Х. Брохан также руководил музеем в Шарлоттенбурге. Он расширял
коллекцию до своей смерти в 2000 году. После его смерти его жена,
историк искусства Маргрит Брохан, взяла на себя управление в течение
трех лет, пока ее не сменила историк искусства Ингеборг Беккер. Историк
искусства Тобиас Хоффманн является директором музея Броана с 2013 года.
Ранее он возглавлял Музей бетонного искусства в Ингольштадте. За сменой
руководства последовала модернизация музейной программы, в которой с тех
пор представлены такие выставки, как «Дизайн своими руками» (2016),
«Поцелуй. От Родена до Боба Дилана» (2017) или «Нордический дизайн.
Ответ Баухаузу» (2019) сочетает историческую коллекцию с темами
искусства и дизайна до современности.
Музей Броана демонстрирует свою коллекцию в постоянном изменении.
Отходя от концепции постоянной экспозиции, объекты регулярно
обмениваются и представляются в новых контекстах. В результате богатый
инвентарь коллекции постепенно становится доступен публике.
Между
тем, в музее ежегодно проводятся пять-семь крупных временных выставок и
небольших мероприятий. Тематически представлено многообразие
изобразительного и прикладного искусства и дизайна от ХХ века до наших
дней. Представленные объекты временных выставок – это не только
произведения из собственной коллекции, но и отечественные и
международные заимствования.
Формат «Черный ящик» был создан в
2016 году для небольших шоу. Под этим названием регулярно проводятся
выставки дизайна плакатов, графики и фотографии.
Музей имеет три
этажа здания для презентации выставки. К новым выставкам регулярно
переделываются как этажи, так и отдельные залы.
Коллекция в основном включает произведения конца 19 века до начала Второй мировой войны и может быть разделена на следующие направления: модерн, ар-деко, функционализм и берлинский сецессион. Коллекция включает в себя мебель, фарфор, стекло, керамику, металл, предметы искусства и текстиль, а также графический дизайн, картины и скульптуры.
Всемирно важная коллекция в стиле модерн является сердцем музея
Броана. Он включает в себя различные национальные выражения стиля, в том
числе британское движение искусств и ремесел, французский модерн,
немецкий и скандинавский модерн и Венский сецессион. Среди художников,
представленных в коллекции, — Гектор Гимар, Генри ван де Вельде и Питер
Беренс.
Коллекция фарфора особенно богата произведениями
крупнейших производителей из Германии, Франции и Скандинавии, таких как
Королевские фарфоровые мануфактуры в Берлине, Мейсене, Нимфенбурге и
Копенгагене, а также Национальная мануфактура Севра, а также Рёрстранд и
Бинг и Грёндал. фарфоровые заводы.
Искусство стекла в стиле
модерн представлено работами Эмиля Галле, Daum Frères et Cie и Иоганна
Лётца Витве.
Стиль ар-деко представлен в коллекции музея Броана, среди прочего, французскими мебельными ансамблями Жака-Эмиля Рульмана, Дома Доминика и Süe et Mare. Металлообработка находит свое выражение в изделиях из кованого железа Эдгара Брандта и изделиях из серебра Жана Пюфорката и Тетарда Фрера. Выражение стиля в Германии можно увидеть в керамике мастерской Хаэля и изделиях из металла школы Реймана.
В коллекции музея Броана предметы функционалистского дизайна
устраняют разрыв между модерном и современным промышленным дизайном. В
коллекции представлены мебель, графика, керамика, изделия из стекла и
металла от ведущих дизайнеров. Они созданы в среде Deutscher Werkbund, в
которую входят Петер Беренс, Рихард Римершмид, Бруно Пауль и Вильгельм
Вагенфельд, и разработаны в сотрудничестве с такими компаниями, как
Kaffee HAG и AEG (Allgemeine Elektricitäts-Gesellschaft).
Наиболее радикальной реализацией функционалистского дизайна в Веймарской
республике является «Новый Франкфурт» — жилищная программа во
Франкфурте-на-Майне под руководством архитектора Эрнста Мая.Важными
представителями в коллекции музея Брохана являются, например, Маргарет
Шютте. -Лихоцки с кухней Frankfurter или Ричард Шадевелл с моделью
телефона Frankfurt от компании H. Fuld & Co.
Художники Берлинского сецессиона составляют еще один центральный элемент коллекции музея Броана. Особенно велики пачки работ художников Ганса Балушека, Карла Хагемейстера, Вальтера Лейстикова и Вилли Йеккеля. Другими сепаратистами в коллекции являются Дора Хитц, Кете Кольвиц, Франц Скарбина и Мартин Бранденбург. На основе этого запаса можно проследить развитие от импрессионизма и символизма к экспрессионизму. Последний стиль представлен, среди прочего, Вильгельмом Кольхоффом и Бруно Краускопфом.
Музей Брохана предлагает обширную сопутствующую программу к
соответствующим специальным выставкам. Лекции, панельные дискуссии,
танцевальные мероприятия и концерты проводятся в соответствии с
тематикой выставок. Особым событием является ежегодный летний фестиваль,
который организуется совместно с музеем Берггрюна и исследовательской
лабораторией Ратген Государственного музея Берлина.
Область
образования и посредничества является неотъемлемой частью музея Брохана
и разрабатывает разнообразные программы для детей, молодежи и взрослых.
Дети и их семьи могут познакомиться с искусством и дизайном на
мастер-классах, праздничных предложениях, детских днях рождения и
регулярных семейных воскресеньях. Для избранных специальных выставок
предлагается открытая дизайнерская мастерская. Чтобы дать возможность
разнообразной аудитории активно участвовать в музейном контенте,
существуют новые форматы, которые проводятся за пределами музея. Одним
из примеров является Мобильная лаборатория будущего, которая была
представлена в 2019 году в рамках акции «Достигая будущего. Фантазии
будущего около 1900 года» в различных районах Берлина. Прохожих
приглашали принять участие, а их результаты были выставлены в музее.
Музей Брохана также выполняет свои обязательства по Вашингтонской декларации и занимается исследованием происхождения произведений искусства. Цель — восстановить историю происхождения предметов его коллекции и, по возможности, идентифицировать предыдущих владельцев. Центральный вопрос заключается в том, были ли жертвы преследований со стороны режима НС или режима ГДР, которые потеряли свои произведения искусства в результате преследований.