Глиптотека, Мюнхен, Германия

 

Описание

Königsplatz 3 (U-Bahn U2: Königsplatz)
☏ +49 89 286100. Вт Ср, Пт-Вс 10:00-17:00, Чт 10:00-20:00

Глиптотека — это музей, построенный при Людвиге I для коллекции античных скульптур и построенный с 1816 по 1830 год по планам Лео фон Кленце на Кёнигсплац в Мюнхене.

Только часть коллекции принадлежит старому роду Виттельсбахов, большая часть восходит к коллекционерской деятельности Людвига I. Главными произведениями коллекции являются, прежде всего, барберинский фавн, так называемая пьяная старуха, мальчик с гусем, Эйрена с Плутоскнабеном и ценные фигурки на фронтоне, приобретенные в 1813 году из храма Афайя на Эгине, т. н. называемые Эгинаты, а также два из куроев, мюнхенский курос и курос Тенеи.

Аналогом Глиптотеки являются Государственные коллекции древностей, ранее известные как музей малого античного искусства. Они расположены на южной стороне Кёнигсплац напротив Глиптотеки и содержат антикварные предметы и предметы искусства в виде глиняных сосудов, статуэток из глины и бронзы, золотых украшений, стекла, камей и др.

 

Здание

История строительства
Здание было возведено на Кёнигсплац по приказу кронпринца Людвига, впоследствии короля Людвига I. Начиная с 1815 года архитектор Лео фон Кленце создал эту площадь на основе предыдущих проектов Карла фон Фишера в стиле древнего форума с глиптотекой на северной стороне. Здание было построено между 1816 и 1830 годами по проекту Лео фон Кленце.

После частичного разрушения во время воздушных налетов на Мюнхен во время Второй мировой войны в 1947 году началась реконструкция, которая была вновь открыта в 1972 году. Реконструкция в значительной степени была проведена впоследствии директором музея Дитером Оли (руководитель 1962-1978 гг.). Важные фрески «Боги Греции», выполненные Петром Корнелиусом между 1820 и 1830 годами, были уничтожены во время Второй мировой войны и не восстановлены. Сохранились лишь отдельные фрагменты, а ящики принадлежат Национальной галерее в Берлине. Ассирийский зал, построенный Кленце во внутреннем дворе в 1864 году, также не был восстановлен после войны, восемь ассирийских рельефов и вавилонский лев сейчас находятся в Государственной коллекции Египта. Большая колонна, установленная во внутреннем дворе, происходит от бывшего вестибюля противоположного здания коллекции древностей, модернизированного и реконструированного внутри.

С октября 2018 года был проведен комплексный капитальный ремонт. Повторное открытие, первоначально запланированное на октябрь 2020 года, состоялось 26 марта 2021 года.

описание здания
Тринадцать прямоугольных, квадратных или круглых залов расположены вокруг внутреннего двора, вестибюль в центральном корпусе выше залов. Перед вестибюлем находится портик с двенадцатью ионическими колоннами. На верхнем фронтоне Иоганна Мартина фон Вагнера изображена Афина как покровительница пластических искусств, наружные стены украшены скульптурами в нишах, а окна выходят во внутренний двор. Скульптуры представляют собой мифических или исторических представителей искусства, на фасаде, обращенном к Кёнигсплац, это Дедал, Прометей, Адриан, Перикл, Фидий и Гефест. С западной и восточной стороны здания расположены скульпторы эпохи Возрождения и периода Глиптотеки (в том числе Бертель Торвальдсен и Антонио Канова), чьи работы ранее выставлялись в Зале Нового, а позже переместились в Новую Пинакотеку.

Дирекция Глиптотеки находится в Доме культурных институтов. Археолог Флориан Кнаус был директором Мюнхенской глиптотеки с 2011 года.

 

Коллекция

История коллекции
В глиптотеке есть скульптуры, мозаики и рельефы от архаического периода (около 650 г. до н.э.) до позднеримского периода (около 550 г. н.э.). Некоторые из скульптур долгое время находились во владении семьи Виттельсбахов, например, пьяная старуха была подарком курфюрсту Иоганну Вильгельму фон дер Пфальцу. Однако коллекция в первую очередь восходит к королю Людвигу I, который, будучи наследным принцем, начал систематически приобретать античные скульптуры в 1804 году. Его отец этого не понимал. «Мой сумасшедший сын хочет снова потратить деньги, я в этом уверен, на покупку старого барахла, и он надеется сделать из этой расы любителей пива греков и римлян», — охарактеризовал Макс I. Иосиф увлечение наследника престол в письме. Агент Людвига по искусству Иоганн Мартин фон Вагнер приобрел барберинского фавна в Риме в 1813 году и в том же году в Греции фронтонные фигуры из храма Афайя на Эгине, так называемые Эгинаты. Лео фон Кленце купил портреты богини Эйрены и Диомеда, найденные в Риме, в Париже в 1815/16 году, а сам Людвиг приобрел Илионея из коллекции императора Рудольфа II в Праге в 1814 году в Вене. Статуя, которая может представлять бога-кузнеца Гефеста, является так называемым мюнхенским королем, которую Людвиг I приобрел в Париже в 1815 году из коллекции Альбани. Людвиг действовал юридически педантично, всегда были действительные экспортные документы: Одним из примеров является барберинский фавн, приобретение которого затянулось на десять лет. Позже были сделаны дальнейшие приобретения, такие как Аполлон фон Тенеа в 1853 году и так называемый мюнхенский Курос в 1909 году в Глиптотеке. Не менее известный метатель диска Esquilin (Myron Discus Thret), купленный в 1938 году, через десять лет пришлось вернуть в Италию под давлением американских оккупационных войск.

Архаический период (700–490 до н.э.)
Основными произведениями архаического искусства являются, в частности, раннегреческие статуи юношей (Курои), в том числе мюнхенский Курос (юноша из Аттики, ок. 540 г. до н.э.) и Аполлон Тенейский (Курос из Тенеи близ Коринфа, ок. 560 г. до н.э.). , а также эгинаты (фронтонные фигуры храма Афайя на Эгине, ок. 500-480 до н.э.).

Классический период (490–323 до н. э.)
Среди наиболее известных произведений греческого классицизма: «Портрет Гомера» (460 г. до н. э.), «Мюнхенский король» (460 г. до н. э.), статуя Диомеда (430 г. до н. э.), Медуза Ронданини (440 г. до н. э.), погребальная стела Мнесарета (380 г. до н. э.), статуя Эйрины (370 г. до н. э.), мраморный портрет Платона (350 г. до н. э.), Александра Ронданини (ок. 338 г. до н. э.) и коленопреклоненного юноши Илионея (ок. 320 г. до н. э.).

Эллинистический период (323–146 до н.э.)
Мраморное изображение Александра Македонского (так называемого Александра Шварценберга), положившего начало эллинистическому периоду, датируется примерно 330 г. до н.э. Самым известным эллинистическим произведением является « Барберинский фавн» (220 г. до н.э.). Другие римские копии известных греческих скульптур этого периода включают «Мальчика с гусем» (около 250 г. до н.э.) и «Пьяного старика» (около 200 г. до н.э.).

Римские скульптуры (150 г. до н.э. – 550 г. н.э.)
Бронзовая голова юноши (вокруг Рождества Христова) — тоже римское подражание в классическом стиле. Глиптотека имеет богатую коллекцию римских портретов, в том числе знаменитые изображения Мариуса и Суллы (ок. 40 г. до н.э.), а также многочисленные портреты императоров. Среди них хорошо известны портреты Августа (ок. 40 г. н.э.), Нерона (65 г. н.э.), Септимия Севера (200 г. н.э.) и его жены Юлии Домны (195 г. н.э.). Статуя с портупеей изображает Домициана как принца (около 75 г. н.э.). При поддержке Kulturstiftung der Länder в 2017 году Глиптотека смогла приобрести голову Калигулы у испанских торговцев произведениями искусства, которая была раскопана в Кордове в 1937 году и была создана при его жизни. Здесь, как и на мюнхенском портрете своего предка Августа (Augustus Bevilacqua), император носит гражданскую корону. С тех пор в Глиптотеке есть портреты всех пяти императоров династии Юлиев-Клавдиев, как в Глиптотеке давно хранится портрет Тиберия, а весной 2012 года Инес Юкер с дочерьми решили купить мраморный портрет императора Клавдия, которому более 50 лет в семейной собственности, передать право собственности Глиптотеке в Мюнхене. Мраморная статуя Артемиды как повелительницы животных датируется 50 г. н.э.. Среди достопримечательностей также Аполлон Барберини, колоссальная статуя Аполлона в образе Кифарода (I/II вв. н.э.). Другие экспонаты включают римские рельефы, такие как фермер с коровой (1 век до н.э. - 1 век нашей эры) и мозаики, такие как мозаика времен года с виллы в Сентинуме (около 220 г. н.э.).

 

Античность в сфере искусства

Фонды Глиптотеки дополняются старинными вазами, бронзовыми и золотыми украшениями в Государственных коллекциях древностей, которые управляются вместе с Глиптотекой как музеем. Греко-римские скульптуры, созданные в Египте со времен эллинистического завоевания, хранятся в Государственном музее египетского искусства. На восточной стороне Кенигсплац есть отдельная коллекция слепков древних скульптур из других музеев мира.

Важные выставки (подборка)
1999 Греки среди греков, выставка Иоанниса Аврамидиса.
2003/04 Красочные боги — Красочный мир древних греков.

Директора
Генрих Брунн (1865–1894)
Адольф Фуртвенглер (1894–1907)
Пол Уолтерс (1908–1935)
Карл Вейкерт (1934–1936)
Ганс Дипольдер (1937–1962)
Дитер Оли (1962–1978)
Клаус Фирнайзель (1978–1994)
Раймунд Вунш (1994–2011)
Флориан Кнаус (с 2011 г.)

Прием
Новая глиптотека Carlsberg в Копенгагене была названа в честь Мюнхенской глиптотеки.