Берлинская государственная опера, Берлин

Unter den Linden 7
☏ +49 30 20354 555 (билеты), +49 30 20354 0 (общие вопросы).

 

 Берлинская государственная опера (Staatsoper Unter den Linden) — оперный театр на бульваре Унтер-ден-Линден 7 в районе Митте в Берлине и является частью Forum Fridericianum. Построенный в 1741-1743 годах по приказу Фридриха Великого по проекту Георга Венцеслава фон Кнобельсдорфа в стиле Фридриха Рококо, он был восстановлен Рихардом Пауликом в 1951-1955 годах после разрушения во Второй мировой войне. Это старейший оперный театр Берлина и «первый крупный театр, когда-либо построенный как монументальное отдельно стоящее сооружение в городе».

Государственная опера вместе с Немецкой оперой, Комише оперой, Государственным балетом и сценической службой образует Фонд Берлинской оперы.

 

История

Обозначения

Сегодняшняя Государственная опера на протяжении истории носила разные названия:
1743-1918 в Королевстве Пруссия: Королевская опера.
1919–1945 в Свободном государстве Пруссия: Прусская государственная опера.
1955–1990 в ГДР: Немецкая государственная опера.
После воссоединения Германии: Государственная опера Унтер ден Линден и Государственная опера Берлина.
В просторечии его называли и еще называют Линденопер.

 

18-ый век

В самом начале своего правления Фридрих II в мае 1740 года поручил Кнобельсдорфу спроектировать придворную королевскую оперу, первый камень в фундамент которой был заложен в сентябре 1741 года. Местом строительства король выбрал крепостную территорию рядом с дворцом наследного принца, где он жил. Разместив его на главной оси города – Унтер-ден-Линден – а не как обычно внутри дворцового комплекса, было создано первое самостоятельное и на тот момент крупнейшее театральное здание в Европе как культурное выражение идей Просвещения. Архитектурные модели были у.а. Вилла Ла Ротонда Андреа Палладио недалеко от Виченцы и дом Колена Кэмпбелла Стоурхед в Англии, четко читаемый на лицевой стороне. В здании, выполненном в виде нефа, есть Аполлоновский зал (банкетный зал, фойе), Театральный зал (зрительный, бальный зал) и Коринфский зал (сценический и концертный зал). Латинская надпись на портике гласила: «Fridericus rex apollini et musis»; на немецком языке «Король Фридрих Аполлон и музы». После Дворца наследного принца, Дворца принцессы и Оружейной палаты Королевский оперный театр был четвертым великолепным зданием на Унтер-ден-Линден; это одно из главных произведений Фредерика рококо.

Новый оперный театр был открыт 7 декабря 1742 года, прежде чем был окончательно завершен. С 1755 г. все большее значение приобретает концертная деятельность придворного оркестра в городе. В 1786 году Фридрих Вильгельм II поручил более позднему архитектору Бранденбургских ворот Карлу Готхарду Лангансу преобразовать сцену и боковую сцену, чтобы освободить больше места за сценой. Кроме того, обзор всех сидений был улучшен за счет изменения боковых лож и расширения проема сцены. Кроме того, устаревшая концепция последовательных залов была заменена противоположностью зрительного зала и сцены. По случаю благотворительного концерта в пользу вдовы Вольфганга Амадея Моцарта отрывки из его опер впервые прозвучали на немецком языке, понятном буржуазии.

 

19 век

Под руководством генерального директора Августа Вильгельма Иффланда в 1811 году Придворная опера и Национальный театр объединились в Королевские пьесы. Чуть позже, под руководством первого генерального музыкального директора Пруссии Гаспаре Спонтини, у Прусского придворного оркестра было по контракту 94 музыканта. Спонтини добился значительного улучшения качества работы оркестра, а также учредил фонд для нуждающихся участников группы.

18 июня 1821 года в недавно построенном Schinkelschen Schauspielhaus на Жандарменмаркте состоялась мировая премьера «Вольного стрелка» Карла Марии фон Вебера. Из-за увеличения размера хоров в оперных произведениях в том же году были наняты первые хоровые певцы. В 1842 году Готфрид Вильгельм Тауберт основал серию симфонических концертов, которыми первый год дирижировал Феликс Мендельсон Бартольди. В том же году Джакомо Мейербер сменил Гаспаре Спонтини на посту генерального музыкального директора.

В ночь на 18 августа 1843 года оперный театр сгорел дотла. Король Фридрих Вильгельм IV решил немедленно восстановить страну. Согласно планам архитектора Карла Фердинанда Ланганса, оперный театр был вновь открыт спустя чуть больше года с постановкой «Эйн Фельдлагер» Джакомо Мейербера в Шлезиене. Самым значительным нововведением стал просторный четырехъярусный зрительный зал почти на 1800 мест. Дальнейшими улучшениями стали расширение сценического здания, новый рельеф фронтона и технические нововведения. В 1847 году Отто Николай стал капельмейстером соборной и придворной оперы. Два года спустя он дирижировал премьерой оперы «Виндзорские веселые жены».

В конце века и оперный театр, и придворная часовня становились все более интересными для выдающихся артистов. Привлечение Рихарда Штрауса в качестве придворного музыкального руководителя и таких дирижеров, как Йозеф Сушер, Карл Мук и Феликс фон Вайнгартнер, принесло оркестру международную репутацию.

 

20 век

В октябре 1919 года он был переименован в Прусскую государственную оперу и государственный оркестр, с 1919 по 1939 год здесь работал сценограф Панос Аравантинос. В 1925 году в присутствии композитора под руководством Эриха Кляйбера состоялась премьера «Воццека» Альбана Берга. Композитор Дмитрий Митропулос был ассистентом Клейбера с 1921 по 1925 год.

В 1926 и 1927 годах здание было реконструировано под руководством архитектора Отто Ходлера[4], отчасти потому, что в нем должны были появиться новые боковые сцены. Для этого была подкреплена башня сцены, что позволяет быстрее менять декорации в соответствии с современными режиссерскими требованиями. Была проведена техническая реконструкция основной сцены, включающая установку двухярусных подиумов, гидравлических верхних механизмов и мобильных вагонов боковой сцены. В то же время Kroll Opera была записана и временно использовалась в качестве альтернативной площадки. Открытие переоборудованного оперного театра произошло в 1928 году новой постановкой «Волшебной флейты». Одновременно с переоборудованием была перепроектирована площадь Кайзер-Франц-Йозеф-Плац, при этом был засыпан западный съезд Линденского туннеля, открывшегося в 1916 году.

В эпоху национал-социалистов Прусский государственный театр находился под контролем премьер-министра Германа Геринга. Еврейских певцов, музыкантов, дирижеров и других сотрудников выгнали из дома. Дирижер Вильгельм Фуртвенглер явно поддерживал еврейских музыкантов и с большим риском для себя спрятал некоторых из них в своей квартире. Во время Второй мировой войны, 10 апреля 1941 года, здание сильно пострадало от воздушного налета Королевских ВВС. Реконструкция началась немедленно по приказу Адольфа Гитлера, чтобы продемонстрировать несломленный боевой дух. 12 декабря 1942 года изменившийся изнутри дом отпраздновал свое 200-летие исполнением «Нюрнбергских мейстерзингеров» Рихарда Вагнера под управлением Вильгельма Фуртвенглера.

Второй авианалет 3 февраля 1945 года разрушил здание сцены и часть зрительного зала. Портик и зал Аполлона, преобразованный в фойе, практически не пострадали.

После Второй мировой войны магистрат Восточного Берлина обсуждал преобразование оперного театра в музыкальную академию и его снос. В 1951 году было решено его восстановить. Во время реконструкции и нового строительства Адмиралспаласт служил в основном альтернативным местом проведения. Поскольку в рамках ремонтных работ здание управления должно было быть расширено и, таким образом, выступало за линию строительства восточной стороны Линденского туннеля, в 1951 году оно было закрыто. 11 апреля 1953 года на Унтер-ден-Линден состоялась церемония закладки крыши.

Тем временем Кляйбер подвергся политическому давлению со стороны западного общественного мнения из-за своего обещания взять на себя музыкальное руководство перестроенным оперным театром. Тот факт, что на портике вместо посвящения «Фридерикус Рекс Аполлини и Мусис», как раньше, должно было появиться новое название «Немецкая государственная опера», дал ему желанную возможность отвернуться от культурной жизни Берлина, которая формировалась Востоком. Западный конфликт. Дом был вновь открыт 4 сентября 1955 года праздничным исполнением «Нюрнбергских мейстерзингеров» под управлением Франца Конвичного.

Строительные работы велись под руководством Ричарда Паулика. Он придерживался концептуальной точки зрения, согласно которой работа должна быть строго основана на плановых документах Кнобельсдорфа и его взглядах и что необходимые инновации в строительном оборудовании должны быть адаптированы к духу первоначального проекта. Например, орнамент пола в переоборудованном зале Аполлона основан на зале условно-досрочного освобождения Кнобельсдорфа во дворце Сан-Суси в Потсдаме. Комната была перестроена между 1950 и 1955 годами. Интарсия пола размером примерно 22 × 12 м была выполнена в период с 1953 по 1954 год под руководством Заальбургского мраморного завода. Поскольку компания не пострадала от войны, она смогла реализовать этот необычный проект. Основу составляют базовые сегменты толщиной два сантиметра из белого мрамора Ласа, которые для большей устойчивости оклеены снизу панелями травертина толщиной три сантиметра. Для того, чтобы вставить инкрустации (орнаменты) из натурального камня, необходимо было путем точной ручной работы сделать в мраморе Ласа углубления глубиной около пяти миллиметров. Все компоненты пола создаются на основе предварительного чертежа и последующего изготовления шаблонов с точностью контура менее одного миллиметра. После точной вставки филигранного орнамента прочной шпаклевкой необходимо было еще раз выровнять поверхность путем шлифовки и полировки оборудованных таким образом основных сегментов. Для цветных деталей орнамента использовались только натуральные камни. Типы известняка: Фишерсдорф, Графенштайн, Капфенберг, Наполеон (два типа), Рамелло Россо и Заальбург-Бунтроза. Также использовались мраморы Giallo di Siena и Green of Styra и серпентинит Verde Alpi. Техническое и художественное руководство этим весьма сложным проектом находилось в руках заальбургского скульптора Оскара Шульца, который и проделал основную работу над орнаментами. Его поддержали каменщики Ф. Хайнель (из Шлейца), А. Байер и Х. Ортвиг. Также были задействованы семинары в Берлине, Дрездене и Магдебурге. Арминий Хаземан спроектировал статуи на чердаке.

Зрительный зал, необычайно великолепный для социалистических условий, в котором сейчас всего три яруса, можно рассматривать как свидетельство культурного самосознания начала 1950-х годов.

Когда в 1961 году была построена Берлинская стена, коллеги из западной части города, которые работали в качестве пассажиров в восточной части, больше не могли работать в Государственной опере. Чтобы сохранить традиции ансамбля, в Берлин были командированы музыканты других оркестров и выпускники всех четырех музыкальных академий ГДР, хор фольклорного ансамбля ГДР, а также выпускники балетных школ ГДР и солисты с Востока. Европейские народные республики взял на себя ансамбль Государственной оперы. Под руководством Отмара Суйтнера с 1964 по 1990 год и Хайнца Фрике (генеральный музыкальный руководитель 1961–1992 годов) оперный театр превратился в уважаемый ансамбль в Европе. Об этом свидетельствуют постоянные выпуски пластинок и гастроли в Восточной и Западной Европе, а также на других континентах.

В середине 1980-х годов, как и конная статуя Фридриха Великого до нее, первоначальная надпись на портике вместо «Deutsche Staatsoper» вернулась в Унтер-ден-Линден во время ремонта дома.

После падения стены открылись новые перспективы. Музыканта Даниэля Баренбойма интересовала Государственная опера Унтер ден Линден. Во время гастролей ансамбля в Японии в 1990 году они впервые познакомились, а затем подписали с ним контракт. С 1992 года является художественным руководителем дома; с 2000 года избран пожизненным генеральным музыкальным директором Государственной капеллы Берлина.

Ассоциация друзей и спонсоров Государственной оперы Унтер ден Линден e. В. поддерживает работу Государственной оперы финансово и морально. В число его основателей входят Ганс-Дитрих Геншер, Фриде Шпрингер, Тедди Коллек и Генри Киссинджер. Управляющим директором с 2013 года является Анна Шванхойсер, председателем ассоциации является менеджер Ульрих Маас.

 

21-го века

С 2004 года Государственная опера Унтер ден Линден вместе с Немецкой оперой Берлина, Комише оперой, Государственным балетом Берлина и Бюненсервисом Берлина образует Фонд Берлинской оперы.

 

Исправительные меры

Структурная реконструкция Линденопера, запланированная на рубеже тысячелетий, поначалу вызвала горячие споры. Проект архитектора Клауса Рота, получивший приз жюри, предусматривал снос Паулик-холла и перепланировку зрительного зала. Протесты немецких и зарубежных художников вынудили вмешаться Клауса Воверайта, тогдашнего управляющего мэра и сенатора по культуре. В середине 2008 года на реконструкцию снова был объявлен тендер; новые издания призывали к большему вниманию к охране памятников, дизайн интерьера должен был быть основан на модели архитектора Ричарда Паулика. Например, в начале 2009 года штутгартское архитектурное бюро HG Merz получило контракт на проектирование объекта с условием сохранения Пауликзала.

В рамках строительных работ также планировалось улучшить акустику и видимость в зрительном зале. Ранее конструктивно заданное звучание зрительного зала определялось очень низким резонансом помещения; Поэтому с 1990-х годов используется электронная система расширения реверберации.

С целью продлить время реверберации без технической поддержки – пожелание генерального музыкального директора Даниэля Баренбойма – потолок в интерьере был поднят на четыре метра, объем помещения увеличился с 6500 до 9500 м³, чего не видно снаружи. , поскольку кубатура памятника архитектуры была сохранена в соответствии с требованиями по сохранению исторических памятников. Переход между ярусной зоной и потолком оптически выполнен абстрактной решеткой, вдохновленной трехслойным декором Фредерика Рококо. Структурные изменения увеличили время реверберации примерно с 1,1 до 1,6 секунды.

На время ремонтных работ ансамбль переехал в Шиллертеатр на Бисмаркштрассе в Шарлоттенбурге; Новая площадка была открыта 3 октября 2010 года мировой премьерой оперы Йенса Йонеляйта «Метанойя», первоначально поставленной Кристофом Шлингензифом. Шиллертеатр - фактически сцена для разговорного театра - был отремонтирован с января 2009 года и подготовлен для нужд оперного бизнеса. Мероприятия, которые ранее проводились в зале «Аполлон» Государственной оперы Унтер-ден-Линден, во время реконструкции проходили либо в фойе Шиллертеатра, в мастерской дома, в музее Боде или в Rotes Rathaus в Берлине-Митте.

Возвращение в здание Государственной оперы планировалось к началу сезона осенью 2013 года. На удивление суровая зима 2010/2011 года, среди прочих, была названа директором здания Сената Регулой Люшер причиной первой полуторалетней задержки. После этого в официальных заявлениях об октябре 2015 года туманно говорилось, но оставляли значительные возможности для дальнейших задержек. Ответственное строительное управление никогда не могло гарантировать ни один из самостоятельно разработанных планов. После завершения реконструкции ансамбль через семь лет снова переехал в дом на Унтер-ден-Линден.

Несмотря на все трудности, возникшие при его завершении, Государственная опера Унтер ден Линден вновь открылась 3 октября 2017 года постановкой сцен Роберта Шумана из «Фауста» Гете. За постановку отвечали художественный руководитель Юрген Флимм и Даниэль Баренбойм. Официальная работа игры возобновилась 7 декабря 2017 года.

 

Разработка затрат

В сентябре 2010 года затраты на строительство оценивались в 239 миллионов евро, из которых федеральное правительство должно взять на себя 200 миллионов евро, а земля Берлин - 39 миллионов евро. На здание оперы было заложено 126 миллионов евро, а на здание управления, репетиционный центр и соединительный туннель между репетиционным центром и зданием оперы — 90 миллионов евро. В феврале 2018 года стоимость строительства оценивалась в 440 миллионов евро.

 

Парламентский комитет по расследованию

26 марта 2015 года Палата представителей Берлина под председательством левого депутата Вольфганга Брауэра решила создать парламентскую комиссию по расследованию для расследования «причин, последствий и ответственности за превышение затрат и сроков реконструкции» Государственная опера Унтер ден Линден. Комиссия по расследованию была создана 8 мая 2015 года. Комиссия завершила заслушивание доказательств 13 мая 2016 года; 27 мая 2016 г. комитет обсудил окончательный отчет (печатный документ 17/2999). 9 июня 2016 г. комитет представил свой итоговый отчет; который обсуждался на пленарном заседании Палаты представителей 23 июня 2016 года.

 

Важные премьеры в Государственной опере

7 декабря 1742 г. (открытие Придворной оперы): Клеопатра и Чезаре. Музыкальная драма в 3-х действиях. Либретто Джованни Гуальберто Боттарелли. Музыка: Карл Генрих Граун
2 декабря 1743 г.: Артасерс. Музыкальная драма в 3-х действиях. Либретто: Пьетро Метастазио. Музыка: Карл Генрих Граун
17 января 1746 года: Демофонте, ре ди Трасия. Музыкальная драма в 3-х действиях. Либретто: Пьетро Метастазио. Музыка: Карл Генрих Граун
6 января 1755 года: Монтесума. Трагедия на музыку в 3-х действиях. Либретто: Джампьетро Тальязукки, Фридрих II и Франческо Альгаротти. Музыка: Карл Генрих Граун
6 июля 1798 года: Остров-призрак. Диалоговая опера в 3-х действиях. Либретто: Фридрих Вильгельм Готтер (по мотивам пьесы Шекспира «Буря»). Музыка: Иоганн Фридрих Райхардт
31 марта 1800 г.: Lieb' und Treu (Любовь и мир). Песня-спектакль в одном действии.Либретто и музыка: Иоганн Фридрих Райхардт.
30 марта 1801 года: Джери и Бители. Зингшпиль в одном действии.Либретто: Иоганн Вольфганг фон Гете. Музыка: Иоганн Фридрих Райхардт
23 мая 1825 года: Альсидор. Волшебная опера с балетом в 3-х действиях. Либретто: Эммануэль Теолон и К. Натти. Музыка: Гаспаре Спонтини
12 июня 1829 года: Агнесса Гогенштауфен. Великая историко-романтическая опера в 3-х действиях. Либретто: Эрнст Раупах. Музыка: Гаспаре Спонтини
24 мая 1833 года: Ганс Хайлинг. Романтическая опера в прелюдии и 3-х действиях. Либретто: Эдвард Девриент. Музыка: Генрих Маршнер. С Эдуардом Девриентом (Ганс Хайлинг)
7 декабря 1844 г. (открытие Линденопера): Лагерь в Силезии. Зингшпиль в 3-х действиях. Либретто: Эжен Скриб, немецкий автор Людвига Реллстаба. Музыка: Джакомо Мейербер
9 марта 1849 года: «Виндзорские веселые жены». Комик-фантастическая опера в 3-х действиях. Либретто: Саломон Герман Мозенталь (по одноименной комедии Шекспира). Музыка: Отто Николаи. Дирижер: Отто Николаи
11 октября 1878 г.: Эккехард. Опера в 5 действиях. (по Йозефу Виктору фон Шеффелю). Музыка: Иоганн Йозеф Аберт
4 мая 1895 г.: Евангелист. Музыкальная драма в 2-х действиях. Либретто и музыка: Вильгельм Кинцль. Дирижер: Карл Мук
21 марта 1899 г.: Регина. Опера в 3-х действиях. Либретто и музыка: Альберт Лорцинг.
9 апреля 1902 года: Лес. Музыкальная драма в одном действии с прологом и эпилогом. Либретто: Генри Брюстер и Этель Смит. Музыка: Этель Смит
13 декабря 1904 года: Роланд Берлинский. Историческая драма в 4 действиях. Либретто: Георг Дрешер и Руджеро Леонкавалло (по одноименному роману Виллибальда Алексиса). Музыка: Руджеро Леонкавалло
19 декабря 1922 г.: Фредигундис. Опера в 3-х действиях (5 картинах). Либретто: Бруно Уорден и Игнац Михаэль Веллеминский (по одноименному роману Феликса Дана). Музыка: Франц Шмидт
21 октября 1924 года: Цвинбург. Живописная кантата в одном действии.Либретто: Фриц Демут и Франц Верфель. Музыка: Эрнст Кренек. Дирижер: Эрих Кляйбер
14 декабря 1925 года: Воццек. Опера в 3-х действиях (15 картин). Либретто (по одноименной пьесе Георга Бюхнера) и музыка: Альбан Берг. Дирижер: Эрих Кляйбер
10 декабря 1928 года: Поющий дьявол. Опера в 4-х действиях. Либретто и музыка: Франц Шрекер. Дирижер: Эрих Кляйбер
5 мая 1930 года: Кристоф Колумб (Christopher Columbus). Опера в 2-х действиях (27 картин). Либретто: Поль Клодель. Музыка: Дариус Мийо. Дирижер: Эрих Кляйбер
12 ноября 1931 года: Сердце. Музыкальная драма в 3-х действиях (4-х картинах). Либретто: Ганс Манер-Монс. Музыка: Ганс Пфицнер. Дирижер: Вильгельм Фуртвенглер
30 ноября 1934 года: Симфонические пьесы Лулу. Альбана Берга (либретто по Франку Ведекинду). Дирижер: Эрих Кляйбер
14 марта 1935 года: принц Гомбургский. Опера в 4-х действиях. Либретто (по одноименной пьесе Клейста) и музыка: Пауль Грейнер.
31 декабря 1935 года: Великий грешник. Веселая опера. Либретто: Катарина Столл и Герман Рёммер. Музыка: Эдуард Кюннеке
12 мая 1938 года: портной Виббель. Опера в 4-х действиях. Либретто: Ганс Мюллер-Шлоссер. Музыка: Марк Лотар
24 ноября 1938 года: Пер Гюнт. Опера в 3-х действиях (9 картинах). Либретто (по одноименной пьесе Генрика Ибсена) и музыка: Вернер Эгк. Дирижер: Вернер Эгк
28 января 1939 года: Жители Кале. Опера в 3-х действиях. Либретто: Каспар Неер. Музыка: Рудольф Вагнер-Регени. Дирижер: Герберт фон Караян
11 ноября 1949 года: Дон Кихот. Балет. Либретто: Татьяна Гсовская. Музыка: Лео Спайс
17 марта / 12 октября 1951 г.: Осуждение Лукулла. Опера в 12 картинах. Либретто: Бертольт Брехт. Музыка: Поль Дессау. Дирижер: Герман Шерхен
15 ноября 1966 г.: Пунтила. Опера в 13 картинах, пролог и эпилог. Либретто: Петер Палич / Манфред Векверт (по мотивам г-на Пунтила и его слуги Матти Бертольта Брехта). Музыка: Поль Дессау. Дирижер: Поль Дессау
19 декабря 1969 года: Ланселот. Опера в 15 картинах. Либретто: Хайнер Мюллер и Гинка Чолакова. Музыка: Поль Дессау. Дирижер: Герберт Кегель, Режиссер: Рут Бергхаус
2 октября 1971 года: Карин Ленц. Опера в 10 картинах. Либретто: Эрик Нойч. Музыка: Гюнтер Кочан. Дирижер: Хайнц Фрике, Режиссер: Эрхард Фишер
16 февраля 1974 года: Эйнштейн. Опера в прологе, 3 действия, 2 интермедии и эпилог. Либретто: Карл Микель. Музыка: Поль Дессау. Дирижер: Отмар Сюитнер, Режиссер: Рут Бергхаус. С Тео Адамом (Эйнштейн), Питером Шрайером (молодой физик)
21 декабря 1974 г.: Сабелликус - Опера Фауст. Либретто и музыка: Райнер Кунад. Дирижер: Вольфганг Реннерт, режиссер: Гарри Купфер. В главной роли Карл-Хайнц Стрычек, Хайнц Рих, Эдда Шаллер, Кэролин Смит-Майер, Вернер Хазелеу, Гюнтер Курт и Фриц Хюбнер.
27 февраля 1977 г. (Зал Аполлона): Р. Хот или Жара. Оперное фэнтези в более чем ста драматических, комических, фантастических позах. Либретто: Томас Кёрнер (по мотивам «Англичанина» Якоба Михаэля Рейнхольда Ленца). Музыка: Фридрих Гольдман. Дирижер: Фридрих Гольдман, содирижер: Вольфганг Хафермальц, режиссер: Петер Конвичный
24 ноября 1979 г. Леонсе и Лена. Опера в прологе и 2-х действиях. Либретто: Томас Кёрнер (по одноименной комедии Георга Бюхнера). Музыка: Поль Дессау. Дирижер: Отмар Сюитнер, Режиссер: Рут Бергхаус
14 июля 1989 года: граф Мирабо. Опера в 2-х действиях. Либретто и музыка: Зигфрид Маттус. Дирижер: Хайнц Фрике, Режиссер: Эрхард Фишер
16 сентября 1999 г.: Что дальше? Опера в одном действии.Либретто: Пол Гриффитс. Музыка: Эллиот Картер. Дирижер: Даниэль Баренбойм, режиссер: Николя Бригер
23 июня 2005 г.: Шеф Джозеф. Музыкальный театр в 3-х действиях. Либретто и музыка: Ганс Зендер. Дирижер: Йоханнес Калицке, Режиссер: Петер Муссбах
6 сентября 2007 г.: Федра. Концертная опера в 2-х частях (9 картинок). Либретто: Кристиан Ленерт. Музыка: Ханс-Вернер Хенце. Дирижер: Михаэль Бодер, Режиссер: Питер Муссбах
16 июня 2008 г.: Гельдерлин. Экспедиция. Либретто: Питер Муссбах. Музыка: Петер Ружичка. Дирижер: Петер Ружичка, режиссер: Торстен Фишер

 

Художественные и музыкальные руководители, генеральные музыкальные руководители

Генеральные музыкальные руководители до 1918 г.
1786–1790: Иоганн Кристиан Фришмут, придворный музыкальный руководитель.
1787–1796: Карл Бернхард Вессели, придворный музыкальный руководитель.
1792–1821: Бернхард Ансельм Вебер, придворный музыкальный руководитель.
1816–1818: Йозеф Огюстен Гюррлих, придворный музыкальный руководитель.
1816–1822: Бернхард Ромберг, придворный музыкальный руководитель.
1820–1841: Гаспаре Спонтини, генеральный музыкальный руководитель.
1842–1851: Джакомо Мейербер, генеральный музыкальный руководитель.
1845–1868: Вильгельм Тауберт, придворный музыкальный руководитель.
1848–1849: Отто Николай, придворный музыкальный руководитель.
1871–1881: Роберт Раек, придворный музыкальный руководитель.
1908–1912: Карл Мук, с 1892 г. придворный музыкальный руководитель, с 1908 г. генеральный музыкальный руководитель.
1908–1918: Рихард Штраус, с 1898 г. 1-й придворный капельмейстер, с 1908 г. генеральный музыкальный руководитель.
1913–1918: Лео Блех, с 1906 г. придворный музыкальный руководитель, с 1913 г. генеральный музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель с 1918 г.
1918–1923: Лео Блех
1923–1934: Эрих Кляйбер
1934–1935: Вильгельм Фуртвенглер
1935–1936: Клеменс Краусс

С 1936 года под руководством художественного руководителя Хайнца Титьена было несколько постоянных дирижеров, каждый из которых имел разную степень влияния:
1933–1945: Роберт Хегер
1935–1938: Вернер Эгк
1935–1936: Ганс Сваровски
1935–1949: ученик Джона.
1938–1942: Карл Эльмендорф
1939–1945: Герберт фон Караян — первая стереозапись.
1940–1942: Пауль ван Кемпен

После Второй мировой войны были разные главные дирижеры:
1945–1946: Карл Шмидт
1938–1951: Йозеф Кейлберт, Леопольд Людвиг, Карл Фишер
1950–1951: Арнольд Кеннет, Ганс Лоулейн
1951–1953: Карл-Эгон Блаженный
1951–1954: Вальтер Лютце
1954–1955: Эрих Кляйбер - генеральный музыкальный руководитель.
1955–1962: Франц Конвичный, Ловро фон Матачич, Хорст Штайн
1961–1992: Хайнц Фрике - генеральный музыкальный руководитель.
1961–1973: Хайнц Рёгнер - постоянный дирижер.
1962: Гельмут Зейдельманн - генеральный музыкальный руководитель.
1964–1990: Отмар Суитнер
1984-2023: Зигфрид Курц - постоянный дирижер.
1992–2023: Даниэль Баренбойм – генеральный музыкальный руководитель (также художественный руководитель до 2002 г.)

 

Режиссеры и дирижеры

Интенданты и кондукторы до 1918 г.

1743: барон фон Гёттер и Эрнст Максимилиан, барон фон Рейст Свертс (также называемый бароном де Швертц)
1742-1759: Карл Генрих Граун
1775-1794: Иоганн Фридрих Райхардт
1796–1814: Август Вильгельм Иффланд
1815–1828: Карл фон Брюль – первый директор Государственной оперы, официально назначенный художественным руководителем.
1819-1841: Гаспаре Спонтини - генеральный музыкальный руководитель.
1842-1846: Джакомо Мейербер - генеральный музыкальный руководитель Феликса Мендельсона Бартольди (дирижер симфонических концертов)
1847–1850: Карл Теодор фон Кюстнер (генеральный директор), Вильгельм Тауберт, Отто Николаи (дирижеры)
1851–1886: Бото фон Хюльсен (генеральный директор)
1886–1903: Болко из Хохберга.
1903-1918: Георг фон Хюльзен-Хезелер

 

Интенданты с 1918 года.

1918-1919: Рихард Штраус / Георг Дрешер
1919-1925: Макс фон Шиллингс
1925–1945: Хайнц Титьен
1945–1952: Эрнст Лигал
1952–1954: Генрих Аллмерот
1954–1963: Макс Бургхардт
1963–1984: Ханс Пишнер
1984–1991: Гюнтер Римкус
1992–2003: Георг Куандер
2003–2008: Питер Муссбах
2008–2009: Рональд Адлер (действующий)
2010–2018: Юрген Флимм
с апреля 2018 г.: Маттиас Шульц.
с осени 2024: Элизабет Соботка

 

Художественный профиль

При создании фонда собственная балетная труппа была объединена с балетом Немецкой оперы. С 2004 года Государственный балет Берлина выступает во всех оперных театрах Берлина.
Постановки включают цикл полных симфоний и фортепианных концертов Бетховена с Даниэлем Баренбоймом в качестве солиста и дирижера; десятичастный цикл Вагнера к праздничному сезону 2002 года (первое в мире исполнение десяти основных произведений Вагнера под одним музыкальным руководством, режиссёр Гарри Купфер и сценография Ганса Шаверноха) в течение двух недель, циклические исполнения девяти симфоний Малера в Берлин, Вена и Нью-Йорк, циклические исполнения всех симфоний Брукнера в Берлине, Вене и Токио, а также их полная запись; все под управлением Даниэля Баренбойма. Программу дома дополняют выступления барочных опер, таких как «Клеопатра и Чезаре», «Крез», «L'opera seria» и «Гризельда» под руководством специалиста по барокко Рене Якобса с различными приглашенными оркестровыми ансамблями на исторических инструментах.

 

Гастроли

Подборка гастролей Государственной оперы:
1954: Париж
1958: Балеты в Турине, Болонье, Неаполе, Венеции, оркестры в Москве и Ленинграде.
1959: Прага (к Пражской весне)
1960: Оркестр в Копенгагене
1964: Хельсинки
1965: Оркестр и балет в Варшаве, Загребе.
1966: Фестиваль в Лозанне, оркестры в Инсбруке и Вене.
1967: Копенгаген, Оркестр «Пражская весна», Дротнингхольм (Швеция), XI. Варшавская осень, Оркестры в Ноттингеме, Лидсе, Сандерленде, Ньюкасле, Хаддерсфилде, Бристоле, Лондоне, Гастингсе
1968: XXIII. Международный фестиваль в Лозанне, Wiener Festwochen, XXXI. Maggio Musicale Fiorentino, Флоренция, Будапешт
1969: Каир (Празднование тысячелетия), Хельсинки, Москва
1970: Версаль, София, Любляна
1971: Милан
1972: XXVII. Фестиваль в Лозанне, Пражская весна
1973: Париж, Вена, Оркестр XXI. Фестиваль ди Равелло, Варшава
1974: Мадрид для XI. Фестиваль оперы, XXVIII. Международный фестиваль в Лозанне, Оркестр Софийских музыкальных недель, Бухарест, Балет в Крушево и Белграде
1975: Братислава
1976: Флоренция, оркестр в Равелло
1977: Токио, Иокогама, Саппоро, Ниигата, Осака, Нагоя, Фукуяма, Оркестр Международного фестиваля Брукнера в Линце, Стокгольм.
1978: Оркестр XXXIII. Лионский фестиваль, Оркестры Лозанны и Базеля, Оркестры Токио, Маэбаши, Такео, Оита, Кадзёсима, Нагоя, Оцу, Коти, Осака, Сендай, Корияма, Акита
1979: Дни культуры ГДР в Москве, Бухаресте, Брашове.
1980: Токио, Иокогама, Осака, Нагоя, Мадрид, Варшава, Лодзь
1981: Болонья, оркестры в Мацудо, Токио, Нагоя, Кумамото, Симоносеки, Оита, Тойома, Хамамацу, Иокогама, балет в Мадриде и Гранаде, Грац
1982: Равелло и Мачерата, Братислава, оркестры в Парме, Реджо-Эмилии, Равенне, Модене, Болонье, Ферраре, Карпи, Перудже, Бобиньи (Франция)
1983: Париж, Токио, Иокогама, Нагоя, Оми-Хатиман, Осака, Фукуока, Афины, Братиславский оркестр
1984: Оркестры в Иокогаме, Токио, Осаке, Кагосиме, Китакюсю, Матшьяме, Такаяме, Канадзаве, Ураве, Сидзуоке, Вакаяме, Тендо, Акито, Саппоро, Мацудо, Нагое, Маэбаши.
1985: Оркестры в Ньюкасле, Мидлсбро, Нортгемптоне, Кардиффе, Ноттингеме, Лидсе, Уорике, Лестере, Лондоне, Портсмуте, Шеффилде, Галифаксе, Неаполе.
1986: Алма-Ата, Будапешт, Гран-Канария и Тенерифе, оркестры Австралии и Новой Зеландии: Перт, Маргарет Ривер, Мельбурн, Сидней, Пенрит, Брисбен, Веллингтон, Цюрих, Балет в Бреслау, Балет в Лимассоле (Кипр) и Афины и Лариса (Греция)
1987: Оркестры в Софии, Бургасе и Варне.
1988: Балеты в Москве, Праге и Братиславе.
1989: Оркестр в Париже
1988: Япония
1990: Испания, Япония
1993: Оркестр в Линце
1994: Wiener Festwochen, оркестр Luzerner Festwochen.
1995: Иерусалим, Аргентина, Бразилия, Зальцбургский фестиваль.
1996/1997: Париж
1997: Япония
2000: США, Испания
2001: Испания
2002: Испания, Япония
2003: Испания
2007: Япония
2011: Абу-Даби
2013: Румыния, Россия
2014: Вена
2015: Лондон, Париж, Базель, Мюнхен, Испания
2016: Шанхай, Япония (Токио, Осака, Хиросима, Канадзава), Прага, Париж, Лондон, Люцерн
2017: Дрезден, Париж, Нью-Йорк, Вена
2018: Вена, Зальцбург, Париж, Буэнос-Айрес