Еврейское кладбище Берлин-Митте, Берлин

Große Hamburger Straße

 

Старое еврейское кладбище на Гроссе Гамбургерштрассе в нынешнем берлинском районе Митте является старейшим известным местом захоронения еврейской общины Берлина после Юденкивера Шпандау. В районе сегодняшнего входа с 1844 года находился дом престарелых еврейской общины.

 

История

Пользование кладбищем

После того, как бранденбургский курфюрст Фридрих Вильгельм своим указом разрешил 50 еврейским семьям, изгнанным из Вены, поселиться в Бранденбургской Марке в 1671 году и, таким образом, впервые за сто лет евреи снова жили в Берлине, Мордехай Модель (также Модель Рисс) купил ее. заранее в свое время территорию возле городских ворот и передали ее вновь образованной общине под могильник. Первоначально вход на кладбище находился на Ораниенбургерштрассе. Согласно более старым источникам, до закрытия в 1827 году на участке площадью 0,59 га было похоронено 12 000 евреев. Однако более поздние исследования считают, что это число слишком велико, и некоторые предполагают, что здесь всего около 3000 могил. В 1872 году инспектор кладбища Лейзер Ландсхут составил список из 2767 могил с их названиями на основе надгробий, которые еще можно было расшифровать. Говорят, что в книге захоронений с 1751 по 1827 год зарегистрировано 7063 человека. Первым здесь был похоронен Гумприхт Иехиэль Ашкенази в 1672 году.

Следуя еврейской погребальной культуре того времени, надгробия на кладбище были относительно однородными, в основном это простые памятники из песчаника с закругленными вершинами, которые были расположены плотно, длинными рядами, с надписью, обращенной на юг. Однако существовали надгробия явно разного размера и, вероятно, немалое количество деревянных надгробий. На самой южной стороне, ближе всего ко входу, находился «Рабби-Роу»; здесь были похоронены раввины общины. Рядом находились древнейшие могилы основателей общины, евреев, иммигрировавших из Вены. Эти надгробия позже были вмонтированы в южную стену, вероятно, в конце XIX века, и таким образом пережили эпоху национал-социалистов невредимыми.

Самой известной могилой на кладбище была могила философа Моисея Мендельсона (1729-1786), который послужил образцом для персонажа Натана в драме его друга Готхольда Эфраима Лессинга «Натан дер Вайзе» и которого считают одним из пионеров. еврейского Просвещения, Хаскала становится. Сегодня на кладбище остался только камень в память Мендельсона. Однако теперь это третий экземпляр оригинального камня. Сравнительно простой первоначальный камень, внешний вид которого известен по гравюре на меди Вильгельма Ходовецкого (1765–1805), сына Даниэля Ходовецкого, был заменен в 1896 году представительным огороженным гранитным памятником с золотой надписью. После того, как он был разрушен национал-социалистами, в 1962 году на нем установили простое прямоугольное надгробие. Нынешний камень, возведенный в 1990 году, имеет первоначальную форму. Поскольку точное местонахождение могилы Мендельсона неизвестно, надгробие находится лишь примерно на месте могилы.

Среди других людей, похороненных на кладбище, были раввин и учитель Мендельсона Давид Хиршель Френкель (1707–1762), предприниматель монетного двора и строитель Ефремова дворца Фейтеля Гейне Эфраим (1703–1775), а также глава еврейской больницы и человек Салоньер. Генриетта Герц, Маркус Герц (1747–1803). Первоначально открытое кладбище позже было окружено домами.

 

После закрытия кладбища дом престарелых

Первый дом престарелых еврейской общины был построен на Ораниенбургерштрассе в непосредственной близости от кладбища и открыт 27 июля 1829 года. В 1844 году на Гроссе Гамбургерштрассе был построен последний дом для престарелых, и после завершения строительства 28 июля 1844 года они переехали в него. Между 1867 и 1874 годами были построены две пристройки, так что после 1874 года в доме было 120 мест.

Еще в 1794 году в Пруссии был издан указ, запрещавший кладбища в населенных пунктах. После того, как еврейскую общину несколько раз просили создать новое кладбище недалеко от Берлина, они, наконец, приобрели участок на Шёнхаузер-аллее, где новое кладбище было открыто в 1827 году. На старом кладбище похороны уже не проводились. Вход теперь находился через дом престарелых на Гроссе Гамбургерштрассе. Кладбище сохранилось и служило, например, парком при доме престарелых. Но соседняя еврейская школа для мальчиков также использовала кладбище для уроков естествознания, а затем для посадки школьного сада.

 

Кладбище и дом престарелых в эпоху нацизма

В эпоху национал-социалистов раввин Мартин Ризенбургер работал в доме престарелых с 1933 по 1942 год. В 1942 году зданием завладело гестапо и устроило в нем пересыльный лагерь, из которого около 55 000 евреев-берлинцев было депортировано в концентрационные лагеря Освенцим и Терезиенштадт. Через год дом был разрушен.

Кладбище было разрушено гестапо в 1943 году. На месте выкопали осколочный ров, который закрепили надгробиями, а кости выбросили. В последние дни войны в братских могилах на кладбище было похоронено 2427 погибших на войне; Об этом свидетельствует памятный камень в восточной ограждающей стене. Местонахождение некоторых надгробий, сохранившихся там в конце войны, до сих пор не выяснено.

 

Время ГДР

В 1948 году кладбище было возвращено еврейской общине, которая увековечивает кладбище и его разрушение мемориальной доской, до сих пор прикрепленной к южной стене. Южная половина кладбища в 1970-х годах была превращена в общественный парк. О еврейском кладбище, кроме памятной доски, одинокого памятного камня Моисею Мендельсону и 15 древнейших надгробий, которые были вмонтированы в южную ограждающую стену примерно с 1885 года и теперь находились под памятной доской, ничего не напоминало. Старые надгробия были сняты со Стены в 1989 году из-за повреждений, вызванных погодными условиями, и перевезены на еврейское кладбище в Берлине-Вайсензее, где они остались гнить.

В 1985 году рядом с существующим памятным камнем на месте разрушенного дома престарелых была установлена ​​скульптура скульптора Уилла Ламмерта «Еврейские жертвы фашизма», первоначально созданная в 1957 году для мемориала Равенсбрюк. Здесь 13 скульптур людей, отлитых из бронзы и сгруппированных вместе. Из-за нескольких нападений мемориал сейчас время от времени охраняется, и, как и все кладбище, он находится под охраной памятника с 1974 года.

 

Реставрация как кладбище

С 2007 по 2008 год кладбище и мемориал финансировались Сенатом Берлина и Еврейской общиной Берлина согласно плану офиса доктора Келли. Jacobs & Hübinger отремонтировали. Кладбище, которое после ремонта снова стало узнаваемым, было огорожено и отделено от улицы воротами. Стену, прорезающую могильные поля, заменили прозрачным забором, так что часть кладбища, ранее не входившая в парк, снова видна. Были обновлены дорожки, а территории кладбищ засажены плющом. У входа установили таз с водой для ритуального омовения рук и установили молитвенную табличку. Местоположение коллективных могил времен Второй мировой войны было указано на информационной доске у входа.

На втором этапе территория бывшего дома престарелых была преобразована за счет значительных средств еврейской общины Берлина. Новая концепция мемориала предусматривала выявить фундаментные стены дома престарелых с помощью поисковых раскопок и сделать историческую пространственную структуру снова видимой над землей с помощью кирпичной кладки. Через это сооружение были проложены явно современные тропы, ведущие к памятной доске эпохи ГДР, встроенной в недавно возведенную кладбищенскую стену, к перенесенной группе Ламмертов и ко входу на кладбище. 24 сентября 2008 года кладбище и мемориал были торжественно открыты.

Эпитафии и фрагменты эпитафий, хранившиеся на еврейском кладбище в Берлине-Вайсензее с 1988/89 года, были восстановлены в сентябре/октябре 2009 года, перевезены с кладбища Вайсензее на еврейское кладбище Гросе-Гамбургерштрассе и снова установлены там.

17 декабря 2009 года установка эпитафии была открыта в присутствии председателя еврейской общины Берлина Лалы Зюскинд, раввина Товии бен Хорина, государственного секретаря Андре Шмитца и заместителя руководителя Берлинского государственного управления памятников Клауса фон Крозигка. . Рабби бен Хорин прочитал псалмы и прочитал Кадиш в память о похороненных на кладбище.