Театр Запада (с 2011 года: Stage Theater des Westens) — одна из самых известных музыкальных и опереточных сцен Берлина. Он расположен по адресу Kantstraße 10-12 в районе Шарлоттенбург (Западный город).
Театр был построен в 1895/1896 году в стиле вильгельминского
историзма Бернхардом Зерингом на бывшей угольной площади молочного
завода К. Болле. Работы на Кантштрассе начались в августе 1895 года, а
первый камень в фундамент был заложен 4 сентября 1895 года. Еще до
открытия здание театра вызвало ажиотаж среди берлинских архитекторов. В
отличие от зрительного зала в стиле необарокко, сценическая башня позади
него была спроектирована в стиле средневековой крепости. Башенные
выступы с высокими фонарями образуют четыре угла зрительного зала. С
фасада над рустованным постаментом возвышается пятиосный портик в
сочетании с семью большими арочными окнами. Аттик венчает группа
«Персей» Иоганна Пфуля. Siegesbote Макса Крузе (Siegesbote) стоит на
фронтоне боковой стены. Первым оператором театра была компания Theater
des Westens GmbH, принадлежавшая Бернхарду Зерингу и Паулю Блюменрайху.
Театр открылся 1 октября 1896 года пьесой-сказкой Хольгера Драхмана
«Тысяча и одна ночь». Осенью 1897 года управление предприятием принял
Алоис Праш, от которого ему снова пришлось отказаться в 1898 году. После
того, как желаемый успех театра поначалу не осуществился, дом
использовался как оперная сцена с 1898 года и как театр оперетты с 1908
года.
Бернхард Зеринг продал собственность до 1900 года своему
брату, владельцу книгопечатания Герману Зерингу, и художнику Вильгельму
Дворжаку. В результате выкупа в 1902 году комплекс снова перешел в
собственность строителя. Ответственная на тот момент городская
администрация Шарлоттенбурга потребовала от Зеринга уплаты налога с
продаж в размере 20 000 марок за эту сделку.
С 1903 по 1906 год
Праш снова руководил театром.
25 августа 1912 года дом сильно
пострадал от пожара, впоследствии он был восстановлен. В 1922 году опера
проникла в театр, и была основана некоммерческая корпорация Große
Volksoper (не путать со старой Volks-Oper на Бель-Альянс-штрассе).
Последствия гиперинфляции в Веймарской республике и отсутствие
акционеров вынудили корпорацию закрыть театр в 1925 году.
В «Золотые двадцатые» новым директором стал Карл Рихтер. Постоянно
меняющиеся договоры аренды оставили неуправляемый лабиринт режиссеров и
художественных руководителей, и в результате в последующие годы возник
очень изменчивый график. Гастрольные выступления танцевального
коллектива Мэри Вигман и Анны Павловой в 1926 году вызвали бурные
аплодисменты. Спектакли в Театре Вестенс все чаще конкурировали со
стандартными ревю в Адмиралспаласте и Большом Шаушпильхаусе.
Новым арендатором и художественным руководителем стал Эмиль Шварц. Его
новые ревю «Поезд на Запад» и «Знаете ли вы...?» не нашел особого
отклика.
Ганс Люпшуц[8] взял на себя управление театром и смешал
традиционные пьесы, в том числе «Летучую мышь» или «Альт-Гейдельберг», с
современными постановками и включил в них выдающихся личностей того
времени, таких как Фрици Массари в «Eine Frau von Format» 1927 года,
Макс Адальберт в «Отвращении». 1928 год и Жозефина Бейкер в фильме
«Пожалуйста, совет, 1928 год».
С 1929 года Альфред Роттер и Фриц
Роттер арендовали театр на Кантштрассе у Deutsche
Schauspiel-Betriebs-Aktiengesellschaft; директором оставался Ганс
Люпшуц. Братья Роттер были также генеральными директорами театра
«Метрополь» на Беренштрассе и владельцами театра Лессинг. Театр был
вновь открыт постановкой Франца Легара «Фридерике», взятой
непосредственно из театра «Метрополь», с Кете Дорш и Рихардом Таубером в
списке актеров. За этим последовали «Мариетта», «Отель Штадт Лемберг», а
в апреле 1930 года «Страна улыбок», чередующаяся с «Паганини». В сезоне
1930/1931 братья Роттер ненадолго сдали в субаренду Театр де Вестенс и
Театр Лессинга Хайнцу Зальтенбургу, и были основаны Зальтенбургские
сцены.
В 1931 году Мистингетт успешно выступил в качестве гостя в
«Мистингет-ревю» в Театре де Вестенс.
С 1921 по 1923 год в
подвале театра располагался «Вильде Бюне» Трюде Хестерберг, а с 1931
года — Театр Тингеля-Тангеля под руководством Фридриха Холландера.
Братья Роттер оказались втянутыми в финансовый скандал, и пресса
ненавидела их как «еврейских финансовых игроков». В 1932 году новым
руководителем в лице режиссера был назначен господин Шпиц, который
запланировал популярную опереточную программу.
После захвата власти 30 января 1933 года национал-социалистами муза
света продолжала показываться в Театре Вестенс под руководством Карла
Йёкена вместе с его женой Эдит Шольвер. Спектакли назывались «Все для
Евы», «Юнгер Вейн», «Заманчивое пламя» и «Так мальчики пишут в
Твиттере». 29 декабря 1933 года всем директорам театров было предложено
воплотить в жизнь лозунг Kraft durch Freude (KdF).
Лишь 23
декабря 1934 года театр открылся в рамках национал-социалистической
программы «Kraft durch Freude» с «Der Waffenschmied» Альберта Лорцинга.
вновь открылся и получил название Volksoper. В Ежегоднике немецкого
театра за 1936 год, как и во многих других театрах, в качестве оператора
было названо Имперское министерство народного просвещения и пропаганды и
указана субсидия от Немецкого трудового фронта. В июле 1935 года
директором был назначен Эрих Ортманн, который был генеральным директором
и генеральным музыкальным директором в Данциге. Новый сезон начался 1
октября 1935 года оперой «Фиделио».
После крупного воздушного
налета во время Второй мировой войны некоторые берлинские театры в конце
1943 года смогли снова играть, но не Народная опера. В частности, сильно
пострадала крыша, а также фойе и административная часть. Теперь
«Концерты Народной оперы» проходили на Плазе и в Филармонии, а также 25
апреля 1944 года в Хиршберге в Силезии. Повреждения, нанесенные
попаданиями бомб, были устранены к 7 июня 1944 года.
После завоевания Берлина советский градоначальник Николай Эрастович
Берсарин 19 мая 1945 года возобновил сценическую жизнь Берлина,
встретившись с режиссерами театра. Поскольку здание Штадтской оперы на
Бисмаркштрассе было разрушено во время войны, их новым домом было
выбрано здание театра на Кантштрассе, которое с тех пор было
восстановлено. Берлинский магистрат назначил художественным
руководителем участника ансамбля, оперного певца Майкла Бинса. «Фиделио»
Бетховена, первое оперное исполнение в Берлине после Второй мировой
войны, состоялось 2 сентября 1945 года в Немецком оперном театре.
Постановку осуществил главный режиссер оперы Ганс Венцель (1904–1966).
После завершения строительства новой Немецкой оперы в 1961 году
оперный ансамбль вернулся на Бисмаркштрассе.
Важные участники
ансамбля и гости: Матье Алерсмайер, Сари Барабас, Ханс Байрер, Йоханна
Блаттер, Инге Борх, Мария Каллас, Лиза делла Каса, Марсель Кордес,
Дитрих Фишер-Дискау, Готтлоб Фрик, Йозеф Грейндль, Борис Греверус,
Элизабет Грюммер, Маргарет Клозе. Робер Коффмане, Шандор Конья, Эрика
Кёт, Эрнст Круковски, Вера Литтл, Йозеф Меттерних, Марта Мёдль, Марио
дель Монако, Марта Мюзиал, Томислав Нералич, Ханс-Хайнц Ниссен, Лиза
Отто, Герман Прей, Надар Путтар, Аннелиз Ротенбергер, Леони Рысанек,
Татьяна Саис, Вильгельм Ширп, Рудольф Шок, Гизела Зеттгаст, Джузеппе Ди
Стефано, Рита Штрайх, Людвиг Зутхаус, Рената Тебальди, Эльфрида
Тротшель, Зиглинда Вагнер.
Балет: Клаус Белиц, Эрвин Бредов,
Марион Сито, Хайнц Эгнер, Михаэль Эгнер, Юргенфайнт, Констанце
Херцфельд, Рудольф Хольц, Бенно Камински, Райнер Кёхерманн, Вольфганг
Лейстнер, Герт Рейнхольм, Ханс-Йоахим Шталь, Манфред Тауберт, Карл
Йегер, Гизела Диге , Лизелотта Хербет, Фридель Херфурт, Тана Херцберг,
Сьюз Прейссер, Ингеборг Сеттгаст, Марго Уфер, Лизелотта Кёстер-Шталь,
Хорст Штиббе, Констанце Вернон.
С этого времени Театр де Вестенс в основном использовался для оперетт
и музыкальных представлений. Первое исполнение состоялось 1 октября 1961
года, мюзикл Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди».
Карл-Хайнц
Штракке стал директором в 1964 году и очень успешно руководил театром.
Чтобы вовремя предотвратить финансовую дыру, Штракке отказался от
управления театром, и новым арендатором стал Зигфрид Вёльффер. Братья
Вёльффер уже управляли театром с 1961 года и больше не могли развивать
успех мюзикла «Моя прекрасная леди». Еще в 1972 году Винсент и Эйнар
Грабовски стали субарендаторами. У братьев Грабовских неоднократно
возникали финансовые проблемы. В конце концов последовал финансовый
скандал; Эпоха Грабовского подошла к концу 31 декабря 1977 года из-за
отсутствия сборов, субсидий и налогов, уклоненных путем мошенничества, и
даже ордера на арест.
В 1978 году весь театр был модернизирован, и в том же году управление
домом взял на себя Карл Вибах. В 1980-е годы здание неоднократно
ремонтировалось и модернизировалось внутри и снаружи. В 1984 году
директором дома стал Гётц Фридрих, а его художественным руководителем —
Гельмут Бауманн. Первыми двумя крупными успехами этого периода были
«Парни и куклы» и «Клетка для парней».
В 1988 году Гётц Фридрих
поставил первую в Европе новую постановку «полностью черной оперы» с
«Порги и Бесс» и добился сенсационного успеха во всем мире. Он и его
главный драматург Валери Хеннеке, которая в течение двух лет наладила
постановку между Берлином и Нью-Йорком, включая управление пиаром и
маркетингом, получили «Приз зрительских симпатий». Актерский состав
снимался в Нью-Йорке (Гарлеме) и Берлине.
В то время Theater des
Westens GmbH был одним из самых современных музыкальных театров Европы,
обладавшим сложным техническим оборудованием и изобретениями. Налажено
сотрудничество со всеми посольствами в Берлине, Берлинским фестивалем в
рамках Недель Берлинского фестиваля, Международным кинофестивалем в
отношении ежегодной церемонии вручения Международной кинопремии, RIAS,
SOB и Немецкой оперы в Берлине (в качестве замены сцены в связи с
реконструкцией). работы) было установлено, что Альте Опера
Шарлоттенбурга имеет прекрасную акустику для классической музыки,
которая также звучит без микрофонов.
Управление под руководством
Гётца Фридриха и Гельмута Бауманна с избранными высшими руководителями
было образцовым и новаторским. Появился первый директор по маркетингу и
первый event-маркетинг в Германии. В течение нескольких лет здание GmbH
было полностью забронировано, а его постоянная заполняемость превышала
98 процентов.
Важные актеры и гости: Донни Рэй Альберт, Альберт
Боннема, Хельмут Бауманн, Терри Кук, Кламма Дейл, Уте Лемпер,
Вильгельмения Фернандес, Хильдегард Кнеф, Анжелика Мильстер, Хелен
Шнайдер, Катерина Валенте, Дэниел Вашингтон, Элизабет Веррес, Чарльз
Уильямс и Куин. Яхна. Йоханнес Хестерс был почетным членом.
Хельмут Бауманн также стал директором Театра де Вестенс в 1993 году, а в
1994 году с помощью ревю 1950-х годов «Синие джинсы» гарантировали, что
билеты на дом были распроданы на несколько месяцев. В 1996 году
отмечалось 100-летие театра, но времена стали более трудными: задачу
предложить разнообразную программу с четырьмя премьерами или
возрождениями в год было трудно реализовать из-за снижения
государственных субсидий и приостановки приема на работу, поэтому
Хельмут Бауманн покинул театр. театр по окончании сезона уехал из дома
летом 1999 года.
В 1999 году новым директором стал Эльмар
Оттенталь. Некоммерческое общество с ограниченной ответственностью,
принадлежавшее земле Берлин, все глубже и глубже погружалось в убыток.
За исключением встречи Falco и Amadeus в 2000 году, дом больше не мог
развивать успехи эпохи Баумана.
В сезоне 2001/02 наблюдательный
совет назначил Георга Вирталера художественным руководителем и
управляющим директором Theater des Westens GmbH. Он также был
управляющим директором Государственной оперы Унтер ден Линден.
В
2002 году Сенат Берлина смог реализовать принятое в 1990 году решение о
продаже GmbH.
24 сентября 2002 года Сенат Берлина принял решение продать Театр де
Вестенс голландской музыкальной компании Stage Entertainment, при этом
само здание осталось в государственной собственности. Ремонтные работы
начались в январе 2003 года. По данным компании, реконструкция обошлась
в десять миллионов евро.
26 сентября 2003 года театр вновь
открылся мюзиклом «Отверженные» Алена Бублиля и Клода-Мишеля Шенберга.
С тех пор Stage Entertainment больше не использует постоянный
ансамбль и показывает долгосрочные выступления с постановками Stage
Entertainment, которые можно поочередно увидеть на различных немецких и
международных сценах.
В 2011 году театр был переименован в Stage
Theater des Westens.
На западной стороне посланник победы Макса Крузе из Марафона. В 1987 году были реконструированы фонари на крыше, созданные Густавом Эберляйном.
Ширина сцены 20 метров, глубина 16,75 метра, вместе с передней и задней сценой глубина 24,5 метра, ширина портала 11,5 метра, высота портала 8,2 метра. Верхний механизм имеет 24 электрические лебедки и 33 ручных противотельферных подъемника.
Общая площадь составляет 1673 квадратных метра. В парке находится кессонный потолок с 800 цветочными розетками с лампочками, между которыми изображены гербовые мотивы. Первый ярус фойе (высокий паркет): 1200 розеток с лампочками.
Уточнение соответствующего года с соответствующим количеством мест.
1896 г.: 1710 сидячих мест и около 100 стоячих мест.
1907: 1271
сидячее и 98 стоячих мест.
1937: 1592 места
1950: 1514 мест
1978 год: 1354 места
1984 год: 1401 место
2009: 1712 мест
2012:
1600 мест
Главный фасад театра демонстрирует явные параллели с Оперой Гарнье в
Париже, построенной 20 лет назад.
Размеры фасада:
Длина 40,58
метра, высота 22 метра, балкон 28 метров, арочное окно 9 метров.
Бенно Якобсон: Братья Веренпфенниг (1897)
Карл Топфер: Герман и
Доротея (1899)
Дж. Контер, М. Шрифер: Чудо-мост (1902)
Леон
Джессель: Два гусара (1913)
Жан Жильбер: Мисс офиса (1915)
Жан
Жильбер: Женщина в горностаем (1919)
Леон Джессел: Ласточкиная
свадьба (1921)
Майкл Краус: Женщина формата (1927)
Эдуард Кюннеке:
Манящее пламя (1933)
Вальтер Вильгельм Гетце: Золотой Пьеро (1934)
Вернер Эгк: Цирцея (1948)
Борис Блахер: Прусская сказка (1952)
Луиджи Ноно: Красное пальто (1954)
Макс Бауманн: Пеллеас и Мелизанда
(1954)
Ганс Вернер Хенце: Король оленей (1956)
Оскар Сала: Паан
(1960)
Борис Блахер: Розамунда Флорис (1960)
Рио Райзер: Робинсон
2000 (1967)
Джеймс М. Барри: Питер Пэн (1984)
Майкл Хорват:
Маленький принц (1985)
Йозеф Таль: Башня (1987)
Биргер Хейманн:
Раз, два, три (1989)
Юрг Бурт, Ульф Дитрих: Синие джинсы (1994)
Никлас Рамдор: 30-60-90°, постоянно открыто (1999)
Буркхард Драйст:
Фалько встречает Амадея (2000)
Константин Векер: Швейк это легко!
(2001)
Джон фон Дюффель, Мартин Лингнау: Туфля Маниту (2008)
Аннетт Хесс, Питер Плейт, Ульф Лео Зоммер: Кудамм 56 (2021)
Питер
Плейт, Ульф Лео Зоммер, Джошуа Ланге: Ромео и Джульетта - Любовь – это
все (2023)
Театр регулярно открывает свои двери, чтобы можно было заглянуть за
кулисы. В зависимости от постановки можно посетить цех пошива костюмов и
гримёрный отдел театра, а также сцену с оригинальными декорациями
текущего спектакля.
27 июня 2004 г. во время выступления
«Отверженные».
30 августа 2005 г. во время выступления «Три
мушкетера».
18 мая 2007 г. во время Танца Вампиров.
2 октября 2007
г., во время празднования 111-летия «Танца вампиров».
13 июня 2008 г.
во время Элизабет
22 мая 2009 г., выставка The Shoe of Manitou.
27
марта 2011 г. во время We will rock you
25 марта 2012 г. во время
Танца Вампиров.
17 марта 2013 г. во время Танца Вампиров.
18 мая
2014 г. во время стипендии
19 мая 2019 г. во время The Band