Церковь Святого Луки, Мюнхен, Германия

 

Описание

Евангелическо-лютеранская приходская церковь Святого Луки, также известная как Лукаскирхе, была третьей евангелическо-лютеранской церковью, построенной в Мюнхене. После того, как первые две евангельские церкви были названы в честь евангелистов Матфея и Марка, они получили имя евангелиста Луки, продолжая эту традицию. Церковь была построена в 1893-1896 годах по проекту Альберта Шмидта. Церковь Святого Луки — единственная почти полностью сохранившаяся евангелическая историцистская церковь в Мюнхене. Он также известен как «протестантский собор» из-за его возвышающегося пересекающегося купола, двух фланговых башен и огромного интерьера.

 

История

Постоянное увеличение числа членов церкви означало, что две существующие евангелическо-лютеранские приходские церкви Св. Матфея и Св. Марка быстро стали слишком маленькими. Еще в 1893 году протестантские службы проводились еще в трех местах в Хайдхаузене, Швабинге и Нойхаузене. В этом отношении третье здание протестантской церкви было неизбежным.

Северная оконечность Коленинзеля, нынешний Музейный остров, предназначалась для строительства. Там должна была быть построена скромная церковь. Поскольку баварская правящая семья была обеспокоена явным преобладанием католиков в Мюнхене, другим христианским конфессиям были предоставлены только строительные площадки, которые не могли сформировать городской пейзаж; единственным исключением из этого правила была церковь Святого Матфея, снесенная в 1938 году.

Управление строительства евангелическо-лютеранской церкви этим не удовлетворилось. Таким образом, удалось убедить принца-регента Луитпольда и правительство Верхней Баварии в том, что проект Шмидта, одобренный принцем-регентом и правительством Верхней Баварии, требует большей строительной площадки, чем на Коленинзеле. В то же время руководство церковного строительства утверждало, что для целей евангелической конгрегации будет достаточно более простого здания и что затраты на евангелическо-лютеранскую конгрегацию в Мюнхене слишком высоки; Таким образом, королевская столица и город-резиденция Мюнхен поддержали строительство, предоставив щедрый участок земли на Марианненплац в Леэле.

29 июня 1893 г. был заложен камень в основание св. Луки, а инаугурация состоялась в первое воскресенье Адвента 1896 г. (29 ноября). Финансирование строительства происходило в основном за счет пожертвований и грантов от церковного сбора, примерно сопоставимого с сегодняшними церковными сборами.

Собор Святого Луки получил статус приходской церкви только в 1900 году с основанием прихода. Почти не разрушенный во время Второй мировой войны храм, в отличие от дома священника, также пережил волны модернизации и очищения 1960-х и 1970-х годов. Однако витражи из мастерских Mayer'sche Hofkunstschule не выдержали авианалета в ночь с 6 на 7 сентября 1943 года. Чтобы сохранить первоначальное, нарочито мистическое впечатление от помещения, столь важное для этого цветное остекление было восстановлено сразу после окончания войны.

С 1945 по 1950-е годы церковь использовалась для богослужений военнослужащими оккупационных войск США. Хотя в 1976 году Гаагская конвенция включила ее в список культурных ценностей, заслуживающих охраны, церковь так и не была полностью отремонтирована. 11 октября 1998 года около 22:30 из южной оконной розетки выпал камень и упал прямо возле детской площадки на Марианненплац. С тех пор Св. Лукас считался полуразрушенным и отчасти находящимся под угрозой обрушения. Ремонт должен быть завершен в 2006 году.

 

Место и программа

Церковь Святого Луки расположен прямо на берегу Изара, между Штайнсдорфштрассе и Марианненплац. Он занимает примерно середину берегов Изара между Людвигсбрюке и Максимилиансбрюке. Хотя недвижимость принадлежит Марианненплац в Лехеле (Марианненплац 3), главный вход находится на Штайнсдорфштрассе со стороны Изара. В результате церковь может отдать должное своему доминирующему городскому положению на берегу Изара, две восточные башни и почти 64-метровый купол Святого Луки характеризуют застройку на западе Исаркай-де-Лехельс.

Архитектор Альберт Шмидт намеренно использует дореформационные архитектурные стили: внешняя архитектура характеризуется романскими формами, а интерьер напоминает раннюю рейнскую готику. Купол, в свою очередь, находится под влиянием эпохи Возрождения. В этом отношении церковь также является образцом эклектики. Сходство во внешней архитектуре с венской церковью Мария фон Осада также безошибочно. На плане этажа изображено центральное здание. Это основано на геометрической фигуре греческого креста. На западе апсида, закрытая с трех сторон. Западный вал (к востоку от храма, обращенного на запад) семигранный, с квадратными башнями. В этом отношении Сент-Лукас — это здание, построенное изнутри наружу. Поэтому критики отмечают, что снаружи здание кажется запутанным, а внутри гармоничным. С использованием дореформационных архитектурных стилей собор Святого Луки следует отнести к силуэту римско-католического Мюнхена. «Ур-католические» формы, которые также все еще были выражением лояльности династическому правящему дому около 1900 г., были призваны избежать впечатления «мятежного лютеранства».

Значение и предстоящие меры по конверсии
Церковь Святого Луки считается сакральным синтезом искусства историзма конца 19 века. Совместное издание протестантского прихода, областного церковного совета и областного управления охраны памятников было посвящено этому в 1996 году по случаю 100-летия церкви. В отличие от главной синагоги Мюнхена, также построенной Альбертом Шмидтом, которая была разрушена по приказу Гитлера в 1938 году, собор Святого Луки в значительной степени сохранился до наших дней. Сохранилось даже внутреннее убранство времен возникновения, от изразцового орнамента напольных покрытий до богослужебного инвентаря.

В дополнение к срочно необходимым обновлениям в области инфраструктуры - таких как отопление, электрика, акустика - есть планы создать свободное пространство в интерьере, чтобы там могли лучше развиваться новые формы богослужения, новаторская церковная музыка и современное искусство. . По этой причине количество стационарных мест под галереями в церкви уменьшено. Демонтированные скамейки хранятся в соответствии с правилами для памятников.

Строительство новых туалетов является срочным делом, так как в настоящее время имеется только два туалета на 1500 мест. Спутниковые пристройки к двум церковным башням запланированы для расширения санитарных помещений. Кроме того, орган Штайнмайера 1932 года, задуманный в духе романтизма, восстановлен до своего первоначального звучания. Технику 90-летней давности необходимо восстановить в соответствии с требованиями памятника и устранить недостатки, связанные с безопасностью. Шесть новых регистров добавят больше цвета.

Строительство планируется начать в 2022 году и завершить в 2024 году.

Меблировка
Напрестольную картину «Погребение Христа» написал Густав Адольф Гольдберг.

Помимо нового остекления окон, искусство послевоенного периода представлено четырьмя скульптурными произведениями в церкви: два родственных рельефа на задней стене, под бывшей органной галереей, были созданы Гельмутом Амманном в 1971 году. «В память о погибших в двух мировых войнах»: Скорбящие женщины у могилы и Ангел в пасхальное утро. Две скульптуры стоят по углам трансептов.

 

Орган

Первый орган в церкви Св. Луки был построен в 1896 г. компанией GF Steinmeyer & Co. (Эттинген) под номером 578 на восточной галерее. У него было 34 регистра, распределенных по двум мануалам и педали. Альберт Швейцер сыграл на этом инструменте концерт в 1912 году.

Всего через 30 лет после его постройки люди жаловались, что инструмент не может заполнить пространство.

Первые наброски нового органа датируются 1925 годом. План состоял в том, чтобы построить орган с 84 регистрами в романтическом духе, который также должен был иметь расширенные супероктавные муфты. Уже тогда рассматривался проспект Freipfeife. Из-за экономической ситуации того времени план строительства нового органа был отклонен.

Только в 1932 году был подписан контракт на Opus 1568 с производителем органов Steinmeyer из Эттингена для нового здания. По просьбе архитектора Штайнмайер установил Rückpositiv на парапете, дав органу в Лукаскирхе первый Rückpositiv в мюнхенском органе и церковном ландшафте. Штайнмейер писал в отчете об органе:
«Органная работа содержит в общей сложности 4560 говорящих труб. Видимые трубы, вместе 280 штук, образуют так называемый проспект. Он один весит около 35 центнеров. […] Тем не менее, для соединения пульта с органом понадобилось около 20 000 м медного провода. Если бы кто-то захотел посчитать медный провод на электрических катушках и провода в самом игровом столе, общая длина проводов была бы намного больше. В работе около 1250 штук электромагнитов различной конструкции и тяги. Электрический вентилятор, создающий свистящий ветер, способен подавать в меха 52 м³ сжатого воздуха в минуту. Тот факт, что для работы электромагнитов достаточно слаботочной динамо-машины мощностью 220 ватт, должен служить доказательством совершенства электрической системы этого органа».

Орган был открыт на службе 18 декабря 1932 года, в 4-е воскресенье Адвента. Он имел 72 регистра на карманных затворах (включая пять трансмиссий), распределенных по четырем мануалам и педалям, а действие было электропневматическим. Внешний вид органа подробно описан.

Орган пережил Вторую мировую войну практически невредимым.

В 1965 году по предложению Карла Рихтера были соображения о перемещении органа в святилище, но в конечном итоге это было отклонено.

В 1967 году органостроительная компания Steinmeyer провела генеральную реконструкцию. С помощью этой проблематичной с сегодняшней точки зрения меры был убран второй Schwellwerk, а также массово изменена историческая консоль. Новая интонация всей флейты восприняла позднеромантическую звуковую идентичность инструмента и адаптировала ее к идеалу звука необарокко, преобладавшему в то время.

Меньшие вмешательства в последующие десятилетия лишь незначительно изменили работу.

В июне 2016 года в нефе был установлен новый мобильный игровой стол в рамках раннего ремонта. Он уже выровнен таким образом, что его можно легко соединить с более поздним отреставрированным органом. Работу выполнила компания Eisenschmid в Андексе, выступающая в качестве поставщика для компании Schuke Orgelbau Berlin, которая впоследствии проведет полную реконструкцию органа Штайнмайера.

Даже сегодня орган Штайнмейера в Лукаскирхе является одним из крупнейших органов в Мюнхене (см. список органов в Верхней Баварии) и считается выдающимся сохранившимся звуковым документом 1930-х годов на юге Германии, который, однако, срочно нуждается в реставрации. ремонт, не в последнюю очередь с точки зрения звука.

 

Колокола

Первый звон Лукаскирхе состоял из четырех колоколов и был отлит в 1896 году братьями Ульрихами в Апольде. Он пал жертвой Первой мировой войны. Сразу же после окончания войны, в 1919 году, были закуплены новые четырехголосные куранты, все, кроме самых маленьких, были уничтожены во время Второй мировой войны. Он сохранился до наших дней и имеет надпись DEN PEOPLE A GOOD TIME на боку.

Потеря колоколов во время Второй мировой войны была компенсирована включением двух арендованных колоколов. Больший из них был установлен на башне в 1952 году и является работой литейщика Фридриха Груля с 1862 года. Когда-то он висел под названием колокола с надписью в Мариенкирхе в Штаргарде. Некоторые выдержки из множества надписей гласят:

ХРИСТОС ИИСУС ПРИШЕЛ К СБЕРЕЖЕНИЮ.
ВЕРЬТЕ В ГОСПОДА ЭТОГО ХРИСТА, ТАК БЛАГОСЛОВЕННЫ ВЫ И ВАШ ДОМ.

Второй арендованный колокол был первоначально отлит в 1703 году Мартином Граймом в Лигнице для города Шенвальдау, район Гольдберг в Нижней Силезии.

Литейный завод Bachert из Хайльбронна добавил колокол в 1990 году. На лицевой стороне его надпись: СЛАВА В ВЫСОЧАЙШЕМ БОГУ И МИР НА ЗЕМЛЕ, так называя начало стиха из рождественской истории (Луки 2:1-20), которое заканчивается на колокольчике. Ниже находится монограмма Христа. На обратной стороне колокола находится уведомление о праве собственности ST. LUKAS MUENCHEN с маркой литейного производства и годом выпуска.

Заметки о покровительстве
Хотя, а именно потому, что баварская династия приложила огромные усилия для сохранения католического Мюнхена, первые четыре евангелическо-лютеранские приходские церкви получили имена евангелистов в том порядке, в котором они расположены в Новом Завете: Св. Матфея (освящен в 1833 г.), Св. Марка (освящен в 1877 г.), Св. Луки и, наконец, Св. Иоанна (освящен в 1916 г.) в Хайдхаузене. Вместе с первой евангелическо-лютеранской церковью в районе Мюнхена, церковью св. Павла в Перлахе, освященной в 1849 году, в то время независимой конгрегацией недалеко от Мюнхена, мюнхенская евангелическая община показала основу своей веры: свидетельство Иисуса Христос, как о Нем свидетельствуют Евангелия (Матфей, ​​Марк, Лука, Иоанн), так и христианское исповедание (Павел).