Немецкая опера, Берлин

Немецкая опера в Берлине — крупнейший из трёх оперных театров Берлина. Здание по адресу Бисмаркштрассе, 34-37 в районе Шарлоттенбург было открыто в 1961 году по проекту Фрица Борнеманна в стиле послевоенного модернизма и явилось заменой Немецкого оперного театра на том же месте, разрушенного во время мировой войны. II. Недавно построенный театр Шарлоттенбург на 1859 мест является одним из крупнейших театров Германии.

Немецкая опера вместе с Государственной оперой Унтер-ден-Линден, Комише оперой, Государственным балетом и Бюненсервисом Берлина образует Фонд Берлинской оперы.

 

История

Основание

Инициатива создания оперного театра исходила от буржуазных кругов независимого в то время Шарлоттенбурга. Будучи экономической опорой государства и интеллектуальными пионерами, жители богатейшего города Пруссии хотели построить оперный театр «для себя» в качестве альтернативы «замороженной» представительской сцене Придворной оперы Унтер-ден-Линден.

В городе Шарлоттенбург в 1911/1912 году по проекту Генриха Зелинга был построен Немецкий оперный театр. Он открылся 7 ноября 1912 года «Фиделио» Людвига ван Бетховена под управлением Игнатца Вагальтера. Когда в 1920 году Шарлоттенбург стал частью столицы Рейха на основании закона об образовании нового муниципалитета в Берлине (Закон о Большом Берлине), здание, вмещавшее более 2300 мест, получило название Муниципальная опера.

Нацизм и Вторая мировая война
В 1934 году, в эпоху национал-социалистов, дом в Шарлоттенбурге, переименованный в Немецкий оперный театр, стал собственностью Рейха и, таким образом, подчинялся имперскому министерству народного просвещения и пропаганды Йозефа Геббельса. С другой стороны, Герман Геринг, будучи премьер-министром Свободного государства Пруссия, руководил Государственной оперой Унтер-ден-Линден, хотя дома иногда конкурировали от имени своих работодателей. Под руководством Пауля Баумгартена в 1935 году было проведено преобразование на 2098 мест. В отличие от первоначального проекта с независимым от статуса зрительным залом была создана «ложа лидера». После разрушения здания 23 ноября 1943 года выступления проходили в Адмиралспаласте в Берлине-Митте до осени 1944 года.

В период национал-социалистов этот дом, наряду с Байройтским фестивалем, считался высшим представительным местом нацистского режима. Еще весной 1933 года, по случаю дня рождения режиссера Макса фон Шиллинга, в буклетах оперы говорилось: «Если бы это было невозможно, мы могли бы собраться там, где мы могли бы делать произведения самых чуждых художественных произведений». Большевизм, приемлемый для восприимчивой, впечатлительной буржуазной аудитории, чтобы снова натурализовать ценности более чистой немецкой природы».

В этом духе давний художественный руководитель Карл Эберт, дирижеры Фриц Штидри и Пауль Брайзах и, например, Например, певца Александра Кипниса выселили из дома. После смерти Шиллинга в июле 1933 года его преемником стал Вильгельм Роде, героический баритон дома с 1926 года. Игрались «приятные произведения», т. е. Вагнер, Лорцинг, Кинцль и т. д. Современные композиторы, такие как Вейль, или оклеветанные как «иностранные» композиторы, такие как Оффенбах и Мейербер, были уже не востребованы.

Постановки требовали драматургии, аранжировок и оборудования. За последнее часто отвечал Бенно фон Арент. Речь шла о том, чтобы быть верным природе вплоть до самого маленького листа картона. Ганс Сакс пел под слизняки, а фестивальная площадка Мейстерзингеров пришла прямо из фильма Лени Рифеншталь. Зигфрид подъехал верхом с руной (S)S на щите. Ведь репертуарная запись «Травиаты» в 1935 году потребовала предварительного дальнейшего развития режиссерского театра.

Летом 1943 года, в разгар Второй мировой войны, режиссера Роде сменил успешный гамбургский дирижер Ганс Шмидт-Иссерштедт. Вместе с Гюнтером Реннертом и Леопольдом Людвигом он привел в свою команду менеджеров двух молодых художников, которые уже указывают на художественное пробуждение послевоенного театра. Однако их работа не нашла особого отклика на фоне растущих беспорядков и разрушений войны. Осенью 1943 года первым направлением Реннерта стала «Così fan tutte» — ее оценили как «легкую, забавную, творческую». Две недели спустя, 23 ноября 1943 года, дом подвергся бомбардировке во время авианалетов союзников. 1 сентября 1944 года вступил в силу общий запрет театров, и все театры были закрыты.

 

Послевоенный период до 1989 г.

После окончания войны теперь снова Städtische Oper использовала здание Театра де Вестенс возле железнодорожного вокзала Берлинского зоопарка для выступлений в качестве Städtisches Opernhaus Berlin до тех пор, пока 24 сентября не было построено новое здание Фрицем Борнеманом с 1957 по 1961 год на 1865 мест. 1961 год можно было открыть «Дон Жуаном» Моцарта. Новое здание обошлось в 27,5 миллиона марок (с учетом покупательной способности в сегодняшней валюте: около 69,7 миллиона евро). В 1961 году по предложению Ференца Фриксай в качестве реакции на строительство Берлинской стены название было изменено на нынешнее название Deutsche Oper Berlin. В 1959 году Муниципальная опера получила премию немецких критиков.

В период с момента открытия нового здания Немецкая опера, вопреки своему первоначальному назначению, превратилась в представительную палату земли Берлин (Запад), поскольку традиционно исполняла эту роль Государственная опера Унтер ден Линден. роль Берлина вместе с восточной частью Берлина и ГДР взяла на себя собственное развитие.

Фонд Американской Берлинской оперы был основан в Нью-Йорке в 1986 году по инициативе Гётца Фридриха.

 

С 1990 года

Корректировка имени

Чтобы избежать путаницы с Немецкой оперой в Берлине, оперный театр Унтер ден Линден снова получил свое довоенное название Staatsoper Unter den Linden после воссоединения Германии в 1990-х годах. В эпоху ГДР он был впервые переименован в Немецкую государственную оперу, чтобы подчеркнуть важность ГДР как независимого немецкого государства.

 

Споры об Идоменее, 2006 г.

Решение отменить запланированное на ноябрь 2006 года возобновление постановки «Идоменея» Моцарта (режиссер Ганс Нойенфельс) встретило бурную реакцию за пределами тех, кто интересуется оперой. В ней, в качестве постлюдии, добавленной режиссёром в конце оперы, была показана отрубленная голова исламского пророка Мухаммеда (рядом с окровавленными головами Иисуса, Будды и Посейдона), чтобы дать понять, что порабощение человечества должно быть осуществлено. преодолевается религиями и в них (при этом Нойенфельс, однако, принял точку зрения Идоменея, который на протяжении всей оперы неоднократно оплакивает строгое требование Нептуна об обещании). Причиной увольнения стали опасения берлинского сенатора внутренних дел и управления государственной криминальной полиции. Они считали возможными «насильственные действия», на что и указали руководству. Тогдашний федеральный министр внутренних дел Вольфганг Шойбле вмешался и счел увольнение неприемлемым. Чего стоит свобода выражения мнений, если приходится ограничивать ее из страха. Так утверждали другие политики. Если беспокойство по поводу протестов «приведет к самоцензуре», свобода слова окажется под угрозой, заявил тогдашний государственный министр культуры Бернд Нойман. Искусство и медиа должны называть противоположности в обществе. Это требует терпимости «даже к неудобным мнениям». После критики ухода из культуры и политики предупреждение было рассмотрено в перспективе, и в декабре 2006 года спектакль был поставлен снова.

 

Водная катастрофа 2017

Утром 24 декабря 2017 года система водяного пожаротушения полностью затопила главную сцену Немецкой оперы. Ущерб от воды затронул верхнее и нижнее оборудование, светотехнику, а также технологии связи и передачи данных. По этой причине запланированные спектакли оперы и балета 25, 26 и 27 декабря 2017 года пришлось отменить. С 28 декабря 2017 года спектакли вновь идут по графику, некоторые постановки по-прежнему представлены в сценически адаптированной форме из-за технических ограничений. Сценические технологии снова стали полностью пригодными к использованию с начала сезона 2018/2019.

 

Художественный профиль

Немецкая опера в Берлине, рассчитанная на 1859 мест, на сегодняшний день является крупнейшим оперным театром Берлина. Только он предлагает около 42 процентов мест в трех оперных театрах Берлина. Таким образом, дом с его оперными постановками посещает больше всего посетителей (в 2017 году - 241 000) из трех берлинских оперных театров.

Таким образом, задачей Немецкой оперы в Берлине является развитие «великого» репертуара XIX века с такими ключевыми произведениями, как Рихард Штраус, Рихард Вагнер, Джакомо Пуччини и Джузеппе Верди. В прошлом именно здесь добились больших режиссерских успехов Гетц Фридрих, Ганс Нойенфельс, Ахим Фрейер, а в последние годы, например, Б. Нюрнбергские мейстерзингеры и Тристан и Изольда Рихарда Вагнера. Среди успешных открытий Немецкой оперы в последние сезоны: Сцены из «Жизни святой Жанны» Вальтера Браунфельса и «Полковника Шаберта» Германа Вольфганга фон Вальтерсхаузена, «Чудо Гелианы» Эриха Вольфганга Корнгольда и «Путешествие в Реймс» Джоаккино Россини.

Оркестр Шарлоттенбургской оперы славится прежде всего своей особой универсальностью и игрой Вагнера, поэтому оркестр Немецкой оперы является одним из крупнейших источников набора кадров для Байройтского фестивального оркестра. В доме на Бисмаркштрассе в 1914 году, после истечения срока защиты, состоялась немецкая премьера «Парсифаля» Рихарда Вагнера за пределами Байройта. «Кольцо Нибелунга» Вагнера в постановке Гётца Фридриха считается эпохальным в режиссуре произведением.

В других отношениях дом также тесно связан с Байройтским вагнеровским фестивалем. Директор фестиваля Катарина Вагнер поставила «Триттико» Джакомо Пуччини в Немецкой опере в Берлине. И: если семья Вагнер не согласна на новое назначение на должность руководителя Байройтского фестиваля, правление фонда фестиваля согласно своему уставу должно проконсультироваться с советом оперных директоров, начиная с директора Немецкой оперы в Берлине. . Генеральный музыкальный руководитель Дональд Ранниклс продолжает эту традицию как специалист по Вагнеру и Штраусу (также с опытом работы в Байройте).

Дом также предан творчеству Ганса Вернера Хенце, многие из произведений которого были исполнены и представлены здесь. И последнее, но не менее важное: сохранение репертуара Леоша Яначека имеет большое значение для Немецкой оперы в Берлине.

Некоторые записи оркестра Немецкой оперы считаются «эталонными записями», к ним относятся, например, «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера под управлением Ойгена Йохума с Дитрихом Фишер-Дискау, Катариной Лигендза, Кристой Людвиг, Пласидо Доминго; «Макбет» Верди под управлением Джузеппе Синополи с Ренато Брусоном, Марой Зампьери, Джеймсом Моррисом и «Кармина Бурана» Орфа под управлением Ойгена Йохума с Гундулой Яновиц и Дитрихом Фишер-Дискау.

В последнее время сделал себе имя и хор Немецкой оперы в Берлине. Трижды подряд, в 2008, 2009 и 2010 годах, ансамбль завоевывал звание «Хор года», присуждаемое журналом opernwelt по итогам опроса ведущих критиков. В 2012 году хор был удостоен Европейской хоровой премии Европейского культурного фонда Pro Europa. Успех ансамбля также объясняется продолжающейся работой главного руководителя хора Уильяма Сполдинга, который занимал этот пост с сезона 2007/2008. Бывший федеральный президент Рихард фон Вайцзеккер является почетным членом хора Немецкой оперы в Берлине с февраля 2012 года.

Руководство Кирстен Хармс с 2004 по 2011 год было сосредоточено на повторном открытии и пересмотре произведений первой половины 20-го века, которые исчезли из репертуара, таких как «Травма» Александра фон Землянского, «Кассандра» Витторио Некки, «Германия» Альберто. Франкетти и Уолтер Браунфелс «Жанна д'Арк» - Сцены из жизни святой Жанны. За два последних произведения опера была отмечена в 2007 и 2008 годах по обзору критиков журнала Opernwelt премией «Повторное открытие года».

Генеральный музыкальный директор Дональд Ранниклс, оперный директор Кристоф Сойферле и управляющий директор Томас Ферле взяли на себя временное руководство в сезоне 2011/12. Дитмар Шварц занимает пост директора с 1 августа 2012 года, и с тех пор его контракт был продлен до 2025 года. Контракты с управляющим директором Томасом Ферле и генеральным музыкальным директором Дональдом Ранниклсом также продлены до 2027 года.

 

Оркестр

Певцы, оперный оркестр и его дирижер – важнейшая основа успешных выступлений. Еще в 1920-е годы художественные руководители регулярно приглашали в Немецкую оперу таких известных приглашенных дирижеров, как Вильгельм Фуртвенглер и Бруно Вальтер. Трансляции концертов по радио и записи донесли музыку до людей, которые не могли позволить себе билеты для посетителей.

Новый оперный театр, открывшийся в 1961 году, естественно, создал новый оркестр. Среди прочих снова были приглашены приглашенные дирижеры, в том числе Лорин Маазель, Герберт фон Караян, Джузеппе Синополи и Кристиан Тилеманн. Тилеманн был генеральным музыкальным директором (GMD) Немецкой оперы с 1997 по 2004 год. В 2009 году его сменил сэр Дональд Ранниклс на посту GMD, его контракт уже продлен до 2027 года.

В состав оркестра входят все привычные группы музыкантов (струнные, духовые инструменты, перкуссионисты и литавристы), весь коллектив включает в среднем 100 музыкантов высшего класса (119 на март 2022 года), а также администраторов и других сопровождающих лиц. Некоторые из них также играют в оркестре Байройтского фестиваля.

Помимо оперных выступлений оркестр регулярно дает симфонические концерты с участием известных солистов. Они выступают как в Оперном театре Шарлоттенбурга, так и в Берлинской филармонии. Ряд участников оркестра также сформировали небольшие индивидуальные ансамбли, с которыми они также создают музыку в Немецкой опере. Дискография оркестра насчитывает более 200 наименований.

Почетными членами могут быть назначены вышедшие в отставку члены оркестра, музыканты из других учреждений, такие как Игорь Стравинский или другие люди, работающие в оперном ансамбле. В 2022 году на домашней странице будет 44 почетных члена.

С 1980-х годов у оркестра есть собственная оркестровая академия для подготовки молодых музыкантов.

 

Архитектура здания

Обзор

Критики считают здание «трезвым до сухости костей». Монументальной и внушительной, по мнению окружающих, является архитектурная концепция нового здания крупнейшей оперы Берлина 1960-х годов. Берлинский архитектор Фриц Борнеман стал победителем конкурса, проведенного в 1953 году на новое строительство зрительного зала Немецкой оперы в Берлине (сцена, пристройки и пристройки с мастерскими, магазинами, складскими помещениями и офисами, среди прочего, были были разрушены лишь частично и поэтому были указаны), который уже участвовал в проектах своего отца по меблировке этого дома в 1930-х годах. Его победный проект предусматривал почти квадратный план этажа с длиной стороны около 70 метров, разделенный на три зоны: главный фойе с парадной лестницей, центральный зрительный зал с примыкающими к нему боковыми фойе и боковыми лестницами и сценическую зону с главной лестницей. сцена и две боковые сцены.

 

Экстерьер

Борнеманн спроектировал массивный фасад из бетона и гальки для передней части зрительного зала, выходящей на шестиполосную Бисмаркштрассе. Стена полностью защищает зал театра от уличного шума. Боковые фасады из стекла, добавленные только на втором этапе конкурса, с одной стороны, позволяют видеть зрительный зал снаружи, но с другой стороны, по замыслу Борнемана, должны «заглушать вид, снаружи» посредством отражений света, чтобы усилить концентрацию на художественном опыте в интерьере.

 

Интерьер

В отличие от комнат отдыха в исторических зданиях театров, фойе Немецкой оперы в Берлине с самого начала планировалось как важный и выдающийся архитектурный элемент, не в последнюю очередь как выставочное пространство для современных скульптур и картин (как ответ на исполнительское искусство). Поэтому они не прячутся в антресолях или подвалах, а по размерам и обзорности утверждают свою почти равную значимость наряду со зрительным залом. Как помещения почти без видимых опор, они спроектированы с учетом сдержанности, ширины и прозрачности, что создает напряжение с подчеркнутыми произведениями искусства в сдержанности и сдержанности, типичной для того времени, а также с точно поставленным оборудованием, освещением и цветовым оформлением. Из-за этого пространственного эффекта лестницы и фойе являются популярными фонами для фильмов и рекламы. Благодаря своим размерам части фойе можно использовать для театральных представлений и лекций, а также для проведения торжеств. А в перерывах через стеклянный фасад открываются «панорамные виды» на восток и запад.

Зрительный зал представляет собой не П-образный театр в форме подковы, а довольно широкий и лишь слегка изогнутый, с консольными балконами. Широкую сцену можно увидеть полностью с каждого места. Акустика — лучшая из всех сцен берлинского музыкального театра (только Немецкая опера и Комишская опера играют оперные спектакли в Берлине без электронной звуковой системы для акустической оптимизации). Таким образом, архитектура зрительного зала Немецкой оперы представляет собой диаметрально противоположный проект Паулик-холла Государственной оперы Унтер-ден-Линден, который всего на шесть лет старше. Простая обшивка зала из ценных пород тропического дерева, цветовое решение и точечное освещение призваны сосредоточить внимание посетителей зала на сцене и дать понять, что в центре внимания – представление, а не представление. В зале нет классических лож. Практически все выступления сопровождаются субтитрами для лучшего понимания текста. Это важное здание театральной архитектуры 20 века является памятником архитектуры.

 

Столярные изделия

Тишлерай — вторая площадка Немецкой оперы в Берлине. Он расположен в задней части здания Немецкой оперы в Берлине. Бывшая столярная мастерская была преобразована в театр в 2012 году, и с тех пор каждый сезон здесь проходило около десяти премьер, гастролей и возрождений. Также есть разные серии концертов. Архитектурно площадка представляет собой открытое пространство без оркестровой ямы, сценической башни, боковой и задней кулис. Трибуну можно использовать гибко. Программно в центре репертуара мировые премьеры: заказные композиции, разработки пьес и аранжировки старых произведений. Тишлерай видит себя мастерской музыкального театра XXI века как для молодой, так и для взрослой аудитории. В Тишлерай певцы и музыканты Немецкой оперы Берлина встречаются с артистами берлинской и международной независимой сцены – авангарда, поп-музыки, изобразительного искусства, танца и перформанса.

 

Детский хор

С момента своего основания в 2008 году Детский хор Немецкой оперы Берлина стал важной частью Немецкой оперы Берлина. Его первой крупной задачей стала премьера «Кармен» 8 марта 2009 года. С тех пор детский хор Немецкой оперы в Берлине взял на себя все оперные спектакли, в которых есть детские хоровые партии. К ним относятся Тоска, Фальстаф, Женщина без тени, Кармина Бурана, Богема, Гензель и Гретель, Жанна д'Арк - Сцены из жизни святой Жанны, Отелло, Турандот, Орестея Янниса Ксенакиса и мальчик Соли в Тоска и Макбет.

Каждый год на Рождество детский хор Немецкой оперы дает свои рождественские концерты, в которых поет и играет на тему Рождества особенным и изысканным образом.

Детский хор Немецкой оперы проявляет себя в своих выступлениях и концертах на главной сцене Немецкой оперы, в зале камерной музыки Филармонии или на других мероприятиях. Он рисует музыкальную линию от барокко к современности, а также любит рисковать в области поп-музыки и легкой музыки. Участники детского хора Немецкой оперы с энтузиазмом и высоким качеством репетируют произведения всех направлений современной музыки.

 

Дети танцуют для детей

Предложения для детей и молодежи имеют постоянное место в Немецкой опере в Берлине. Важную роль в этом предложении играет детский балет «Детский танец для детей», существующий с 1997 года танцовщицей и хореографом Фелиситас Биндер. Пьесы, представляющие собой часовые версии самых известных повествовательных балетов классического балетного репертуара, призваны приблизить детей и молодежь к великим произведениям классического балета и предложить зрителям подходящее введение в мир танца. Особенность: танцоры на сцене едва ли старше зрителей в зале. Впечатление, которое они берут домой и берут с собой в повседневную жизнь, тем более стойкое. В детском балете, базирующемся на базе Немецкой оперы, сейчас занимаются около 80 детей в возрасте от 6 до 17 лет. Сейчас молодые танцоры вместе с Фелиситас Биндер работают над шестью крупными проектами и регулярно с большим успехом выступают в Немецкой опере, Урании в Берлине, СЭЗ – Ан дер Вульхайде и Фонтане Хаус. На Рождество 2011 года они исполнили «Сон в канун Рождества» в Берлинской филармонии под руководством Игоря Будинштейна и Берлинского симфонического оркестра. Открытие доступа к искусству и культуре для юной аудитории было и остается заявленной целью «Детский танец для детей». Большие и маленькие танцоры разделяют радость танца, который для многих является началом любви на всю жизнь. Проект находится под патронажем Кирстен Хармс (директор Немецкой оперы Берлина до 2011 года) и Андре Шмитца (бывшего государственного секретаря по вопросам культуры).

С 1 января 2014 года детский балет входит в образовательную программу Staatsballett Berlin «Tanz ist KLASSE!» и носит название «Tanz ist KLASSE!» - Дети танцуют».

 

Премьеры

Городская опера Берлина
1923: Эмиль Николаус фон Резничек, Карл Мейнхард, Рудольф Бернауэр: Олоферн
1932: Франц Шрекер: Гентский кузнец
1932: Курт Вайль, Каспар Неер: Гарантия

Городской оперный театр Берлина
1952: Борис Блахер: Прусская сказка

Немецкая опера Берлин
1961: Гиселер Клебер: Алкмена
1964: Роджер Сешнс, Джузеппе Антонио Боргезе: Монтесума
1965: Ганс Вернер Хенце: Молодой лорд (либретто: Ингеборг Бахманн)
1966: Роман Хаубеншток-Рамати: Америка
1968: Луиджи Даллапиккола: Улиссе
1969: Борис Блахер: 200 000 талеров
1970: Гюнтер Грасс, Марсель Луипар: Пугала (балет)
1972: Вольфганг Фортнер, Матиас Браун: Элизабет Тюдор
1981: Маурисио Кагель: из Германии
1987: Вольфганг Рим: Эдип
1987: Эрхард Гросскопф: Легкий взрыв
1988: Марк Нейкруг: Лос-Аламос
1990: Ганс Вернер Хенце: Преданное море (либретто: Ганс-Ульрих Трайхель)
1992: Ариберт Райман: Das Schloss (либретто композитора по одноименному роману Франца Кафки и его инсценировке Макса Брода)
2005: Изабель Мандри: Дыхательная одиссея
2008: Вальтер Браунфелс: Жанна д'Арк - сцены из жизни святой Жанны (живописная премьера)
2017: Андреа Лоренцо Скартаццини: Эдвард II
2017: Ариберт Рейман: L'invisible (лирическая трилогия по мотивам Мориса Метерлинка)
2019: Детлев Гланерт: Океан (либретто: Ганс-Ульрих Трайхель)
2019: Хая Черновин: Палата Сердца
2023: Джорджио Баттистелли: Il Teorema di Pasolini (Направление: «Мертвая точка»)