Галерея Ист-Сайд, Берлин

Мемориал Ист-Сайдской галереи в Берлине-Фридрихсхайн — это постоянная галерея под открытым небом на самом длинном сохранившемся участке Берлинской стены на Мюленштрассе между берлинским Остбанхофом и мостом Обербаум вдоль Шпрее.

Весной 1990 года, после открытия Берлинской стены, этот участок длиной 1316 метров был расписан 118 художниками из 21 страны. Художники прокомментировали политические изменения 1989/90 годов в добрых ста картинах на той стороне стены, которая раньше выходила на Восточный Берлин, используя самые разнообразные художественные средства. Из-за градостроительных мер он больше не сохранился полностью, и вместо оригиналов того времени до сих пор существуют только копии, сделанные в 2009 году.

Фактической границей в этом месте был берег Кройцберг Шпрее. Галерея расположена на так называемой Внутренней стене, которая закрывала пограничную территорию с Восточным Берлином. Мюленштрассе, одна из главных магистралей на юге, проходила рядом с этими пограничными сооружениями. Из-за пространственных условий здесь уже были размещены самые последние бетонные трубы, так что внутренняя стена на этом участке была нетипично похожа по внешнему виду на внешнюю стену, но несколько преувеличена.

 

История

После призыва Ассоциации художников изобразительного искусства ГДР (VBK) о помощи к Федеральной ассоциации художников изобразительного искусства (BBK) во Франкфурте-на-Майне в ноябре 1989 года ее председатель Барбара Греуль-Ашанта и представитель правления BBK Бодо Сперлинг отправились в Берлину предстоит сотрудничать с VBK под руководством Йорга Кубицкого, провести переговоры о слиянии двух немецких ассоциаций и показать художникам решения, как они теперь могут справиться со своей повседневной финансовой жизнью. С октября 1989 года художники ГДР не получали доходов от предыдущих государственных заказов. После трех месяцев переговоров и дискуссий о том, как действовать дальше и как художники в Западной Германии могут зарабатывать деньги своим искусством, были разработаны планы совместного проекта East Side Gallery.

В феврале 1990 года, после получения разрешения тогдашнего Министерства национальной обороны, возглавляемого Теодором Хоффманом, и Совета министров ГДР, проект East Side Gallery был официально основан. В то же время велась подготовка к совместной художественной выставке сельскохозяйственных наук в здании тогдашнего Университета Гумбольдта в Берлине на Инвалиденштрассе. 42 попадания. Художники из многих уголков мира были приглашены через посольства и дипломатические миссии принять участие в проекте.

Посольство США, компании Coca-Cola и McDonald’s предложили поддержать первый общегерманский арт-проект в качестве основных спонсоров. В дискуссиях, которые часто длились всю ночь в клубах и частных квартирах художников Восточного Берлина, нельзя было развеять опасения художников Восточного Берлина, что они могут потерять независимость, которую они только что получили после падения Стены, согласившись на спонсорство. . Поэтому было решено отказаться от этой поддержки.

Летом 1990 года посольство Японии предложило после завершения строительства перевезти всю Ист-Сайдскую галерею на бывшую площадку ЭКСПО-85. Однако необходимое для этого разрешение получить не удалось из-за неясного принадлежности Берлинской стены в то время. Как выяснилось позже, вся пограничная система Берлина находилась под контролем LPG-Лейпциг — организации прикрытия тогдашнего Министерства государственной безопасности (МГБ) ГДР. Это было сделано для того, чтобы не допустить слишком близкого сближения двух групп населения Берлина. Шотландка Кристин Маклин взяла на себя повседневную организацию и проведение выставки на Стене, подписала контракты с художниками и организовала спонсорство каталога. 28 сентября 1990 года на корабле «Шпрее» состоялось официальное открытие Ист-Сайдской галереи. Своими отдельными сообщениями и комментариями художники создали документ, показывающий, что стремление к свободе в конечном итоге сильнее принудительных мер и насилия. Более чем сотней картин они выразили свою радость по поводу падения Берлинской стены и преодоления холодной войны.

Еще в марте 1990 года компания «Werbe- und Veranstaltungsgesellschaft mbH» (Wuva) и районный совет Фридрихсхайн подписали контракт на использование остатков стены на Мюленштрассе. Это позволило Wuva разместить коммерческую рекламу, но заинтересованных лиц было немного. Первоначально Вува планировал отправить раскрашенные фрагменты стен по всему миру в качестве выставки, а затем продать их с аукциона. Вместо этого в ноябре 1991 года полоса стены, известная как Галерея Ист-Сайд, была внесена в список исторических памятников.

 

Ремонт

За прошедшие годы многие картины Ист-Сайдской галереи сильно обветшали. Галерея Ист-Сайд особенно пострадала от непогоды и граффити. Некоторые изображения исчезли полностью, появились новые изображения. В 1996 году под председательством Кани Алави была основана ассоциация Künstlerinitiative East Side Gallery e.V. В., который с тех пор пытается его сохранить и реабилитировать. Реконструкция 2000 года стала важным этапом усилий. С помощью ассоциации лакокрасочной промышленности было восстановлено 40 сильно пострадавших картин. Бетонные поверхности были выровнены, а оставшиеся произведения искусства покрашены специальной краской, позволяющей легко удалить граффити. Однако значительная часть картин так и осталась нуждающейся в реставрации.

В октябре 2008 года снова началась реконструкция Ист-Сайдской галереи. На эти цели было выделено 2,2 миллиона евро. Общим руководителем проекта выступило Общество бережного городского обновления mbH (S.T.E.R.N.). На пресс-конференции, посвященной началу реконструкции, министр культуры Андре Шмитц назвал галерею Ист-Сайд частью общей концепции Берлина по увековечению памяти Берлинской стены.

«Галерея Ист-Сайд является частью общей концепции Берлина, посвященной памяти Стены и ее жертв. В то время как Чекпойнт Чарли является международным местом истории Стены, Бранденбургские ворота – национальным, а Бернауэр Штрассе – Берлинской улицей, у нас есть Истсайдская галерея и Парламент деревьев в правительственном квартале как два места борьбы с Стена после падения. Концепция принята».
– Государственный секретарь по культуре Андре Шмитц

По словам Стерна, основным требованием для ремонта был надежный ремонт каменной кладки. Для этого стальную арматуру подвергли воздействию коррозии, чтобы защитить ее от коррозии. При использовании этого метода приходилось излучать большую часть изображений. Образовавшиеся ямы залили специальным бетоном, выровняли и загрунтовали. Чтобы восстановить мотивы, художники работ, которых можно было найти, были приглашены в Берлин, чтобы во второй раз написать свою картину на Берлинской стене. 87 из 115 оставшихся в живых художников выполнили эту просьбу. Каждый художник получил пособие на расходы в размере 3000 евро и фиксированную ставку суточных. Художникам, приехавшим не из Берлина, были возмещены расходы на дорогу и проживание.

«Маски» Вячеслава Шляхова были представлены как первое восстановленное изображение в марте 2009 года. Открытие обновленной галереи состоялось 6 ноября 2009 года.

Некоторые художники протестуют против ремонта: у них не спрашивали заранее согласия, они получат фиксированную плату в размере 3000 евро за реконструкцию собственных работ, а фонд Berlin Lotto выделил на ремонт почти миллион евро. Только те, у кого были печатные публикации, могли получить пользу от этих работ на протяжении многих лет, поэтому художник Джим Авиньон, например, уже закрасил свой вклад на стене словом «денежная машина». Поэтому 14 художников основали инициативу стартапа в Ист-Сайде с целью передать средства Фонда лотереи исключительно участвующим художникам для восстановления своих картин. Однако эти усилия не увенчались успехом.

Восемь художников отказались допустить плагиат своих картин 1990 года. Они увидели, что их авторские права нарушены удалением произведений, раскритиковали низкую компенсацию и не участвовали в реконструкции. Между красочными участками расположены изолированные неокрашенные поля. Лео Шмидт, заведующий кафедрой охраны памятников в Техническом университете Котбуса и ответственный за реконструкцию Бернауэрштрассе, еще одного оставшегося 250-метрового куска Берлинской стены, который до сих пор остается оригинальным, поддержал позицию Ист-Сайда. инициатива стартапа, протестовавшая против уничтожения оригинальных картин и за надлежащую реставрацию, включая множество граффити.

«То, что она разрушена, является частью истории жизни Стены».
— Лео Смит

В октябре 2013 года с помощью нескольких студентов-художников Джим Авиньон перекрасил свою картину, не имея на это разрешения. Инициатива художников раскритиковала акцию и рассмотрела уголовное дело против Авиньона. Орган по охране памятников рассмотрел вопрос о наложении штрафа.

Работы художников Маргрет Хантер и Питера Рассела будут защищены стеклом как последнее оригинальное произведение искусства (по состоянию на 2017 год).

 

Строительные мероприятия

В рамках инвестиционного проекта Mediaspree строительство нового многофункционального зала для мероприятий O2 World (сегодня: Mercedes-Benz Arena) американской Anschutz Entertainment Group на бывшей восточной товарной станции к северу от Мюленштрассе в июле 2006 года сделало Ист-Сайд Галерея длиной около 41 метра. Часть Ист-Сайдской галереи отделилась и разместилась в 50 метрах к западу на бывшей полосе смерти. Это должно дать посетителям беспрепятственный вид на берега Шпрее.

15 мая 2005 года район Фридрихсхайн-Кройцберг утвердил план развития, охватывающий большую часть Ист-Сайдской галереи. Этот план развития предусматривает пересадку Броммиштрассе и, таким образом, частичный демонтаж остатков стены на стыке с Мюленштрассе. Между Ист-Сайдской галереей и Шпрее в плане застройки была указана жилая застройка в восточном направлении от новой Броммиштрассе. На открытом пространстве между Шпрее и Стеной будет создан банковский парк, в который будет интегрирована Ист-Сайдская галерея как «художественно преобразованный настенный памятник». По мнению Департамента городского развития и окружающей среды Сената Берлина, «изображения галереи Ист-Сайд должны быть сохранены».

30 июня 2008 года собственник недвижимости получил разрешение на строительство планируемого жилого комплекса. Утром 1 марта 2013 года начались строительные работы по перемещению частей Ист-Сайдской галереи, чтобы освободить место для реконструкции Броммибрюке, который призван соединить Мюленштрассе через Шпрее с Кройцбергом. Также должно быть место для пути эвакуации из общедоступной зеленой полосы между Шпрее и Ист-Сайдской галереей. Мэр округа Франц Шульц сообщил газете Bild, что строительные работы были «одобрены Государственным управлением памятников и Верховным управлением памятников» и были возвращены. Инвестор заявил, что мэр района Франц Шульц обязал его проложить здесь проход в соответствии с градостроительным контрактом. Первоначально работы были остановлены из-за протестов около 400 демонстрантов. В очередной демонстрации 17 марта 2013 года приняли участие около 6000 человек, в том числе актер и певец Дэвид Хассельхофф. Утром 27 марта 2013 года под охраной полиции были демонтированы еще четыре сегмента, в результате чего к строительной площадке открылась подъездная дорога шириной около шести метров.

Защитник природы Лео Шмидт теперь призывает Сенат Берлина подать заявку на включение в список ЮНЕСКО. Вопреки доводам Сената, подача все же возможна, если Берлин подаст соответствующее заявление вместе с землей Бранденбург. Конференция министров образования анализирует все предложения, результат должен стать известен в 2014 году.

 

Будущее галереи Ист-Сайд

С 1 ноября 2018 года земля Берлин несет ответственность за объекты «Парк-ан-дер-Шпрее» и «Ист-Сайд-Парк» с элементами бывшей Берлинской стены, известными как «Галерея Ист-Сайд», принадлежащие земли Берлин на Имущество, переданное Фонду Берлинской стены. Парламент одобрил предложение сенатора по культуре и Европе, которое было принято основным комитетом. Таким образом, Фонд Берлинской стены получил мандат на структурное обслуживание памятника Ист-Сайдской галереи, уход за прилегающей общественной зеленой зоной и посредничество в сохранении исторического мемориала.

В будущем посетители Ист-Сайдской галереи получат больше информации и исторической классификации. С этой целью фонд разработал обширную программу управления. Цель всех новых посреднических предложений – проиллюстрировать уникальный двойственный характер исторического места: как художественное свидетельство и символ радости по поводу мирного преодоления разделения Германии, с одной стороны; с другой стороны, как свидетельство пограничного режима ГДР. Оба повествования должны быть связаны в общем повествовании.

 

Художники и мотивы

Оскар (Ганс Бирбрауэр)
Наренда К. Джайн: Семь стадий просветления
Фульвио Пинна: ​​Гимн счастью
Кикуэ Миятаке: Рай из тьмы
Гюнтер Шефер: Отечество
Георг Лутц [занятая борода]
Сезар Олхагарай: Доисторические компьютеры
Йенс-Хельге Дамен: Пневмогуманоиды
Габор Саймон: Космическая магия
Зигрид Мюллер-Хольц: Смешанные чувства
Урсула Вюнш: Мир для всех
Оливер Мелин [враг]: Добро пожаловать!
Ульрика Зотт: Без названия
Ана Леонор Родригес: Без названия
Мюриэль Рау, Кани Алави: Без названия
Мюриэль Рау: Les Yeux Ouverts
Дитмар Райтер: Без названия
Сантони: трилогия «Мощь машины»
Бодо Сперлинг: Превращение пентаграммы в звезду мира в большой Европе без стен
Барбара Греуль Ашанта: Германия в ноябре
Вилли Бергер: Soli Deo Gloria (по произведению Йоханнеса Мейселя)
Андре Секрит, Карстен Томас: Вы узнали, что значит свобода
Теодор Чезлав Тежик: Ветер Большого Кремля
Катрин Реш: европейская весна
Ирина Дубровская: Стена должна разрушиться, когда прилетит метеорит любви
Дмитрий Владимирович Врубель: Боже мой, помоги мне пережить эту смертельную любовь (С фотографии Режиса Боссю)
Марк Энгель: Марионетки снятой с производства вещи
Алексей Таранин: Без названия
Михаил Серебряков: Диагональное решение проблемы
Розмари Шинцлер: Все открыто
Розмари Шинцлер: Пусть растет
Кристина Фукс: Как Бог? Она черная
Герхард Лар: Берлин
Карин Порат: Свобода начинается изнутри
Лутц Поттиен-Зейринг: Без названия
Вячеслав Шяхов: Маски
Дмитрий Врубель: Спасибо, Андрей Сахаров.
Жанетт Кипка: Птичий полет
Шамиль Гимаев: Люди Мира, мы один народ
Юрген Великий: Рождение Качин
Кристофер ФранкОставайся свободным
Андреас Паулен: Амур, Пэ
Хоаким Антонио Гокальвес Боррегана (Ким Прису): O Povo Unido Nunca Mais Sera Veicido
Грета Чатлос (арт-группа Ciccolina): Sonic Malade
Генри Шмидт: Не забывай мою любовь
Томас Клингенштейн: Изменение маршрута в японский сектор
Карстен Венцель: упорство невежества
Пьер-Поль Майе: Без названия
Энди Уайт: Путешествие духа
Габриэль Хеймлер: Прыгун через стену
Сальвадор де Фасио: На заре мира
Джеральд Криднер: Сумерки богов
Христос Куцурас: Держите вход чистым днем ​​и ночью
Ивонн Онишке (урожденная Мацат; сценический псевдоним Йони с 2005 года): Берлин ночью
Питер Пайнцгер: Городские жители
Элиза Будзински: Если вы хотите, чтобы мир оставался таким, какой он есть, вы не хотите, чтобы он оставался
Сабина Кунц: Без названия
Лэнс Келлер: Стена
Джей Один (Джеки Рамиер): Без названия
Клаус Нитхардт: Юстиция
Мирта Домачинович: Персонажи в очереди
Патрицио Поррачия: Флэш
Инес Байер, Райк Хёнеманн: «Есть много стен, которые нужно разрушить»
Тьерри Нуар: дань уважения молодому поколению
Тереза ​​Казануэва: ступенька
Стефан Каччиаторе: La Buerlinica
Карина Бьеррегард, Лотте Обар: Химлен над Берлином
Кристина Кюн: Прикоснись к стене
Родольфо Рикало: Будьте осторожны
Биргит Киндер: Тестируйте лучшее
Маргарет Хантер, Питер Рассел: Без названия
Питер Рассел: Небеса и Искатель
Маргарет ХантерСовместное предприятие
Шандор Ракмолнар: В ожидании нового Прометея
Габор Имре: Водопад
Пал Гербер: Расскажи мне, какие чудесные сны хранят мой разум
Габор Герхес: Без названия
Шандор Дьерфи: Огнеголовые
Конец жажды группы депутатов: передача цвета
Ласло Эркель (Кентавр): Вы можете увидеть Бесконечность
Кани Алави: Это произошло в ноябре
Джим Авиньон, Мириам Баттерфляй, Томас Фей: Делай это круто для Ист-Сайда (перекрашен с новым мотивом в октябре 2013 года)
Питер Лоренц: флаг США
Дитер Вена: Утро
Джейкоб Келер: Лотос
Кармен Лейднер: Ничья земля
Йенс Хюбнер, Андреас Кемпер: Без названия
Ханс-Петер Дюрхагер, Ральф Джесси: Утомленная смерть
Веселый Кунджаппу: Танцы за свободу
Сюзанна Куньяппу-Еллинек: Биографическая справка
Мэри МаккейТолерантность
Карстен Йост, Ульрике Стеглих: Политика – это продолжение войны другими средствами
Бригида Бетчер: Флора уходит
Игнаси Бланш и Жисберт: Parlo d'Amor
Кидди Ситни: Германия
Петра Сантингер, Роланд Гюцлафф: Аполлон
Андрей Смолак: Без названия
Лана Ким: Без названия
Карин Вельманс: Без названия
Райнер Йеле: Думайте, напоминайте
Камель Алави: Без названия
Касра Алави: Побег
Ингеборг Блюменталь: Разум подобен следам птиц в небе
Лана Ким: Без названия