Немецкий театр, Берлин

Schumannstraße 13a
Метро Oranienburger Tor, автобус 147
☏ +49 30 28441-221, +49 30 28441-225

 

Немецкий театр (ДТ) в Фридрих-Вильгельм-Штадте в районе Митте на Шуманштрассе в Берлине был открыт в 1850 году как Театр Фридриха-Вильгельма-Штадтиша и первоначально имел развлекательный репертуар. С конца XIX века это была частная и финансируемая сцена с программой для образованного среднего класса. В 20 веке он в основном использовался для постановки пьес, с большой долей классических пьес и довольно консервативной публикой. С 1990-х годов это один из четырех субсидируемых театров Берлина, которыми управляют режиссеры.

 

История

Фарс

Здание театра было спроектировано в 1849/1850 году Эдуардом Титцем по поручению Фридриха Вильгельма Дайхмана и построено под его руководством. Дайхманн владел казино, в саду которого на небольшой сцене уже летом успешно представляли комедии и фарсы. Новое здание открылось в 1850 году под названием Театр Фридриха-Вильгельма-Штедтиша на около 600 мест. Создатели театра преследовали цель создания народного развлечения в то время, когда Королевский муниципальный театр, изначально преследовавший ту же цель, пришел в упадок. С 1860 года здесь исполнялись и оперетты. Театр Вольтерсдорфа, который с 1883 года назывался Новым театром Фридриха-Вильгельма-Штедтиша, часто путали с этим новым театром фарса из-за сходства названия.

В 1883 году писатель и театральный критик Адольф Л'Арронж с группой богатых актеров основал театр с более сложной программой, смешавшей популярные народные пьесы с классикой. Он руководил этим немецким театром, который теперь занимал здание Вильгельмштадта, до 1894 года. С 1894 по 1903 год его сменил Отто Брам. Брам, который как критик возражал Л'Арронжу за то, что он поставил слишком мало «хороших пьес», вывел на сцену современные пьесы натурализма в дополнение к исполнению классики и поставил таких авторов, как Герхарт Гауптман, Август Стриндберг и Артур Шницлер на сцене.

 

Эра Рейнхардт

С 1905 года управление домом взял на себя Макс Рейнхардт, актер с 1895 года, который он также приобрел в 1906 году. В 1906 году у Райнхардта был бальный зал, также построенный в 1850 году Ф. В. Дайхманом на соседнем участке, преобразованный Уильямом Мюллером в еще один театр, который был открыт в том же году как камерный театр. Драматический модернизм того времени должен был быть доступен более широкой аудитории в более узкой обстановке и в приватной атмосфере. Эдвард Мунк создал «Фриз Райнхардта», вариацию своего так называемого «Фриза жизни», состоящего из двенадцати картин для украшения вестибюля Камершпиле.

 

Время национал-социализма

4 апреля 1933 года дирекция «Ахау и Нефть» театра «Рейнхардт», пришедшая к власти после прихода к власти Гитлера, заявила, что после встречи с комиссаром Максом Рейнхардтом б. В. Ганс Хинкель уволен из министерства просвещения Пруссии. Хинкель был влиятельным политиком НСДАП, который также играл важную роль в Kampfbund für deutsche Kultur. С 1 марта 1933 по июнь 1934 года Карл Людвиг Дуйсберг был директором Немецкого театра в Берлине. Хайнц Хильперт стал директором с 1934 года и руководил домом в период национал-социализма, пока он не был закрыт в 1944 году в результате бомбардировок союзников. Именно благодаря актеру Бруно Хюбнеру дом не сгорел полностью.

По сравнению со своим главным конкурентом — представительным государственным театром на Жандарменмаркте — Немецкий театр «Рейнхардт и Хильперт» представлял собой сцену тонких нюансов и мягких тонов с классической гуманистической программой.

 

1945 г. до конца ГДР

7 сентября 1945 года театр был вновь открыт при коммунисте Густаве фон Вангенхайме, вернувшемся из советской эмиграции. Берлинцы стояли в очереди за билетами на первый после окончания войны спектакль, там был «Натан Мудрый» Лессинга и немецкая премьера «Нашего маленького городка» Торнтона Уайлдера. После фон Вангенхайма Вольфганг Лангхофф был режиссером с 1946 по 1963 год, что способствовало поляризации между театрами Восточного и Западного Берлина.

С 1949 по 1954 год в Немецком театре в качестве гостя выступал ансамбль «Берлинер» Бертольда Брехта под руководством Хелены Вайгель. Спектакль «Мать-мужество и ее дети» Брехта до сих пор считается одной из важнейших театральных постановок послевоенного периода. Легендарный крытый фургон из постановки 11 января 1949 года и костюмы Хелен Вайгель, впервые сыгравшей в этом спектакле роль Матери Кураж, выставлены в Доме Брехта Вайгеля в Букове.

После ссоры Ланггофа с ответственными за культуру в ЦК СЕПГ, его сменили Вольфганг Хайнц (1963-1970), Ханс Ансельм Пертен (1970-1972), Герхард Вольфрам (1972-1982), Рольф Ромер (1982-1982). 1984) и Дитер Манн (1984–1991) в качестве художественного руководителя.

Из множества успешных постановок этой эпохи выделяются две работы режиссера Бенно Бессона: премьера комедии Аристофана «Фриден» в редакции Питера Хакса с 45 минутами финальных аплодисментов и 16 занавесами 14 октября 1962 года и «ГДР». премьера сказочной притчи Евгения Шварца «Дракон», которая с момента премьеры 21 марта 1965 года была показана 580 раз и остается в программе более 16 лет.

В 1989 году актеры ДТ также приняли участие в демонстрации на Александерплац в Берлине, которая считается важной вехой в мирной революции в ГДР.

Помимо театральных представлений, Немецкий театр и примыкающая к нему Камершпиле также служили изысканным пространством для проведения конференций или торжеств посвящения молодежи.

 

После воссоединения

После воссоединения управление театром взял на себя сын Вольфганга Ланггофа Томас Лангхофф (1991-2001). С 2001 по 2008 год Бернд Вильмс возглавлял DT. Под его руководством театр вновь превратился в один из ведущих театров страны. Особенно формирующее влияние оказали четыре постоянных директора Барбара Фрей, Димитер Готшефф, Юрген Гош и Михаэль Тальхаймер. Тальгеймер был членом художественного руководства дома с 2005 по 2008 год. В сезоне 2008/09 исполняющим обязанности директора был Оливер Риз. С сезона 2009/2010 пост художественного руководителя занял Ульрих Хуон.

В 2005 году ДТ был назван «Театром года». Спектакль «Кто боится Вирджинии Вулф?» Эдварда Олби (режиссер: Юрген Гош), «Орестея Эсхила» (режиссер: Михаэль Тальгеймер), а также в 2008 году «Крысы» Герхарта Гауптмана (режиссер: Михаэль Тальгеймер) и дядя Антона Чехова Ваня (режиссер: Юрген Гош) стали берлинцами. Theatertreffen, ежегодный лучший фестиваль немецкоязычных театров. В 2008 году DT получил в общей сложности 6 наград из 9: это был «Театр года», версия «Онкеля Ванджи» Юргена Гоша стала «Продукцией года», а также названа актерами года: за их роль. Елены и их жены Джона в фильме «Крысы» жюри признало Констанцию ​​Беккер «Актрисой года». Ульрих Маттес в роли Вани и Йенс Харцер в роли Астроу разделяют титул «Актер года». Сценография Олафа Альтмана для «Крыс» была признана «Сценографией года». Никлас Корт играет Бруно Мечельке в фильме «Крысы» и является «Молодым актером года». Актерские награды были удостоены такие участники ансамбля, как Нина Хосс, Ульрих Маттес и Никлас Корт. Международные призы получили такие гастрольные спектакли, как «Эмилия Галотти» Готхольда Эфраима Лессинга (режиссер Майкл Тальхаймер) и «Лолита» Владимира Набокова (режиссер Оливер Риз).

 

Описание

В Немецком театре есть три сцены: большой дом примерно на 600 мест в зале 1850 года с преимущественно классическим репертуаром, Каммершпиль примерно на 230 мест (обставленный в современном стиле Максом Рейнхардтом в 1906 году), которые посвященный современной драматургии и «Ложе», недавно открытый в 2006 году – компактное пространство в фойе Каммершпиле на восемьдесят мест для театра крупным планом, новых текстов и актуальных тем.

В 2010 году Сенат Берлина решил построить новый репетиционный центр в задней части комплекса зданий. Г-образное здание во дворе, спроектированное архитекторами Геркан, Марг и партнеры, имеет три репетиционные площадки, расположенные друг над другом, а также мастерские, гардеробы и офисы. Строительство нового здания, стоимость которого оценивается примерно в 9,9 миллиона евро, началось летом 2013 года.

Немецкий театр также имеет успешное международное присутствие. С 2001 года состоялось более 200 гастролей, и десятки тысяч посетителей посмотрели такие постановки, как «Эмилия Галотти», «Фауст I», «Фауст II», «Кто боится Вирджинии Вулф?» и персы в Европе, Южной Америке, США и Японии. Благодаря открытости и разнообразию своей программы, а также приверженности великим актерам, режиссерам и драматургам, DT по-прежнему сохраняет свои исторические претензии.

Здание внесено в список памятников Берлина.

 

Художественный руководитель (по выбору)

1905-1932: Макс Рейнхардт
1934–1944: Хайнц Хильперт
1945–1946: Густав фон Вангенхайм
1946–1963: Вольфганг Лангхофф
1963–1969: Вольфганг Хайнц
1970–1972: Ханс Ансельм Пертен
1972–1982: Герхарт Вольфрам
1982–1984: Рольф Ромер
1984–1991: Дитер Манн
1991–2001: Томас Лангхофф
2001–2008: Бернд Вильмс
2008–2009: Оливер Риз
2009–2023: Ульрих Хуон
с 2023 года: Ирис Лауфенберг

 

Люди

Время оперетты

Лина Майр, Анна Шрамм

 

Эпоха Рейнхарда

Под руководством Макса Рейнхардта в состав ансамбля Немецкого театра входили следующие актеры:

Лида Баарова, Эвальд Бальзер, Элизабет Бергнер, Курт Буа, Пауль Дальке, Марлен Дитрих, Кете Дорш, Тилла Дюрье, Вилли Фрич, Густав Фрелих, Отто Фи, Генрих Джордж, Долли Хаас, Пауль Хенкельс, Эдуард Герман, Люси Хёфлих, Пауль Хёрбигер Марианна Хоппе, Бриджит Хорни, Эмиль Яннингс, Фридрих Кайслер, Ойген Клёпфер, Гермине Кёрнер, Курт Лик, Гарри Лидтке, Теодор Лоос, Эвелин Мейка, Александр Мойсси, Грета Мошайм, Макс Палленберг, Эрих Понто, Фриц Расп, Лени Рифеншталь, Хайнц Рюманн, Адель Сандрок, Сибилла Шмитц, Конрад Фейдт, Эльза Вагнер, Герман Ведекинд, Пауль Вегенер, Матиас Виман и Эдуард фон Винтерштейн.

Густав Грюндгенс работал здесь режиссёром с 1928 по 1933 год.

Гильперт и фон Вангенхайм - Третий Рейх и послевоенный период
Хайнц Хильперт (1934–1944), Густав фон Вангенхайм (1945–1946)

 

В ГДР

Режиссеры были а.о.

Бенно Бессон, Адольф Дрезен, Вольфганг Хайнц, Александр Ланг, Томас Лангхофф, Вольфганг Лангхофф, Хайнер Мюллер, Фридо Зольтер, Рольф Винкельгрунд.

Авторами дома были Ю.А. Питер Хакс, Хейнар Киппхардт и Армин Столпер.

Известные актеры были а.о.

Барбара Адольф, Реймар Йоханнес Баур, Маргит Бендокат, Герхард Бинерт, Курт Бёве, Петер Доммиш, Хорст Дринда, Фред Дюрен, Эберхард Эше, Дитер Франке, Кристиан Грасхоф, Херварт Гроссе, Эльза Грубе-Дайстер, Йорг Гудзун, Хорст Химер, Урсула Каруссайт , Инге Келлер, Катрин Кляйн, Фолькмар Кляйнерт, Дитрих Кёрнер, Ульрике Крумбигель, Рольф Людвиг, Лиза Машинер, Дитер Манн, Дагмар Манцель, Отто Меллис, Ульрих Мюэ, Ирма Мюнх, Катя Парила, Эрика Пеликовски, Гарри Пицш, Клаус Пионтек, Кете Райхель, Гудрун Риттер, Йоханна Шаль, Барбара Шницлер, Кристина Шорн, Фридо Зольтер, Бернд Штемпель, Лисси Темпельхоф, Хильмар Тате, Ульрих Тейн, Ютта Ваховяк, Эдуард фон Винтерштейн, Симона фон Зглиницки.

Театральным капельмейстером и композитором был Райнер Бредемайер; какими музыкантами были вы. наняли гитаристов Вилли Шлинске и Гундула Сонсалла (1944–1999).

 

После воссоединения Германии

Директора включают
Андреас Дрезен, Барбара Фрей, Юрген Гош, Димитер Готшефф, Александр Ланг, Томас Лангхофф, Йоханна Шалл и Михаэль Тальхаймер.

На сцене вы. Констанце Беккер, Маргит Бендокат, Самуэль Финци, Йорг Гудзун, Нина Хосс, Инго Хюльсманн, Юрген Хут, Инге Келлер, Катрин Кляйн, Вольфрам Кох, Свен Леманн, Дитер Манн, Ульрих Маттес, Отто Меллис, Дагмар Манзель, Гарри Пицш, Кете Райхель , Гудрун Риттер, Барбара Шницлер, Гётц Шуберт, Бернд Стемпель, Валерия Чепланова, Ютта Ваховяк, Симона фон Зглиницки.

Среди гостей были Бен Беккер, Майке Дросте, Мартина Гедек, Коринна Арфуш, Софи Руа и Анджела Винклер.

 

Почетные члены

1928: Константин Станиславский
1928: Владимир Немирович-Данченко
1945: Эдвард фон Винтерштейн
1945: Альберт Бассерман
1945: Гертруда Эйзольдт
1945: Пауль Вегенер
1946: Люси Полит
1950: Герда Мюллер
1957: Вилли А. Кляйнау
1959: Карл Руперт
1960: Эрнст Буш
1965: Хайнц Хильперт
1965: Вольфганг Лангхофф
1970: Тилла Дюрье
1973: Макс Рейнхардт
1975: Вольфганг Хайнц
1975: Ханс Отто
1979: Генрих Килгер
1981: Отто Брам
1985: Элизабет Бергнер
2000: Инге Келлер
2004: Дитер Манн
2008: Фред Дюрен
2009: Юрген Гош
2012: Томас Лангхофф
2018: Кристиан Грасхоф
2023: Маргит Бендокат