Новая синагога, Берлин

Новая синагога на Ораниенбургерштрассе в районе Митте (Mitte District) Берлина — здание выдающегося значения для истории евреев Берлина и памятник. Он был открыт в 1866 году. Архитекторами были Эдуард Кноблаух и Фридрих Август Штюлер.

Оставшаяся часть здания была вновь открыта после реставрации в 1995 году, но так и не была открыта вновь. Строительный ансамбль, также известный как Centrum Judaicum, используется как культурный центр.

 

Планирование и строительство

В середине XIX века еврейская община Берлина быстро росла. Около 1860 года в нем насчитывалось около 28 000 членов. Единственная синагога того времени, позже названная «Старой синагогой», находилась на Хайдеройтергассе, недалеко от Хакешер Маркт в Берлине-Митте, и ей уже не хватало места. После того как в 1856 году община приобрела недвижимость на Ораниенбургерштрассе, в жилом районе с сильным еврейским присутствием, 7 апреля 1857 года был объявлен архитектурный конкурс на строительство новой синагоги. Председателем конкурсной комиссии был занятой архитектор Эдуард Кноблаух, член Прусской академии художеств с 1845 года. Полученные проекты оказались неубедительными. Планирование было поручено самому Чесноку – он уже успешно справился с переоборудованием старой синагоги и строительством новой еврейской больницы. Когда в 1859 году он серьезно заболел, его заменил прусский придворный архитектор и «королевский архитектор» Фридрих Август Штюлер, друг Кноблауха. Он взялся за строительство по своим идеям и спроектировал интерьер. Сотрудник Garlic Герман Хэнель отвечал за управление строительством.

Строительство началось после закладки краеугольного камня 20 мая 1859 года; Церемония завершения отмечалась еще в июле 1861 года. Но потом были задержки. Интерьер был необычайно тщательно продуман, и во время немецко-датской войны 1864 года возникла нехватка материалов. После смерти Штюлера в 1865 году строительство завершили сыновья Эдуарда Кноблауха Густав и Эдмунд Кноблаух. Готовую синагогу нельзя было открыть до еврейского Нового года 5 сентября 1866 года — 25 элула 5626 года по еврейскому календарю. На церемонии присутствовал тогдашний премьер-министр Пруссии, а затем канцлер Отто фон Бисмарк.

Эдуард Кноблаух основывал свой дизайн на элементах восточного стиля. Особенно его вдохновляла Альгамбра в Гранаде на юге Испании. В то время этот стиль казался чуждым прусской среде, но не был редкостью при строительстве синагог в середине XIX века.

Первоначально стоимость оценивалась в 125 000 талеров, но к моменту завершения она увеличилась в шесть раз и составила в общей сложности 750 000 талеров.

«Мы рекомендуем всем, кто интересуется архитектурными делами, решением новых, сложных задач в архитектуре, посетить этот богатый еврейский молитвенный дом, который по своему великолепию и великолепию затмевает все, что есть в христианских храмах нашей столицы. показывать."
- Теодор Фонтане

6 сентября 1866 года, на следующий день после инаугурации, Национальная газета постановила:

«Новый молитвенный дом — гордость еврейской общины Берлина, но, более того, это украшение города, одно из самых замечательных творений современной архитектуры в мавританском стиле и одно из лучших строительных предприятий Северной Германии. Резиденция, построенная в последние годы, представляет собой сказочное здание, которое посреди довольно сдержанной части нашей резиденции знакомит нас с фантастическими чудесами современной Альгамбры с ее изящными легкими колоннами, широкими полукруглыми арками, красочные арабески, разнообразная резьба и все чарующее волшебство мавританского стиля».

Газета Vossische Zeitung писала:
«Свет струится сквозь красочные стекла, волшебным образом приглушенный и преображенный. Потолки, стены, колонны, арки и окна украшены щедрым великолепием и своей позолотой и украшениями образуют чудесный арабесковый венок сказочного, потустороннего эффекта, который переплетается, образуя гармоничное целое».

В 1877 году Новая синагога получила первое в Берлине электрическое освещение, что также было описано как «сказочный» момент в «Последних новостях Аугсбурга»:
«Первая попытка осветить общественное здание электрическим светом произошла в новой синагоге в Берлине. Работа была от HH. Siemens и Halske взяли на себя управление. Во дворе здания локомобиль производил электрический свет, который по оголенным проводам через крышу здания проводился в два из пяти круглых окон, через которые газовый свет обычно попадает в синагогу сверху. […] Яркость, которую распространял тот же [электрический свет], не оставляла желать лучшего. Даже на последних скамьях галереи надписи читались гораздо легче, чем при газовом освещении, хотя, как уже упоминалось, свет поступал только через два отверстия. […] В конце концов здание было освещено снаружи, создавая почти сказочный эффект».

 

Архитектура

Макет

План этажа берлинской синагоги основан на особой форме здания, которое вытянуто и наклонено назад от Ораниенбургерштрассе вправо примерно на 15 градусов по продольной оси. За главным зданием на Ораниенбургерштрассе находится многоугольный куполообразный вестибюль, вестибюль и небольшая прихожая или будничная синагога. До 1958 года пристроено здание главной синагоги с залом для венчаний и комнатой раввина. Ширина фасада составляет 29 метров, а длина всего объекта — 97 метров. Размеры главной синагоги до ее окончательного разрушения составляли: длина 45 метров, ширина 40 метров, при этом большой зал главной синагоги вмещал 3000 мест (по другим данным: разделен на 1800 мест для мужчин и 1200 мест для женщин).

 

Внешняя архитектура

Берлинская синагога на Ораниенбургерштрассе является самым ранним примером сочетания двухбашенного фасада, купола и трехчастного портала. Фасад, выходящий на Ораниенбургерштрассе, богато украшен фигурным камнем и терракотой, подчеркнутым цветным глазурованным кирпичом. Трехосная центральная часть обрамлена выступающими боковыми авангардными корпусами с куполообразными восьмиугольными пристройками башни. Каждая из двух киосков и вершин башен, похожих на темпьетто, расположена на квадратных боковых выступах, а небольшие колонны перед вершинами башен выдержаны в стиле Альгамбры. Мотив трех арок характеризует фасад. Этот мотив можно увидеть в трехаркадном входе, а также в трех круглоарочных окнах верхнего этажа центрального крыла, ажурные стержни которых в свою очередь разделены на три арки. Тот же мотив повторяет тамбур купола, поэтому в тамбуре можно увидеть небольшие трехчастные арочные окна. Тамбурный купол над вестибюлем, покрытый позолоченными ребрами, имеет высоту ровно 50,21 метра в самой высокой точке и является изюминкой здания, видной издалека. Для формы купола мастер-строитель использовал индийско-исламскую архитектуру, взяв за образец Королевский павильон в Брайтоне.

Над входом надпись золотыми буквами: פתחו שערים ויבא גוי צדיק שמר אמנים. Это стих 26:2 из книги Исаии на иврите. Его немецкий перевод гласит: «Откройте ворота, чтобы праведники вошли, они сохранили свою верность».

 

Дизайн интерьера

До того, как она была окончательно разрушена в 1958 году, внутренняя архитектура главной синагоги представляла собой трехнефное священное здание, разделенное на пять пролетов, со стеклянным висячим куполом и цилиндрическим сводом, видимым из одного пролета в другой в главном нефе.

Заслужили внимания два технических устройства. Особенностью было широкое использование чугуна в качестве строительного материала. Боковые нефы были разделены чугунными расписными контрфорсами, которые выглядели как десять крашеных чугунных аркад на нижнем этаже и пять аркад на верхнем этаже. Арки нижнего ряда колонн, поддерживающих галереи, появились как в мавританской, так и в индийской архитектуре. Еще больше чугуна незаметно было использовано при строительстве потолка зала и подвесных куполов. Высота до верха плоского и висячего купола составила 24,32 метра.

Второй технической особенностью стала продуманная подсветка стеклянных подвесных куполов и боковых окон. Застекленные круглые проемы куполов имели двойное остекление: внешние стекла представляли собой простое прозрачное стекло, а стекла внутри купола были цветными. Между этими двумя стеклами было газовое освещение, благодаря которому цветные внутренние стекла ярко сияли изнутри.

 

Интерьер

Образцами для Арон ха-Кодеш послужили базовая форма христианского алтаря и павильона львиного двора в Гранаде. Например, Арон ха-Кодеш имел круглые аркады, напоминающие аркады Львиного двора Альгамбры. Верхний конец Арон ха-Кодеш представлял собой ребристый купол на венке столбов, при этом орнамент полукупола ковчега Торы повторял деление большого внешнего главного купола ребрами и сотовым узором. Орнамент полукупола ковчега Торы представлял собой звездный узор, состоящий из двух квадратов, помещенных один в другой. Розетки, завитки и растительные орнаменты обогащали орнамент.

 

Использование

1866-1945 гг

Великолепное здание с блестящим золотым куполом антисемиты восприняли как провокацию. Но это также вызвало горячие споры среди еврейского населения. Либеральные евреи возражали, что незнакомый мавританский архитектурный стиль подчеркивает странность еврейской религии и тем самым препятствует желаемому процессу интеграции. Консервативные евреи выразили сомнения по поводу различных нововведений в богослужении и дизайне интерьера. Общественный совет назначил в Новую синагогу ориентированного на реформы раввина Йозефа Ауба. Служба прошла по новому обряду. Это привело к напряжению в прихожанах, в частности церковную службу с органной музыкой – инструмент был установлен в 1868 году – многие не сочли целесообразным. В новом здании они увидели «красивый театр, но нет синагоги [...]». Разногласия в конечном итоге привели к расколу. В 1869 году была сформирована Адас Исроэль — группа недовольных консервативных членов, которые покинули общину в 1872 году и получили официальное одобрение в качестве израильской синагогальной общины в 1885 году.

Однако большинство смотрело на это здание с гордостью и удовлетворением как на символ важности и уверенности в себе еврейской общины Берлина. Самая большая, самая дорогая и самая великолепная еврейская церковь в Германии, также являющаяся примером использования самых современных строительных технологий, стала уважаемой достопримечательностью.

Во время общенациональных погромов в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года члены СА начали поджигать Новую синагогу. Начальник близлежащего 16-го полицейского участка Вильгельм Крюцфельд выступил против поджигателей, сослался на то, что здание уже несколько десятилетий находится в списке, предупредил пожарную команду, которая смогла потушить пожар, начавшийся внутри здания, и таким образом спас синагогу от разрушения. Крюцфельд, действовавший по правилам, часто подвергался преследованиям на работе. Мемориальная доска увековечивает его – для политической ситуации того времени – необычайно смелое вмешательство. С 1993 года - в память об этом преступлении - центр повышения квалификации государственной полиции земли Шлезвиг-Гольштейн носит название «Школа государственной полиции Вильгельма Крюцфельда».

Есть «историческая» черно-белая фотография попытки разрушения синагоги в 1938 году. Новая синагога в огне. Спустя десятилетия более детальное изучение фотографии и исторические исследования привели Хайнца Кноблоха к выводу, что синагога на фотографии не соответствует своему фактическому состоянию в 1938 году. Фотография, видимо, была сильно отретуширована в послевоенный период.

После ликвидации последствий пожара Новую синагогу можно было снова использовать для богослужений с апреля 1939 года. Купол пришлось закрасить камуфляжной краской из-за угрозы налетов авиации союзников. После последней службы в маленькой молельной 14 января 1943 года вермахт захватил здание и открыл здесь магазин униформы. В начале так называемой битвы за Берлин, организованной британским бомбардировочным командованием, в ночь на 23 ноября 1943 года синагоге был нанесен серьезный ущерб. Дальнейший ущерб строению был нанесен, когда после войны руины использовались в качестве поставщика строительных материалов.

 

1945-настоящее время

После окончания войны немногие оставшиеся в живых евреи города основали новую еврейскую общину, базирующуюся в административном здании синагоги на Ораниенбургерштрассе. Первоначальной целью было вновь создать подходящие условия для еврейской жизни в Берлине и, с другой стороны, подготовить к эмиграции тех, кто не хотел оставаться.

В 1958 году поврежденные части здания были полностью демонтированы из-за риска обрушения и невозможности реконструкции. На улице остался только строительный материал - как памятник войне и фашизму.

Сегодня регулярные службы проводятся под руководством раввина Гезы Эдерберга и кантора Авитала Герштеттера.

 

Центр Иудаикум

История

После того, как даже возникла тенденция снести все здание и установить на его месте памятный камень, только в 1988 году был основан «Фонд Новой синагоги Берлина - Centrum Judaicum» в связи с торжествами по случаю 50-летия со дня основания Берлинской синагоги. Ночь погрома Восстановить новую синагогу и создать центр по уходу и сохранению еврейской культуры.

Часть нового климата заключалась в том, что ГДР наняла американского раввина Исаака Ноймана с сентября 1987 года по май 1988 года для поддержки общественной жизни. Он имел право на служебный автомобиль и квартиру, а также на домашнего работника, работавшего в МФС. 10 ноября 1988 года состоялась символическая закладка первого камня реконструкции руин. Характер реставрации ранее был предметом споров. От полного восстановления исходного состояния отказались — его могли ошибочно истолковать как попытку подавить и, возможно, забыть страдания прошлого. Однако планировалось построить мемориал постоянной памяти одновременно со зданием.

Поэтому было решено сделать видимыми и то, и другое – некогда великолепную архитектуру и жестокие разрушения. Представительный фасад улицы с главным куполом воссоздан в соответствии с оригиналом. Постоянная экспозиция предоставляет информацию о еврейской жизни в Берлине. Также экспонируются некоторые архитектурные фрагменты и заново открытые части интерьера. На открытом пространстве в глубине территории камни обозначают обширный план бывшей главной синагоги. Реставрационные работы были завершены в 1993 году. Восстановленное здание, защищенное от современных угроз комплексными мерами безопасности, было передано фонду 16 декабря 1994 года и открыто 7 мая 1995 года. В целом, она не была переоборудована в синагогу, но содержит небольшую молитвенную комнату и молитвенную комнату. В непосредственной близости расположены объекты еврейской общины, рестораны, кафе и Еврейская галерея.

В 2019 году произошло нападение перед Centrum Judaicum. Сириец перелез через барьер с криком «Аллаху акбар» и побежал к сотрудникам службы безопасности с ножом. Никто не пострадал.

 

Выставки

С 1995 года в бывшем административном здании синагоги проводятся постоянная экспозиция Centrum Judaicum и специальные выставки. Во-первых, на выставке был представлен широкий спектр иудаики, включая рукописи, печатную продукцию и священные предметы, а также представлена ​​история евреев в Берлине и Пруссии.Открытие Еврейского музея в Берлине в 2001 году позволило облегчить содержание выставка и история Новой синагоги и ее прихожан. Постоянная экспозиция была переработана и вновь открыта в новом виде в 2018 году.

2011 год прошел под названием «Хороший бизнес». Художественная торговля в Берлине 1933-1945 гг. Выставка в Берлине проходила в Активном музее в Центре Иудаикум и в Берлинском государственном архиве. В то же время это было «напоминанием о необходимости прояснить [...] все еще открытые вопросы собственности в связи с «культурными ценностями, конфискованными в результате преследований» [...]». Среди прочего, выставка была посвящена арианизации галереи Маттизена Франца Катценштайна.

В 2021 и 2022 годах в Centrum Judaicum прошли многочисленные мероприятия в рамках юбилея 1700-летия еврейской жизни в Германии.