Чавдархисар, Турция

 Чавдархисар

 

Описание Чавдархисара

Расположение: 60 км (37 миль) Юго-запад от Кютахья
Транспорт: нечастый долмуш до и из Кютахья
Тел (0274) 223 62 13.
Открыт с апреля по октябрь: с 9:00 до 19:00 ежедневно;
Ноябрь-март: с 8 до 17 часов ежедневно

Фригийский археологический парк Аэзани в современном Чавдархисаре не отображается на маршрутах большинства туристов, но посещение этого красивого города будет очень полезным. Чавдархисар достиг своего зенита во II веке н.э., когда он был преобразован из небольшого поселения в большой, процветающий город со своим святилищем Зевса, верховного правителя богов. В это время легенда о рождении Зевса в соседней пещере в Стеуносе сделало город очень популярным местом для паломничества и древних язычников. Сегодня в пещеру можно добраться только на машине с полным приводом. Наиболее впечатляющими достопримечательностью в Чавдархисаре остаются Храм Зевса, построенный во времена правления императора Адриана (117-138 г.г.). Внутри храма есть склеп, который, как полагают, был местом культа Кибелы, материнской богини Анатолии.

Сегодня видны разбросанные останки театра, муниципальной гимназии и стадиона. Они были предусмотрены в масштабе, который будет конкурировать с такими городами, как Эфес или Пергам. Тем не менее, влияние Аэзани начало ослабевать к 3-му веку нашей эры. В 1970 году землетрясение разрушило большую часть города. Некоторые мелкие мозаики фригийских богов можно увидеть в руинах бани и гимназии.

 

Достопримечательности

В классической древности Фригия (также известная как Королевство Маска) была королевством в западной центральной части Анатолии, на территории современной азиатской Турции, с центром на реке Сангариос. После завоевания он стал регионом великих империй того времени.

Истории героической эпохи греческой мифологии рассказывают о нескольких легендарных фригийских королях:
Гордиас, чей гордиев узел позже перерезал Александр Великий
Мидас, превративший все, чего касался, в золото
Мигдон, воевавший с амазонками

Согласно «Илиаде» Гомера, фригийцы участвовали в Троянской войне как близкие союзники троянцев, сражаясь против ахейцев. Власть фригий достигла своего пика в конце 8 века до нашей эры при другом историческом царе: Мидасе, который доминировал над большей частью западной и центральной Анатолии и соперничал с Ассирией и Урарту за власть в восточной Анатолии. Однако этот более поздний Мидас был также последним независимым царем Фригии до того, как киммерийцы разграбили фригийскую столицу Гордиум около 695 г. до н.э. Затем Фригия стала подчиняться Лидии, а затем последовательно Персии, Александру и его эллинистическим преемникам, Пергаму, Римской империи и Византийской империи. За это время фригийцы стали христианами и грекоязычными, ассимилировавшись с Византийским государством; после турецкого завоевания Византийской Анатолии в позднем средневековье название «Фригия» вышло из употребления в качестве территориального обозначения.

 

География
Фригия описывает область на западной оконечности высокого анатолийского плато, засушливую область, совершенно непохожую на лесные земли к северу и западу от нее. Фригия начинается на северо-западе, где область сухой степи разбавляется речной системой Сакарья и Порсук и является домом для поселений Дорилей около современного Эскишехира и фригийской столицы Гордиона. Климат суров с жарким летом и холодной зимой. Поэтому оливки здесь не будут расти, поэтому земля в основном используется для выпаса скота и выращивания ячменя.

К югу от Дорилея находится важное фригийское поселение, Мидас-Сити (Язылыкая, Эскишехир), расположенное в области холмов и столбов вулканического туфа. На юге центральная Фригия включает города Афьонкарахисар (древний Акроинон) с мраморными карьерами в соседнем Докимиуме (Исчехисар) и город Синнада. На западной окраине Фригии стояли города Айзаной (современный Чавдархисар) и Акмония. Отсюда на юго-запад пролегает холмистая местность Фригии, которая контрастирует с голыми равнинами в самом сердце региона.

Юго-западная Фригия орошается рекой Меандр (река Бююк-Мендерес) и ее притоком Ликус и включает города Лаодикии на реках Лик и Иераполис.

 

Происхождение

Легендарные древние миграции
Согласно древней традиции греческих историков, фригийцы в древности переселились в Анатолию с Балкан. Геродот говорит, что фригийцев называли Брюгами, когда они жили в Европе. Он и другие греческие писатели также записали легенды о царе Мидасе, которые связывали его с Македонией или вели его происхождение; Геродот, например, говорит, что в честь Мидаса был назван сад шиповников в Македонии.

Некоторые классические писатели также связали фригийцев с Мигдонами - названием двух групп людей, одна из которых жила в северной Македонии, а другая - в Мисии. Точно так же фригийцы были отождествлены с бебриками, народом, который, как говорят, воевал с Мисией до Троянской войны, и у которого был царь по имени Мигдон примерно в то же время, что и у фригийцев был царь по имени Мигдон.

Классический историк Страбон объединяет фригийцев, мегдонцев, мисийцев, бебрицев и вифинцев как народы, мигрировавшие в Анатолию с Балкан. Этот образ фригийцев как части родственной группы северо-западных анатолийских культур кажется наиболее вероятным объяснением путаницы в отношении того, были ли фригийцы, бебрисы и анатолийские мегдоны одним и тем же народом или нет.

Фригийский язык
На фригийском языке говорили до 6 века нашей эры, хотя его характерный алфавит был утерян раньше, чем в большинстве анатолийских культур. Один из гомеровских гимнов описывает фригийский язык как несовместимый с языком Трои, а надписи, найденные в Гордиуме, ясно показывают, что фригийцы говорили на индоевропейском языке, по крайней мере, с некоторым словарным запасом, похожим на греческий. Фригийский явно не принадлежал к семье анатолийских языков, на которых говорят в большинстве соседних стран, таких как хеттские. Очевидное сходство фригийского языка с греческим и его несходство с анатолийскими языками, на которых говорит большинство их соседей, также рассматривается как подтверждение европейского происхождения фригийцев.

Эрик П. Хэмп в своем индоевропейском генеалогическом древе 2012 года классифицировал фригийский язык вместе с итало-кельтским как член «северо-западной индоевропейской» группы. По мнению Хэмпа, северо-западные индоевропейцы, вероятно, были первыми жителями Гальштата, а префригийцы двигались на восток и юг, в Анатолию, точно так же, как это сделали позже галаты. В 2010 году Раймунд Карл упоминает, что культура Лаузица была одной из таких культур, связанных с Гальштатом.

Недавние гипотезы миграции
Некоторые ученые отвергают утверждение о фригийской миграции как простую легенду, вероятно, из-за случайного сходства их имени с Брюгесом, и предположили, что миграция во Фригию могла произойти позже, чем предполагают классические источники. Они стремились вписать прибытие фригийцев в рассказ, объясняющий падение Хеттской империи и конец высокого бронзового века в Анатолии.

Согласно теории «недавней миграции», фригийцы вторглись незадолго до или после распада Хеттской империи в начале 12 века до нашей эры, заполнив политический вакуум в центрально-западной Анатолии и, возможно, были причислены к «морю». Народы, "которые египтяне записывают", приписывают краху хеттов. Так называемая посуда ручной работы с шипами, найденная в Западной Анатолии в этот период, была предварительно идентифицирована как импорт, связанный с этим вторжением.

 

Отношение к своим хеттским предшественникам
Некоторые ученые принимают как фактический отчет Илиады о том, что фригийцы обосновались на реке Сакарья до Троянской войны и, следовательно, должны были быть там на более поздних этапах Хеттской империи и, вероятно, раньше, и, следовательно, отклоняют предложения недавней иммиграции во Фригию. . Вместо этого эти ученые стремятся проследить происхождение фригийцев среди многих народов Западной Анатолии, которые были подчинены хеттам. Эта интерпретация также подтверждается греческими легендами об основании Гордием главного города Фригии, Гордиума, и Анкиры Мидасом, которые предполагают, что Гордиум и Анкира существовали в далеком прошлом, до Троянской войны.

Никто окончательно не определил, кто из многих подданных хеттов мог представлять ранних фригийцев. Согласно классической традиции, популяризированной Иосифом Фригией, Фригия может быть отождествлена ​​со страной, которую древние евреи называли Тогарма, которая, в свою очередь, была идентифицирована как Тегарама в хеттских текстах и ​​Тиль-Гаримму в ассирийских записях. Иосиф называл Тогарма «фраграммерами, которых, по решению греков, называли фригийцами». Однако греческий источник, цитируемый Иосифом Флавием, неизвестен, и неясно, было ли какое-либо основание для идентификации, кроме сходства имен.

Ученые хеттов считают, что Тегарама находился в восточной Анатолии - некоторые находят его в Гуруне, далеко к востоку от Фригии. Некоторые ученые отождествляют Фригию с лигой Ассува и отмечают, что в Илиаде упоминается фригиец (брат королевы Гекубы) по имени Асиос. Другое возможное раннее название Фригии могло быть Хапалла, название самой восточной провинции, возникшей в результате раскола империи Арзава на западе Анатолии в бронзовом веке. Однако ученые не уверены, соответствует ли Хапала Фригии или Писидии, расположенной южнее.

Отношение к поздним армянам
Геродот также утверждает, что фригийские колонисты основали армянский народ. Вероятно, это ссылка на третью группу людей, называемых Мигдонами, живущих в северной Месопотамии, которые, по всей видимости, были союзниками армян; Ксенофонт описывает их в своем Анабасисе в объединенной армии с армянами. Однако мало что известно об этих восточных Мигдонах, и никаких свидетельств фригийского языка в этом регионе найдено не было.

 

История

Примерно во времена троянской войны
Согласно «Илиаде», родина фригийцев находилась на реке Сангариус, которая на протяжении всей ее истории оставалась центром Фригии. Фригия славилась своим вином и имела «храбрых и опытных» всадников.

Согласно «Илиаде», перед Троянской войной молодой царь Троянский Приам взял армию во Фригию, чтобы поддержать ее в войне против амазонок. Гомер называет фригийцев «народом Отрея и богоподобного Мигдона». Согласно Еврипиду, Квинту Смирнею и другим, сын этого Мигдона, Короб, сражался и погиб в Троянской войне; он предъявил иск за руку троянской принцессы Кассандры в браке. Имя Отрей может быть эпонимом Отреи, места на озере Аскания в окрестностях более поздней Никеи, а имя Мигдон явно является эпонимом Мигдонов, людей, которые, по словам Страбона, живут на северо-западе Малой Азии, и которые появляются иногда считалось отличным от фригийцев. Однако Павсаний считал, что гробница Мигдона находилась в Стектории на юге Фригийского нагорья, недалеко от современного Сандикли.

Согласно Bibliotheca, греческий герой Геракл убил царя Бебрициев Мигдона в битве на северо-западе Анатолии, которая, если бы историческая история произошла за поколение до Троянской войны. Согласно легенде, путешествуя из Миноа к амазонкам, Геракл остановился в Мисии и поддержал мизийцев в битве с бебриками. Согласно некоторым интерпретациям, Bebryces - это альтернативное имя для фригийцев, и этот Мигдон - тот же человек, что упоминается в Илиаде.

Царь Приам женился на фригийской принцессе Гекаве (или Гекубе) и поддерживал тесный союз с фригийцами, которые отплатили ему, «горячо» сражаясь в Троянской войне против греков. Гекава была дочерью фригийского царя Димаса, сына Эионея, сына Протея. Согласно «Илиаде», младший брат Гекавы Азий также сражался при Трое (см. Выше); и Квинт Смирней упоминает двух внуков Димаса, павших от рук Неоптолема в конце Троянской войны: «Он убил двух сыновей Мегеса, богатого золотом, потомка Димаса - сыновей высокой славы, хитрых, чтобы бросить дротик в гони коня на войне и ловко бросай копье вдаль, рожденный в одном рождении на берегах Перибеи Сангария для него, одного Кельта и другого Евбия". Телеутас, отец девушки Текмессы, упоминается как еще один мифический фригийский царь.

В «Илиаде» есть указания на то, что сердце фригийской страны находилось дальше на север и ниже по течению, чем это было бы в более поздней истории. Фригийский контингент прибывает на помощь Трое из озера Аскания на северо-западе Анатолии и возглавляется Форцисом и Асканием, сыновьями Аретаона.

В одном из так называемых гомеровских гимнов Фригия названа «богатой крепостями» и управляемой «знаменитым Отреем».

Пик и разрушение фригийского царства
В течение 8-го века до нашей эры Фригийское царство со столицей в Гордиуме в верхней долине реки Сакарья расширилось до империи, доминирующей в большей части центральной и западной Анатолии и вторгшейся в более крупную Ассирийскую империю на ее юго-востоке и королевство Урарту на северо-востоке.

Согласно классическим историкам Страбону, Евсевию и Юлию Африканскому, царем Фригии в то время был другой Мидас. Считается, что этот исторический Мидас - это тот же человек, которого называли Митой в ассирийских текстах того периода и называли царем Мушки. Ученые полагают, что ассирийцы называли фригийцев «мушки», потому что фригийцы и мушки, народ восточной Анатолии, в то время вели кампанию в объединенной армии. Считается, что этот Мидас правил Фригией на пике своего могущества с 720 до 695 г. до н.э. (по Евсевию) или 676 г. до н.э. (по Юлию Африканскому). Ассирийская надпись с упоминанием «Мита», датированная 709 годом до нашей эры, во время правления Саргона Ассирийского, предполагает, что к тому времени Фригия и Ассирия заключили перемирие. Этот Мидас, похоже, имел хорошие отношения и тесные торговые связи с греками и, по общему мнению, женился на эолийской греческой принцессе.

В этот период в Гордиуме развивалась и процветала система письма на фригийском языке с использованием финикийского алфавита, подобного греческому. В этот период появляется отличительная фригийская керамика, называемая полированной посудой.

Однако затем Фригийское королевство было захвачено киммерийскими захватчиками, а Гордиум был разграблен и разрушен. Согласно Страбону и другим, Мидас покончил жизнь самоубийством, выпив кровь быков.

После серии раскопок Гордиум стал одним из самых интересных археологических памятников Турции. Раскопки подтверждают насильственное разрушение Гордиума около 675 г. до н.э. Гробница того периода, известная как «Гробница Мидаса», обнаружила деревянную структуру, глубоко погребенную под огромным курганом, содержащую погребальный инвентарь, гроб, мебель и пищевые приношения (Археологический музей, Анкара).

 

Как лидийская провинция
После разрушения Гордиума киммерийцы остались в Западной Анатолии и воевали с Лидией, которая в конечном итоге изгнала их примерно к 620 году до нашей эры, а затем расширилась, включив Фригию, которая стала восточной границей Лидийской империи. На территории Гордиума можно увидеть значительную строительную программу VI века до нашей эры, находившуюся под властью лидийских царей, в том числе знаменитого царя Креза. Тем временем бывшие восточные подданные Фригии перешли к Ассирии, а затем к мидянам.

В легенде о дважды неудачливом фригийском принце Адрасте, который случайно убил своего брата и сослал себя в Лидию, где его приветствовал король Крез, может быть отголосок раздора с Лидией и, возможно, завуалированная ссылка на королевских заложников. И снова Адраст случайно убил сына Креза, а затем покончил с собой.

Как персидские провинции
Когда-то в 540-х годах до нашей эры Фригия перешла к Ахеменидской (Великой Персидской) империи, когда Кир Великий завоевал Лидию.

После того, как Дарий Великий стал персидским императором в 521 г. до н.э., он переделал древний торговый путь в персидский «Царский путь» и провел административные реформы, которые включали создание сатрапий. Фригийская сатрапия (провинция) лежала к западу от реки Халис (ныне река Кызыл) и к востоку от Мисии и Лидии. Его столица была основана в Дасцилии, современном Эргили.

В течение 5 века регион был разделен на две административные сатрапии: Геллеспонтинскую Фригию и Великую Фригию.

При Александре и его преемниках
Греческий завоеватель Македонии Александр Македонский прошел через Гордиум в 333 г. до н.э. и разрубил гордиев узел в храме Сабазия («Зевса»). Согласно легенде, возможно, распространенной публицистами Александра, кто бы ни развязал себя узами брака, тот станет хозяином Азии. Поскольку Гордиум находился на Персидской королевской дороге, которая пролегала через сердце Анатолии, пророчество имело некоторую географическую правдоподобность. С Александром Фригия стала частью более широкого эллинистического мира. После смерти Александра в 323 г. до н.э. в 301 г. до н.э. произошла битва при Ипсе.

Кельты и атталиды
В хаотический период после смерти Александра северная Фригия была захвачена кельтами и в конечном итоге стала провинцией Галатия. Бывшая столица Гордиума была захвачена и разрушена галлами вскоре после этого и исчезла из истории.

В 188 г. до н.э. южный остаток Фригии перешел под контроль Атталидов Пергама. Однако фригийский язык сохранился, хотя теперь он написан греческим алфавитом.

Под Римом и Византией
В 133 г. до н.э. остатки Фригии перешли к Риму. Для провинциального управления римляне поддерживали разделенную Фригию, присоединяя северо-восточную часть к провинции Галатия, а западную - к провинции Азии. Во время реформ Диоклетиана Фригия была вновь разделена на две провинции: «Фригия I», или Фригия Салутарис (что на латыни означает «здоровая»), и Фригия II, или Пакатиана (греч. Πακατιανή, «мирная»), обе находились под управлением епархии. Азии. Салутарис со столицей Синнада включал восточную часть региона, а Пакатиана с Лаодикией на реке Лик в качестве столицы западной части. Провинции просуществовали до конца VII века, когда их сменила тематическая система. В позднеримский, ранний «византийский» период большая часть Фригии принадлежала анатолической тематике. Он был захвачен турками после битвы при Манцикерте (1071 г.). Турки взяли полный контроль в 13 веке, но древнее название Фригия оставалось в употреблении до тех пор, пока последний остаток Византийской империи не был завоеван Османской империей в 1453 году.