Театр на Курфюрстендамм, Берлин

Театр на Курфюрстендамме — известный частный театр в Берлине, который до 2018 года располагался на Курфюрстендамм вместе с Комодие на Курфюрстендамм в Кудамм-Карре. С сентября 2018 года театр и комедия играют под названием Komödie am Kurfürstendamm в Театре Шиллера. С марта 2023 года театр будет использовать Театр на Потсдамской площади в качестве временной площадки до завершения строительных работ на Кудамм-Карре.

 

Театр и комедия на Курфюрстендамм

Преобразование бывшего галерейного комплекса в площадки

Театр на Курфюрстендамме был открыт 8 октября 1921 года в бывших залах Берлинского сецессиона, где, среди прочего, выставлялось искусство импрессионистов Макса Либермана. Планы переоборудования исходили от театрального архитектора Оскара Кауфмана, который также спроектировал Хеббельтеатр, Фольксбюне на Роза-Люксембург-Плац, Кроллопер, Комоде на Курфюрстендамме и Театр Возрождения в Берлине.

Премьерой открытия стала «Ингеборг» Курта Гетца. Помимо автора, на сцене также была Адель Сандрок. Хотя постановка вызвала разногласия, положительный вердикт по архитектуре был единогласным. 9 октября 1921 года газета Berliner Tageblatt писала: «Кого в конце называли люди? Автор? Возможно. Актеры? Возможный. Директор? Может быть. Директор? Можно себе представить… С полной уверенностью они кричали: <Кауфман, Кауфман!> Вот архитектор». Газета Berliner Allgemeine так описывала театр: «Этот новый, игриво-прелестный театральный зал в своей красочной праздничности, в своем самом любимом, причудливом пластическом крест-накрест». , мавританское рококо, должно пригласить светлую музу в качестве гостя, чтобы служить возвышенной, так сказать, цивилизованной жизнерадостности».

В 1927 году на сцену вышел Фердинанд Брюкнер, который в основном показывал ревю. Большой успех имела картина Фридриха Холландера «Вокруг мемориальной церкви» с Вилли Шефферсом и Хубертом фон Мейеринком. В 1928 году театр был закрыт по приказу строительной полиции. В том же году Макс Рейнхардт взял на себя управление сценой и поручил Оскару Кауфману полностью переделать дом. В 1931 году Рейнхардт снова ввел театр в эксплуатацию. Спустя некоторое время здесь состоялась берлинская премьера оперы Бертольта Брехта и Курта Вайля «Взлет и падение города Махагони». 23 ноября 1932 года в театре состоялась премьера оперетты Эдуарда Кюннеке «Счастливое путешествие» с певицей Лиззи Вальдмюллер.[3] В 1932 году Макс Рейнхардт отстранился от управления, в 1933 году директором театра и комедии на Курфюрстендамме стал Ганс Вёльффер и оставался им до 1942 года. член - большие трудности, которые в конечном итоге привели к экспроприации и национализации обоих театров в 1942 году. В 1943 году оба театра сильно пострадали от града бомб.

 

После Второй мировой войны

Дома были перестроены в 1946 году, а новые представления могли начаться годом позже: театр вновь открылся в 1947 году с постановкой Шекспира «Сон в летнюю ночь». В 1948 году в дом на короткое время переехал кинотеатр.

 

Свободное народное бюне в театре на Курфюрстендамме.

В 1949 году дом стал местом проведения мероприятий Freie Volksbühne. Он открылся шекспировским «Гамлетом». До переезда на Шаперштрассе в 1963 году такие режиссеры, как Джорджио Стрелер, Оскар Фриц Шух и Эрвин Пискатор, ставили здесь постановки, Каспар Неер проектировал декорации и актеров, таких как Пер Шмидт, Тилла Дюрье, Вольфганг Нойс, Вольфганг Шпьер, Вольфганг Грюнер, Вольфганг Килинг. а Агнес сыграла Виндека, Кордулу Трантов, Терезу Гизе, Ханну Хиоб и Гюнтера Пфицмана. Незадолго до переезда на Шаперштрассе в 1963 году Пискатор поставил мировую премьеру «Депутата» Рольфа Хоххута.

 

Семья Вельфер в Театре на Курфюрстендамме.

После того как «Freie Volksbühne» переехал в собственный театр «Freie Volksbühne», управление взял на себя Ханс Вельффер, который к тому времени уже давно был режиссером соседней комедии на Курфюрстендамме. Два года спустя он привел в управление своих сыновей Юргена и Кристиана. В 2004 году Юрген Вольффер передал управление своему сыну Мартину. Он пришел с требованием омолодить программу. Свой первый успех он добился, поставив Андреасом Шмидтом мужские шорты Кристофа Магнуссона. На сцене были Бастиан Пастевка, Кристоф Мария Хербст, Михаэль Кесслер и Юрген Тонкель. Далее последовали такие постановки, как «Сцены из свадьбы», «Как вам это понравится», «Хорошо против северного ветра», «Кто боится Вирджинии Вульф?».

 

Прекращение аренды

Расторжение договоров аренды Театра и Комоде на Курфюрстендамме в конце 2006 года компанией db Real Estate, дочерней компанией Deutsche Bank, помешало дальнейшим планам Вёлльфера. В конце 2006 года произошла еще одна смена собственника: db-Real-Estate продала всю площадь Кудамм, на которой также расположены два театра, фонду прямых инвестиций Fortress. Fortress продлила аренду театра до 31 января 2008 года, а аренду комедии - до 30 июня 2008 года. В сентябре 2008 года Кудамм-Карри был продан компании Ballymore Properties. Хотя у театров нет действующего договора аренды, спектакли продолжались. Ходатайство городского комитета по культуре о постановке домов под охрану памятника было отклонено.

В декабре 2008 года Woelffer-Bühnen объявила, что с Баллимором найден компромисс: инвестор взялся построить новый театр на 650 мест на Курфюрстендамме. Округ Шарлоттенбург-Вильмерсдорф критически отнесся к этим планам. Компромисс также предусматривал, что на сценах Кудамма не придется платить арендную плату до дальнейшего уведомления. На время строительных работ, которые должны были начаться в 2010 году, Мартин Вельффер искал альтернативное место. В сентябре 2009 года Баллимор объявил, что архитектор Дэвид Чипперфилд должен спланировать новое строительство комедии на Курфюрстендамм. В январе 2011 года в Шарлоттенбург-Вильмерсдорфе состоялась гражданская инициатива по сохранению сцен Кудамм. Референдум провалился. Баллимор погрузился в хаос после мирового финансового кризиса и оказался под контролем ирландского государственного «плохого банка» Нама. В 2015 году компания продала Кудамм-Карри компании Cells Bauwelt. Селлс Баувельт не чувствовал себя связанным соглашениями, которые Мартин Вельффер заключил с Баллимором, и подал в отставку без предварительного уведомления.

В мае 2016 года Theater und Komödie am Kurfürstendamm запустил кампанию Change.org «Спасите сцены Кудамма!», Которая была нацелена на правящего мэра Михаэля Мюллера. В конце мая 2016 года окружной суд Берлина согласовал иск о выселении инвестора со сцены Кудамм. Решение было отложено. 18 октября 2016 года было приказано выселить театр и комедию на Курфюрстендамме. Стадии объявили, что подадут апелляцию.

 

Компромисс с построением мира Cells

21 февраля 2017 года Мартин Вельффер объявил, что достиг компромисса с Cells Bauwelt. Модератором процесса выступил Клаус Ледерер, недавно ставший сенатором по культуре. Компромисс предусматривает, что игровая деятельность на Курфюрстендамме будет продолжена до середины 2018 года. После этого театры должны переехать на переходную площадку. Два исторических театра снесены, Cells Bauwelt строит новый театр на 650 мест в подвале двора на Курфюрстендамм. Мартин Вельффер может подписать договор аренды на 30 лет и принимает активное участие в планировании нового театра.

 

Переезд в Шиллертеатр

5 апреля 2017 года Сенат по культуре Берлина объявил, что Мартин Вельффер и его команда переедут в Театр Шиллера на переходный период. В сентябре театр вновь открылся премьерой «Добро пожаловать к Хартманнам». Временная площадка называется Komödie am Kurfürstendamm в театре Шиллера. Работы по сносу залов театра начались осенью 2018 года, а в марте 2019 года оба исторических зала были снесены на землю, чтобы высотное здание Кудамм-Карре было видно с улицы.

 

Komödie am Kurfürstendamm переезжает в Театр на Потсдамской площади

Комедия смогла использовать Театр Шиллера на Бисмаркштрассе в качестве временного помещения до конца 2022 года. Однако, поскольку Комическая опера переедет туда с осени 2023 года, поскольку здание на Беренштрассе ремонтируется, а новое здание театра на Курфюрстендамме не было завершено вовремя, как планировалось изначально, комедия снова переезжает. На этот раз мы идем в Театр на Потсдамской площади. Программа остается неизменной: и здесь традиционный дом предлагает комедии, спектакли таблоидов, шоу, концерты, мюзиклы, чтения: веселые и созерцательные, классические и современные, серьезные и смешные - почти всегда со звездным составом, всегда актуальные. Временная площадка называется Komödie am Kurfürstendamm в Театре на Потсдамской площади.