Мейстерзал, Берлин

Мейстерзал — бывший зал камерной музыки, внесенный в список памятников архитектуры, в районе Берлин-Кройцберг, недалеко от Потсдамской площади. Он получил известность благодаря временному использованию в качестве Студии 2 студии звукозаписи Hansa. Зал Мейстерсаал использовался для проведения различных мероприятий с 1990-х годов.

 

История

1910–1913: Основание Мейстерзаля

В 1910 году Ассоциация строительных предприятий Берлина и пригородов э. В. – позднее Гильдия строителей – приобрел собственность по адресу Кётенерштрассе, 38, чтобы построить там здание своей ассоциации. Проектирование было поручено архитектурному объединению Giesecke & Wenzke. После трех лет строительства в здании разместились офисы ассоциации, несколько юридических фирм и книжный магазин, и оно было открыто 6 октября 1913 года председателем ассоциации Отто Хойером. В самом сердце здания, которое представляет собой зал камерной музыки площадью 266 квадратных метров, с самого начала проводились конференции и концерты. Свое название Meistersaal зал получил в результате проводимого в то время конкурса. Кроме того, после сдачи экзамена подмастерьям в зале Ассоциация строительных профессий вручила сертификаты мастеров.

 

Двадцатые годы

В 1920-е годы Мейстерзал приобретал все большее художественное значение для города Берлина. Издательство «Малик», возглавляемое Виландом Херцфельде, и галерея Георга Гросса открыли магазин на первом этаже здания. 23 января 1921 года в этом зале Карл Краус прочел первую из своих четырех лекций в Берлине. Всего несколько дней спустя, 27 января 1921 года, в Мейстерзале состоялись чтения с Куртом Тухольским.

Кроме того, известны выступления актера немого кино Карла де Фогта и программы актера Людвига Хардта в Мейстерзале. Гильдия строительных профессий, которая считала себя представителем работодателей, не продлила договор аренды с нелюбимыми арендаторами, чьи социально-критические выставки в галерее неоднократно вызывали ажиотаж, так что издательство «Малик» отказалось от своего бизнеса на Кётенерштрассе, 38. в 1926 году пришлось. Сегодня на здании установлен информационный стенд, посвящённый издательству «Малик».

 

1933–1945: национал-социализм и Вторая мировая война

С 1933 года Музыкальная палата Рейха использовала Мейстерский зал для концертов. В 1936 году чилийский пианист Клаудио Аррау дал в Мейстерзале серию концертов, представив все фортепианные произведения Иоганна Себастьяна Баха, что принесло ему большую известность. Во время налета авиации союзников в ночь с 22 на 23 ноября 1943 года заднее крыло здания было полностью разрушено попаданием бомбы. Сам Мейстерзал в значительной степени уцелел от разрушения, но к концу войны мероприятия были полностью приостановлены.

 

1945–1961: Ballhaus Susi и кабаре

В 1945 году гильдия была экспроприирована победившими союзными державами. Дом был передан под охрану, и после временной реставрации зал использовался различными операторами как концертный зал, а на первом этаже дома работал кинотеатр. Хотя попытка создать театр в Мейстерзале провалилась, там продолжали проводиться мероприятия кабаре, такие как многочисленные выступления фокусника Фредо Марвелли. В 1948 году Мейстерзал был переименован в Ballhaus City, а с 1953 года — в Ballhaus Susi, пока строительство Стены в 1961 году не положило конец публичным мероприятиям. Мейстерзаль, ранее располагавшийся в центре столицы, теперь был изолирован от политической и культурной жизни Берлина.

 

1961–1976: Ариола использовала его в качестве студии звукозаписи.

С 1961 года звукозаписывающая компания Ariola использовала Meistersaal для записей. Самыми известными артистами, записывавшими свою музыку в Мейстерзале того времени, были композитор и дирижер Роберт Штольц, тенор Рудольф Шок, Петер Крейдер, Иван Реброфф, Эрика Кёт, Рене Колло, Норберт Шульце, Петер Александер, а также шведский певец и актриса Зара Леандер. Теперь тихое расположение Мейстерзаля возле Берлинской стены способствовало его использованию в качестве студии звукозаписи.

 

1976–1991: Использование студиями звукозаписи Hansa.

В 1976 году компания Meisel Musikverlage приобрела всю собственность на Кётенерштрассе, 38, чтобы разместить там пять студий звукозаписи Hansa. Все этажи здания, еще пострадавшего от бомбардировок, были отремонтированы и приспособлены к требованиям студий звукозаписи. На первом этаже открылся ресторан, а Мейстерзал был переименован в Студию 2. За это время Мейстерзал приобрел всемирную известность в музыкальном мире, поскольку с тех пор его использовали многие всемирно известные артисты (в том числе U2, Игги Поп, Depeche Mode, Дэвид Боуи, Эрта Китт, Ричард Клайдерман, Мариллион[8], Майк Бэтт, Дэвид Бирн, Ник Кейв, Snow Patrol, Джон Бон Джови, Supergrass) служили комнатой для записи. В число известных национальных артистов, записавших свою музыку в Мейстерзале, входят: Эйнфалленде Нойбаутен, Петер Маффай, Удо Линденберг, Удо Юргенс, Роланд Кайзер, Нина Хаген, Нена, Марианна Розенберг, Die Toten Hosen, Хайнер Пуделько, Уте Лемпер, Трио, Рейнхард. Мей, Макс Раабе, Джек Уайт или Пол Кун. С падением Стены ранее тихое место Мейстерзаля было потеряно. Также отпала необходимость в студиях звукозаписи такого размера, поэтому было решено закрыть Студию 2 по соображениям экономии. С последней записью в октябре и декабре 1990 года Meistersaal пережил еще один звездный час, когда группа U2 записала там части своего альбома «Warning Baby».

 

С 1991 года

Томас Майзель, соучредитель Hansa Musik Produktion и владелец здания, решил вернуть Мейстерзалу его назначение в качестве места проведения мероприятий и – насколько это возможно – восстановить его в первоначальном состоянии. Реставрационные работы начались 1 марта 1993 года и заняли 18 месяцев, что более чем вдвое превышает первоначальную оценку. Частично это произошло из-за того, что после его завершения в 1913 году появилось памятное издание об открытии Мейстерзала, содержащее ранее неизвестные изображения Мейстерзала и прилегающих помещений. Почти все работы уже начались или были частично завершены; целые районы снова изменились. С октября 1994 года Мейстерзал использовался под руководством режиссера Курта Лутца, сооснователя «Берлинского театра «Глобус»» в бывшем отеле «Эспланада» на Потсдамской площади – частично самим Куртом Лутцем. Основное внимание в программе уделялось концертам на фортепиано и песням, театру и чтениям, но без городских субсидий, которые оказались нерентабельными. В конце 2002 года их пути разошлись; бывший аукционист Марк Кархаузен стал новым оператором Мейстерзаля и преемником Курта Лутца. Здесь они тоже разошлись через шесть лет. В феврале 2009 года, после некоторых технических модификаций, Meistersaal был вновь открыт в третий раз, на этот раз компанией BESL Business Event Services & Locations GmbH. С тех пор Мейстерзал служит местом проведения мероприятий и культурных мероприятий; с тех пор, как студия Emil Berliner Studios (бывшая студия звукозаписи Deutsche Grammophon) переехала в Берлин, она снова стала все чаще использоваться для записи музыки.

 

Aрхитектура

Ансамбль Мейстерзаля и связанные с ним помещения занимают два этажа. Общая площадь составляет около 650 квадратных метров, из них площадь самого Мейстерзаля (включая сцену) составляет 266 квадратных метров. Входной холл с гардеробной находится на первом этаже. Оттуда лестница ведет в фойе первого этажа, которое находится перед главным залом и соединяет его с зеленым салоном. Зеленый салон площадью 79 квадратных метров является официальной барной зоной Meistersaal со стационарно установленной барной стойкой. На первом и втором этажах есть мужские и женские туалеты. В результате законодательного запрета на курение в начале 2009 года рядом с Зеленым салоном был открыт зал для курящих.

 

Фасад улицы

Фасад Мейстерзаля был выдержан в строгом неоклассическом архитектурном стиле. Шесть ионических колонн отделяют главный зал в северной части здания от остального здания. Название объединения было выгравировано на фризе прямо над колоннами, а год постройки — на треугольном фронтоне. Сегодня слово «Meistersaal» можно встретить на фризе, а на недавно построенном фронтоне нет надписей и украшений.

 

Вход

Вход в здание, облицованный черным мрамором, первоначально называвшийся вестибюлем, обеспечивает доступ к входному фойе Мейстерзаала и доступ к лестничной клетке с лифтом в офисы. Слева — витрина Мейстерзаля, открытого и восстановленного в ходе реставрационных работ. В центре комнаты находится золотая табличка с логотипами всех компаний, базирующихся в здании, с большой зеркальной поверхностью с правой стороны. При входе при этом стояла сторожка, которую, вероятно, убрали во время реставрационных работ.

 

Входной холл

Сегодняшний входной вестибюль был спроектирован как вестибюль Мейстерзаала, лестница которого ведет к фойе. Первоначальный план этажа 1913 года показывает, что эта часть здания претерпела наибольшие структурные изменения. Большие части бывшего гардероба были разделены стеной и теперь являются частью ресторана, примыкающего к Мейстерзалу. В первоначальном плане этажа на первом этаже указаны только женские туалеты; к ним добавлялись мужские туалеты. На первом этаже до сих пор стоит старая билетная касса, которую уже не узнать.

 

Лобби

Благодаря реконструкции вестибюля по оригинальным фотографиям из брошюры к открытию Мейстерзаля, его первоначальный вид во многом сохранился. Яркой особенностью фойе, помимо множества лепных украшений на потолке, являются две большие зеркальные поверхности, одна из которых в ходе реставрации была пробита, чтобы соединить фойе с лестничной клеткой посредством дверь (тоже зеркальная). Помимо входов в хоз-зал и прохода в туалеты, курилку и зеленый салон, в вестибюле имеется проход на кухню хоз-зала. Чистая площадь вестибюля составляет 90 квадратных метров. В то время, когда Мейстерзал использовался как бальный зал Сузи, в фойе была постоянно установленная стойка для пивного буфета и буфета с ликерами.

 

Главный зал

Одной из основных конструктивных особенностей Мейстерзаала, спроектированного как зал камерной музыки, является деревянный кессонный потолок семиметровой высоты, напоминающий старую Берлинскую филармонию. Другими архитектурными особенностями зала, который также находится практически в первоначальном состоянии, являются редкая позолоченная лепнина на потолке и перегородка стен деревянными колоннами. Две большие двери холла ведут в главный зал. В Мейстерзале есть сцена размером 4 × 6 м с двухэтажной гардеробной для артистов с правой стороны. Первоначально стационарно установленные рядные сиденья были утеряны во время Второй мировой войны или вскоре после ее окончания и так и не были заменены. После повторного открытия в 1994 году Мейстерский зал постепенно оснащался современной световой и звуковой техникой в ​​соответствии с требованиями охраны памятников. Последние, более сложные технические работы по переоборудованию начались весной 2009 года и завершились в середине того же года.

 

Зеленый Салон

Бар площадью 79 квадратных метров в Мейстерзале, названный «Зеленым залом» после его постройки, а затем переименованный в «Зеленый салон», почти полностью выполнен в оттенках зеленого, включая стационарно установленную стойку. Потолок также украшен лепниной. В 1950-е годы Зеленый салон использовался как ресторан для гостей бальных залов. С 1961 по 1990 год Зеленый салон служил аппаратной для звукозаписи и был соединен с Мастер-холлом камерой.

 

Значение

Мейстерзаал — одно из немногих зданий на Кётенерштрассе, переживших Вторую мировую войну (ср. историю Кётенерштрассе), и в то же время один из немногих сохранившихся концертных залов и залов для мероприятий в Берлине 1920-х годов. Однако свое настоящее значение Мейстерзал приобрел благодаря тому, что его использовали в качестве студии звукозаписи после того, как в 1961 году была построена Стена.

Декорации, созданные атмосферой необычной звукозаписывающей комнаты и расположением на внутренней немецкой стене, были особенно привлекательными и вдохновляющими для англо-американских художников. Наиболее ярким примером этого является песня Дэвида Боуи «Heroes», написанная во время пребывания Боуи в Берлине. В то время Мейстерзал стал известен во всем мире как «большой зал у стены» или «студия у стены».

В настоящее время регулярно проводятся экскурсии по Мейстерзалу и студиям звукозаписи Hansa.

 

Pустяки

В апреле 2009 года шведская группа Kent записала свой восьмой студийный альбом Röd в Meistersaal.
В июле 2010 года американская группа R.E.M. Разделили свой альбом Collapse to Now на Meistersaal.