Берлинская филармония, Берлин

Herbert-von-Karajan-Str. 1
Автобус 200, M41: Philharmonie или автобус M48, M85, N2: Varian-Fry-Str.
☏ +49 30 254 88 999
kartenbuero@berliner-philharmoniker.de

 

Берлинская филармония (сокращенно Филармония; с сезона 2019/20 в собственном названии Филармония Берлина) на Герберт-фон-Караян-Штрассе 1 в районе Тиргартен в Берлине является домом Берлинской филармонии. Наряду с Концертхаусом Берлина на Жандарменмаркт, это один из самых важных концертных залов Берлина.

 

История

Предыстория

Первые концерты Берлинской филармонии, основанной весной 1882 года, прошли в Шарлоттенбургском саду-баре «Флора».

Старая филармония на Бернбургерштрассе, 22а/23 в Кройцберге была первым постоянным домом оркестра. Он был построен в 1876 году Густавом Кноблаухом как каток для катания на роликах для Людовико Сакердоти. С лета 1882 года он использовался как место проведения. В 1888 году здание было преобразовано в сидячий концертный зал без столов строителем Францем Генрихом Швехтеном и переименовано в Филармонию. Прямоугольный зал, которому «немного помогли лепнина и позолота», хвалили за прекрасную акустику.

Дополнительные помещения потребовались примерно в 1898 году. Владельцы здания, Людовико Сакердоти и Салли Ландекер, приказали Людвигу Хайму построить световой зал во дворе за ним и зал Бетховена (открытый в январе 1899 года) на соседнем участке (Кётенерштрассе, 32), чтобы иметь альтернативное пространство.

Во время Второй мировой войны этот комплекс зданий был разрушен в результате авианалета союзников 30 января 1944 года. В послевоенные годы Берлинская филармония первоначально использовала различные альтернативные помещения: концерты в основном проводились во дворце Титания, а церковь Иисуса Христа в Далеме часто использовалась для записей.

В 1950 году Landespostdirektion Berlin выпустила марку с надбавкой, рекламирующую реконструкцию Берлинской филармонии. За каждую проданную марку на эту цель было пожертвовано пять пфеннигов.

 

Тендер и выбор площадки

Тендер на строительство нового здания Берлинской филармонии был проведен в 1956 году землей Берлин, и к участию были приглашены 14 архитекторов. Изначально предполагалось, что местом строительства станет участок земли на Бундесаллее, граничащий с гимназией Иоахимстальше.

В январе 1957 года дизайн Ханса Шаруна был удостоен первой премии. Однако после 16 часов обсуждения решение было принято девятью голосами против четырех – и, таким образом, необходимое большинство в три четверти отсутствовало. Это грозило повторить травму Шаруна, которую он пережил при строительстве нового здания Государственного театра Касселя: он получил там первую премию, но его план не был реализован (после первоначальных трудностей со строительной площадкой), вместо этого других архитекторов попросили завершение сдано в эксплуатацию. Только после вмешательства главного дирижера Герберта фон Караяна и обращения члена жюри Ханса Хайнца Штукеншмидта в Die Welt Шаруну было поручено подготовить произведение.

Планируемое место подверглось критике в общественном обсуждении, поскольку оно находилось слишком далеко от старой филармонии. Это снова задержало начало строительства. В 1959 году Палата представителей Берлина приняла решение построить новое здание на нынешнем месте.

Выбор нового места был также знаком против гигантомании национал-социализма: Альберт Шпеер планировал построить огромный солдатский зал в качестве памятника немецким солдатам, погибшим в Первой мировой войне на этом месте в рамках превращения Берлина в «Мировая столица Германии». Административное здание Национал-социалистического действия Т4 находилось рядом с домом. Здание сильно пострадало от бомбежек в 1944 году и позже было снесено. Сегодня на месте рядом с Филармонией, пристройку которой открыли в сентябре 2014 года, установлен мемориал.

 

Строительство и открытие

Новый зал филармонии был наконец построен по плану Ганса Шаруна как первое здание культурного форума, запланированное в послевоенный период. Он был построен за 37 месяцев (закладка фундамента: 15 сентября 1960 г., церемония завершения строительства: 1 декабря 1961 г., открытие: 15 октября 1963 г.). Затраты на строительство составили около 17 миллионов марок (с учетом сегодняшней покупательной способности около 41 миллиона евро).

Первоначально открытие было запланировано на весну 1964 года, но было перенесено (несмотря на возражения строительного персонала), чтобы обеспечить ротацию регулярного сезона, начиная с осени. С речью на открытии новой филармонии выступил архитектурный критик Адольф Арндт. Концерт открытия (Симфония № 9 Бетховена) ознаменовал завершение Берлинского фестиваля 1963 года.

 

«Золотая» облицовка фасада

Шарун планировал облицовку фасада, но изначально это не было реализовано по соображениям экономии, вместо этого бетонный фасад был лишь предварительно покрашен охрой. Цвет охры был выбран как отсылка к традиционному цветовому тону замков и особняков Бранденбурга. Лишь несколько лет спустя, после того как облицовка Филармонии пострадала от влаги, тема облицовки вновь была поднята.

Только в 1979-1981 годах, после завершения строительства противоположной Государственной библиотеки, Сенат Берлина впоследствии прикрепил к себе анодированные алюминиевые пластины с поверхностью золотого цвета. При этом была реализована деталь, которая была исключена из золотой облицовки стопок государственной библиотеки по соображениям экономии: отдельные пластины из анодированного золотом алюминия были оснащены полупрозрачными полиэстеровыми колпаками. В случае с государственной библиотекой Шарун надеялся на тонкий световой эффект в сочетании с пирамидальной структурой алюминиевых панелей. Однако золотая внешняя оболочка Филармонии выглядит тусклой и грязной по сравнению с Залом камерной музыки. Это связано с тем, что в зале камерной музыки не были установлены светопрозрачные перекрытия.

Золотые пластины, несомненно, не соответствуют планам Шаруна: он задумал квадратные «цветные пластины» с объемным узором. Белые панели, прикрепленные к южной стороне дымохода, соответствуют этой первоначально запланированной облицовке, которую можно увидеть и на более поздних строительных чертежах. На более позднем этапе строительства прототипы также были оснащены розовыми и серыми поверхностями.

На западной стороне филармонии вокруг запасной лестницы можно увидеть все три типа наружной облицовки: белые пластиковые панели на дымоходе, примерно соответствующие первоначальному плану; слева от этого находятся пластины из анодированного золота, покрытые пластинами из полиэстера, а справа (на самой лестничной клетке) пластины из анодированного золота без покрытия.

 

Пристройка к залу камерной музыки

В 1984–1987 годах рядом с филармонией по проекту Эдгара Вишневского на основе первоначальных планов Ганса Шаруна был построен зал камерной музыки. Затраты на строительство составили около 123 миллионов немецких марок, что в пять раз больше, чем первоначально планировалось. Два здания соединены.

Вишневский настаивал на создании зала камерной музыки на раннем этапе. По его задумке зал должен был существовать еще в 1960-е годы. В 1970-е годы он организовывал многочисленные благотворительные концерты и собирал пожертвования при поддержке Общества друзей филармонии. Однако правящий мэр Берлина Рихард фон Вайцзеккер расчистил путь только в 1983/1984 году, когда планировалось празднование 750-летия Берлина (1987 год). Открытие состоялось 28 октября 1987 года. На концерте открытия выступала Анн Софи Муттер, 79-летний Герберт фон Караян дирижировал на клавесине, а среди гостей был канцлер Гельмут Коль.

В зале камерной музыки выступают ансамбли камерной музыки Берлинской филармонии (например, 12 виолончелистов и Духовой квинтет Берлинской филармонии, всего их более 30), а также другие ансамбли и артисты.

 

Ремонт потолка в зале

28 июня 1988 года, перед началом генеральной репетиции, с потолка концертного зала упал кусок штукатурки площадью 1 м². Никто не пострадал. После этого случая под потолком установили сетку для защиты зрителей и музыкантов. В начале 1991 года филармония была закрыта более чем на год, а потолок был полностью отремонтирован. Конструкция, ранее спроектированная как свободно качающийся потолок Рабица, была заменена бетонным потолком. В апреле 1992 года отремонтированный зал был вновь открыт под руководством Клаудио Аббадо.

 

Огонь

20 мая 2008 года возник пожар, вызванный сварочными работами под металлической крышей в районе Большого зала. В это время в фойе проходил обычный во вторник обеденный концерт. Пожарная команда очень быстро прибыла на место возгорания и предотвратила серьезный ущерб. После ремонта концерты снова смогут состояться со 2 июня 2008 года. Позже руководство филармонии провело благодарственный концерт для пожарных.

 

Архитектура

Расположение

Сегодня здание вместе с Залом камерной музыки, Берлинским музеем музыкальных инструментов и другими зданиями входит в состав Культурфорума Берлина. Он находится в непосредственной близости от Новой национальной галереи Людвига Миса ван дер Роэ и Потсдамской площади со зданием Берлинской государственной библиотеки на Потсдамской улице, которое также было построено по плану Шаруна.

Главный вход находится в направлении Тиргартена, сзади на Потсдамскую площадь. Эта «неправильная» ориентация здания восходит к структурной ситуации на Потсдамской площади во время строительства. В то время эта территория представляла собой залежь прямо на границе сектора на Потсдамской площади, которая также была залежью, где во время строительства Филармонии была возведена Берлинская стена. Только в объединенном Берлине Потсдамская площадь вернула себе нынешнее развитие и первоначальное транспортное значение.

Однако в оба здания можно попасть и со стороны автостоянки через переход между Филармонией и Залом камерной музыки. Благодаря более заметному дизайну этого «заднего входа» в 2009 году (установка новых надписей, редизайн фойе и т. д.) теперь была принята во внимание его новая роль.

 

Внешний дизайн

Из-за своего своеобразного циркового дизайна с концертным подиумом посередине филармонию вскоре после завершения в шутку прозвали «Циркус Караяни» в честь цирка Саррасани и тогдашнего главного дирижера Берлинской филармонии Герберта фон Караяна. Название должно происходить из берлинского языка.

Из-за пристройки второго здания и ориентации филармонии на Тиргартен многие детали характера здания больше не очевидны сразу, когда посетитель приближается к комплексу. Многие из этих деталей можно еще легче идентифицировать на аэрофотоснимках, сделанных во время открытия.

К ним относятся знаменитое заимствование Шароуном элементов морского дизайна в виде «иллюминаторов», а также разделение архитектуры на горизонтальное основание, выдержанное в белом цвете и в котором размещаются фойе и административное крыло, и золотое (тогда еще бежевый) звуковой корпус концертного зала. Снаружи здания с северной и западной сторон проходит галерея в виде террасы, которая может быть открыта для публики во время перерывов и из которой также можно попасть в сад. Тело фойе придает зданию сходную террасную форму со стороны главного входа, как и Государственная библиотека напротив. Большие площади световых люков над кассовой зоной и фойе здесь также выполнены лаконично, что способствует созданию светлого и открытого пространственного впечатления внутри.

 

Дизайн интерьера

Концертный зал

Зал филармонии рассчитан на 2250 мест.

Структура зала асимметрична и шатровая, а его план основан на принципе трех переплетенных пятиугольников, которые и сегодня служат логотипом Берлинской филармонии. Однако асимметрия лишь очень тонко реализована в плане зала и достигается именно за счет деталей зала: среди прочего, в левой зоне опущен блок зрительского яруса, в котором расположены две студии, на противоположной стороне находится орган, а за ним пустая аппаратная, которую можно оборудовать студийным оборудованием для внешних постановок.

С сидений открывается хороший вид на почти центральную сцену со всех сторон благодаря неравномерно поднимающимся ложам-террасам. Эта особая аранжировка во многом устраняет разделение между артистом и публикой; С соответствующих мест зрители могут, например, смотреть в лицо дирижеру во время выступления, что придает местам, менее выгодным с точки зрения акустического баланса, например непосредственно за ударными (Блок Н), свои собственные. качества. Многие артисты любят сидеть «среди» слушателей, когда выступают в филармонии; они, в свою очередь, могут наблюдать за актерами со всех сторон, в зависимости от того, где они сидят. Однако нашлись дирижеры и музыканты, которые не хотели быть в центре внимания и отменили здесь свое выступление (например, Ганс Кнаппертсбуш) или продемонстрировали страстное неприятие в публичных комментариях (Отто Клемперер или Пауль Хиндемит).

Сам Шарун описал расположение блоков для посетителей как «восходящие виноградники». Шатающаяся терраса нарушает обычную последовательную структуру аудитории: блоки группируются по 75–100 мест вместе и, таким образом, одновременно являются «интимными» в социальном измерении, но при этом акустически и физически согласованными. Градиент и расположение спроектированы таким образом, чтобы зрители как можно меньше загораживали поле зрения друг друга на сцене.

Критики всегда интерпретировали разрыв с традиционным разделением концертных залов, позиционируя оркестр посередине, как новое определение социального конструкта концертного исполнения. Например, газета «Берлинер Цайтунг» по случаю 50-летия Филармонии писала: «Не наоборот ли, что более открытое пространство Филармонии позволяет развиваться любой музыке, в то время как в Концертхаусе она становится частью буржуазного ритуал, соблюдение которого демонизируется гипсовыми головами Баха до тех пор, пока Прокофьев не окажется под наблюдением?»

И расположение сцены, и характерная структура террас впоследствии послужили моделями для множества новых концертных залов (см. Ниже). Однако подобная архитектура террас для ярусов для посетителей уже существовала в Моцартовском зале Штутгартского Лидерхалле, открывшегося в 1956 году.

 

Фойе

Вопреки традиционной планировке фойе находится справа от концертного зала (главный вход расположен, так сказать, «на углу» здания). Благодаря террасообразному расположению зрительских ярусов концертного зала в фойе доминируют лестницы, образующие «лабиринтное ветвление». Эти два обстоятельства сбивают с толку интуитивное ориентирование, и посетителям иногда сложно найти нужные входы (всего их 27) в свои места. Четыре наклонные колонны в задней части фойе, вокруг которых сегодня построен бар, можно использовать как ориентир для ориентации: они поддерживают вышележащий блок С зрительских ярусов и точно обозначают центральную ось между левым и правым. стороны зала. В фасаде окна прямо перед ним расположены элементы стеклоблоков, которые своей А-образной формой также показывают ровно середину задней части здания.

Специфический дизайн внутренних архитектурных деталей, таких как перила, пол и окна, был также использован Шаруном примерно десять лет спустя в Берлинской государственной библиотеке напротив, поэтому отличается не только яркой облицовкой фасада золотого цвета, но и прямой связью можно увидеть в дизайне интерьера двух зданий.

 

Архитектурное искусство

Пол в фойе спроектировал Эрих Фриц Ройтер (1911–1997).
Витражи на северо-западной стороне были спроектированы Александром Камаро (1901–1992).
Знаменитый «Филармонический свет I» в фойе был спроектирован Гюнтером Ссимманком (1919–2009).
Дизайн сада взял на себя Герман Маттерн (1902–1971).

Все четыре названных художника также участвовали в проектировании Берлинской государственной библиотеки через дорогу, которую несколько лет спустя спроектировал Шарун.

Скульптура на вершине крыши («Феникс»), которая, как и сам концертный зал, обращена к зданию Рейхстага, создана скульптором Гансом Ульманом.
Бернхард Хайлигер (1915–1995) спроектировал скульптуру в фойе. Позже Хайлигер подготовил еще две работы для Государственной библиотеки.
Мебель в фойе и залах за сценой разработал Питер Г. Зех.
Между Филармонией и Тиргартенштрассе есть небольшая зеленая зона, где в 1959 году была установлена ​​скульптура Орфея. Оно происходит из мастерской Герхарда Маркса.
Прямо над главным входом находится простая надпись из нержавеющей стали, над которой расположен символ здания — пятиугольник, вложенный несколько раз. Шрифт и символ были обновлены в 2010 году компанией Fittkau Metallbau und Kunstschmiede.

 

Зал камерной музыки

Зал камерной музыки, построенный в период с 1984 по 1987 год, вмещает 1136 зрителей и поэтому необычно велик для зала камерной музыки. Первоначально сенатор по культуре Вернер Штайн в 1969 году указал количество мест в 950.

Зал камерной музыки считается не частью филармонии, а ее «младшим братом». Как и эти, он имеет форму шатра. Музыканты также выступают здесь, в центре концертного зала.

 

Акустика

Благодаря тогдашнему уникальному расположению оркестра в центре зала Филармония поставила перед акустическим дизайном совершенно новые задачи. Однако время от времени циркулирующее впечатление, что изначально в зале была плохая акустика, которую затем лишь постепенно пришлось доводить до приемлемого уровня, неверно.

Тот факт, что изначально запланированный более сложный подиум не использовался во время строительства по соображениям стоимости, возможно, способствовал этому повествованию, которое первоначально привело к отдельным проблемам со слышимостью отдельных групп инструментов. Окончательное улучшение произошло – после различных промежуточных решений – более чем через десять лет после открытия. Сильное общественное влияние недавно открытого здания также позволило резкой и преувеличенной критике занять видное место в дебатах. Художественный руководитель Вольфганг Штреземан позже охарактеризовал первоначальную акустику филармонии как «очень, очень плохую, ужасно плохую».

Напротив, акустика зала была очень хорошо продумана с самого начала – в духе Ганса Шаруна, который планировал свою архитектуру «изнутри наружу». Нетрадиционный внешний вид отражается в плане этажа и форме крыши, например. Результат акустических соображений.

На этапе планирования Шарун тесно сотрудничал с Лотаром Кремером из Берлинского технического университета, который выступал в качестве консультанта и гарантировал, что концепция расположения подиума в центре аудитории также была оптимально реализована с точки зрения акустики. До и в период строительства также использовались модели в масштабе 1:9: электрические искры использовались для генерации ударных импульсов с целью записи эхограмм. (Целью исследования было не установить время реверберации, а распознать и скорректировать порхающее эхо.)

Когда дело доходит до акустики помещения, можно выделить три аспекта:
«Звук» помещения: время и характер реверберации, резонансы помещения, трепещущее эхо и т. д.
Баланс звукового образа для посетителей концерта: распределение звука в зале, слышимость инструментов.
Баланс звука на трибуне/сцене: слышимость музыкантов между собой

 

«Звук» комнаты

Для времени реверберации в концертных залах для симфонических оркестров оптимальным считается значение около двух секунд на средних частотах (когда зал полон). Меньшие времена воспринимаются как «приглушенные» (атмосфера гостиной), более длинные. раз быстро размывают звук (Поэтому, например, симфонический оркестр в большой церкви уже не воспринимается как приятный). Это значение достигается и в Филармонии.

Вопреки тому, что иногда думают непрофессионалы, установка времени реверберации в новом здании не представляет собой серьезной акустической проблемы, поскольку по большей части ее можно легко рассчитать по необходимому объему помещения (в случае Филармонии 10 м³ на человека). и может зависеть от конструкции материалов поверхности.

Чтобы свести акустическую разницу между репетиционной ситуацией (без публики) и концертной ситуацией (с занятыми местами) как можно меньшей, нижняя часть сидений была оснащена, например, звукопоглощающими подушками. В незанятом зале время реверберации такое же, как и у занятых стульев.

Благодаря асимметричной планировке и отсутствию параллельных поверхностей зал предлагает оптимальные условия, позволяющие избежать классических проблем, таких как трепещущее эхо и стоячие волны (резонансы помещения). Потолок зала оборудован 136 призматическими резонаторами Гельмгольца, которые заполнены звукопоглощающим материалом и также могут настраиваться путем регулировки щелевого отверстия. Благодаря своей форме они также действуют как рассеиватели и, таким образом, также обеспечивают рассеивание так называемых «ранних отражений», то есть непосредственно слышимых и локализованных отражений. Благодаря этим мерам Филармония достигает своего специфического характера реверберации, который характеризуется низкой долей ранних отражений и более высокой долей диффузной реверберации - и, таким образом, является противоположностью традиционных прямоугольных залов, таких как Концертхаус на Жандарменмаркте.

 

Баланс звукового образа для любителей концертов

Вышеупомянутый характер пространственного звука также приводит к отличной локализации основных источников звука (т. е. отдельных инструментов) и избирательности тембров. Равномерное распространение звука в помещении во многом достигается за счет многовыпуклого потолка. Это восходит к идее Лотара Кремера: изначально Шарун планировал куполообразную конструкцию.

Первоначально основной критикой был именно этот аспект баланса оркестрового звука, особенно струнные часто были недостаточно громкими, чтобы их можно было услышать. Причина этого была быстро установлена ​​в слишком низком расположении подиума в зале. «Зад Шаруна был явно слишком низким», - прокомментировал тогдашний режиссер Вольфганг Штреземан, намекая на описание зала Шаруна.

По иронии судьбы, изначально планировалось установить более высокий подиум, но не удалось реализовать из соображений экономии. Изменение высоты подиума должно занять более десяти лет:
Летом 1964 года первоначально был поднят весь подиум, что привело к существенным улучшениям, но все же не привело к полному удовлетворению Караянса.
В 1973 году в рамках телевизионных записей из эстетических соображений был установлен полукруглый ступенчатый подиум, приподнимающий задние оркестровые секции. Хотя это было задумано лишь как временная мера, с тех пор Караян постоянно использовал ее в своих выступлениях, поскольку был убежден в тональном эффекте и лучшей слышимости отдельных музыкантов. Использование потребовало немалого объема работы, поскольку для других концертов конструкцию пришлось снова снимать, что означало привлечение специалистов. По соображениям безопасности использование платформы пришлось прекратить всего через год.
Летом 1975 года подиум был наконец установлен в его нынешнем виде по проекту Эдгара Вишневского. Полукруглая форма ступеньки полностью или частично регулируется машиной и может быть адаптирована к различным концертным ситуациям.

Однако одно физическое обстоятельство невозможно изменить конструктивными акустическими мероприятиями: естественно, субъективный звук более несбалансирован на сиденьях возле сцены сбоку и позади оркестра. Прежде всего, группы инструментов, находящиеся особенно близко, воспринимаются здесь сильнее, чем с большего расстояния или в классических блоках (АС), потому что относительные различия в амплитуде здесь просто больше. В этих сиденьях возникает еще одна проблема из-за направленности инструментов, которая очень заметна, например, при игре на духовых инструментах и ​​особенно выражена при сольном вокале. "Поэтому концерт сольного певца всегда останется смелым экспериментом в филармонии", - сказал Лотар Кремер, ответственный акустик, хотя, по его мнению, хоры не представляли таких трудностей.

 

Слышимость музыкантов между собой

Вопреки предположениям многих посетителей, висящие над сценой выпуклые звуковые элементы были установлены в первую очередь не для зрителей, а для музыкантов: при высоте потолка в 22 метра над подиумом эти отражатели из стеклопластика сокращают звуковой путь ранние размышления, чтобы гарантировать слышимость между инструменталистами. На зрительских местах рядом со сценой и особенно в средних партерах отражатели также обеспечивают промежуточные отражения, приятные с акустической точки зрения. Элементы, часто называемые «облаками», легко регулируются по высоте и наклону. Первоначально Шарун планировал использовать один большой отражатель, но затем его разделили на десять отдельных. По просьбе Шаруна их размер был уменьшен по эстетическим соображениям по сравнению с дизайном Кремера.Для открытия эти меньшие отражатели свисали с потолка зала. Однако во время перерыва после первого сезона их заменили на отражатели большего размера, которые можно увидеть и сегодня.

 

Техника прямой трансляции

С ноября 2008 года концерты транслируются с помощью внутренней аудио- и видеотехники Филармонии в виде прямой трансляции с высоким качеством изображения и звука и доступны в Интернете в виде архивных материалов («Цифровой концертный зал»). Как и новаторская архитектура, ненавязчиво интегрированная видеотехнология соответствует «техническому авангарду», к которому стремился прежде всего Герберт фон Караян.

Орган
Филармония имеет двухчастную органную систему.

Главный орган
Берлинская компания «Карл Шуке» в 1965 году построила орган с четырьмя мануалами, который был доработан в 1992 году в рамках капитального ремонта зала. В 2011 году был установлен новый электрический игровой стол с системой настройки, новой системой сцепления, новыми надувными двигателями и дополнительной ветровой машиной. В 2012 году было добавлено шесть регистров, в том числе два в горизонтальном исполнении. При этом были переозвучены некоторые регистры, увеличены стенки в два раза и проведена частичная чистка. В 2018 году были обновлены три язычковых регистра и к педали добавлен акустический Flötbass 32'. В 2019 году к педали добавился акустический регистр Gravissima 64'.

Таким образом, инструмент имеет 77 регистров, причем регистры Туба 16 'и Туба 8', добавленные в 2012 году, не привязаны к какому-либо конкретному произведению. На них можно играть со всех мануалов и с педали, компания по производству органов использует для этого термин «плавающая работа» в традиции органостроения в англоязычных странах.

Хоровой орган
Хоровой орган также был построен в 1965 году берлинской органостроительной компанией Schuke и модернизирован в 2016 году. В Hauptwerk были заменены четыре регистра и добавлены два дроновых регистра 16 'и 8' в качестве передачи от 16-футового суббаса Педалверк. Хор и основной орган можно играть вместе с электрической консоли.

 

Берлинская филармония как образец для других концертных залов

Филармония стала первым концертным залом, в котором трибуна располагалась посередине зала. Эта концепция впоследствии была принята во многих других планах, в том числе, например:
Сиднейский оперный театр (Йёрн Утзон, 1973)
Концертный зал Беттчера в Денвере (Харди Хольцман Пфайффер, 1978)
Гевандхаус в Лейпциге (Рудольф Шкода и Фолькер Зиг, 1981)
Сантори Холл в Токио (Сёичи Сано, 1986)

Между тем планировка зарекомендовала себя как стандарт для концертных залов. Некоторые из наиболее известных новых зданий 21 века включают:
Parco della Musica в Риме (Ренцо Пиано, 2002)
Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (Фрэнк Гери, 2003)
DR Koncerthuset в Копенгагене (Жан Нувель, 2009)
Музыка Китало в Хельсинки (Марко Кивисто, 2011)
Филармония в Париже (Жан Нувель, 2015)
Эльбская филармония в Гамбурге (Herzog & de Meuron, 2016)

Крыша Эльбской филармонии также имеет изогнутую форму, похожую на крышу Берлинской филармонии.