Крисана, Румыния

Описание

Крисана (венгерский: Körösvidék, немецкий: Kreischgebiet) - географический и исторический регион на северо-западе Румынии, названный в честь реки Криш (Кёрёш) и ее трех притоков: Кригул-Альб, Кригул-Негру и Кригул-Репеде. В Румынии этот термин иногда распространяется на приграничные районы Венгрии; в этой интерпретации регион ограничен на востоке горами Апусени, на юге - рекой Муреш, на севере - рекой Сомеш и на западе - рекой Тиса, румынско-венгерская граница разделяет его на две части. Однако в Венгрии территория между рекой Тиса и румынской границей обычно известна как Тисантул.

 

Города

Арад
Карей
Чуча
Орадя
Залэу

 

Достопримечательности

Православный монастырь Вака был впервые построен между деревней и Местаконом, у ручья Мэнэстирий, на рубеже 16 и 17 веков. В 1991 году были раскопаны фундаментные стены его каменной церкви размером 9,5×5,5 метра и связанного с ней, когда-то, вероятно, двухэтажного монастырского здания. Археологи также нашли изразцовую печь XVII века с кириллическим почерком 1676 года мастера, называвшего себя Иоанном. Поскольку в то время гильдия румынских гончаров действовала только в Хатсеге, редкая находка относится к этой мастерской. Фрагменты почти идентичной керамической печи были также найдены при раскопках бывшего монастыря в Черне. В 1697 году, во время религиозной унии, здесь жили два монаха, которые также содержали рыбный пруд для собственных нужд. Он сгорел в первой половине 18 века. Его тогдашний владелец, Румынская греко-католическая церковь, перестроила его после 1759 года, но монахи больше не переселялись в его стены. Последний раз он упоминается как здание, пригодное для жилья, в 1772 году. В 1926 году на его месте был установлен памятный крест. Он был захоронен после археологических раскопок, но церковь решила возродить монастырь в конце того же 1991 года. В 1992-93 годах было построено двадцать монашеских келий, затем приступили к строительству храма, который был окончательно освящен в 2006 году. Тем временем в 2002 году были раскопаны и руины бывших каменных построек, стоящих во дворе сегодняшнего монастыря.
Crișan House был открыт в 1979 году. Родовой дом вождя сгорел зимой 1848 года, дом-памятник был построен по образцу современного крестьянского дома, крытого соломой. Он был отремонтирован в 2004 году.
Среди резных каменных крестов села крест в Колнике был сделан в 1854 году, а крест на кладбище в 1869 году.

 

Расположение

Он расположен в Трансильванских Рудных горах, к северо-востоку от Брада, в долине ручья Валя Вации, впадающего в Фехер-Кёрёш. Самая высокая точка его территории - Вырфул Тейуш (623,5 м). Конюшни и сараи традиционно строились на фасаде улицы, а жилой дом строился на внутренней части участка.

 

Происхождение его названия

Впервые он упоминается в форме Вака в 1439 году. Вероятно, оно происходит от румынского слова vacă, означающего «корова», но, поскольку это слово не встречается в этой форме ни в одном другом топониме, исследователи подозревают либо перенос личного имени, либо иное значение, чем самка домашнего скота. На румынском языке он был назван в честь крестьянского лидера Кришана, родившегося в деревне Пыраул Голдештилор в 1930 году.

 

История

Деревня с румынским поселением. До 1613 года он принадлежал замковому сеньору Лекар, а в 1445–1451 годах он принадлежал сеньору Хальмаги семьи Мога Кенез. В 1525 г. из 25 глав семей 23 были крепостными (на девяти крепостных участках), один помещик и один вольноотпущенник (кузнец). Он заплатил одиннадцать форинтов, двух свиней и двух овец в качестве налогов.

В 17 веке он принадлежал сначала семье Капы, а после 1680 года семье Гюлай, помимо которой в 18 веке часть владений приобрели и другие семьи. Некоторые из фамилий 21 большой семьи, перечисленных в 1680 году, до сих пор живут в деревне. В то время, помимо ежегодного налога в семь форинтов, ему подавали овечий, козий, пчелиный и свиной жир, одну откормленную говядину в год, по одной курице на члена семьи на Рождество, десять яиц на Пасху и двух цыплят на Троица. Это были те же обязательства, что и в других деревнях семьи Дьюлай в Местцаке, Курети, Бальсе, Глоде и Дедаче. После 1697 года жители деревни вместе со своим священником стали греко-католиками, но четыре десятилетия спустя, под влиянием движения Софрони де ла Чоара, они, как и другие паломнические деревни, вернулись к православному вероисповеданию.

В 1800 году в суматохе антинаполеоновской мобилизации крестьяне сожгли в этом районе четыре трактира. В 1821 году 42 из его 95 крепостных семей служили Ференцу Дьюлаю, остальные восемь других магнатов и средних дворян. Одна семья выполняла 27-28 робото-дней в году. В дополнение к налогам 1680 года они уже давали значительную сумму денег, мед и масло, а также 24 повозки дров в год для паба Йожефа Налачи в Местаконе.

25 октября 1848 года 19 членов семьи Бради были казнены восставшими местными крестьянами, Ион Ицан против. Во главе с префектом Иезаном Рибицким. По одной из версий, после того, как накануне дворяне Брейди сдали оружие по призыву крестьян, группа в городе утащила их и казнила. Согласно другому источнику, они спрятались у священника Вака Иоана Манеа, но румынские крестьяне из Булжесда, Томнатека и Грохота обнаружили их и привели в исполнение. После гражданской войны они были эксгумированы и захоронены в Кёрёсбанья. Местная традиция связывает каменный крест над ручьем Мэнэстирии с их смертью, хотя надпись на нем не указывает на какую-либо связь. Зимой 1848/49 революционные войска сожгли половину его.

Он принадлежал округу Заранд до 1876 года, когда он был ликвидирован, он перешел к округу Хуньяд. В 1898 году неизвестные сорвали развевающийся в ратуше венгерский флаг. В 1900 г. из 188 домов 169 были покрыты соломой и 19 — гонтом. В 1913 году по инициативе местных жителей был создан народный банк Фрага. До 1942 года он образовывал самостоятельную деревню. В то время он был присоединен к деревне Церечел, а в 1950 году вместе с ней и к Рибице. Весной 1945 года в Банате поселились от тридцати до сорока семей, большинство из них в Неметсенпетере. В 1987 году план систематизации села обрек его на объединение со сносом большей части домов.

 

Его население

В 1910 году в нем проживало 838 жителей православного вероисповедания и румынской национальности. В 2002 г. 511 из 517 жителей Румынии были православными.

 

Экономика

Его жители в основном занимались скотоводством вплоть до осуществления освобождения крепостных. В то время село осталось без общего пастбища, что отбило охоту заниматься скотоводством, но площадь пашни была значительно расширена. Возможность производства зерна была связана с четырьмя мельницами, построенными на деревенском ручье до 1884 года. Сегодня пахотные земли снова сократились, в основном до аллювиальной территории вдоль Фехер-Кёрёш.

Она всегда считалась бедной деревней. В 1948 г. 21 глава семьи владел от 5 до 10 кадастровых акров, 75 — от 2 до 5 акров, 193 — менее 2 акров, 6 — вообще не имели земли. В 1940 г. 446 га его границы использовались под пашню, 189 гектаров под пастбища и 342 гектара под леса. Его выращивание сливы было значительным: в 1948 году было произведено десять тысяч сливовых деревьев, а в хорошие годы из плодов делалось семь-восемь вагонов чуйки.

 


Как добраться

Самолетом
Венгерский лоукостер Wizz Air выполняет рейсы из Милана в Арад. Румынская авиакомпания Tarom ежедневно выполняет внутренние рейсы из Бухареста в Орадю.

 

Известные местные жители

Поэт и прозаик Влайку Бырна родился здесь 4 декабря 1913 года.