Новая национальная галерея, Берлин

Новая национальная галерея на Культурфоруме — это музей искусства ХХ века Берлинской национальной галереи. Здание музея, открывшееся в 1968 году, было спроектировано Людвигом Мисом ван дер Роэ и считается символом классического модернизма. Новая национальная галерея была закрыта в 2015 году из-за обширных ремонтных работ. Символическая передача здания состоялась 29 апреля 2021 года, торжественное открытие состоялось 21 августа 2021 года.

 

Архитектура

В 1962 году, в возрасте 76 лет, Людвигу Мису ван дер Роэ было поручено построить Новую Национальную галерею в Берлине. Он использовал свой дизайн 1957 года для административного здания производителя рома Бакарди в Сантьяго-де-Куба и свой собственный дизайн для музея Георга Шефера в Швайнфурте, который он также разработал в период с 1960 по 1963 год. Обе конструкции так и не были реализованы и основаны (с меньшими размерами) на крыше, опирающейся на восемь опор, и безопорном внутреннем пространстве. Мис попросил своего друга Фрея Отто помочь со статикой 1260-тонной крыши. Отто заменил первоначально запланированные четыре центральных колонны на две с каждой стороны.

Строительство Новой Национальной галереи началось 23 сентября 1965 года, через три года после размещения заказа, с закладки первого камня, и было завершено спустя почти три года строительства в 1968 году, за год до смерти Миса. Мис дважды был в Берлине (в 1965 году для закладки фундамента и в 1967 году после возведения крыши), но не смог приехать на открытие в 1968 году из-за хронической болезни. Реализацией планов занимался его внук Дирк Лохан, который работал в офисе деда в Чикаго с 1962 года после окончания Мюнхенского технического университета.

Новая Национальная галерея — единственное здание, которое Мис ван дер Роэ построил в Германии после Второй мировой войны, и первый музей, открытый на территории тогда еще нового Западноберлинского Культурфорума недалеко от Потсдамской площади, прорезанной Стеной. Государственная библиотека Ханса Шаруна и филармония находятся в непосредственной близости, как и другие музеи, в том числе картинная галерея, музей декоративного искусства, гравировальный кабинет на меди и музей музыкальных инструментов. Вероятно, с 2026 года ансамбль пополнится Музеем ХХ века.

В Новой национальной галерее Мис реализовал разработанную им идею универсального пространства. Квадратный павильон из стали и стекла покоится на гранитной террасе размером 105 × 110 метров, компенсирующей пологий склон на берегу Ландвер-канала. Длина края крыши, которая доминирует над зданием и тоже имеет квадратную форму, составляет 64,8 метра; ограждающие стеклянные стены отодвинуты на 7,2 метра со всех сторон и, таким образом, образуют главный зал. В ходе строительства крыша целиком была поднята с монтажной высоты на базовой платформе с помощью 24 синхронно управляемых домкратов над восемью стальными опорами за девять часов и установлена ​​на две опоры с каждой из четырех сторон. Образовавшееся пространство внизу образует большой главный зал без колонн, который теперь допускает любой выставочный дизайн и структурирован осесимметрично двумя отдельно стоящими, высотой с комнату, центрами подачи (отопление/вентиляция/дренаж с крыши), двумя нижними гардеробными и две лестницы в подвал. Этот главный зал предназначен для временных выставок. В подвале расположены помещения для постоянной экспозиции коллекции; К этим помещениям с западной стороны здания примыкает обнесенный стеной сад скульптур, который также виден с более высокой цокольной платформы, опоясывающей холл первого этажа.

Решение Миса, обладающее скрытым классицизмом, представляет собой современную визуализацию античного храма-подиума, что соответствует берлинской строительной традиции, сформированной Карлом Фридрихом Шинкелем и его школой (Альтернативный музей, Старая национальная галерея).

Благодаря необычной планировке помещений цокольного этажа и монументальности главного зала параллельное или раздельное использование двух этажей здания для выставок не всегда является беспроблемным с точки зрения застройки. В недавнем прошлом в большом зале работали несколько художников, которые пытались передать уникальность универсального пространства Миса посредством инсталляций и интервенций.

 

История

В Новой национальной галерее представлены фонды Берлинских государственных музеев в области живописи, скульптуры и скульптуры ХХ века, от классического модернизма до искусства 1960-х годов. Он четко следует традиции Нового отдела в Кронпринценпале, который был создан под руководством Людвига Юсти с 1919 по 1937 год, пока не был разрушен кампанией за дегенеративное искусство.

 

Предыстория

В 1945 году магистрат Берлина решил создать коллекцию 20-го века. Движущими силами были Адольф Яннаш и снова Людвиг Юсти. Однако комиссия по закупкам собралась только в 1947 году. В его состав вошли по одному члену городского совета от ХДС, СДПГ и СЕПГ, три искусствоведа и три художника. 69-летний Юсти был назначен генеральным директором бывших государственных музеев. Первоначально он хотел заполнить пробелы в области экспрессионизма, купив несколько крупных работ, но при этом столкнулся с тенденциями, которые хотели документировать современное послевоенное искусство. В то время выставки проходили в Зале Государственного совета Городского дворца.

Все дальнейшие усилия устарели после раскола магистратуры в ноябре 1948 года и основания двух немецких государств в 1949 году. По этой причине Галерея 20-го века была основана во второй раз в Западном Берлине в 1949 году как муниципальная галерея, и ей пришлось снова пополнить свой инвентарь. Как и раньше, она видела себя в традиции Кронпринценпалае и, чтобы сделать видимой преемственность, старалась, когда это было возможно, приобретать утерянные произведения – что, однако, удавалось лишь в отдельных случаях, как в случае с «Христом» Нольде и «Христом» Нольде. Самаритянка. В частности, разрыв, образовавшийся в результате потери работ «Синего всадника», не мог быть должным образом преодолен в долгосрочной перспективе.

Выставочной площадкой галереи первоначально было бывшее казино ландвера на Йебенсштрассе за станцией «Зоопарк», где располагалась художественная библиотека, а сегодня размещаются Музей фотографии и Фонд Хельмута Ньютона. В 1953 году хранившиеся на Западе фонды Национальной галереи вернулись в Западный Берлин и были выставлены сначала в Далеме, а с 1959 года — во дворце Шарлоттенбург. В то же время оба института пытались закрыть пробелы в области классического модернизма. После того, как в 1957 году был основан Фонд прусского культурного наследия, стало проще координировать политику приобретения Национальной галереи с политикой Муниципальной галереи ХХ века, а когда в 1961 году была построена Стена, стало ясно, что слияние владений Востока и Запада в долгосрочной перспективе было бы невозможно, было принято решение объединить две основные коллекции и построить представительное новое здание на базе недавно основанного Культурфорума в Берлине, которое Мис ван дер Роэ было поручено построить. дизайн.

 

Коллекция с 1968 года

Он был открыт 15 сентября 1968 года выставкой Мондриана. Первым директором был Вернер Хафтманн, который, как он сам говорил, начал лгать публике об одном закрытом сборнике из двух незавершенных сборников. Галерея 20-го века и все произведения Национальной галереи сначала переехали в здание, до 1986 года, в основном из-за нехватки места, Романтическая галерея вернулась во дворец Шарлоттенбург, так что постоянная экспозиция только теперь была сосредоточена на искусстве 20-го века. Бюджет покупки Новой Национальной галереи с самого начала был довольно небольшим, в конце 1960-х годов он составлял около 200 000 немецких марок. Однако многие картины можно было приобрести с помощью Немецкого фонда классовой лотереи, а с 1977 года - при поддержке Ассоциации друзей Национальной галереи.

Концепция музея и политика приобретения часто характеризовались сильным общественным интересом. Хафтманну удалось придать еще элементарной коллекции четкий контур и поместить ее в международный контекст. Однако после 1968 года возникли серьезные споры, когда Хафтман выступил против трансграничных мероприятий и сооружений. В накалившейся ситуации стекла здания Миса были частично разбиты и даже разлетелись на куски.

В 1982 году таблоиды встретили покупку книги Барнетта Ньюмана «Кто боится красного, желтого и синего IV» с громким непониманием, что вылилось в угрозы расправы в адрес режиссера Дитера Хониша, а студент напал на произведение искусства и серьезно его повредил. Хониш открыл галерею американской живописи, особенно живописи цветового поля, в сознательном контрасте с поп-артом, который собирал Музей Людвига в Кельне.

 

Коллекция с 1990 года

С воссоединением поменяла свое лицо и Новая национальная галерея. Он снова стал частью Национальной галереи Берлина на Музейном острове, а в 1993 году фонды были реорганизованы. В то время как Галерею романтизма дворца Шарлоттенбург можно было без проблем объединить со старой коллекцией и классический модернизм добился успехов, интеграция послевоенного искусства ГДР в искусство Запада была гораздо сложнее. Новое повешение вызвало яростное сопротивление, и так называемый немецко-германский картинный спор длился более года, что было вызвано главным образом травмами, нанесенными негосударственным художникам из ГДР, и возмущением ХДС. Искусство ГДР сейчас почти не представлено.

С момента основания Гамбургского вокзала в 1996 году после передачи в дар коллекции Маркса Новая Национальная галерея до начала 1970-х годов представляла собой чисто представление классического модернизма. Помимо этого, речь идет лишь о многочисленных и зачастую впечатляющих специальных выставках в стеклянном павильоне, которые по большей части также носят ретроспективный характер. С февраля по сентябрь 2004 года работы из Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) выставлялись в Национальной галерее по инициативе Питера Рауэ под лозунгом Das MoMA в Берлине. С июня по октябрь 2007 года выставка «Самые красивые французы приезжают из Нью-Йорка» развивала этот успех и представляла собой шедевры французского искусства XIX века. Второе крупное приобретение Национальной галереи, Музей Берггрюна, дополняет инвентарь Новой Национальной галереи коллекцией классического современного искусства. В 2008 году коллекция Шарфа-Герстенберга расширила спектр Национальной галереи, включив в нее произведения сюрреализма. Во второй половине 2009 года Новая Национальная галерея показала частную коллекцию семьи Пицш под названием Bilder Traume. В основном это сюрреалистические картины известных художников, таких как Миро и Магритт. Эти произведения искусства вошли в коллекцию Национальной галереи в 2016 году благодаря пожертвованию Коллекции Питча.

 

Ремонт

В связи с предстоящими масштабными ремонтными работами в Новой национальной галерее, которая является памятником архитектуры, в начале 2015 года она была закрыта на пять лет. Реконструкцию координирует компания David Chipperfield Architects, архитектурное бюро Дэвида Чипперфилда. В январе 2015 года Федеральное строительное управление оценило стоимость ремонта в 101 миллион евро. Федеральное правительство покрывает все расходы. Фактические затраты до апреля 2021 года составили около 140 миллионов евро. В ходе ремонта 56 верхних стекол фасада размером 5,40 м × 3,40 м были заменены на многослойное безопасное стекло, произведенное в Китае по технологии флоат-стекла, поскольку в 2018 году другие стекольные заводы могли поставлять стекло только до стандартизированной ширины 3,21 м. Вместе с нижними стеклами это снова привело к образованию фасада с одинарным остеклением площадью около 1500 м² в вестибюле.

С решением о строительстве соседнего Музея ХХ века, который будет соединен под землей с Новой Национальной галереей, выставочная площадь Национальной галереи с 2026 года будет увеличена во много раз.

 

События

В 1970-е годы здание также использовалось для проведения концертов в рамках фестиваля «Метамузыка». Организатором Берлинского фестиваля выступил Вальтер Бахауэр. Вечером выборов в Бундестаг 2002 года многие знаменитости были приглашены и сняты на видео во время концерта Мариуса Мюллер-Вестернхагена. Результатом стал клип режиссера Ральфа Шмерберга «Es ist an der Zeit». В начале 2015 года группа Kraftwerk восемь дней подряд давала здесь концерты своих восьми классических альбомов. Сразу после этого Новая Национальная галерея была закрыта на капитальный ремонт.

 

Режиссеры

1967–1974: Вернер Хафтманн (директор-основатель)
1974–1975: Виланд Шмид (действующий)
1975–1997: Дитер Хониш
1999–2008: Питер Клаус Шустер
2008-2020: Удо Киттельманн
2020–2021: Йоахим Ягер (исполняющий обязанности)
с 2022 года: Клаус Бизенбах

 

Кино

Музейный визит с Маркусом Броком: Новая национальная галерея в Берлине. 30 мин Первый эфир: 7 ноября 2021 г. в 3сб.