Музей Тиссена Борнемисы (Мадрид)

Описание Музея Тиссена Борнемисы

Тел. 91- 369 01 51
Метро: Banco de Espana, Sevilla
Автобус: 1,2,5,9,14,15,20
Открыто: 10- 19 Втор- Воскр (Июль- Авг 10- полночь Втор- Воскр)
www.museothyssen.org

 

Национальный музей Тиссена-Борнемисы или просто Тиссен - это художественный музей в Мадриде, Испания, расположенный недалеко от музея Прадо на одном из главных бульваров города. Он известен как часть «Золотого треугольника искусства», в который также входят национальные галереи Прадо и Королевы Софии. Коллекция Тиссена-Борнемисы заполняет исторические пробелы в коллекциях своих аналогов: в случае Прадо это итальянские примитивы и произведения английской, голландской и немецкой школ, а в случае королевы Софии это касается импрессионистов, экспрессионистов, европейских и других художников. Американские картины 20 века.

С более чем 1600 картинами это когда-то было второй по величине частной коллекцией в мире после Британской королевской коллекции. Конкурс был проведен для размещения ядра коллекции в 1987–88 годах после того, как барон Тиссен, безуспешно попытавшись получить разрешение на расширение своего музея в Лугано (Вилла Фаворита), искал более подходящее место в другом месте в Европе.

 

История

Коллекция была основана в 1920-х годах как частное собрание Генриха, барона Тиссена-Борнемисы де Касона. В обратном направлении движения европейских картин в США в этот период одним из источников Барона-старшего были коллекции американских миллионеров, переживающих Великую депрессию, и налоги на наследство. Таким образом он приобрел картины старых мастеров, такие как портрет Джованны Торнабуони Гирландайо (когда-то находившийся в библиотеке Моргана) и Рыцарь Карпаччо (из коллекции Отто Кана). Позднее коллекция была расширена сыном Генриха, бароном Гансом Генрихом Тиссен-Борнемисой (1921–2002), который собрал большинство произведений из собраний своих родственников и приступил к приобретению большого количества новых произведений (от готического искусства до Люсьена Фрейда).

Изначально коллекция располагалась в семейном поместье в Лугано в здании из двадцати комнат, построенном по образцу Новой пинакотеки в Мюнхене. В 1988 году барон подал заявку на строительство дополнительной пристройки, спроектированной британскими архитекторами Джеймсом Стирлингом и Майклом Уилфордом, но этот план был отклонен городским советом Лугано.

В 1985 году барон женился на Кармен «Тита» Сервера (бывшая мисс Испания 1961 года) и познакомил ее с коллекционированием произведений искусства. Влияние Серверы было решающим в том, чтобы убедить барона перенести основную часть своей коллекции в Испанию, где у местного правительства было здание рядом с Прадо. Музей Тиссена-Борнемисы официально открылся в 1992 году, в нем выставлено 715 произведений искусства. Год спустя правительство Испании купило 775 работ за 350 миллионов долларов. Эти экспонаты сейчас находятся в специально построенном музее в Мадриде. После открытия музея в 1999 году Сервера одолжила музею 429 произведений из своей собственной художественной коллекции на 11 лет. Кредит продлевается ежегодно с 2012 года.

Баронесса по-прежнему связана с музеем. Она лично выбрала лососево-розовый оттенок внутренних стен и в мае 2006 года публично продемонстрировала, что против планов мэра Мадрида Альберто Руиса-Гальярдона перестроить Пасео-дель-Прадо, поскольку она думала, что работы и движение повредит коллекцию и музей внешний вид.

Коллекция
Старые мастера были в основном куплены старшим бароном, в то время как Ганс больше сосредоточился на 19 и 20 веках, в результате чего была создана коллекция, охватывающая восемь веков европейской живописи, не претендуя на то, чтобы дать всеобъемлющий взгляд, а скорее ряд основных моментов.

Одним из фокусов является ранняя европейская живопись с большой коллекцией треченто и кватроченто (т.е. 14 и 15 веков) итальянских картин Дуччо, Луки ди Томме, Бернардо Дадди, Паоло Уччелло и его современников, а также работ раннего периода. Фламандские и голландские художники, такие как Ян ван Эйк (Диптих Благовещения), Петрус Кристус (Мадонна с сухим деревом), Рогир ван дер Вейден, Жерар Давид и Ганс Мемлинг.

Другие основные моменты включают работы ведущих художников эпохи Возрождения, барокко и рококо, в том числе Антонелло да Мессина (Портрет мужчины), Брамантино (Кристус Доленс), фра Бартоломео, Джулио Романо, Джованни Беллини, Франческо дель Косса, Тициан, Тинторетто, Веронезе, Якопо. Бассано, Себастьяно дель Пьомбо (Портрет Ферри Каронделет), Бернардино Луини, Аньоло Бронзино, Доменико Беккафуми, Альбрехт Дюрер (Христос среди врачей), Ганс Бальдунг Гриен, Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн (Портрет Генриха VIII), Караваджо Святая Катерина), Гверчино, Себастьяно Риччи, Рубенс, Ван Дайк, Мурильо, Рембрандт, Франс Хальс (Семейный портрет в пейзаже), Каналетто, Франческо Гварди, Тьеполо, Джамбаттиста Питтони, Ватто, Франсуа Буше, Шарден, Фрагонар, Генсоборо и Батони, а также два знаменитых портрета Доменико Гирландайо (Джованна Торнабуони) и Витторе Карпаччо (Рыцарь в пейзаже).

В музее выставлены североамериканские картины 18-19 веков, в том числе Копли, Уинслоу Гомер, Джон Сингер Сарджент.

Экспозиция европейского XIX века начинается с работ Франсиско Гойи, Томаса Лоуренса, Делакруа, Жерико, Коро и Курбе. Здесь представлены работы художников-импрессионистов и постимпрессионистов Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Пьера Боннара, Тулуз-Лотрека, Поля Гогена, Сезанна и Винсента Ван Гога. Большая коллекция современного искусства ХХ века включает кубистические работы Пикассо, Брака и Хуана Гриса, а также картины Эдварда Мунка, Эгона Шиле, Джеймса Энсора, Кандинского, Сальвадора Дали, Пауля Клее, Шагала, Магритта, Пита Мондриана, Эдварда Хоппера. , Джексон Поллок, Марк Ротко, Рой Лихтенштейн, Виллем Де Кунинг и Фрэнсис Бэкон. Выбор немецкого экспрессионизма обширен и включает Эмиля Нольде, Эрнста Людвига Кирхнера, Августа Макке, Макса Бекмана, Джорджа Гроса и Отто Дикса.

Коллекция произведений из музея (Фра Анджелико, Кранах, Тициан, Каналетто) находится в Барселоне в Национальном музее искусства Каталонии.

 

Одна картина Камиля Писсарро, «Рю Сент-Оноре в полдень», «Эффект дождя», принадлежала еврейке Лилли Кассирер, которую нацистский чиновник вынудил обменять ее под принуждением на выездную визу, чтобы сбежать из нацистской Германии вскоре после Хрустальной ночи в 1939. К 2015 году ее потомки подали на музей в суд на том основании, что он был разграблен нацистами. 1 мая 2019 года судья из Калифорнии постановил, что музей имеет право сохранить картину, несмотря на международные соглашения об обратном.

Продажи
В 2011 году из-за «нехватки ликвидных средств» Сервера решил продать «Замок» английского художника Джона Констебла. Картина, которая принадлежала ее частной коллекции, была продана в Лондоне в следующем году за 22,4 миллиона фунтов стерлингов, что более чем вдвое превышает цену, уплаченную за нее в 1990 году.