Церковь Святого Петра, Мюнхен, Германия

 

Описание

Rindermarkt 1 (южный угол Мариенплац). Ежедневно 07:30-19:00

Приходская церковь Святого Петра (Peterskirche), башня которой широко известна как Альтер-Петер и является одной из достопримечательностей Мюнхена, является старейшей упомянутой приходской церковью в Мюнхене.

Место расположения
Собор Святого Петра (Petersplatz 1) стоит на Петерсбергле, единственной примечательной возвышенности в историческом старом городе Мюнхена. Ниже Петерсбергля в северо-западном направлении находится Мариенплац, в юго-восточном направлении - Виктуалиенмаркт, а в юго-западном направлении - Риндермаркт.

 

История

Романское здание-предшественник
Первоначально на Петерсбергле стояла трехнефная романская базилика с двумя соединенными западными башнями. Однако нельзя доказать, была ли эта церковь фундаментом здания. Петерскирхе впервые упоминается в документе 1225 или 1226 года по случаю визита герцога Людвига дер Кельхаймера как ecclesia Santi Petri Muonichen.

Четырехугольная комната, расположенная под северной частью алтаря, обычно называемая «Старой комнатой», временами предшествовала основанию города Мюнхена. Однако, согласно более поздним данным, это, скорее всего, остатки герцогской таможенной станции, построенной около 1158 года.

Строительство готической церкви
С 1278 года романская базилика была заменена более великолепной готической базиликой. На самом деле в церкви большего размера не было необходимости, поскольку приход Святого Петра сократился до южной половины города, когда 24 ноября 1271 года был основан второй мюнхенский приход от Мариенкапеллы. Скорее, новое здание, освященное епископом Эмихо фон Фрайзингом 17 мая 1294 года, предназначалось для противодействия возможной потере важности. Трехнефный неф, не имевший приделов, был структурирован внешними контрфорсами.

14 февраля 1327 года почти треть Мюнхена пала жертвой катастрофического пожара. Восточный хор собора Святого Петра сгорел до наружной стены, неф удалось спасти, башни сгорели. Стена, вероятно, была построена в конце нефа, чтобы можно было продолжать службы. В ходе реконструкции церковь расширили на два пролета. Стены нефа были выдвинуты наружу, чтобы можно было построить боковые часовни между контрфорсами, интегрированными в интерьер церкви. В основном они были подарены патрициями, имели собственное духовенство, а также служили местом захоронения для семьи дарителя. В 1365 или 1368 году новый готический высокий хор был освящен фрайзингским князем-епископом Павлом. В 1378/79 году он получил еще две готические сводчатые крыши. Западная работа была переработана с 1379 по 1386 год, намеренно оторвавшись от готической двухбашенной системы. Две сгоревшие башни были скошены, и между двумя пнями была построена единственная башня, которая теперь является популярной обзорной площадкой с открытой смотровой галереей. Около 1407 года были добавлены две лестничные башни перед западным порталом.

В 15 веке (1487 г.) у Св. Петра также было собственное кладбище ("gotzacker") и богадельня - "daz pruderhaws sant Peters den Armen läwtten" - засвидетельствовано.

Преобразование и расширение в стиле высокого барокко
«Альтер Петр» получил свое новое венчание башни (с открытым темпьето, вероятно, по планам Генриха Шёна Старшего) после того, как удар молнии 24 июля 1607 года разрушил два остроконечных шпиля западной башни.

Чтобы восполнить нехватку места, перед Тридцатилетней войной было решено расшириться на восток, что, вероятно, планировал Исаак Бадер. В 1630 году начался снос готического восточного хора, чтобы можно было добавить хор в стиле барокко с тремя раковинами. Из-за беспорядков войны это удалось сделать только в 1636 году. Затем за переделку нефа взялся Ганс Хейсс, которая была завершена в 1654 г. (обшивка прежних восьмигранных колонн, новые своды, установка органной галереи, установка ораторий над боковыми нефами, боковые порталы вместо готических западных портал).

Преобразование позднего барокко
В XVIII веке в стиле позднего барокко были перестроены сначала хоры с главным алтарем (с 1730 г.), а затем неф (1752-1756 гг.). Николаус Готфрид Штубер спроектировал новый главный алтарь, вдохновленный собором Петри Бернини в базилике Святого Петра в Риме, и реализовал его вместе с Эгидом Квирином Асамом. Хор был недавно поставлен Игнацем Антоном Гунецрайнером. Иоганн Баптист Циммерманн выполнил художественную лепнину, а Николаус Готфрид Штубер расписал хор. С другой стороны, в нефе и лепнина, и фрески в глухих окнах с круглыми арками и на потолке, изображающие сцены из жизни апостола Петра, выполнены Циммерманном.

Реставрации 19 и начала 20 веков
В 19 и начале 20 веков было три реставрации:
Зеленая реконструкция в 1844 году: открытие алтаря Шренка в стиле поздней готики, единственного сохранившегося готического алтаря из песчаника в Мюнхене.
Желтый ремонт 1882 г.
Серый ремонт 1911/1912 гг.

Разрушение войны и реконструкция
1944/1945 Собор Святого Петра был в значительной степени разрушен. В частности, прямые попадания двух фугасных бомб при авианалете 25 февраля 1945 г. в районе алтаря Корпус-Кристи нанесли серьезные повреждения: фактически только выгоревший пень башни и внешний стены высокого хора еще стояли. Восстановление казалось невозможным. Строительное управление Ординариата архиепископа и Государственное управление по охране памятников изначально планировали сохранить только хор и башню-знаменитость - тоже по финансовым причинам. После окончания Второй мировой войны руины храма уже были расчищены для сноса и уже были пробурены взрывные скважины. По инициативе двух приходских священников св. Петра, Макса Сриттера (1937-1949) и Макса Зистля (1949-1983), кардинал Михаэль Фаульхабер спас церковь. Реконструкция началась в 1946 году. Благодаря готовности жителей Мюнхена всех конфессий и политических направлений сделать пожертвования «Ассоциации реконструкции Святого Петра», основанной в 1950 году, а также финансовой помощи со всего мира, например. Б. из Цинциннати/США, реконструкция могла начаться уже в 1946 году. 8 сентября 1951 года на шпиль башни был установлен крест, а 28 октября состоялось первое торжественное завершение реконструкции, о чем свидетельствует памятная доска в помещении башни. Через три года, 27 июня 1954 года, кардиналу Джозефу Венделу удалось освятить главный престол. На данный момент реконструкция старейшей церкви Мюнхена была завершена во внешнем виде.

Реконструкция интерьера, в которую внесли особый вклад Рудольф Эстерер и Эрвин Шлейх, не была завершена до реконструкции потолочных фресок в нефе художником-фрескистом Херменегильдом Пайкером в 2000 году.

 

Архитектура

Экстерьер
Церковь Святого Петра представляет собой трехнефную базилику с часовнями, пристроенными к обеим сторонам боковых нефов между втянутыми контрфорсами. На первом этаже сакральное здание освещается арочными окнами, в боковых проходах и стенах нефа — круглыми окнами. В то время как все стены и башня оштукатурены, могучий трехконхальный хор представляет собой голую кирпичную кладку. Здесь также стены перемежаются арочными и круглыми окнами. В каждом из двух восточных углов конш возвышается круглая лестничная башня с французским куполом. Центральная конша окружена одноэтажной ризницей. Башню общей высотой 92 м обрамляют два раннеготических пня первоначального двухбашенного фасада. Две многоугольные угловые башни сопровождают центральный портал башни. Фасад башни украшают арочные фризы и зубцы. Башенные часы Петерскирхе впервые упоминаются в письменном виде в 1371 году. Над звонницей с остроконечными звуковыми окнами на высоте 57 м находится опоясывающая башню галерея. Галерея окружает бывшую комнату сторожа пожарного сторожа города Мюнхена, работавшего здесь до 1936 года.

Интерьер
Между пнями готической башни есть арок, над которым возвышается двойная галерея. Свод галереи имеет высоту 8,70 м. Базилика с тремя нефами разделена на девять пролетов. Центральный неф высотой 22 м и шириной 9,22 м разделен пилястрами на два этажа. Зона первого этажа открыта аркадами с межколонным промежутком 4 м. Верхний фонарь с глухими аркадами и круглыми окнами возвышается над изогнутым, опоясывающим его карнизом. Цилиндрический свод с люнетами, реконструированный как деревянная конструкция, с 2000 года украшен потолочной росписью. Сопутствующая лепнина была нарисована иллюзионистски.

Боковые нефы с девятью пролетами сводчаты на высоте 9 м с люнетными стволами и были покрыты реконструированной рокайльной лепниной в 1996–1997 годах вместо более простых профильных рам 1953/1954 годов. В первом и восьмом пролётах нефов шириной 5,45 м боковые входы ведут внутрь церкви. Потолочные фрески двенадцати приделов часовни (разной глубины 2,20-2,35 м, длина около 4 м), разрушенные во время Второй мировой войны, до сих пор не восстановлены. Два боковых прохода ведут к боковым алтарям с восточной стороны фасада. Квадратная площадь хора продолжает ширину нефа и увеличивается ступенями. Сбоку - ризница и сокровищница, над ними оратории, чьи потолочные фрески (падение волхва Симона; Петр, исцеляющий хромого) 1730/1731 годов, разрушенные во время Второй мировой войны, до сих пор не восстановлены. Фреска перехода, разрушенная в 1944 году, была воссоздана в 1985 году. Великолепный главный алтарь стоит в освещенной апсиде.

 

Работы и оборудование

главный алтарь
Одним из самых важных произведений искусства в соборе Святого Петра является главный алтарь в стиле барокко, который был создан между 1730 и 1734 годами Николаусом Готфридом Штубером, Иоганном Георгом Грайффом и Эгидом Квирином Асамом.

В центре центральной группы фигур находится позднеготическая фигура святого Петра, толкующего Писание, созданная Эразмом Грассером. У его ног четыре отца церкви, два западных и два восточных, Амвросий и Августин (впереди — «запад»), Афанасий и Иоанн Златоуст (сзади — «восток») работы Эгида Квирина Асама (1732/33), их взгляды на Петр направлен; в руках они держат закрытые книги. Тиара (тройная корона) фигуры Святого Петра является дополнением в стиле барокко работы мюнхенского ювелира Иоганна Михаэля Эрнста (1732 г.). Его можно удалить. Традиционно это происходит во время вакансии на кафедре. В день инаугурации новоизбранного папы тиара снова надевается на фигуру. Фигура Святого Петра была объектом особого почитания и является единственным элементом, перенесенным из более раннего готического алтаря.

Великолепная скиния в стиле рококо - работа мюнхенского ювелира Йозефа Фридриха I. Канцлера (1749/50), а более поздние части - Петера Штрейсселя (1785/86); два ангела поклонения работы Франца Якоба Шванталера были добавлены в 1804 году. Два блестящих золотых картуша в римском стиле по обе стороны от алтаря с их трофейными петровскими символами тиары, ключа, руля, рыболовной сети и дельфина, а также два донорских герба баварского курфюрста Карла Альбрехта. и его австрийская жена Мария Амалия являются творениями мюнхенского барочного скульптора Иоганна Георга Грайффа. Благодаря сотрудничеству самых известных художников того времени здесь был создан один из величайших алтарных творений баварского барокко.

Больше работ
Житие апостола Петра. Потолочные фрески с иконографическими мотивами (Иоганн Баптист Циммерманн, 1753–1756); Реконструкция Херменегильд Пайкер, 1999-2000 гг.
Фигуры апостолов Андреас и Павел (Андреас Файстенбергер, ок. 1710 г.), все остальные (Йозеф Прецнер, ок. 1753/55 г.) (столп нефа)
Иосиф, Иоахим и Иоанн Креститель, роспись алтаря Святой Анны (Иоахим фон Зандрарт, 1647 г.)
Св. Екатерина Александрийская и св. Маргарита Антиохийская, фигуры в стиле рококо на алтаре св. Элигия (Игнац Гюнтер, ок. 1765 г.) (часовня северной башни)
Алтарь Св. Мартина (так называемый «алтарь Шренка», подаренный патрицианской семьей Шренк) (около 1400 г.) (северная сторона 1-й боковой часовни / восточная стена). Это делает его старейшим сохранившимся алтарем в городе. Помимо святого Мартина, в нижней части также показаны святой Ульрих и папа. В середине — Страшный суд с апостолами в роли заседателей и Петром, входящим в небесный град. Над Иисусом как судьей мира с Марией и Иоанном как поклонниками.
Алтарь Пётшнера, позднеготический триптих Трех королей (неизвестный мюнхенский художник, 1477 г.) (северная сторона 1-й боковой часовни/западная стена), в центре Поклонение королей, на крыльях представлена ​​семья дарителя Бальтасара Пётшнера с их святые покровители.
Шесть панно готического главного алтаря (Ян Полацк, 1492–1495) в пресвитерии, на северной и южной стенах;
еще три находятся на постоянной основе в Баварском национальном музее, два — в Германском национальном музее в Нюрнберге, один пропал без вести.
Эпитафия Бальтазара Пётшнера (патриция) (мастерская Гальднера, 1505 г., красный мрамор)
Эпитафия Аресингера (Эразм Грассер, 1482 г.) (слева от входа в часовню северной башни)
Святое семейство, фигуры в стиле рококо (мастерская Игнаца Гюнтерса, 2-я половина 18 века) (северная сторона, 3-я боковая часовня)
Чудотворный образ Мариахильфа (Иоганн Карл Лот, 1653 г.), рама по проекту Иоганна Баптиста Штрауба из серебра и позолоченной меди (Иосиф Фридрих I Канцлер, 1775/78 г.) (южная сторона 1-го алтаря)
Чумная картина, позднеготический запрестольный образ (Ян Полоцк, 1517 г.) (южная сторона 6-й боковой часовни, западная стена)
резная группа Елеонской горы, фигура Христа (Франц Якоб Шванталер, 1795 г.), фигуры учеников (Джозеф Отто Энтрес, 1846 г.) (часовня северной башни)
Святая Анна Зельбдритт, резная группа в стиле барокко (неизвестно, ок. 1640/50) (южная сторона 1-й боковой часовни)
Крестильная купель из красного мрамора (Ганс Крамппер, 1620 г.), резная крышка с изображением Иоанна Крестителя (Йозеф Прецнер, 1753 г.) (баптистерий)
Благовещенская группа, барочная резная группа, оправленная в серебро (мастерская Игнаца Гюнтера, 1-я половина 18 века) (южная сторона, справа от алтаря Мариахильф)
Кафедра в стиле рококо (Йозеф Прецнер, ок. 1753/55) (неф, 4-я колонна, южная сторона)
Реликварий Святой Мундиции, святыня в стиле барокко в черном обрамлении с серебряными украшениями (Франц Кесслер, 1677 г.) (северная сторона 5-й часовни)
Эпитафия Ваксенштейна, могильный памятник в стиле рококо Иоганну Эгиду Курселю фон Ваксенштейну (Игнац Гюнтер, 1755 г.) (южный проход, западная стена, над входом в баптистерий)
Хоры (Иоганн Иоахим Дитрих, 1750 г.) (пресвитерий, северная сторона)
Место священника (Игнац Гюнтер, 1767 г.) (пресвитерий, южная сторона)
Эпитафия Иоганну Вильгельму фон Рехбергу фон Гогенрехбергу, † 1620 г. (южный проход на западной стене второй боковой часовни)
Эпитафия Йоханне Еве фон Мартиниц, † 1619 г. (на стене за левой колонной хора)

 

Органы

Главный орган собора Святого Петра был построен в 2003 году Оргельбау Клайсом из Бонна. Он имеет 58 остановок на 4 мануалах и педали, механическую игровую и электрическую остановку. Консоль также настроена для подключения хорового органа. Расположение всей системы органов было создано в сотрудничестве с экспертом по органам Карлом Морином и органистом Берндтом Ягером.

Хоровой орган находится на северной галерее хорового зала. Инструмент с двумя мануалами также был построен органным мастером Йоханнесом Клайсом (Бонн) и был завершен в конце июня 2011 года. Он имеет 16 регистров на двух мануалах и педали, которые размещены в общей выпуклости. Особенностью органа являются трубчатые куранты и регистр криков птиц «соловей» («Rossignol chasseur»). Орган также оснащен собственной электронной системой настройки.

Хоровой орган может быть свободно подключен к каждому мануалу пульта главного органа и тогда, так сказать, имеет функцию дистанционного управления. Благодаря специальной конструкции на рельсах орган можно перемещать вручную, чтобы иметь возможность использовать его как можно разнообразнее и как тонально непосредственно для аккомпанементных и ансамблевых целей, так и как дистанционное произведение, звучащее весьма опосредованно в помещении.

Похороны важных людей
Святая Мундиция из катакомб Кириака в Риме

Башня и смотровая площадка
Старый Петр возвышается на 91 метр до вершины креста папской башни. Смотровая площадка расположена за пределами комнаты охраны башни (в которой до 1 ноября 1901 г. дежурила пожарная стража) на высоте 56 метров над землей, на нее можно пройти через 306 ступеней за колокольней. Когда дует фен, оттуда открывается вид на расстояние до 100 километров. Платформа доступна круглый год.

 

Колокола

На башне церкви Святого Петра висят восемь колоколов, в том числе четыре исторических. Самый древний и в то же время самый маленький колокол – это временный колокол (он же колокольчик бедных грешников). Он датируется временем после городского пожара 1327 года и звонил, когда священник пробирался к умирающему или во время казней на Мариенплац. Сегодня он висит за зарешеченным окном в подвале старой северной башни. Он не является частью семиголосного звона.

В остальные семь колоколов можно звонить, и они образуют самый глубокий и один из самых больших колоколов в Мюнхене. Самый маленький колокол звона, так называемый Двенадцатикратный, несколько моложе временного колокола. Датируемый 1382 годом, он имеет форму улья, которая создает характерный звук колокола, усиленный массивной ребристой конструкцией. Его название предполагает, что этот колокол звонил в 12 часов дня. Два других колокола относятся к периоду барокко: Эльферин, который звонил в 11 часов утра, был отлит в 1665 году Иоганном Киппо, а колокол Петруса в 1720 году мюнхенским литейщиком Иоганном Кристофом Даллером. Остальные четыре колокола были отлиты в 1950-х годах.

Колокол самого низкого тона, большой юбилейный колокол, является вторым по величине колоколом в Мюнхене и был отлит на литейном заводе Чудноховских колоколов в Эрдинге. Это считается их основной работой. До тех пор, пока колокол Христа Спасителя не был отлит для церкви аббатства в Шайерне, это был самый низкий колокол в Баварии. Он был отлит в 1958 году в ознаменование 800-летия столицы штата и передан приходу Святого Петра Фондом принца-регента Луитпольда в качестве юбилейного колокола. Он используется в полном звоне только на высоких праздниках или особых приходских праздниках, в конце года и в канун Нового года. В ходе ремонта все колокола получили деревянные хомуты, несколько новых звонков и несколько новых звонковых двигателей. В начале мая 2014 года юбилейный колокол пришлось отключить из-за трещины. 4 апреля 2018 года его разобрали и вместе с двенадцатью отвезли на предприятие Lachenmeyer в Нёрдлинген для сварки. 29 мая 2018 года колокола были возвращены на башню. Юбилейный колокол после перевешивания получил новую звонницу. Колокол снова впервые прозвучал на празднике покровителя Святого Петра 29 июня 2018 года.

 

Литургия

После Второго Ватиканского Собора в соборе Святого Петра не было возведено ни одного народного алтаря, Святая Месса до сих пор служится на главном алтаре ad orientem или против Deum. Священники используют ризы в форме римских басовых скрипок в качестве литургических одежд на Святой Мессе.

Свою особую задачу приход видит в поддержании торжественной литургии, праздничного церковного музицирования с хором и оркестром, а также изысканных украшений в течение церковного года. Каждое воскресенье и праздничные дни приходская служба проводится как латинская служба.

Братства
Святой Петр является домом для трех братств: Арктического братства Корпуса Кристи, Братства Марии Хильф и Братства Святого Исидора и Нотбурги:

Архиепископское братство Corporis Christi, основанное в 1609 году, особым образом культивирует почитание алтарного таинства. Главный праздник 6 января.
Братство Мария-Хильф, основанное в 1684 году, особо отмечает дни памяти и праздники Марии. Главный праздник приходится на воскресенье после рождения Марии.
Братство Святых Исидора и Нотбурга, основанное в 1426 году для утешения бедных душ. Братская церковь – Крестово-Всехсвятский храм. Главный праздник приходится на воскресенье после Богоявления, праздник Крещения Господня, и отмечается в св. Петре.

Филиалы церквей
К приходу Святого Петра относятся следующие филиалы церквей:
Церковь Всех Святых на Кресте, называемая Кройцкирхе: бывшая кладбищенская церковь Святого Петра.
Женская коллегиальная церковь Святой Анны
Святой Йоханнес Непомук (Церковь Асам)
Herzogpitalkirche Святой Елизаветы
Санкт-Якоб-ам-Ангер
Сент-Элизабет
Святой Стефан, Южное кладбище