Клифтонский собор, Бристоль

 

Описание

Кафедральный собор св. Петра и Павла — римско-католический собор города Бристоль (не путать с Бристольским собором англиканской церкви). Расположенный в районе Клифтона города, он является резиденцией и материнской церковью Клифтонской епархии и известен как Клифтонский собор. С 2000 года это здание внесено в список памятников архитектуры II *. Исследование 2014 года показало, что это единственная католическая церковь, построенная в 1970-х годах и внесенная в список памятников архитектуры II *. Это был первый собор, построенный по новым правилам, принятым Вторым Ватиканским собором.

 

История

Про-Собор Святых Апостолов
До принятия Закона о помощи католикам 1791 года католикам в Великобритании запрещалось иметь общественные места отправления культа, а просто быть католическим священником или руководить католической школой подлежало наказанию в виде пожизненного заключения. Ко времени католической эмансипации и принятия Закона о помощи католикам 1829 года католики в Бристоле основали ряд местных культовых сооружений, некоторые из них в частных домах, а в Клифтоне путем осторожной покупки через третью. партия участка земли, известного как «Каменные поля», на территории нынешнего Парк-Плейс в Клифтоне. В 1834 году здесь началось строительство церкви, но она была построена на сложном склоне холма и имела историю проблемных строительных работ, что затрудняло работу там. Строительство остановилось в 1835 году, снова началось в 1843 году, вскоре остановилось, и здание оставалось заброшенным до 1848 года, когда на недостроенное здание была наложена крыша, чтобы его можно было использовать как церковь. Два года спустя, в 1850 году, Клифтон стал епископальным престолом, а церковь стала Прособором Святых Апостолов (1850–1973), предназначенным для работы в этом качестве до тех пор, пока не будет построена более подходящая соборная церковь.

Переехать в Клифтон Парк
Прихожане прихода ProCathedral собрали около 250 000 фунтов стерлингов (1970 г.) на восстановление ProCathedral. Однако с отчетами инженеров-строителей в 1964 году, указывающими на то, что участок ProCathedral на Парк-плейс непригоден, анонимная группа местных жителей добавила к этому пожертвование в размере 450 000 фунтов стерлингов (1970 г.) при условии, что будет найдено новое место.

С 1962 по 1965 год Второй Ватиканский собор собирался в Риме, Италия, на котором обсуждалось обновление Церкви в ее отношениях с миром. Постановление собора о литургическом богослужении было сосредоточено на роли людей, епископа и их священников в совершении Евхаристии. Это должно было оказать сильное влияние на дизайн нового собора, и когда он будет построен, собор станет первым в мире, спроектированным в соответствии с новыми принципами.

В 1965 году епископ Клифтона преподобный Джозеф Раддерхэм поручил архитекторам спроектировать новый собор на другом месте в Клифтоне. Дизайн в основном был разработан Рональдом Дж. Уиксом в сотрудничестве с Фредериком С. Дженнеттом и Антони Порембой из Percy Thomas Partnership. Хотя у фирмы не было большого опыта в церковной архитектуре, Рональд Уикс участвовал в конкурсе на строительство Ливерпульского столичного собора и работал над новой католической церковью в Махинлете.

 

Дизайн

Краткое описание дизайна
Задание на проектирование предназначалось для церкви на 1000 мест, в которой прихожане плотно сгруппировались вокруг Высокого алтаря, чтобы они чувствовали себя частью празднования мессы в здании, которое простоит 300 лет. Рональд Уикс тесно сотрудничал с церковной командой, чтобы разработать их идеи для собора. «Мы уверены, что только... тесные рабочие отношения между Архитектором и Заказчиком могут достичь уровня «Архитектурной Серьезности», продвигаемого Новым Литургическим Движением». Хотя Уикс не был католиком, он считал это преимуществом: «Удивительно, как много люди принимают как должное. Не будучи католиками, мы могли задавать всякие вопросы, казавшиеся наивными, вроде «Что такое жертвенник?», на которые можно было получить противоречивые ответы... каждый вопрос приводил к дискуссии, которая, в свою очередь, помогала отбросить предвзятые понятия, чтобы мы могли планировать прямо с нуля.
Как говорит Кулич: «Поэтому подходы Гибберда [в «Ливерпуле]» и Уикса были совершенно разными. Гибберд взял на себя роль арт-архитектора в ответ на отсутствие указаний со стороны клиента. Роль Уикса была скорее координатором требований клиента, сплетающим их в иерархическое и значимое целое ... Уикс больше соответствовал совместным социологическим методам, которые были приняты ... в послевоенный период ».

Кулич, сравнивая дизайн с ливерпульским столичным собором (завершен в 1967 г.), сказал: «Ни его епископ, ни его архитекторы, похоже, не хотели использовать архитектуру как способ оставить след для потомков, как это сделали и Хинон, и Гибберд [в Ливерпуле]. ... Ливерпуль может оказаться литургически консервативным и наивно спроектированным, в то время как Клифтон можно рассматривать как образец литургически продвинутого и сложного планирования ... Уикс и духовенство Клифтона ... следует похвалить за их тесное и знающее сотрудничество. .'

Появляется дизайн
Рональд Уикс представил множество потенциальных форм и форм для основного плана: одна похожа на раковину; веерообразный план (отклонен, так как он охватывал всю доступную территорию); круговой план; план в форме катушки и план в форме спирали с большими бетонными балками на закручивающейся лестнице, уходящей в небо. Окончательный дизайн был основан на группах шестиугольников. Для Рональда Уикса «архитектура затем логически вытекала из функций, ... отлитых в трех измерениях для создания внутренней среды».

Расположение различных частей церкви располагало наименее (литургически) важные на периферии, ведущей постепенно к более важным элементам и к Главному Алтарю. Объем церкви расширяется от интимной высоты до парящего шестиугольного шпиля над Главным алтарем, а количество дневного света увеличивается пропорционально литургическому значению пространства. Идея заключалась в том, что при входе в собор у баптистерия людям напоминали о собственном крещении (и входе в церковь), а со своих мест в нефе они полностью участвовали в совершении литургии на расстоянии не более 15 метров [ 45 футов] от Главного Алтаря без промежуточных столбов или колонн. Необходимо было приложить все усилия, чтобы интерьер не отвлекал внимания, чтобы молящиеся могли сосредоточить свое внимание на возвещаемом Евангелии и богослужении в литургии, без окон на линии обзора храма. Неф.

Кулич сравнивает Клифтон с Ливерпулем:
В Ливерпуле интерьер загроможден нерешительной литургической мебелью, но ее можно легко игнорировать, поскольку преобладают масштаб и форма пространства, центральный алтарь и балдахин, а также цвета (sic) света. В Clifton различные элементы интерьера расположены последовательно и разборчиво, а внешний вид скромен. Например, освещение дневным или электрическим светом должно было быть скрыто, как и любые окна в пределах прямой видимости сидящих в нефе. Интерьер Клифтонского собора имеет качество открытости, скорее похожее на интерьер Ливерпульского [собора], но он был предназначен для обеспечения плавного перемещения между различными областями, а литургические элементы кажутся более определенно фиксированными и соответствующими отведенным им местам. Если, наконец, в этом здании есть ощущение уверенности, то это скорее организация (sic), чем образ».

Епископ Руддерхэм назвал окончательный проект удовлетворительным: «Изучив чертежи и модель внутри и снаружи, я гораздо лучше понимаю дизайн, чем в начале». У него прекрасное ощущение простора. И я думаю, что это будет великолепная обстановка для литургии. Это приведет людей как можно ближе к алтарю, не тесня их, и места для наших церемоний будет предостаточно».

«Его планировка более лаконичная и успешная, чем в Ливерпульском столичном соборе, потому что он помещает алтарь в одну сторону с подковой сидений для прихожан. Это быстро стало предпочтительной альтернативой идее рассадки полностью «по кругу», потому что это давало всем более четкое представление о праздновании ».

Цена строительства по контракту была согласована в размере 601 268 фунтов стерлингов (1970 г.), с учетом дополнительных затрат на участок и других сборов, в результате чего общая стоимость нового здания составила 800 000 фунтов стерлингов (1970 г.) [оценочный эквивалент 11 764 705 фунтов стерлингов] - тендер включал социальное пространство. , с автостоянкой на 200 автомобилей и жилыми помещениями для духовенства, обслуживающего приход.

Бруталистская архитектура
Часто считается, что оно происходит от английского слова «brutal», но более вероятно, что оно произошло от французского термина «béton brut», означающего «сырой бетон», термин, который, как говорят, популяризировал швейцарско-французский архитектор Ле Корбюзье во время строительства. Unite d'Habitation в 1952 году. Брутализм характеризуется простыми, блочными структурами, массивными (если не обязательно большими) и часто повторяющимися модульным образом. Обычно это голые строительные материалы с полностью открытой конструкцией и без внутренней отделки, где это возможно. Бетон часто используется из-за его грубой и неприхотливой честности, раскрывающей основную природу его конструкции, показывая текстуру деревянных досок, используемых для форм для заливки на месте. Другой ключевой аспект брутализма заключается в том, что форма здания должна определяться его предполагаемой функцией, и, по сути, дизайн собора в Клифтоне вдохновлен анализом практических литургических требований, вытекающих из решений, принятых в отношении Священной литургии. епископы собрались в Риме на Второй Ватиканский собор. В этом смысле это функционализм, и дизайн, в большей или меньшей степени, мог также быть обусловлен необходимостью строгой экономии затрат.

 

Строительство

Строительство началось в марте 1970 года компанией John Laing & Son Ltd, при этом договорная цена была согласована в размере 601 268 фунтов стерлингов - с учетом дополнительных затрат на участок и других сборов общая стоимость нового здания составила 800 000 фунтов стерлингов. Фил Смит из Felix J Samuely & Partners был инженером участка; IE Symons & Partners была сметчиками, а консультанты по инженерному проектированию отвечали за контроль окружающей среды, а Кен Мюррей исполнял обязанности клерка по работам. Камень в фундамент, вырезанный Саймоном Верити, был заложен 26 сентября 1970 года, а под камнем была помещена медная капсула времени.

В мае 1972 года строительство было внезапно остановлено из-за забастовки в строительной отрасли страны и возобновлялось только в сентябре того же года. К ноябрю 1972 г. были сняты кирпичные опоры внутренней звездообразной балки. Весной 1973 года священник прихода монсеньор Томас Хьюз, отец Питер Харрисон и Кен Мюррей провели традиционную церемонию «завершения».

Строительство было завершено в мае 1973 года. В том же году, 29 июня, в праздник святых Петра и Павла, был освящен и открыт новый собор. Присутствовали кардинал Джон Хинан (архиепископ Вестминстерский) и двадцать девять епископов со всего Соединенного Королевства с епископом Джозефом Руддерхэмом (7-й епископ Клифтона); гражданские чиновники и советники Бристоля; консулы Италии и Бельгии; архитекторы; сэр Уильям «Кирби» Лэйнг (представляющий John Laing Construction Ltd); англиканские епископы Бристоля, Бата и Уэллса и Солсбери. Собор был закрыт, и его продажа пошла на финансирование новой приходской школы Святых Петра и Павла на Абердин-роуд в Клифтоне.

На внешней стене башни справа от Портала Святого Павла в равностороннем треугольнике находится символ «√3» вместе с буквами PTP. Эта гравюра отсылает к архитекторам [Percy Thomas Partnership] и к управляющей математической формуле, использованной Рональдом Уиксом в дизайне.

 

Внешний вид

Собор сделан из монолитного армированного портландбетона с некоторыми сборными панелями. Особенно тонкий бледный бетон хорошо состарился. В здании до сих пор можно увидеть отпечаток деревянной опалубки, которая использовалась для заливки бетона. Весь бетон замешивал один человек. Вертикальные стены нижней части здания облицованы композитными панелями из красного абердинского гранита (производства Marble Mosaic Ltd) с кровлей из свинца. Дождевая вода направляется через простые горгульи в несколько полугексагональных бассейнов вокруг здания.

Вписан в наружную стену башни справа от портала Святого Павла. Внутри равностороннего треугольника находится символ «√3» вместе с буквами PTP. Эта гравюра отсылает к архитекторам [Percy Thomas Partnership] и к пропорциям равностороннего треугольника (и, следовательно, правильного шестиугольника), использованным Рональдом Уиксом, которые обеспечивают глубокую симметрию в дизайне.

Флеш и Шпиль
Шестиугольная флешка поднимается, поддерживая трехконечный шпиль, окружающий крест. В шпиле находятся два бронзовых колокола, одна из немногих вещей, переданных из ProCathedral компанией John Taylor & Co (1901 г., настроена на фа и до, диаметрами 1 фут 10 дюймов и 2 фута 5 1/2 дюйма и весом 1–3 дюйма). -26 и 4-2-26).

Парадные двери
Три оригинальные парадные двери (спонсированные городским советом Бристоля) были сделаны из фанеры, вращающейся в центральной точке, и украшены художественным стекловолокном художником Уильямом Митчеллом, с гербом города и округа Бристоль на одной стороне и герб епископа Клифтона доктора Джозефа Раддерхэма с другой стороны. Рендеринг из стекловолокна был похож на тот, что был на Ambo (Lectern). Нынешние стеклянные двери, установленные в 1995 году, до сих пор имеют те же гербы.

Катынский мемориал
Рядом с западной дверью находится большой каменный памятник Катынскому расстрелу работы Александра Клецкого, установленный в 1985 году. Рядом находятся могилы преподобного Мервина Александра, восьмого епископа Клифтона (1974–2001), и преподобного монаха Томаса Хьюза. Генеральный викарий и первый приходской священник нового собора (1973-1981). Надпись на его надгробии гласит: «Si Monumentum quaeriscircumspice» или «Если вы ищете памятник, оглянитесь вокруг».

Пресвитерия
Помещение для духовенства — Соборный дом — расположено к югу от собора и было спроектировано Иреной Уикс, женой Рональда Уикса, которая была дизайнером и также обучалась в Школе архитектуры Бартлетта.

 

Интерьер

Нартекс
Притвор — это зона перехода от суетливого мира повседневной жизни снаружи к более тихому и интимному духовному пространству внутри собора.

Художник из Вест-Кантри Генри Хейг спроектировал окна. В стеклянных окнах используется техника, известная как dalle de verre — кусочки цветного стекла в форме, закрепленные в металлических рамах с эпоксидной смолой, изготовленные из более чем 8000 кусочков стекла, собранных в Англии, Франции и Германии. Ближайшее к порталу Святого Павла окно называется «Ликование», призванное выразить католическую концепцию радости в творении Бога и вызванное инструкциями Второго Ватиканского собора об обязанности заботиться об окружающей среде. Окно ближе к порталу Святого Петра называется «Пятидесятница». Здесь художник создал закрученный образ, чтобы изобразить опыт апостолов после смерти Иисуса, момент воссоздания для Церкви.

Баптистерий
Крещение расположено недалеко от входа, чтобы напомнить всем входящим в собор о том случае, когда при собственном крещении они впервые присоединились к сонму Божьего народа. Он находится на виду у людей, сидящих в нефе. Купель частично окружена бассейном и освещена сверху дневным светом через шестиугольный фонарь (световой люк), представляющий собой иллюминацию Крещения. Кулич хвалит баптистерий: «Отношение архитекторов к баптистерию было образцовым и еще раз демонстрирует их [совместный] подход ...» Сама купель была вырезана из портлендского камня Саймоном Верити. Только после того, как началась резьба, Верити поняла, что в основании купели находится целая ископаемая рыба: «Если бы я только знала, что она там, я бы сделала ее частью внутренней части чаши купели, которую вы можете видеть сегодня». . Так что вместо этого я вырезал рыб, гоняющихся за пробкой!». В чаше купели действительно изображены окаменелые морские существа. Вокруг края купели высечены слова: «Когда-то вы не были народом, а теперь вы народ Божий».

Во время крещения пасхальная свеча стоит у купели (в остальное время на Святилище). Подставка для пасхальной свечи состоит из сегментов треугольной нержавеющей стали и была разработана Рональдом Уиксом. В стене, примыкающей к баптистерию, есть три кущи со святым елеем для хранения святых елеев, используемых в таинствах церкви (елей оглашенных, миропомазание и елей больных).

Святилище
Пространство святилища [см. План и разрез], содержащее алтарь, имеет шестиугольную форму. Несущий звездный луч, поддерживающий флешь и шпиль, следует за краем ступеней святилища. Он имеет высоту 17 м (55 футов) и пронизан шестиугольными отверстиями. В Святилище, символически ближайшем к Баптистерию, находится амвон (или аналой), используемый для чтения Священного Писания. Он покрыт панелями из стекловолокна работы Уильяма Митчелла (аналогичные панели ранее покрывали три парадные двери). Алтарь [A на плане], спроектированный Рональдом Уиксом, сделан из портлендского камня, приподнят на ножках (виден сбоку) и содержит реликвии Папы Пия X (1835–1914) и Оливера Планкетта (1625–1681). Освещение гарантирует, что святилище остается в центре внимания собора.

Епископский стул или кафедра - это то, что дает церкви название «собор». Здесь не трон, а простое кресло в высокой раме из ясеня с гербом Джозефа Раддерхэма, седьмого епископа Клифтона. По бокам кафедры расположены ряды сидений из ясеня со стульями Робин Дэй для хора (справа) и духовенства (слева). Символически прихожане и духовенство сидят на одних и тех же стульях, что указывает на то, что все равны перед Богом.

Часовня Святого Причастия
Через высокую арку от святилища находится часовня Святого Причастия, место тихой молитвы, а также небольших или более интимных служб. Он содержит жертвенник и амвон, а также скинию, используемую для хранения («резервирования») Евхаристии. Его расположение в Часовне Святого Причастия отражает мнение Второго Ватиканского Собора о том, что скиния должна быть отделена от главного алтаря, на видном месте и доступна для прихожан.

Художник Джон Алдер под руководством Рональда Уикса спроектировал Скинию из нержавеющей стали, чтобы отразить идею палатки, установленной среди людей, чтобы отразить оригинальную еврейскую Скинию. Присутствие Евхаристии отмечено зажженной Лампой Святилища, разработанной Рональдом Уиксом и выполненной из нержавеющей стали. Брат Патрик, один из монахов аббатства Принкнаш в Глостершире, спроектировал и изготовил стальные перила, ограничивающие пространство часовни.

22 марта 2020 года в часовне Святого Причастия епископ Деклан Ланг провел первую мессу в прямом эфире из собора из-за приостановки общественных богослужений в качестве меры общественного здравоохранения во время пандемии коронавируса 2019–2020 годов.

 

Орган

Стоимость перемещения органа ProCathedral была непомерно высокой, поэтому новый орган, разработанный Йозефом фон Глаттер-Гетцем-младшим из Rieger Orgelbau из Австрии (совместно с Джоном Раунтри), был заказан по цене 18 000 фунтов стерлингов (1973 г.). Треугольная и шестиугольная структура корпуса из ясеня была разработана Glatter-Götz & Ronald Weeks. Он был установлен Мартином Пфлюгером. В органе 1830 труб с 26 переговорными площадками, без удлинителей или дуплекса. Клавиатура, педаль и стопор полностью механические. Кроме 5 реверсивных ножных педалей к соединителям (расположенным слева от педали swell) нет никаких игровых приспособлений. Ручного соединителя III/I нет. Клавиатуры перевернуты с белыми диезами и натуральными клавишами из черного дерева. Педальная доска представляет собой гибрид стандартной спецификации педальной доски RCO (вогнутой и излучающей) и прямой педальной доски, которую можно было найти в более ранних органах. Педали простираются до F, а руководства до G. Воздуходувка - швейцарская модель Meidinger, а подача ветра к груди - форма Schwimmer.

Неф
Внутри нефа нет колонн из-за использования внутренней звездообразной балки (которая поддерживает флешку наверху). Это обеспечивает непрерывный просмотр литургии для каждого члена паствы.

Сиденья в нефе одинаковые и такие же, как в Святилище, чтобы отразить, что все люди равны перед Богом. Сиденья расположены вокруг кафедры и алтаря, отражая сакраментальное путешествие человека в католической церкви. Стулья из полипропилена Robin Day теперь признаны «классикой британского дизайна» (в 2009 году стул из полипропилена был выбран Королевской почтой для изображения на почтовой марке в качестве одного из восьми дизайнов в серии 2009 года, посвященной «Классике британского дизайна». Собор проводит консультации по замене стульев, которым уже 46 лет.

Освещение нефа и святилища тщательно продумано. В поле зрения прихожан нет окон и нет отвлекающих факторов. Вместо этого Святилище освещается дневным светом из скрытых световых люков во флеше, дополненным экологически безопасным светодиодным освещением, разработанным Lighting Design and Technology. Освещение спроектировано так, чтобы оно соответствовало богослужебному значению площади, поэтому Святилище является наиболее освещенной частью собора. Как отметил Кулич: «В Клифтоне архитекторы не избегали эстетического выражения, но, например, манипулировали светом для его символического значения».

Акустика Нефа была очень важна для проектировщиков - во времена, когда еще не было громкоговорителей, голос говорящего должен был разноситься по всему Нефу. Большее пространство над нефом «настроено» на время реверберации около 1,5 секунд, в то время как пространство святилища предлагает музыкантам более удовлетворительные 7,5 секунды. Фанерные тетраэдры в потолке нефа являются частью акустической схемы. В соборе теперь есть современная акустическая система и T Loop, а акустика была описана как «первоклассная».

Настил нефа выполнен из шестиугольной плитки. Ричард Гордон, один из помощников архитектора, работал над планом здания и вычерчивал каждую плитку, чтобы определить необходимое количество плиток.

Амбулатория и станции Креста
Амбулатория с колоннами, в первую очередь предназначенная для свободного передвижения по периферии собора, также является домом для четырнадцати Крестных станций. Это эпизоды смерти (или Страстей) Христа, отражающие части виа скорби в Иерусалиме. Необходимо было получить специальное разрешение от Святого Престола для нетипичных станций, используемых в соборе. Первоначально предполагалось, что они будут выполнены из камня (предполагалось, что они будут повреждены в результате более поздних строительных работ), станции были построены Уильямом Митчеллом с использованием Faircrete (смесь бетона, смолы и нейлоновых волокон). Художника спросили, как люди отреагировали на его работу: «Ну, работа, я полагаю, немного волосатая, но ведь и опыт распятия тоже».

Ризница
За органом амбулатория ведет в ризницу, которая используется для хранения облачений и для облачения хором и духовенством. Обычно он не открыт для публики.

Леди Часовня
Часовня Леди находится рядом с Амбулаторией, рядом с Нартексом. Это часовня, посвященная Марии, Матери Христа. Терри Джонс, молодой студент-скульптор, обучающийся в Университете Суонси, получил задание вылепить из бронзы «Женщину веры Марию» простой рисунок, отражающий глубокое значение этой женщины как Богородицы. Это не королева, одетая в наряд, а нечто более близкое к истине: простая крестьянка без маленького ребенка на руках.

Вотивные канделябры, висящие в часовне Леди, сделаны из двадцати равносторонних треугольников из нержавеющей стали (правильный икосаэдр) и были спроектированы и изготовлены братом Патриком из аббатства Принкнаш в Глостершире. Он показан в клипе на поп-музыку.

Также в часовне Леди находится Крест Лампедузы. Он сделан из дерева с лодок с мигрантами, уничтоженных в Средиземном море и извлеченных из Лампедузы, Италия, в период с 2012 по 2016 год. Он похож на крест Лампедузы в Британском музее и призван отразить призыв Папы Франциска 2017 года «Разделить путешествие» к Церкви. заботиться и проявлять солидарность со всеми мигрантами и лицами, ищущими убежища.

 

2015-2018 ремонт
Проект реконструкции, финансируемый в размере 3,1 миллиона фунтов стерлингов в 2015–2018 годах (частично финансируемый за счет грантов в размере 1,4 миллиона фунтов стерлингов из Фонда ремонта собора, посвященного столетию Первой мировой войны), был осуществлен компанией Purcell из Бристоля. Это включало замену нижних, вышедших из строя асфальтовых крыш и связанного с ними остекления, которые вызывали протечки и пятна и создавали риск закрытия некоторых частей здания, а также повторную установку более высокой крыши весом 86 тонн (95 коротких тонн, 77 длинных тонн). ) из более толстого слоя свинца и небольших модификаций для устранения утечек, тесно сотрудничая с Ассоциацией свинцовых листов, чтобы создать долговечную работу, соответствующую исторической эстетике здания. В тех местах облицовки, где части отслаивались или откалывались, был произведен ремонт с использованием гранитной крошки Corennie, которая соответствовала исходным материалам. Шестиугольная стеклянная крыша на левой башне портала Святого Павла была добавлена ​​​​для размещения пожарной лестницы с террасы на крыше над баптистерием.

Клифтонский международный музыкальный фестиваль
«Первоклассная акустика собора делает это место популярным для некоторых из лучших классических ансамблей Европы». В 2013 году начался ежегодный Клифтонский международный музыкальный фестиваль, на котором демонстрируется классическая, камерная и хоровая музыка. В нем участвовали такие артисты, как The Erebus Ensemble; Том Уильямс (помощник музыкального директора St Martin-in-the-Fields в Лондоне); Ученые Tallis и камерная группа FIGO.

Появления в СМИ
А также многочисленные выступления в религиозных радиопередачах на протяжении многих лет:
Интерьер собора использовался в качестве декораций для видеоклипа Дэвида Эссекса, занявшего 3-е место в британском чарте синглов Oh! What A Circus (из мюзикла «Эвита» 1978 года Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса). Вотивные канделябры сильно отличаются.
1 сентября 1974 г., 18:15–18:45 BBC1 Клифтонский собор (рассказчик Дерек Джонс, режиссер Рут Ловелл, продюсер Джеймс Дьюар (BBC West)
Появления в программе BBC Songs of Praise включают:
25 декабря 1980 г., 10:00–11:15 BBC1 Утреннее поклонение: из Клифтонского собора.
16 сентября 1984 г., хвалебные песни BBC1 (видео)
24 декабря 1986 г. 23:30-00:35 BBC1 Первая рождественская месса: Клифтонский собор
20 мая 2001 г., 17:25–18:00 BBC1 Songs of Praise (Венди Крейг)
9 сентября 2001 г. Восхваляющие песни BBC1
25 декабря 2005 г. Рождественская служба BBC1, «Незнакомец на сене».

В 2011 году здесь проходили съемки телепрограммы S4C «Dechrau Canu Dehrau Canmol», что переводится как «Начни петь, начинай хвалить». В соборе принимали участие музыканты, певцы, операторы и съемочная группа, снимавшая программу «Вера и музыка».
14 июля 2016 г. собор был показан в документальном фильме BBC Two «Волосатый строитель», представленном Дэйвом Майерсом.
В 2020 году собор был показан внутри космического корабля капитана Джека в эпизоде ​​​​« Доктора Кто » « Беглец из Джудуна».
24 декабря 2020 года в соборе прошла прямая трансляция полуночной мессы по телевидению BBC под председательством епископа Деклана Ланга; Проповедь Canon Bosco MacDonald и специально написанная месса (Missa Universalis) для соблюдения действующих ограничений из-за пандемии коронавируса, составленная Ричардом Джеффри-Греем.

Архивы
Архивы Клифтонского собора в Бристоле хранятся в Бристольских архивах (Ref. 38031) (онлайн-каталог), включая реестры крещений, браков, конфирмаций, захоронений и членов. В архив также включены извещения о банах и протоколы благочиния.

Приход
Собор принимает посетителей всех вероисповеданий или ни одного, и обычно открыт в светлое время суток. Пожалуйста, уважайте достоинство здания и любых текущих услуг.

По состоянию на март 2021 года массовое время следующее:
Будни 09:30
Суббота 10:30, 18:00 (Всенощное бдение)
Воскресенье 08:00, 09:30 (Семейная месса), 11:15 (Торжественная месса), 18:00
Мессы в доме Святого Иосифа: понедельник-суббота 10:30, воскресенье 11:00, экспозиция 16:30, вечерняя молитва 15:00.

 

Виды на соборную архитектуру

Награды
В 1974 году «Бетонное общество» присудило собору свою ежегодную награду в знак признания выдающихся заслуг в качестве дизайна и исполнения собора. Судьи оценили интерьер как: «Шедевр дизайна, который можно воплотить только в бетоне, с формой, материалом и хорошей акустикой, создающими атмосферу, которая понравится большинству. Это здание, в котором дизайн и исполнение шли рука об руку, создавая архитектуру. Никакой другой материал не мог быть использован для такого эффекта». В 2007 году собор был удостоен награды «Победитель победителей». Мартин Пауэлл, исполнительный директор The Concrete Society, сказал: «Клифтонский собор имеет приятный внешний вид с небольшими признаками выветривания или износа. Внутренний внешний вид поражает превосходным использованием естественного света на открытой бетонной отделке, такой как следы от досок и другие узорчатые формы, создающие рельефные изображения».

Королевский институт британских архитекторов присудил награду за выдающийся архитектурный проект собора. Он также получил награду Cembureau за выдающиеся достижения.

Мнения экспертов
«Вдохновляющий сердце христианский храм, внушающий благоговение, но не трепет. Проповедь в бетоне.

Историческая Англия, включив собор в список Grade II *, заявила: «Клифтонский собор обеспечивает редкое сочетание материалов и пространственного качества, что замечательно для собора любого периода». «Партнерство Перси Томаса создало мощное и драматическое здание, которое, возможно, является самой важной работой одного из крупнейших послевоенных архитектурных бюро Великобритании».

LAB, ответвление Pevsner Architectural Guides, сказал:
«Клифтонский собор был окружен ограничениями: небольшой участок в четыре акра; бесперспективный пригородный контекст; и небольшой бюджет (около 600 000 фунтов стерлингов - результат был назван «церковной сделкой 1970-х»). Несмотря на это или благодаря им, менее чем за восемь лет от ввода в эксплуатацию до освящения архитекторы и мастера создали церковь превосходного качества. Как это ни парадоксально, структура имеет значительную трехмерную сложность, и все же простое пространственное расположение становится понятным, как только вы входите в здание. Он достигает мистической простоты благодаря тщательному использованию скромных материалов и мастерскому управлению светом».

Джордж Перкин в Concrete Quarterly описал его как «замечательное спокойствие и восторг» в сочетании с «кажущейся простотой».

Мэри Хэддок из «Билдинга» восхищалась «намеком театра в дизайне; отсутствие беспорядка и кричащего церковного убранства; прекрасные материалы и использование цвета; холодный рисунок в витражах».

Владимир Кулич сказал:
«Внутренняя часть Клифтонского собора имеет качество открытости, скорее похожее на интерьер Ливерпульского [собора], но это было предназначено для обеспечения плавного перемещения между различными областями, а литургические элементы кажутся более определенно фиксированными и соответствующими отведенным им местам». ' В Ливерпуле интерьер загроможден нерешительной литургической мебелью, но ее можно легко проигнорировать, поскольку масштаб и пространство ... преобладают. В Clifton различные элементы интерьера размещены последовательно и легко читаются».

Эндрю Деррик сказал:
«В отличие от [собора Брентвуда, освященного в 1991 году], конкретный бруталистский собор Партнерства Перси Томаса в Клифтоне был более монументальным и постоянным по своему характеру, не выказывая ни малейшего намека на робость и следуя четко определенной постсоборной литургической программе». «С 1970-х годов одно [церковное] здание, Клифтонский собор, относится к категории II * (внесено в список)»

Доктор Роберт Проктор говорит:
«Клифтонский собор недавно обвиняли в том, что он является «релятивистским» и ориентированным на человека пространством, но опыт здания опровергает такие обвинения как необоснованные — его неф ориентирован на алтарь, а вспомогательные помещения закреплены в литургически и символически соответствующих местах; ритуальное движение вплетено в его архитектурную ткань; свет и высота дают проблески трансцендентности и четкое ощущение иерархии».

и в более поздней книге:
«Ливерпульский собор — своего рода архитектурный прецедент для Клифтона, особенно в отношении подиума (Уикс участвовал в конкурсе). Внутри бетонные фермы (sic, на самом деле звездообразная балка) над святилищем напоминают вырезанные балки в Санта-Мария-деи-Повери в Милане; а неформальная шестиугольная геометрия типична для его периода. Но нет особого смысла искать визуальные прецеденты со зданием, столь явно основанным на тщательном анализе литургической функции».… «Если остается подозрение, что Клифтонский собор не так красив или захватывающий, как мог бы быть, это бесспорно умна и ценна. Его владельцы, кажется, очень мало изменились в здании за тридцать четыре года ... если внешний вид Клифтона, «изможденный и неприступный», как его описала одна католическая газета, «не удовлетворит представление каждого о том, как должна выглядеть церковь. «но... интерьер и его пространственная организационная функция имели приоритет, а внешний вид показывал, что здание было лишь оболочкой реальной человеческой и божественной Церкви, проявлявшейся в литургическом действии».

Рэй Ньюман о брутализме говорит:
«Бруталистские здания Бристоля, а также прагматичный ответ на послевоенную необходимость строить быстро и дешево, представляют собой мощное, а иногда даже красивое присутствие в городском пейзаже ... Среди самых захватывающих зданий Бристоля любого стиля или винтажа — Римско-католический собор Святых Петра и Павла в Клифтоне, автор Percy Thomas & Son. Выступающий шпиль, похожий на космический корабль, можно увидеть на много миль вокруг, а более или менее шестиугольная церковь, очевидно, была непопулярна среди местных жителей и прихожан, когда она прибыла со своей родной планеты в 1974 году. Она была построена из особенно тонкого светлого бетона и так что не стареет так плохо, как некоторые подобные здания.