Музей Боде (Bode-Museum), ранее называвшийся Музеем Кайзера Фридриха (Музей Императора Фридриха), является памятником архитектуры на Музейном острове в историческом центре Берлина и является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был построен с 1898 по 1904 год по приказу немецкого императора Вильгельма II по плану Эрнста фон Ине в стиле возрождения барокко. На передней площади здания был установлен памятник немецкому императору Фридриху III, разрушенный властями Восточной Германии. В настоящее время в музее Боде находятся Скульптурный музей, Музей византийского искусства и Мюнцкабинет.
Еще в 1840-х годах в Берлине возникла идея построить на этом месте художественный музей. Историк искусства Вильгельм фон Боде внес предложения, которые позже были реализованы; За это Боде был посвящен в рыцари в 1914 году. Придворный архитектор Эрнст фон Ине и менеджер участка Макс Хасак построили здание музея между 1897 и 1904 годами для коллекции скульптур и картин Боде, первоначальный инвентарь которой восходит к Кунсткамере курфюрстов Бранденбурга. Музей был открыт 18 октября 1904 года, в день рождения Фридриха III, умершего в 1888 году. В память о «99-дневном императоре» Фридрихе III. дом получил название Kaiser-Friedrich-Museum.
Во время Второй мировой войны здание пострадало меньше всего на Музейном острове, но только в 1951 году ему сделали аварийную крышу. После окончания войны в 1945 году новая городская администрация Берлина стерла все упоминания о предыдущих правителях; здание коллекции теперь неофициально называлось Museum am Kupfergraben. 1 марта 1956 года Йоханнес Р. Бехер, тогдашний министр культуры ГДР, торжественно назвал музей кайзера Фридриха музеем Боде в память о его создателе. Здесь временно разместились Египетский музей с коллекцией папирусов, Музей предыстории и ранней истории, картинная галерея, коллекция скульптур и монетный кабинет. Первые части коллекций можно было снова показать с 1954 года. Поэтапный ремонт здания, в том числе восстановление интерьера, продолжался до 750-летия города в 1987 году, когда музей еще работал.
В начале 1990-х годов были выявлены
многочисленные серьезные дефекты, поэтому в 1997/1998 годах было принято
решение о капитальном ремонте («капитальный ремонт канцлера»). Он
включал в себя реставрацию всего 100-летнего здания музея с учетом
памятников, при этом многочисленные конструктивные и декоративные
элементы, отреставрированные после окончания войны, также должны были
быть профессионально обновлены.
Особой достопримечательностью был
кабинет Тьеполо еще в 1904 году, относительно небольшая комната в
старинных розовых и белых тонах с богатыми лепными украшениями в виде
бандельверка позднего барокко. Здесь вы можете увидеть 22 фрески в
технике гризайль, созданные художником эпохи барокко Джованни Баттиста
Тьеполо в 1759 году для Палаццо Вольпато Панигай в Нервезе на севере
Италии. Вильгельм фон Боде купил их, привез в Берлин в 1899 году и
установил в своем музее. Во время Великой Отечественной войны помещение
было полностью разрушено; изображения ранее передавались на аутсорсинг и
долгое время считались утерянными. При последнем капитальном ремонте
здания кабинет удалось восстановить с большими затратами — по
единственному черно-белому фото из музейного каталога 1904 года.
Четыре из пяти дворов открыты для посетителей с выставками скульптур под
открытым небом. Связь с Пергамским музеем была установлена в
соответствии с генеральным планом Музейного острова. Частью ремонта была
модернизация всего здания с точки зрения технологий и безопасности.
Модернизированы фотоателье и реставрационные мастерские, заменены
проржавевшие части конструкции стальной балки, создан доступ для
инвалидов, ликвидирована сухая гниль, модернизирована противопожарная
защита и установлены кондиционеры. Исходное вещество должно было быть
максимально сохранено, поэтому последующие установки были удалены, а
исходные цветовые версии восстановлены.
Капитальный ремонт музея
Боде обошёлся в 152 миллиона евро и финансировался за счёт средств
федерального бюджета. Общая площадь музея составляет 25 000 м²; основная
полезная площадь составляет 11 000 м² для 66 выставочных залов. Учебная
коллекция с итальянскими скульптурами из разных школ, детская галерея,
музейный магазин и кафетерий в вестибюле дополняют предложения для
посетителей.
С символической передачей ключей в ноябре 2005 года
полная реконструкция музея Боде завершилась через пять с половиной лет.
В октябре 2006 года полностью меблированный музей вновь открылся для
посетителей. Тем временем готовилась текущая презентация произведений
искусства и дизайна интерьеров, которые в ряде случаев обсуждались
неоднозначно. Результат отражает современные зрительские привычки
посетителей музея: стены и плинтуса в основном окрашены в белый или
светло-серый цвет, арт-объекты расставлены свободно, иногда со
специальными визуальными референсами, скульптуры часто стоят отдельно в
помещении, впечатление открытое и живое. При этом, однако, четко
цитируется оригинальная концепция Боде о помещениях сложного стиля:
исторические детали обстановки - полы, потолки, отдельные предметы
мебели - украшают многие выставочные залы; Кроме того, есть 150
избранных панно из Картинной галереи, которые стимулируют дополнения к
экспонатам с точки зрения мотива или изображения (или того и другого).
Уже на открытии стало ясно, что выставочных залов Боде-музея не
хватит для всех частей коллекции в долгосрочной перспективе. В
частности, Государственные музеи Берлина под руководством своего
генерального директора Михаэля Эйссенхауэра и президента Фонда прусского
культурного наследия Германа Парцингера планируют полностью перенести
сюда ранее находившуюся в Культурфоруме картинную галерею и воссоединить
ее с фондами Коллекции скульптуры в одном здании. Для этого требуется
расширение, функционально и содержательно связанное с музеем Боде и
дополняющее его. Район к западу от Купферграбен предназначен для этого
нового здания. В 2009 году десять студентов факультета архитектуры
Потсдамского университета прикладных наук разработали проекты нового
здания под руководством профессоров Тео Бреннера и Доминика Крома. Для
его реализации пришлось снести казармы 1960-х годов, в которых
дислоцировался гвардейский полк Фридриха Энгельса. С апреля по сентябрь
2010 года в фойе музея были выставлены дальновидные проекты. Хотя ни
сроки, ни варианты финансирования не установлены, президент фонда
оптимистично заявил: «Я уверен, что мы сможем убедить политиков и
общественность».
В летние месяцы 2007-2015 годов перед входом в
музей Боде регулярно проводились воскресные концерты под открытым небом.
Здание в стиле необарокко стоит на северо-западной оконечности
Музейного острова, на участке неправильной треугольной формы площадью
6000 м². С 1824 по 1897 год здесь располагался берлинский Мельхаус, а с
1876 года - художественные казармы, в которых проходили выставки
современных берлинских художников. Купол высотой 39,50 м из дерева и
стали возвышается над основной конструкцией здания. Специалисты по
строительству называют его куполом Шведлера в честь его изобретателя
Иоганна Вильгельма Шведлера. После перестройки музея в 1950-х годах он
был покрыт шифером. В рамках полной реконструкции примерно в 2002 году
купольной крыше было возвращено ее первоначальное медное покрытие
стоячих фальцев.
Несмотря на неправильную форму участка,
архитектору здания музея удалось передать впечатление совершенно
симметричного, равнобедренного здания, совмещенного с полукруглым
входным крылом, увенчанным куполом, к которому ведут мосты через два
рукава Шпрее. Здание облицовано песчаником Rackwitzer, Alt-Warthauer,
Wunschelburger и Friedersdorfer (все они возникли в меловой период) из
Силезии. Прямоугольное основание с окнами и двумя дополнительными
этажами, разделенными коринфскими полуколоннами и остроконечным
ризалитом, кажется, поднимается прямо из Шпрее. Аллегории искусств и
знаменитых городов искусств венчают чердак, созданный скульпторами
Августом Фогелем и Вильгельмом Видеманном.
К открытию нового музея в большом вестибюле изначально была
установлена уменьшенная модель конной статуи Великого курфюрста
Шлютера. В 1902 году был размещен заказ на изготовление гипсовой модели
всадника на Длинном мосту (позже Ратушном мосту) в масштабе 1:1. Как
было исправлено почти неделю спустя, копия, сделанная с помощью
гипсового слепка (включая других увековеченных личностей, переданных
кайзером), должна быть передана Новому немецкому музею в Бостоне. С
другой стороны, предстоит отливка из бронзы большого зала Берлинского
музея. Однако эта модель, по-видимому, была металлизирована в Институте
гальванопластического искусства в Гайслингене для экономии материала и
денег и до сих пор находится в зале.
В 1904 году на переднем
дворе, доступном через мост Монбижу, была установлена конная статуя
Фридриха III высотой около 6,80 метра. настраивать. Бронзовая скульптура
принадлежит скульптору Рудольфу Мезону; гранитное основание с надписью
«Король Фридрих III. прусского германского императора германской
империи» по проекту архитектора Эрнста фон Ине. Говорят, что представляя
модель, Вильгельм II сказал, что такая фигура «не моделировалась со
времен Коллеони». В 1951 году по идеологическим соображениям скульптуру
переплавили, а основание сняли. Модель этой конной статуи находится в
депо Исторического музея в Регенсбурге.
Конная статуя Фридриха
III. на переднем дворе и конная статуя Великого курфюрста в вестибюле
музея были связаны тем, что ехали навстречу друг другу: Великий курфюрст
встретил своего имперского потомка Фридриха III, а его мастер-строитель
Эрнст фон Ине встретил своего художественного предка Андреаса Шлютера.
Выравнивание нескольких поперечных корпусов образовало пять
внутренних дворов. За фойе впечатляющая последовательность комнат
начинается с центральной оси дома: сначала большой купольный зал с
широкой лестницей и гальванопластической копией конной статуи Великого
курфюрста Андреаса Шлютера (изготовленной в 1904 году WMF) в центре.
Далее следует зал Камеке с фигурами, некогда стоявшими на крыше виллы
Камеке на Доротеенштрассе, которую Шлютер построил, а позже разрушил.
Далее следует базилика в стиле итальянского Возрождения с религиозными
образами в боковых часовнях, такими как цветные глазурованные терракоты
работы Луки делла Роббиа и флорентийский алтарь Воскресения. Завершает
небольшой купольный зал в стиле рококо с лестницей. У его подножия
находятся две статуи Венеры и Меркурия работы Жана-Батиста Пигаля,
которые первоначально образовывали начало лестницы виноградника
Сан-Суси. На верхнем этаже ротонды находятся мраморные статуи шести
генералов Фридриха Великого с берлинской площади Вильгельмплац, которые
были заменены бронзовыми копиями на их первоначальном месте в XIX веке.
В этом ряду представительных помещений когда-то устраивались торжества,
на которые приглашались придворный свет и богатые буржуазные меценаты.
В реальных выставочных залах Боде собрал плотные, слаженные ансамбли
скульптур, картин, мебели и предметов прикладного искусства, как это
было раньше в частных коллекциях высшего сословия. При этом он учитывал
самых крупных коллекционеров первой коллекции, банкира Адольфа Тима и
Джеймса Симона, которые продавали свои экспонаты по символическим ценам,
но настаивали на том, чтобы они были сгруппированы по прежним
владельцам, а не тематически.
Были также детали внутреннего
дизайна, такие как порталы, мраморные полы, кессонные потолки, дымоходы
и алтари, которые Боде купил в основном в Италии для своего нового
здания музея. Этими помещениями он хотел передать посетителям атмосферу
ушедших эпох. Со старинными залами он следовал музейно-педагогической
концепции, которую Людвиг Хоффманн также использовал в качестве основы
для нового здания Märkisches Museum - недалеко вверх по Шпрее, почти в
то же время и с еще большим значением, а именно также во внешнем виде
его здания.
В последние годы Второй мировой войны, когда на Берлин были сброшены
бомбы, музейные работники и многие помощники передали большую часть
коллекций на аутсорсинг, в том числе в зенитный бункер Фридрихсхайн,
который был классифицирован как склад безопасности. Но в мае 1945 года,
когда война уже официально закончилась, в помещениях ДОТа вспыхнул
пожар, который длился трое суток и развил сильный жар. В результате
многие экспонаты были уничтожены, другие изуродованы до неузнаваемости
(искусственные трупы). То, что еще выглядело ценным экспонатом, было
вывезено советскими оккупационными войсками прямо в Россию в качестве
компенсации и хранилось в Эрмитаже в Ленинграде и в ГМИИ им. Пушкина в
Москве. В 1958 году многие из украденных произведений искусства были
возвращены в ГДР в знак символического акта дружбы и сохранены в
музейных хранилищах. Там они оставались незамеченными в течение многих
лет.
Только в 2010-е годы, когда была завершена структурная
реконструкция музея Боде и переоформление экспозиций, были найдены
спонсоры для реставрации ценных предметов коллекции; важным покровителем
является Фонд Сименса. Реставрационная мастерская музея в настоящее
время занимается научной реконструкцией 59 избранных произведений. Ярким
примером является мраморная скульптура щитоносца работы Туллио Ломбардо
(создан около 1495 г.). В апреле 2018 года прошла небольшая выставка по
инициативе Art in Stock. В 2016 году 59 статуй из Музея Боде были заново
открыты в Пушкинском музее в Москве.
Коллекция скульптур представляет собой одну из самых полных коллекций
старой скульптуры в Германии. Как и фонды Музея византийского искусства,
после Второй мировой войны он размещался отдельно в разных зданиях на
Востоке и Западе и впервые с 2006 года снова выставлен на своем
первоначальном месте в Музее Боде. Особенно ярким примером такого
сочетания является группа триумфального креста из Морицкирхе в
Наумбурге, которую можно увидеть в подвале музея. Две дубовые фигуры
примерно 1220 года провели последние десятилетия в разных местах: Мария
в Берлине-Далеме, Христос на Музейном острове.
Коллекция включает
произведения от средневековья до конца 18 века из немецкоязычных стран,
а также из Франции, Голландии, Италии и Испании. В центре внимания
коллекции Италия, особенно итальянский ранний Ренессанс: терракоты Луки
делла Роббиа, скульптуры Донателло, Дезидерио да Сеттиньяно, Франческо
Лаурана и Мино да Фьезоле являются одними из основных моментов
коллекции. Также широко представлены немецкие скульпторы периода поздней
готики, в том числе Тильман Рименшнайдер, Ганс Брюггеманн, Никлаус
Герхарт фон Лейден и Ганс Лейнбергер. Особого внимания заслуживают
крупноформатные рыцарские святые времен Тридцатилетней войны и статуэтки
из алебастра и слоновой кости эпохи Возрождения и барокко. Игнац Гюнтер,
Йозеф Антон Фейхтмайер, Эдме Бушардон, Пьер Пюже, Жан-Антуан Гудон и
другие представляют скульптуру рококо и раннего классицизма.
Эта коллекция содержит произведения искусства и предметы быта из Западной Римской империи и Византийской империи с 3 по 15 века. По ареалам распространения этих империй можно найти предметы практически из всего древнего Средиземноморья: из Италии и Турции, с Балкан и Греции, из Северной Африки, Ближнего Востока и России. Четыре фокуса определяют особый профиль музея: позднеантичные саркофаги из Рима, столицы Западной Римской империи, фигуративные и орнаментальные скульптуры из Восточной Римской империи, резьба по слоновой кости и иконы в мозаичной технике как образцы византийского придворного искусства и, наконец, предметы повседневного обихода и исповедания христианской религии из Египта.
Это одна из старейших специальных коллекций Фонда прусского
культурного наследия. Его истоки восходят к курфюрстам Кунсткамеры
Бранденбурга в конце 16 века. В 1868 г. кабинету был присвоен статус
собственного музея, а в 1904 г. ему были предоставлены специально
оборудованные помещения в подвале музея.
Монетный шкаф является
одной из крупнейших нумизматических коллекций в мире. Их достоверность
по существу основана на замкнутых сериях монет с начала чеканки в
седьмом веке до нашей эры в Малой Азии до наших дней. Лишь малая часть
из более чем 500 000 объектов может быть представлена на постоянных
выставках. 1500 лучших образцов древних монет представлены в Пергамском
музее. В музее Боде 4000 монет и медалей можно увидеть в четырех
выставочных залах на втором этаже. Представленные экземпляры описаны в
интерактивном каталоге монет. Все остальные объекты можно посмотреть в
подвале по договоренности. Здесь также можно использовать специальную
нумизматическую библиотеку.
В ночь на 27 марта 2017 года с выставки Берлинского кабинета монет
была украдена золотая монета «Большой кленовый лист» весом около 100 кг;
он был взят в аренду у частного владельца. Их номинальная стоимость
составляла один миллион канадских долларов, материальная стоимость на
момент совершения преступления составляла около 3,8 миллиона евро. В
июле 2017 года были арестованы четверо подозреваемых, двое из которых по
состоянию на ноябрь 2017 года все еще находились под стражей. Золотые
вложения к монете были изъяты в конфискованном по иным причинам
автомобиле, а сама монета не найдена. В 2018 году общественности
сообщили, что воров не удалось поймать и что монета, скорее всего,
переплавлена. В середине июля 2018 года прокуратура Берлина и
Государственное управление уголовной полиции Берлина конфисковали 77
объектов недвижимости общей стоимостью десять миллионов евро у членов
расширенной семьи Реммо, к которым приписываются подозреваемые. В случае
разногласий районный суд Берлина должен принять решение об окончательном
местонахождении рассматриваемого имущества.
20 февраля 2020 года
Берлинский окружной суд признал Виссама и Ахмеда Реммо виновными в краже
монет и приговорил каждого к четырем с половиной годам тюремного
заключения. Бывший охранник Денис В., который ходил в школу с Ахмедом
Реммо и является его другом, был приговорен к трем годам и четырем
месяцам тюремного заключения. Судебные решения вступили в силу в том же
году. Однако Ахмед Реммо подал апелляцию и, таким образом, остался на
свободе. Поданная апелляция была отклонена Федеральным судом в июле 2021
года. В августе 2021 года Ахмед Реммо был арестован и через месяц
обвинен в краже дрезденских драгоценностей.
В деле о краже
«Большого кленового листа» важными уликами были следы золота и золотых
опилок в квартирах, транспортных средствах и одежде преступников. Суд
также постановил конфисковать у осужденных в общей сложности 3,4
миллиона евро. Причастность к преступлению Wayci Remmos доказать не
удалось; суд предполагает, что есть по крайней мере два других
преступника.
Обмен Жемчугом - Знания, Миры, Ценности. (21 января – 3 мая 2020 г.)
Несравненное: Искусство из Африки в музее Боде (27 октября 2017 г. - 24
ноября 2019 г.)
Два верблюда и святой - Древний паломнический центр
Абу Мина в Египте (13 февраля 2018 г. - 31 января 2019 г.)
150 лет
монетному кабинету – монеты, медали, люди (23 ноября 2018 г. – 27
октября 2019 г.)
Образы людей - пути к портрету от древности до
современности (24 ноября 2017 г. - 7 октября 2018 г.)
наука и
турбулентность. Вольфганг Фриц Фольбах, ученый между двумя мировыми
войнами (13 октября 2017 г. - 28 января 2018 г.)
Античная Сирия –
Монеты и памятники на Музейном острове (16 июня – 5 ноября 2017 г.)
Искусство формирует деньги: Muse зарабатывает деньги (24 ноября 2016 г.
- 27 мая 2017 г.)
Канова и танец (21 октября 2016 г. - 22 января 2017
г.)
Гольбейн в Берлине – Мадонна из коллекции Вюрта с шедеврами из
Государственных музеев Берлина (21 января – 17 июля 2016 г.)
Один Бог
- наследники Авраама на Ниле. Евреи, христиане, мусульмане в Египте от
древности до средневековья (1 декабря 2015 г. - 31 декабря 2016 г.)
Ничего нового. Абстракция еще не началась. Маркус Люперц в музее Боде (6
ноября 2015 г. - 20 марта 2016 г.)
Фракия 3.0. Чеканка монет в Стране
Орфея (16 октября 2015 г. - 15 октября 2016 г.)
Выразительное в
искусстве. Распятие магистра Мескирха из коллекции Вюрта в музее Боде
(23 июля 2015 г. - 3 января 2016 г.)
удача коллекционера. Шедевры из
коллекции Маркса-Томе (17 июля 2015 г. - 15 ноября 2015 г.)
Пропавший
музей. Берлинские коллекции скульптуры и живописи через 70 лет после
окончания войны (19 марта 2015 г. – 27 сентября 2015 г.)
Марк
Александр. Красно-белый Мангейм (29 октября 2014 г. - 15 февраля 2015
г.)
Теодор Виганд и византийское искусство (17 октября 2014 г. - 18
января 2015 г.)
Я отдал золото за железо. Первая мировая война в
среде медалей (21 марта 2014 г. – 30 августа 2015 г.)