Бебельплац (Берлин)

 

Описание Бебельплаца

Метро Фридрихштрассе (Friedrichstrasse)
Автобус 100, 200, TXL.

 

Бебельплац (ранее названный Opernplatz - площадь Оперы) является общественной площадью в центральном районе Митте в Берлине, столице Германии. Бебельплац должен был стать фокусом предполагаемого Форума Фридерицианум, района, спроектированного Георгом Вензеласом фон Кнобельсдорфом, чтобы отразить величие Древнего Рима. Площадь расположена на южной стороне бульвара Унтер-ден-Линден, главной магистрали между Востоком и Западом в центре города. Он ограничен на востоке зданием Государственный оперы Унтер-ден-Линден (отсюда его довоенное название), на западе зданиями Университета Гумбольдта и на юго-востоке Собора Святой Ядвиги, первой католической церкви, построенной в Пруссии после Реформации. Площадь названа в честь Августа Бебеля, основателя Социал-демократической партии Германии в XIX веке.

 

10 мая 1933 года «Операнплац» стал сценой печально известного события, организованного нацистской пропагандисткой машиной. Здесь было сожжено около 25 000 книг, написанных авторами, считающимися врагами Третьего рейха. Среди них были работы Томаса и Генриха Манна, Роберта Мусила и Льва Фейхтвангера. Сегодня памятник в центре площади, спроектированный Майкой Ульман, отмечает это драматическое событие. Полупрозрачная панель, вставленная в дорожную поверхность, дает вид на комнату, заполненной пустыми книжными полками. Рядом с ним - табличка с трагически пророческими словами поэта Генриха Гейне, написанная в 1820 году: «Где сжигают книги, будут жжечь людей».

 

Расположенная в историческом районе Доротенштадт, площадь разделена на меньшую зеленую зону к востоку и большую открытую площадку к западу от оперы. Он образует центр Форума Фридерицианума, запланированного Фридрихом Великим в 1740 году и выполненного Георгом Венцеславом фон Кнобельсдорфом.

зеленое пространство
Восточная часть площади представляет собой зеленую зону, которая была разбита около 1740 года как частный сад Prinzessinnenpalais («Сад принцессы») вдоль засыпанного рва. Зеленая зона, засаженная деревьями и окруженная стеной, была разрушена во время Второй мировой войны и затем включена в состав площади. Во время реконструкции Prinzessinnenpalais Рольф Рюле в 1964 году перепроектировал его как сквер Operncafé («Оперный сад»), а в последний раз его перепроектировала Биргит Хаммер в 2002 году.

открытое пространство
Западная часть площади представляет собой открытое пространство, которое было заложено около 1740 года как часть форума Fridericianum, «Residenzplatz ohne Residenz», запланированного Фридрихом Великим, который сначала был больше, а затем уменьшен Георгом Венцеславом фон Кнобельсдорфом. По краям были построены Королевская опера, католическая церковь Святой Ядвиги, Королевская библиотека, дворец маркграфа Шведта и дворец принца Генриха. Барочный дворец маркграфа Шведта окончательно уступил место в 1834 году классическому дворцу принца Вильгельма, который стал королем Пруссии в 1861 году и императором Германии в 1871 году.

В 1845 году Фридрих Вильгельм IV приказал Петеру Йозефу Ленне превратить площадь в зеленую зону и посадить кустарники. В центре памятник Кайзерин-Августе работы Фрица Шапера был установлен в 1895 году, а пандус для входа в Линденский туннель был построен в 1914 году. В результате этих мероприятий эффект городского пространства, спроектированного как архитектурный сквер, был в значительной степени утрачен.

В 1928 году берлинский магистрат и правительство Пруссии приказали Эдуарду Фюрстенау снова превратить площадь в открытое пространство, когда Государственная опера была отремонтирована. Памятник императрице Августе был перенесен в парк Монбижу, а въезд в Линденский туннель был демонтирован. Площадка была вымощена гранитными плитами размером 51 × 51 см в квадратах по 5,20 м с небольшими гранитными камнями размером 10 × 10 см между ними. С тех пор историческая Оперная площадь представляет собой чистое архитектурное пространство, как это было во времена Фридриха Великого.

 

История

10 мая 1933 года площадь Опернплац стала главным местом сожжения книг, запланированного и осуществленного немецкими студентами в Германии. В Берлине около 70 000 студентов, профессоров и членов СА и СС сожгли книги авторов, названных «ненемецкими», в том числе произведения Зигмунда Фрейда, Эриха Кестнера, Генриха Манна, Карла Маркса и Курта Тухольского. Кестнер шел среди фанатичных зрителей, он «слышал банальные тирады маленького хитрого лжеца [примечание: имеется в виду министр пропаганды Йозеф Геббельс]. Похоронная погода нависла над городом».

Исторические здания сильно пострадали во время Второй мировой войны. Во время реконструкции центра Восточного Берлина здания на площади были реконструированы с сохранением исторических фасадов, в некоторых случаях после их распотрошивания. Ансамбль зданий вокруг площади находится под охраной памятников.

С 1928 по 1990 год открытое пространство в основном использовалось как автостоянка. С декабря 2004 года существует подземная автостоянка с двумя цокольными этажами на 462 автомобиля с прямым доступом к Государственной опере Унтер-ден-Линден. Из соединительного коридора дверь ведет в оставшуюся часть Линденского туннеля, западный пандус которого находился между оперным театром и комодом с 1916 по 1926 год. Сужение бульвара Унтер-ден-Линден в 2000-х годах, которое превратилось в чрезмерно загруженное шоссе в этом районе, призвано помочь переоценить историческое городское пространство Forum Fridericianum. В 2006 году на юге площади открылся эксклюзивный отель Rocco Forte Hotel de Rome.

После завершения строительства Королевской оперы в 1743 году она получила название Platz am Opernhaus и включала территорию между оперой и комодом, от дворца принца Генриха до церкви Святой Ядвиги. В 1845-1850 годах площадь между оперой и комодом была озеленена по планам Петера Йозефа Ленне и получила название Опернплац. Район к северу от оперы по-прежнему назывался Platz am Opernhaus. В 1910 году она была переименована в Kaiser-Franz-Joseph-Platz в честь австрийского императора Франца Иосифа I. 31 августа 1947 года площадь была названа в честь Августа Бебеля (1840-1913), соучредителя и лидера немецкой социал-демократии. Позже название August-Bebel-Platz было сокращено до Bebelplatz. В просторечии это называлось и до сих пор называется Opernplatz.

 

Памятники

С 1855 года бронзовые памятники Людвигу Йорку фон Вартенбургу, Гебхарду Леберехту фон Блюхеру и Августу Нейдхардту фон Гнейзенау стоят в передней части сегодняшней зеленой зоны. Фигуры были созданы скульптором Кристианом Даниэлем Раухом, основания – архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем. Вместе с мраморными памятниками Фридриху Вильгельму фон Бюлову и Герхарду фон Шарнхорсту, которые стоят рядом с Нойе Вахе с 1822 года, они увековечивают память самых важных прусских генералов в наполеоновских войнах и являются одними из самых важных произведений берлинской школы скульптуры. . На своем первоначальном месте мемориалы были программно связаны друг с другом, с викторианскими рельефами на Нойе Вахе и со скульптурами воинов на Шлоссбрюке.

Во времена нацистской диктатуры в 1942 году мраморные мемориалы Шарнхорсту и Бюлову были спрятаны под мощными базовыми конструкциями с увенчанными жаровнями. Неясно, было ли это связано с несовместимостью с нацистской идеологией — «Шарнхорст» представлял ценности Французской революции — или с целью защиты от военного ущерба. В начале диктатуры ГДР все памятники были демонтированы в 1950 году по приказу Вальтера Ульбрихта по идеологическим соображениям. В ходе реабилитации прусского наследия в 1964 году в задней части зеленой зоны были вновь установлены бронзовые памятники Йорку, Блюхеру и Гнейзенау.

После воссоединения мраморные памятники Шарнхорсту и Бюлову были заново установлены в передней части зеленой зоны в 2002 году, потеряв свои программные ориентиры. Совсем недавно инициативы граждан, историков искусства и журналистов призвали к восстановлению всех памятников на их прежние места, со ссылкой на дизайнерскую ценность периода Шинкеля и статью 8 Венецианской хартии. Однако в 2017 году Государственный совет по памятникам отклонил это предложение, сославшись на дизайнерскую ценность эпохи ГДР и посвящение Neue Wache.

20 марта 1995 года был открыт памятник в память о сожжении книги израильского художника Михи Ульмана. Стеклянная плита пола посреди площади смотрит вниз в подземную комнату с пустыми белыми бетонными книжными полками, вмещающими около 20 000 книг (именно столько было сожжено).

Выставка, объединяющая людей United Buddy Bears, вернулась в Берлин после трехлетнего мирового турне и была представлена ​​​​в 2006 году на Бебельплац вокруг мемориала Затонувшей библиотеки. С 2010 года израильский писатель Хаим Беер также опубликовал немецкий перевод своего романа «Бебельплац», в котором площадь и этот памятник играют важную роль.