Дом радиовещания, Берлин

Дом радиовещания (Haus des Rundfunks) — это памятник архитектуры, построенный между 1929 и 1931 годами напротив радиовышки в берлинском Западном районе округа Шарлоттенбург-Вильмерсдорф. Его главный фасад тянется вдоль Мазураллее. Здание, спроектированное Гансом Пельцигом, имеет большое значение как с архитектурной точки зрения, так и с точки зрения истории радиовещания.

С мая 2003 года здесь находится штаб-квартира Rundfunk Berlin-Brandenburg (RBB). Радиопрограммы rbb 88.8, rbbKultur и Inforadio производятся в Haus des Rundfunks. Два радиовещательных зала также используются для публичных концертов.

 

История

Конкурс (1927/1928)

Еще в 1927 году Reichs-Rundfunk-Gesellschaft (RRG) поручило Гансу Пельцигу спроектировать запланированное новое здание радиовещания. Необходимость в строительстве возникла потому, что радио пользовалось все большей популярностью, а временной студии в здании Vox было недостаточно. RRG предложила ему поработать над этим крупным проектом с другим архитектором. Пельциг, по-видимому, хотел получить единоличную строительную комиссию без сотрудничества с другим архитектором и связанных с этим художественных ограничений. Поэтому он предложил свой собственный конкурс. Другое объяснение отказа предлагает Бауэрнфайнд, который подозревает, что Пельциг отверг прямую комиссию, потому что он понимал радио как демократическое средство массовой информации, требующее «процесса демократического отбора».

RRG последовала его предложению и объявила закрытый конкурс, в котором приняли участие еще две группы архитекторов: архитекторы Бонац и Шолер и Рихард Римершмид. Пельциг одержал победу над двумя своими конкурентами и в апреле 1929 года получил контракт на строительство.

Решение, вероятно, было основано не на фасаде, а, прежде всего, на планировочном решении различных конструкций. Кроме того, в предложении Пельцига лучше указывалась ссылка на предполагаемую ось выставочного центра. Победителя определило министерство почты Рейха, поскольку оно в то время отвечало за вещание. Причиной выбора Пельцига также могла быть его известность с 1920-х годов. Его опыт в области строительной акустики в Большом театре, концертном зале в Бреслау и его профессорская должность в Техническом университете Шарлоттенбурга объясняют его репутацию в области архитектуры, обслуживающей акустику. Начиная с зимнего семестра 1925/26 года Пельциг преподавал курс строительной акустики в Техническом университете вместе с Йоханнесом Биле, экспертом по акустике. В каталоге курсов 1925 года о курсе 273а сказано:

«Проектирование помещений с учетом акустических аспектов» (для участников 273 [Курс дизайна Пельцига: проектирование зданий] и 291 [Курс акустики Биле: акустика помещения и акустический дизайн помещений]), Пельциг и Биле, 5-8 семестр, W .у.с.уб. По предварительной записи, бесплатно.»

Два преподавателя TH предлагали это мероприятие последовательно с 1925 по 1934 год, с одним перерывом (1929/30), когда Биле вел курс вместе с Эрихом Бланком.

Ханс Пельциг уже был фаворитом еще до начала соревнований. RRG обратилась к нему напрямую и, вероятно, создала конкуренцию только потому, что это было одним из его условий. Таким образом, соревнование было всего лишь фиктивным соревнованием. Пельциг заранее был победителем.

Требования к конкурсу были: два больших радиовещательных зала размером 30×45×10 м, несколько небольших студий, репетиционные залы, гардеробные, технические помещения, достаточно места для офисов (особенно небольших), максимум три верхних этажа. Главный вход в здание должен находиться на улице Мазураллее, недалеко от строящегося в настоящее время «Функштадта Витцлебена». Длина участка на Масуреналли составляла около 200 м. Площадь застройки составляла около 18 000 м²[8] и имела уклон примерно на три метра к востоку. Подпочва состояла в основном из песка с более глубокими слоями гравия с острыми краями.

Пауль Бонац пишет о расположении строительной площадки и окружающих зданий, что строительная площадка находилась на дороге, соединяющей Рейхсканцлерплац (сегодня: Теодор-Хойсс-Плац) и сегодняшнюю Нойе-Кантштрассе. К северу от этой соединительной дороги располагались (автомобильные) выставочные залы I и II. К югу от дороги находились радиовышка и радиозал Генриха Штраумера. К западу от зданий Штраумера, то есть прямо напротив строительной площадки Haus des Rundfunks, находился выставочный центр, который также только проектировался и еще строился.

За исключением Автохолла I, все упомянутые окружающие здания были построены в 1920-х годах или еще строились. Район, на котором Ханс Пельциг построил Дом радиовещания, также отражал стремление радиовещания к росту и его еще молодую историю. Прежде всего, выбор места на окраине показывает мышление будущего в 1920-е годы. Дом Vox показал, что постоянно растущая среда вещания также порождает постоянно растущие требования, которые необходимо было удовлетворить с помощью нового дома.

Земельный участок, на котором должно было быть построено здание радио, не был застроен до завершения строительства. Юго-восточная часть собственности находилась на бывшей Шольцплац, закрытой во время строительства. Строительство также повлекло за собой изменения в городском планировании.

 

История строительства и использование (1929–1932 гг.)
Здание, имеющее в плане закругленный с двух сторон треугольник, было построено в 1929-1931 годах под руководством магистранта Пельцига Макса Х. Берлинга. За дизайн интерьера отвечал Курт Либкнехт, который два десятилетия спустя, будучи первым президентом Немецкой строительной академии, оказал решающее влияние на направление архитектурных исследований в ГДР. Первый камень здания был заложен 29 мая 1929 года. Он был открыт 22 января 1931 года короткой церемонией. Участок ограничен с севера Бредтшнайдерштрассе. На востоке границу собственности образует Соорштрассе. С 1931 года Funk-Stunde Berlin, Deutsche Welle GmbH (с 1933 года: Deutschlandsender) и Reichs-Rundfunk-Gesellschaft вещали из Haus des Rundfunks. Для охлаждения была доступна спринклерная система, которая «всегда обеспечивала приятную температуру в рабочих помещениях, даже в сильную летнюю жару». Телекоммуникации и линии электропередачи были проложены в коридорах на противоположных сторонах бухт.

С середины мая 1932 года заседания рейхстага впервые записывались не только стенографически, но и записывались на диски. Аудиосигнал передавался по линии в здание радио, где записывались и архивировались в подвале «горы пластинок» (17 в час). Совет старейшин рейхстага решал, какие записи позже можно будет транслировать по радио.

Для обеспечения продолжения работы в случае отключения электроэнергии была доступна «полностью автоматическая дизельная аварийная энергоустановка с генератором Siemens и устройствами самоконтроля Siemens». Главными часами в здании радио управляла Трептовская обсерватория через электрический кабель.

 

Переворот и подчинение нацистскому режиму (1933-1945)

Когда в январе 1933 года к власти пришли национал-социалисты, Дом радиовещания также попал в руки Йозефа Геббельса, имперского министра общественного просвещения и пропаганды. С тех пор у него в доме есть кабинет. Центральную роль сыграл и новый глава телерадиовещания Евгений Хадамовский (тоже нацистский функционер). В августе 1933 года ведущие деятели Веймарского радио (Альфред Браун, Ганс Флеш и Генрих Гизеке) были депортированы в концентрационный лагерь Ораниенбург. Ганс Бредов также был взят под стражу в октябре 1933 года. Последовал показательный суд. Это продолжалось до 1935 года. Обвиняемые были только оштрафованы. Назначенные короткие сроки наказания засчитывались как отбытые вместе с содержанием под стражей. Скульптура Георга Кольбе в большом атриуме была снята и заменена бюстом Гитлера.[23] В Доме радиовещания была подготовлена ​​программа Рейха, которая транслировалась через региональные радиовещательные компании (Reichssender). Таким образом можно было бы наладить вещание из Берлина. Почти все региональные радиовещательные компании потеряли свою независимость в 1934 году. С 1939 по 1945 год Дом радиовещания был штаб-квартирой Великой немецкой радиовещательной корпорации.

22 марта 1935 года в Доме радиовещания начало работать немецкое телевещание (DFR). Первая регулярная телевизионная программа в Германии транслировалась через соседнюю радиовышку телестанцией Пауля Нипкова. С 1937 года программа DFR производилась в Дойчландхаусе на соседней Рейхсканцлерплац (во времена нацизма: Адольф-Гитлер-Плац, сегодня: Теодор-Хойс-Плац).

 

Под советским руководством (1945–1956)

2 мая 1945 года майор Попов и рота Красной Армии заняли здание радио, почти полностью уцелевшее от военных повреждений. Как радиоспециалист, он знал это здание, поскольку работал здесь стажером с 1931 по 1933 год. С 4 мая по советскому указанию были отправлены первые обращения и послания. Регулярное вещание возобновилось 13 мая 1945 года.

После Второй мировой войны дом стал пешкой в ​​холодной войне. После разделения на четыре сектора британцы, французы и американцы начали транслировать в своих секторах собственные программы (Nordwestdeutscher Rundfunk и RIAS).

Хотя здание располагалось в британском секторе, до 1950 года оно служило Берлинскому радио, которое контролировалось советскими оккупационными властями. Советы незаметно демонтировали техническое оборудование и доставили его в свой сектор на недавно построенной радиостанции Налепаштрассе в Восточном Берлине.

В 1952 году британская армия закрыла его в ответ на изоляцию в Штайнштюкене.

До передачи советского военного командования берлинскому сенату 5 июля 1956 года, представленному правящим мэром Западного Берлина Отто Зуром, охрана численностью от 10 до 15 человек по очереди охраняла пустое здание каждые 14 дней. Вероятно, в это время кириллические символы были выцарапаны на штукатурке. Это «граффити» было обнаружено во время ремонтных работ на фасаде в 1998-1999 годах и было сохранено и задокументировано ввиду его важности как документа богатой событиями истории дома. Также имел место значительный вандализм: охранники, среди прочего, сожгли большое количество дров для отопления.

После сдачи состояние внутри здания было катастрофическим. Внешне здание практически не изменилось. С другой стороны, большой радиовещательный зал и атриум были серьезно повреждены. Были повреждены окна, системы отопления, техники и системы водоснабжения. Реконструкция проходила в основном с 1956 по 1957 год. Затраты составили десять миллионов марок (с учетом покупательной способности в сегодняшней валюте: около 27,2 миллиона евро). С 8 июля 1956 года здание было расчищено. Аварийные работы провел инженерно-строительный отдел районного управления Шарлоттенбурга.

 

Отправитель Фрейс Берлин (1957–2003)

После масштабных ремонтных работ с конца 1957 года здание использовалось компанией Sender Freies Berlin (SFB) для производства и трансляции своих радиопрограмм. Поскольку Советский Союз демонтировал и забрал все оборудование студии, здание пришлось оборудовать совершенно новой техникой. Это сделало СФБ в Доме радиовещания пионером в разработке стереофонии и использовании ее в радиовещании. В ходе реконструкции фасад был во многом восстановлен в первоначальном виде. Но самые большие изменения произошли в интерьере. Они сильно отличались от первоначальных планов Пельцига и в основном касались большого атриума и большого зала радиовещания. На новый облик большого атриума повлияли два фактора. С одной стороны от «взрывных ламп» вместо ламп, созданных Марлен Мёшке-Пельциг. С другой стороны, парапеты галерей фойе из желтого кирпича при реставрации были полностью удалены и заменены серыми армированными стеклянными панелями. Цвет стен и потолков, а также оконных рам не сравнивался с первоначальным дизайном, а был интерпретирован по-новому. Последний раз интерьер здания реконструировался в период с 1986 по 1987 год: большому атриуму, фонарям и коридорам был восстановлен первоначальный дизайн здания. Изменения после ремонта с 1956 по 1957 год были отменены, поскольку они не были указаны.

Телевизионный центр SFB был построен с 1965 по 1970 год в непосредственной близости от площади Теодор-Хойсс-Плац, потому что Deutschlandhaus, который с 1954 года использовался для телевидения SFB, уже не был достаточно большим.

 

Радио Берлин-Бранденбург (с 2003 г.)

1 мая 2003 года SFB с его программами и зданиями и Ostdeutscher Rundfunk Brandenburg (ORB) объединились в Rundfunk Berlin-Brandenburg (rbb).

В 2008 году во внутреннем дворе между фасадом здания и малым залом радиовещания было построено полностью застекленное новое здание Инфорадио. Ответственный архитектор Ханс-Йоахим Туннат использовал подвижность стен, которую Ганс Пельциг уже запланировал для нового здания.

В период с 2010 по 2014 год прошла последняя реконструкция фасада, соответствующая порядку консервации. Здесь, в частности, заменили керамическую плитку, которая со временем изменила свой цвет или уже не была целой. Работу выполнила компания Bräunlin + Kolb Architekten Ingenieure GbR, Берлин.

 

Архитектура

В 1930 году Дом радиовещания был одним из первых зданий радиовещания в Европе; старше только Мюнхенский Дом радиовещания. Поэтому примечательно, что здание по-прежнему предлагает идеальные пространственные условия для радиовещания. В то время у Ганса Пельцига почти не было образцов для подражания, и он исходил из соображений, которые актуальны и сегодня: офис и редакционные помещения находятся снаружи здания и окружают внутри три больших студийных комплекса (большой радиовещательный зал, малый радиовещательный зал и радиостанцию). игровой комплекс), которые таким образом датируются уличным шумом, в значительной степени экранированы. Они занимают территории между четырьмя дворами. В служебно-редакционном крыле несущими являются только наружные стены; Таким образом, все перегородки можно снять и установить по мере необходимости, в зависимости от размера помещения. Поскольку в составе редакций часто происходят изменения и перегородки переносятся, точное количество помещений постоянно меняется. Всего в комплексе зданий 164 оконных оси (вертикальных) с 717 окнами на типичном перфорированном фасаде. Расстояние между окнами 90 см. Большинство окон выходят на фасад, выходящий на Масуреналли.

Здесь мы находим в общей сложности 60 оконных осей. По 14 оконных осей на четырех этажах слева, 32 на пяти этажах посередине и еще 14 на четырех этажах справа. Переход от центральной пятиэтажной части здания к боковым образован тремя вертикальными непрерывными рядами окон на лестничных клетках. На крайнем краю пятиэтажной части здания. В здании имеется множество различных лестниц, лифтов и лифтов-патерностеров для доступа на разные этажи здания.

Фасад облицован матовым коричневым клинкерным кирпичом, некоторые из которых существенно отличаются по цвету. Некоторые камни светлее, другие темнее; они мерцают, когда на них попадает свет.

Кроме того, керамическая плитка служит ярким украшением здания. Эти керамические пластины от темно-коричневого до красноватого цвета подчеркивают выступающий карниз. Они также используются в качестве рамы для каждого вертикального ленточного окна. Они окружают верхнюю часть самого высокого окна в каждом ряду и спускаются к основанию здания. Таким образом подчеркивают не только ряды окон, но и вертикаль здания. В этих ленточных окнах в рамах пространство между окнами также подчеркнуто глазурованной керамической плиткой. Они отличались от обрамляющей керамики только размером. Керамическая плитка была прикреплена снаружи в качестве облицовки и, таким образом, представляет собой фасад этих участков фасада.Внутри осей окон в рамах клинкерный кирпич больше не виден сквозь керамическую облицовку. В результате они видны только на крайнем краю слева и справа от главного фасада, вверху между верхним окном и карнизом и в узком участке между отдельными осями окон.

Выполненная керамика покрыта глазурью. Вот почему они отражают свет и выглядят по-разному при разном освещении. Это приводит к дополнительному эффекту особенно при проходе фасада здания. Интересная игра света возникает и при взаимодействии с мерцающим клинкерным кирпичом.

Акцент на вертикальных рядах окон придает фасаду Масуреналли очень живой вид. Чередование отодвинутых оконных секций и клинкерных секций создает динамику, особенно заметную по сравнению с флигелями.

Еще одна важная часть фасада, выходящего на Масуреналли, — главный вход в середине фасада. Над входом надпись «HAUS DES RUNDFUNKS» заглавными буквами, тогда, как и сейчас, золотыми буквами. Две прямоугольные колонны поддерживают антаблемент первого этажа и открывают колоннаду с тремя проемами одинакового размера. Оба столба также обрамлены керамикой. Вся входная зона внутри этой колоннады покрыта керамикой, поэтому кирпичи можно увидеть только тогда, когда вы находитесь непосредственно перед зданием. За колоннами десять ступенек отделяют улицу от первого этажа, который в этом месте приподнят. В конце лестницы вы попадаете в вестибюль внутри здания через три двойные двери. Две комнаты граничат слева и справа от вестибюля. Комната справа до сих пор остается комнатой швейцара. Комната слева тогда была комнатой ожидания. Сегодня он используется как небольшой гардероб. Представительный большой атриум находится за вестибюлем.

 

Большой ореол

Большой атриум, который сегодня обычно называют «фойе», является распределительным помещением всего здания. Это световая галерея, поддерживаемая колоннами. Отсюда ведут все коридоры, все комнаты вещания и различные варианты подключения на верхние этажи.

Форма плана этажа была увеличена по сравнению с конкурсным дизайном. Фойе трапециевидной формы. Эта трапеция равнобедренная и симметричная. Ось симметрии соответствует оси всего здания. Самая длинная сторона трапеции направлена ​​в сторону Масуреналли и, следовательно, к главному входу. Короткие стороны трапеции ведут к боковым проходам, по направлению к крыльям. Есть также лестница с красным линолеумным покрытием, ведущая на второй этаж галереи и рядом с лестницей в вестибюли небольших телерадиовещательных залов II и III.

Четвертая сторона ведет в коридоры, ведущие к черному входу. Из этих коридоров также можно попасть в большой зал вещания. Перед большим залом радиовещания также есть двери в вестибюль, который сегодня служит гардеробом для мероприятий.

Таким образом, большой атриум является не только распределительным помещением, где сходятся все пути, но и важным элементом, который является посредником между внешним и внутренним, то есть между административным крылом и помещениями для вещания.

Фойе разделено посередине восемью колоннами, расположенными в форме прямоугольника. Они ведут галерею, которая простирается на пять этажей до самой высокой точки здания. Основная конструкция галереи и колонн состоит из стального каркаса. Восемь колонн снаружи облицованы черными мерцающими кирпичами. Швы кирпичей белые. Это делает отдельные кирпичи хорошо видимыми. Парапеты галерей покрыты желтой плиткой, изображающей сетку, состоящую из правильных последовательностей прямоугольных отверстий. Только верхний ряд, поручень, сложен из горизонтальных плоских черных кирпичей.

Желтые камни парапета галереи представляют собой полые камни. Они помещаются на металлический каркас и закрывают его, что фактически скрепляет все это. Поворотные железные стержни также соединены со стальными балками колонн. Парапет пристроен не только к галерее, но и слева и справа от лестницы в фойе.

Дневной свет струится с потолка через мансардное окно из непрозрачных стеклянных панелей. Прямоугольный световой люк почти совпадает с пространством фойе, ограниченным колоннами.

Однако в фойе есть не только прямоугольный световой люк над галереей. Лестницы, соединяющие первый этаж и второй этаж в фойе, также имеют световые люки треугольной формы, адаптированные к планировке лестницы.

Скульптура Георга Кольбе «Ночь» стояла на первом этаже атриума до 1933 года. Их убрали нацисты. Таким образом, сегодняшняя скульптура представляет собой копию, которая находится в постоянном пользовании Сената Берлина.

Лампы, оригиналы которых были разработаны Марлен Мёшке-Пельциг, также являются реконструкцией 1987 года.

 

Маленький ореол

Kleiner Lichthof представлял собой распределительное помещение у заднего входа наверху здания. Он просуществовал только до 1934 года. В этом году между первым и верхним этажами был установлен подвесной потолок, чтобы можно было использовать пространство верхнего этажа для более просторной распределительной комнаты. Он имел принципиально иную структуру, чем большой атриум. План этажа также был трапециевидным и симметричным. Однако отношения между сторонами были разными. Здесь самая длинная сторона трапеции обращена к самой короткой стороне, которая была едва шире двери. В результате план этажа выглядит почти как треугольник. Самая короткая сторона трапеции была обращена к черному входу, а самая длинная — к главному залу радиовещания. Две колонны поддерживают конструкцию с этой длинной стороны. В южном конце сторон выходят на нефы флигелей и проходы, обрамляющие Большой радиовещательный зал. Небольшой атриум не только существенно меньше по длине и ширине, чем фойе главного входа. Он также уступает Großer Lichthof по высоте. Он простирается только на два этажа (первый и второй этаж) и, таким образом, образует только одну галерею на верхнем этаже. Над ним был также трапециевидный световой люк.

Балюстрада галереи небольшого радиовещательного зала также была спроектирована гораздо проще. Это был простой парапет из железных прутьев. Перила, вероятно, пластиковые, обозначали верхний конец парапета и выделялись среди других железных прутьев, разделяющих парапет по горизонтали и вертикали. Искусственное освещение также было спроектировано проще, чем в большом атриуме. Здесь нет больших люстр, свисающих с потолка. Вместо этого по бокам стен были прикреплены вертикальные вытянутые светильники. Они были изготовлены из матового стекла и имели металлический каркас.

Сегодня помещения на месте малого атриума используются в основном как складские и технические помещения.

 

Большой зал вещания

Большой зал радиовещания является сердцем здания. Его размеры: длина 47,5 м, ширина от 25,3 до 33,8 м и высота до 12 м.

На момент открытия дома в январе 1931 года он все еще находился в каркасе, и «специальные акустические исследования помещения» все еще проводились. Первоначально они хотели получить опыт работы с небольшими залами, «чтобы иметь возможность с некоторой степенью уверенности адаптировать самые большие из них к акустическим требованиям микрофона». Первоначальные размеры, необычные для того времени, составляли 40 м в длину, 21,3 м в ширину и 12 м в высоту. Особенностью является то, что различная акустика помещения может создаваться за счет «вращающихся крыльев шириной 1 м по всей высоте стены, [...] в зависимости от характера представления». За «большим проемом в четвертой, более короткой и узкой стене, было помещение для органа, который нужно было установить позже». Этот орган, построенный Фридрихом Вайгле, в то время уже строился.

Причин задержки расширения главного зала вещания было две. С одной стороны, неизвестно, как именно следует акустически модернизировать зал такого размера для работы радио, поскольку сравнения не было. До этого большой зал радиовещания был самым большим залом радиовещания. Были проблемы и со строительными нормами. Строительная полиция ранее запретила использование зала публике. Поэтому эту часть пока оставили в скорлупе, и планировалось начать расширение, как только будет накоплен достаточный опыт и строительная инспекция убедится в правильности проекта. В начале 1932 года в еще не окончательно завершенном зале состоялась пробная трансляция, в которой была исполнена опера Верди «Два Фоскари». Несколько сотен приглашенных гостей «были ослеплены ошеломляющим эффектом пространства и света в огромном зале», хотя акустическое впечатление еще не было идеальным. 31 августа 1932 года RRG объявило, что акустические исследования показали, что окончательное расширение будет отложено. Заявка на проектирование оборудования большого зала радиовещания была подана 24 марта 1933 года. Это другая планировка, чем у маленьких залов. Основной целью было оборудовать большой зал телевещания для посещения публики.

Оборудованный большой зал радиовещания был утвержден для использования строительной полицией только 30 октября 1933 года. Окончательный вариант был разработан оберпостдиректором Ниссле на основе основ планирования Пельцига. Однако, судя по всему, открытие большого радиовещательного зала уже состоялось раньше, 20 августа 1933 года, с праздничным концертом, транслируемым по радио. Под руководством Людвига К. Майера усиленный оркестр немецкой телекомпании исполнил «Eine vaterländische Overture» Макса Регера, «Цорн» Ганса Пфицнера, «Говорит поэт» Ганса Германа и 7-ю симфонию Бетховена.

По сравнению с остальным зданием расширение большого зала радиовещания заняло значительно больше времени. Он был введен в эксплуатацию только спустя более двух лет после завершения строительства небольшого радиовещательного зала и периферийных зданий. За одним небольшим исключением (установлены мягкие стулья), дизайн большого зала радиовещания оставался неизменным с этого времени до 1952 года.

После передачи советской власти главный зал радиовещания находился в очень плохом состоянии, поэтому было решено его полностью перепроектировать. Лотар Кремер во многом ответственен за его нынешний внешний вид. Единственная часть большого радиовещательного зала, сохранившаяся от конструкции Пельцига, — это подвесной потолок с деревянной решеткой.

Обшивка стен выполнена из шпона шотландского вяза, что обеспечивает равномерное старение древесины. Шахматная установка этих элементов позволяет избежать гладкой поверхности. Происходит акустическое рассеяние, выгодное для звука. Большое количество складных сидений модели 1081 уже перфорировано различными способами, а это означает, что, когда они не заняты, они ведут себя почти так же, как и в присутствии зрителя. Акустика зала в занятом и незанятом зале очень схожа, что облегчает подготовку звукозаписи. Реверберация составляет 1,6 секунды. Большой радиовещательный зал также имеет собственный фундамент, независимый от остальной части здания, чтобы предотвратить передачу вибрации через пол. Этот метод строительства также был использован для небольшого радиовещательного зала и радиоигрового комплекса. Поскольку значение оркестровой музыки на радио в последние несколько десятилетий продолжало снижаться, публичных концертов сейчас проводится гораздо меньше, чем в 1960-х и 1970-х годах. Большой радиовещательный зал также служит площадкой для репетиций Симфонического оркестра Берлинского радио.

 

Малый радиовещательный зал

Малый радиовещательный зал наиболее близко соответствует первоначальному состоянию дизайна Пельцига 1931 года. Размеры малого зала вещания: длина 24,24 м, ширина 11-14 м и высота 7,20-7,50 м. В него можно попасть из фойе через небольшую прихожую. Как и два других зала вещания, план помещения имеет коническую или трапециевидную форму. Вдоль западной длинной стороны первого этажа проходит галерея. Под этой галереей на первом этаже проходит коридор, соединяющий фойе с восточным крылом. По обеим длинным сторонам комплекса зала вещания в стены врезаны двойные, а некоторые даже тройные окна, которые можно закрыть шторами. Идея многократного выполнения окон заключается в создании воздушного буфера для перехвата звука снаружи. Более длинная узкая стена включает в себя кабину управления (также диспетчерскую или комнату прослушивания) на первом этаже. Двусторонние дверные деревянные панели расположены над окнами диспетчерской и рядом с ними. Боковые стены также покрыты этими деревянными панелями, которые можно сложить с помощью петель, чтобы приглушить звук. Одна сторона (дерево) отражает, другая сторона (целотекс) поглощает звук. Таким образом, можно установить самые разные времена реверберации.

Потолок как над галереей, так и над самим залом радиовещания, а также пол также были деревянными. Все окна, двери и выход в галерею можно полностью закрыть тканевыми шторами для изменения звука.

В прошлом зал использовался для живой музыки на радио, когда записывать и воспроизводить музыку было еще невозможно или слишком дорого. Вот, например, 22 января 1931 года состоялся концерт открытия дома. Сейчас зал используется для проведения камерной музыки, джазовых концертов и ряда специальных мероприятий.

 

Радиоигровой комплекс

Радиоигровой комплекс зеркально отражает небольшой радиовещательный зал к западу от большого радиовещательного зала. Его история как радиоспектакля, в то время как живого радиоспектакля, восходит ко времени после первой реконструкции в 1934-1936 годах. В 2005 году он был полностью модернизирован пространственно и технически. Эта модернизация включала в себя большую комнату для записи с увеличенным временем реверберации и лестницу с другим покрытием. Этот вестибюль также используется для небольших общественных мероприятий, например, для предварительного просмотра радиоспектаклей и программ. Комната для записи среднего размера, размером с гостиную, имеет регулируемые стеновые панели для изменения акустики, а также другие встроенные устройства, оптимизированные для записи звука, такие как кухня и туалет. Во всех этих комнатах нет параллельных стен, чтобы предотвратить образование трепещущего эха. Кроме того, безэховое помещение позволяет имитировать акустику за пределами закрытых зданий. В этой комнате есть различные поверхности, по которым можно ходить, такие как деревянные половицы и гравий, чтобы создать максимально реалистичную акустику. Весь радиоигровой комплекс изолирован от окружающего шума и представляет собой конструкцию «дом в доме». Все помещения технически соединены (частично также через окна студии) с аппаратной, в которой звукорежиссер и режиссер радиоспектакля проектируют и контролируют запись.