Хакские дворы (Hackesche Höfe) — группа зданий в районе Шпандауэр-Форштадт в районе Митте Берлина, недалеко от так называемого Шойненфиртеля. Его название дали восемь коммерческих дворов, вокруг которых сгруппированы здания. Комплекс, построенный между 1905 и 1907 годами, с 1977 года является памятником архитектуры.
В 1672 году к северу от Шпрее перед Шпандауэр Тором было еврейское
кладбище. В том же году курфюрст распорядился своим указом перенести все
амбары для сена и соломы за пределы городской стены Берлина, чтобы
снизить риск возникновения пожара на территории города. Обе меры
изменили сельскохозяйственный район непосредственно перед берлинскими
укреплениями. Постепенно развивался новый район, позже известный как
пригород Шпандау. Термин Шойненфиртель для части территории сохранился
до наших дней.
В 1750 году Фридрих Великий поручил своему
городскому коменданту Гансу Кристофу графу фон Хаке застроить некоторые
открытые пространства в полузастроенном районе. В результате появился
рынок, названный в честь графа, сегодняшний Hackesche Markt. В 1858 году
производитель стекла Ганс Квилиц приобрел собственность на
Розенталерштрассе, 40. В 19 веке переполненный Шойненфиртель стал
социальной проблемой и превратился в богадельню Берлина. В других частях
пригорода Шпандау сложилась буржуазная, преимущественно еврейская среда.
Центром берлинской еврейской общины была Новая синагога на
Ораниенбургерштрассе, открытая в 1866 году.
На экономическое
развитие пригорода Шпандау повлияла швейная промышленность.
Производители текстиля обосновались здесь еще в 18 веке. В конце 19 века
готовая одежда и аксессуары производились на многочисленных заводах или
в домашних условиях; В начале 20 века Берлин был центром готовой одежды.
Дворы напротив Хакешер Маркт были открыты 23 сентября 1906 года.
Восемь дворов между Розенталерштрассе и Софиенштрассе предлагают 27 000
квадратных метров площадей для 40 коммерческих компаний, а также
культурных учреждений и квартир.
В результате слияния нескольких
объектов недвижимости между Розенталерштрассе и Софиенштрассе
образовалась территория площадью 9200 м², которую можно использовать под
застройку, с доступом с обеих улиц. В 1905 году тогдашние владельцы,
наследники Квилица, приказали снести существующие старые здания, а в
1906/07 году в традициях движения за реформу жизни по планам архитектора
и строительного подрядчика Курта был построен крупнейший жилой и
торговый комплекс в Германии. Берндт. Главный вход вел через
офисно-торговое здание на Розенталерштрассе, 38. Поперечное здание в
первом дворе было спроектировано как бальное крыло, во втором и третьем
дворах располагались здания с заводскими цехами, а в зеленом внутреннем
блоке располагались сдаваемые внаем квартиры. площади в основном были
оборудованы балконами. Все постройки вместе образовали восемь дворов.
Взаимосвязь различных функций в такой форме была уникальной для того
времени. Незадолго до этого Курт Берндт построил аналогичный проект в
традиционной компоновке: жилой дом на улице, затем жилой двор и только
потом чисто коммерческие дворы.
В то время идея использования
первого двора в культурных целях и соответственно сложное его оформление
была необычной и новой. Это также показывает влияние движения за реформу
жизни, распространявшегося около 1900 года. По возможности дворы
располагались таким образом, чтобы они могли получать солнечный свет и
кислород из соседних зеленых зон – старого еврейского кладбища 1672 года
и протестантского кладбища Софиенгемейнде. К дворам принадлежали зеленые
насаждения, большая песочница и несколько фонтанов. Примерно в 80
квартирах часто были балконы, во всех были ванные комнаты, туалеты и
центральное отопление.
Берлинскому архитектору и дизайнеру Августу Энделлу было поручено
спроектировать фасады двора и бальные залы Neumann, принадлежащие
винному бару в первом дворе. Его предыдущие работы были отнесены к
модерну (хотя сам он намеревался иначе). Вероятно, поэтому он не должен
был проектировать внешний фасад — модерн не соответствовал
господствовавшему в Берлине вкусу, на который повлияли эстетические
предпочтения императорской семьи. В результате получился уличный фасад
со всеми характеристиками вильгельминовского эклектизма, перегруженная
смесью разных стилей, с пейзажем крыши в стиле необарокко, египетскими
обелисками и скульптурами в античном стиле.
Помещения здания,
спроектированного Энделлом, были совершенно разными. Август Энделл
изучал философию и психологию, занимался проблемами восприятия и
стремился реализовать свои теоретические знания в архитектуре и
ремеслах. В своих произведениях он выступал против историзма и
эклектизма. Его руководящим эстетическим принципом было внедрение
движения в архитектуру и декор. В первом дворе Hackesche Höfe он создал
два разных фасада за счет формы, размера и расположения окон, а также с
помощью цветных глазурованных камней, которые придают двору изящество
небольшой общественной площади, застроенной разными домами. На востоке —
синий и белый цвета, формы относятся к мавританским моделям. Западная
сторона, преимущественно окрашенная в коричневые оттенки, напоминает
ультрасовременные здания Альфреда Месселя для универмагов группы
Wertheim.
Энделл также реализовал свою идею перемещения
пространства внутри помещения. Лестничная клетка в левом крыле,
вестибюль в правом крыле и одноэтажный банкетный зал на первом этаже
трансепта сохранились достаточно хорошо, хотя это меньше всего говорит о
намерениях Энделла. Большой двухэтажный бальный зал был разрушен
примерно в 1930 году. Здесь архитектор наиболее ярко выразил свои идеи
через специфическую конструкцию стен и потолка, с выпуклыми
профилированными колоннами и волнистым концом потолочного карниза.
С самого начала семейные и клубные торжества, а также юбилеи компаний
проводились в бальных залах, которыми управлял виноторговец и трактирщик
Вильгельм Нойманн. Таким образом, бальные залы Ноймана взяли на себя
очень важную функцию места встреч и общения жителей окрестных районов.
Особым событием стало основание объединения поэтов-экспрессионистов в
«Der Neue Club».Для офисных и коммерческих помещений ярко выраженное
смешанное использование, разработанное самыми разными компаниями:
отделением банка, предприятиями по производству мужской одежды,
перчаток, меха. товары для музыкальных инструментов, изделия из металла,
офисная мебель, оптовая торговля мукой, кофе и кормами для животных и
многие другие. Временными арендаторами также были дом для девочек
Еврейской женской ассоциации и еврейская студенческая столовая.
Изменения начались еще в 1920-х годах. Из-за потрясений и экономических
проблем после Первой мировой войны многие компании покинули фермы, а
культурная и общественная деятельность вскоре полностью прекратилась. До
конца Второй мировой войны значительная часть комплекса зданий
использовалась группой универмагов DeFaKa (немецкий семейный универмаг)
- фасадное здание служило штаб-квартирой компании, большой горизонтально
разделенный бальный зал - столовой компании, а многочисленные
коммерческие помещения служили штаб-квартирой компании. помещения в
качестве складских помещений.
«В ноябре 1993 года я вошел в явно забытый мир с серыми стенами».
- Смотритель Томас Тауберт в свой первый день в Хакеше Хёфе.
В то
время существовал только Hackesche Hoftheater, который только что
строился, и его внимание к еврейской культуре в последующие годы стало
почти синонимом Hackesche Höfe.
В ГДР Хакеше Хофе десятилетиями
пренебрегали, бальные залы были испорчены и использовались не по
назначению, а уличный фасад был разрушен в 1960-х годах. Ведь жильцам
удалось предотвратить полное разрушение фасадов первого двора около 1950
года – важную предпосылку для последующей реконструкции в соответствии с
требованиями памятника.
В 1951 году, вскоре после основания ГДР,
Хакеше-Хёфе были объявлены государственной собственностью, а в 1977 году
внесены в список исторических памятников. В 1991 году «Ассоциация
содействия развитию городской жизни – Hackesche Höfe e. V.» Районное
управление Берлин-Митте заказало социальное исследование комплекса.
После того, как комплекс был возвращен наследникам предыдущего владельца
в 1993 году и продан гейдельбергскому предпринимателю Роланду Эрнсту в
1994 году, началось тесное сотрудничество между инвесторами, управлением
охраны памятников и агентством «New Roses Corporate Communications»,
которое развивало смешанную - использовать концепцию, сохраняя при этом
резидента. Разработали культурные объекты, определили новый фирменный
стиль и корпоративный дизайн, а также сделали Hackesche Höfe известным
общественности благодаря обширной работе по связям с общественностью.
Очень масштабные ремонтные работы, включавшие в себя масштабные
переоборудования и расширения, мероприятия по сохранению памятников и
все строительные услуги, были завершены в 1997 году.
Жилые дворы по вечерам закрыты, что гарантирует тишину и покой в
ночное время. В бывших заводских цехах были созданы обширные офисные
помещения. Эти помещения в основном используются представителями
творческих профессий, такими как архитекторы, интернет-дизайнеры и
PR-агентства. Небольшие магазины соответствуют своему особому
ассортименту дизайнерских изделий, которые проектируются, производятся
или обрабатываются во дворах. Помимо местных жителей, целевой группой
гастрономических заведений кинотеатра Hackesche Höfe, клуба Sophienclub
и театра Chamäleon Berlin в комплексе являются посетители.
После
завершения реконструкции Hackesche Höfe стал одним из самых дорогих и
известных объектов недвижимости в Берлине. Благодаря художественному и
гастрономическому предложению они представляют собой
достопримечательность, которая также оказывает влияние на окрестности.