10 крупнейших городов России
Москва
Санкт-Петербург
Новосибирск
Екатеринбург
Нижний Новгород
Казань
Челябинск
Омск
Самара
Ростов-на-Дону

Архангельский Собор

 Архангельский Собор

 

 

Описание Архангельского Собора

Адрес: Московский Кремль

 

Архангельский Собор - это Русская православная церковь, посвященная Архангелу Михаилу. Она расположена на Соборной площади Московского Кремля между Большим Кремлевским дворцом и Колокольней Ивана Великого. Это был главным некрополем царей России до переноса столицы в Санкт-Петербург.

 

Архангельский Собор был последним из великих соборов в Кремле. Он был заказан Иваном III в 1505 году незадолго до его смерти. Разработанный венецианским архитектором Алевизом Новым на месте старого собора, построенного в 1333 году. Это умелое сочетание раннерусской и итальянской ренессансной архитектуры. Самым ярким из итальянских особенностей является мотив раковины раковины под загородными фронтонами.

Архангельский Собор был местом захоронения московских князей и царей с 1340 года, сначала в более раннем соборе, а затем в нынешнем здании. В нефе находятся гробницы царей, белокаменные саркофаги с бронзовыми покровами, начертанными на древнеславянском языке. Могила царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, покрыта резной надписью. Цари больше не хоронились здесь после того, как столица была перенесена в Санкт-Петербург в 1712 году. Петр II, умерший от оспы в Москве в 1730 году, был единственным более поздним правителем, который был похоронен здесь.

Стены, колонны и купола Архангельского собора покрыты великолепными фресками, написанными в 1652-66 годах командой художников во главе с Семеном Ушаковым, главой иконописной мастерской в ​​Государственной Оружейной палате. Здесь исполнено более 60 полноформатных идеализированных портретов русских правителей, а также некоторые яркие образы Архангела Михаила, традиционно защитника правителей ранней Москвы. Фреска в центральном куполе Архангельского собора изображает трехмерную природу Бога. Отец держит Сына на коленях, а Святой Дух, в виде белого голубя, летит между ними. Четырехуровневый иконостас был построен в 1680-81 гг. Однако Икона Архангела Михаила на низшем уровне датируется 14 веком.

 

Расположение

Михайло-Архангельский собор вместе с Благовещенским собором замыкает ансамбль Соборной площади с южной стороны. Благодаря своему расположению у Кремлевских садов на склоне к берегу Москвы-реки он хорошо виден не только с Соборной площади, но и снаружи Кремля с юга. Например, если смотреть на Кремль с противоположного берега Москвы-реки, Собор можно увидеть между Большим Кремлевским дворцом и колокольней Ивана Великого. Сразу справа от Михайло-Архангельского собора проходит Боровицкая улица, которая ведет внутрь Кремля к сквозным воротам в одноименной Боровицкой башне.

 

История Архангельского Собора

Предположительно первой предшественницей сегодняшнего собора была деревянная церковь, построенная на этом месте около 1250 года. Он был посвящен архангелу Михаилу, которого русские князья традиционно почитали как покровителя в войнах. Ничего не было передано о точной форме церкви. Известно лишь, что к 1333 году его снесли, чтобы на его месте построить одно из первых каменных сакральных зданий в Кремле. Менее чем через год строительства тогдашний великий князь Московский Иван Калита в 1333 году вновь построил, тоже относительно небольшую, церковь, посвященную Архангелу Михаилу. Позже Иван был также первым русским монархом, похороненным в этой церкви. Поскольку с тех пор здесь хоронили всех московских великих князей, места для погребения в храме стало не хватать к началу XVI века. Это побудило великого князя Ивана III, который в то время уже инициировал крупное расширение Кремля, перестроить церковь Архангела Михаила в собор.

Как и в случае с Успенским собором, построенным двумя десятилетиями раньше, Иван пригласил в Москву зодчего из Италии для строительства собора Архангела Михаила. Это был миланец по имени Алоизио Ламберти да Монтаньяна, которого в Москве обычно называли Алевис Новы, буквально «Алоис Новый». Закладка нового собора состоялась 21 мая 1505 года. Останки захороненных здесь великих князей были временно перенесены из ранее снесенной старой церкви в соседнюю церковь Иоанна Климакос (которая чуть позже уступила место сегодняшней колокольня Ивана Великого). Как Иван III. умер осенью 1505 г., он уже был похоронен в новом соборе, основание которого, вероятно, уже было к тому времени закончено. Собор был конструктивно завершен в 1508 году и освящен митрополитом Симоном 8 ноября 1509 года.

При строительстве собора Алевис Новы часто вдохновлялся архитектурой эпохи Возрождения своей родины, которую до сих пор можно увидеть в архитектурных деталях церкви. Первоначально здание имело наружную галерею за рядом аркад, что придавало ему почти экзотический вид по московским меркам. Однако во время одной из поздних реконструкций церкви эта деталь исчезла. Особенно большие переделки Михайло-Архангельского собора произошли во второй половине XVI в., когда к боковым пристройкам были пристроены два небольших церковных корпуса (ныне освященных) и так называемая придворная палата на южном фасаде. Внутренние стены собора также были впервые расписаны фресками в 1560-х годах.

Собор сильно пострадал во время одного из самых серьезных пожаров в Московском Кремле в 1737 году и с тех пор перестраивался без первоначальных боковых галерей. Наконец, в 1770-х годах церковь подверглась капитальной реставрации после того, как была спланирована новая царская резиденция исполинских размеров и раскопаны фундаменты для нее рядом с ней, где сейчас стоит комплекс Большого Кремлевского дворца. Из-за недостаточной прочности грунта в этом районе это строительное мероприятие привело к небольшому наклону здания собора в сторону Москвы. Чтобы церковь не соскальзывала со склона, к ее южному фасаду пришлось пристроить специальную опорную конструкцию, которую можно увидеть и сегодня. Эти и ряд других проблем в планировке нового царского дворца вскоре привели к тому, что проект был остановлен.

Архангельско-Михайловский собор служил усыпальницей московских великих князей, а затем, после объединения всех русских княжеств в царство Российское, русских царей, вплоть до XVIII века, когда царь Петр Великий провозгласил Российскую империю и столица империи в новообразованном Санкт-Петербурге. С тех пор Петропавловский собор служил усыпальницей русских царей; Петр II, умерший молодым в Москве, был последним правителем, похороненным в Михайло-Архангельском соборе.

В 1918 году собор вместе со всеми другими кремлевскими культовыми сооружениями был закрыт для верующих новой большевистской государственной властью, которая перенесла свою штаб-квартиру из Петербурга в Кремль. Большая часть церковных сокровищ из ризницы собора была передана в качестве экспонатов в Оружейную палату Московского Кремля, где наиболее представительные из них экспонируются и сегодня. После реставрации, проведенной в 1953-55 годах, собор вновь открыл свои двери как музей. С падением советской системы он был возвращен Русской Православной Церкви; С тех пор богослужения здесь совершаются несколько раз в год (в том числе на Радонизе, русской панихиде по умершим на девятый день после Пасхи).

 

Архитектура

Хотя собор во многом потерял свой первоначальный вид в ходе нескольких реконструкций, начиная с 16 века, характерные стилистические элементы все еще узнаваемы сегодня, которые, несмотря на схожую основную структуру, значительно отличают этот собор от двух соседних церквей. Фундаментные стены церкви были построены из кирпича, что изначально придавало собору, позже облицованному белым известняком, темно-красный цвет фасада. По своей структуре Михайло-Архангельский собор был основан на Успенском соборе и, следовательно, на других типичных русских соборных постройках того времени, что особенно отражено в симметричном расположении пяти церковных башен. Большой центральный луковичный купол традиционно символизирует Иисуса Христа, четыре меньшие башни вокруг него символизируют четырех евангелистов.

Новые для того времени «европейские» стилистические элементы считаются выраженными в Архангельско-Михайловском соборе даже более выраженными, чем в Успенском соборе, построенном также итальянцем: помимо аркадной галереи в нижней части , которые впоследствии исчезли с фасадов - они сегодня напоминают арочные ниши, расположенные рядами - это характерные полукруглые ниши со стилизованным ракушечным орнаментом, закрывающие фасад вверху, непосредственно под сакомарами, что опять-таки характерно для русских здание церкви. Массивный карниз, разделяющий фасады по центру, с двумя рядами узких арочных окон создает впечатление двухэтажности здания, хотя внутреннее убранство собора состоит из одного сплошного этажа до куполов. Считается, что входные порталы собора на северном и западном фасадах также имеют итальянское влияние: они состоят из арочных рам из белого известняка, которые расписаны и украшены очень декоративным растительным орнаментом. В целом стиль внешнего оформления Михайло-Архангельского собора представляет собой необычную смесь традиционной русской сакральной архитектуры и ренессансной разновидности, особенно характерной для венецианских храмовых построек.

К восточному фасаду собора с конца XVI века пристроены две небольшие апсиды, ранее освященные под церкви. До наших дней сохранилась и небольшая пристройка на южном фасаде: в XVI–XVII веках здесь располагалась так называемая Судная палата, в подвалах которой содержались неплатежеспособные крепостные из имений собора. В 1826 году на его месте была построена сегодняшняя пристройка, которая зимой служила общим помещением для духовенства, так как собор не отапливался до середины XIX века.

Интерьер
Внутреннее убранство собора во многом построено в типичной для русских церквей манере: свод центрального алтаря, простирающийся ниже центрального купола, поддерживается всего шестью колоннами. Скудный дневной свет, дополненный несколькими большими люстрами, проникает в комнату через узкие окна, расположенные в два ряда друг над другом.

Как и в других кремлевских храмах, стены и свод святилища расписаны фресками, из которых лишь отдельные фрагменты датируются XVI веком. В период с 1652 по 1666 год собор был переписан большой группой местных мастеров (в том числе из таких городов, как Ярославль, Кострома и Великий Новгород, а также иконописцев из царской оружейной палаты). Тематической направленностью фресок являются изображения ряда русских князей и мотивы из жизни и деятельности архистратига Михаила, давшего название храму.Внутренние фрески дополняются фасадными росписями над западным входным порталом, имеющими последнюю Суждение как их тема.

Еще одной отличительной чертой интерьера собора является четырехъярусный деревянный иконостас высотой 13 м с позолоченной резьбой, выполненный в 1678-81 гг. и частично обновленный в начале 19 в. Особенно бросаются в глаза украшенные многочисленным орнаментом Царские ворота в нижнем ярусе. Иконы в основном датируются 17 веком и также содержат изображения архангела Михаила, а также Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и других особо почитаемых святых. Иконостас закрыт сверху распятием.

 

Захоронения

Всего внутри собора 46 гробниц, распределенных по всему алтарю и бывшей ризнице за алтарем, в которых нашли свое последнее пристанище 53 человека, в том числе великие князья, цари и некоторые члены их семей. Это делает Архангельско-Михайловский собор одним из крупнейших монархических некрополей в мире.Все захоронения имеют схожую структуру: останки захороненных здесь лежат примерно на 1,5 метра под землей в саркофагах, над каждым из которых возвышается большая белая каменная глыба. с выгравированными именами и биографическими данными старославянским шрифтом. Для защиты камня с начала 20 века блоки также заключали в специальные бронзовые футляры. Над гробницами на стене висят иконы с не всегда достоверными изображениями погребенных здесь.

Все московские великие князья со времен Ивана Калиты († 1340 г.) и почти все русские цари со времени создания царства Иваном Грозным († 1584 г.) и до непосредственного предшественника Петра Великого, Ивана V, находят свое последнее пристанище в найден Архангельско-Михайловский собор († 1696 г.). Исключением является царь Борис Годунов († 1605 г.), который также первоначально был похоронен здесь, но вновь выкопан во время польско-литовского нашествия. Сегодня он с семьей отдыхает в Троицком монастыре Сергиева Посада. Как самый последний русский царь, Петр II († 1730 г.) был похоронен в соборе Архангела Михаила и умер после того, как Москва ненадолго снова стала резиденцией царского двора.

Список захоронений царей и великих князей в Архангельско-Михайловском соборе
Иван I «Калита» (1288–1341; князь 1325–41)
Симеон Иванович Гордый (1316–1353; князь 1340–53)
Иван II (1326–1359; князь 1354–59)
Дмитрий Донской (1350–1389; великий князь 1359–89)
Василий I (1371–1425; великий князь 1389–1425)
Василий II «Слепой» (1415–1462; великий князь 1425–62).
Иван III «Великий» (1440–1505; великий князь 1462–1505)
Василий III. (1479–1533; великий князь 1505–33)
Иван IV Грозный (1530–1584; великий князь с 1533, царь 1547–84)
Федор I (1557–1598; царь 1584–98)
Василий IV (1552–1612; царь 1606–1010)
Михаил I (1596–1645; царь 1613–45, первый из династии Романовых)
Алексей I «кроткий» (1629–1676; царь 1645–76).
Федор III. (1661–1682; царь 1676–82)
Иван V (1666–1696; царь 1682–96)
Петр II (1715–1730; император 1727–30)

В дополнение к обычным гробницам в соборе есть две раки-реликварии. В одном из них покоятся кости князя и мученика Михаила Черниговского (1179-1246), почитаемого как святого. В более известной усыпальнице покоятся останки царевича Дмитрия (1582–1591). Он был изготовлен в 1813 году для замены серебряной шкатулки 1630 года, украденной во время войны с Наполеоном. Однако до наших дней сохранилась искусно украшенная крышка этой, выставленной в оружейной палате Кремля.