Дом Столетия (Помпеи)

Дом Столетия (Помпеи)

 

Адрес: Регио IX, Инсула 8

Площадь: 2175

Комнат: +40

 

Описание Дома Столетия

Дом Столетия (Помпеи)  Дом Столетия (Помпеи)

Дом Столетия расположен на улице Виа-ди-Нола. Дом Столетия получил свое название так как он был раскопан в 1879 году, через восемнадцать сотен лет после известного извержения Везувия. Дом также называют Домом А. Рустия Вери и Тиберия Клауди Вери т.к. эти имена были найдены на фресках внутри дома. Здание состоит из двух основных элементов; первоначальный дом Самнитского периода, основанный вокруг атриума (e) (заштрихованный в плане выше) и эллинистический дом, сосредоточенный вокруг большого перистиля. Последние пристройки были возведены во время римского владычества. Дом Столетия было построен во 2-м веке до нашей эры, и его история включает в себя несколько этапов реконструкции и ремонтов во время Императорского Римского периода.

 

Дом Столетия (Помпеи)  Дом Столетия (Помпеи)

Прихожая (а) открывается с южной стороны улицы Виа ди Нола. Стены прихожей сохраняют некоторые небольшие фрагменты штукатурки, но они слишком выветрились, чтобы дать реалистичное описание оригинального украшения. У прихожей есть изящный черно-белый мозаичный пол, изображающий мифическую морскую жизнь, обрамленный двойной черной границей.

Коридор ведет в прямоугольный атриум-центральную гостиную (б), который имеет центральный имлювий или домашний бассейн для сбора дождевой воды. Атриум сохраняет большие фрагменты штукатурки на всех четырех стенах. Однако все декоративные детали были потеряны; все, что можно сказать, это то, что фрески были нанесены на крупные красные панели. Атриум вымощен черной мозаикой, которая включает ряды белых тессеров и обрамлена двойной белой рамкой. На каждой из восточных, северных и западных сторон атриума расположены две кубалы-спальни для прислуги, а комната (c) находится на южной стороне. Она дает прямой доступ к перистилю (f) или внутреннему дворику с садом. Эта часть дома довольно плохо сохранилась, и все комнаты, окружающие атриум, находятся в полуразрушительном состоянии. Только остатки гипса намекают на величие первоначального украшения фресок в четвертом стиле.

Вторичный вход (d) открывается в меньший дом самнитов (заштрихованный на плане выше), атриум (e) которого имеет кубикулы со всех четырех сторон. Эта часть дома находится в еще худшем состоянии. Длинный таблинум (е '), изображенный ниже, как и таблинум (с), выходит на перистиль, но в данном случае прямо на западный портик.

Перистиль имел двадцать две ионные колонны, поддерживающие внутренние края крыши. Колонны выложены штукатуркой из кирпича и изначально были выкрашены в традиционные красные и белые цвета.

Дом Столетия (Помпеи)  Дом Столетия (Помпеи)

Западная сторона перистиля сохранила большую часть фрескового убранства, состоящего из желтых панелей, обрамленных красной рамкой, разделенных архитектурными мотивами. Некоторые мозаичные полы сохранились по всему дому, особенно в комнатах вокруг перистиля. Эти комнаты, особенно на южной и западной сторонах перистиля, сохранились в гораздо лучшем состоянии, чем другие части дома.

Экседра (g) у северо-восточного угла перистиля оформлена в четвертом стиле с использованием архитектурных мотивов, обрамляющих панели с отдельными фигурами или небольшими мифологическими сценами на черном фоне. В комнате черный мозаичный пол с двойной белой каймой.

Экседра (g ') на западной стороне таблинума оформлена аналогичным образом, но украшение четвертого стиля в этой комнате расположено на белом фоне. Экседра (h), расположенная у юго-восточного угла перистиля, не сохранилась в таком хорошем состоянии, однако сохранила мозаичное покрытие, состоящее из черного шестиугольного узора на белом фоне, обрамленного единственной черной рамкой.

Дом Столетия (Помпеи)  Дом Столетия (Помпеи)

В центре южной стороны перистиля находится летний триклиний (i), который, к сожалению, находится в разрушенном состоянии. В задней части триклиния находится нимфея (j).

Нимфей сохранил большую часть своего убранства, сосредоточенного вокруг ниши, украшенной мозаикой, из которой каскадом струилась вода в большой бассейн, расположенный на более низком уровне. Стены, окружающие нишу, украшены натуралистическими сюжетами и сценами охоты.

Кухня (k) находится к западу от нимфея, как и помещения для прислуги, в которых находился домашний ларариум (l). Этот ларариум храмового стиля был обрамлен фресками. На стене слева от ларария была фреска с изображением Вакха и горы Везувий, которая была удалена вскоре после раскопок и теперь ее можно увидеть в Археологическом музее в Неаполе.

Дом Столетия (Помпеи)

В банный набор (m - q) можно попасть с западной стороны перистиля и состоит из печи, аподитерия, тепидария и кальдария. Доступ к аподитерию (m) осуществляется с северной стороны фригидария. В аподитерии сохранились большие участки штукатурки, которые, казалось бы, указывают на то, что украшение состояло из черных панелей в белой рамке. В юго-западном углу аподитерия есть небольшой арочный дверной проем, ведущий в сводчатый тепидарий (n). Тепидарий украшен простыми красными панелями, разделенными широкими желтыми полосами над нижним черным фризом.

Тепидарий имеет прекрасный белый мозаичный пол с центральной черно-белой панелью, изображающей различные формы морской жизни в геометрической структуре.

Арочный дверной проем (на фото справа) в северо-западном углу тепидария открывается в кальдарий (o). Стены сводчатого кальдария окрашены в красный и желтый цвета, а арки ниш на западной и южной стенах выделены белым.

Чтобы завершить процесс купания, купальщик должен был вернуться к фригидарию (p), у которого был небольшой бассейн (q), занимающий большую часть южной стороны комнаты.

Длинный коридор от северо-западного угла перистиля ведет к большому триклинию (r). Его четвертый стиль украшения потерял большую часть своего цвета и яркости, но состоял из красных панелей над нижним красным фризом. Центральное панно на каждой из трех стен содержит мифологические сцены.

Сцена на южной стене изображает Ифигению в Тельце, в то время как исключительная сцена на восточной стене изображает Гермафродита с Вакхом и Силеном. Финальная сцена на северной стене - это Тесей и Минотавр.

С северо-западного угла триклиний находится набор из двух комнат (s и t), состоящий из внешней приемной и внутреннего кубикула. Расположение «главной спальни» рядом с главной приемной в доме можно увидеть в нескольких других величественных и менее великих домах Помпеи (например, Дом Веттиев и Вилла Мистерий). Эти комнаты позволили бы покровителю дома иметь более интимную зону для приема его ближайшего круга друзей и единомышленников.

Внешняя гостиная оформлена в четвертом стиле большими желтыми панелями с внутренними декоративными границами, разделенными архитектурными мотивами на красном фоне, по всему нижнему темно-красному фризу. Некоторые из панелей содержат мифологические сцены, в то время как другие изображают маленькие плавающие фигурки.

На западной стене изображены Эндимион и Селена слева и Афродита Пескатрис, ловящая рыбу справа. Верхняя зона состоит из архитектурных фантазий и парящих фигур на белом фоне. В комнате есть окна в южной и западной стенах, а пол выложен прекрасной черно-белой геометрической мозаикой.

Внутренний кубикулум (t) богато украшен в четвертом стиле черными панелями с внутренними декоративными границами, разделенными архитектурными темами на красном фоне над нижним черным фризом.

Средние панели на каждой стене содержат центральные сцены, некоторые из которых имеют явный характер. Сцена на восточной стене - Геракл, лежащий с Купидонами, а две другие сцены - пары в эротических позах; Сцена из центра южной стены изображена ниже.

Боковые панели на каждой стене украшены небольшими медальонами с архитектурными видами. В комнате черно-белая мозаика на полу с геометрическим рисунком, обрамленная единой черной каймой.

С северной стороны перистиля, сразу к востоку от таблинума (е '), находится небольшой кубикул (и). Помещение находится в полуразрушенном состоянии, осталось лишь несколько небольших участков штукатурки. Однако в комнате есть прекрасный черно-белый мозаичный пол, первоначальная центральная панель которого была удалена и теперь находится в музее Неаполя.