Фрауэнкирхе или Собор Пресвятой Девы Марии, Мюнхен, Германия

Фрауэнкирхе или Собор Пресвятой Девы Марии, Мюнхен

 

Описание

S- и U-Bahn: Marienplatz, ☏ +49 89 290 0820. Ежедневно 07:30–20:30, подъем на башню 10:00–17:00

Собор Богоматери, часто называемый Фрауэнкирхе, представляет собой церковное здание в стиле поздней готики в старом городе Мюнхена и является одной из достопримечательностей баварской столицы Мюнхена. С 1821 года здание служило кафедральным собором архиепископа Мюнхенского и Фрайзингского.

Трехнефное кирпичное здание с окружающим его кольцом часовен было освящено в 1494 году. Его длина 109 м, ширина 40 м, высота кладки нефа около 37 м. Вопреки распространенной легенде, гласящей, что две башни с характерными куполами отличаются по высоте ровно на один метр, они почти одинаковой высоты: северная башня имеет размеры 98,57 метра, южная башня 98,45 метра. Поскольку городская администрация в центре города не разрешает строить здания высотой более 100 метров в пределах кольца Миттлерер, а после соответствующего референдума в ноябре 2004 г. нельзя строить более высокие здания в городской черте за пределами этого кольца, башни видны издалека. Северная башня закрыта для посещения. Южную башню обычно можно посетить с апреля по октябрь. Церковь является одной из двух крупнейших зальных церквей и одной из трех крупнейших кирпичных церквей к северу от Альп. Площадь нефа и алтаря составляет 3 548 м².

С главного портала ряды колонн кажутся полупрозрачными стенами. Они поддерживают звездчатые своды нефа. Существует легенда о пространственном эффекте церкви, связанном с «следом» в квадратной плите перекрытия в районе входа в неф, так называемой чертовой ступенью.

 

История

Предыдущие здания
В 13 веке семья Виттельсбахов построила часовню Марии на месте сегодняшней Фрауэнкирхе, в то время на окраине города-крепости. По ее инициативе 24 ноября 1271 года она получила права прихода от епископа Конрада II Фрайзингского. Однако при этом Конрад лишь формально подтвердил факты, созданные Виттельсбахерами. Трехнефная базилика в стиле позднего романского стиля имела фасад с двойной башней с вестибюлем на западе и хором на востоке. Людвиг Баварец отреставрировал хор в готическом стиле и подарил там высокую могилу своей жене Беатрикс фон Шлезиен-Швейдниц, умершей в 1322 году, в которой он также был похоронен в 1347 году. С тех пор церковь служила усыпальницей мюнхенской линии семьи Виттельсбахов. Примерно за 200 лет своего существования церковь была богато украшена алтарями, витражами и бенефисами богатых патрицианских семей прихода, которые позже были переданы новой церкви.

Строительство церкви в стиле поздней готики.
О причине новостройки ходит несколько легенд, например о том, что герцог Сигизмунд увидел Мюнхен на охоте и подумал, что городу нужна церковь, которая рассказала бы о нем издалека. Другая история гласит, что во время мессы в старой церкви девушка потеряла сознание и умерла, потому что не смогла выбраться из переполненной церкви. Тогда герцог пообещал построить новую и более просторную церковь, чтобы подобное больше не повторилось. Более подробный отчет сообщает нечто подобное: однажды в полностью занятом предыдущем здании сработала слепая пожарная сигнализация. Самая красивая девушка Мюнхена была забита ногами в панике бегущих из церкви людей. В юности герцог Сигизмунд влюбился в девушку низшего ранга. Однако она отказалась от брака, опасаясь, что с ней будут обращаться как с Агнес Бернауэр, жестоко убитой ее тестем, герцогом Эрнстом, из-за ее низкого статуса. Поскольку девушка, попавшая в аварию в церкви, напомнила герцогу Сигизмунду о его несчастной любви и не должна была бессмысленно погибнуть, он основал Фрауэнкирхе в память о девушке.

На самом деле, однако, рост населения и возросшая уверенность мюнхенцев в себе, а также их желание представлять, вероятно, были решающими факторами для нового здания. Это было выполнено Йоргом фон Хальсбахом (также Йоргом Хальспахом или Йоргом Гангхофером), который в то же время (1470 г.) строил старую мюнхенскую ратушу. Он выбрал простое здание с простой графической программой. Городской совет согласился на это, поскольку он был строителем, который предпочитал строить из кирпича по финансовым и материальным причинам, поскольку поблизости не было карьера.

9 февраля 1468 года герцог Сигизмунд и епископ Тюльбек заложили фундамент новой Мариенкирхе, а в 1472 году старую церковь снесли. Строительство шло относительно быстро. Огромная ферма крыши была установлена ​​мастером Генрихом фон Штраубингом до того, как здание было изогнуто. Мастеру-плотнику Генриху потребовалось 147 тяжело нагруженных деревянных плотов для конструкции крыши, из которых 49 деревянных и 43 деревянных плота общим объемом около 630 кубических метров круглого леса. Башни, кроме шпилей, были закончены уже в 1488 году. Таким образом, он был закончен всего через 20 лет, что было очень коротким сроком строительства по сравнению с другими большими церквями. Йорг фон Хальсбах умер вскоре после завершения строительства и был похоронен в церкви.

Для финансирования строительства церковь изначально могла опираться на и без того обильный фундамент старой церкви, т.е. B. Продажа земли и зданий. Когда в 1479 году средства были исчерпаны, папа Сикст IV даровал полную индульгенцию тем, кто совершал паломничество в Мюнхен каждую неделю с воскресенья Лаэтара до Юдики в 1480–1482 годах, исповедовался там в своих грехах и жертвовал еженедельную заработную плату. Собранные таким образом деньги, более 15 000 рейнских гульденов, пошли на финансирование строительства. Инаугурация церкви, которая считается последней крупной работой в традициях позднеготических баварских приходских церквей с их простым, сдержанным стилем, вероятно, состоялась 14 апреля 1494 года князем Фрайзингера епископом Сикстом фон Таннбергом или его представителем. Сикст долгое время сопротивлялся слиянию монастырей Иммюнстер и Шлирзее и поэтому не поддерживал новое здание. Боковые алтари уже были внесены в церковь и повторно освящены перед освящением (алтарь ювелиров св. Екатерины снова использовался литургически уже в 1471 г.), чтобы там можно было служить мессу. Башни не были завершены примерно до 1525 года с добавлением характерных «валлийских шляпок», после того как несколькими годами ранее, во время Ландсхутской войны за престолонаследие, на безкапотных башнях были размещены пушки для защиты Мюнхена.

Чтобы улучшить Мариенкирхе по сравнению со старой приходской церковью Святого Петра, герцог Альбрехт V основал коллегиальный монастырь Богоматери в 1492/95 году, объединив монастыри Ильммюнстер и Шлирзее, которые также принесли реликвии от новых вторичных покровителей, св. Арзаций из Ильммюнстера и Сикст из Шлирзее. При переводе Арсация возникли серьезные споры с местным населением, не желавшим отдавать «своего» святого.

Во время освящения также были завершены окна с использованием старых деталей, подаренных семьей Виттельсбахов, и самые важные алтарные столы. В 1502 году Эразм Грассер достроил хоры. Новые фундаменты были добавлены в 16 веке.

 

Ранняя современная эпоха
В ходе Реформации мощи Бенно фон Мейсена, канонизированного в 1523 году, были спасены из Мейсена в 1576 году, так как в противном случае они были бы там уничтожены. Кости были перевезены в Neue Veste в Мюнхене. Дом Виттельсбахов увидел в этом личный триумф в борьбе с протестом. Наконец, в 1580 году мощи попали во Фрауэнкирхе. Было большое почитание, что привело к тому, что двор отремонтировал его с 1601 года. Комната была в стиле барокко и перекрашена. В 1604 году скульптор Ганс Крамппер создал Беннобоген, триумфальную арку у входа в хор, которая охватывала пять алтарей, в том числе алтарь святого Бенно. Триумфальный крест завершал арку наверху. В 1620 году был добавлен монументальный главный алтарь, который представлял Успение Богородицы и был работой Петра Кандида. Кенотаф 1622 года для Людовика Баварского из черного полированного известняка и бронзы, украшенный среди прочего бронзовыми фигурами из нереализованной гробницы Альбрехта V, несколько раз в истории переносился и принадлежит Гансу Крумпперу. Постепенно, в 17-18 веках, все алтари были украшены новыми картинами и запрестольными образами. В 1770/72 году Игнац Гюнтер сделал новые дверные створки и новые рельефы для хоров. Наконец, в 1780 году была добавлена ​​кафедра Романа Антона Бооса.

19 век
С 1801 по 1927 год перекладина шлема северной башни Фрауэнкирхе служила нулевой точкой для первой баварской государственной съемки по баварской системе координат Зольднера.

В ходе секуляризации Баварии в 1802/1803 годах монастырь был упразднен, а часть убранства уничтожена или конфискована баварским государством. Однако при последующей реорганизации церковного управления резиденцией архиепископа стал Мюнхен, и с тех пор Фрауэнкирхе, построенная как приходская церковь, стала еще и собором.

В 1821 году княжеский склеп был расширен, что означало поднятие алтаря. Что касается экстерьера, то Людвиг Ланге и Матиас Бергер планировали заменить купола двух церковных башен либо неоготическими восьмиугольными остроконечными шлемами, либо ренессансными куполами, которые также были модифицированы. Оба остались незавершенными. Тем не менее, внутреннее убранство церкви впоследствии подверглось повторной готике. Неоготическое очищение собора, продолжавшееся с 1858 по 1868 год, в ходе которого была удалена большая часть прежней мебели эпохи Возрождения и барокко, стало жертвой арки Бенно в 1858 году в качестве одной из первых мер. Радикальные меры по повторной готике были впервые начаты архитектором Матиасом Бергером в 1858 году и, после спора с ответственным строительным комитетом, затем были продолжены Людвигом Фольцем с 1863 года до его смерти в 1867 году. пал жертвой. Однако это соответствовало европейской реставрационной практике XIX века, на которую повлияли идеи Эжена Виолле-ле-Дюка. Кроме того, в то время готика считалась наиболее церковным из всех стилей. Таким образом, интерьер Фрауенкирхе был выполнен в ярком неоготическом стиле, в котором смешались различные готические периоды. Главный алтарь позднего маньеризма работы фламандского художника Петера Кандида был заменен неоготическим крылатым алтарем (изготовленным Ансельмом Зикингером по проекту Матиаса Бергера) с богатым орнаментом и крылатыми картинами художника Морица фон Швинда, тематизировавшего жизнь Марии. Также были заменены все боковые алтари. Новая кафедра Ансельма Зикингера, увенчанная богато украшенной декой, заменила кафедру с фигурой деки работы Романа Антона Бооса. Свод был окрашен в цвет звездного неба. Архиепископ Грегор фон Шерр организовал перестройку церкви.

20 век
В период с 1930 по 1932 год неоготическая обстановка подверглась обширным реставрационным работам. Цветовая гамма стен и сводов была изменена, а обстановка сохранена. Во время Второй мировой войны Фрауэнкирхе сильно пострадала от воздушных налетов с 1943 по 1945 год, свод зала частично обрушился, а некоторые внутренние помещения были разрушены. Неоготическая обстановка не была убрана из церкви во время войны, так как не считалось, что она имеет историческое значение средневековых оригиналов. Только когда были нанесены первые серьезные повреждения, они попытались восстановить хотя бы картины Швинда на крыльях, которые, однако, были уничтожены во время последовавшего бомбардировки. После окончания войны большая часть приделов еще сохранилась от неоготической утвари, но во время расчистки их распилили и убрали. То же самое произошло и с оригинальными готическими хорами, из которых только пластмасса Эразма Грассера была спасена и повторно использована после войны.

В ходе реконструкции оригинальное готическое осевое окно с богатой ажурной отделкой было удалено и размещено на южной стороне многоугольника. Вместо него посреди хора было помещено так называемое окно Шарфзандта, чей готический витраж сохранился, чтобы не образовывалось пустоты с простым высоким алтарем. По вкусу послевоенных лет церковь была перестроена в 1948-1955 годах (1-я очередь, по К. Т. Хорну) в трезвом и неукрашенном виде. К 1957 году две гробницы были расширены и перепроектированы.

В период с 1971 по 1972 год площадь алтаря была изменена и уменьшена в соответствии с требованиями Второго Ватиканского собора. В 1980–1981 годах интерьер был переработан, а ребра свода окрашены в охристый цвет. После 1984 года на крыше церкви были переустановлены оригинальные раздвижные слуховые окна, от которых отказались на первом этапе строительства. Приблизительно 120 эпитафий с бывшего кладбища Сальваторкирхе на внешних стенах Фрауенкирхе были сохранены с помощью акриловой смолы в 1982/83 году. Многие из них происходят из богатых мюнхенских семей, и им несколько столетий.

В преддверии 500-летия освящения церкви в 1994 году были восстановлены башни и внутреннее убранство 1989 года. От первоначального убранства сохранились только витражи хоров и отдельные картины и скульптуры, которые были дополнены другими предметами, увезенными после очищения в Епархиальный музей во Фрайзинге. После капитальной реставрации с 1989 по 1994 год внутреннее убранство церкви богаче, чем было в первые послевоенные десятилетия.

 

Архитектура и оборудование

Тип
Здание представляет собой позднеготический трехнефный зальный храм, построенный почти полностью из кирпича, с полигональным амбулаторным, укрепленным боковыми часовнями по длинным сторонам и амбулаторным. Карнизы здания выполнены из известнякового туфа Pollinger. Это последняя и в то же время самая большая зальная церковь, которая была построена в жилых городах семьи Виттельсбахов.

Церковь автономна и проста снаружи — Йорг фон Хальсбах перенес контрфорсы, характерные для большинства готических церквей, внутрь. Отдельные колонны спроектированы как сплошная кладка и служат перегородками боковых часовен. Статика церкви Святой Марии в Гданьске и Кафедрального собора Альби, также построенные из кирпича, построены по тому же принципу. Башни кажутся мощными и привлекают внимание, поскольку они явно возвышаются над хребтом корабля. Их квадратные основания немного сужаются кверху до уровня конька крыши. Там они сливаются в восьмиугольники и закрываются так называемыми итальянскими клобуками, которые не надевались до 1525 года. Некоторое время считавшиеся продуктом раннего Возрождения, «луковичные купола» могут происходить от того, что считается Храмом Соломона в Иерусалиме. Однако на самом деле это Купол Скалы, который в то время считался древним храмом; Копируя форму его крыши, предполагалось дать верующим отсылку к Небесному Иерусалиму. Изображения Купола Скалы стали известны в Рейхе благодаря гравюрам на дереве в работе Бернхарда фон Брейденбаха «Перегринацио в террам санктам» с 1486 года и через Schedelsche Weltchronik с 1493 года.

Внешний дизайн
Фасад
Внешний вид здания имеет мало украшений по сравнению с готическими каменными церквями. Даже по сравнению с кирпичной готикой Прибалтики конструкция стен и общая структура просты и ясны. По углам башен пристроен простейший глухой узор в виде трилистников и четырехлистников, на наружных стенах боковых нефов встречаются рельефы из лепного кирпича. Но именно эта достойная простота делает здание более мощным и внушительным, чем мог бы сделать роскошный декор. В этом контексте Пабло де ла Риестра пишет: «Фактически дизайн был сжат. Отказ от формального богатства не означал эстетического обеднения; напротив, оно увеличило огромную силу, которую излучает эта архитектура. Этот подход в некоторых отношениях напоминает модернизм 20-го века, который начинался с девиза «меньше значит больше». Самый обширный, но столь же тонкий орнамент — туфовый фриз, длинный окружающий, отделяющий купол крыши над часовней. венец от остальной части кровли нефа отделяет, как и те от этажной конструкции башен.

Подобно кирпичным церквям региона Балтийского моря и южно-французской готики, фасады мюнхенской Фрауэнкирхе почти не имеют декоративных фигур. Здесь он пространственно концентрируется на порталах из песчаника и с точки зрения содержания на двух мотивах, которые повторяются у всех входов, а именно на Пресвятой Богородице и Христе как Скорбящем. Фигурки крепятся к дверям на консолях.

К нижним наружным стенам с севера, востока и юга прикреплены многочисленные эпитафии. Они напоминают кладбище, которое окружало церковь. Из соображений гигиены предполагалось перенести кладбище, но горожане несколько раз успешно сопротивлялись этому. Однако с 1773 г. захоронения разрешались только в семейных могилах, а в 1800 г. произошло вымостка. К стене прикреплены уцелевшие каменные эпитафии зажиточных горожан. Некоторые из них украшены рисунками, некоторые тексты плохо или совсем неразборчивы. В 1984/85 году они были законсервированы с помощью Фонда Мессершмитта. Одно из сохранившихся надгробий B. Космы Дамиана Асама.

Входы
Церковь имеет пять порталов, главный портал между западными башнями и два портала по длинным сторонам нефа. Все они обрамлены килевыми арками. Те, что с западного портала и юго-восточного портала, несут крабов. Тимпаны над двумя северными порталами покрыты узором. Все дверные полотна были созданы в 1772 году Игнацем Гюнтером.

Главный вход
Главный вход посвящен Богородице. Килевая арка с крабами заканчивается навершием. Фигуративное украшение составляют две фигуры Христа как Скорбящего и Марии. Они происходят из старой церкви и были созданы около 1330/40 гг. Дверные створки были реконструированы в упрощенном порядке после Второй мировой войны. В медальоне в верхней части двери, выполненном в виде тимпана, они рельефно изображают Марию как Непорочное зачатие и как апокалиптическую женщину. Остальная часть двери украшена различными мотивами, которые относятся, среди прочего, к изображенному святому или к областям церкви, в которые можно попасть через них. Две стороны дверных полотен разделены ионическими колоннами. Остальные двери также следуют этой схеме, только в медальон добавляются соответствующие святые, в честь которых назван портал. Справа от двери — лестница на южную башню, которая недоступна с 2012 года из-за ремонтных работ, и рельеф со сценой Елеонской горы (Иисус молится, пока его ученики спят). Этот рельеф служил символом убежища (см. печать дома) для преследуемых.

Юго-западный вход
Юго-западная дверь посвящена св. Арсаций Миланский, второстепенный покровитель церкви и покровитель аббатства Ильммюнстер, который «принес» с собой свои реликвии, когда они были объединены с аббатством Шлирзее в 1492/95 году. Сцена Благовещения служит декоративной фигурой на этом портале. Слева стоит ангел, произносящий свое «Аве»; справа Мэри получает эти слова. В остальном это самый простой из порталов. Фигуры являются копиями. Оригиналы примерно 1400 года сегодня можно увидеть в музее Фрайзингского собора.

Портал невесты и камень основания
Юго-восточные ворота называют «Портал невесты» или «Портал Доната». Раньше его называли «Шраннентор». Иногда это был наиболее часто используемый вход, так как он выходит на Шранненмаркт (Корнмаркт), сегодняшнюю Мариенплац. Он посвящен св. Донатус фон Ареццо, со-покровитель Мейсенского собора, из которого хранятся мощи св. были переведены в Бенно. Возможно, из-за удобного расположения это был единственный церковный портал, имевший богато профилированное готическое одеяние с мелкой фигурной отделкой в ​​двух архивольтах, созданных около 1480 г. и дополненных в 1860 г. Фигуры в мантиях - это святые женщины во внешнем кольце и святые мужчины во внутреннем кольце. Благовещение также показано во внешнем архивольте. Однако ангел, стоящий слева, не относится ко времени постройки церкви, а был создан в 1896 году. По сторонам портала расположены изображения Пресвятой Богородицы и Скорбящего мужа, созданные около 1430 года. Справа от портала находится вотивная табличка с надписью о закладке первого камня от 1468 года.

Текст закладки первого камня в латинском и немецком переводе:
Моллюск fortuna ruit fragili pede tempus et hora
Судьба, время и час спешат тайно бренной ногой
Nostraque sint semper facta dolenda nimis
и наши дела всегда могут быть слишком прискорбны!
Ecce Sigismundus princeps serenissimus urbis
Вот, Зигмунд, светлейший князь города,
Bawarie Reni duxque comeque diu
Герцог Баварии и граф Палатин Рейнский, да будет ему долго!
Huic animi pietas virtus prudentia summa
Это высшее благочестие души, добродетель и мудрость.
Alma deo complens votaque digna pie
Благочестивые и возвышенные желания он благочестиво исполняет:
Virginis excelse templum dum construi cernit
Не успел он решить, что надо построить храм Пресвятой Богородице,
Saxum fert primum letus honore Dei
он кладет первый камень, радуясь славе Божией.
Cristo dum libeat domus hec sibi congrua busto est
Дай Бог, этот дом годится для его погребения,
Конференция Cui corpus ossaque cuncta favet
которому он отдает свое тело и вверяет все свои кости.
Spiritus Astra Colat Volitans Ad Littora Pacis
Но пусть его дух обитает среди звезд и парит к берегам мира.
Lumine sic divo vita perennis erit
Таким образом, его жизнь будет вечной в божественном великолепии.
Anno milleno quadringent sexaque geno
В тысяча четыреста шестьдесят восьмом году.
Octavo dom[ini] sicque nono febrio
Господа девятого февраля.
epigramma illustrissimi principis et d'd'
Эпиграмма светлейшему князю и владыке
Sigismundi anno etatis иск 29 • Smd.
Зигмунд в свои 29 лет. смд

Над текстом находится рельеф, изображающий герб герцога Зигмунда (1439–1501) слева и его самого, стоящего на коленях посередине и поклоняющегося Мадонне справа. В 1467 году Зигмунд отошел от государственных дел. Альбрехт IV, известный как Мудрый, принял правительство. Зигмунд, напротив, проводил время в праздности, но сохранил покровительство Фрауэнкирхе, поэтому он и изображен на надписи на камне фундамента. На поверхности стены над порталом, который там немного выступает, нарисованы солнечные часы.

Беннопортал
На северо-востоке неф имеет две пристройки ризницы: в бывшей готической ризнице под самым северным окном алтаря теперь находится молельня, Часовня Таинств. На западе находится сегодняшняя ризница в стиле барокко, названная Бенносакристией в честь соседнего портала. Этот портал Бенно посвящен покровителю города и государства Бенно фон Мейсену, мощи которого попали в Мюнхен в ходе Контрреформации.

Северо-западный портал
Северо-западный портал посвящен Св. Посвящается Сиксту. Этот папа и мученик является святым покровителем аббатства Шлирзее и со-покровителем церкви с момента основания монастыря Богоматери. Фигуры, когда-то украшавшие портал, уже не известны, но, возможно, изначально здесь стояло каменное изображение Искупителя в Часовне Таинств. Слева от портала есть интересная деталь. Знак убежища (крестовина с упавшим треугольным основанием (см. Знак дома), как на главном портале), который сигнализировал о защите преследуемых. Эта практика была давно забыта, но недавно вновь появилась, когда церковь приняла людей, которых вот-вот должны были депортировать. Напротив портала находится Bennobrünnlein, работа Йозефа Хензельмана 1972 года, которая заменила старый фонтан, разрушенный во время войны.

Внутренне пространство
Общая форма
Высокие окна на длинных сторонах и в амбулатории, а также стройность колонн придают церковному залу легкую атмосферу, как и светлая краска на стенах. Войдя на крыльцо, одиннадцать пар столбов представляют собой белую стену. Эти восьмиугольные колонны без украшений делят пространство на три нефа. Пол покрыт ромбовидным узором, состоящим из зелено-голубоватого и красноватого камня. Потолок выполнен в красивейшей манере поздней готики в виде звездчатого свода. Службы этого свода очень высоки, и после реставрации в 1989/94 году он сохранил первоначальный оттенок мягкой охры. В начале службы можно увидеть много маленьких консольных фигурок, некоторые корчат рожи. Эти портреты мастеров, участвовавших в строительстве церкви, выражают возросшую самоуверенность буржуазии позднего средневековья. Фигуры раскрашены. Вершина свода центрального нефа и боковых проходов находятся примерно на уровне окружающего туфового фриза, как это видно на фотографиях церкви, разрушенной в 1945/1946 гг. После выстрелов со средней высоты, например с башни ратуши, то есть доброй трети высоты башни. Как уже упоминалось, 21 часовня по бокам и в амбулаторном отделены друг от друга сдвинутыми внутрь контрфорсами. Их гребни сводов на несколько метров ниже.

Продолжительность реверберации составляет 11 секунд, поскольку во время ремонта с 1990 по 1994 год был установлен мраморный пол.

Вестибюль
Эпитафия первого архиепископа Мюнхена и Фрайзинга Лотара Ансельма Фрейхерра фон Гебсаттеля (1761–1846) работы Людвига Шванталера находится слева в вестибюле, который был восстановлен в своем первоначальном виде во время реставрации 1989–1994 годов. Ниже представлена ​​модель церкви и план ее этажа, подаренная Lions Club в 1997 году. Справа картины «Женитьба Марии» и в качестве верхней картины «Св. Христофор» Андреаса Вольфа.

Шаг дьявола находится в середине комнаты. Место удара отмечает точку, из которой не было видно окна с 1620 по 1858 год (окно алтаря, видимое оттуда сегодня, было закрыто аркой Бенно и главным алтарем). За это время была придумана легенда, объясняющая тщательно продуманный отпечаток: мастер-строитель искал поддержки у дьявола перед лицом сложной задачи строительства такой большой церкви. Он согласился при условии, что в церкви не будет окон. Дьявол вошел после его завершения. Когда он стоял на месте, где производилось впечатление, и окна ему не было видно, он топал ногами от смеха, в результате чего получил пинок. Но когда он сделал еще один шаг вперед, появилось множество окон, и он должен был понять, что ошибался.

Помещение сводчатое по ячеистой технологии (т.е. без ребер), а его решетка при переходе в церковное помещение изготовлена ​​в 2000 году. На нем латинский девиз архиепископа Фридриха Веттера, вышедшего на пенсию в 2008 году: Pax Vobis («Мир вам»). Остальные решетки часовни изготовлены в 1993 г. (некоторые еще в 1985 г.).

Хоровая комната
Дизайн интерьера
Вход в алтарь слева окружен цветной каменной резьбой Воскресшего времен императора Людвига Баварского (около 1320 г.) из старой церкви. Христос представляет свои стигматы, оформленные в виде цветов. При реставрации фигуры в 1980-х годах были обнажены первоначальные слои краски. На противоположной колонне изображена Мария с младенцем примерно 1520 года. Цветная деревянная скульптура, граничащая с формальным языком эпохи Возрождения, была создана мастером из Пассау. Вместе эти две фигуры, в свою очередь, образуют иконографическую тему церкви.

Нынешний вид хора является результатом ремонтно-реставрационных работ, проведенных в начале 1990-х гг. Эльмар Хиллебранд спроектировал новый главный алтарь, амвон, хоры, инкрустированный камнем ковер, соединяющий алтарь с кафедрой (как символическую связь между Евхаристией и епископом) и, наконец, колонну Марии на голове хора. Алтарь устроен в пресвитерии таким образом, что священник может совершать Святую Мессу против популума (лицом к народу) и против абсидема (спиной к народу).

Между 1495 и 1502 годами Эразм Грассер создал хоры с бюстами апостолов и пророков, а также статуэтки меньшего размера для ежедневных хоровых молитв, совершаемых капитулом собора с ректором, деканом и двенадцатью канониками. Скамьи сохранились и в эпоху барокко, пережили очищение периода неоготики, но сгорели во время Второй мировой войны, но фигуры были сняты и сохранены. Таким образом, Фрауэнкирхе имеет самый большой сохранившийся ансамбль позднеготических фигур в Германии. Большая часть уцелевшего позднеготического фигурного декора была также повторно использована на новых хорах. Над сиденьями установлены бюсты двенадцати апостолов, каждому из которых назначен пророк из Ветхого Завета. Под бюстами находится латинский текст из Ветхого и Нового Завета, показывающий, о чем говорят представители двух книг Библии.

Визуальным завершением хоровой комнаты является статуя Марии работы Романа Антона Бооса на колонне, которую он выполнил в 1780 году для звукового покрытия кафедры в то время. Эта позолоченная фигура вместе с коленопреклоненным у ее ног путто представляет собой чрезвычайно качественный образец раннего классицизма.К нижней стороне прикреплены 12 из 16 позолоченных деревянных рельефов Игнаца Гюнтера со сценами из жизни Марии. Они были созданы в 1774 году в дополнение к хорам и изначально размещались под фигурами хоров. Четыре недостающие панели сейчас находятся в Баварском национальном музее.

Внешний вид хора
Фигуры и рельефы позднеготических хоров работы Эразма Грассера, выполненные им между 1495 и 1502 годами, прикреплены к внешней части хоров и решетке хора. Небольшие статуэтки, которые можно увидеть вокруг алтаря, представляют всех святых, представленных в церкви, с их мощами. Это: Корбиниан, Лусия Сиракузская, Оттилия, Феликс Римский, Адауктус, Аполлония, Агата, Елена, Влазий Севастийский, Маврикий, Катарина, Элигий, Рассо, Агнесса Римская, Квирин, Освальд, Марта, Леонард, Флориан, Юлиана. , Себастьян, Вунибальд, Мария Магдалина, Антоний Великий, Ахатий, Севериан, Северус, Викториан, Карпофор, Кристина, Рох, Христофор, Бернхард фон Клерво, Эгидий, Варвара, Афра фон Аугсбург, Юстина, Георг, Маргарита, Элизабет, Фейт, Доротея, Лаврентий Римский, Ульрих Аугсбургский, Сигизмунд, Вольфганг Регенсбургский.

Гербы всех предыдущих архиепископов Мюнхена и Фрайзинга нарисованы с обеих сторон под статуэтками под вторым хором. Под третьим ярмом находятся рельефы святых пап слева и святых епископов справа и среди них папа. В конце хора по обеим сторонам Марианской колонны висят части Меммингенского алтаря. Этот алтарь, крылатый рередос из мастерской Клауса Стригеля, созданный в 1500 году, был приобретен Священническим обществом в 1860 году для дополнения собора после реставрации. Алтарь состоит из панно, фигур и рельефов. Рядом с колонной слева находятся изображения св. Георг и Ахаций повешены, справа изображения Урбана и Мартина фон Туров. Под изображениями появляются латинские моления, а над святыми изображены ангелы. Рядом с основной частью слева находится фигура св. Стефана и справа от св. Лаврентия размещены на консолях. На правой колонне конца алтаря находится рельеф св. Петра и изображения св. Маргариты и Антония Великого, на другой колонне рельеф Фомы и изображения св. Мария Магдалина и Николай.

Часовни
Фонды
Пожертвовав определенную сумму, вы приобрели право на могилу в церкви. Это было очень популярно, так как люди в прежние века хотели лежать возле мощей, даровавших спасение и благословение, чем ближе, тем лучше, потому что тогда они получали бы больше их лучей. Это также было одной из причин, по которой горожане долгое время сопротивлялись переносу кладбища подальше от церкви, и успешно.

Пожертвовав вечную мессу, можно было получить право на частную часовню. Они были еще более желанными, чем одна могила, а иногда и веками находившаяся в руках одной семьи. Многие фундаменты также были перенесены из старой церкви в новую, так что часовни часто располагались в том же месте, что и более ранняя часовня, и сохранились старые патронажи. Каноники, проводившие мессу в часовне, жили за счет этих пожертвований и своего дохода (если земля была пожертвована). Эти каноны называются бенефициарами. Эта практика благотворительности постепенно прекратилась после Реформации, и каноны стали оплачиваться. Вечные мессы проводились до секуляризации монастыря в 1803 году.

Светлый интерьер создается тем, что часовни лишь частично имеют цветные стеклянные окна, что является тенденцией позднеготических зальных церквей.

Часовня Северной башни / Часовня Талбека
В проходе из вестибюля, под разделяющей аркой, на западной стене находится эпитафия канонику Бернхарду Эйзенрайху, умершему в 1584 году, а на восточной стене — Лукасу Вагнеру, умершему в 1567 году. В самой часовне, на восточной стене, с левой стороны у прохода внутрь церкви, единственный сохранившийся неоготический придел, выполненный в 1863 г. И. Виртом. Он в основном зеленого и золотого цвета и имеет богато обработанные обручи.

Верхняя часть содержит рельеф Девы Марии с донорским изображением епископа Йоханнеса Тюльбека, выполненным из красного мрамора Аднет, австрийского известняка. Запрестольный образ содержит барельеф Марии (около 1475 г.). Даритель, епископ Йоханнес Тулбек, молится Марии, держащей Христа на руках. В одной руке он держит шар как знак силы, но яблоко также символизирует тот факт, что Мария — это новая Ева, которая стирает грех, а он — новый Адам. Рельеф обрамлен св. Элизабет и Агнес. Святой Фридрих стоит на пиру, а святая Оттилия рядом с ним, все фигуры поздней готики, которые, как и рельеф, написаны в соответствии со вкусом неоготики. В пределле алтаря находится ренессансный Оплакивание Христа, заказанный монастырским каноником, который также изображен на нем.

На противоположной стороне находится последний сохранившийся позднеготический шкаф для флагов мюнхенской гильдии. Этот шкаф (около 1470 г.) принадлежал гильдии раздатчиков вина и коньяка, что видно по расписным оловянным кружкам. В шкафах гильдии находился их флаг, который несли члены церковных процессий.

Перед алтарем находится надгробие Йоханнеса Тюльбека из его бывшей высокой могилы в часовне, пристроенной к стене. Это важная работа из Мюнхена, созданная после 1476 года из красного мрамора. Мертвец изображен спящим, положив голову на подушку. На его одежде снова можно найти живописную программу, то есть Марию и Искупителя.

Окно над надгробием представляет собой витраж, изображающий сцены из служения св. Бенно и св. Корбиниан Ричарда Хольцнера (1931). Герб рода Тюльбеков (разновидность бочки) и епископский герб Йоханнеса Тюльбека (бочка и Фрайзингер Мор) установлены в виде рельефа над окном слева.

Под аркой, разделяющей северный проход, можно увидеть эпитафии камергера Иоганна П. Бьянки († 1615 г.) с северной стороны и ниже эпитафии каноника Франца Тихтля († 1520 г.). Напротив — запрестольный образ с Воскресшим Христом из более раннего запрестольного образа из часовни Тулбека, которую его подопечный, каноник Генри Анслью, построил около 1600 г., и эпитафия канонику Джо П. Проннеру († 1618 г.).

Бывшая часовня Аполлонии
В 1416 году мюнхенская семья Тихтль пожертвовала постоянную мессу, начало годовщины и вечный свет, и все это было дополнено в 1432 году Францем Тихтлем евхаристическим четверговым шествием. Шествие продолжалось до 19 века. Святыми покровителями часовен с 1416 года являются св. Маргарита и три короля переданы в 1442 г. гл. Корбиниан, Аполлония, Феликс и Адауктус добавлены в качестве со-покровителей.

В часовне сейчас находится конфессиональная комната, которая была пристроена в 1993 году. Над ним висит запрестольный образ старого алтаря 1690 года работы мюнхенского придворного художника Франца Деглера. Витраж в окне часовни изображает тайны розария и был выполнен в 1961 году Йозефом Ауэром на основе картонных рисунков Алоиса Миллера, созданных в 1934 году. На противоположной входной стене висит эпитафия кардинала Францискуса фон Беттингера, выполненная из красного мрамора, рядом с ней список дворян, погибших в Первой мировой войне. На колонне напротив эпитафии висит бронзовая Immaculata работы Эльмара Дитца, подаренная баварской знатью в 1959 году.

Богоявленская часовня
Алтарь часовни был подарен семьями Гиссер и Шлюдер в 1468 году, но в 1518 году перешел под патронаж патрицианской семьи Бартов, чье захоронение также находится здесь. По традиции семьи, члены мужского пола были названы в честь Трех Королей (Каспар, Мельхиор, Бальтазар). Витраж часовни изображает Христа как благодетеля и был создан художником Робертом Раболдом. Под этим окном врезаны эпитафии Бартов (конец XVI века - 1763 год).

Алтарная картина («Поклонение трем королям») — важная работа Ульриха Лота в стиле раннего барокко (1628 г.), в которой художник виртуозно использует свет и тень. В то время как цари поклоняются младенцу Иисусу и купаются в свете прожектора, жертвователей можно разглядеть лишь очень слабо на сеновале конюшни. Евангелисты изображены на верхней панели, а Святой Леонард, Онофриос Великий, Екатерина и Агата изображены на пределле, все второстепенные покровители часовни. Напротив алтаря висят щиты смерти семей Барт и Гиссер.

Часовня Фомы и Корбиниана
Еще в 1349 году был освящен жертвенник апостолу Фоме. Фундамент заложили Генрих Штупф и Конрад Вильбрехт. С 1651 года в часовне почитался чудотворный образ Девы Марии под названием «Мария Розен». Поклонение пришло в 1633 году, когда портной поклялся одеть образ Марии, если его дом пощадил пожар. Когда его дом не сгорел, он выбрал эту раннеготическую фигуру и одел ее. Однако чудотворный образ был уничтожен во время очищения в 1859 году.

На западной стене висит сохранившееся изображение пределлы из алтаря в стиле раннего барокко, на котором показано, как Фоме разрешено положить руки на рану Иисуса в боку. Над картиной висит деревянное панно с коронацией Девы Марии работы Йозефа Кнабля и эпитафией Альберта Лерха, бенефициара часовни. На земле лежат два готических замковых камня, извлеченных из-под обломков после войны. Однако их больше нельзя было интегрировать, потому что они были бы слишком тяжелыми для сегодняшней конструкции хранилища.

На стеклянной картине Роберта Рабольда 1965 года изображены святые из архиепископства: Аниан, Ирмингард фон Турс, Эдинья, Маринус, над ними Руперт фон Зальцбург, Корбиниан, Бенно, Отто фон Фрайзинг и, наконец, Пресвятая Богородица. Под окном надгробие неизвестного рыцаря 1600 г. и эпитафия бенефициара Игнаца Кремпонера († 1690 г.).

Главный алтарь часовни состоит из двух крыльев неоготического северного столпного алтаря. На крыльях изображены легенды из жизни св. Корбиниан справа и из Жития св. Бенно фон Мейсен на левом фланге. Алтарь был расписан Максимилианом Менцем в 1865 году. Панели обрамлены ложной архитектурой, которую расписал Эльмар Хиллебранд в ходе реставрации церкви в 1993 году. На алтаре небольшая картина, написанная около 1610 года, изображающая Марию с младенцем Иисусом, осыпанную ангелами розами. Он был приобретен в 1992 году и призван отметить покровительство Марии Розен.

Часовня св. Блейз и невинные
Покровительство часовни известно из предыдущей церкви с 1439 года и было расширено в 1959 году, включив в него Семь скорбей Марии.

Алтарь оригинальной барочной мебели был удален в ходе очистки в 1860 году и перенесен во Фрауенкимзее, чтобы служить там главным алтарем. Из барочного ансамбля сохранилась только картина пределле Якопо Амигони, изображающая убийство детей в Вифлееме (1717–1720). Он висит на западной стене.

Главный запрестольный образ представляет собой изображение темы Ecce-Homo 1599 года. Он был подарен мюнхенским патрицием Францем Фюллем фон Виндахом и происходит из алтаря Ecce-Homo сломанной арки Бенно.

Как это свойственно маньеризму, картина забита большой толпой, предметы в осмысленных, неестественных (манерных) позах. Колорит так же типичен для этой поздней фазы Возрождения. Подпись картины уже невозможно расшифровать, но сегодня она приравнивается к Иоганну Роттенхаммеру. Он также создал верхнее изображение, изображающее Иова. Это должно быть истолковано здесь как предвоплощение Христа, который должен страдать так же, как Иисус в основной картине. Пределла принадлежит ученику Роттенхаммера и изображает святых Бернхарда, Дионисия, Эгидия, Юстину и Софию.

Роттенхаммер также создал две узкие картины, принадлежащие ансамблю, на которых изображены одноименные покровители жертвователей, св. Франциск Ассизский и Варвара и позднеготическая фигура св. фланг Блез. Фигура относится к другому покровительству часовни. Уцелевшие части бронзовой эпитафии прикреплены к столбу напротив часовни. Эпитафия была заказана в 1614 году личным врачом герцога Якобом Бурхардом († 1618) для себя и своей семьи у Ганса Крамппера.

Часовня св. Себастьян и Агнес
Часовня традиционно была местом захоронения Священнического Общества. Об этом свидетельствует эпитафия с несколькими бронзовыми рельефами на северной стене. Рельефы были созданы Гансом Крамппером в 1620 году и изображают Мадонну в защитном плаще, страдальца Иова, пророка Еноха и евангелиста Иоанна.

Запрестольный образ изображает Христа на кресте в типе «одинокого креста», окруженного пустынным, одиноким и темным пейзажем. В этом особенно выделяется сияющее тело Иисуса. Картина приписывается Антониу ван Дейку и датируется первой половиной XVII века. Картина была приобретена митрополичьим капитулом в 1821 году после учреждения архиепископии. На алтаре находится чудотворный образ Mater dolorosa (Матери Скорбящих), который восходит к периоду барокко и является копией чудотворного образа в церкви Герцогской больницы. Изображение на западной стене происходит от бывшего алтаря Петра сломанной арки Бенно. На нем изображено распятие Петра, и он исходит от рук венецианской площади Космо. На верхнем овальном изображении изображен благословляющий Христос, нарисованный Гансом Крумпером. Обе картины были созданы около 1604 года и написаны в манере позднего маньеризма.

Витраж в часовне составлен из двух разновозрастных штоков. В нижней части находятся св. Изображены Михаил и Николай, над ними св. Варфоломей и Вольфганг. Эти стекла датируются после 1468 года. Верхняя часть витража датируется примерно 1390 годом, то есть из старой церкви, и изображает сцены из Страстей Христовых.

Бывшая часовня Андреаса, сегодня вход в ризницу.
Первая часовня в амбулатории изначально была посвящена апостолу Андреасу. Однако с момента постройки Бенносакристи в начале 17 века в нем не было алтаря. Живописные работы позднеготического крылатого алтаря мастера фон Рабендена и картины Яна Полака находятся в новом алтаре 1994 года в часовнях Михаила, Флориана и Себастьяна в амбулатории. Вместо алтаря теперь есть большая неоготическая каменная эпитафия архиепископу Грегору фон Шерру (1856–1877) работы Пола Сейера. Фон Шерр организовал перестройку церкви в неоготическом стиле. Барельеф на противоположной стене, изображающий смерть Марии, был создан около 1500 года.

Бывший главный запрестольный образ Петра Кандида на северной стене, завершенный в 1620 году, изображает Успение Богородицы.Наряду с картинами Питера Пауля Рубенса для Нойбурга, Фрайзингского собора и Мюнхенской церкви августинцев, это один из самых важных алтарей этого время на юге Германии. Также говорят, что это самая большая картина на деревянном фоне. Картина разделена на две области: внизу изумленные апостолы стоят вокруг пустого гроба Марии, а вверху Христос принимает и венчает свою мать в кругу ангелов. Окно над алтарной картиной, спроектированное Максом Лахнером в 1965 году, изображает апокалиптическую женщину.

Екатерининская часовня
Даже решетка часовни со знаком сломанного колеса отсылает к святому покровителю св. Екатерины Александрийской, которая также существовала в прежней церкви на том же месте. Врач Питер Лампартер пожертвовал этой часовне постоянную стипендию в 1446 году. Гильдия ювелиров получила часовню в новом здании и обязалась в будущем оборудовать ее. Поэтому богатая комплектация традиционно взбудоражила. Поскольку она получила право на погребение в часовне в 1692 году, вдова Катарина Дукатин подарила новый запрестольный образ с изображениями Андреаса Вольфа. В 1960 году в рамках Всемирного евхаристического конгресса остензорий с реликвией из рук св. Пия X., который теперь встроен в реликварий в северной стене часовни. Главный образ алтаря изображает легендарное перенесение мощей св. Екатерины Александрийской на Синай видели сквозь ангелов. Головы святых лежат на ткани и поднимаются путти, тела — другими ангелами. На верхнем рисунке изображены святые второстепенные покровители Петр и Варфоломей, пределла св. Урсула и Кэтрин.

Витраж содержит стекла примерно 1430 года из двух разных окон предыдущей церкви. Четыре верхних происходят от Богоявления, работы которого также можно увидеть в других местах церкви. Перед нижней, замурованной частью окна висит верхняя картина из бывшего главного алтаря Петра Кандида, изображающая Бога Отца, а также пределла со сценой Благовещения.

Часовня св. Сама Анна и Георг из Братства Хоф
Часовня является фондом Виттельсбахов и уже имела аналог в предыдущем здании. В 1437 году герцог Эрнст и его жена Элизабет Висконти (незаконнорожденная дочь герцога Миланского) основали вечную мессу. Замковые камни хранилища относятся к этим двум. На них показаны ромбы Виттельсбаха и «пожиратель мандл», длина стола Вискона. В 1473 и 1481 годах фундаменты были дополнены. Придворное братство было основано в 1496 году. Около 1510 года Вильгельм IV заказал новый запрестольный образ у придворного художника Ганнсена. Не сохранившаяся настенная роспись (также выполненная мастером Ганнсеном) и выдающиеся деревянные фигуры в натуральную величину работы известных мастеров поздней готики, вероятно, также происходят из этого заказа. В 1512 году первый ректор Иоганнес Нойхаузер пожертвовал бенефицию. Нейхаузер, сводный брат Альбрехта IV, был влиятельной фигурой в придворном братстве. В 1630 г. готический алтарь был заменен на барочный с росписью Ульриха Лота, который после реставрации снова установили.

Окно часовни частично замуровано. Стеклянная картина в верхней части со сценой Благовещения была создана около 1500 года и является мюнхенской работой. Перед добавленной частью стоит св. Трое самой Анны свисали со свода. Он исходит от Стефана Ротталера, который создал его между 1515 и 1520 годами. Тип самой Анны показан здесь как типичный для области к северу от Альп, поскольку мать Анна кажется намного крупнее Марии и Иисуса. Младенец Иисус на руках Марии держит яблоко в знак того, что Христос — новый Адам. Мария стоит у ног Анны и держится за ее платье. Оба стоят на облаке, поднятом путти. Деревянная фигура золотая, за исключением телесных тонов. Под ней деревянные фигуры св. Рассо (слева) и Георг (справа). Оба носят позднеготические доспехи и очень длинные копья. Рассо тоже держит табличку, Георг стоит на драконе, который тут совсем маленький. св. Rasso — произведение Мастера Рабендена, св. Георгия Ганса Лейнбергера. Оба были созданы около 1520 года. Неоготический смертельный щит графа Прейсинга под статуями датируется 19 веком. На западной стене шедевр Ганса Лейнбергера, фигура св. Кристофер (около 1525 г.). Первоначально он происходил из монастыря Пюттрих, которого сегодня больше не существует. Там она стояла на фасаде на всеобщее обозрение, так как говорили, что вид св. Спасти Кристофера от внезапной смерти. Фигура Христофора несет на плече младенца Иисуса. В правой руке она держит длинную палку. Одеяние Кристофера чрезвычайно тронуто и искривлено, как будто сквозь него дует ветер, как и плащ Иисуса. Запрестольный образ Ульриха Лота показывает, как св. Джордж убивает дракона. На заднем плане принцесса, которую, по легенде, он спас. На пределле изображена святая императорская чета Генрих и Кунигунде.

Таинственная часовня
Сегодняшняя Часовня Таинств расположена в бывшей готической ризнице. Это замкнутое пространство, вставленное в нижнюю половину часовни. Поскольку помещение выступает наружу, как сегодняшняя Бенносакристи, оно почти квадратное, в отличие от всех других часовен. В то же время была создана галерея, вставив это замкнутое пространство в верхнюю половину часовни. Как и главный портал, вход в Часовню Таинств выполнен в виде каменного портала. Только здесь вместо двух фигур на полуколоннах размещены две вершины. Портал был поврежден во время войны и оставлен в таком состоянии. Слева от портала находится дверь, ведущая в галерею. Знак убежища встроен над дверью, как и на главном и северо-западном порталах, за исключением того, что этот еще имеет цветную версию. Эпитафия первого настоятеля монастыря Иоганна Нойхаузера († 1516 г.) прикреплена между лестницей и порталом вместе с соответствующей купелью со святой водой. Положение эпитафии предназначалось для каноников, чтобы почтить память Нейхаузера, когда они вернулись с хоровой молитвы. На эпитафии из красного мрамора, которую часто можно найти в церкви, изображен ванитас, скелет, поедаемый червями и другими существами.

Эпитафия настоятелю монастыря Филиппу Доберейнеру († 1576) на другой стороне портала представляет собой чрезвычайно тонкое и качественное произведение маньеризма.В ее украшенной завитками раме две небольшие картины. В левой и правой части кадра колоннами служат две фигуры. В верхней части рамы находится Распятие, слева от него Мария на капители колонны внизу, справа от него св. апостол Иоанн. В нише под крестом находится скульптура отдыхающего Христа. Наконец, в нижней части рамы можно увидеть череп, также символ быстротечности. Вся рамка окрашена.

В корпусе больших автоматических часов на разделительной стене между причастной часовней и часовней Святого Себастьяна, вероятно, находится самый старый действующий картинный автомат. На самом корпусе часов два льва держат небольшой циферблат. Над ними сидит петух (добавлен в первой половине 18 века). Машину венчают четыре маленькие и одна большая вершины. Над передним циферблатом три фигуры: Бог Отец и под ним Иисус и Мария. В определенное время дня Бог двигает мечом, который держит, в то время как Христос и Мария молятся за людей у ​​его ног. Фигуры были созданы около 1500 года и приписываются Эразму Грассеру. Футляр также украшен двумя бюстами пророков в нижней части лицевой стороны и расписными цветочными мотивами со всех сторон. Сооружение дополнялось в 17, 18 и 19 веках или адаптировалось по вкусу того времени. Первоначально часы использовались для отображения времени молитв канонам. Сегодня он все еще звонит в 12 часов для хоровой молитвы, в результате чего скульптуры также перемещаются.

Барочный запрестольный образ «Святое небо» на западной стене галереи датируется XVII веком. Картина Каспара Готфрида Штубера «Святой Вольфганг» 1715 года на восточной стене изначально была потолочной росписью часовни с северной лестницей. Стеклянное окно в галерее с мотивами из жизни Марии было спроектировано Джозефом Эберцем в 1931 году и реконструировано в 1957 году после того, как оно было разрушено во время войны. Таинственная часовня предназначена исключительно для безмолвной молитвы. Здесь также проходят мессы по будням.

Окно на задней стене квадратной комнаты с поперечными ребрами объединяет несколько готических витражей: внизу в центре находится вотивное окно Каспара Барта, написанное Якобом Кистенфигером в 1518 году, на котором Барт вместе с Анной Третьей и св. Арсация можно увидеть. Слева диск гильдии винных таверн, а справа фрагмент изображения Корня Иессея. Обе части были созданы около 1500 года и изначально находились в церкви Св. Сальватора. Над этим два изображения мученичества Екатерины Александрийской, чудо колеса (колесо, которым она должна быть замучена, разрушено молнией, которая поражает ее в ответ на молитву, убивая сразу 4000 язычников) и ее последующие обезглавливание. Эта картина на стекле также была сделана в Мюнхене около 1500 года и первоначально находилась в церкви Сальваторкирхе. В конце окна Христос восседает на троне как пантократор, опять же приписываемый Якобу Кистенфигеру. Интерьер церкви был создан Максом Фаллером в 1984 году. Каменная фигура Искупителя слева от окна была создана около 1450 года в Мюнхене. Он до сих пор сохранился в своем первоначальном виде.

Michaels-, Florians- и Sebastianskapelle хорлевитов
Решетка алтаря первой из хоровых капелл имеет отсылку к Св. Себастьян арбалет. Как и во всех других хоровых капеллах, к решетке алтаря до сих пор прикреплены стилизованные усики роз.

Так называемое «окно-легенда», созданное около 1490 года, изначально использовалось в пятипанельном окне. Сегодня он находится в часовне Руперта. Кроме того, в часовне находился крылатый алтарь в стиле поздней готики 1491 года с фигурами покровителей часовни. Этот алтарь был продан Шмидхэму недалеко от Варнгау в 1696 году. Его заменил запрестольный образ в стиле барокко с изображением тех же святых. Этот алтарь был подарен Себастьяном Хёгером и выполнен скульптором Андреасом Файстенбергером. Из работы Файстенбергера тоже только монументальная фигура св. получил Себастьян. Фигура св. Себастьяна сейчас висит на правой стене часовни рядом с четырьмя позднеготическими панелями с изображением Страстей Яна Полака (около 1510 г.). Напротив него на северной стене висят сохранившиеся крылья неоготического алтаря Воскресения работы Макса фон Виднманна 1863 г., разрушенного в 1945 г. и подаренного мюнхенским магистратом. помазание тела Иисуса (сцена Noli-me-tangere) и явление Иисуса на пути в Эммаус.

Новый главный ретабль был создан в 1994 году по образцу усыпальницы алтарей Михаила, Флориана и Себастьяна и содержит фигуры и картины бывшего алтаря Андреаса из одноименной часовни, которая располагалась на месте сегодняшнего вход в ризницу.

Росписи алтаря 1513 года выполнены Яном Полаком, фигуры - Мастером фон Рабенденом. Первоначально предназначенный для церкви Св. Николая ауф-дем-Хаберфельда, боковой церкви прихода, алтарь был перенесен во Фрауэнкирхе, когда он был снесен в конце 16 века, где он находился до 19 века. Затем его разобрали, потеряв первоначальную святыню. Части были повторно собраны для реставрации и нового оборудования церкви. Стилистически алтарь знаменует собой переход от поздней готики к ренессансу - готические элементы полностью слились с растительными элементами (например, ветвями раки).При раскрытии алтарных створок фигуры апостола Андрея, Св. Рассо, витязь и святой отшельник Онуфрий Великий. св. Андреас восседает на троне посередине и держит свой атрибут, Андреевский крест, а также книгу. Рассо стоит слева от него, держит флаг с баварскими ромбами. Онуфрий покрыт чем-то вроде меха в знак своего отшельничества. В одной руке он держит крест со свисающим с него колокольчиком, а в другой — посохом. Он также носит корону, указывающую на его благородное происхождение.

На раскрытых крыльях изображены рельефы со сценами из Страстей Христовых. Вверху слева Иисус молится в Гефсиманском саду, внизу его бьют. Справа вверху показано, как солдаты бьют его палками, ниже которых он проваливается под крест. В закрытом состоянии створки показывают изображения из жизни св. Андреас: вверху слева Максимилла, жена правителя Эгея, которого он по преданию обратил в Патрах, справа спор между ним и Эгеем, которого он не смог обратить, внизу слева бичевание по велению воевода и внизу справа распятие х-образным крестом и его легендарная двухдневная проповедь церкви. К неподвижным крыльям прикреплены рельефы Рассо и Онуфрия. На пределле запрестольного образа изображено Благовещение Господне.

Нынешнее окно часовни было установлено в 1955 году и состоит из различных старых стекол, в т.ч. B. Части оригинального главного окна хора - так называемого герцогского окна - и окна Асталлера, подаренные в 1395 году тогдашним мэром Асталлером.

Часовня Архиепископа Пресвятой Богородицы Альтеттингской
В капелле главного хора находится чудотворный образ бывшего архибратства Богоматери Альтеттингского, основанного герцогами. Фигура, изображающая Марию с младенцем, сделана из слоновой кости и одета в дорогое платье. Мария и Иисус также носят короны, сужающиеся друг к другу. Чудотворный образ находится в стеклянной раке на задней стене часовни, перед ним две сохранившиеся скамьи из инсталляции Игнаца Гюнтера.

На левой стене часовни висит панно с изображением защитного плаща Мадонны. Картина была подарена богатой патрицианской семьей Зенфтль в начале 16 века. На картине Мария одета в платье с узором из колосьев (этот вид иконографии поэтому еще называют Мадонной колосьев). Ангелы расстилают широкий плащ Марии над человечеством, стоящим под ним на коленях. Духовенство (представленное священниками, монахами, епископами, кардиналами) преклоняет колени справа, а светские классы (граждане, патриции и т. д.) слева. В правом углу также можно увидеть донорскую пару с детьми и фамильный герб. Слева мольба к Марии. Перед правой стеной часовни находится каноническая эпитафия XVIII века, приписываемая Роману Антону Боосу. Плачущий путто сидит на надгробии, опираясь на череп.

Витраж представляет собой единое целое и показывает три сцены из жизни Марии. Это крупная работа Петера Хеммеля фон Андлау, одна из самых ценных в Фрауэнкирхе. Он был подарен в 1493 году советником Вильгельмом Шарфзандтом для часовни Руперта. С 1955 года он встроен в капеллу главного хора. В первых двух рядах окна Христос стоит посередине в образе Скорбящего человека, справа св. Матиаса-основателя, его герб можно увидеть на ребре, слева от собора Святого Петра. Томас жена жертвователя, ее герб изображен на левом краю. В следующих двух строках основатель (архи)епархии Зальцбурга св. Руперт Зальцбургский в полном облачении епископа. Он окружен большим количеством людей, действие происходит в готической сакральной архитектуре. Сцена обрамлена ажурной архитектурой золотого цвета. В этом святой Мария Магдалина, Агнесса и Урбан I. видеть. Представление Господа следует в восьмой и девятой строках. Здесь Иисуса показывают священнику над жертвенником для обрезания. Эта сцена окружена серебряным узором. В нем три святые девы: Доротея, Аполлония и Урсула. 14-й и 15-й разделы показывают рождение Христа. Ребенок лежит на пальто матери, оба родителя поклоняются ему. Семья находится в комнате с видом на пейзаж на заднем плане. Здесь узор снова золотой, святые внутри — Георгий, Варвара, Иоаким и Екатерина Александрийская. Завершающим образным изображением является сцена Благовещения, над которой усики уходят в узор окна.

 

Часовня Жертвоприношения Девы Марии

Святой покровитель часовни напоминает о Жертве Девы Марии, которая была передана только через апокрифы, т.е. ЧАС. их приношение в иерусалимском храме. После введения в церкви римского обряда в начале XVII века в часовне был устроен таинственный дом. Он оставался там до тех пор, пока в 1984 году не была построена сегодняшняя Святая часовня.

В центре капеллы находится крылатая ретабло с центральным изображением так называемого «Мюнхенского собора Распятия». Распятие около 1440 года происходит из предыдущей церкви. В прошлом его часто приписывали мюнхенскому городскому художнику Габриэлю Англеру (ок. 1405–ок. 1470), но, вероятно, он был сделан неизвестным художником. Центральная часть и четыре панели внешних крыльев объединены в этом новоиспеченном алтаре, четыре внутренние панели крыльев сейчас находятся в музее. На главной панели изображено распятие, которое также дало название рередо. В нимбах траурной группы на переднем плане, состоящей из св. Вероники, Богородицы, св. Иоанна Богослова, Марии Магдалины и неизвестного святого, следует читать слова: «Мария, помоги нам из нужды нашей чрез горькую смерть сына Твоего». Четыре крыла картины, обрамляющие основную картину, представляют собой черно-белые копии оригиналов, которые были модернизированы в 1993 году художником Дитрихом Штальманном. В закрытом состоянии Великого поста в алтаре представлены четыре изображения, на которых изображено Благовещение в левом верхнем углу, рождение в зимнем пейзаже в левом верхнем углу, молитва на Елеонской горе перед предательством Иуды в левом нижнем углу, и захоронение внизу справа.

В пределле алтаря находится серебряный рельеф реликвария (мощи снова находятся в Ильммюнстере) св. — признался Арсациус. Святыня стояла на крестовом алтаре, который в готический период располагался перед алтарем. Эта важная работа из Мюнхена была сделана в 1496 году ювелиром Гансом Леффлером. Святой изображен лежащим в архиерейских регалиях. Легенда гласит, что Арсаций был епископом Милана, куда он, как говорят, принес реликвии волхвов и бронзового змея Моисея - решетка часовни украшена змеей на колонне, намекая на это.

На северной стене часовни висит «Коронация Марии на небесах» Иоганна Роттенхаммера (около 1605/6), а на противоположной стене — обретение истинного креста св. Елена прилагается. Обе картины раньше были запрестольными образами в соседней снесенной так называемой лестничной часовне. Также есть серебряная фигура св. Йозеф , скульптура в стиле барокко (около 1680/90 гг.) работы Франца Кесслера, отражающая расцвет поклонения Иосифу в то время.

Особым сокровищем являются также стеклянные росписи в этой часовне - пятистворчатое окно Heilsspiegel, подаренное в 1480 году герцогом Зигмундом, которое включает в себя два более старых цикла окна Богоявления и "красно-зеленые Страсти" (оба около 1430 года и до сих пор из старой церкви). Зеркало Спасения было популярным в 15 веке священным произведением, в котором сочетались сцены из Ветхого и Нового Заветов.

 

Часовня Руперта

В 1473 году мюнхенский патриций Вильгельм Шарфзандт пожертвовал алтарь и постоянную мессу для этой часовни. Он посвящен Руперту Зальцбургскому. Он является святым покровителем Зальцбургской архиепископии, чья суфражистская епархия была епархией Фрайзинга до секуляризации. В 1493 году были добавлены стеклянные картины Петера Хеммеля фон Андлау, которые с 1955 года находятся в главной хоровой капелле.

Украшение окна
Беннопортал
В окне над порталом размещены ценные фрагменты витражей 1430, 1512 и конца XVI века. Под окном находятся позднеготические изображения Марии с младенцем и Искупителя (повторение сюжета) примерно 1440 года, которые были перемещены внутрь Фрауенкирхе, чтобы защитить их от выветривания. Обе фигуры очень нежные и хрупкие и привержены мягкому стилю. Справа от портала находится памятный камень 1942 года Пию XII, который, судя по камню, несколько раз служил мессу нунцием в Мюнхене. Он был сделан к серебряному юбилею Пия.

Портал Сикста
Над порталом Сикста находится стеклянная картина «Ангелы, охраняющие землю», работа Карла Кнаппе 1961 года. Справа от двери находится встроенная в стену эпитафия кардиналу Йозефу Венделю (автор Ганс Виммер), слева — рельеф из песчаника. с начала 16 века Марии и Св. Показывает Маргарету и Аполлонию.

Портал Арсатиуса
Над порталом Арсатиуса находится витраж, на котором изображены гербы Михаэля фон Фаульхабера и кардинала Йозефа Венделя, архиепископов, которые восстановили и изготовили Фрауэнкирхе после войны.

Кенотаф Людвига Баварского
В западном конце южного прохода находится кенотаф императору Людвигу Баварскому, умершему в 1347 году, работы Ганса Крамппера с 1622 года. Кости Людвига находятся не в этой мнимой могиле, а в склепе. В хоре предыдущего здания Людвиг Баварец построил высокую могилу для себя и своей первой жены Беатрикс фон Шлезиен-Швайдниц у императорского алтаря (осталось за хором у входа в склеп). Герцог Альбрехт IV заменил его в ходе строительства нового здания. Около 1468 года правящая чета была перезахоронена. Над могилой соорудили могилу. Весь комплекс был реконструирован в 1622 году по приказу Максимилиана I, курфюрста 1623 года, Гансом Крамппером и первоначально располагался в середине высокого хора до 1860 года. Затем его несколько раз перемещали и, наконец, в 1962 году поставили на его нынешнее место. В 1980-х годах кенотаф был восстановлен с помощью Фонда Мессершмитта.

Внутри футляра с окошком из полированного черного известняка находится позднеготическая мемориальная доска из красного мрамора императору Людвигу, важному позднеготическому каменщику из Мюнхена работы Ганса Хальднера. Он разделен на небесную и земную сцену: Людвиг восседает на небесах со знаками правления, а под ним примиряются герцог Эрнст и его сын Альбрехт III. после спора об Агнес Бернауэр (у Эрнста утонула любовница Альбрехта, дочь парикмахера из Аугсбурга). В какой-то степени Людвиг выступает здесь арбитром. Таким образом, эта сцена должна стать образцом для семьи Виттельсбахов и напомнить им об их великих предках.

Бронзовые фигуры великолепного футляра изображают герцога Вильгельма IV (1508–1550) с западной стороны и Альбрехта V (1550–1579) с восточной стороны. На Вильгельме меховой капюшон, бриджи до колен и туфли с коровьим ртом, на Альбрехте мантия и цепь рыцаря Ордена Золотого Руна, в правой руке он держит обнаженный меч. Фигуры включают путти по углам кенотафа, на которых изображены их гербы и гербы их жен. На футляре сидит гений доброго правления в мире, лицом к северу, в лавровом венке, со скипетром и державой. На юге лежит гений хорошего правления на войне с обнаженным мечом. Они показывают идеал правления Максимилиана. Императорская корона на подушке между ними венчает кенотаф. Он был призван не только увековечить императорское достоинство Людвига, но и подчеркнуть притязания Максимилиана на власть. Четыре коленопреклоненных знаменосца, стоящие вокруг и охраняющие кенотаф, предназначались для запланированного памятника герцогу Вильгельму V и его жене в Михаэльскирхе, но он не был установлен. Бронзовые черепа и кости, прикрепленные к футляру, напоминают о человеческой быстротечности.

Витраж под тем же ярмом посвящен Всемирному евхаристическому конгрессу, состоявшемуся в Мюнхене в 1960 году. Надгробие Йорга фон Гальсбаха († 1488 г.), его портрет и портрет строителя конструкции крыши Генриха фон Штраубинга Яна Полака и надгробие слепого придворного музыканта и органиста Конрада Пауманна († 1473 г.) расположены на Стена между кенотафом и вестибюлем.

 

Склеп

Нынешний склеп был создан в 1971 году путем понижения уровня хора, более крупный склеп был создан после реконструкции, связанной с войной. Комната выдержана в чистоте благодаря открытым кирпичным стенам и потолку с бетонными балками.

Могилы семьи Виттельсбахов
При перепланировке нижней церкви гробы семьи Виттельсбахов, захороненных во Фрауэнкирхе, были перенесены в новые стенные ниши и замурованы за могильными плитами. Некоторые из похороненных здесь людей ранее были похоронены в других местах, например, члены дома Вартенбергов, ветви семьи Виттельсбахов.

Родоначальник дома Вартенбергов, герцог Фердинанд Баварский, пожертвовал церковь св. Николая Толентино и св. Себастьяна вместе с фамильным захоронением в Мюнхене, где нашли свое последнее пристанище его жена и большинство его потомков. место. Сам герцог Фердинанд был похоронен во Фрауэнкирхе после своей смерти в 1608 году. После того, как церковь Св. Николая Толентино и Св. Себастьяна была осквернена и продана с аукциона в 1807 г., король Максимилиан I Иосиф в 1808 г. издал указ о переводе 24 членов семьи Вартенбергов, похороненных там, во Фрауэнкирхе; В 1823 г. они были перезахоронены здесь в новых гробах.

На входной стене нижней церкви надписи напоминают о следующих захороненных здесь Виттельсбахах (правители выделены):
Беатрикс Силезская-Швейдницкая, герцогиня Баварская, римская королева (* ок. 1290; † 24 августа 1322) - (первая жена короля Людвига IV.)
Император Людвиг IV Баварский (* 1282; † 11 октября 1347)
Герцог Людвиг (* 1347; † 1348)
Елизавета, герцогиня Баварская (* ок. 1309; † 21 марта 1349) — (первая жена герцога Стефана II.)
Принцесса Агнес Баварская († 11 ноября 1352 г.), заклейменная Клариссин.
Герцогиня Маргарет, герцогиня Хорватская (* 1325; † 1360)
Людовик V, маркграф Бранденбургский, герцог Верхней Баварии (* 1315, † 18 сентября 1361)
Стефан II, герцог Баварии (22 декабря 1316 г. - 13 мая 1375 г.)
Маргарет, герцогиня Баварская (*1333, † 19 сентября 1377) - (вторая жена герцога Стефана II.)
Иоанн II, герцог Баварско-Мюнхенский (* 1341, † 8 августа 1397)
Герцогиня Елизавета Баварско-Мюнхенская (* 1374, † 2 февраля 1432)
Вильгельм III, герцог Баварско-Мюнхенский (1375 - 12 сентября 1435)
Эрнст, герцог Баварско-Мюнхенский (* 1373, † 2 июля 1438)
Адольф, герцог Баварско-Мюнхенский (7 января 1434 - 1441)
Принцесса Варвара (9 июня 1454 — 24 июня 1472), Кларисса
Герцогиня Сусанна (15 июля 1499 - 1500)
Зигмунд, герцог Баварско-Мюнхенский (26 июля 1439 г. - 1 февраля 1501 г.)
Герцогиня Сидония (1 мая 1488 г. - 27 марта 1505 г.)
Альбрехт IV, герцог Баварско-Мюнхенский (15 декабря 1447 г. - 18 марта 1508 г.)
Кунигунде Австрийская (16 марта 1465 - 6 августа 1520) - (первая жена герцога Альбрехта IV)
Герцог Вильгельм (17 февраля 1529 — 22 октября 1530)
Герцогиня Сюзанна (2 апреля 1502 г. - 23 апреля 1543 г.)
Вильгельм IV, герцог Баварии (13 ноября 1493 г. - 7 марта 1550 г.)
Эрнст, администратор Зальцбурга и Пассау, залог графства Глатц (13 июня 1500 г. — 7 декабря 1560 г.)
Альбрехт V, герцог Баварии (29 февраля 1528 г. - 24 октября 1579 г.)
Герцогиня Якобаа Мария (25 июня 1507 г. - 16 ноября 1580 г.)
Герцогиня Анна Австрийская (7 июля 1528 - 16 октября 1590) - (жена герцога Альбрехта V)
Герцог Филипп Вильгельм, кардинал, архиепископ Регенсбурга (22 сентября 1576 г. - 18 мая 1598 г.)
Герцог Фердинанд (20 января 1550 г. - 30 января 1608 г.)
Герцогиня Максимилиана Мария (4 июля 1552 - 11 июля 1614)
Мария Петтенбек (5 февраля 1573 г. - 5 декабря 1619 г.) - (жена герцога Фердинанда)
Граф Альберт фон Вартенберг (3 мая 1601 г. - 6 декабря 1620 г.)
Герцогиня Мария Рената (3 августа 1616 г. - 1 марта 1630 г.)
Герцог Карл Иоганн Франц (10 ноября 1618 г. - 19 мая 1640 г.)
Графиня Анна Юлиана фон Вартенберг (* 1611, † 8 июля 1650)
Графиня Мария Клаудия фон Вартенберг (26 мая 1632 г. - 27 июля 1663 г.)
Граф Фердинанд Эрнст фон Вартенберг (20 мая 1630 — 1 сентября 1675)
Граф Фердинанд Марквард фон Вартенберг (25 мая 1673 г. - 4 апреля 1730 г.)
Принцесса Мария Анна Каролина (* 4 августа 1696 г., † 9 октября 1750 г.), Клариссин
Принцесса Нотбурга Каролина Мария (19 марта 1883 г. - 24 марта 1883 г.) - (дочь короля Людвига III.)
Принцесса Дитлинда Мария Терезия (2 января 1888 г. - 14 февраля 1889 г.) - (дочь короля Людвига III).
Принц Вольфганг (2 июля 1879 г. - 31 января 1895 г.) - (сын короля Людвига III)
Мария Терезия Австрийская-Эсте, королева Баварии (2 июля 1849 — 3 февраля 1919) — (жена короля Людвига III.)
Людвиг III, король Баварии (7 января 1845 г. - 18 октября 1921 г.)
Принц Карл (1 апреля 1874 г. - 9 мая 1927 г.) - (сын короля Людвига III.)
Принцесса Хильдегард (5 марта 1881 — 2 февраля 1948) — дочь короля Людвига III.

Алтарь и гробницы епископов
Перед западной стеной склепа стоит простой алтарь. На алтаре изображена серия экспрессионизма «Страсти» Карла Каспара. Он был создан в 1916/17 годах. Центральное изображение - пьета; она ссылается на причитания матерей, оплакивающих своих сыновей, погибших на войне. Умершие с 1952 года архиепископы Мюнхенский и Фрайзингский погребены в стенных нишах за могильными плитами слева от алтарного ансамбля:
Кардинал Михаэль фон Фаульхабер (5 марта 1869 г. - 12 июня 1952 г.; архиепископ 1917–1952 гг.)
Кардинал Джозеф Вендель (27 мая 1901 г. - 31 декабря 1960 г.; архиепископ 1952–1960 гг.)
Кардинал Юлиус Дёпфнер (26 августа 1913 г. - 24 июля 1976 г.; архиепископ 1961–1976 гг.)

Главная могила
Посередине южной стены склепа есть доступ к капитальному склепу, в котором в боковые стены встроено около 100 могил монастырских каноников и мюнхенских патрициев, а также дворян с конца XVII века. До 1917 года здесь также хоронили архиепископов. Гробница ордена обычно закрыта для публики.

 

Органы

Всего в соборе четыре органа, построенных Георгом Яном из Аллкофена (Лабервайнтинг/Нижняя Бавария).

На западной галерее находится главный орган с 95 упорами 1994 года (с двумя 4-ручными консолями: механической консолью за Rückpositiv и подвижной электрической консолью на нижней хоровой галерее). В южном проходе на уровне хора расположен хоровой орган (Andrea organ) с 36 регистрами 1993 г. На нем можно играть как с 3-мануальной механической консоли, так и с двух 4-мануальных консолей главного органа.

Оба органа, имеющие в общей сложности 131 регистр и 9833 трубы, образуют самую большую систему органов в Мюнхене.

В Таинской капелле находится двухмануальный орган, построенный в 1985 году и имеющий одиннадцать регистров (только с деревянными трубами). В соборе также есть сундук с пятью регистрами 1981 года.

органисты
Авраам Виссрайтер, 1576–1618 гг.
Ганс Лебенхаузер, 1618–1634 гг.
Антон Рейдакс, 1634–1676 гг.
Иоганн Кернер, 1676–1699 гг.
Иоганн Пруннер, 1699–1713 гг.
Макс Вайсенбёк, 1713–1728 гг.
Джозеф Мамертус Фальтер, 1728–1784 гг.
Франц Антон Штадлер, 1792–1846 гг.
Каэтан Штадлер, 1846–1899 гг.
Карл Людвиг Циглер, 1899-1901 гг.
Йозеф Шмид, 1901-1944 гг.
Генрих Висмейер, 1945-1969 гг.
Франц Лерндорфер, 1959-2002 гг.
Виллибальд Гуггенмос , с 2001 по 2004 год (органист собора по совместительству)
Майкл Хартманн, с 2002 по 2003 год (временно исполняющий обязанности органиста)
Ганс Лейтнер, 2003–2021 гг.
Мартин Вельцель, с 2021 по 2022 год (заместитель соборного органиста)
Рубен Штурм, с 1 сентября 2022 г.

 

Колокола

Колокола Мюнхенского собора являются одним из самых ценных исторических колокольных ансамблей в Германии благодаря сохранившимся пяти средневековым и двум барочным церковным колоколам. считается одним из самых красиво звучащих колоколов средневековья во всей Европе.

Реликвии
В Фрауэнкирхе мощи св. Епископ Бенно фон Мейсен, которого почитают как покровителя города Мюнхена. Святыня ежегодно совершается на вечерне в день памяти св. Бенно провел процессию через собор в июне.

Разнообразный
Церковь внесена в список памятников Баварии как памятник под номером D-1-62-000-1808. В 1994 году Deutsche Bundespost выпустил специальную марку номиналом 100 пфеннигов в ознаменование 500-летия.

С 1 сентября 2014 года Ханс-Георг Платчек является приходским священником в Альтер-Петер; в то же время он принял пасторство во Фрауенкирхе в качестве администратора на постоянной основе.

В северной башне Фрауэнкирхе расположены многочисленные телекоммуникационные системы. Ретрансляционная радиостанция, ранее использовавшаяся БНД, с тех пор была удалена.

Богослужения регулярно транслируются в прямом эфире из Мюнхенского собора: Мюнхенское церковное радио транслирует Святую Мессу на DAB + в столичном районе Мюнхена с понедельника по пятницу в 17:30 и в воскресенье в 10:00; Кроме того, отдельные богослужения будут транслироваться в виде прямой видеотрансляции на веб-сайте Мюнхенской и Фрайзингской архиепископии.