Мюнхенская резиденция, Мюнхен, Германия

 

Описание

Residenzstraße 1
☏ +49 89 290 671, ResidenzMuenchen@bsv.bayern.de
Ежедневно с апреля по 15 октября с 09:00 до 18:00, с 16 октября по март с 10:00 до 16:00

Мюнхенская резиденция — памятник в районе Альтштадт-Леэль баварской столицы Мюнхена. С 1508 по 1918 год он был резиденцией герцогов, курфюрстов и королей Баварии из дома Виттельсбахов. Через четыре века он был спроектирован архитекторами Фридрихом Сюстрисом, Йозефом Эффнером, Франсуа де Кювилье д. А. и Лео фон Кленце в стилях ренессанса, барокко, рококо и классицизма от небольшого укрепленного замка до монументального четырехфлигельного комплекса. Он состоит из бального зала на Хофгартенштрассе, здания аптеки на Марстальплац, Кёнигсбау на Макс-Йозеф-Платц и Максимилиансбау на Резиденцштрассе. Помимо театра Кювилье и Allerheiligen Hofkirche, Хофгартен и Марсталь также входят в ансамбль зданий, который был разрушен во время Второй мировой войны, а затем восстановлен под руководством Отто Мейтингера. Мюнхенская резиденция площадью более 40 000 квадратных метров является крупнейшим городским дворцом в Германии и, с более чем 150 выставочными залами, одним из самых важных дворцовых музеев в Европе.

 

История и архитектура

Готическая Новая Весте
Место жительства было заселено людьми тысячи лет назад. В 2014 году археологи нашли почти нетронутую могилу эпохи поздней бронзы прямо под аптечным двором резиденции.

В 1385 году на месте сегодняшней резиденции стоял Невест. и Фридрих изначально служил для герцога и его двора чистым убежищем вместо старого двора, который стал слишком небезопасным. Предполагается, что строительство началось еще в 1363 году, после того как город все больше окружал Альтер Хоф по мере завершения второго кольца стен. В качестве искупления за неудавшееся гражданское восстание 1385 года герцоги получили от города разрешениена стройку. 7 марта 1389 года Новая Веста была тогда также по отношению к Стефану III. задокументировано как «Newnueft zu Munichen».

Neuveste был готическим замком, окруженным рвом, до которого можно было добраться из города только через укрепленный мост. Примечательно, что самая высокая башня, Серебряная башня, не была снаружи, а укрепляла внутренний фасад, обращенный к городу. Позднее здесь располагалась государственная казна. К северу от серебряной башни, служившей также цитаделью, с северо-западной стороны Паласа была отделена оборонительная стена. На востоке, к северу от внутреннего двора, находились Хофхалле и Дюрниц. В рамках строительства Нойвесте Нойвесттор был построен в конце 14 века в северо-восточном углу второго кольца стен. Neuveste изменялся и расширялся на протяжении веков. Около 1470 г. при правнуке герцога Иоганна Альбрехте IV (правил в 1465–1508 гг.) были построены стены Цвингера и здание ворот на севере, а в 1460–1500 гг. - две башни. Однако еще в 1466 году жители Мюнхена все еще имели право ограничивать доступ герцога Зигмунда и его младшего брата Альбрехта в замок, согласно которому первый мог входить в Новвест только с шестью, а другой - с четырьмя слугами. В результате Альбрехт оттеснял буржуазию все дальше и дальше, и с начала нового времени судьбу города определял двор. 1470/71 Брат Альбрехта Кристоф Сильный был интернирован в Невесте. В 1476 году, после того как герцог окончательно примирился с горожанами, Неввест был включен во фланг городских укреплений, которые до этого были открыты. Новое жизненное пространство еще не было создано при Альбрехте. С течением времени замок постепенно терял свой фортификационный характер, который устарел с увеличением использования пушек, способных пробить стены. Однако Нойвест заменил Старый двор только в качестве герцогской резиденции при сыне Альбрехта, Вильгельме IV. Около 1620 г. все постройки с западной стороны были снесены, в 1750 г. части здания были временно отремонтированы после пожара, а последние остатки были снесены только после 1800 г.

Однако своды подвала и фундаментные стены бывшего замка все еще можно найти под аптечным двором мюнхенской резиденции. Их положение отмечено красными камнями на тротуаре двора. Стены юго-западной угловой башни примерно 1500 года и свод с круглыми колоннами в подвале бального зала на юге бывшего замка являются последними сохранившимися остатками Невесты и самой старой частью сегодняшней резиденции.

Замок эпохи Возрождения
Начало сегодняшней резиденции
Когда герцог Вильгельм IV (годы правления 1508–1550) перенес резиденцию семьи Виттельсбахов из Альтер-Хоф, который с тех пор служил резиденцией властей, в Невесте, началась история Резиденции как современного дворца. В 1518 году на месте сегодняшней площади Марстальплац был вырыт ров. Между 1530 и 1540 годами Вильгельм построил вышеупомянутую круглую комнату в юго-восточном углу замка и первый сад во внутреннем дворе на месте сегодняшней Марстальплац. В садовом павильоне был вывешен исторический цикл, в который также вошла «Битва при Александре» Альбрехта Альтдорфера. В 1545 году сварливая сестра герцога Сабины Баварского несколько недель находилась под арестом в Неввесте.

Герцог Альбрехт V (годы правления 1550–1579) приказал Вильгельму Эгкле открыть бальный зал (St. Georgssaal) к югу от Георгскапеллы на восточной стороне Нойвесте, а также Кунсткамеру в Марстальгебауде (сегодня Государственное управление по охране памятников), откуда берут свое начало многие мюнхенские коллекции.

Поскольку в этом здании к северу от Альтер Хофа не хватило места для обширной коллекции скульптур, Антиквариум был создан между 1568 и 1571 годами Симоном Цвитцелем и Якопо Страда. Новое здание пришлось возводить за пределами замкового комплекса, так как в Новвесте для него не было места. Это дало резиденции новое направление развития. Антиквариум, занимающий весь первый этаж здания, является крупнейшим залом эпохи Возрождения к северу от Альп. Придворная библиотека, составившая основу того, что впоследствии стало Баварской государственной библиотекой, располагалась на верхнем этаже нового здания.

С 1560 года севернее на месте сегодняшней Государственной канцелярии был разбит еще один сад. В его северо-восточном углу в 1565/67 построен летний дом с циклом плафонных росписей на тему Серебряного века (сохранились лишь несколько плафонных росписей). В 1560/70 г. на юго-западном углу Невесты был построен бальный зал, подвал которого сохранился, но обычно недоступен.

В 1580/1581 году герцог Вильгельм V (годы правления 1579–1597) построил вдовий дом для герцогини Анны на Резиденцгассе. Между 1581 и 1586 годами были созданы исторически значимые сады маньеристского двора грота с фонтаном Персея по проекту Фридриха Зустриса. Он получил свое название от стены фонтанов и раковин на западном фасаде Антиквариума. В ходе продолжающегося структурного развития, начиная с Гроттенхофа, было создано в общей сложности десять внутренних дворов, причем Брунненхоф и Кайзерхоф имели особое значение как места для придворных приемов, фестивалей и церемоний.

 

Резиденция Максимилиана и императорский двор

При герцоге Максимилиане I (годы правления 1597–1651), позже курфюрсте, резиденция Максимилиана, названная в его честь, была построена на западной стороне Антиквариума с 1599/1600 до примерно 1607 года. Стилистически говорят об эпохе маньеризма или позднего Возрождения при переходе к раннему барокко.

Максимилиан использовал здание своего наследственного князя, которое уже было построено на Резиденцштрассе между 1590 и 1594 годами, в качестве отправной точки. Двухэтажное здание имело по три оси окон слева и справа от трехчастного прохода во двор часовни. В 1594 году в тылу была построена часовня.

После того, как Максимилиан впервые переехал в апартаменты своего отца в Невест, старая Эрбпринцбау была в значительной степени снесена с 1600 года, а двухэтажная зона к югу от двора часовни до Антиквариума была перестроена и перестроена, в которой находятся две квартиры герцога и его жена должна. Главные входы проходили через внутренний двор часовни, устроенный вместо аллеи (Jägergassel). В восточной оконечности двора часовни по правильной фигуре в плане был разбит фонтанный двор, служивший ранее открытой площадкой для турниров. Архитектором, вероятно, был местный придворный художник Ганс Крамппер 1600 года, который разработал проекты зданий и больших частей декора. Некогда богатое убранство потолочных росписей было создано Петром Кандидом в его мастерской. Известны имена других художников, таких как Генрих Шён.

На перестроенном участке была построена двухэтажная придворная часовня (оболочка 1600 г., освящение 1603 г.) с богатым лепным декором, пристроенная к своду в 1614 г. Галерея придворной капеллы предназначалась для правящей семьи. На большой центральной картине главного алтаря работы придворного живописца Ганса Верла 1601 года изображена Мария во славе под Троицей. В 1630 году часовня была расширена за счет многоугольного алтаря, а ее лепнина адаптирована к старой обстановке. Богатая часовня, вымощенная мрамором и богато украшенная мраморной лепниной ( скальола ), завершенная в 1607 году, служила личной молельней герцога. Вокруг придворной часовни на верхнем этаже располагались личные покои герцога на востоке в сторону Антиквариума и герцогини на западе на Резиденцштрассе. Там было три просторных лестницы. На первом этаже располагались также княжеские жилые помещения, которые назывались «летними комнатами» и украшались лепниной и потолочными росписями.

Около 1602 года к юго-востоку от Антиквариума на первом этаже был построен Черный зал, который получил иллюзионистскую потолочную роспись Ганса Верла (ныне реконструированную) и был доступен со двора с фонтаном по монументальной двухмаршевой лестнице, которая была созданные одновременно. Преобразование фонтанного двора продолжалось до 1607 года, в результате чего получился представительный двор, получивший по узким сторонам остроконечные постройки, одна из которых находится перед башней с часами. Он был построен в 1612-1615 годах по модели Генриха Шёна Старшего как обшитая фахверковая консольная конструкция. Большой фонтан Виттельсбаха был возведен в 1610 году посреди фонтанного двора. Созданные Хубертом Герхардом и собранные там фигуры (аллегорическое изображение четырех баварских рек: Дуная, Леха, Инна и Изара) и статуя Отто фон Виттельсбаха изначально создавались для других проектов. Таким образом, около 1610 года был завершен первый этап строительства при Максимилиане I в районе Гроттенгофа и Брунненхофа. Было три двора, предназначенных для различных функций.

С 1612 года Максимилиан I приказал снести большую часть южного и западного крыльев Невест с серебряной башней и дворцом, чтобы освободить место для новых пристроек. Частные дома на Швабингер-гассе (сегодня Резиденцштрассе) также были снесены в 1612 и 1613 годах. Здесь между 1612 и 1617 годами, к северу от Резиденции Максимилиана, построенной около 1610 года, были построены новые флигели вокруг Императорского двора, равномерно расписанного в технике фрески.

Каждый из двух больших бронзовых львов стоит перед входом в Императорский двор и Двор часовни, олицетворяя четыре верховных добродетели: благоразумие, силу, справедливость и умеренность. Каждый лев держит щит, на котором символически изображена соответствующая добродетель и который заканчивается маленькой львиной головой на нижнем конце. Говорят, что прикосновение к морде этих маленьких львиных головок приносит удачу.

Просторные гостевые помещения, Трирские и Каменные залы, Императорский зал и Императорская лестница окружали Императорский двор и демонстрировали высокие политические стандарты Максимилиана. Комнаты, построенные под руководством Ганса Крамппера и Генриха Шёна и украшенные картинами Петера Кандида и его мастерской, не только иллюстрируют мировоззрение Максимилиана I, но и с их великолепными дверными проемами, потолочными фресками и гобеленами также являются образцом архитектуры начало 17 века. Каменные комнаты названы так из-за богатой мебели из мрамора, лепного мрамора и скальолы. Эта анфилада служила самыми высокопоставленными гостевыми апартаментами, которые занимали император с супругой, когда они находились в Мюнхене. В случае императорского визита в трирских комнатах останавливались ближайшие родственники императорской семьи и высокопоставленные члены их двора, в противном случае комнаты служили советами. Кайзерзал, отреставрированный сегодня, с великолепной одноименной лестницей, был самым большим и важным праздничным залом в резиденции в 17 веке. С 1799 г. Кайзерзал и прилегающий к нему зал с четырьмя формами должны были уступить место так называемому Хофгартенциммерну, новой жилой квартире курфюрста Макса IV Иосифа (с 1806 г. короля Баварии Макса I Иосифа), пока оба они не были реконструированы после Второй мировой войны. форма, которая была почти верна оригиналу.

Здание резиденции, превосходившее теперь по размерам венский Хофбург того времени, производило хорошее впечатление на современников, даже если бы Фридрих Николай писал тогда в 1781 году, что расценивал бы это здание скорее как богатую прелатуру. После оккупации Мюнхена своими войсками в мае 1632 года король Густав II Адольф провел в резиденции протестантскую службу. К концу мая 1632 года Густав Адольф покинул Мюнхен и двинулся дальше. Шведский король, взявший с собой много добычи, как говорят, сказал, что если бы резиденция была на колесах, он бы катил ее до Стокгольма. В любом случае постройки резиденции теперь стали настолько обширными, что их хватало преемникам Максимилиана до начала 19 века. Теперь они сосредоточились в основном на дизайне интерьера резиденции.

Барочная резиденция
Апартаменты в стиле барокко и рококо
Во времена высокого барокко, между 1666 и примерно 1669 годами, Электресса Генриетта Аделаида, которая была женой курфюрста Фердинанда Марии (годы правления 1651–1679) с 1650 года, владела меньшей квартирой своей свекрови между Резиденцгассе и Гроттенхоф. расширился до чрезвычайно великолепного набора комнат. Теперь он состоял из зала караула (Hartschiersaal), двух вестибюлей, зала для аудиенций (Golden Hall), большого кабинета (Grottenzimmer), спальни с нишей для кровати, небольшой часовни и кабинета (кабинет сердца). Эта пространственная последовательность была дополнена галереей между Residenzgasse и южным садом и коридорной библиотекой. Генриетта Аделаида основывала свой строительный проект на моделях из ее родного города Турина, а также на последних модных тенденциях в Париже. В квартире было множество картин, встроенных во фризы и потолки, каждая из которых придавала комнатам свою тематику. Архитектором был Агостино Барелли, а дизайном комнат занимался Антонио Писторини. В 1674 году пожар уничтожил первые три комнаты, а Электресса спасла своих детей от огня и умерла от тяжелых ранений два года спустя. С момента визита Папы Пия VI. В 1782 году остальная часть квартиры называлась Папскими комнатами. В 1944 г. почти все эти помещения были разрушены; сегодня только Герцкабинет дает определенное представление о социальных стандартах и ​​художественном статусе этой квартиры баварской фаворитки.

Пристройки Максимилиана II Эммануила (годы правления 1679–1726) (Александровская и Летняя комнаты как представительные жилые помещения) уже реконструировались к концу его жизни. За исключением одной комнаты, которая сегодня недоступна, останки сгорели во время пожара Residenz 1729 года. Имперская администрация в Баварии с 1705 года, когда курфюрст уехал из страны на десять лет и суд был распущен, резиденция сохранилась практически невредимой, как и более поздние иностранные оккупации. Во время изгнания выборной семьи в резиденции оставалась только принцесса Мария Анна, которая поддерживала связь с семьей, разбросанной по Франции, Италии и Австрии.

Преемник Макса Эмануэля, курфюрст, а затем император Карл Альбрехт (годы правления 1726–1745), построил Богатые комнаты с Зеленой галереей, Зеркальным залом и Парадной спальней на месте комнат своего отца. В его роскошном декоре преобладают золотые украшения на белых стенах и пурпурный точеный генуэзский бархат. Как следует из названия, зеленый шелковый дамаск использовался только в Зеленой галерее. Порядок комнат и их кривое расположение восходят к зеркальному отображению комнат папских покоев. Парадная спальня использовалась для утренней церемонии Рычага. Между 1726 и 1730 годами на первом этаже была построена родовая галерея с великолепной лепниной Иоганна Баптиста Циммермана. Сегодня родовая галерея содержит более сотни портретов членов Дома Виттельсбахов вплоть до последнего короля Баварии Людвига III. Эта комната также предназначалась для того, чтобы обосновать притязания Карла Альбрехта на императорскую корону, унаследовав ее от Карла Великого, императора Людвига Баварского и легендарного Агилольфингера Теодо, чьи портреты он поместил в центре комнаты. Кроме того, Карл Альбрехт приказал построить рядом с родовой галереей еще один великолепный кабинет для хранения домашних сокровищ, для которых раньше не было специального помещения. С момента постройки старой сокровищницы при принце-регенте Луитпольде в 1897 году в этой комнате по сей день находится фарфоровый кабинет. Таким образом, все постройки, возведенные придворными архитекторами Жозефом Эффнером и Франсуа де Кювилье, служат исключительно прославлению его дома и получению императорской короны, что, наконец, удалось сделать Карлу Альбрехту в 1742 году. Помимо уже упомянутого Иоганна Баптиста Циммермана, в качестве художников привлекались также Иоахим Дитрих и Венцеслав Мироффски. Двухэтажный внешний фасад Зеленой галереи с семью арочными окнами в Кенигсбаухофе является шедевром Кювилье 1730 года. В январе 1745 года Карл Альбрехт умер как император Карл VII в резиденции, которая на короткое время также была императорским дворцом. .

Сын Карла Альбрехта курфюрст Максимилиан III. Жозеф (годы правления 1745–1777) отказался от любых претензий на императорскую корону, что отражено в комнатах для избирателей, обставленных Франсуа де Кювилье и Иоганном Баптистом Гунецрайнером. Эти жилые помещения были спроектированы в стиле позднего рококо над антиквариумом, где до этого находилась придворная библиотека.

Театр старой резиденции
Однако более важным было строительство театра «Старая резиденция» 1751 года (также называемого театром Кювилье), ложного театра в стиле рококо, предназначенного исключительно для двора. Современное социальное разделение также отражалось в различных конфигурациях различных ярусов зрительской зоны. Это здание стало необходимым, потому что старый Георгсзал, который ранее служил театром, был уничтожен в результате пожара на Невесте 5 марта 1750 года. Театр Кювилье был построен как отдельно стоящее здание в бывшем дворовом саду, который был соединен с резиденцией только фойе, чтобы свести к минимуму риск возгорания. Кроме того, были возведены особо толстые стены, а также устройство, позволяющее в аварийной ситуации накачивать воду в конструкцию крыши. Удивительной была и подъемная конструкция, позволившая поднять пол театра так, что помещение можно было использовать еще и как банкетный зал.

Классические расширения
С возведением Баварии в статус королевства в 1806 году и крупными планировочными изменениями в Мюнхене, проведенными в начале 19 века, были обнаружены ранее нерепрезентативные, невидимые части резиденции. Придворные архитекторы, такие как Франсуа де Кювильес, еще во времена Максимилиана III уже знали об этом положении дел, отчасти недостойном резиденции. Иосифа к щедрым планам расширения, которые не были реализованы из-за опустевшей государственной казны. По проекту 1764/1765 годов с восточной стороны резиденции планировалось большое новое крыло. При его преемнике Карле Теодоре (годы правления 1777–1799) Избирательная галерея, построенная в 1780/1781 годах главным придворным архитектором Мюнхена Карлом Альбертом фон Леспильезом, была построена только на северной стороне Хофгартена.

Король Макс I Иосиф (годы правления 1799–1825 гг.) поначалу довольствовался обстановкой новых покоев вместо Кайзерзаала и модернизацией Геркулессаала (сегодняшний Макс-Джозеф-Заал), а также у него были залы Государственного совета, созданные между Хартширским залом и Штайнциммер. Шарль Пьер Пуйе и Андреас Гертнер создали новый фасад на северо-западной стороне Хофгартентора с консольными подоконниками и архитравами на гладкой кладке в стиле итальянского Возрождения, распространенном во Франции того времени, который позже должен был уступить место. на строительство бального зала. По сравнению со своим мужем, королева Каролина, которая жила здесь на рояле нобиле, имела большую потребность в представлении, что также нашло отражение в преобразовании мюнхенской резиденции. Макс Жозеф же, предпочитавший более буржуазный образ жизни, жил на антресоли рядом со своими детьми. Затем в начале 19 века Шарлоттенциммер были оформлены в стиле ампир для дочери Макса Йозефа. Кроме того, между 1811 и 1818 годами король приказал построить королевский двор и национальный театр к югу от Residenztheater на месте францисканского монастыря, который был снесен в 1802 году, напротив того, что позже стало Макс-Йозеф-Плац согласно планам Карла фон Фишер. После перепланировки этой площади с южной стороны северо-западный вход в резиденцию стал становиться все более представительным в 1816 году с планировкой Одеонсплац. Здесь был создан Хофгартентор, первая работа Лео фон Кленце в Мюнхене (1816/1817), он образует вход в Хофгартен на оси Бриеннерштрассе. Только в 1817 году начались строительные работы, первоначально для королевских конюшен, которые вскоре превратят резиденцию в один из крупнейших городских дворцов. Однако уже в 1801 году на восточной стороне Хофгартена были построены могучие казармы Хофгартена, которые должны были уступить место армейскому музею (сегодняшняя Государственная канцелярия) спустя добрую сотню лет.

Свой нынешний размер комплекс достиг между 1825 и 1842 годами при короле Людвиге I (годы правления 1825–1848) с флигелями королевского здания и зданием бального зала, а также Дворцовой церковью Всех Святых, построенной Лео фон Кленце в стиле классицизма. Многочисленные другие наборы комнат были созданы с пристройками.

королевские конюшни
С 1817 года напротив неприкрашенной восточной стороны резиденции были построены новые королевские конюшни с королевской школой верховой езды, навесами для экипажей и конюшнями, а также администрация. Строительство придворного манежа с монументальным арочным порталом, увенчанным бюстами Кастора и Поллукса, считается одним из самых зрелых ранних произведений Лео фон Кленце. Для строительства царских конюшен обширный комплекс зданий государева арсенала, располагавшийся восточнее резиденции с 1615 года и тесно связанный с ней, должен был с 1807 года уступить часть своей площади. До наших дней сохранилась только школа верховой езды, которая используется как так называемый Марштальтеатр, а музей маршалов был перенесен во дворец Нимфенбург.

Придворная церковь Всех Святых
Придворная церковь Всех Святых, построенная в византийско-романском стиле с 1826 года, была построена по образцу дворцовой капеллы в Палермо и украшена великолепными фресками, от которых сегодня сохранились лишь немногие остатки. Фасад Allerheiligen-Hofkirche, единственного когда-либо возведенного священного здания Кленце, обновил заброшенную восточную сторону резиденции напротив конюшен. Перед церковью раньше был разбит сад с розовыми клумбами, который позже должен был уступить место послевоенной застройке. С северной стороны к церкви примыкает кабинетный сад. Южный боковой проход базилики был удален в пользу флигеля для прилегающего Residenztheater, что сильно влияет на симметрию здания и по сей день.

Королевское здание
Кенигсбау был построен между 1826 и 1835 годами как двухэтажное южное крыло с фасадом из зеленого песчаника высотой до 30 метров на площади Макса-Йозефа. Образцами послужили Палаццо Питти и Палаццо Ручеллаи во Флоренции. Первый послужил образцом для возвышения и рустовки из тесаного камня, а пилястры были вдохновлены вторым дворцом. Königsbau имеет центральную часть, приподнятую на один этаж, с террасами на крыше по бокам. Сокровищница и Залы Нибелунгов, расписанные Юлиусом Шнорром фон Карольсфельдом, расположены на первом этаже. Их настенные и потолочные росписи являются первыми монументальными изображениями песни о Нибелунгах. Залы Нибелунгов были спроектированы как общедоступные выставочные залы, и в них можно попасть через отдельный вход на Резиденцштрассе.

На первом этаже располагались жилые помещения Людвига I. Королевские апартаменты, сохранившиеся до наших дней, в основном использовались для представительских целей, и уже в то время их можно было посетить по предварительной договоренности. Настоящие личные покои королевской четы в задней части королевского здания больше не сохранились из-за их разрушения во время Второй мировой войны. Кленце отвечал не только за архитектуру, но и за дизайн полов, настенных росписей и всей мебели. Парадный вход в королевские апартаменты образован Желтой лестницей, великолепным произведением архитектуры Кленце, состоящим из последовательности полукуполов, зала с крестовыми сводами и великолепного портала.

На втором этаже располагались так называемые банкетные залы, которые предназначались для небольших дворовых гуляний. Последовательность комнат была разделена на салон, приемную, танцевальный зал, цветочный зал и личные покои короля. Поэтажный план этих помещений сохранился в сильно упрощенном виде и является домом для Баварской академии изящных искусств.

строительство бального зала
В период с 1832 по 1842 год Лео фон Кленце наконец построил бальный зал на северной стороне Хофгартена, который также был построен в стиле итальянского Возрождения, где Кювильес уже планировал новое здание, чтобы восстановить последние остатки импровизированного здание после пожара 1750 г. отремонтировано для устранения Невесты. Перед центральным ризалитом 250-метрового монументального фасада с двумя или тремя этажами и приподнятыми угловыми павильонами расположен девятиосный портик с лоджией с фигурами Людвига Михаэля Шванталера.

На верхнем этаже здания бального зала была создана просторная последовательность комнат, включающая тронный зал посередине, три императорских зала, бальный зал, два кабинета (в которых первоначально размещалась галерея красавиц Людвига I) и батальный зал в северо-восточный павильон. Эти залы предназначались только для государственных церемоний и придворных праздников, и попасть в них можно было по парадной лестнице с тремя маршами, которая также больше не сохранилась, из прохода на Марстальплац, к которому были соединены две приемные. Из великолепного бального зала посетители проходили через три имперских зала, названных в честь легендарных германских правителей Фридриха Барбароссы, Карла Великого и Рудольфа фон Габсбургов и расписанных сценами из средневековой имперской истории, просторный классический зал в бело-золотых тонах, его Боковой трибуны поддерживались коринфскими колоннами: Большой тронный зал был кульминацией этой серии залов и располагался прямо посередине здания. Здесь проходили самые важные церемонии, такие как восшествие на престол, в обрамлении двенадцати колоссальных статуй из литейного завода Фердинанда фон Миллера, которые представляли самых важных правителей Виттельсбахов и которые сейчас находятся в фойе на первом этаже здания бального зала. На первом этаже здания фестивального зала находились шесть залов одиссеи, которые были расписаны мотивами из одиссеи как аналог залов Нибелунгов в королевском здании и предназначались для использования в качестве комнат для гостей. Дизайн этих фресок также был создан Людвигом Михаэлем Шванталером. Иоганн Георг Хильтеншпергер отвечал за казнь на месте. Аптечный этаж, в котором в то время находилась придворная аптека, а также квартиры и офисы придворных служащих, также соединен с бальным залом на востоке на Марстальплац. Его именем назван большой прилегающий к нему аптечный двор.

После Второй мировой войны было принято решение не перестраивать парадные залы в бальном здании, так как классическое искусство мюнхенской школы в то время было недооценено. Сегодня на их месте разместились Геркулесов зал Баварского симфонического оркестра, конференц-залы Баварской академии наук и складские помещения Национального театра и Театра-резиденции.

Модификации Макса II Иосифа и Людвига II
Макс II Иосиф (годы правления 1848–1864 гг.) Реконструировал только квартиру короля в соответствии с его потребностями и построил консерваторию в крыле, соединяющемся с Национальным театром, по проекту Франца Якоба Крейтера. Однако эту постройку осуществил Август фон Фойт, уже построивший для короля мюнхенский стеклянный дворец. Кроме того, Макс II восстановил театр Residenz, который после 1825 года использовался почти исключительно в качестве декораций для Национального театра. Арсенал государя на востоке жилого комплекса был окончательно распущен, это происходило постепенно между 1853 и 1863 годами, когда была заложена Максимилианштрассе. Арсенал на Лотштрассе был построен вместо него.

Людвиг II (годы правления 1864–1886) внес в резиденцию множество изменений, которые больше не сохранились. Сначала он переделал апартаменты своего князя на верхнем этаже северо-западного павильона бального корпуса в стиле Людовика XIV. Кроме того, комнаты в Хофгартенциммере были подготовлены для его невесты, принцессы Софи в Баварии (сестры императрицы Австрии Елизаветы «Сиси»), которую она никогда не должна была занимать, поскольку помолвка ранее была разорвана. Кроме того, залы Нибелунгов были завершены при Людвиге II.

Он также продолжил традицию своего деда Людвига I, создав собственный цикл картин над Theatinergang в коридоре, ведущем в его апартаменты. На этих картинах изображены сцены из тетралогии Вагнера «Кольцо». Он также восстановил все квартиры в резиденции.

Около 1870 г. он построил зимний сад размером 70 × 17 м над северо-западным крылом здания бального зала директором придворного сада Карлом Эффнером и театральным художником Кристианом Янком. Девятиметровая бочка из стекла и железа перекинула сад с экзотической флорой и фауной, искусственным озером, мавританским киоском, рыбацкой хижиной и большими сменными панорамными картинами Юлиуса Ланге. После смерти Людвига II сложная конструкция была разобрана по указанию принца-регента Луитпольда в 1897 году, поскольку она была слишком тяжелой для конструкции под ней, а вода из искусственного озера капала в помещения для прислуги внизу. Только крыльцо в Кайзерхофе, построенное для поддержки, простояло до 1950 года.

резиденция в конце монархии
Даже при Людвиге II баварский монарх лишь время от времени жил в резиденции. С середины 1870-х годов дворец Линдерхоф и дворец Берг фактически заменили Мюнхенскую резиденцию в качестве главной резиденции. Королева Тереза ​​также ранее жаловалась на отсутствие комфорта. Ее сын принц-регент Луитпольд (годы правления 1886–1912) на самом деле жил во дворце Лейхтенберг, который в то время даже был назван в его честь. Тем не менее, он переоборудовал каменные комнаты для своих целей, так как не хотел жить в царских покоях. К его времени относится и строительство новой сокровищницы по проекту Юлиуса Хофманна - сегодняшней кассы, которая уже была закрыта сейфовой дверью (1897 г.).

Сын Луитпольда Людвиг III. (правил в 1912–1918 гг.) большую часть времени жил во дворце Виттельсбахеров и поэтому жил в резиденции лишь короткое время до революции 1918 г. Как и его отец, он сначала поселился в каменных комнатах в императорском дворцовом флигеле, а позже в королевское здание. Здесь были проведены технические модернизации, такие как центральное отопление и электрическое освещение, которые еще отвергал принц-регент. Кроме того, во время войны королева Мария Терезия использовала Залы Нибелунгов, чтобы работать с женщинами из всех слоев общества, чтобы делать поделки для солдат в полевых условиях. Когда в ноябре 1918 года вспыхнула революция и перед резиденцией появились многочисленные демонстранты, дворец остался невредимым. Королевская семья покинула резиденцию в первую же ночь после начала революции. С другой стороны, революционер Рудольф Эгельхофер был застрелен 3 мая 1919 года во дворе резиденции.

 

Музей-резиденция

Интерьер Музея-резиденции со входом в Кёнигсбаухоф сейчас состоит из более чем 150 выставочных залов. Стилистически выросшая за века резиденция представляет собой смесь ренессанса, барокко, рококо и классицизма.

Еще во времена Людвига I заинтересованные горожане могли посетить помещения королевского дома по предварительной договоренности (когда королевская чета не присутствовала в резиденции). Этим король хотел донести до своих подданных свое представление о королевской жизни. При принце-регенте Луитпольде уже можно было посетить все неиспользуемые части резиденции, а также старую сокровищницу, а в 1897 году наконец появился первый путеводитель по Мюнхенской резиденции.

После революции 1918 года был сделан последний шаг к тому, чтобы стать музеем. В то время можно было посетить в общей сложности 157 комнат, что могло быть довольно напряженным для посетителя. В сегодняшнем музее-резиденции представлено более 150 выставочных залов. Аудиогид предлагается на пяти языках. В дополнение к антиквариуму, старой придворной капелле и многочисленным парадным залам, так называемым императорским залам, богатым комнатам и представительным гостиным Людвига I, фарфоровым покоям, включающим экспонаты со всей Европы, а также важная коллекция из Восточной Азии и миниатюрный кабинет со 129 миниатюрными картинами. Есть также реликварий и серебряные камеры. С бронзовыми скульптурами конца 16-го и начала 17-го веков, которые были выставлены в здании бального зала после того, как Египетская государственная коллекция переехала, в том числе оригиналы четырех львов из входной зоны, музей-резиденция представляет собой один из богатейшие запасы европейского бронзового искусства периода маньеризма и раннего барокко.

 

Казна

Сокровищница была фактически основана Альбрехтом V, и с тех пор в ней размещались драгоценности дома баварской семьи Виттельсбахов, которые были объединены с сокровищами Пфальцского дома при курфюрсте Карле Теодоре. После постройки старой сокровищницы при принце-регенте Луитпольде в 1897 году знаки отличия стали доступны для публики. Коллекция, которая сейчас находится в восточном крыле первого этажа Кенигсбау, включает в себя ювелирное искусство и драгоценности от раннего средневековья до классицизма. Коллекция из более чем 1200 отдельных предметов является одной из самых ценных в мире и включает в себя изделия из горного хрусталя, эмали и слоновой кости, камеи, украшения, медали, парадные мечи, трофеи и посуду.

Молитвенник императора Карла Лысого (ок. 860 г.), алтарная киворий императора Арнульфа Каринтийского (конец IX в.), крест-мощевик Генриха II, корона императрицы Кунигунде, корона венгерской королевы Гизелы фон Бавария до Нидермюнстера в Регенсбурге (всего около 1000 г.), так называемой Генрихскроне (около 1270 г.) и Пфальцской короны из Англии (около 1370 г.). Также выставлены церемониальные мечи, такие как франконский герцогский меч князей-епископов Вюрцбурга (ок. 1460 г.). Многочисленные экспонаты коллекции включают чашу Раппольтштейна (ок. 1540 г.), чашу Гольбейна (ок. 1540 г.), статуэтку Святого Георгия (ок. 1590 г.), корону императора Карла VII (1742 г.), Париж изготовил знаки отличия баварской короны (1806 г.) с коронами короля и королевы, туристический сервиз императрицы Франции Луизы и рубиновые украшения королевы Терезы. Также представлены неевропейские сокровища, такие как церемониальные кинжалы, захваченные в турецких войнах, изделия из цейлонской слоновой кости или китайский фарфор.

Государственная коллекция монет Мюнхена также находится в резиденции. Во времена Карла Теодора здесь также были объединены пфальцская и баварская коллекции.

 

Дворовый сад

Первый сад был создан в 1530 году на месте более поздней площади Марстальплац к югу от Невесты. История сада во внутреннем дворе резиденции на его нынешнем месте к северу от здания бального зала началась в 1560 году при герцоге Альбрехте V с создания нового ренессансного сада с летней усадьбой (не сохранилась) к северу от более старого сооружения начала 16 века. В 1613-1617 годах Максимилиан I расширил комплекс до нынешних размеров. С тех пор посреди придворного сада стоит павильон, храм Дианы, заложенный Генрихом Шёном Старшим (1615 г.). Также сохранилась часть аркад, заложенных в 1560 году на бывших заводах Хофбруннен на северо-восточной окраине Хофгартена.

 

Разрушение и реконструкция

Во время воздушных налетов на Мюнхен во время Второй мировой войны резиденция сильно пострадала, особенно в 1944 году (из 23 500 м² площади крыши нетронутыми остались только 50 м²) и в последующие десятилетия была в значительной степени реконструирована, что в основном связано с тем, что что почти всю мебель и большую часть обшивки стен и потолка удалось снять до первых бомбардировок. В противном случае реконструкция в ее нынешнем виде была бы немыслима. В ходе этого относительно быстрого этапа реконструкции большой вклад внесли Тино Вальц и начальник отдела строительства Баварского дворцового управления Рудольф Эстерер. Вместе с товарищами из жилого товарищества они позволили обезопасить существующую строительную ткань, возведя аварийные крыши и быстро начав реконструкцию.

Были и крупные сборы средств. Помимо прочего, Баварская радиовещательная корпорация внесла свой вклад в реконструкцию, пожертвовав миллионы, но при условии, что в резиденцию можно будет встроить концертный зал взамен Одеона, который также был разрушен и в котором сейчас размещается Министерство внутренних дел Баварии. . Для этой цели был принесён в жертву бывший Большой Тронный зал, который не был безвозвратно разрушен. Сегодня здесь находится Новый Геркулесов зал, недавно построенный Эстерером в стиле монументального неоклассицизма. Примерно с 1600 года в Хофдаменштоке резиденции находился бальный зал под названием Зал Геркулеса, который был разрушен во время Второй мировой войны, а позже, чтобы избежать путаницы с новым Залом Геркулеса, был переименован в Зал Макса-Джозефа после его реконструкции. Также утеряны фрески Придворной церкви Всех Святых, некогда великолепная обстановка папских покоев, потолок Золотого зала работы Бальтазара Аблейтнера, жилые помещения Людвига II, задние комнаты в Кёнигсбау и все сохранившиеся классические залы в бальном корпусе, в том числе величественная парадная лестница напротив конюшен. Некоторые другие анфилады, например комнаты выборщиков, были реконструированы лишь в упрощенном виде.

Бывшая охрана резиденции в Старой резиденции была расширена к 1970 году в стиле придворного Дюрница в дегустационный зал Пфальца, который сегодня также является напоминанием о Рейнском Пфальце, утраченном Баварией после Второй мировой войны. Рядом сегодняшняя аптека резиденции и другие небольшие магазины.

После войны Театр Новой Резиденции был также построен на месте сегодняшнего Театра Кювилье, который был реконструирован в шахматном порядке и был реконструирован в аптекарском этаже Резиденции дальше на север. Восточная сторона резиденции, когда-то украшенная розовыми клумбами, также была построена; между конюшнями, построенными Кленце, и Allerheiligen-Hofkirche, защита которых началась только в 1972 году, находятся здания для гидравлических систем национального театра и Испанского культурного института. Фонтан наследного принца Рупрехта между резиденцией и бывшей школой верховой езды Marstallgebäude был создан в 1961 году скульптором Бернхардом Бликером.

Сегодня торжественные залы используются для приемов и концертов. Помещения Residenz образуют основу для концертов в Мюнхенской резиденции и Недели Мюнхенской резиденции. Кроме того, в Резиденции находится музей-резиденция, другие музеи и органы власти. Штаб-квартира Баварской академии изящных искусств находится на 2-м этаже Кёнигсбау с 1972 года. Баварская академия наук расположена в восточном крыле здания бального зала, а резиденция Мюнхенской государственной коллекции монет - в западном крыле. Немецкая академия наук и инженерии (acatech) также располагалась в резиденции до 2016 года.

К 1985 году, согласно письменным источникам, два фестивальных зала 17-го века, которые были потеряны с 1799 года, Kaisersaal и Vierschimmelsaal, были перестроены и обставлены сохранившимися картинами и коврами. Работа над резиденцией продолжается и по сей день. К 2008 году театр Кювилье, которому было более пятидесяти лет, был полностью отреставрирован. Кроме того, двор фойе был оснащен стеклянной крышей и ведутся работы по расширению задних помещений Кёнигсбау.

Желтая лестница в Кёнигсбау реконструировалась с 2016 по 2021 год. Когда-то это был главный вход в королевские апартаменты Людвига I.