Кёнигсплац, Мюнхен, Германия

 

Описание

Кёнигсплац (Königsplatz) — площадь в мюнхенском районе Максфорштадт, входящая в ансамбль Бриеннерштрассе, первого бульвара Мюнхена. Площадь в стиле европейского классицизма является центром культурной жизни и считается одним из главных произведений Людовика «Изар Афины».

Место расположения
Кёнигсплац находится в третьем квартале Brienner Straße на юге Максфорштадт. Это четвертое и последнее место в ансамбле Бриеннерштрассе. На востоке она отделяет Katharina-von-Bora-Strasse от Arcisstrasse, на западе Königsplatz граничит с Luisenstrasse.

 

История

Начало Карла фон Фишера
История Кёнигсплац тесно связана с историей Brienner Straße. Карл фон Фишер, который по поручению тогдашнего наследного принца, а затем короля Людвига I вместе с Фридрихом Людвигом Скеллем расширил бывшую Фюрстенвег от Мюнхенской резиденции до дворца Нимфенбург до великолепной и главной улицы Бриеннерштрассе, пытался разбить план Максфорштадта с жесткой сеткой с квадратами, который он спроектировал в местах, где дороги пересекали улицу к Fürstenweg.

Карл фон Фишер спроектировал Кёнигсплац по образцу Акрополя в Афинах. Классическая строгость должна была быть воплощена в живой зелени и, таким образом, соответствовать градостроительным идеям Людвига I, который хотел, чтобы культурная жизнь, буржуазные идеалы, католическое христианство, королевская администрация и армия были воплощены в зелени. В этом отношении Кёнигсплац принадлежит к ансамблю, который начинается с аббатства св. Бонифация и проходит через Кёнигсплац к Пинакотекене, где его лейб-полк в турецких казармах превратился в часть.

Чтобы создать площадь, окруженную храмами, Карл фон Фишер расширил Бриеннерштрассе. В основе квадрата не было пересечения дорог; Фишер перенес пересекающиеся улицы к краям площади, тем самым разграничив ее и сделав пространство самостоятельным. Концепция Фишера предусматривала два 200-метровых храмовых корпуса по длинным сторонам непосредственно на окраинах жилой застройки. Жесткая симметрия должна компенсироваться газонами и деревьями. Однако эта концепция была реализована лишь частично.

Завершение Лео фон Кленце
После того, как Лео фон Кленце было поручено построить Кенигсплац, он сохранил основную концепцию Карла фон Фишера. Его Глиптотека соответствует коллекции древностей, созданной Георгом Фридрихом Зибландом. На пересечении Бриеннерштрассе с тогдашней Арсисштрассе Карл фон Фишер уже построил небольшие жилые дома, которые архитектурно соответствовали дворцовой застройке Бриеннерштрассе с отдельно стоящими зданиями, которые казались квадратными в плане, в восточной части Кёнигсплац.

В заключение Лео фон Кленце воздвиг Пропилеи на западе, которые повторяют тему Пропилона, ворот в Афинский Акрополь. Памятник посвящен борьбе греков за свободу. Кленце также реализовал свой собственный канон форм на мюнхенских пропилеях в рамках классицизма, также имеющего египетские влияния. Украшение фронтона связано с борьбой греков за свободу (1821-1829 гг.), в здании таблички с именами греческих борцов за свободу. Propyläen лишает Brienner Strasse непрерывного характера, подобного Каролиненплац. Поскольку на момент реализации окружающая территория все еще была открытым пространством, Пропилеи также взяли на себя (символическую) функцию городских ворот. Таким образом, Кенигплац стала оазисом городского спокойствия. Наклон квадрата важен для эффекта зданий и их взаимодействия. Он плавно спускается от зданий через лужайки к центральной улице. Этого небольшого наклона достаточно, чтобы создать впечатление древних храмов, которые всегда строились на холмах и холмах. Кенигсплац не предназначался для выполнения какой-либо конкретной материальной цели или служил сценой власти, а просто подражал античности с ее эстетикой и идеалами, как их понимал Людвиг I.

Время национал-социализма
После того, как НСДАП пришла к власти, 10 мая 1933 года на Кенигсплац произошло сожжение книг, организованное в значительной степени Национал-социалистической немецкой студенческой ассоциацией.

Через год началось превращение Мюнхена в «столицу движения». Кёнигсплац, переименованная национал-социалистами в Königlicher Platz, была перепроектирована Паулем Людвигом Тростом таким образом, что концепция Карла фон Фишера была полностью изменена. Вся зелень убрана. В восточной оконечности к северу от Бриеннерштрассе возвели фюрербау и, симметрично южнее, административное здание НСДАП. Вместо жилых домов Фишера были возведены два так называемых почетных храма как общее место захоронения национал-социалистов, погибших во время гитлеровско-людендорфского путча в 1923 году. Их тела были перенесены туда и перезахоронены в железных саркофагах. Вокруг этих мертвецов, именуемых «мучениками движения», был устроен культ, который должен был изображать их мучениками.

Преобразование значительно увеличило ширину Кёнигсплац. Убрав зелень, Кёнигсплац смогла расшириться в направлении зданий Трооста и сосредоточить внимание на храме чести, подобно воронке. Это изменило направление взгляда на 180°. В то же время площадь была вымощена 20 000 гранитных плит, преднамеренно привезенных со всех уголков нацистской Германии. На совершенно ровно уложенных плитах площадью в один квадратный метр и музейные здания, и пропилеи выглядели очень неуместно. Это было намерением Троста. Исторические здания больше не должны доминировать на площади, а казаться равными или подчиненными новым зданиям. В то же время национал-социалистическая Германия должна показать в монументальном, редуцированном архитектурном стиле, разработанном, в частности, Троостом, что он восходит к старому порядку, в архитектурном отношении к классицистическому стилю Людвига I, но представляет собой свой собственный новый порядок, который релятивизирует все и классифицирует его позади себя. С тех пор Кенигсплац используется для проведения маршей и митингов НСДАП. После масштабной переделки гранитными плитами, которые не позволяли хорошо стекать дождевой воде, мюнхенцы дали ему прозвище «озеро Балатон».

Во время Второй мировой войны Кенигсплац была важным ориентиром для приближающихся пилотов во время воздушных налетов из-за ее большого (и светлого) открытого пространства, поэтому на площади имитировали плотную застройку путем раскладывания больших брезентов и непосредственно покраска панелей. Во время воздушных налетов на Мюнхен во время войны особенно сильно пострадали классические здания.

 

Послевоенный период
После окончания войны Троостский храм чести все еще сохранялся, и было предложено превратить один в выставочный зал, а другой в кафе. Однако американское военное правительство приказало снести мемориал национал-социалистам в рамках процесса денацификации: 16 января 1947 года армия США взорвала храм чести.

Только в 1987/1988 годах плиты, покрывающие Кенигсплац, были сняты, и, насколько это возможно, было восстановлено первоначальное состояние начала 19 века. Некоторые гранитные плиты были повторно использованы в муниципалитете Грефельфинг в качестве напольного покрытия для пешеходных дорожек. В сравнении, разница между национал-социалистической концепцией городского планирования и концепцией Людвига I еще раз стала очевидной. Только жилые дома Карла фон Фишера до сих пор отсутствуют, чтобы восстановить первоначальное впечатление. Заросшие пьедесталы Троостского храма чести все еще стоят на своих местах. Периодически призывают к реконструкции зданий Фишера, но всерьез это пока не обсуждалось.

В конце 1990-х годов были отремонтированы Пропилеи, коллекции древностей и глиптотека. Группы фронтонных фигур были заменены копиями, а некоторые выставлены на перроне станции метро «Кенигсплац». Глиптотека реконструировалась с начала 2019 года до конца 2021 года.

 

Здания

Строительство
На западной стороне Кенигсплац возвышаются Пропилеи, которые были построены между 1848 и 1862 годами по планам Лео фон Кленце с фигурами Людвига фон Шванталера (1862) на фронтоне. На северной стороне находится Глиптотека, которая также была построена по планам Кленце между 1816 и 1830 годами с фигурами на фронтоне Иоганна Мартина фон Вагнера (1818). С южной стороны находится бывшее здание художественно-промышленной выставки, построенное в 1838-1845 гг. по проекту Георга Фридриха Цибланда, а с 1967 г. в нем размещалась Государственная коллекция древностей с фигурами на фронтоне работы Людвига фон Шванталера. За ним сразу же примыкает, но не видно с Кёнигсплац, бенедиктинское аббатство Святого Бонифаса.

 

Архитектура

После греческой революции Лондонская конференция 1832 года назначила сына Людовика Оттона правителем недавно созданного Греческого королевства. Людвиг I надеялся, что это установит постоянную династию Виттельсбахов в Греции. Еще до этого, усиленное этим развитием, филэллинизм Людвига также выражался в его новых зданиях.

С архитектурной точки зрения Кенигсплац должна была символизировать связь между Королевством Бавария и Королевством Греция. Дорические Пропилеи должны представлять эту связь и в то же время быть воротами в будущее. Ионическая глиптотека должна была стать изюминкой культурного творчества в виде храмового здания. Здание к югу от площади, спроектированное по коринфскому ордеру, в котором сегодня размещается Государственная коллекция древностей, во времена Людвига называлось зданием художественной и промышленной выставки для развития искусства и торговли и должно было отражать это развитие в Демонстрация настоящего со зданиями Фишера на выходе.

Когда Людвиг I в 1862 г. проходил через законченные Пропилеи, эта символика уже стала историей: Людвиг отказался от престола в 1848 г. в пользу своего сына Максимилиана II; Отто пришлось отречься от престола в 1862 году, за ним последовал Георг I из немецко-датского дома Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург.

 

Использование

Трафик
Что касается частного транспорта, Кёнигсплац не имеет никакой другой функции, кроме расширения Brienner Straße. В то же время движение направляется на Луизенштрассе, что создает связь с главным железнодорожным вокзалом.

Что касается общественного транспорта, Кёнигсплац соединен с линией U2 станцией метро Königsplatz.

События
ТУНИКС (Фестиваль ТУ-АСтА, с 1981 г.)
Oben ohne Open Air (Фестиваль районного совета молодежи, с 1998 г.)
Königsplatz Open Air (концерт с Симфоническим оркестром BR, с 1993 г.; нерегулярно с 2000 г.)
Кинотеатр под открытым небом
Мюнхен читает – из сожженных книг в память о сожжении книг 10 мая 1933 года
Мюнхенский спортивный фестиваль (спортивное мероприятие, организованное Департаментом образования и спорта города Мюнхена)
Мюнхенский марафон (гонка в октябре, маршрут через Кенигсплац)

Удобства
На Кенигсплац:
Государственные коллекции древностей (Königsplatz 1)
Глиптотека (Königsplatz 3)

Близко:
Университет музыки и театра (Arcisstrasse 12)
Центр документации NS (Max-Mannheimer-Platz 1)
Государственная коллекция графики (Katharina-von-Bora-Straße 10)
Музей слепков классических скульптур (Katharina-von-Bora-Straße 10)
Центральный институт истории искусств (Katharina-von-Bora-Straße 10)
Вилла Пауля Хейса (Луизенштрассе, 22)
Городская галерея в Ленбаххаусе (Luisenstraße 33)
Политический университет (Richard-Wagner-Str. 1)
Баварское государственное собрание палеонтологии и геологии (Richard-Wagner-Str. 10)

Разнообразный
Телесериал Raumpatrouille использовал Кёнигсплац в качестве места для посадки космического корабля Orion на Deep Sea Base 104.
В 1995 году художник Вольфрам Кастнер установил на Кенигсплац круглую выжженную метку в память о сожжении книг национал-социалистами, чтобы «над историей не росла трава». Впоследствии требование Кастнера о возобновлении ожогового знака было отклонено. Только в 2013 году, к 80-летию сожжения книги, городской совет разрешил художнику воссоздать след ожога.
В ноябре 2018 года на Кёнигсплац была установлена ​​большая художественная инсталляция художника-перформансиста Вальтера Куна. К 100-летию окончания Первой мировой войны на четырех центральных зеленых зонах площади было установлено около 3500 больших красных искусственных шелковых маков в память о жертвах этой и всех других войн прошлого и настоящего. В то же время художник видел в своей акции и попытку напомнить о важности площади в эпоху национал-социалистов и ее преступлениях.
6 мая 2021 года на гравийной площадке перед Государственным собранием древностей был открыт мемориал американского художника Арнольда Дрейблата «Черный список» в память о сожжении книг в 1933 году.
В августе 2022 года Кенигсплац стал местом проведения чемпионата Европы по пляжному волейболу и скалолазанию в рамках 2-го чемпионата Европы.