Театинеркирхе, Мюнхен, Германия

 

Описание

Католическая церковь св. Каэтана и Адельхайды в Мюнхене, известная как Театинеркирхе (Theatinerkirche), была придворной и монастырской церковью Ордена театинистов до 1801 года, а с 1839 года она была придворным и коллегиальным фондом, а с 1954 года находится под присмотром Доминиканского ордена. . Это первая церковь в Старой Баварии, построенная в стиле итальянского высокого барокко. Здание церкви на Theatinerstraße 22 расположено на северо-востоке Кройцфиртеля в Feldherrnhalle и сейчас является частью ансамбля Odeonsplatz. Важным образцовым зданием была материнская церковь театинского ордена Сант-Андреа делла Валле в Риме. Затем церковь стала образцом для других церковных зданий и стоит в начале высокого барокко в итальянском стиле в Баварии.

 

История и архитектура

Основание
В 1659 году Генриетта Адельгейд фон Савойен, жена курфюрста Фердинанда Марии, дала обет построить «самую красивую и самую ценную церковь» в благодарность за рождение потомственного принца. Это должно было стать придворной церковью и коллегиальной церковью для Театинцев.

После того, как 11 июля 1662 года родился выборный князь, а затем курфюрст Макс II Эмануэль, заказ на проектирование получил Агостино Барелли из Болоньи. Северо-восточный угол Кройцфиртеля, прямо у городской стены и Швабингер-Тор, напротив резиденции, был выбран для строительства церкви и монастыря. Первый камень был заложен 29 апреля 1663 года.

история строительства
Барелли взял за образец материнскую церковь театинцев Сант-Андреа-делла-Валле в Риме. По типу помещения церковь была спроектирована как купольная базилика над латинским крестом. Неф возвышается над этим планом этажа в пяти пролетах, с бочкообразным сводом, с куполообразными боковыми часовнями, короткие трансепты закрыты плоско, алтарь с другой стороны полукругом; над переходом возвышается высокий тамбурный купол.

Во время строительных работ между Барелли и его руководителем строительства Антонио Спинелли, театинцем и духовником Генриетты, произошли ожесточенные споры, которые привели к временному увольнению Барелли. Наконец, Агостино Барелли доделал снаряд и уехал из Мюнхена.

После этого Энрико Зуккалли взял на себя художественное руководство. В центре его работы был внешний дизайн. Зуккалли определил форму купола тамбура высотой 71 м, а позже также двух очень своеобразных башен высотой 65 м. Улитки под шпилями вдохновлены куполом Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции. Главный неф имеет длину 72,50 м, ширину 15,50 м и высоту 28,55 м. Купол диаметром почти 18 м был спроектирован немного меньше, чем планировалось изначально. Фонарь на куполе несет льва как флюгер.

В то же время Цуккалли также сыграл ключевую роль в декоративном оформлении церковного интерьера. Также в 1674 году коммер Джованни Николо Перти и Джованни Вискарди, а также Авраам Лейтнер начали лепные работы.

Церковь была освящена 11 июля 1675 года — в то время она еще находилась в основном в полуразрушенном состоянии. Долгие обсуждения окончательного дизайна фасада отложили завершение; окончательного результата не нашел. Зуккалли построил башни по своим планам между 1684 и 1692 годами, а внутренняя отделка была завершена в 1688 году. С 1692 года и до завершения строительством руководил Джованни Вискарди. Генриетта Савойская сделала церковь резиденцией своей Конгрегации благородных слуг Марии. Она умерла в 1676 году и не дожила до завершения строительства Театинеркирхе.

Фасад
Внешний фасад Театинеркирхе долгое время оставался незавершенным, и, несмотря на многочисленные обсуждения, согласия достичь не удалось. Только через 100 лет после освящения Франсуа де Кувильес Старший спроектировал фасад в стиле рококо с небольшими изменениями в 1765 году, который завершил его сын Франсуа де Кувилье Младший. Ширину фасада подчеркивают цоколь, антаблемент, аттик и треугольный фронтон, а пилястры и колонны в дорическом (внизу) и ионическом (вверху) ордерах заставляют фасад возвышаться вверх. Широкий карниз между двумя этажами также объединяет башни. Скульпторы Роман Антон Боос и Игнац Гюнтер создали фигуры и украшения. На фронтоне фасада находится союзный герб правившего тогда курфюрста Макса III. Иосиф и его жена Мария Анна Саксен-Польская.

Монастырь и монастырское здание
Здание монастыря было подписано Дзуккалли, под руководством которого мастер-строитель Лоренцо Перти выполнил постройки. Церковь и монастырь образовывали огромную площадь между городской стеной, Швабингер-Гассе (сегодня Театинерштрассе), Кугассе (сегодня Сальваторштрассе) и Сальваторплац.

Театинцы приобрели хорошую репутацию пастырей и ученых, пока к концу 18 века не стал заметен растущий упадок в дисциплине и финансах. Курфюрст Макс IV Иосиф, впоследствии король Макс I Иосиф, упразднил монастырь 26 октября 1801 года, еще до секуляризации. В ходе секуляризации монастырь, а вместе с ним и церковь, перешли в царское владение. Поэтому они и по сей день являются собственностью Свободного Государства Бавария. Театинская церковь впоследствии оставалась соборной и придворной церковью, а выборные департаменты (министерства) финансов, юстиции и духовных дел были перенесены в монастырское здание после того, как в 1799 году в существовавший еще Театинский монастырь уже переехал Департамент иностранных дел. Театинский монастырь оставался резиденцией выборного правительства до середины 19 века. Дворец Минуччи уже был построен в 1731 году в юго-западном крыле монастыря.

Разрушение и реконструкция
Во время Второй мировой войны, особенно в 1944/45 годах, церковь была частично сильно разрушена, монастырь очень сильно за исключением западного крыла. Запрестольный образ. Основание Театинеркирхе избранной парой (Антонио Занки, 1675 г.) также было разрушено. Реконструкция началась еще в 1946 году и в основном была завершена в 1955 году. С 1954 года доминиканцы присматривают за коллегиальной церковью, и с тех пор у них есть небольшой филиал в Св. Каэтане. Реконструкция территории бывшего монастыря была завершена в 1973 году. В получившемся комплексе зданий размещается Баварское государственное министерство образования и культуры, науки и искусства. С 2001 года идет капитальный ремонт церкви, который завершился в 2019 году.

 

Цветовая схема
Желтовато-охристый оттенок сохранился во время самой последней реставрации. Как и в случае с Михаэльскирхе, цвет фасада которого был изменен в ходе ремонта, обсуждается окраска фасадов. Как бывшая придворная церковь, церковь также принадлежит Свободному государству Бавария, которое принимало решения. У историков есть указания на то, что изначально церковь была серого цвета с оттенком песчаника. Офис архиепископа в Мюнхене и Фрайзинге положительно отнесся к изменению привычного взгляда. В любом случае, Театинеркирхе уже была окрашена в желтый цвет в 18 веке, в серый в период Кленце в рамках строительства Людвигштрассе и снова в желтый цвет с середины 19 века.

Размеры здания
Длина нефа: 72,50 м
Ширина нефа: 15,50 м
Высота нефа: 28,55 м.
Высота башен: 64,60 м.
Высота купола: 70,20 м.
Диаметр купола: 17,70 м

 

Меблировка

Могучий барочный главный престол представляет собой четырехколонный эдикульский алтарь с жертвенными дверями. Треснувший фронтон открывает окно апсиды. Запрестольный образ изображает Марию на троне с Младенцем Иисусом и святыми, так называемая Sacra Conversazione работы Гаспара де Крайера (1646 г.). Помощники - четыре евангелиста.

История высоких алтарей
С момента освящения церкви в 1675 году до разрушения алтаря во время Второй мировой войны чередовались четыре главных престола: для освящения 11 июля 1675 года был выполнен проект тогдашнего управляющего и театрального мастера Антонио Спинелли. Этот первый алтарь, заказанный Электрессой Генриеттой Адельхайд из Спинелли 15 января 1670 года, состоял из двух огромных коленопреклоненных ангелов, поддерживающих большую сферическую скинию. Возможно, это была лишь предварительная модель, окончательный вариант которой так и не был реализован (ср. сферическую скинию Сан-Джорджо-Маджоре в Венеции). В своем атласе Kurbayerisches, изданном в 1687 г., мюнхенский юрист Антон Вильгельм Эртль описывает алтарь 1675 г. в ансамбле с четырьмя евангелистами Аблейтнера следующим образом: четыре святых евангелиста крупнее человека».

В 1720-х годах этот первый главный престол был заменен вторым, в основном датированным 1722 годом. В нем была хорошо известная круглая храмовая скиния, которая в то время все еще составляла единое целое со столовой. В 1854 году этот «алтарь темпьетто» был заменен предполагаемой реконструкцией первоначального «главного алтаря 1675 года». Вместо коленопреклоненных ангелов и круглой скинии этот третий главный алтарь характеризовался похожим на шкаф трехчастным алтарем. С 1928 по 1930 год это третье решение было заменено копией «Алтаря Темпьетто» 1722 года. Именно он был уничтожен 7 января 1945 года.

Вариант, обычно именуемый «алтарем 1722 года», который дольше всего (с 1720-х по 1854 год; с 1930-х по 1945 год) украшал интерьер церкви, идеально вписался в общее произведение искусства Театинеркирхе, как и коленопреклоненные ангелы Спинелли с сферическая скиния перед ним. В «Памятниках искусства Королевства Бавария» говорится, что «огромный главный алтарь» имел «большой декоративный эффект». Он делился на переднюю и заднюю части. Алтарное сооружение и столовая с дарохранительницей (с начала 19 в.) были разделены. В промежутках звучала музыка и псалльский хор. В первоначальном расположении были порталы по бокам столовой, обрамленные огромными статуями четырех евангелистов (Бальтазар Аблейтнер): «Эти фигуры, а также фигуры ангелов в чучелах, которые несут оратории хора с обеих сторон, также выполнены рукой Аблейтнера, гармонично согласуются с общим декоративным эффектом пресвитерия» («Памятники искусства», стр. 960).

Во время Второй мировой войны воздушный налет уничтожил алтарь – алтарную ширму, алтарь и дарохранительницу – а также фигуру св. Мэтью. Во время св. Лука сильно пострадала, фигуры св. Евангелисты Марк и Иоанн приняли. Иоанна и Марка разместили на верхних этажах двух алтарей трансепта. Новый проект хоровой комнаты, созданный после войны, состоял из простого каменного алтаря со столовой и скинии, которая располагалась на нескольких ступенях. За алтарем алтарь был отделен занавесью, прикрепленной к кованой решетке. В результате литургической реформы Второго Ватиканского Собора был установлен дополнительный деревянный алтарь. Этот алтарь, который и сегодня находится в храме, гармонично вписывается в интерьер храма. Проект «переделка святилища» пока ни к чему не привел — проекты Фридриха Коллера и Штефана Хубера не были реализованы.

В 2004 году при поддержке Мюнхенского I государственного строительного управления евангелисты Маркус и Йоханнес вернулись с верхних этажей алтарей трансепта в святилище. Благодаря финансовой поддержке Немецкого фонда охраны памятников удалось дополнить фигуру св. Луки, которая до этого сохранилась лишь во фрагментах, реконструкцию которой провел профессор Йорг Максзин, преподающий в Деггендорфе. . Сохранились только черно-белые фотографии фигуры Матфея, уничтоженной во время Второй мировой войны, поэтому вряд ли была возможна художественно изощренная копия утраченного оригинала. Так, римскому скульптору Джузеппе Дюкро было поручено Фондом католической церкви Св. Каэтана новое творение. Он первым создал модель, которую скульптор из Южного Тироля Грегор Пруггер воплотил в липовом дереве под его эгидой. Новая фигура теперь закрывает пробел на главном алтаре, адаптируясь к фигурам в стиле барокко по размеру и выражению, но сознательно узнаваемая как новое творение. Фонд Bauer Baroque Foundation взял на себя всю стоимость фигуры Мэтью. Таким образом, нынешнее состояние приближается к оригиналу 1722 года. Еще в 2004 году две арки были временно перестроены (из дерева и пластика). Весной 2016 года серую завесу, отделяющую алтарь, сменила новая временная перегородка из дерева и ткани. Предпринимаются усилия по восстановлению хоровой ширмы, разрушенной в 1944 году.

картина
Самые большие работы можно найти на трех главных алтарях, то есть в апсиде и в двух трансептах. Главный алтарь когда-то украшала картина (1675 г.) Антонио Занчи, изображающая коленопреклоненных святых Каэтана и Адельхайду, а также семью выборных жертвователей, а также два пажа, держащих в руках модель Театинской церкви. Однако эта картина была уничтожена в предпоследний, 1944 год войны. Алтарь теперь содержит картину Гаспара де Крайера, изображающую Мадонну на троне. Поскольку он немного меньше рамы ретаблицы, он был окружен драпировкой, заполняющей пространство между ними.

В левом боковом алтаре, то есть в трансепте церкви, находится запрестольный образ работы известного художника Иоахима фон Сандрата, на котором изображено «чудесное вмешательство Каэтана в чуму в Неаполе». Негабаритная работа (8,50 × 4,40 м) в темных тонах была заказана баварскими курфюрстами в 1667 году и существовала с момента ее завершения в 1671 году, пока не получила свою выдающуюся работу, когда церковь была освящена в 1675 году. В правом трансептном алтаре находится великолепная картина Карло Чиньяни, отправленная им в Мюнхен в 1676 г., изображающая «Святое семейство» — произведение прекрасной жизненной, северно-итальянской барочной живописи, по настроению прямо противоположное печальный аналог чумной картины.

Важные произведения искусства
Нишевые фигуры фасада (дизайн Игнаца Гюнтера, исполнение Романа Антона Бооса)
Лепные рельефы с путти на фасаде (Иоганн Баптист Штрауб)
Лепнина в интерьере (Джованни Николо Перти и Авраам Лейтнер, 1674 г.)
Главный алтарь (неизвестно), разделенный на столовую и алтарную стену в соответствии с театинской традицией.
Главный алтарь Мария на троне со святыми у ее ног (Каспар де Крайер, 1646 г.)
Основное изображение левого бокового алтаря (образ чумы) (Иоахим фон Зандрарт, 1667–1671).
Святой Каэтан на фляге левого бокового алтаря (Николаус Готфрид Штубер)
Алтарь Святое семейство Марианского алтаря (Карло Чиньяни, 1676 г.)
Смерть святого Андрея Авеллино (Иоганн Карл Лот, 1677 г.)
Блаженная Маргарита Савойская (Антонио Трива)
Святой Георгий (Йозеф Вайс, 1760 г.)
Святые Люсия, Аполлония, Маргарита и Агата (Пьетро Либери)
Ангел-хранитель (Антонио Занчи)
Статуя Благовещения Марии на столовой алтаря Марии (Жорж Демаре)
Статуя Марка Евангелиста (Бальтазар Аблейтнер, 1670–1672), первоначально на главном алтаре.
богато украшенная, великолепная кафедра черного цвета и исповедальни (Андреас Файстенбергер, 1686 г.)
Алтарь Святого Каэтана

Штукатурка
Интерьер Театинеркирхе богато украшен лепниной. Элементы коринфских колонн с листьями аканта, а также орнаменты и религиозные фигурации включены в стиль барокко и рококо.

 

Органы

В Theatinerkirche есть три органа: главный орган 1960 года за главным алтарем в хоровой комнате, боковой орган 1950 года в ящике справа напротив кафедры и грудной орган 2018 года.

Главный орган
Главный орган был построен в 1960 году Людвигом Эйзенбартом (Пассау) и открыт в 1961 году. Прибор имеет 49 регистров с электропневматическим действием. В нее можно играть с передвижного стола с пятью руками, расположенного в хоровой комнате. Боковой орган с 17 регистрами закреплен за 4-м и 5-м мануалом. Двухчастная система органов имеет в общей сложности 66 регистров. В период с 2003 по 2009 год оба органа были удалены в рамках внутренней реконструкции церкви и отремонтированы и перестроены в 2009 году Дитером Шингницем (Иффельдорф). Кроме того, общий игровой стол получил внешнюю систему компенсации на базе ноутбука.

Орган
Боковой орган был построен в 1948 году Карлом Шустером в ящике справа от кафедры (без собственного проспекта). Конический сундук имеет 17 регистров, и на нем можно играть как с собственной двухмануальной консоли, так и с 4-го и 5-го мануала общей консоли. Во время ремонта органов в 2009 году, проведенного Дитером Шингницем (Иффельдорф), был заменен регистр в первом руководстве по боковому органу и отрегулированы трубопроводы на духовых камерах. В 2019 году орган был отремонтирован Orgelbau Kaps (Eichenau).

 

Место захоронения семьи Виттельсбахов

Из-за своей функции придворной церкви церковь с самого начала также имела княжеский склеп, который, наряду с церковью Святого Михаила и Фрауэндома, является одним из самых важных мест захоронения баварского правящего дома Виттельсбахи. Однако, как правило, здесь хоронили только тела умерших; сердца обычно хоронили отдельно в часовне благодати в Альтеттинге. Большинство умерших виттельсбахов в Театинеркирхе покоятся в княжеском склепе (в настоящее время 47 членов семьи) в металлических саркофагах:

Герцогиня Луиза Маргарет Антони (18 сентября 1663 г. - 10 ноября 1665 г.)
Герцог Людвиг Амадей Виктор (6 апреля 1665 г. - 11 декабря 1665 г.)
мертворожденный принц (4 августа 1666 г.)
Герцог Каетан Мария Франц (2 мая 1670 г. - 7 декабря 1670 г.)
Генриетта Адельхайд, курфюрст Баварии (6 ноября 1636 г. - 13 июня 1676 г.) - (жена курфюрста Фердинанда Марии)
Курфюрст Фердинанд Мария (31 октября 1636 г. - 26 мая 1679 г.)
Герцог Леопольд Фердинанд (22 мая 1689 г. - 25 мая 1689 г.)
Герцог Антон (1690 - 28 июня 1690)
Герцог Вильгельм (12 июля 1701 — 12 февраля 1704)
Герцог Алоиз (21 июня 1702 г. - 18 июня 1705 г.)
Герцог Макс Эмануэль Томас (21 декабря 1704 г. - 18 февраля 1709 г.)
Герцогиня Максимилиана Мария (1723 - 12 апреля 1723)
Курфюрст Макс II Эммануил (11 июля 1662 г. - 26 февраля 1726 г.)
Тереза ​​​​Кунигунда из Польши, курфюрст Баварии (4 марта 1676 г. - 10 марта 1730 г.) - (жена курфюрста Макса II Эмануэля)
Герцог Йозеф Людвиг (25 августа 1728 - 2 декабря 1733)
Герцог Максимилиан Иосиф Франц (11 апреля 1720 г. - 28 апреля 1738 г.)
Герцог Фердинанд Мария Иннокентий (5 августа 1699 - 9 декабря 1738)
Император Карл VII (6 августа 1697 - 20 января 1745)
Герцогиня Мария (1748 - 30 сентября 1748)
Безымянный принц (*/† 28 января 1753 г.)
Герцогиня Мария Анна (1754 - 31 мая 1754)
Безымянный принц (*/† 23 июня 1755 г.)
Императрица Мария Амалия (22 октября 1701 г. - 11 декабря 1756 г.) - (супруга императора Карла VII)
Герцог Клеменс Франц де Паула (19 апреля 1722 г. - 6 августа 1770 г.)
Герцогиня Мария Анна (7 августа 1734 - 7 мая 1776) - (дочь императора Карла VII)
Курфюрст Максимилиан III. Иосиф (28 марта 1727 г. - 30 декабря 1777 г.)
Мария Анна фон Пфальц-Зульцбах (22 июня 1722 - 25 апреля 1790) - (жена курфюрста Карла Теодора)
Мария Анна Саксонская, курфюрст Баварии (29 августа 1728 - 17 февраля 1797) - (жена курфюрста Макса III Иосифа)
Курфюрст Карл Теодор (10 декабря 1724 г. - 16 февраля 1799 г.)
Герцог Максимилиан Йозеф Карл Фридрих (17 октября 1800 г. - 12 февраля 1803 г.) - (сын короля Макса I Иосифа)
Принцесса Максимилиана Жозеф Каролина (21 июля 1810 - 4 февраля 1821) - (дочь короля Макса I Иосифа)
Макс I Иосиф, король Баварии (27 мая 1756 г. - 13 октября 1825 г.)
Каролина Фридерика, королева Баварии (13 июля 1776 г. - 13 ноября 1841 г.) - (вторая жена короля Макса I Иосифа)
Принцесса Огюст Фердинанда Австрийская (1 апреля 1825 - 26 апреля 1864) - (супруга принца-регента Луитпольда)
Оттон I, король Греции (1 июня 1815 г. - 26 июля 1867 г.)
Принцесса Александра (26 августа 1826 г. - 8 мая 1875 г.) - (дочь короля Людвига I)
Королева Амалия Ольденбургская (21 декабря 1818 - 20 мая 1875), королева Греции - (супруга короля Греции Оттона I)
Принцесса Ирмингард (21 сентября 1902 - 21 апреля 1903) - (дочь наследного принца Рупрехта)
Принц Арнульф (6 июля 1852 г. - 12 ноября 1907 г.) - (сын принца-регента Луитпольда)
Принц Рудольф (30 мая 1909 - 26 июня 1912) - (сын наследного принца Рупрехта)
Мари Габриэль, наследная принцесса Баварии (9 октября 1878 - 24 октября 1912) - (супруга наследного принца Рупрехта)
Принц-регент Баварии Луитпольд (12 марта 1821 г. - 12 декабря 1912 г.)
Принц Луитпольд (8 мая 1901 - 27 августа 1914) - (сын наследного принца Рупрехта)
Принц Генрих (24 июня 1884 - 8 ноября 1916) - (сын принца Арнульфа)
Принцесса Тереза ​​(12 ноября 1850 - 19 сентября 1925) - (дочь принца-регента Луитпольда)
Принцесса Тереза ​​​​Лихтенштейна (28 июля 1850 - 13 марта 1938) - (жена принца Арнульфа)
Наследный принц Рупрехт Баварский (18 мая 1869 - 2 августа 1955) - (сын короля Людвига III)

Следующие гробницы (в каменных саркофагах) можно найти в приделе нефа:
Максимилиан II, король Баварии (28 ноября 1811 г. - 10 марта 1864 г.)
Мария Фридерика Прусская, королева Баварии (15 октября 1825 г. - 17 мая 1889 г.) - (супруга короля Макса II)

 

Братство Всех Душ

Братство всех душ, основанное в 1615 году в придворной часовне св. Лаврентия в Альтер-Хоф, было переведено в Театинеркирхе в 1816 году после сноса часовни Лаврентия и с тех пор называется Братством всех душ в св. Каэтане.

Известные члены отделения (с 1839 по 1954 год)
коллегиальный декан
Себастьян Штаудхамер (* 1857 г.), хранитель богатой часовни, настоятель монастыря с 1923 г.

Канон
Франц Ксавьер Эберле (1874–1951), канон с 1907 по 1912 год.
Максимилиан Фастлингер (1866–1918), историк, профессор-библиотекарь, каноник с 1913 г.
М. Хаубер (Иоганн Михаэль Хаубер,?), 1778–1843; Придворный проповедник и ректор церкви Святого Каэтана в Мюнхене, писатель, коллекционер музыкальных рукописей.
Йозеф фон Хехер (1845–1919), каноник с 1886 г., ректор капитула с 1913 г.
Франц Антон Риттер фон Генле (канон с 1890 по 1895 год)
Юлиус Каспар (1867-1940), д. теол., викарий хора в Санкт-Каэтане с 1900 г., с 1912 г. канон
Йозеф Алоис Пранд , каноник с 1838 по 1843 год, генеральный викарий
Йозеф Мария Шенфельдер
Мартин Шреттингер
Йоханнес Шротт (1824-), каноник 1861 г.
Георг Швайгер (6 января 1879-), д. фил., Канон 1925 г.
Пауль Швейер (20 апреля 1877 г. - 2 августа 1962 г.)
Исидор Зильбернагл
Якоб фон Тюрк (1826–1912), доктор медицинских наук. теол., духовник короля Людвига II, с 1883 декан, с 1890 настоятель коллегиального монастыря, апостольский протонотарий
Франц фон Вальдердорф (1867–1929), с 1900 г. проповедник церкви Святого Каэтана, каноник 1901–1907 гг.

Почетный каноник
Игнац Бадер (1854–1934), почетный каноник с 1925 г.
Адольф Кристль (1874–1949), 1912–1914 викарий в Санкт-Каэтане, почетный каноник с 1941 г.

Хоровые викарии
Франц Ксавер Эггерсдорфер (1879–1958), викарий хора 1909–1911.
Йозеф Гёттлер (1874–1935), викарий хора с 1904 г.
Франц Якоби (3 декабря 1883-), д. фил., викарий хора с 1913 г., монастырские обряды
Франц Кендлер (21 августа 1891 г.), д. богословский et phil., викарий хора с 1927 г.
Йозеф Селлмайр (21 февраля 1896 г.), д-р. фил., викарий хора с 1928 г.
Конрад фон Ленгриссер (23 февраля 1891 г.), викарий хора с 1931 г.

Проповедник пера
Саймон Гейгер (9 мая 1885 г.), д. теол., почетный каноник, монастырский проповедник с 1931 г.