Театр «Грипс», Берлин

Театр «Грипс» — детский и юношеский театр на Альтонаерштрассе у станции метро Hansaplatz в берлинском районе Ханзавиртель в Митте. История театра началась в 1969 году.

 

История

Появление

В 1966 году в Берлине был создан театр для детей в кабаре «Рейх». В то время Reichskabarett была известной и успешной группой кабаре левого толка. Сооснователем и одним из авторов кабаре-группы «Райх» был Фолькер Людвиг. Летом 1966 года начались выступления выходного дня для детей. В начале кабаре была дана отредактированная сказка «Дьявол с тремя золотыми волосами».

Постепенно создавались новые пьесы, адаптированные для детей, и проводилось все больше и больше представлений для детей. Идея заключалась не просто в постановке сказок, что было стандартным детским театром того времени. Вместо этого следует ставить написанные специально для детей образные пьесы, имеющие на сцене непосредственную связь с современным миром детей. Сказочные пьесы практически не имели такой актуальности.

Фолькер Людвиг и его брат, карикатурист Райнер Хахфельд, написали первую детскую пьесу в 1968 году. Спектакль, получивший большое внимание публики, назывался «Die Reise nach Pitschepatsch».

В 1969 году было решено, что детский театр будет более социально важным. Результатом этого стала первая социально критическая детская пьеса «Стоккерлок и Миллипилли», также написанная Фолькером Людвигом и Райнером Хахфельдом. Это был первый детский спектакль театра «Ур-Грипс». Согласно собственной краткой биографии Грипс-Театра, история театра начинается в 1969 году с этой пьесы. Стоккерлок и Миллипилли имели большой успех. Ее ставили многие театры Германии, а также ставили за рубежом. В 1969 году пьеса получила премию братьев Гримм земли Берлин.

Концепция «современного детского театра с социально-критической подоплекой», которая была еще довольно новой для того времени, не всеми воспринималась положительно. Вначале театру пришлось столкнуться с большой критикой. Часто отмечалось, что дети в спектаклях детского театра-кабаре «Рейх» были нахальны и неуважительны по отношению к взрослым. Частично это относилось и к «Штрувельпетеру», который редактировался как шоу-кабаре. Но концептуально предполагалось эмансипация детей, а также указание на их права. Это не всегда встречало одобрение, особенно в консервативном лагере.

Ансамбль детского театра часто опрашивал своих зрителей (то есть детей и молодежь), чтобы узнать, что у них на уме в данный момент. Роль пола (например, типичный выбор карьеры девушки: домохозяйка) в обществе была большой темой. Труппа все больше и больше обращала на это внимание в 1970-х годах. В результате появились пьесы, в которых в значительной степени затрагивались проблемы гендерных ролей.

 

Побочные продукты

Некоторые актеры детского театра расстались в 1971 году. Они хотели создать развивающую игру для детей. Первое выступление стало публичным скандалом. Актеры назвали сексуальные слова табу и попытались показать достаточно безудержное обращение с сексуальностью. Группа стала независимой. Так появился берлинский детский театр «Rote Grütze» и их спектакль. Об этом вы не говорите и 30 лет назад успешный спектакль для просвещения молодежи. Что здесь означает любовь? История Пола и Паулы.

 

Название ГРИПС

В 1972 году детский театр переехал в театр «Форум» на Курфюрстендамме. Поскольку в залах кабаре «Рейх» они больше не играли, название пришлось сменить. В конце мая 1972 года было принято решение использовать название GRIPS, которое должно было символизировать веселье в мышлении. Художник-график Юрген Спон создал для него логотип: черное лицо с толстым носом, выглядывающее из коробки с надписью GRIPS.

 

Переезд в Hansaviertel

Следующий переезд был запланирован на 1974 год. Они переехали на Ганзаплац, центр южного Ганзафиртеля, образцового поселения послевоенного модернизма. Здание было построено в 1957 году по проектам Эрнста Цинссера и Хансруди Пларре в рамках международной строительной выставки «Интербау»; перед детским театром располагался кинотеатр «Бельвю». Новый дом был открыт 30 сентября 1974 года.

Помещение было переоборудовано по собственным задумкам. Сцену обрамляли скамейки для зрителей; была создана своего рода арена. Таким образом, актеры оказались среди зрителей. Сегодня еще возможно разместить публику на всех четырех сторонах сцены; однако обычно одна сторона используется для фонового декорации, а зрители сидят с трех сторон. Сцена не повышена. Таким образом, актеры и зрители в первом ряду находятся на одном уровне. Дом вмещает около 360-400 зрителей. Вход украшает мозаика с карикатурой Райнера Хахфельда.

Поскольку здание пространственно связано со станцией метро Hansaplatz, у посетителей есть возможность посетить театр на общественном транспорте.

 

Первые спектакли для молодежи

Раньше основное внимание уделялось спектаклям для детей. Но проблемы молодежи также должны быть частью концепции. Так в 1975 году была создана первая пьеса для молодежи под названием «Это не удержалось в моей голове».

 

Kонфликты

С этого произведения началась общественно-политическая дискуссия о театре «Грипс». Так что тогдашний берлинский ХДС (на тот момент находившийся в оппозиции) отзывался о театре «Грипс» как о коммунистическом баловне. Театр также подвергся резкой критике в газетах издательства Springer. Эти публичные дискуссии имели для театра «Грипс» интересный побочный эффект – об этом говорили все. Театр «Грипс» стал очень известным. Зрители почти каждый вечер давали аншлаговые показы.

Тема сквоттеров была затронута в молодежной пьесе 1981 года «Весь пластик». Но простого обсуждения этой темы было достаточно, чтобы снова поднялись волны общественных дискуссий (особенно в консервативном лагере).

 

Пьесы для взрослых

Затем, в 1980 году, появился спектакль для взрослых: «Eine Linke Geschichte» — спектакль-кабаре, в котором прослеживается история трех студентов, сформированная студенческим движением и «Немецкой осенью». Пьеса постоянно обновлялась в соответствии с историческим развитием того времени и, таким образом, также затрагивала последующие события, такие как воссоединение Германии. Однако с осени 2007 года в расписании снова появилась оригинальная версия 1980 года.

 

Линия 1

Фолькер Людвиг написал музыкальное ревю «Линия 1» в 1985 году. Музыку написали его давний друг и музыкальный руководитель театра «Грипс» Биргер Хейманн и группа No Ticket (Кранц, Келлер, Коттман, Брандт, Вестер, Виттинг). Премьера состоялась 30 апреля 1986 года. Это стало величайшим успехом театра «Грипс».

В пьесе рассказывается о молодой женщине, которая ищет своего парня в Берлине. Она едет по линии U1 берлинского метро и встречает там самых разных персонажей. Ситуация усугубляется тем фактом, что U1 тогда называли Восточным экспрессом, так как он заканчивается на станции метро Schlesisches Tor, которая находится в центре района Кройцберг, в котором тогда доминировали турецкие иммигранты. Таким образом, первая строка, как обычно для произведений Grips, также содержит социально важные элементы. Однако в целом это забавный портрет берлинского общества времен Стены.

У успеха спектакля были и свои недостатки: из-за технически относительно сложного и дорогого спектакля чистая выручка от продажи билетов больше не могла покрывать расходы. После того как Фолькер Людвиг упомянул в ток-шоу, что дом придется закрыть, если не будет политической поддержки, власти увеличили базовую субсидию.

Первоначально это произведение было проигнорировано на всех основных сценах Германии. Только когда Государственный театр Штутгарта успешно представил спектакль, другие театры последовали его примеру. Line 1 стала известна по всей стране, потому что несколько песен были исполнены в сатирической программе ARD Windscreen Wipers. Позже его с большим успехом исполняли и в других странах. Самыми известными песнями из постановки были u.a. Вильмерсдорфские вдовы и песня Марии.

Линия 1 была самой исполняемой немецкой пьесой своего времени. После «Трёхгрошовой оперы» Бертольта Брехта это самый успешный немецкий мюзикл. В 1987 году Фолькер Людвиг получил Мюльхаймскую драматургическую премию — самую важную награду для немецкоязычных авторов.

 

Театр Грипс сегодня

Помимо большого театра на Альтонаерштрассе, с 1992 года в доме имеется так называемая «студия и репетиционная сцена». До 2009 года меньшие постановки по-прежнему ставились в мастерской Театра Шиллера на Бисмаркштрассе, но с 2009 года вторая площадка стала называться «GRIPS Podewil» во Дворце Подевильс на Клостерштрассе. Театр «Грипс» обычно публикует четыре новых пьесы в год. Ежегодно проводится около 300 представлений.

После того, как Фолькер Людвиг покинул художественное руководство в сезоне 2011/12, он назначил своим преемником Стефана Фишера-Фельса, который ранее работал в Junges Schauspiel Düsseldorf/Düsseldorfer Schauspielhaus. В 2015 году Людвиг и Фишер-Фельс договорились досрочно расторгнуть контракт. Фишер-Фельс вернулся в Дюссельдорфский Шаушпильхаус. С сезона 2016/17 Людвиг назначил штатного театрального педагога Филиппа Харпейна новым художественным руководителем детского театра.[4]

Ближе к концу сезона 2017 года, в день своего 80-летия, Людвиг также ушел с поста менеджера. Организационная ответственность за Театр Грипс была передана Филиппу Харпейну. Театральный критик Рюдигер Шапер отдал должное Людвигу словами: «Берлин создал некоторый мировой театр. Фолькер Людвиг и Грипсы являются его частью. […] Чудо. Как повезло, что я стал свидетелем этого».

В честь 50-летия Grips режиссер Василис Кукалани, который с 2011 года привозит спектакли Grips в Афины, ставит спектакль «Пробел в заборе». Это новая версия «Балле, Малле, Хупе и Артура» Фолькера Людвига.

 

Ансамбль

Актер
Театр «Грипс» также выпустил известных телеактеров. Например, актерами ансамбля театра «Грипс» были Дитер Ландурис, Петра Цизер, Хайнц Хёниг и Аксель Праль. В состав ансамбля театра Grips также входили Дитрих Леманн, Юлия Бланкенбург, Надин Вармут и Матиас Шлунг.

Музыкант
Аксель Коттманн, Джордж Кранц и Матиас Виттинг, присоединившиеся к ансамблю в период с 1978 по 1986 год, сформировали группу Zeitgeist с 1980 по 1983 год. Кранц также успешен как сольный музыкант. Кроме того, Томаса Келлера на саксофоне и Майкла Брандта на гитаре можно услышать в группе Grips с 1986 года, в начале первой линии. Эти музыканты сочинили и аранжировали музыку «Линии 1».

 

Награды

2012: Приз Моники Бляйбтро (приз зрительских симпатий) за спектакль «Фрау Мюллер muss weg» на первых Днях частного театра в Гамбурге.