Аукштайтия – крупнейший этнографический регион Литвы. Аукштайтия характеризуется диалектами, традиционными обычаями, традиционной архитектурой, образом жизни и т. д. многообразие исторического этнокультурного наследия. В нем частично сохранились некоторые старые. этнокультурное наследие белых этносов (Села, Жемгала и др.).
Аукштайтский национальный парк
«Каришки»/Гирейшяй (недалеко от Панемунелис). Одна из точек объекта Всемирного наследия «Геодезическая дуга Струве». Рядом с дорогой между Рокишкисом и Купискисом это место более заметно, чем другие сельские точки, так как вокруг указателя есть забор, и приподнятая смотровая площадка, чтобы осмотреть поля, небольшая детская площадка и большая парковка.
Пивной ресторан Alaus Kelias, Alyvų gatve 8, 41180 Biržai (рядом с пивоварней Rinkuškiai), ☏ +370 659 52 526. Май-август: вс-чт 12:00-22:00, пт сб 12:00-23:00 ; Сентябрь-апрель: вс-чт 12:00-21:00, пт сб 12:00-22:00.
Аукштайтия названа так потому, что расположена выше другого крупного
региона Литвы – Жемайтии. Об этом писал Лдк Витаутас в 1420 году. 11
марта в своем письме св. Римскому императору Сигизмунду I:
Земля
Жемайчай, которая является нашим уделом и нашей родиной из законного
наследия прадедов и старцев, есть и всегда была одной и той же землей
Литовской, потому что у нее тот же язык и те же жители. Но так как земля
Жемайтия ниже земли Литовской, то потому и называется она Жемайтией,
потому что так по-литовски называется нижняя земля. А саксы называют
Литву Аукштайтией, т.е. то есть вид со стороны Жемайчяй, возвышенность.
В 1322 году в мирном договоре Гедимина с Ливонским орденом «терра
Евстофен» упоминается в числе княжеских земель, включенных в договор.
Как Austechia, terra regis Lethowie (Верхняя Литва, Земля короля
Литовского) она упоминается в Прусской земельной хронике, написанной
около 1326 года.
Понятие «высоты».
В современной науке еще не
устоялось строго определенное понятие о горцах как об этнокультурной или
этнографической группе литовцев. Термин «Аукштайчяй» используется также
в географическом смысле, как название региона (синоним «Аукштайтия»).
Некоторые литовские гуманитарии (последователи археолога Адольфа
Таутавичюса) говорят о «племени Аукштайчи», жившем на Среднелитовской
равнине в период военной демократии, но в последнее время все больше
историков и археологов «Таутавичюс Аукштайчюс», т.е. то есть IV-VI вв.
«пролитовцы» (носители гончарной культуры), жившие в Восточной Литве.
предлагает считать единый балтийский этнос Центральной Литвы и
образовавшийся на его основе субэтнос (носители пластинной погребальной
культуры Центральной Литвы) «протоземайтами» и «протоземайтами».
Современные немецкие источники называют великого литовского князя
Гедиминаса королем Аукштайтии (Rex de Owsteiten).
До 18 века
помощь историческая Аукштайтия, или «Истинная Литва» (старая
этнолингвистическая Аукштайтия так называлась в Литве с ~1566 г.), была
одной из 4-х основных этнокультурных частей ДЛК (рядом с Жемайчай, Русью
и Волынью - в 1569 г. осталось только Полесье). из последнего в Литву).
6-12 вв. этот этнокультурный ареал (ареал проживания одного из 2-х
литовских субэтносов, существовавших с V века) почти совпадал с ареалом
распространения курганных памятников культуры Восточной Литвы; в то
время как 13-19 вв. историческая Аукштайтия (ареал проживания одного из
3-х литовских субэтносов, существовавших с рубежа XII и XIII веков)
включала в себя не только весь прежний ареал упомянутой культуры, но и
несколько значительных территориальных» пристройки», приобретенные на
севере, юго-востоке, юге и юго-западе, т.е. то есть Литовский IX-XVII
вв. колонизированы и, по крайней мере, частично ассимилированы Алукшта,
Даугавпилс, Резекне, Минск, Наугардук, Сланим, Гардин, Сувалки и др.
окружение.
До 19 века Часть II Этнокультурные регионы Восточной
Аукштайтии и Дзукии и части этих регионов, расположенные на территории
современной Латвии, Белоруссии и Польши (включая доселе неизведанные
литовские окрестности Гервечяй, Апса, Пелеса, Пунск и др.), составляли
одну неделимую этнокультурную единицу (до В 16 или 17 веке сами старые
Аукштайчиаи, жители региона в его северной части, еще отличали
полководца «Южнери Летува»).
В течение некоторого времени (по
крайней мере, до конца 13 века) вся или почти вся старая этнокультурная
Аукштайтия могла образовывать отдельную административную единицу ДЛК -
вад. Вильнюс, или Литовское княжество, центр которого (Вильнюс; до
середины 13 века (?) - вероятно, Кернаве) был также столицей всего ДЛК.
Северо-западная административная граница Литовского княжества
первоначально, вероятно, проходила по реке Швянтосиос и нижнему течению
реки Нерис (т.е. совпадала с западной границей курганной культуры
Восточной Литвы), а со времен Альгирда (? ) - немного западнее нижнего и
среднего течения реки Швянтосиос (рах. 1413 г. Конфигурация территории
Тракайского воеводства, образованного на основе Тракайского герцогства);
Юго-западная административная граница Литовского княжества, вероятно,
датируется 13 веком. помощь было течение Нериса между притоками
Швянтошии и Воке, река Воке и линия, разделяющая нынешние
диалектологические ареалы южных и восточных аукштаев (вероятно,
первоначальные, т.е. еще доходящие до средней реки Нямунаса, Литовского
княжества был разделен на меньшее Литовское и Новое Тракайское княжества
в начале правления Витениса, затем под монархом ДЛК, после того как
Гедиминас поселился в недавно построенном замке Старый Тракай).
Аукштайтия (в современном понимании) включает северо-восточную Литву,
иногда к ней относят также небольшую часть территории Латвии и
Белоруссии. Крупнейшим городом, считающимся столицей Аукштайтии,
является Паневежис с населением более 90 000 человек. Крупнейшие города
(с населением более 15 000 человек по размеру):
Паневежис - 91 106
Йонава - 27 809
Утена - 26 491
Кедайняй - 24 177
Укмерге - 21
226
Висагинас – 19 076 (этот город был построен в советское время,
большая часть его населения – русские, поэтому входит в этнографический
регион только географически)
Радвилишкис - 15 643
В регионе много
озер, особенно в восточной части.
Литовский язык был неоднороден с момента образования литовского
этноса (или «великого племени») (V-VI вв.), - литовцы Центральной Литвы
(А. Таутавичюс и его последователи считаются «племенем укшайтай») имели
говорить на одном диалекте, а восточные литовцы на другом. диалект
первого до 19 и 20 веков. Сами литовцы называли «Жемайчяй калбу»
савранты, а остальные — просто «литовским (букв. литувиника) языком». 15
век Первый известный разговорный язык литовцев ДЛК сложился на основе
разговоров этого диалекта, звучавшего в Вильнюсе и его ближайших
окрестностях; примерно до 18-19 веков. этот литовский разговорный язык
(рядом с «литовским» вариантом разговорного польского языка, сложившимся
в XVI-XVII вв.) был языком общения всех литовскоязычных дворян и
шляхтичей ДЛК (до 1506(?) был также известен и публично использовался
великими князьями Литовскими и Вильнюсом в городе, этот разговорный язык
выполнял функции «официального» местного литовского языка общения до
1945-1947 годов, т.е. до первой репатриации Вильнюса и Виленской
области. старожилы в Польшу).
16-18 вв. при издании литовских
книг по всей старой Аукштайтии («Литве» в узком смысле) использовался
своеобразный вариант литовской письменности, сформировавшийся на основе
разговорной речи Вильнюсско-Тракенского региона; В то время все литовцы
называли его просто «литовским языком» (ср., до XIX века восточные
литовцы воспринимали нынешние этнокультурные регионы Восточной
Аукштайтии и Дзукии только как «Литву»).
Из 18 века начало, затем
командир После образования первой общелитовской письменности (вобравшей
в себя некоторые черты «литовского языка») на основе «Жемайчяй калбос»
или «Кедайнишского диалекта» литовские писатели почти перестали
использовать «литовский язык». в Аукшайтисе.
Нынешняя («диалектологическая этнографическая») концепция аукштайсов
как литовцев как Северо-Восточной, так и Центральной Литвы начала
утверждаться только примерно в 20 веке. вначале, несколько раньше, после
того, как немецкий лингвист Август Шлейхер предложил новую схему
классификации диалектов литовского языка, согласно которой литовский
язык уже не делится на три («восточный», «средний» и «западный» ", или
"ругань"), но только два основных диалекта - аукшайтай и земаитай.
Архивировано 16 июня 2006 г. из проекта Wayback Machine. Другими
словами, оба командира Ареал западного аукшаитского диалекта, а также
весь ареал паневежского диалекта (отнесенного лингвистами XIX века к
восточному аукшайтскому диалекту) лишь примерно в XX веке стали
считаться «украинскими». начало.
Схема диалектологического
деления литовского языка, предложенная А. Шлейхером и несколько
скорректированная литовскими диалектологами, и сегодня почти
общепризнанна). следует отметить, что не только все вад. этнографические
горцы, но и все этнографические дзуки (диалектологические южные горцы) и
этнографические сувалки.
Потомки старого (исторического)
аукшатайского народа (в документах XVI-XVIII вв. ДЛК названного просто
«литовцами») теперь говорят на двух диалектах: живущие на прежнем На
территории Виленского воеводства – командующий. по совету восточных
горцев и жителей бывшей На территории Тракайского воеводства –
командующий. по совету южных горцев. По мнению З. Зинкявичюса, в этих
двух диалектах предки восточных литовцев говорили уже в период раннего
ДЛК.