Церковь Святого Михаила, Мюнхен, Германия

 

Описание

Neuhauser Straße 6, ☏ +49 89 231 7060. Пн-Сб 08:00-19:00, Вс 07:00-22:00

Католическая иезуитская церковь Святого Михаила (Michaelskirche) в Мюнхене-Альтштадте, построенная между 1583 и 1597 годами, названа в честь архангела Михаила. Здание церкви создавалось на переходе от ренессанса к барокко. Многие строительные идеи были взяты из «Il Gesù», римской материнской церкви иезуитов. Мюнхенская «Михаэльскирхе» стала образцом для многих церквей в стиле барокко в немецкоязычных странах. Святой Михаил был также духовным центром Контрреформации в Баварии.

Место расположения
Санкт-Михаэль (Neuhauser Str. 6) расположен в пешеходной зоне, примерно на полпути между Мариенплац и Штахус на южной окраине Кройцфиртеля. Он образует юго-восточную оконечность строительного комплекса Вильгельминума. Совсем рядом, к востоку от церкви, находился ров леонских городских укреплений, восточные ворота которого, Прекрасная башня, вместе с выступающим крылом Коллегии Святого Михаила, в котором размещалась средняя школа (сегодня отделение Хеттлаге магазин), расширение Нойхаузерштрассе для создания визуально закрытой площади. Это означает, что St. Michael занимает особенно престижное место на Зальцштрассе.

 

История

В 1556 году герцог Альбрехт V договорился с иезуитами об открытии средней школы в Мюнхене, сегодняшней гимназии Вильгельма. Чтобы обеспечить орден иезуитов и среднюю школу подходящими и современными помещениями, необходимо было новое здание. Однако эти требования не вышли за рамки стадии планирования при жизни Альбрехта V. Его сын герцог Вильгельм V, прозванный Благочестивым, инициировал строительство иезуитского колледжа с университетской церковью. В то же время Вильгельм V, который решительно способствовал Контрреформации в Баварии, хотел, чтобы здание свидетельствовало о его духовном происхождении, которое он проследил до римских императоров Константина и Юстиниана.

Первый камень был заложен 18 апреля 1583 года. Живописец и герцогский придворный художник Фридрих Зустрис и аугсбургский плотник и архитектор Вендель Дитрих, вероятно, отвечали за архитектурные проекты, причем первому, скорее всего, был назначен общий дизайн, а второму - детали, для которых он сделал многочисленные деревянные модели. Сохранилось несколько рисунков, относимых к кругу Сустриса. Мастер-каменщик Вольфганг Миллер отвечал за строительные работы. Монументальный цилиндрический свод, который до сих пор является вторым по величине самонесущим цилиндрическим сводом в мире, был построен в 1587/88 году. Несмотря на пессимистичные голоса в то время, бочкообразный свод продержался до 1944 года.

По словам Георга Каспара Наглера, двенадцать фигур, высеченных в камне на фасаде церкви, принадлежат Адаму Крумперу, Генриху Фельзеру, Андреасу Вайнхарту, Генриху Рефельдеру и другим, предыдущие модели созданы Хубертом Герхардтом и Карло Полладжио, а предыдущие рисунки - Питером Вайнхером. и Фридрих Зустрис. Из архива Рейхархива видно, что фигуры были закончены уже 19 июня 1584 года — через год после закладки фундамента церкви. В 1570-х годах шесть средневековых и современных императоров и шесть античных правителей, которые контрастировали с ними, вероятно, были частью Мюнхенского антиквариума. Именно это изображение могло быть предвестником более поздних императорских залов. Идентичность созданных в то время фигур лишь частично соответствовала тем, которые были окончательно возведены и «ввиду местной модели портрета Людвига… почти наверняка» были изготовлены в Мюнхене.

Первоначальными личностями были шесть императоров Карл Великий, Людовик Благочестивый, Людовик IV, Максимилиан I, Карл V и Фердинанд I и Александр Македонский, Юлий Цезарь и четыре других неизвестных древних правителя. Формально документ, по которому были установлены новые личности статуй, исходит от герцога Вильгельма V, но после сравнения документа он исходит от одного из его секретарей, придворного библиотекаря Вольфганга Проммера и архивариуса Эразма Фендта. Согласно ежегоднику Центрального института истории искусств (том 4), четыре статуи были слегка изменены скульптором «Иеронимусом Томаном» (Hieronymus Damian), на двух из них только гербы. Были изъяты пять фигурок из инвентаря, включая их личность. Окончательное использование статуй неясно из комментариев в архивах от 1584 г., которые имеют отношение к соображениям о новой ориентации статуй и также «прочитаны не полностью и не свободны от недоразумений» до 1989 г.

После Леопольда Гмелина Александр Македонский стал Кристофом III. превратил и Людовика Благочестивого в Руперта, о котором ничего нельзя прочитать в ежегоднике. В комментариях 1584 г. говорится о том, что вместо статуи Людовика Благочестивого рассматривалось также использование статуи Александра Великого для статуи Руперта. Три верхние «романские» статуи — это братья Агилофинги Отто, Теодо и Теодовальда, «три баварских государя из старой королевской крови, которые первыми приняли христианскую веру». Были переделаны статуи баварских герцогов Альбрехта IV, Альбрехта V и Вильгельма V. Кристоф Шварц сделал для них рисунки, Губерт Герхардт — модели, а Мартин Фрей в 1588 году — «отливку» или лепнину, с помощью которой были сделаны три фигуры, состоявшие из другого материала, чем двенадцать уже законченных фигур, высеченных в камне, что также было отмечено в 1907 году при реставрации фасада. Поскольку к тому времени они уже сгнили, их заменили копиями. «Габсбургский акцент» фигур следует из габсбургского происхождения жены Альбрехта V и матери Вильгельма V Анны Австрийской.

В 1590 году башня рухнула, разрушив алтарь; бочковой свод устоял. Строительные работы сначала были остановлены, затем планировалось значительное расширение церкви на север. Тогда же были спроектированы трансептная зона перед хоровой аркой и сам хор. Только в 1593 году возобновились работы над собором Святого Михаила, вероятно, под руководством и с использованием идей Фридриха Зустриса. Церковь была освящена 6 июля 1597 года. Вильгельм V оказался на грани национального банкротства из-за своего рвения к строительству (в конце концов, собор Святого Михаила был значительно больше, чем материнская церковь иезуитов, Иль Джезу в Риме). Тем не менее, Святой Михаил стал образцом для более чем 100 последующих зданий.

Иезуиты присматривали за церковью и колледжем св. Михаила, пока они не были запрещены в 1773 году. В том же году св. Михаил стал придворной церковью. Во время секуляризации колледж и церковь Святого Михаила перешли в королевское владение. По сей день они являются собственностью Свободного Государства Бавария.

В 1907 году фасад был восстановлен. Только в 1921 году иезуиты вернулись в Сент-Михаил. Во время Второй мировой войны, особенно в ноябре 1944 г., Св. Михаил сильно пострадал; свод ствола рухнул. Реконструкция проходила с 1946 по 1948 годы. Свод ствола был снова заложен кирпичом. В 1971/72 году фасад был снова отреставрирован. В 1981 г. были восстановлены лепные украшения цилиндрического свода, а во фронтоне в качестве реконструкции была восстановлена ​​фигура Христа Спасителя, уничтоженная в 1944 г. С 2009 по 2013 год фасад, включая его фигуры, был отремонтирован за более чем 4 миллиона евро после того, как отвалились куски штукатурки и камня. Южный главный фасад был оформлен в значительно более светлом оттенке и сейчас заметно отличается от внешнего вида остальных фасадов, не подвергшихся ремонту. С тех пор 15 фигур на фасаде также выполнены в ярко-белом цвете.

 

Архитектура

Фасад
Фасад Михаэльскирхе был задуман как придворный и священный. Трехэтажный фронтонный фасад высотой около 54 метров можно сравнить с фасадом средневековой ратуши с точки зрения структуры и интеграции в городской пейзаж. Тем не менее, оно имеет явные богословские черты. Христос восседает на фронтоне как Спаситель (Спаситель), прямо под ним в нише на первом этаже находится Архангел Михаил, который в борьбе за истинную веру убивает своим копьем все зло в мире. Эта бронзовая статуя архангела и покровителя церкви, победившего сатану, принадлежит Хуберту Герхарду (1588 г.) и символически стоит между входами. Нижний этаж с двумя порталами структурирован тосканскими пилястрами, достигающими от основания до широкого карниза. Между Христом и ангелами изображены различные правители, которые, по словам Вильгельма V, сослужили выдающуюся службу как борцы и защитники христианской веры в Баварии. Сам герцог показан с моделью церкви.

Интерьер церкви
Интерьер представляет собой изображение триумфа католицизма как истинного христианства во время Контрреформации. Сильно суженная хоровая арка, а также короткие трансепты и даже боковые капеллы выполнены в виде триумфальных арок по античным образцам. Могучий неф с очень глубоким алтарем, который имеет 5/10 закрытия апсиды, объединяет людей всех статусов и сословий в один народ Божий. Неф изображает жизнь Иисуса: Христа можно увидеть в детстве на внутренней стене фасада. Ангелы в одеждах, несущие орудия его страсти, сопровождают его в пути. Его цель – крест, стоящий на ступенях хора и находившийся в трансепте тем временем. Хор над склепом — это комната воскресения, ведущая к главному алтарю. Там, в средоточии всей Церкви, Иисус являет Себя как Господь, который снова придет в конце времен. Святые, изображенные на боковых алтарях, свидетельствуют о вере в то, что в конечном счете через Христа истина преобладает над ложью, справедливость над прибылью, свобода над насилием.

размеры здания
Длина: 78,20 м
Ширина: 20,29 м
Высота: 28,16 м
Ширина хора: 18,00 м

Важные произведения искусства
главный алтарь (Вендель Дитрих по проекту Фридриха Сустриса, 1586–1589);
Напрестольная картина с изображением святого Михаила, борющегося с дьяволом (Кристоф Шварц, 1587 г.);
Картина «Святой Франциск Ксавьер» (Ульрих Лот, 1624 г.);
Картины св. Игнатия Лойолы (Петр Кандид и мастерская, 1622–1624);
Картина Троицы или Жертва Ветхого Завета (Антонио Мария Виани), 1588–89;
Алтарь Жертва Нового Завета (или Поклонение Имени Иисуса) (Антонио Мария Виани);
Крест-памятник (Джованни да Болонья, 1594/95, первоначально предназначенный для планируемой гробницы Вильгельма V);
Скульптура Магдалины (Ганс Райхле, 1594/95);
Алтарь «Мученичество святой Урсулы» (Петр Кандид);
Алтарь «Благовещение» (Петр Кандид, 1587 г.);
Усыпальница святых Космы и Дамиана (ок. 1400 г. для г. Бремена, с 1649 г. в Мюнхене);
Картины "Петр получает силу ключей" и "Обращение св. Павла" (Антонио Мария Виани (?));
Памятник Лейхтенбергу. Мраморная гробница герцога Лейхтенбергского Эжена де Богарне, умершего в 1824 г. (Бертель Торвальдсен по проекту Лео фон Кленце), 1830 г.;
Ангел святой воды (Hubert Gerhard, 1595, бронзовый ангел, украшенный диадемой, изначально предназначался для запланированной гробницы Вильгельма V);

 

Орган

История органов в соборе Св. Михаила восходит к 1590 году, когда здесь был установлен орган, ранее находившийся в Лоренцкирхе-ам-Альтенхоф. В 1597 году Урбан Хойслер построил новый инструмент. В 1697 году его заменило новое здание: орган был построен органным мастером Иоганном Георгом Фуксом, проспект и корпус были спроектированы иезуитом братом Иоганном Хёрманном. В 1896 году органный мастер Франц Борджиас Мерц построил новый инструмент в историческом футляре 1697 года, который, однако, пришлось конструктивно адаптировать. Проект диспозиции исходил от Джозефа Габриэля Райнбергера. В 1944 году этот инструмент был полностью уничтожен попаданием бомбы.

После Второй мировой войны в новой галерее в 1953 году был установлен небольшой орган, который органный мастер Шустер (Мюнхен) заменил новым в 1966 году. Только после восстановления старой конструкции галереи в начале 1980-х годов можно было построить адекватный инструмент, который предоставил органный строитель Сандтнер (Диллинген). Проспект был детально воспроизведен по проекту брата-иезуита Иоганна Хёрманна от 1697 года. Органное произведение имело 64 регистра на четырех мануалах и педали, действие игры и регистра было механическим.

В 2010-2011 годах орган Сандтнера был реорганизован и расширен органостроительной компанией Rieger. Существующий проспект был сохранен, и большая часть трубного материала из предыдущего органа (Sandtner organ 1982/83) была повторно использована. Инструмент был оснащен новым Schwellwerk в немецко-романтическом стиле (IV. Manualwerk - недавно построенный органный корпус в первом отсеке слева от основного органа). Récit-expressiv во французском стиле получил новую выпуклую коробку посередине корпуса, шторки которой также открываются вверх. Была создана новая организация труда (ранее: HW, SW, BW, RP, P); В частности, диспозиция была расширена за счет включения сольной работы (IV. Manual) с двумя (высоким давлением) сольными регистрами (Tuba Mirabilis 8 ′ и Tuba Sonora 8 ′); педаль была расширена на 32-футовый регистр (подмножество). Игровой стол был перестроен и снабжен многочисленными игровыми приспособлениями (см. ниже). Финансирование в основном осуществлялось за счет частных пожертвований, т.е. B. за счет продажи трубных спонсоров. Сегодняшний орган Rieger имеет 75 регистров на четырех мануалах и педали. Инструмент позволяет интерпретировать очень широкий спектр органной музыки в соответствии со стилем и является идеальной отправной точкой для требовательных импровизаций.

Башня и разрушенные колокола
Когда недостроенная башня церкви рухнула и разрушила алтарь, финансовые чиновники герцога восприняли это как знамение с небес. Из-за нехватки государственных финансов они высказали свое мнение Вильгельму V и предложили вообще не иметь хоровой комнаты. Он ответил, что тоже думает, что это знамение с небес, только пришел к выводу, что первый клирос слишком мал для такого важного ангела, как Архангел Михаил. В результате получился непропорционально длинный хор, выходящий на север, который можно увидеть и сегодня. Башня сейчас находится в северной части нефа, но потеряла верхний этаж и купол во время Второй мировой войны.

 

Место захоронения семьи Виттельсбахов

Церковь Св. Михаила с самого начала задумывалась как место захоронения Дома Виттельсбахов, поэтому здесь находится княжеский склеп, который наряду с Театинеркирхе и Фрауэндомом является одним из самых важных мест захоронения баварской династии. В крипте по собственному желанию был похоронен Вильгельм V, имевший личные покои в Михайловском колледже, как и его сын, курфюрст Максимилиан I. Со второй половины XVII в. похоронен здесь; сердца обычно хоронили отдельно и хоронили в часовне благодати в Альтеттинге. Самый известный правитель, который покоится в Св. Михаиле, — король Людвиг II, для которого цинковый гроб даже строителю пришлось перенести с предначертанного места в склеп. Здесь же похоронен его брат король Оттон. Однако большинство баварских Виттельсбахов новейшей истории нашли свое последнее пристанище в склепе Театинеркирхе. Княжеский склеп Святого Михаила, в котором в настоящее время похоронены 36 Виттельсбахов, теперь находится в ведении компенсационного фонда Виттельсбахов.

В княжеском склепе святого Михаила захоронены:
Рената Лотарингская, герцогиня Баварская (20 апреля 1544 г. - 22 мая 1602 г.) - (22 февраля 1568 г., жена герцога Вильгельма V)
Вильгельм V, герцог Баварии (29 сентября 1548 г. - 7 февраля 1626 г.)
Герцог Фердинанд Вильгельм (25 августа 1620 - 23 октября 1629)
Герцог Иоганн Фридрих (12 января 1604 г. - 30 ноября 1632 г.)
Элизабет Рената Лотарингская, курфюрст Баварии (9 октября 1574 г. - 4 января 1635 г.) - (первая жена курфюрста Максимилиана I)
Максимилиан I, курфюрст Баварии (17 апреля 1573 г. - 27 сентября 1651 г.)
Мария Анна Австрийская, курфюрст Баварии (13 января 1610 - 25 сентября 1665) - (вторая жена курфюрста Максимилиана I)
Герцог Максимилиан Филипп Иероним (30 сентября 1638 г. - 20 марта 1705 г.)
Принцесса Маврикия Феврония (12 апреля 1652 г. - 20 июня 1706 г.)
Герцог Карл Филипп Август Пфальц-Нойбург-Зульцбах (17 марта 1718 г. - 31 марта 1724 г.)
Герцог Карл Филипп Август Пфальц-Нойбург-Зульцбах (24 ноября 1725 г. - 6 мая 1727 г.)
Элизабет Огюст София Пфальцская (17 марта 1693 г. - 30 января 1728 г.)
Йозеф Карл фон Пфальц-Зульцбах (2 ноября 1694 г. - 18 июля 1729 г.)
Принцесса Терезия Эмануэла (22 июля 1723 г. - 27 марта 1743 г.)
Принцесса Терезия Бенедикта (6 декабря 1725 - 29 марта 1743) - (дочь императора Карла VII)
Герцог Клеменс Август (18 сентября 1749 г. - 19 июня 1750 г.)
Граф Палатин Фридрих Михаэль Цвайбрюккен-Биркенфельдский (27 февраля 1724 г. - 15 августа 1767 г.) - (отец короля Макса I Иосифа)
Элизабет Мария Огюст, курфюрст Пфальца и Баварии (17 января 1721 - 17 августа 1794) - (жена курфюрста Карла Теодора)
Герцог Карл Август фон Цвайбрюккен (29 октября 1746 - 1 апреля 1795) - (брат короля Макса I Иосифа)
Принцесса Каролина Клотильда (16 января 1816 - 25 июня 1816) - (дочь принцессы Огюст)
Эжен де Богарне (3 сентября 1781 - 21 февраля 1824) - (супруг принцессы Огюст и пасынок императора Наполеона I)
Принцесса Огюст (21 июня 1788 - 13 мая 1851) - (дочь короля Макса I Иосифа)
Принц Адальберт Вильгельм (19 июля 1828 - 21 сентября 1875) - (сын короля Людвига I)
Людвиг II, король Баварии (25 августа 1845 — 13 июня 1886)
Принцесса Испании Амалия Пилар (12 октября 1834 - 27 августа 1905) - (супруга принца Адальберта Вильгельма)
Оттон I, король Баварии (27 апреля 1848 г. - 11 октября 1916 г.)
Принц Леопольд (9 февраля 1846 - 28 сентября 1930) - (сын принца-регента Луитпольда)
Гизела Австрийская (12 июля 1856 г. - 27 июля 1932 г.) - (супруга принца Леопольда и дочь императора Франца Иосифа I)
Принц Альфонс (24 января 1862 - 8 января 1933) - (сын принца Адальберта Вильгельма)
Принцесса Клара (11 октября 1874 - 29 мая 1941) - (дочь принца Адальберта Вильгельма)
Принцесса Испании Мария де ла Пас (23 июня 1862 - 4 декабря 1946) - (супруга принца Людвига Фердинанда)
Принц Людвиг Фердинанд (22 октября 1859 - 23 ноября 1949) - (сын принца Адальберта Вильгельма)
Принцесса Луиза Виктория Софи (19 июля 1869 г. - 4 февраля 1952 г.)
Принцесса Мария (3 января 1953 г. - 3 января 1953 г.)
Принцесса Филиппа (26 июня 1954 г. - 26 июня 1954 г.)
Принц Франц (10 октября 1875 г. - 25 января 1957 г.) - (сын короля Людвига III)

Кроме того, колумбарии королевского склепа содержат несколько урн с сердцем, в т.ч. Максимилиана Богарне, † 1852 г., Санкт-Петербург.

Гробы четырех Виттельсбахов, умерших между 1969 и 1971 годами (принца Конрада, принца Константина, принца Адальберта, принцессы Боны) изначально также были захоронены в королевском склепе, но в 1977 году были перенесены на новое фамильное кладбище Виттельсбахов в аббатстве Андекс.

Сент-Майкл Центр
Центр Святого Михаила примыкает к высокому хору иезуитской церкви. В Центре Святого Михаила есть два учреждения: «Ориентация веры» и «Сообщество христианской жизни» (GCL). В дополнение к литургическим и культурным предложениям церкви, собственной программе ориентации на веру и общности христианской жизни, в залах церкви для медитации проходят и другие открытые мероприятия. В течение всего календарного года есть 5 дней библейских размышлений. Вечера, посвященные духовности Игнатия, посвящены каждому аспекту духовной жизни в традиции св. Игнатия. Есть дни ретрита для молодых людей в возрасте от 20 до 40 лет. В помещениях центра собираются группы для ежемесячного евхаристического служения ЦПЦ, для библейского дня, в библейской группе для воскресных чтений, для группы чтения, для упражнений в медитации и созерцании.

Разнообразный
Отец Руперт Майер SJ работал проповедником в церкви Святого Михаила. Его работа характеризовалась обвинением и раскрытием нацистских махинаций. Через несколько месяцев после капитуляции Третьего рейха он перенес инсульт в День всех святых 1945 года во время проповеди в Крестовой капелле Михайловской церкви и в тот же день скончался. Отец Руперт Майер нашел свою могилу всего в нескольких минутах ходьбы в церкви Бюргерзааль.
По сей день Св. Михаил не приходская церковь, а институциональная церковь иезуитов. Торговыми марками являются проповеди, исповеди и церковная музыка, которая в первую очередь направлена ​​на обращение к людям, далеким от церкви.