Конгресс-холл — памятник на Александерплац в районе Митте одноименного района Берлина. Он был построен в 1961-1964 годах коллективом Германа Хензельмана в стиле социалистического модернизма. В ансамбль здания также входит дом учителя с фризом «Наша жизнь» Вальтера Вомака.
В результате решения берлинского магистрата в 1964 году
Александерплац, разрушенная во время Второй мировой войны, была
полностью перестроена в соответствии с градостроительной концепцией
Иоахима Нэтера и Петера Швейцера. Для центральной части площади
концепцией предусматривалось построить новый дом учителей на месте
бывшего дома учительского товарищества. Этот и прилегающий к нему
конгресс-холл на юго-западе были построены по планам архитектурного бюро
Восточного Берлина Германа Хенсельмана и его сотрудников Бернхарда
Гейера и Йорга Штрайтпарта. Бернхард Хаустайн, Гюнтер Клесс, Отто Шмидт,
Ульрих Вагнер, Зигфрид Вайсгаупт и Карл-Хайнц Вендиш отвечали за
детальное планирование, строительные работы и художественное оформление
фасадов и интерьеров. За строительные и ремесленные работы отвечало VEB
Stuck und Naturstein Berlin.
Между закладкой первого камня
фундамента 12 декабря 1961 года тогдашним мэром Восточного Берлина
Фридрихом Эбертом и завершением строительства прошло три года.
Строительный ансамбль, состоящий из дома учителя и конгресс-зала, был
открыт 9 сентября 1964 года.
С 1970 года и до строительства
Дворца Республики в 1976 году Конгресс-холл служил местом заседаний
Народной палаты ГДР. Конгресс-зал, пристроенный к дому учителя, должен
использоваться не только для обучения учителей. Купольное здание из
железобетонного каркаса имеет круглую внутреннюю часть, окруженную
двухэтажной малоэтажной застройкой. Здесь были залы для мероприятий
поменьше и закусочная. Купольный зал рассчитан на 1000 мест и был
оборудован по последнему слову техники того времени. Во времена ГДР его
использовали для организации конгрессов, концертов, танцевальных
представлений и даже городских праздников. В 1980-е годы выяснилось, что
акустика купольного зала не оптимальна, и мировой судья проверил
возможные конструктивные изменения. В результате в зоне потолка были
установлены небольшие многоповерхностные устройства, что привело к
улучшению звукового образа.
После политического поворота с воссоединением города Берлина возникла
ситуация, в которой Сенат, который теперь был ответственным за это,
владел двумя конгресс-залами: конгресс-залом Западного Берлина в
Тиргартене (с 1989 года здесь находится Дом мировых культур). ) и
конгресс-холла Восточного Берлина на Александерплац. Весь комплекс
зданий на Алексе был продан объединению компании BCC Property и жилищной
компании Mitte. На полную реконструкцию и переоборудование в
соответствии с требованиями памятников было вложено около 15 миллионов
евро. Поэтому здание мероприятия было закрыто с 2001 по 2003 год.
К моменту открытия в сентябре 2003 года в здании конгресс-холла было
оборудовано в общей сложности 23 конференц-зала вместимостью до 2500
мест для крупных мероприятий, а также было обновлено все оборудование
для проведения мероприятий. Кроме того, после предыдущих практических
испытаний в Берлинском техническом университете на 3D-модели зала в
купольном зале были использованы новые типы громкоговорителей,
гарантирующие хорошее и равномерное качество звука. Сиденья были
заменены на стулья с красной обивкой и складными сиденьями, специально
разработанными и изготовленными для конгресс-зала, пол сохранил черный
натуральный сланец, а цвета стен были обновлены в соответствии с
оригинальными планами меблировки.
Конгресс-холл на Александерплац
продается под названием Берлинский конгресс-центр (BCC). С 2003 года
здесь проходят регулярные встречи Компьютерного клуба Хаос (CCC), а
также проводятся международные мероприятия врачей, ученых, художников и
политиков, премьеры фильмов или церемонии награждения. Управляющий
директор BCC Хело Бракенхофф описывает конгресс-холл следующими словами:
«Этот дом уникален сочетанием четких форм, отборных материалов, таких
как алюминий, и необычной цветовой гаммы. Куполообразный зал,
безусловно, является изюминкой. […] Дом также не имеет типичной для ГДР
архитектуры, но был построен в то время, когда у архитекторов была
свобода».