Королевский дворец, Берлин, Германия

 

Описание

Берлинский дворец (нем. Berliner Schloss), формально Королевский дворец (нем. Königliches Schloss), на Музейном острове в районе Митте в Берлине, был главной резиденцией Дома Гогенцоллернов с 1443 по 1918 год. Расширен по приказу Король Пруссии Фридрих I по планам Андреаса Шлютера с 1689 по 1713 год, после этого он считался крупным произведением архитектуры прусского барокко. Бывший королевский дворец был одним из крупнейших зданий Берлина и формировал городской пейзаж с куполом высотой 60 метров (200 футов).

Используемый для различных государственных функций после падения монархии в 1918 году, он был поврежден во время бомбардировок союзников во время Второй мировой войны и снесен властями Восточной Германии в 1950 году. В 1970-х годах он стал местом расположения модернистского восточногерманского Дворец Республики (центральное правительственное здание ГДР). После воссоединения Германии и нескольких лет дебатов и дискуссий, особенно в отношении тяжелого исторического наследия обоих зданий, сам Дворец Республики был снесен в 2009 году, а Берлинский дворец был реконструирован, начиная с 2013 года, для размещения музея Форума Гумбольдта. Реконструкция завершена в 2020 году.

Берлинский дворец, также неправильно известный как Городской дворец (нем. Stadtschloss), представляет собой здание в центре Берлина, расположенное на Музейном острове на Шлоссплац напротив парка Люстгартен. С 15 века до начала 20 века Берлинский замок был королевским и императорским дворцом, который в основном служил главной резиденцией курфюрста Бранденбурга, королей Пруссии и немецких императоров. Поврежденный во время Второй мировой войны, а затем снесенный правительством Восточной Германии в 1950-х годах, дворец был частично перестроен и завершен в 2020 году. Реконструированный дворец является резиденцией Форума Гумбольдта, музея мировой культуры, который является преемником музея. Старинной прусской художественной палаты, которая также находилась в Берлинском дворце в 19 веке. Форум Гумбольдта был описан как немецкий эквивалент Британского музея.

Первоначально дворец был построен в 15 веке, но в течение следующих нескольких столетий его форма менялась. Он носил черты стиля барокко; его форма, которая была окончательно оформлена к середине 18 века, по большей части приписывается немецкому архитектору Андреасу Шлютеру, чей первый проект, вероятно, датируется 1702 годом, хотя дворец включал более ранние части, как их видел в 1688 году Никодим Тессин. . Он служил резиденцией для различных курфюрстов Бранденбурга. Это была главная резиденция и зимняя резиденция королей Пруссии Гогенцоллернов с 1701 по 1918 год. После объединения Германии в 1871 году он также стал центральной резиденцией немецких императоров, которые также были королями Пруссии. После провозглашения Веймарской республики в 1918 году дворец стал музеем. Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало от бомбардировок союзников. Хотя считается, что его можно было отремонтировать, дворец был снесен в 1950 году властями Германской Демократической Республики после многочисленных критических замечаний. В 1970-х годах на его месте был построен Дворец Республики. После спорных публичных дискуссий в 2002 году Бундестаг принял решение снести Дворец Республики, чтобы освободить место для частичной реконструкции Берлинского дворца.

Планировалось воссоздать весь внешний вид дворца в оригинальном стиле, кроме восточной стороны, выходящей на Шпрее. Подлинно реконструированные фасады включают в себя различные остатки скульптур и камней первоначального дворца. Фасады внутреннего двора также современные, за исключением трех фасадов главного двора, который был первоначально построен в 1699 году (Шлютерхоф). План этажа был разработан с учетом будущей реконструкции известных исторических комнат. В здании находится музей Гумбольдта и конгресс-комплекс, строительство было завершено в 2020 году.

 

История

История до 1871 г.
Дворец заменил более ранний форт или замок, охранявший переправу через реку Шпрее в Кельне, соседнем городе, который слился с Берлином в 1710 году. Замок стоял на острове Рыбаков, как известен южный конец Музейного острова в Шпрее. В 1443 году Фридрих II «Железнозуб», маркграф и курфюрст Бранденбургский, заложил фундамент первого укрепления Берлина на участке болотистой пустоши к северу от Кельна. По завершении строительства замка в 1451 году Фридрих переехал туда из города Бранденбург. Основная роль замка и его гарнизона в этот период заключалась в установлении власти маркграфов над непокорными гражданами Берлина, которые не хотели отказываться от своих средневековых привилегий в пользу монархии. В 1415 году король Сигизмунд анфеоффил князей Гогенцоллернов с Бранденбургом, и теперь они устанавливали свою власть и отказывались от избирательных привилегий, которые города получили во время Бранденбургского междуцарствия 1319–1415 годов.

В замке также была часовня. В 1454 году Фридрих II, вернувшись через Рим из своего паломничества в Иерусалим, сделал замковую часовню приходской церковью, богато снабдив ее реликвиями и алтарями. Папа Николай V приказал Стефану Бодекеру, в то время принцу-епископу Бранденбургскому, освятить часовню Эразму Формийскому.

7 апреля 1465 года по просьбе Фридриха Папа Павел II приписал Часовне Святого Эразма колледж канонического права под названием Stift zu Ehren Unserer Lieben Frauen, des heiligen Kreuzes, St. Petri und Pauli, St. Erasmi und St. Николай. Эта коллегиальная церковь стала ядром сегодняшнего евангелического верховного прихода и коллегиальной церкви (Berliner Dom (Берлинский собор)), примыкающего к замку.

В 1538 году маркграф Иоахим II разрушил дворец и поручил мастеру-строителю Каспару Тейссу построить новое и величественное здание в стиле итальянского Возрождения. После Тридцатилетней войны (1618–1648) Фридрих Вильгельм (1620–1688), «Великий курфюрст», еще больше украсил дворец. В 1688 году Никодим Тессин спроектировал дворовые аркады с массивными колоннами впереди. Мало что известно о перестройках 1690–1695 годов, когда придворным архитектором был Иоганн Неринг. Мартин Грюнберг продолжил переделки в 1695–1699 годах.

В 1699 году курфюрст Фридрих III Бранденбургский (который принял титул короля Пруссии в 1701 году, став Фридрихом I) поручил архитектору Андреасу Шлютеру выполнить «второй план» в итальянском стиле. Первый дизайн Шлютера, вероятно, датируется 1702 годом; он планировал перестроить дворец в стиле протестантского барокко. Его общая концепция в виде правильного куба, окружающего пышно украшенный двор, сохранялась всеми сменившими его директорами зданий. В 1706 году Шлютера сменил Иоганн Фридрих Эосандер фон Гёте, который спроектировал западную пристройку дворца, удвоив его размер. Во всем существенном была сохранена сбалансированная, ритмичная композиция фасадов Шлютера, но Гете перенес главный вход в новое западное крыло.

Берлинский замок был первоначальным местом для Янтарной комнаты, но Петр Великий из России восхищался ею во время визита, и в 1716 году Фридрих Вильгельм I преподнес комнату Петру в подарок.

Фридрих Вильгельм I, ставший королем в 1713 году, был заинтересован главным образом в создании Пруссии как военной державы и уволил большинство мастеров, работавших в Stadtschloss. В результате план Гёте был осуществлен лишь частично. Тем не менее к середине 18 века внешний вид дворца приблизился к своему окончательному виду. Завершающим этапом стало возведение купола в 1845 году, во время правления Фридриха-Вильгельма IV. Купол был построен Фридрихом Августом Штюлером по проекту Карла Фридриха Шинкеля. Последующие крупные работы были ограничены интерьером, в котором были задействованы таланты Георга Венцеслава фон Кнобельсдорфа, Карла фон Гонтарда и многих других.

Stadtschloss сам был эпицентром революции 1848 года в Пруссии. Огромные толпы собрались у дворца, чтобы представить «обращение к королю», содержащее их требования конституции, либеральной реформы и объединения Германии. Фредерик Вильгельм вышел из дворца, чтобы принять их требования. 18 марта крупная демонстрация у Stadtschloss привела к кровопролитию и началу уличных боев. Позже Фредерик Вильгельм отказался от своих обещаний и восстановил автократический режим. С тех пор многие берлинцы и другие немцы стали рассматривать Stadtschloss как символ угнетения и «прусского милитаризма».

История во время Германской империи, Веймарской республики и нацистской эпохи (1871-1945)
В 1871 году король Вильгельм I был возведен в статус германского императора (кайзера) объединенной Германии, а Штадтшлосс стал символическим сердцем Германской империи. Империя была (теоретически) конституционным государством, и с 1894 года новое здание Рейхстага, резиденция немецкого парламента, стало не только конкурировать, но и затмевать Штадтшлосс как центр власти Империи. В связи с поражением Германии в Первой мировой войне Вильгельм II был вынужден отречься от престола и как немецкий император, и как король Пруссии. В ноябре 1918 года лидер спартаковцев Карл Либкнехт провозгласил Германскую Социалистическую Республику с балкона Stadtschloss, положив конец более чем 400-летней королевской оккупации здания.

Во время Веймарской республики некоторые части Stadtschloss были превращены в музей, в то время как другие части продолжали использоваться для приемов и других государственных мероприятий. При Национал-социалистической (нацистской) партии Адольфа Гитлера, которая положила конец монархистским надеждам на реставрацию Гогенцоллернов, здание в основном игнорировалось. Во время Второй мировой войны Stadtschloss дважды подвергался бомбардировкам союзников: 3 и 24 февраля 1945 года. его крыша и была в значительной степени сожжена.

 

Послевоенное время и снос
К концу войны Stadtschloss превратился в сгоревший корпус былой славы, хотя здание оставалось структурно прочным, и большая часть его внутреннего убранства все еще сохранилась. Его можно было бы восстановить, как позже были восстановлены многие другие разбомбленные здания в центре Берлина. Район, в котором он находился, находился в зоне Советского Союза, которая стала Германской Демократической Республикой. Здание использовалось для съемок советского военного фильма («Битва за Берлин»), в котором Штадтшлосс служил фоном, а по нему стреляли боевыми артиллерийскими снарядами для реалистичного кинематографического воздействия.

Новое социалистическое правительство объявило Stadtschloss символом прусского милитаризма, хотя в то время, казалось, не было планов снести здание. Некоторые его части действительно были отремонтированы и использовались с 1945 по 1950 год как выставочные площади. В секретном отчете Министерства строительства ГДР от 1950 года, обнаруженном заново только в 2016 году, подсчитано, что восстановление поврежденного Дворца может быть осуществлено за 32 миллиона марок ГДР. Но в июле 1950 года Вальтер Ульбрихт, новый генеральный секретарь ЦК СЕПГ, объявил о сносе дворца. Несмотря на возражения, его удаление началось в сентябре 1950 года, процесс занял четыре месяца и израсходовал 19 тонн динамита.

Его конструкция была настолько прочной, что купол и вся его опора остались целыми даже после того, как остальная часть здания рухнула на землю. Сохранилась только одна секция, портал с балкона, с которого Карл Либкнехт провозгласил Германскую Социалистическую Республику. Позже он был добавлен к зданию Государственного совета ( Staatsratsgebäude ) с измененным картушем, где он образует главный вход. Пустое место, где стоял Stadtschloss, было названо Marx-Engels-Platz и использовалось как плац.

В 1964 году ГДР построила на части участка новое здание Государственного совета, включив в фасад балкон Либкнехта. С 1973 по 1976 год во время правления Эриха Хонеккера было построено большое модернистское здание Palast der Republik (Дворец Республики), которое занимало большую часть территории бывшего Stadtschloss.

Воссоединение
Незадолго до воссоединения Германии в октябре 1990 года было обнаружено, что Palast der Republik загрязнен асбестом, и он был закрыт для публики. После воссоединения городское правительство Берлина приказало удалить асбест, и этот процесс был завершен к 2003 году. В ноябре 2003 года федеральное правительство Германии решило снести здание и оставить этот район в качестве парковой зоны до принятия решения относительно его окончательное будущее. Снос начался в феврале 2006 года и был завершен в 2009 году.

Снос был длительным из-за присутствия дополнительного асбеста, а также потому, что дворец служил противовесом Берлинскому собору через улицу на неустойчивой территории Музейного острова. Восточные немцы возмутились сносом, особенно те, для кого Дворец Республики был местом теплых воспоминаний или кто чувствовал себя не в своей тарелке в посткоммунистическом мире.

Часть дворца составляла центр наблюдения Штази, который фиксировал посетителей и персонал.

С 2008 года и до начала строительства в 2013 году большая площадь первоначальной Шлоссплац превратилась в травянистое поле с минимальными линиями и деревянными платформами. В то же время Управление памятников Берлина (Landesdenkmalamt) провело обширные археологические раскопки. Были обнаружены части подвалов, которые располагались в юго-западном углу бывшего дворца, и было решено сохранить их и сделать доступными для посетителей в качестве «археологического окна».

 

Реконструкция

Дебаты
После воссоединения начались 20-летние дебаты о том, следует ли реконструировать дворец, частично или полностью. Лоббистские группы, выступающие за реконструкцию, утверждали, что восстановление Stadtschloss восстановит единство и целостность исторического центра Берлина, в который входят Берлинский собор, Люстгартен и музеи Музейного острова. Среди противников проекта были те, кто выступал за сохранение Дворца Республики на том основании, что он сам по себе имел историческое значение; те, кто утверждал, что этот район должен стать общественным парком; и те, кто считал, что новое здание будет стилизацией прежних архитектурных стилей; был бы нежелательным символом имперского прошлого Германии и был бы неприемлемо дорогим без определенной экономической выгоды. Они также утверждали, что невозможно точно реконструировать внешний вид или интерьер здания, поскольку нет ни подробных планов, ни необходимых ремесленных навыков. Другие оспаривали это, утверждая, что существовало достаточно фотодокументов обоих, когда он был преобразован в музей после 1918 года.

Идеологическое разделение выражалось в двух следующих группах. Ассоциация по сохранению Дворца Республики (Verein zur Erhaltung des Palastes der Republik) выступала за реконструкцию здания ГДР, которая включала бы воссоздание главного западного фасада City Place для многоцелевого «народного центра». "аналог Центра Помпиду в Париже. Спонсорская ассоциация Берлинского городского дворца (Förderverein Berliner Stadtschloß) выступала за полную внешнюю реконструкцию Городского дворца, поскольку считала это единственным вариантом, который восстановит эстетический и исторический ансамбль сердца Берлина. Он также отклонил предположения о том, что предложенная тщательная реконструкция будет неаутентичной копией «Диснея», обратив внимание на тот факт, что большинство многовековых каменных зданий из-за старения и ремонта представляют собой, по крайней мере, частичные реконструкции; и что аргумент о том, что настоящее время может представлять себя только на своем собственном архитектурном языке, является просто идеологией. Он также обратил внимание на замечание Венецианской хартии о том, что «исторические здания имеют материальный возраст и нематериальное значение» — значение, выходящее за рамки времени и оправдывающее их реконструкцию для сохранения жизненно важной части городской идентичности и исторической памяти, при условии наличия достаточной документации для действительно подлинная копия существует.

Навстречу строительству
Важной движущей силой реконструкции был бизнесмен Вильгельм фон Боддиен. В 1992 году он и Кэтлин Кинг фон Альвенслебен основали Ассоциацию спонсоров Берлинского городского дворца, которая стала самой влиятельной лоббистской группой. Ассоциация собрала планы, которые считались утерянными, и профинансировала исследовательский проект в Техническом университете Берлина по измерению сохранившихся фотографий и рисунков дворца для создания точных архитектурных планов. В 1993 году на крупнейшей в мире сборке строительных лесов компания дерзко возвела макет двух фасадов фасада Stadtschloss в масштабе 1:1 на пластиковой пленке. Этот театральный переворот, финансируемый частным образом за счет пожертвований и спонсоров, длился полтора года. Спектакль, показывающий видение центра Берлина, утраченного на пятьдесят лет, и то, как дворец может обеспечить недостающее звено в историческом ансамбле Цойгауза, Старого музея и Берлинского собора, довел дискуссию до временной кульминации в 1993–1994 годах. . Хотя мнения по-прежнему разделялись, ассоциации удалось привлечь к своим усилиям многих политиков и других ключевых фигур.

Ввиду предыдущего противодействия, в том числе высокой стоимости, и, что наиболее важно, психологических и политических возражений, сменявшие друг друга правительства Германии отказывались брать на себя обязательства по проекту. Однако к 2002 и 2003 годам межпартийные резолюции Бундестага достигли компромисса в поддержку хотя бы частичного восстановления Stadtschloss.

В 2007 году Бундестаг принял окончательное решение о реконструкции. Согласно этому компромиссу, который был составлен комиссией, три фасада дворца должны были быть перестроены, но интерьер должен был стать современной структурой, которая служила бы культурным музеем и форумом. Был проведен архитектурный конкурс, и в 2008 году жюри выбрало работу итальянского архитектора Франко Стеллы. Некоторые внутренние помещения в дизайне Стеллы точно соответствуют пропорциям первоначальных парадных залов дворца; это позволило бы их реконструировать позже, если бы это было желательно. Реконструкция также воспроизводит первоначальную метровую ширину наружных стен. Они были перестроены в виде многослойной конструкции следующим образом: внутренняя подпорная стена из бетона, за которой следует слой изоляции, и внешняя стена из кирпича, песчаника и штукатурки, которая повторяет оригинал. Еще одним возможным будущим проектом может стать реконструкция Аптечного крыла с остроконечными крышами в стиле ренессанс, которое с северной стороны соединяется со Штадтшлоссом.

Сокращение государственного бюджета Германии задержало строительство «Гумбольдтфорума», как назывался новый дворец. Первый камень в фундамент был наконец заложен президентом Йоахимом Гауком на церемонии 12 июня 2013 года, которая ознаменовала запуск проекта реконструкции стоимостью 590 миллионов евро.

В 2017 году велись споры о том, размещать ли крест на куполе дворца в связи с соблюдением исторической точности или светскости. Впоследствии на фасаде дворца во дворе Шлютергофа была установлена статуя Антиноя. Однако крест был установлен на вершине купола 29 мая 2020 года.

После завершения строительства в 2020 году в здании разместился музей с коллекциями африканского и другого неевропейского искусства, а также два ресторана, театр, кинотеатр и зрительный зал.

В июле 2022 года бронзовые рельефы, созданные Отто Лессингом в 1897 году и установленные в 1903 году, были реконструированы и установлены на портале Эозандра, оригиналы (как и многие внешние рисунки) исчезли после 1950 года, когда был снесен Городской дворец. Вскоре за этим последовала установка реконструированных табличек со словами Фридриха II, курфюрста Бранденбургского, и Фридриха I Прусского, первого короля Пруссии.

Прилегающую территорию вокруг Берлинского дворца, в которую входили гранитные Adlersäule (Орлиный столб), бронзовые Rossebändiger (Укротители лошадей) и Neptunbrunnen (Фонтан Нептуна), вместе называемые Schlossplatz, планируется к 2023 году переоборудовать в современном стиле. который при желании все еще сможет вернуть упомянутые оригинальные предметы, окружающие дворец. Перед ним запланирован Denkmal für Freiheit und Einheit (Памятник Свободе и Единству).