Дворец Шарлоттенбург, Берлин

Spandauer Damm 10-22 (U7 до Richard-Wagner-Platz или автобус 109/M45 до Luisenplatz/Schloss Charlottenburg)
☏ +49 331 9694200, info@spsg.de
апрель-октябрь: вт-вс 10:00-17:30; Ноябрь-март: Вт-Вс 10:00-16:30

 

Дворец Шарлоттенбург служил летней резиденцией прусских королей с 1701 по 1888 год, а сейчас его можно посетить как музей. Дворец является памятником и расположен на Шпандауэр-Дамм в берлинском районе Шарлоттенбург.

Построенный в несколько этапов с 1695 по 1791 год по проектам Иоганна Фридриха Эосандера, Георга Венцеслава фон Кнобельсдорфа и Карла Готхарда Ланганса, дворец можно отнести к стилям барокко, рококо и классицизма. Парк на Шпрее был спроектирован Симеоном Годо как французский сад с 1697 года и как английский сад Питером Жозефом Ленне с 1819 года. Комплекс, сильно пострадавший во время Второй мировой войны, был восстановлен в первоначальном виде благодаря личным усилиям искусствоведа Западного Берлина Маргарет Кюн.

Памятник, находящийся в ведении Фонда прусских дворцов и садов, является популярной достопримечательностью и самым важным дворцовым комплексом Берлина. В ансамбль здания также входят замковый сад с Бельведером, мавзолей и новый павильон.

 

История здания

Старый замок и пристройка

После Софи Шарлотты Ганноверской ее муж курфюрст Фридрих III. 30 июня 1695 года последняя подарила ей взамен деревню Литце/Лютцов примерно в семи километрах от Берлина и участок земли. В том же году Софи Шарлотта поручила архитектору Иоганну Арнольду Нерингу спланировать и построить на этом участке летнюю резиденцию. Однако несколько месяцев спустя Неринг умер, и Мартин Грюнберг взял на себя выполнение расширения.

Основной корпус был еще очень небольшим, он представлял собой центральную часть с двумя авангардами. Кроме того, из-за склонности королевы к опере и музыкальным представлениям был построен отдельно стоящий небольшой оперный театр. Замок еще называли двором муз Софи Шарлотты. 11 июля 1699 года, в день рождения ее мужа, небольшой дворец был открыт и с тех пор используется Софи Шарлоттой в качестве своей резиденции. Его название было выбрано в честь близлежащей деревни Литценбург (также: Лютценбург).

Архитектор Грюнберг ушел со своего поста в 1698/1699 году. Вероятно, дальнейшие работы инициировал мастер-строитель Андреас Шлютер. Для прислуги и мастерских были построены два южных здания, ограничивающие двор. После того, как Фридрих был коронован королем Пруссии Фридрихом I, а Софи Шарлотта была коронована королевой Пруссии в 1701 году, Эозандер фон Гете взял на себя дальнейшее расширение. Он приказал расширить здание дворца, чтобы оно соответствовало постройкам во дворе, и расширил их до дворца.

 

Великая оранжерея

После смерти Софи Шарлотты 1 февраля 1705 года в возрасте всего 36 лет король назвал дворец и прилегающее к нему поселение «Шарлоттенбург» в ее честь. Король поручил Эосандеру дальнейшее расширение. С 1709 по 1712 год отступающая центральная часть была расширена до ризалита, а над ним был построен поразительный купол замка. К зданию с западной стороны были пристроены оранжерея и часовня. Соответствующая оранжерея на восточной стороне планировалась, но так и не была построена. Большая оранжерея служила для зимовки редких растений. В летние месяцы, когда более 500 апельсиновых, лимонных и горьких апельсиновых деревьев украшали сад в стиле барокко, оранжерея регулярно становилась великолепным местом для придворных торжеств.

Первоначально для дворца Шарлоттенбург предназначалась Янтарная комната — сплошная обшивка стен из янтаря, который впоследствии назовут «восьмым чудом света». Он был спроектирован мастером барокко Иоганном Фридрихом Эосандером. Предполагается, что сегодняшняя Красная Дамасская Палата является комнатой. Работа была упомянута в 1712 году, но для Шарлоттенбурга так и не была завершена. Части янтарной обшивки были встроены в кабинет, примыкающий к Белому залу Берлинского дворца. Солдатский король Фридрих Вильгельм I, мало интересовавшийся искусством, обменял янтарную комнату у русского царя Петра Великого в 1716 году на солдат с гвардейским штандартом.

После смерти Фридриха I в 1713 году дворец Шарлоттенбург вёл призрачное существование под руководством его преемника Фридриха Вильгельма I. Однако полное пренебрежение замком противоречило его экономическому разуму. Зданию не было отказано в необходимых мерах по техническому обслуживанию; помещения также приходилось отапливать в холодное время года, чтобы «панели и мебель не затвердевали». Он передал горожанам отдельно стоящий оперный театр на снос как материал для строительства школы. Фридрих Вильгельм I умел использовать дворец в официальных и представительских целях. В 1725 году здесь с английским Георгом I был заключен «Шарлоттенбургский договор», который закрепил претензии семьи Бранденбург на наследство на Юлих-Клеве. Праздничная жизнь в замке кипела и в те дни, когда летом 1728 года Август Сильный нанес ответный визит королю.

 

Новое крыло

Сразу после смерти Фридриха Вильгельма в 1740 году новый король Фридрих II (позже названный «Великим» или «Старым Фрицем») сделал Шарлоттенбург своей резиденцией. В этих комнатах король держал свою масонскую придворную ложу. Его очень тянуло в это место, где работала его эстетичная и высокообразованная бабушка Софи Шарлотта. Вместе с гренадерами замка Шарлоттенбург он сформировал свой собственный отряд охраны замка и первоначально подготовил для себя комнаты на верхнем этаже центрального здания (старого замка). Резьба на панелях, выполненная Фридрихом Кристианом Глюмом и полностью утраченная во время Второй мировой войны, была настолько неуклюжей, что ее долгое время принимали за работу XIX века. (В этих комнатах позже жили Фридрих Вильгельм IV и его жена Элизабет.)

В то же время Фридрих поручил Кнобельсдорфу расширить дворец в стиле рококо в соответствии с его потребностями, в результате чего новое крыло было построено вместо восточной оранжереи, которая планировалась, но не была реализована при его отце, а также после дворца Райнсберг. это было второе здание в стиле рококо Фредерика Рококо. Надо полагать, дворец Шарлоттенбург не был тем местом покоя и уединения, которого желал Фридрих II, несмотря на его свободное расположение в сельской местности. В 1744 году он начал в Потсдаме с превращения городского дворца в свою постоянную резиденцию и строительства уютного дворца Сан-Суси в качестве летней резиденции. Он использовал дворец Шарлоттенбург, построенный в 1747 году, для семейных торжеств. Придворные художники Огюстен и Маттеус Тервестен и Антуан Песне украсили несколько помещений нового крыла мифолого-аллегорическими потолочными росписями.

 

Строительство театра

Свой нынешний вид дворец получил при Фридрихе Вильгельме II с дворцовым театром в конце западного крыла и небольшой оранжереей, оба работы Карла Готхарда Ланганса. Здание театра сыграло важную роль в истории немецкого театра и стало приютом для немецкой литературы, которой при Фридрихе Великом пренебрегали. С 1795 года для простолюдинов были бесплатные билеты в театр. В новом флигеле Фридрих Вильгельм II устроил зимнюю квартиру на южной стороне первого этажа и летнюю квартиру на первом этаже с северной стороны, обращенную к парку, в стиле раннего классицизма. Кроме того, со стороны двора напротив большой оранжереи была построена еще одна оранжерея (малая оранжерея). Он включал в себя две квартиры для садовников и теплицу посередине.

 

Разрушение и реконструкция

Во время Второй мировой войны в результате авианалета союзников в ночь на 23 ноября 1943 года дворцу был нанесен серьезный ущерб. Обрушился купол, выгорела центральная часть главного здания, центральный салон и восточная часть оранжереи, а также большая часть Фредерицианского крыла. Большую часть инвентаря можно было бы спасти. После окончания войны главное здание было быстро восстановлено и его можно было использовать временно: например, в июне-июле 1947 года здесь проходила немецкая книжная выставка в Берлине 1947 года.

После раздела Берлина и ввиду запланированного разрушения Берлинского дворца в Восточном Берлине Маргарет Кюн, директор ныне исключительно дворцовой администрации Западного Берлина, с 1948 года работала над реконструкцией дворца Шарлоттенбург, которая была завершена в 1948 году. 1957 год с реставрацией купола. С 1952 года в главном дворе находится конная статуя Великого курфюрста работы Андреаса Шлютера (1696 г.). Ранее он находился на Длинном мосту Городского дворца в Берлине-Митте.

В 2007 году, после 11 лет реставрационных работ, все 20 аттических скульптур на балюстрадах крыши вернулись после обновления литейных швов и окраски. С 1970 года скульптуры высотой 2,5 метра воздвигаются как «современные» новые творения по образцу барокко. В 1996 году их первоначально разместили в саду рядом с Малой оранжереей после того, как была выявлена ​​опасность падения.

К востоку от Малой оранжереи к 2027 году построят новый визит-центр с продажей билетов и музейным магазином. Кроме того, восточное крыло главного двора будет оборудовано безбарьерным входом для посетителей.

 

История использования

Летняя резиденция

После смерти Софи Шарлотты во дворце жили Фридрих I, Фридрих II, Фридрих Вильгельм II и последующие прусские короли.

Королевская чета Фридрих Вильгельм III. а Луиза, жившая в замке со своими детьми, не вносила внутри замка никаких серьезных изменений. Лишь после возвращения из Кенигсберга в 1810 году спальня королевы была перепроектирована по проекту Карла Фридриха Шинкеля. В 1824 году, после женитьбы на Огюсте фон Гаррахе, король, овдовевший в том же году, приказал подготовить для нее вторую квартиру Фридриха Великого, а Шинкель построил для себя новый павильон. Современный путеводитель описывает расположение королевской семьи во дворце следующим образом: «Король живет во дворце все лето и имеет свои комнаты в новом дворце, наследный принц, наследная принцесса и другие принцы и принцессы - в старый дворец. Внутри замка изображен кастелян, живущий в западном крыле».

При Фридрихе Вильгельме IV помещения первого этажа Старого дворца (средний корпус) в торжественном стиле позднего классицизма и неорококо были переоборудованы под апартаменты для него и его жены Елизаветы. После смерти Фридриха Вильгельма IV в 1861 году королева Елизавета использовала дворец как резиденцию вдовы.

В 1888 году, в год Трех императоров, смертельно заболел император Фридрих III. дворец перед переездом в Новый дворец в Потсдаме, где он умер несколько дней спустя. С тех пор Шарлоттенбург больше не служил резиденцией, но его можно было посещать.

 

Замок-музей

С 1902 года бывший дворцовый театр в здании Ланганса был переоборудован в мебельный магазин. К концу Первой мировой войны некоторые помещения в восточной части здания Эосандера использовались как военный госпиталь. Вскоре после войны в новом крыле и деревянных бараках, вероятно, находившихся в соседнем замковом парке, разместился военный госпиталь для инвалидов. В 1926 году Свободное государство Пруссия регламентировало передачу дворца в управление Государственных дворцов и садов по договору с Домом Гогенцоллернов.

Около 1960 года в бывшем здании театра (Лангансбау) был открыт Музей предыстории и ранней истории Государственных музеев. Музей был вновь открыт в 2003 году после капитального ремонта. 26 апреля 2009 года коллекция дворцового театра была закрыта и помещена в Новый музей в Митте, а мастерские первоначально остались во дворце. В будущем там, вероятно, разместится музей Гогенцоллернов, который располагался в разрушенном дворце Монбижу в Берлине-Митте, напротив сегодняшнего музея Боде.

В настоящее время в Малой оранжерее работает ресторан, а летом стеклянный дом здания используется для проведения художественных выставок и концертов. Разрушенная Большая Оранжерея также была восстановлена ​​по образцу барокко. Залитый светом бальный зал предлагает привлекательную среду для проведения культурных мероприятий, концертов и банкетов, в том числе для федерального правительства, которое попрощалось с президентом США Бараком Обамой, устроив здесь государственный банкет в 2013 году. Кроме того, с 1978 по 2009 год в замке находились части коллекции Дона-Шлобиттен. Коллекцию фарфора КПМ земли Берлин в Бельведере, новом павильоне и мавзолее можно посмотреть отдельно.

С 2004 по начало 2006 года дворец Шарлоттенбург временно использовался федеральным президентом, пока его официальная резиденция Бельвю находилась на реконструкции. Замок можно посетить как музей. Здесь вы можете увидеть, среди прочего, апартаменты Фридриха Великого, корональные регалии Фридриха I и его жены Софи Шарлотты, фарфоровый кабинет, Золотую галерею и многочисленные картины, в том числе важную коллекцию французской живописи XVIII века, включая посадку Ватто на Киферу.

Замковый парк

Дворцовый сад Шарлоттенбург площадью 55 гектаров (известный в народе как «Дворцовый парк») был заложен Симеоном Годо в 1697 году как сад во французском стиле барокко. Он включал в себя партер в стиле барокко со стороны сада основного здания, западный и восточный боскеты на Шпрее с тремя рыбацкими домиками и небольшую гавань для барж, которые дважды в день ходили в Берлин. Также была детская площадка с бассейнами для воды, дорожками для игры в петанк и фазановым садом. После того, как в 1709 году садовник без спроса срубил большое количество лип, он был освобожден от должности во дворце Шарлоттенбург.

Во время своего правления с 1713 по 1740 год Фридрих Вильгельм резко сократил бюджет на содержание дворцового сада. Частично он покрыл расходы за счет продажи трав и редких растений и сдачи в аренду заднего луга. Часть завода он передал земледельцам в собственное управление. В период с 1740 по 1786 год Фридрих II позаботился о восстановлении увеселительного сада, но на этот раз в современном для того времени стиле рококо.

Во время своего правления в 1786-1797 годах король Фридрих Вильгельм II отдавал предпочтение романтическому направлению английских ландшафтных садов, которое резко контрастировало с геометрическими формами и визуальными осями сада в стиле барокко. Помня об этом, в 1788 году он назначил придворным садовником в Шарлоттенбурге садовника Иоганна Августа Эйзербека, сына Иоганна Фридриха Эйзербека (создателя парка Верлиц). Было много предложений, в том числе три плана Эйзербека и различные проекты Георга Штайнера и Питера Йозефа Ленне. Сначала король превратил партер перед центральным зданием (старым дворцом) в лужайку с участками рыхлой травы и группами деревьев, которые с течением времени неоднократно преобразовывались разными посадками. Он также растворил прямые береговые линии пруда с карпами и водотоков. Когда Эйзербек умер в 1801 году, Штайнер взял на себя управление и продолжил преобразование в рыхлые формы рельефа. В 1819 году к нему присоединился садовый художник Ленне. Он озеленил западный боскет и придал всему комплексу последний художественный штрих. Король Фридрих Вильгельм IV приказал восстановить боскет за барочной оранжереей в том виде, в каком он помнил его с детства. Однако его дизайн не совсем соответствовал состоянию барокко.

В дворцовом саду расположены чайный домик «Бельведер», построенный Карлом Готхардом Лангансом в 1788 году, и мавзолей, построенный для королевы Луизы после 1810 года. Надгробная скульптура на ее саркофаге принадлежит Кристиану Даниэлю Рауху. Фридрих Вильгельм III построил Новый павильон, построенный Шинкелем в 1824/1825 году как неаполитанскую виллу. не делился со своей второй женой, принцессой Лигниц. Два других декоративных здания - Otahitische Korbhaus (спроектированный около 1790 года Фердинандом Августом Фридрихом Фоссом) и готический Angelhaus on the Spree (1788 год, архитектор Карл Готхард Ланганс) - приходилось часто ремонтировать из-за их легкой конструкции. Последний раз отремонтированный в 1849/1850 году, дом-корзина был снесен в 1865 году, а дом ангела - в 1884 году.

После серьезных разрушений во время Второй мировой войны директор управления государственных дворцов и садов Западного Берлина Маргарет Кюн выступила за восстановление партера, приближающегося к барочному состоянию, поскольку в Германии их всего несколько, а вообще нет. в Берлине садов в стиле барокко было больше. Участки, разбитые дворцовыми садами в 1958 году и украшенные бродери в 1967/1968 годах, не соответствуют первоначальному состоянию. Поскольку считалось, что последний требует слишком большого ухода, орнамент был переработан с использованием различных книг с выкройками в стиле барокко, а на перекрестке устроен фонтан. Когда две половины города слились воедино, сад стал собственностью недавно основанного Фонда прусских дворцов и садов Берлин-Бранденбург (SPSG).

Несмотря на широко распространенную критику неисторической концепции 1960-х годов, реставрация дизайна 1950-х годов состоялась в 2001 году по инициативе Управления по сохранению памятников Берлинского сада. Причина заключалась в том, что этот объект теперь также следует рассматривать как историческое свидетельство.

Помимо детской комнаты замка (адрес Fürstenbrunner Weg 62-70), с 2013 года на этом месте располагался двор садовника для мозаичных мастерских для инвалидов gGmbH.[9] Все соответствующие объекты проводят заинтересованные стороны по объектам по договоренности. Каждую весну проводится день открытых дверей под девизом Замок – Сад – Мастерская. Кроме того, регулярно проводятся консультации по садоводству, и уже состоялся цветочный фейерверк.

Дворцовый сад долгое время служил местной зоной отдыха для жителей прилегающих густонаселенных районов старой застройки Шарлоттенбурга. Популярными видами деятельности являются пробежки, езда на велосипеде (разрешены с 2008 года), прогулки с собаками или без них, а также катание на лыжах зимой. Детская площадка на северо-востоке предназначена для детей.

В 2004 году Фонд прусских дворцов и садов Берлин-Бранденбург рассматривал возможность взимания платы за вход, что встретило массовое сопротивление. Вопреки этим намерениям гражданская инициатива «Спасите замковый парк!» Фонд Касла также хотел запретить езду на велосипеде в 2007 году.

Почти естественный сад замка прорезан множеством искусственных водотоков, которые также пересекаются пешеходными мостами. Один из этих мостов был выбран жюри из девяти знаменитостей для определения тридцати самых красивых мостов Берлина на канале rbb24 (первая трансляция в октябре 2019 года) на втором месте. Он украшен коваными украшениями и стоит прямо на берегу Шпрее, протекающего мимо дворцового сада на востоке.

 

Разнообразный

Уменьшенная копия центрального здания с башней служила Немецким домом с рестораном и выставочными залами на Всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе.
Башня замка Нойштрелиц высотой 58 метров, построенная в 1909 году, была построена как дань уважения башне замка Шарлоттенбург. Исторически Великое герцогство Мекленбург-Стрелицкое и Королевство Пруссия были тесно связаны.
Вместе с расположенными напротив объектами, музеем Берггрюна, музеем Брохана и коллекцией Шарфа-Герстенберга, дворец Шарлоттенбург является важным музейным объектом. Памятник принцу Альбрехту Прусскому 1901 года расположен между музеями в северном конце Шлоссштрассе – на прямой видимости на дворец.
Замок и замковый парк неоднократно служили фоном для съемок фильмов. В 1985 году здесь проходили съемки клипа британской рок-группы Marillion на песню Kayleigh. В 2004 году здесь снимали сцену из комедии Джеки Чана «Вокруг света за 80 дней», действие которой происходит во Франции.
Выпуски марок с изображением замка появились, например, в 1956 году (Deutsche Bundespost Berlin, 40 пфеннигов), 1982 году (Deutsche Bundespost, стандартная марка 120 пфеннигов), 1987 году (Deutsche Bundespost Berlin, блок 750 лет Берлина, 50 пфеннигов), а также в 1987 году как машинный штамп. В 1978 году Немецкая федеральная почта в Берлине выпустила марку с изображением Бельведера в дворцовых садах (40 пфеннигов).
С датой выпуска 30 января 2018 года в обращение были введены памятные монеты номиналом 2 евро, разработанные Бодо Брошатом, с изображением замка на стороне изображения.
На куполе замка установлена ​​позолоченная статуя Фортуны высотой 4,50 м, выполняющая роль флюгера. Первоначально завершенное Андреасом Хайдтом в 1711 году, новое творение было выковано из медного листа в 1956 году по проекту Рихарда Шайбе.
Фехтовальщики Боргезе стоят на караульных постах перед главным двором. Скульптуры высотой 1,99 метра представляют собой современные литые цинковые копии древнегреческих мраморных оригиналов, созданных скульптором Агасием Эфесским в I веке до нашей эры. созданный. Она выставлялась на вилле Боргезе, пока ее не купил Лувр. Захватывающие фигуры держат короткий меч в правой руке и круглый щит в левой. Их сочетание восходит к стремлению к симметрии периода барокко.
В замковой капелле (капелле Эосандера) орган стоял с 1706 по 1943 год и снова с 1970 года. Первый инструмент был построен Арпом Шнитгером (Гамбург) в начале 18 века и открыт около 1706 года. Орган стоял на галерее в проходе. Орган оставался практически неизменным до конца XIX века. В 1888 году диспозицию немного изменили братья Динзе (Берлин). Они заменили два язычковых регистра основного произведения (Hoboy и Vox Humana) на романтические струнные партии (Gamba 8 'и Aeoline 8'). Карл Кемпер (Любек) восстановил два оригинальных регистра во время реставрации в 1934 году, предположительно старым способом. В 1943 году орган был демонтирован и хранился в подвалах Берлинского дворца, где он и погиб во дворцовом пожаре в 1944 году. После реконструкции дворца Шарлоттенбург орган был реконструирован в 1969-1970 годах органостроительной фирмой Карла Шуке (Берлин).