Пропилеи, Мюнхен, Германия

 

Описание

Пропилеи на западной стороне мюнхенской Кенигсплац были построены Лео фон Кленце от имени короля Людвига I в виде входа в храм (Пропилон). Наряду с обелиском на Каролиненплац, это единственное здание Лео фон Кленце, подаренное Людвигом I городу Мюнхену.

История
Уже в 1816 году предполагалось построить Пропилеи. Кленце, неоклассический архитектор, художник и градостроитель, нарисовал картину Пропилеи для продвижения своего проекта. Прошло 30 лет, прежде чем заказ был фактически размещен. Когда в 1848 году королю Людвигу I пришлось отречься от престола, этот проект снова был поставлен под сомнение — не в последнюю очередь потому, что в этот момент Мюнхену больше не нужны были городские ворота, поскольку город вырос далеко за пределы Кёнигсплац.

Картина Кленце подчеркнула важность здания с точки зрения городского планирования: если вы посмотрите через колоннаду Пропилеи, вы увидите недавно созданную ось Бриеннерштрассе, которая ведет через Каролиненплац с ее обелиском к Хофгартентору, Одеонсплац и Людвигштрассе. Это означает, что Пропилеи с Зигестором являются частью вновь созданной в то время системы координат, которая поместила королевскую резиденцию в центр Мюнхена.

Ведь Пропилеи были построены на частные средства Людвига I - в знак дружбы между Грецией и Баварией и как памятник борьбе Греции за свободу с 1821 по 1829 годы, королю Виттельсбахов и сыну Людвига Оттона Греции и баварской армии. . Имена греческих борцов за свободу были написаны на стенах главного прохода. Строительство началось в 1854 году, а в 1862 году Пропилеи были окончательно открыты незадолго до падения греко-баварского короля Оттона.

Пропилеи были самыми представительными городскими воротами Мюнхена, столицы нового королевства Бавария. Его название связано с «Пропилеями», крыльцом у входа в Акрополь в древних Афинах, которое было расширено при Перикле как храмовая территория. В Мюнхене Königsplatz должен был получить сопоставимое крыльцо. Этим Лео фон Кленце хотел перенести в Баварию образ чистого эллинизма.

С 1862 по 1928 год порталы и главные ворота Пропилеи служили проходами для движения транспорта. В 1928 году их закрыли для движения, а переулки отодвинули в сторону.

Архитектура
Пропилеи — последнее чисто классическое здание в Мюнхене. Лео фон Кленце спроектировал его на основе пропилеев Акрополя.

Пропилеи были построены почти бесшовно из больших блоков и завершили дизайн Кенигсплац. Они завершили сложившийся классический канон: Ионическая глиптотека и коринфская коллекция древностей были дополнены Пропилеями с ее дорическими колоннами.

При подготовке Кленце использовал документацию по «Тору Дипилону» в Афинах и просмотрел записи о «все еще стоящем Торе из Мессены». Затем он решил окружить городские ворота двумя башнями. Кроме того, городские ворота были обрамлены справа и слева тремя дорическими колоннами. Эти колонны находятся на приподнятой платформе и поддерживают фронтон, украшенный фигурным фризом работы Людвига фон Шванталера. Шванталер также разработал рельефы на стенах башни.

Каждая из двух башен представляет собой мощный прямоугольный параллелепипед с большим порталом и открытым пространством на верхнем этаже. Два портала башен использовались для грузовых перевозок, которые проезжали через левые ворота при выезде из города (если смотреть из центра города), а грузовые перевозки, въезжавшие в город, проходили через правые ворота. Значит, было левостороннее движение. Монументальные ворота посреди Пропилей предназначались для всадников и городских колесниц. Нижняя сторона крыш башен была выполнена в виде кессонного потолка. Чтобы передвигаться между башнями на верхнем этаже, нужно было перелезть через парапет на плоскую крышу нижнего центрального корпуса. Там вы должны найти защиту за нижней стеной на случай обороны.

В то время как дорические колонны можно найти снаружи, ионические колонны поддерживают балки крыши Пропилей внутри. Кроме того, план этажа и разрез ворот показывают, что здание можно было пересечь в подвале по лестницам, платформам и переходам.

Неоклассические архитекторы того времени знали, что греческие храмы были спроектированы в цвете. Однако было неизвестно, как Древней Греции удалось придать мраморным поверхностям яркие цвета. Лео фон Кленце хотел придать зданию великолепное цветовое убранство, но решения по нанесению цветов тоже не нашел. Вместо этого он запланировал скульптурное украшение Пропилеи.