Площадь Виктории Луизы, Берлин

Виктория-Луизе-Плац расположена в Баварском квартале в районе Шенеберг берлинского района Темпельхоф-Шонеберг. Перечисленная территория имеет форму вытянутого шестиугольника и названа в честь Виктории Луизы фон Пруссии, единственной дочери кайзера Вильгельма II.

Площадь составляет 160 метров в длину и 90 метров в ширину, ее площадь составляет около 7000 м². Здесь сходятся улицы Вельзерштрассе и Винтерфельдтштрассе, а также Мюнхенер-штрассе и Регенсбургер-штрассе. Поперечная Моцштрассе длиной около 1,5 км разделена площадью на две части.

 

Предыстория и история строительства

Шенеберг и BBG

Вскоре после основания империи в 1871 году близлежащие общины, такие как город Шарлоттенбург и более сельский муниципалитет Шенеберг, сыграли свою роль в динамичном развитии столицы Германской империи. Население Шенеберга выросло с 4555 человек в 1871 году до 95 998 человек в 1900 году. В 1898 году город получил права города. Лишь после создания Большого Берлина в 1920 году Шенеберг был включен вместе с рядом других ранее независимых сообществ. На тот момент новый район уже давно был окружен обширной застройкой Берлина.

Примерно в 1900 году все большее количество зданий достигло влажного луга в районе сегодняшней площади Виктория-Луизе-Плац. Компания «Berlinische-Boden-Gesellschaft» (BBG), основанная в 1890 году своим основным акционером Георгом Хаберландом, была лидером в развитии этого объекта. Между тем, Шенеберг был местом проживания значительного количества государственных служащих и военнослужащих, а многие жители жили на свою собственность и пенсии. В сравнении всех прусских городов Шенеберг занимал пятое место по налоговым поступлениям на душу населения в 1903 году. Для этой богатой целевой группы Хаберланд хотел вместе со своей компанией создать новый, привлекательный жилой район на чисто частной основе - «Баварский квартал» - и изначально был согласован с муниципальными властями. Позднее хорошее взаимопонимание было навсегда нарушено после того, как магистрат и члены городского совета ввели налог на прирост капитала в 1908 году, что подорвало ожидания BBG по прибыли. Хаберланд также вначале чувствовал себя в невыгодном положении из-за антисемитских тенденций. Во время правления национал-социалистов в Германском рейхе собственность Хаберланда была «арианизирована», сын Георга Курт, сменивший его в управлении, умер в 1942 году в концлагере Маутхаузен.

 

Место

Первоначальный план застройки предусматривал декоративный сквер на пересечении двух оживленных улиц – Мартин-Лютер-штрассе и Моцштрассе. Однако некоторые из пострадавших землевладельцев смогли повлиять на ответственный комитет таким образом, что им пришлось уступить за него не свою ценную землю под застройку, а своего соотечественника по имени Энгель, который не был представлен в муниципальном совете. Ее местность располагалась немного западнее – именно там и была создана новая площадь. В то время бывший пригород Берлина Шенеберг принадлежал району Тельтов.

Осенью 1898 года Bodenbaugesellschaft объявило конкурс на проект площади, которая первоначально называлась «Плац Z», а позже была названа «Виктория-Луизе-Плац» в честь единственной дочери кайзера Вильгельма II. Летом 1899 года император принял решение в пользу дизайна с девизом «Тихо» Фрица Энке из Потсдама, представителя текущих реформ в садоводстве того времени. Своим дизайном Энке вышел за рамки исключительно репрезентативной ювелирной площади, господствовавшей в Берлине конца XIX века. Хотя он также использовал традиционные элементы, он также представил ранний пример изменившейся цели – улучшения качества жизни в большом городе посредством «социальной зелени». Во внутреннем пространстве, защищенном растительностью, он спроектировал тихое и спокойное место для жителей района с фонтаном в центре. План Энке был осуществлен практически без изменений. Единственным заметным отклонением стал фонтан в неглубоком круглом бассейне вместо запланированного высокого фонтана с несколькими чашами. Посередине несколько форсунок выбрасывали мелкие струи воды, а более крупный центральный фонтан с высотой воды около семи-восьми метров доминировал в облике площади. Широкая полоса вокруг бассейна, врезанного в землю, была оформлена цветочным бордюром. Круг цветов, в свою очередь, был окружен широкими пешеходными дорожками. Базовая форма вытянутого шестиугольника возникла на основе шести улиц, ведущих на разные расстояния. Энке объяснил:

«При посадке было вырезано место, которое на взгляд посетителя [...] кажется овальным и кажется окруженным древесными насаждениями. Он устроен таким образом, что на узких сторонах системы и на перекрестках перекрестков он неизменно высокий и прочный, а между ними его высота снижается до 1,50 метра, чтобы прохожие [...] могли видеть фонтанная система и т. д.
– Информационное табло на площади Виктория-Луизе-Плац, восточная сторона.

Улицы, ведущие к площади, были продолжены там широкими тропами.

Виктория-Луизе-Плац была открыта большой вечеринкой 9 июня 1900 года. В своих мемуарах Георг Хаберланд описывал, как в этот раз площадь и новые улицы были электрически освещены с помощью собственной небольшой электростанции — в соседней части города газовое освещение было еще плохим. Вечером сиял видный издалека подсвеченный фонтан. «В 12:12 я выключил свет, чтобы настроение не было слишком веселым».

В адресной книге 1900 года Виктория-Луизе-Плац и прилегающие улицы указаны не для пригорода, а для Берлина. Однако территория 1900 года все еще не застроена: на площади Z Байройтерштрассе (1958: Вельзерштрассе) пересекает Моцштрассе. Согласно адресной книге 1901 года, жилые дома 1, 3 и 4 уже заселены, № 2 внесен как Motzstraße 26. Дома с номерами 5-9 указаны как новостройки, но номер 6 указан как строительная площадка объединения «Летте», а также указана улица 19 между домами 6 и 7. Дома 10 и 11 (частично заселенные) и 12 (еще нежилые) расположены между Нойер-Байройтер и Нойер-Винтерфельдтштрассе без другой поперечной улицы. Адресная книга В 1905 году площадь была закреплена за берлинским почтовым округом W 30 с пометкой «geh. например Шенеберг». Нумерация начинается на Винтерфельдштрассе с дома 1 на 14 вечеринок 1 против часовой стрелки до Мотцштрассе. Далее следуют дома 6/8 партий 2–4, соединенные с Моцштрассе 26 до Нойе Байройтерштрассе, за ними следуют дома 5–7 (см. также Нойе Байройтерштрассе 8 и 6 и Регенсбургерштрассе 1), с владельцем дома № 6 — Клуб Летте. Между Регенсбургером и Моцштрассе находится дом 8 (также: Моцштрассе 26), а в направлении Мюнхенерштрассе 9 и 10 и выше в сторону Винтерфельдштрассе находятся Виктория-Луизе-Плац 11, 12 и 12а, многоквартирные жилые дома.

Площадь была внесена в список улиц Берлина под номером 7163. На окружающих зданиях указаны адреса площади. Дом 1 расположен между Винтерфельдштрассе 98 и Мотцштрассе 53, с которыми он соединен. Здания 2–4 (непрерывные) и 5–7 до Регенсбургерштрассе следуют за Вельсерштрассе, дом 6 принадлежит Леттеферайну. Дом № 8 находится рядом с Моцштрассе № 56. Дома 9 и 10 следуют по южной окраине до Мюнхенерштрассе, за ними следуют дома 11, 12 и 12а до Винтерфельдтштрассе. Эта нумерация существует изначально. С начала 1910-х годов вокруг площади ходили трамваи, хотя на юго-западе кольцо замкнуто. Станция метро находится на северо-востоке, на Моцштрассе. От Моцштрассе маршрут метро продолжается под площадью и под Мюнхенерштрассе.

 

Периферическое развитие

Городская администрация и строительная компания были заинтересованы в том, чтобы не допустить строительства глубоких застроек в новом, преимущественно жилом районе среднего класса. Такие кварталы часто выступали в качестве модели социального неравенства: фасадные дома для более состоятельных людей получили декоративную архитектуру, в то время как более бедные жильцы жили в темных, голых и нездоровых задних зданиях. В Баварском квартале существующие глубокие строительные блоки не были переданы промышленности или торговле, а использовались для школ или администраций. Примером этого является обширный квартал Lette-Verein на Виктория-Луизе-Плац, 6. Основанный в 1866 году (первоначально «ассоциация по содействию женской занятости») центр профессиональной подготовки молодых мужчин и женщин преимущественно по художественным профессиям (графика, фотография и дизайн одежды), а также по домашнему хозяйству и некоторым техническим предметам (например, лабораторная технология). Архитектором здания был Альфред Мессель, который отвечал за выдающиеся здания в Берлине, такие как Пергамский музей и универмаг Вертхайм на Лейпцигерской площади. Для Lette-Verein он спроектировал сдержанные фасады классической структуры с представительным главным порталом.

Периферийная застройка площади была практически завершена к дате открытия, современные критики сочли прискорбным, что ни строительная компания, ни администрация города Шенеберг «не попытались оказать сколько-нибудь существенное влияние на симметрию или стилистическое единство фасадов». Берлинские архитекторы «сознательно злоупотребили этой свободой и, не заботясь о правильной форме площади, поместили бранденбургские кирпичные здания рядом с сецессионистскими чудесами, художественно элегантно выстроенными фасадами в стиле барокко, такими как Леттехаус, рядом с современным берлинским величественным зданием с золотыми полосами. куполообразные здания и высококрылые гении». Оглядываясь назад, можно сказать, что общее архитектурное впечатление обычно более положительное, но полное представление о нем можно получить только с помощью исторических иллюстраций.

Шесть зданий (№№ 1, 4, 5, 8, 10 и 11) были разрушены во время Великой Отечественной войны, четыре из них (№ 4, 8, 10 и 11) были отстроены заново, так что прежняя кубатура – ​​пространственная протяженность здания – практически не изменился.

 

Изменения

Вскоре после завершения строительства на площади временно затронули работы по строительству новой линии метро. По этому случаю было обнаружено несколько костей доисторических млекопитающих. Линия U4 (тогда: линия BI), открытая 1 декабря 1910 года и длиной чуть менее трёх километров, первоначально представляла собой отдельное предприятие города Шенеберг со своим электроснабжением, собственными вагонами и собственным депо (см.: История берлинского метро). Архитектором занесенной в список станции метро «Виктория-Луизе-Платц» был Эрнст Денеке, вход находится с восточной стороны площади.

Если не считать повреждений, нанесенных во время Второй мировой войны, структура площади практически не менялась до 1957 года. За этим последовала строго модернистская перестройка без учета исторических обстоятельств. В 1979/1980 году этот шаг был отменен. Управление охраны природы и зеленых насаждений окружного управления отреставрировало площадь по историческому образцу в соответствии с планом реализации программы по сохранению памятников Берлинского сада. Чтобы создать больше полезного пространства для пешеходов, цветочные бордюры вокруг фонтана были заменены разноцветной брусчаткой по мотивам растительных орнаментов, созданных когда-то Энке. Вместо двойного ряда лип, отделяющих площадь от дорожного движения, посажено 25 новых деревьев; 24 скамейки и 25 фонарей в вильгельминском стиле первых дней завершали обстановку. После того, как в 1982 году площадь была признана садовым памятником, последним крупным шагом в 1994/1995 годах стал ремонт фонтана с большим фонтаном, визуальным ориентиром для всех улиц, ведущих к площади, который виден издалека. В 2010 году статус изменился на «охраняемая зеленая зона» (ранее: «зеленая зона на уличной территории общего пользования»). Район вокруг площади Виктория-Луизе-Плац в настоящее время является одним из предпочтительных жилых районов в западном центре Берлина; Курфюрстендамм находится всего в километре от отеля.

 

Полемика

Историческая зеленая зона Виктории-Луизе-Плац была засажена на протяжении десятилетий по согласованию с Государственным управлением памятников на основе исторических моделей. Декоративная посадка бордюров происходила два раза в год: весной в основном разноцветными анютиными глазками, желтофиолью или колокольчиками, а летом - оживленными ящерицами или бархатцами, каждое из которых дополнялось шаровидными и колонновидными одиночными деревьями.

В декабре 2015 года район Темпельхоф-Шёнеберг за закрытыми дверями объявил, что больше не будет высаживать цветочные украшения, которые выращивались в течение 35 лет, из соображений экономии. По мнению граждан и Государственного управления памятников, это противоречит юридическим обязательствам по сохранению садового памятника. Это также представляет собой фатальный сигнал берлинской политики в рамках подготовки к Международной садовой выставке 2017 года в Берлине.

23 марта 2016 года публичный протест горожан омрачил традиционную церемонию открытия сезона фонтанов в партнерстве с Wall AG. Мэр округа Ангелика Шёттлер получила 2600 подписей горожан, призывающих возобновить посадку цветов. Затем Государственное управление памятников инвестировало 120 000 евро в реконструкцию площади. Были отремонтированы конструктивные сооружения и составлен новый план озеленения грядок, открытие объекта состоялось 23 марта 2017 года.

 

Известные жители

Лиана Берковиц, боец ​​сопротивления, Виктория-Луиза-Плац, 11
Рудольф Бернауэр, театральный менеджер, режиссер, драматург, Виктория-Луиза-Плац 1
Аньес Бернель, певица, актриса, режиссер, Виктория-Луиза-Плац 1
Ферруччо Бузони, пианист, композитор, Виктория-Луизе-Плац 11
Мария Эрих, актриса
Ильзе Миддендорф, эксперт по технике дыхания, Виктория-Луиза-Плац, 9
Альфред Шварц, художник, Виктория-Луиза-Плац, 11.
Билли Уайлдер, кинорежиссер, Виктория-Луиза-Плац, 11