Беренштрассе 55-57
☏ +49 30 47997400
Комише опер (Komische Oper Berlin) — оперный театр на Беренштрассе в
берлинском районе Митте в одноименном районе. Это самый маленький из
трех берлинских оперных театров, который вместе с Немецкой оперой,
Государственной оперой Унтер-ден-Линден, Государственным балетом Берлина
и Бюненсервис Берлин входит в состав Берлинского оперного фонда.
Особенностью здания является просто оформленный фасад, современное фойе
и столь же современное лобби времен реконструкции 1960-х годов, которые
резко контрастируют с интерьером в стиле необарокко, практически не
пострадавшим во время Второй мировой войны.
С 1904 по 1944 год Комишская опера располагалась по адресу Фридрихштрассе, 104, на мосту Вайдендаммер.
Венские архитекторы Герман Хельмер и Фердинанд Фельнер (офис Fellner
& Helmer) построили здание театра под названием «Театр Унтер ден Линден»
на Беренштрассе, 55–57 для венского театрального предпринимателя Антона
Ронахера. Он открылся 23 сентября 1892 года. Выставочный фасад, который
больше не сохранился, был спроектирован в стиле венского дворца
Бельведер. Рельеф фронтона, изображающий души земли, был работы Теодора
Фридла. Сохранившийся зрительный зал украшен великолепной лепниной в
стиле неорококо. Роспись потолка венского художника Эдуарда Фейта
изображала вход «нахальных гоблинов» через Бранденбургские ворота.
Власть сменилась в конце 1890-х годов. Новым пользователем стал Театр
«Метрополь», который до Первой мировой войны был известен своими
знаменитыми ревю «Метрополь», а после 1918 года — как театр оперетты.
Театр «Метрополь» был закрыт в 1933 году, но был вновь открыт в 1934
году нацистской организацией Kraft durch Freude и использовался для
премьеры оперетты «Маска в синем» Фреда Раймонда или «Женщина в
Метрополе» Людвига Шмидзедера. Незадолго до окончания Второй мировой
войны большая часть здания, а также входная зона и роспись потолка были
полностью разрушены. Зрительный зал остался практически нетронутым.
В 1947 году новая глава в истории здания началась с основания Комише
оперы в Берлине австрийским режиссером Вальтером Фельзенштейном и
открытия 19 декабря Иоганном Штраусом и его опереттой «Летучая мышь».
Благодаря работе Вальтера Фельзенштейна, который был художественным
руководителем и главным директором театра до своей смерти в 1975 году,
Комише опера Берлина добилась мирового признания как родина современного
музыкального театра.
Некоторые постановки режиссера сегодня
пользуются почти легендарной славой, например, «Сказки Гофмана», «Рыцарь
Синяя Борода» Жака Оффенбаха и «Травиата» Верди. Под руководством
дирижера Лео Спайса был основан совершенно новый ансамбль и перестроен
оркестр. Отто Клемперер, Вацлав Нойман, Рольф Ройтер и Курт Мазур были
среди известных дирижеров, которые в последующие годы руководили
оркестром Комише опер, основанным в 1947 году под руководством Лео
Шписа. Драматурги Комише оперы включали: Гётц Фридрих (также режиссер),
Зигфрид Маттус, Хорст Зегер и Герман Нееф.
В 1965 и 1966 годах
дом был реконструирован по проекту архитектора Кунца Нираде. Старый
фасад был разрушен и заменен новым, простым фасадом; построено новое
функциональное здание. Дом вновь открылся 4 декабря 1966 года оперой
Моцарта «Дон Жуан» в постановке Вальтера Фельзенштейна. Комише опера
теперь вмещает 1190 мест.
В сезоне 2002/03 г. незавершенный музей
использовал большую картину (90 м²) «Оглядываясь назад» дуэта норвежских
художников Майкла Элмгрина и Ингара Драгсета в качестве живого музейного
пространства на железном занавесе Комише-опера в Берлине. В 2005–2006
годах фойе оперы было реконструировано по проекту архитектора Стефана
Браунфельса.
После смерти основателя Комише оперы его ученик
Иоахим Герц был художественным руководителем и главным директором
традиционного оперного театра с 1976 по 1980 год. В 1981 году
художественным руководителем стал Вернер Раквиц, а главным режиссером -
Гарри Купфер. 1994-2004 гг. пост директора занимал Альберт Кость.
В 2002 году Гарри Купфера на посту главного режиссера сменил Андреас
Хомоки. В 2004 году Хомоки занял пост художественного руководителя и
главного режиссера. С 2012 года и до конца сезона 2021/22 Барри Коски
был художественным руководителем и главным режиссером Комише оперы. С
сезона 2022/23 он по-прежнему будет связан с Комише оперой в качестве
постоянного директора. В течение ожидаемых пяти промежуточных сезонов, в
течение которых Комише опера будет полностью отремонтирована и переедет
на другие площадки, театр будут представлять управляющий директор
Сюзанна Мозер и оперный директор Филип Брёкинг как двойные лидеры сезона
2022/23.
Генеральными музыкальными руководителями были Курт Мазур
с 1960 по 1964 год, Рольф Рейтер с 1981 по 1993 год, Яков Крайцберг с
1994 по 2002 год, Кирилл Петренко с 2002 по 2007 год, Карл Сент-Клер с
2008 по 2010 год и Патрик Ланге с 2010 по 2012 год. С 2012 года Хенрик
Нанаси был генеральным музыкальным руководителем Комише оперы. Его
преемником в 2018 году стал латвийский дирижер Айнарс Рубикис (* 1978).
В 2007 и 2013 годах Комише опера Берлина была названа отраслевым
журналом Opernwelt «Оперным театром года», а солисты хора были названы
«Хором года» в 2007 и 2015 годах.
В 2015 году ансамбль оперного
театра получил Международную оперную премию.
Дочерняя компания шведской компании Match приобрела недвижимость в
1936 году. Эта компания перенесла свою штаб-квартиру из
Берлина-Шарлоттенбурга в Западную Германию после Второй мировой войны.
Магистрат Большого Берлина передал собственность под государственное
управление. После воссоединения Германии вышеупомянутая дочерняя
компания шведской группы подала заявление об упразднении
государственного управления и продала собственность третьей стороне. В
конечном итоге компания проиграла судебный спор против тогдашнего
Федерального управления по разрешению нерешенных имущественных вопросов
(BARoV). Объект был предметом соглашения между правительством
Королевства Швеция и правительством Германской Демократической
Республики об урегулировании вопросов имущественного права от 24 октября
1986 года. По данному соглашению, по мнению суда, материнская компания
истец на основании договора между Швецией и ГДР получил от шведского
правительства единовременную компенсационную выплату в размере 18,8 млн
шведских крон. Этим также компенсирован ущерб, понесенный истцом. С
заключением соглашения права собственности перешли к ГДР. Федеральный
конституционный суд не принял к рассмотрению конституционную жалобу
истца на это решение.
Согласно положениям договора об
объединении, право собственности перешло к федеральному правительству,
которое передало имущество земле Берлин в рамках договора мены.
Балет Комише оперы, основанный в 1966 году Томом Шиллингом как
«Танцтеатр Комише опер» и успешно руководимый на протяжении почти 30
лет, входит в число всемирно известных трупп. Многочисленные премьеры и
первые выступления придали ансамблю свой творческий облик.
Выдающимся и успешным хореографом был Том Шиллинг. Он и его либреттист
Бернд Кёллингер вывели танцевальный театр Комише оперы на международную
вершину и восхитили публику во всем мире такими захватывающими
постановками, как «Мер», «Ромео и Джульетта», «Ундина», «Черные птицы»,
«Новый сон в летнюю ночь» и социально-критическое ревю. .
Выдающимися танцорами были Ханнелора Бей, Ютта Германия, Роланд Гавлик,
Дитер Хюльзе, Анжела Рейнхардт и Грегор Зейферт.
Уникальной была
поддержка танцевального ансамбля со стороны 40 танцоров-любителей из
«Группы молодых танцоров Жана Вайдта» под руководством одноименного
танцора и борца сопротивления Жана Вайдта. С самого начала группа была
важной частью всех постановок Тома Шиллинга.
В 1994 году
художественное руководство театром танца взяли на себя Ян Линкенс и Марк
Джонкерс. В 1999 году театр танца был переименован в «Берлинский балет –
Комише опер». После Ричарда Уэрлока, руководившего балетом с 1999 по
2001 год, главным хореографом и художественным руководителем коллектива
с 2001 по 2002 год была испанка Бланка Ли. После этого Адольф Биндер был
художественным руководителем балета и с помощью таких постановок, как
«Каса» и «Заставка», обеспечил проведение первых и премьерных спектаклей
в области театра современного танца.
В конце сезона 2003/04
танцевальный театр был распущен под давлением Сената Берлина.
Название Komische Oper отсылает к традиции французской комической
оперы и ее претензиям на звание современного музыкального театра.
Komische Oper Berlin – это современный и живой музыкальный театр, в
котором музыка и сценическое действие взаимозависимы. В центре внимания
ансамбль певцов-исполнителей, который представляет широкий репертуар от
Генделя до XXI века. Первые сезоны под руководством Андреаса Хомоки –
тому пример, особенно в выборе режиссеров, которые здесь работают.
Существенный импульс развитию музыкального театра исходил от оперного
жанра «Комише опера». Комише Опер Берлина сегодня хочет
продемонстрировать эффект этих импульсов, представляя весь спектр
современных режиссерских рукописей. Таким образом, такие режиссеры, как
Каликсто Бьеито, Питер Конвичный, Барри Коски и Ханс Нойенфельс, были
привлечены к участию в этом доме на долгосрочной основе.
Особенностью международного оперного дела долгое время было то, что все
оперы исполнялись на немецком языке.Это основное художественное решение
также восходит к Вальтеру Фельзенштейну и является выражением его
стремления к понятности и непосредственному воздействию театрального
события. , который до сих пор используется в работе Комише-опер Берлина,
остается обязательным руководством.
В сезоне 2011/12 года
Комишская опера Берлина начала новый проект, целью которого является
пробудить у тюркоязычных людей энтузиазм по поводу оперы. Под девизом
«Selam Opera!» Комише Опер Берлин предлагает обширную образовательную
программу, посвященную миру музыкального театра. Мастер-классы можно
посетить для всех постановок, а все спектакли также переводятся на
турецкий язык в системе перевода.
Реконструкция Комише оперы запланирована на период с 2023 по 2029 год. В октябре 2019 года зрительный зал был защищен от падения частей с потолка страховочной сеткой. В октябре 2020 года специализированное жюри во главе с архитектором Стефаном Бенишем объявило проект-победитель, который будет реализован с лета 2023 года. Сенат Берлина выделит на эти меры в общей сложности 437 миллионов евро. Театр Шиллера планируется использовать в качестве альтернативного помещения во время реконструкции.
Курт Мазур (1960–1964)
Геза Верхняя Франкония (1973–1976)
Рольф
Рейтер (1981–1993)
Яков Крайцберг (1994–2001)
Кирилл Петренко
(2002–2007)
Карл Сент-Клер (2008–2010)
Патрик Лонг (2010–2012)
Хенрик Нанаси (2012–2018)
Айнарс Рубикис (с 2018 г.)
Премьеры
1967: Зигфрид Маттус: Последний выстрел
1972: Зигфрид
Маттус: Еще одна ложка яда, дорогая
1985: Зигфрид Маттус: Юдит
1991: Георгкатцер: Антигона или город
2008: Робин Гуд, работа по
заказу Комише Опер Берлина для Франка Швеммера, Украина: 2 ноября 2008
г.
2009: Кристиан Йост: «Гамлет» удостоен награды «Мировая премьера
года» по версии критиков журнала Opernwelt.
2010: Снежная королева,
по заказу Комише Опер Берлина для Пьеранджело Вальтинони, Украина: 24
октября 2010 г.
2012: Американка Лулу, по заказу Komische Oper Berlin
в сотрудничестве с The Opera Group London для Ольги Нойвирт, Украина: 30
сентября 2012 г.
2012: Али-Баба и 40 грабителей, по заказу Комише
опер Берлина для Танера Акьола, Украина: 28 октября 2012 г.
2013:
Новая одежда императора, созданная в 1962 году, давно запрещена в
Чехословакии Милош Вацек, Украина: 13 октября 2013 г.
2015:
Белоснежка и 77 гномов, работа по заказу Комише оперы Берлина для Елены
Кац-Чернин, Украина: 1 ноября 2015 г.
1947: Вальтер Фельзенштейн: Летучая мышь
1949: Вальтер
Фельзенштейн: Кармен
1956: Уолтер Фельзенштейн: Хитрая маленькая
лисичка
1966: Вальтер Фельзенштейн: Дон Жуан
1971: Уолтер
Фельзенштейн: Скрипач на крыше
1981: Гарри Купфер: Нюрнбергские
мейстерзингеры
2012: Цикл Монтеверди (аранжировка Елены Кац-Чернин),
на инаугурации художественного руководства Барри Коски.
1913: Жан Жильбер: Королева кино
25 августа 1917 года: Леон
Джессел: Девушка из Шварцвальда.
1923: Вальтер Колло: Мариетта
1928: Франц Легар: Фридерика
1929: Франц Легар: Страна улыбок
1932: Оскар Штраус: Женщина, которая знает, чего хочет.
1935: Фред
Рэймонд: Бал наций
1936: Фред Рэймонд: в великом путешествии
1937:
Фред Рэймонд: Маска в синем
1938: Людвиг Шмидседер: Мелодия ночи
1939: Людвиг Шмидседер: Или нет
1940: Людвиг Шмидседер: Женщины в
Метрополе
1942: Фридрих Шредер: Брачная ночь в раю
1947: Фридрих
Шредер: Ночи в Шанхае
2007: Оперный театр года совместно с Бременской оперой.
2007: Хор
года
2013: Оперный театр года
2015: Хор года
2017: Премия БКМ
за культурное образование за оперное путешествие. По следам
гастарбайтерского маршрута