Галерея Шака, Мюнхен, Германия

 

Описание

Prinzregentenstraße 9, ☏ +49 89 238 05224. Пн-Вс 10:00-18:00

Коллекция Шака (до 2009 года называвшаяся галереей Шака) представляет собой собрание картин, являющееся частью Баварской государственной коллекции живописи. Он возник из коллекции живописи графа Адольфа Фридриха фон Шака и в основном содержит картины известных художников 19 века. Картины коллекции выставлены в отдельном здании галереи на Принцрегентенштрассе в Мюнхене.

 

История

Коллекция произведений искусства
Адольф Фридрих фон Шак переехал в Мюнхен в 1856 году по приглашению баварского короля Максимилиана II. Здесь он увлекся современной живописью, с которой познакомился в Новой пинакотеке, основанной в 1853 году, и на выставках в Гласпаласте, построенном в 1854 году. В 1857 году он приобрел то, что, вероятно, является его первой картиной, «Видение Иезекииля» Бонавентуры Дженелли. В то время как первые картины все еще были выгодными покупками, Шак вскоре начал систематически коллекционировать.

Он стал меценатом, который поддерживал мюнхенских художников. Он специально приобретал целые группы работ, оказывая художникам большую финансовую поддержку, чем это было бы возможно при покупке отдельных картин. Он платил по ценам, которые находились в диапазоне от среднего до верхнего уровня того, что принято на рынке. Когда в период правления Вильгельма цены на картины выросли до пятизначных цифр, Шак, чье состояние в отличие от состояния z. Б. промышленники не успевали.

В коллекции писателя Шака в сюжетах оригинальных картин преобладают отсылки к христианским учениям, современной литературе и мифологии. Кроме того, Шак собрал множество пейзажных фотографий, изображающих Германию, Италию, Испанию или Грецию, которые могут быть связаны с его собственными туристическими направлениями.

К моменту своей смерти в 1894 году граф Шак приобрел около двухсот картин немецких художников и около семидесяти копий картин старых мастеров, включая основные произведения венецианской живописи, такие как «Сельский концерт» Джорджоне и «Мадонна Пезаро» Тициана, «Венера Урбинская» и «Портрет». императора Карла V. Художником копий был прежде всего Франц фон Ленбах, чьи копии Тициана для графа Шака входят в число лучших копий картин 19 века в Германии, и Август Вольф.

В своем завещании от 1874 года Шак завещал всю свою коллекцию и свой дворец (Alte Schackgalerie) германскому императору при условии, что они останутся в прежнем здании. Однако в более поздних версиях он предполагал, что император привезет коллекцию в Берлин, и назначил других наследников для своего дворца. Однако он настоял, чтобы коллекцию не разорвали и не повесили среди других картин. Когда коллекция перешла к Вильгельму II после смерти Шака в 1894 году, кайзер решил остаться в Мюнхене, чтобы не поощрять антирейхские или антипрусские тенденции в Баварии, и купил дворец у наследников Шака. Поскольку здание в конечном итоге было слишком маленьким и не очень подходило для музейных операций, кайзер приказал построить новое здание для галереи Шака в 1909 году, когда прусская миссия строилась в структурной единице со зданием миссии.

Наследие включало только картины и акварели, но не 45 рисунков, в основном Генелли и Фейербаха, которыми владел Шак. После смерти Шака они перешли в Мюнхенскую типографию, ныне Мюнхенскую государственную графическую коллекцию. Четыре ящика с эскизами картин Дженелли достались великому герцогу Мекленбург-Шверинскому и сейчас находятся в Шверинском государственном музее.

После Первой мировой войны коллекция принадлежала конфискованной коронной собственности, но осталась в Мюнхене. В 1932 году коллекция перешла в собственность Прусского управления государственных дворцов и садов, ныне Фонд прусских дворцов и садов Берлин-Бранденбург. Вопреки приказу Шака сохранить коллекцию вместе, Адольф Гитлер планировал создать большую картинную галерею на Кенигсплац, в которой он хотел собрать воедино инвентарь галереи Шака и Новой пинакотеки. В рамках подготовки к этому плану, который так и не был реализован, коллекция перешла во владение Свободного государства Бавария в 1939 году и была включена в Баварскую государственную коллекцию живописи.

Галерея Старого Шака
При жизни Шака и в течение 15 лет после его смерти коллекция выставлялась на собственной вилле Шака на Бриеннер-штрассе, 19 и в прилегающих зданиях галереи. Шак купил виллу в 1856 году для своего последнего переезда в Мюнхен. Первоначально Шак повесил приобретенные картины у себя дома и в павильоне в саду. Из-за влаги и нехватки места он построил первое здание галереи в 1862 году вместо садового павильона. Всего три года спустя Генрих фон Хюгель построил второе здание галереи в 1865 году, которое соединило здание галереи в саду с жилым домом в виде удлиненного крыла. С этого момента коллекция стала доступной для заинтересованных посетителей. В 1866 году был издан первый указатель собрания живописи.

В 1869 году Шак приобрел соседние владения на Бриеннерштрассе. Его дом был присоединен к существующим зданиям в 1872-1874 годах по плану Лоренца Гедона и преобразован в представительный дворец в стиле неоренессанса. После того, как Вильгельм II унаследовал коллекцию в 1894 году, он купил дворец на Бриеннерштрассе у наследников Шака. Здание было разрушено во время Второй мировой войны.

Новая галерея Шака
В начале 1909 года коллекция переехала в новое здание галереи на углу Принцрегентенштрассе и Райтморштрассе, построенное в 1907-1909 годах по проекту Макса Литтмана в составе структурного подразделения посольства Пруссии. Открытие состоялось 18 сентября 1909 года. Выставочные залы на первом этаже, верхнем этаже и части мансарды имели световые люки посередине и боковые фонари, что позволяло картинам обрести самостоятельность. Кресла приглашают задержаться и созерцать. Здесь для экспонатов были предоставлены помещения, которые были разделены и обставлены по замыслу художников. Среди прочего, здесь был зал Ленбаха и световой зал с копиями Августа Вольфа.

Во время Второй мировой войны новое здание на Принцрегентенштрассе пострадало лишь частично. После того, как ущерб был устранен, галерея Шака стала первым из мюнхенских художественных музеев, вновь открывшимся в 1950 году. В 2000-х годах здание было капитально отремонтировано и подготовлено для художественных выставок и культурных мероприятий. Первый этаж был вновь открыт в 2008 году, а в 2009 году - верхний этаж с залами галереи и большим копировальным залом, который использовался для музыкальных и литературных мероприятий. С тех пор галерея называется «Коллекция Шака». В 2016 году в экспозицию вошли также три комнаты на верхнем этаже.

 

Коллекция

Коллекция состоит из 267 работ современных немецких художников, в основном созданных между 1840 и 1880 годами и приобретенных для коллекции в 1860-х и 1870-х годах. В настоящее время существует 183 оригинала и 84 копии.

При выборе картин Шак руководствовался консервативным пониманием искусства, что также сформировало его творчество как поэта и искусствоведа. Он вдохновлялся немецким классицизмом и идеализмом, господствовавший в то время реализм оставался ему чуждым. В коллекции нет работ, посвященных царившей в то время действительности. Он хотел собирать независимо от моды и коммерческого интереса. Соответственно, коллекция содержит пейзажную и историческую живопись, но лишь несколько образцов популярной в то время жанровой живописи. Для пейзажей он предпочел изображения, показывающие Италию, Грецию и Испанию: страны, которые Шак знал из своих собственных путешествий.

Шак сознательно приобретал только работы немецких художников, которых он специально продвигал своими покупками. По его мнению, несмотря на недавно появившееся чувство национализма, иностранное искусство ошибочно ценилось выше. Он поддерживал артистов, которых выбирал, иногда годами. Таким образом, коллекция ограничена работами управляемого числа художников и не дает репрезентативного обзора всех современных позиций. Однако она считается важным образцом художественных предпочтений частного коллекционера XIX века, в котором нашли отражение романтическая образность и интеллектуальный мир эпохи.

После смерти Шака такие товарищи, как Пауль Хейзе и Франц фон Ленбах, утверждали, что консультировали коллекционера при его выборе. Однако эти утверждения не подтверждаются полученной корреспонденцией.

Коллекция практически не изменилась после смерти графа Шака. Погибло всего семь работ, три из них при пожаре в мюнхенском Стеклянном дворце.

В постоянной экспозиции в выставочных залах представлено 148 картин из коллекции, 24 из которых являются копиями. Во время временной выставки части инвентаря Новой пинакотеки в коллекции Шака с 2019 года (см. следующий раздел) количество представленных картин из коллекции Шака уменьшено.

В галерее в следующих разделах представлены некоторые картины, принадлежащие коллекции Шака. Подробную иллюстрацию коллекций Шака можно найти в картинной галерее на Викискладе и на веб-сайте Баварской государственной коллекции живописи (см. раздел #веб-ссылки).

Оригиналы
Оригиналы, которые приобрел Шак, принадлежали, в частности, Арнольду Беклину, Морицу фон Швинду, Францу фон Ленбаху, Карлу Шпицвегу, Карлу Роттманну, Ансельму Фейербаху, Эдуарду Герхардту и другим немецким художникам-пейзажистам и историческим художникам.

Копии
С 1864 по 1881 год Шак сделал для коллекции 85 экземпляров. В настоящее время в коллекции 84 работы, около трети из которых экспонируются. Некоторым профессиональным переписчикам, таким как Август Вольф или Карл Йозеф Шварцер, было поручено выполнить картины, но также были и художники, такие как Ганс фон Мареес и Ленбах, для которых копирование оставалось эпизодом в их художественном развитии. Тот факт, что художники находились на разных этапах художественного развития, работая на Шака, отражается в различном качестве работ. Насколько важны были копии для коллекционера, видно, например. на основе обширной переписки Шака с художниками.

Шак предоставил художникам, которые в противном случае часто жили в неблагополучных финансовых условиях, фиксированную годовую сумму и отправил их в Рим, Флоренцию, Венецию или Мадрид. Там, по его желанию, в основном делали копии с итальянских, особенно венецианских, ренессансных картин - 18 копий Тициана составляют центр коллекции копий. Еще одним направлением является фламандская и испанская живопись, на примере Рубенса и ван Дейка или Веласкеса и Мурильо. Желанием коллекционера было увидеть изображенные работы в их нынешнем состоянии. Его не интересовали реконструкции предполагаемых первоначальных состояний.

Копии были для Шака способом увидеть произведения искусства, которые находились далеко. С другой стороны, оригиналы старых мастеров также были вне финансовой досягаемости Шака. Шак пытался обеспечить желаемое высокое качество, напрямую нанимая художников. Согласно каталогу выставки, картины представляют собой одну из самых важных коллекций немецких копий XIX века наряду с копиями Рафаэля, выставленными в Оранжерейном дворце в Потсдаме.

 

Фотографии Новой пинакотеки

После того, как Новая пинакотека была закрыта в 2019 году на ремонт, который, как ожидается, продлится как минимум до 2025 года, некоторые из ее картин были переданы в Старую пинакотеку и коллекцию Шака и выставлены там. 35 картин вошли в коллекцию Шака.

С одной стороны, были отобраны картины художников, которые уже представлены там несколькими работами. К ним относятся художники Арнольд Бёклин, Ансельм Фейербах, Мориц фон Швинд и Карл Шпицвег. С другой стороны, были отобраны картины других художников, которые соответствуют предметным областям коллекции Шака, например, на тему романтического стремления к югу. К ним относятся, например, пейзажи, городские пейзажи и жанровые картины из Италии, Испании и Греции Франца Людвига Кателя, Петера фон Гесса, Иоганна Кристиана Рейнхарта и Карла Роттмана.

Чтобы иметь возможность показать картины из инвентаря Новой пинакотеки, картины соответствующих художников или предметные области из инвентаря коллекции Шака должны были быть временно удалены с выставки. Например, в выставочном зале, посвященном Гансу фон Маресу, были вывешены копии старых мастеров, которые Маре сделал для графа фон Шака, а на их место были вывешены независимые работы этого художника из Новой пинакотеки.

 

Выставки

В коллекции Шака также иногда проводятся выставки по определенным темам, связанным с коллекцией.

После ремонта залов на верхнем этаже с апреля по декабрь 2016 года там была показана выставка «Новые залы: от Гибралтара до Гельголанда», на которой пейзажи и городские виды Испании и Италии над Альпами до ночной сцены Гельголанда с инвентарь коллекции был выставлен на обозрение.

Выставка, рассказывающая в картинках: Эдвард фон Штайнле и Леопольд Боде, задуманная совместно с музеем Клеменса Сельса в Нойсе, использовала работы двух художников, чтобы показать тенденцию в позднеромантической живописи брать живописные мотивы из литературных моделей и изображать их не только в отдельных изображениях, но также и в изображениях с несколькими полями или циклах изображений, состоящих из нескольких частей, чтобы изобразить нить повествования. Первоначально выставка была представлена ​​с ноября 2018 года по март 2019 года в коллекции Шака, а затем в Нойсе.