Музей гравюр и рисунков, Берлин

Музей гравюр и рисунков (Kupferstichkabinett Berlin) является частью Берлинских государственных музеев и Культурфорума на Потсдамской площади в районе Тиргартен в Берлине. Это крупнейший музей графического искусства в Германии и одна из четырех важнейших коллекций такого рода в мире. Его фонды включают более 500 000 гравюр и около 110 000 других произведений «искусства на бумаге», то есть рисунков, пастелей, акварелей и набросков маслом.

В 2019 году Kupferstichkabinett посетило около 46 000 человек.

 

История

Музей гравюр и рисунков был основан в 1831 году, и вместе с ней началась систематическая коллекционерская деятельность.Историческим ядром коллекции стала опись около 2500 рисунков и акварелей, которые были приобретены курфюрстом Фридрихом Вильгельмом фон Бранденбургом в 1652 году и хранились в придворной библиотеке. Расширение коллекции в XIX веке происходило в основном за счет покупки важных частных коллекций. Приобретение коллекции генерального почтмейстера Карла Фердинанда Фридриха фон Наглера в 1835 году имело важное значение для надрегиональной репутации Купферстичкабинетта и других старых немецких мастеров. В течение следующих нескольких десятилетий кабинет приобрел другие высококачественные активы, в том числе рисунки Сандро Боттичелли 1882 года для «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Долгое время в Берлине, прежде всего Национальной галереей, собирались немецкие рисунки XIX–XX веков, в том числе около 6000 графических листов из имения Адольфа Менцеля. В 1986 году к Купферстичкабинетту была присоединена коллекция рисунков Национальной галереи. После Второй мировой войны приоритет был отдан пополнению запасов гравюр ХХ века – например, произведений экспрессионистов, которые были названы «дегенеративными» и утрачены в эпоху национал-социалистов. В 1994 году на Культурфоруме Потсдамской площади открылось новое здание Kupferstichkabinett. Здесь снова собрались вместе с коллекцией Национальной галереи фонды коллекции, поделенные между Востоком и Западом во время раздела Германии.

 

Режиссеры

1832–1857: Вильгельм Эдуард Шорн (1806–1857)
1857-1876:...
1876–1903: Фридрих Липпман (1838–1903).
1904–1908: Макс Лерс (1855–1938)
1908–1930: Макс Дж. Фридлендер (1867–1958)
1930–1933: Эльфрид Бок (1875–1933)
1933–1957: Фридрих Винклер (1888–1965)
1958–1968: Ганс Мёле (1903–1976)
1968–1977: Матиас Виннер (р. 1931)
1977–1984: Федя Анзелевский (1919–2010).
1984–2002: Александр Дюкерс
2002–2017: Генрих Шульце Альткаппенберг
2017–2018: Холм Беверс (действующий)
с 2018: Дагмар Корбахер

 

Коллекция

В коллекции основное внимание уделяется европейским рисункам и гравюрам от Средневековья до наших дней. Представлены также рукописи с иллюминированными рукописями Средневековья и Возрождения, портфели, альбомы для рисования, топографические изображения и печатные формы. Рисунки и гравюры ранних итальянских, немецких и голландских художников, а также произведения XIX века особенно многочисленны и отличаются высоким качеством; они представляют таких художников, как Мантенья и Боттичелли, Дюрер, Микеланджело, Альтдорфер, Грюневальд, Босх, Брейгель, Рембрандт, Тьеполо, Ходовецкий, Фридрих, Шинкель и Менцель. Другими фокусами коллекции являются классический модернизм (с Мунком, Киршнером, Пикассо), поп-арт (с Ричардом Гамильтоном, Энди Уорхолом, Джаспером Джонсом, Фрэнком Стеллой), концептуальное искусство и современное искусство в стиле минимализма.

В зависимости от характера соответствующей коллекции работы на бумаге хранятся и в других берлинских музеях — в Этнологическом и Азиатском музеях, в Художественной библиотеке и коллекции Шарфа-Герстенберга. Из-за большого размера коллекции и относительно высокой чувствительности отдельных произведений произведения искусства в Kupferstichkabinett не могут представляться на регулярной основе. Помимо специальных выставок, каждый год проводится ряд меняющихся выставок с работами из собственных фондов. Кроме того, заинтересованные стороны могут показать оригиналы по своему выбору в учебной комнате.

Основными спонсорами музея являются Graphische Gesellschaft zu Berlin – Ассоциация друзей Kupferstichkabinett e. V. Ассоциация существует с 1997 года, поддерживает расширение коллекции, организует пожертвования и приобретает отдельные произведения в соответствии с рекомендациями директора Купферстичкабинетт.

 

Исследования и реставрация

Произведения искусства в музее гравюр и рисунков документируются, хранятся и, при необходимости, обрабатываются в соответствии с новейшими научными знаниями. Консультативный совет музея по консервации действует с совещательным правом. Рисунки и гравюры, чувствительные к свету и климату, должны быть тщательно подготовлены для интенсивного внутреннего и международного кредитования. Сюда входят специальные монтажи, подробные журналы и соответствующее кадрирование.

Особые области реставрации включают переплетенные рукописи Средневековья и Возрождения, дизайнерские шкатулки большого формата для фресок XIX века (например, Питера фон Корнелиуса) или технически сложные произведения современного искусства. Постоянно обновляемый реестр водяных знаков поддерживает исследования в области бумажного дела и датировки произведений искусства на бумаге. Примером долгосрочного исследовательского проекта является тщательное изучение рисунков серебряной иглой, которое осуществляется как междисциплинарный проект совместно с Ратгенской исследовательской лабораторией (РФ), Федеральным институтом исследования и испытаний материалов (БАМ) и Центром de Recherche et de Restauration des Musée de France (C2RMF). Помимо Купферстичкабинетта, экспертизой отдельных рисунков Матиаса Грюневальда занимаются РФ и Штутгартская государственная академия художеств (САБК).