Бюргерзаль (Bürgersaal) в Мюнхене, с момента освящения главного
алтаря 13 мая 1778 года, также неофициально называемого
«Бюргерзаалкирхе/ Bürgersaalkirche», является молитвенным и актовым
залом мужской конгрегации Мариан «Благовещения Девы Марии в
Bürgersaal zu München». Он был построен в 1709/10 году по проекту
Джованни Антонио Вискарди. Зал использовался как церковь с 1778
года.
место расположения
Бюргерзаль расположен по адресу Neuhauser Straße 14
в районе Кройцфиртель в старом городе Мюнхена, в пешеходной зоне,
недалеко от Карлстора.
После того, как старый зал собрания стал слишком мал, содалисты
Марианского мужского собрания «Благовещение», основанного в 1610 году,
решили построить новый. Поскольку изначально он не предназначался для
религиозных служб, было принято решение разместить его на главной дороге
с востока на запад Зальцштрассе, в непосредственной близости от иезуитов
Святого Михаила, в средней школе которого «Вильгельминум» находилась
Марианская конгрегация для мужчин. был основан. Строительство
Гражданского зала финансировалось Марианской конгрегацией мужчин.
1709-1710 гг., во время правления императорской администрации в Баварии,
мастер Иоганн Георг Эттенхофер возвел здание по проекту выборного
мастера-строителя Джованни Антонио Вискарди.
Во время Второй
мировой войны зал для граждан и прилегающие к нему жилые дома были
разрушены во время авианалета 5-го бомбардировочного флота Королевских
ВВС Великобритании с 24 по 25 апреля 1944 г. фугасными и зажигательными
бомбами, а также фосфорными канистрами на верхних этажах. этажа до
наружных стен, а нижний храм (первоначально типография прихода, после
1890 г. часовня) на первом этаже сохранился. Ферма крыши, лепной свод с
фресками, галерея, пристройка ризницы и большая часть внутреннего
убранства были разрушены. Главный фасад остался почерневшим от копоти.
После окончания войны в 1945 году стены зала для граждан были укреплены,
верхний зал перекрыт и снабжен временным перекрытием, чтобы его можно
было использовать для церковных служб. До 1947 года восстановленный
архитектором Лоренцем Вильгельмом зал служил мюнхенским собором на месте
разрушенной Фрауэнкирхе; до 1953 года он принимал прихожан разрушенной
Михаэльскирхе. Плановое строительство началось только после денежной
реформы 1948 г. В том же году из сохранившихся частей прежнего главного
престола был создан новый престол. На посеребренном рельефе изображено
Благовещение Богородицы. Ниже представлены четыре серебряных бюста св.
Иосиф, Иоанн Креститель, евангелисты Иоанн и Иоаким. Интерьер был
восстановлен к 1959 году на основе исторических гравюр на меди 1710
года. В то же время лестница была изменена. Кафедра была частично
абстрактно реконструирована с использованием старых деталей. Добавлены
сохранившиеся лепные украшения 1710-1712 гг., восстановлены фрески в
глухих окнах и картуши. Реконструкция упавшего потолка была в основном
завершена Райнхольдом Грюблом в 1959 году. В 1970-1973 годах зал для
граждан был перекрашен, а бывший нацистский художник Герман Каспар
прикрепил современные потолочные фрески, которые придали зданию форму
барокко. Очередная реконструкция прошла в 1999-2001 годах. Реставрация
Дома горожан представляет собой хороший пример сохранения памятников во
второй половине 20 века.
Фасад
Четыре обелиска венчают почти квадратный фасад в стиле
барокко, окрашенный в красный и белый цвета. Он имеет два этажа,
разделен двойными пилястрами и, таким образом, следует структуре внутри,
которая разделена на верхнюю церковь и нижнюю церковь. Над входом
находится фигура Мадонны с младенцем на троне. Над обоими фризами
проходит надпись золотыми буквами: DIVAE MATRI VIRGINI / DEVOTI FILII
DD. СС. МОНАК. ANNO MDCCX (Люди и горожане Мюнхена [построили] это
здание как [ее] преданные сыновья Богородицы в 1710 году).
Верхняя церковь
От входа в зал для горожан два лестничных пролета с
изображениями Мадонны в защитном плаще в стиле раннего барокко ведут к
верхней церкви зала для граждан. Его план этажа прямоугольный. Общий
дизайн зала принадлежит Иоганну Андреасу Вольфу. Роскошное убранство
создает у зрителя впечатление бального зала замка в стиле барокко. Стены
верхней церкви структурированы мраморными парами пилястр. В передней
части зала, обращенного примерно на север, находится главный алтарь,
архитектурный каркас которого был разрушен во время Второй мировой войны
и с тех пор не восстанавливался. Сохранился переливающийся серебром и
золотом горельеф работы тирольского резчика Андреаса Файстенбергера 1710
года, на котором изображено Благовещение о рождении Иисуса Деве Марии.
После разрушений Второй мировой войны на алтарный стол под рельефом
«Благовещение» были поставлены четыре серебряных бюста четырех самых
важных людей в жизни Пресвятой Богородицы, кроме Иисуса Христа, – ее
жениха Иосифа, ее троюродного брата Иоанна. Креститель, ее социальный
работник Иоанн Богослов и ее отец Иоахим, которые мюнхенский ювелир
Йозеф Фридрих Канцлер изготовил около 1768 года по моделям Игнаца
Гюнтера. С 1947 года в угловых нишах алтарной стены стоят статуи святой
Анны, матери Марии, и святого Иосифа, созданные скульптором Роландом
Фридрихсеном.
В период после Рождества в алтарной части храма для
поклонения верующих традиционно выставляется младенец Христос, плотно
обвитый до плеч. Этот фатшенкинд первоначально стоял в мюнхенской
августинской церкви, которая была секуляризована в 1803 году, примерно с
1600 года и перешла во владение Марианской мужской конгрегации в 1817
году.
Из-за того, что он интегрирован в ряд домов, три задних
окна Bürgersaal с обеих сторон являются только глухими окнами.
Образовавшиеся таким образом ниши были украшены в 1710–1712 годах
Иоганном Антоном Гумппом сценами из жизни Марии: Посещение, изображение
Господа и Пьета на восточной стороне; Храмовый проход Марии, Рождества
Богородицы и Марии как Непорочного Зачатия с западной стороны. Картины
были реконструированы в послевоенное время. Эмблемы над окнами
прославляют добродетели Марии. Четырнадцать картин маслом под окнами
относятся к популярным местам паломничества Марии в Старой Баварии,
которые (за исключением одной) были написаны Францем Иоахимом Бейхом
около 1725/30.
Лепной потолок зала для граждан,
реконструированный в послевоенный период, с великолепно обрамленными
именами св. Иосифа (над галереей), Марии (в центре) и Иисуса (над
алтарем) идентифицирует комнату как своего рода «гостиная» Святого
Семейства. Потолочные росписи, созданные Германом Каспером в начале
1970-х годов, посвящены поклонению Младенцу Иисусу и Вознесению Марии на
небеса (первоначально Мартином Кноллером в 1773/74 годах). Сводчатые
медальоны содержат символы евангелистов и двенадцать гербов мюнхенских
ремесленных гильдий, к которым принадлежало большинство членов
Марианской мужской конгрегации.
После секуляризации две важные
работы скульптора в стиле рококо Игнаца Гюнтера попали в
Бюргерзаалкирхе: кафедра и группа ангелов-хранителей. После 1770 года
художник создал кафедру для мюнхенской больничной церкви св.
Максимилиана дер Бармхерцигена Брюдера на Зендлингер-Тор, которая была
снесена в 1809 году. Однако только ангел благовещения и путти с
символами веры, надежды и любви пережили разрушения Второй мировой
войны. Игнац Гюнтер создал трогательную группу ангелов-хранителей в 1763
году для братства ангелов-хранителей Мюнхенской церкви кармелитов. На
ней изображен могучий ангел-хранитель, который берет маленького мальчика
за руку, ведет его невредимым над грозным змеем, символом греха, и
устремляет его взор к небу.
Нижняя церковь
Трехнефная нижняя
церковь первоначально служила типографией общины и была преобразована в
похожее на склеп священное пространство только в конце 19 века. С 1925
года на главном алтаре находится статуя Богородицы в образе Царицы
Небесной, созданная скульптором Францем Дрекслером. У ног Мадонны с
младенцем два ангела-путти держат гербы города Мюнхена и земли Бавария,
тем самым символически помещая столицу земли и Свободное государство под
защиту Пресвятой Богородицы. В стенных нишах нижней церкви находятся
четырнадцать барочных станций Крестного пути Иисуса, которые были
вырезаны между 1892 и 1898 годами Гансом Шпренгером по моделям Йозефа
Эльснера старшего. Останки отца-иезуита Руперта Майера, умершего в 1945
году и причисленного к лику блаженных в 1987 году, были перенесены с
иезуитского кладбища в Пуллахе в нижнюю церковь Гражданского зала в 1948
году и захоронены перед алтарем под простой могильной плитой. из
красного мрамора.
С тех пор эта комната также служила местом
паломничества для иезуита и борца сопротивления Руперта Майера, который
с 1921 года занимал пост президента Марианской конгрегации мужчин в
Гражданском зале. Гробница также использовалась двумя Папами Римскими
Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI. посетил. На правой боковой стене
нижней церкви находится бронзовый бюст Руперта Майера, созданный
художницей Барбарой фон Калькройт в 1949 году. В 2003 году супруги
художников Ханна и Тони Штегмайер из Киферсфельдена изготовили алтарь,
дарохранительницу и амвон из латунных прутьев. С 2008 года за алтарем
устроена музейная комната с памятными вещами отца Руперта Майера.
Музейная комната также документирует историю прихода с различными
историческими культовыми предметами, чудотворными образами и
произведениями искусства. В нем находится Мадонна с виноградом (до 1625
г.) работы Ганса Деглера, перенесенная из францисканского монастыря в
Ингольштадте. Слева от входа в нижнюю церковь находится ежегодный вертеп
церкви Бюргерзаал, строительство которой началось в 1945 году и с тех
пор неоднократно расширялось и переделывалось.
Значительные
работы
Рельеф Благовещения, последняя сохранившаяся часть главного
алтаря, Андреас Файстенбергер, 1710 г.
Группа ангелов-хранителей,
Игнац Гюнтер, 1763 г., одна из самых важных скульптур рококо в Баварии,
андрогинный ангел-хранитель защищает ребенка от змеи левой рукой и
указывает вверх правой рукой. Когда-то созданный для ныне
секуляризованной церкви кармелитов.
Венчание кафедры Игнацем
Гюнтером. Создан после 1770 г. для братьев милосердия святого Макса
(церковь секуляризована и снесена в 1809 г.)
Цикл из 14 картин маслом
из мест паломничества в Курфюрстной Баварии (Альтёттинг, Рамерсдорф,
Альтенбург, Пайссенберг, Соссау, Тунтенхаузен, Андекс, Аллерсдорф,
Такса, Этталь, Хёглинг, Ауфкирхен, Талькирхен, Богенберг), 13 из 14
картин Франца. Иоахим Бейх (1655–1748)
Детская кроватка
Вертеп
в нижней церкви Бюргерзаала был спроектирован в 1947 году как ежегодный
вертеп художником Теодором Гаммерлером (1889-1973) из Оттобрунна. Он
создавал архитектурные детали и фоны. Его поддержал скульптор Джозеф
Хиен (1925-2017) с резными и подвижными фигурками Рождества. Вильгефорт
Гэммерлер, жена Теодора Гэммерлера, выполнила все текстильные работы.
Регулярно показываются смены сцен на тексты из Библии и на жизнь отца
Руперта Майера.
Орган в церкви Bürgersaal был построен в 1994 году органостроительной компанией Vleugels (Hardheim) и посвящен блаженному отцу Руперту Майеру (Societas Jesu). Прибор имеет механическое действие клавиши и электрическое действие остановки.