Айдын, Турция

 Айдын

 

Описание Айдына

Население: 195 000 человек
Автобус: 700 м (0,5 мили) к югу от центра города
Поезд: из Измира и Денизли
Информационный центр: Аднан Мендерес Мах-Денизли Бюль 2, (0256) 211 28 42
Праздники: борьба верблюдов (сентябрь-март)
Фестиваль Фигов (1-я неделя в сентябре)
Фестиваль каштанов (декабрь)

Известный во времена Римской империи как Тралл, спокойный городок Айдын возрос благодаря длительному периоду процветания. Город был известен по-разному, как Кесария и Гюзельхисар, прежде чем подпадать под османское правление в конце 14 века. Частые землетрясения разрушили многие красивые здания, но их руины можно увидеть и сегодня. Кстати, регион по-прежнему часто трясет, но обычно без серьезных последствий. Регион Айдына славится своим инжиром, маслинами и хлопком, а Айдын является ведущим экспортером улиток и лосося. В 1920-х годах Ататюрк сделал регион Айдына как центр новой государственной хлопковой промышленности. Сегодня сырой хлопок и готовая одежда остаются крупнейшими экспортными товарами Турции. Айдын  пострадал в войне за независимость, однако в настоящее время Айдын мирный и спокойный город, со своим музеем и несколькими уникальными мечетями.

 

Происхождение названия

Айдын находится на территории древнего царства Лидия. Во второй половине V века, здесь родился зодчий Анфимий, построивший вместе с античным математиком Исидором Милетским Софийский собор в Константинополе.

Айдын (ныне в окрестностях Айдына) известен со времён античности под названием Траллы (др.-греч. Τράλλεις). С XIII века известен также под тюркским названием Гюзельхисар (красивая крепость). В начале XIV века, после захвата византийского города тюркскими племенами, глава небольшого бейлика (княжества) бей Айдын назвал город своим именем. Айдын был столицей сильного пиратского государства эмира Умура.

В 1912 г. здесь проживали: турки — 46 578 чел., греки — 19 982 чел., евреи — 1890 чел. До 1922 года греки составляли примерно половину населения Айдын.

В Траллах в конце XIX века был обнаружен один из самых известных ныне памятников древнегреческой музыки — сколий (эпитафия) Сейкила.

 

Mузей Айдынa
Рядом с торговым центром Форума
Тел (0256) 225 22 59. Открыт с 9:00 до 12:00, с 1:30 до 17:00 по вторникам-воскресеньям

 

После первого захвата Айдына турками эмирата (Бейлик) Ментеша, чьи земли простирались на юг, назвали его Гюзельхисар, буквально «красивый замок» (иногда называется Гузель Хисар). Позднее город был захвачен турками Айдынидами, чьи земли простирались на север, который назвал его в честь династии Айдын. «Айдын» означало «ясное, просвещенное» на турецком языке, и означает «прославленный, образованный, интеллектуальный» в современном турецком языке. Айдын по-прежнему является популярным мужским именем. В древнегреческих источниках название города называется как Антея и Эуантия. В период Селевкидов он получил название Антиохия (греч. Αντιόχεια). В другие периоды его также называли Селевкия и Маэндрум и Эрынина. В римские и византийские времена он был известен как Траллес (на латыни) или Траллеис (Τραλλεῖς в древнегреческом) и был одним из крупнейших эгейских городов в древности.

Тем не менее, название Гюзельхисар использовалось на протяжении первых веков османской администрации, а также часто упоминалось в прилагательной форме, как «Гюзельхисар Айдына», но имя Айдын было все более предпочтительным. Старое турецкое имя использовался в словаре международной торговли до конца 18-го века. Его модифицированные формы Йоселассар и даже Иосиф Ласат использовался для описания тонкого хлопка, произведенного в этом же регионе. В турецкой империи он пользовался широкой популярностью.

 

Достопримечательности Айдына

Археологический Музей Айдын

Музей расположен в бульваре Мюзе 4 (Müze Bulvarı 4), в районе Илыкабаши Эфелера (Ilıcabaşı Mah.), Айдынский район. Он закрыт по понедельникам и в первый день религиозных праздников до полудня.

 

Археологический музей Айдын (турецкий: Aydın Arkeoloji Müzesi) находится в Айдыне, западная Турция. Основанная в 1959 году, она содержит многочисленные статуи, гробницы, колонны и резные фигурки эпох эллинизма, римлян, византийцев, сельджуков и османов, обнаруженные в древних городах, таких как Алинда, Алабанда, Амизон, Харпаса, Магнезия на Мейандре, Мастаура, Мюс , Ниса, Ортосия, Пигинда, Пигела и Tralleis. В музее также есть раздел, посвященный находкам древних монет.

 

Экспонаты
План Айдынского археологического музея основан на экспозиции артефактов, в основном из Тнейлиса (древний Айдын), Магнезии, Алабанды, Нисского архаического паниониума, Кадыкалеси (Анай), Тепик и другие. Кроме того, экспонируются также археологические объекты, полученные при раскопках в Алинде, Амизоне, Пигинде, Харпасе, Мастауре, Ачараке, Пигале и Ортосии. Стихи эпикифии Сейкилоса, оригинал которых находится в Национальном музее Дании в Копенгагене, встречает посетителей у входа в музей. В музее Айдын, который входит в десятку лучших музеев страны, зарегистрировано около 11 000 археологических и 4 000 этнографических артефактов, а также коллекция из 45 000 предметов нумизматики. В музее Айдын представлено около 3000 экспонатов. Посетителям предлагается пятиминутное представление, транслируемое по телевизору в разделах музея, в дополнение к 15-минутной презентации о музее и археологических памятниках, которая предоставляется группам при входе.

Секция Курган Тепечик
В этом разделе представлены находки из доисторического периода, которые были обнаружены в Кургане Тепечик в Караколларе. Это глиняные идолы, костяные инструменты, каменные топоры, а также наконечники стрел, режущие и сверлильные инструменты, сделанные из кремня и обсидиана в позднем халколите, раннем, среднем и доисторическом периодах Анатолии, позднем бронзовом веке. Также в этом разделе можно найти отпечатки терракотовых печатей хеттов позднего бронзового века. Эти печати проявляют существование хеттов и их влияние в западной Анатолии.

Архаическая секция паниониума
Этот раздел содержит артефакты из архаического паниониального святилища в Мелии на вершине Микале, расположенного в городе Давутлар, Кушадасы, Айдын. Важными экспонатами являются терракотовые антефиксы, маленькие статуи солдат и бронзовые наконечники стрел. Существует также макет в масштабе 1/3 самого древнего здания, состоящего из архаического паниониального святилища и зала собраний Ионической лиги.

Секция Кадыкалеси (Анайя)
Небольшая бронзовая хеттская статуя выставлена ​​в специальной витрине как важная находка в дополнение к терракотовым горшкам и кастрюлям, каменным топорам и весам ткацкого станка, которые были найдены во время раскопок в Кумукалеси в Кушадасы, Айдын. Кроме того, керамическая декоративная керамика, ювелирные изделия, рукоятки, пряжка для ремня, фигуры и рельефы святых из слоновой кости, датируемые 12 и 13 веками, а также коллекция отпечатков свинцовых печатей византийской эпохи.

Зал Алабанда
В этом зале выставлены глиняные предметы, масляные лампы, стеклянная посуда, золотые короны, диадемы и различные ювелирные изделия, которые были получены в результате раскопок в Алабанде близ Доганюрта, Шине, в провинции Айдын. Статуя римского императора Августа (правил 27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) также находится здесь.

Зал Тралл
В этом зале представлены лучшие образцы скульптур эллинистического периода и римского периода в Тралле, который сегодня является центром города Айдын. Кроме того, экспонаты, такие как предметы глиняной посуды, масляные лампы, ритоны, ароматические бутылки, стеклянная посуда, золотые диадемы, кольца, серьги и различные другие украшения, а также терракотовые детские игрушки. Наиболее важными объектами музея Айдын являются небольшие скульптуры Эроса, выполненные из окрашенной терракоты, и урна для кремации, украшенная мотивами воплощения, изображающими богов судьбы Мойраи, душу мертвого человека, хтонического бога подземного мира Аида, судей подземного мира и трехглавая сторожевая собака Цербер.

 

Зал Магнезия
В зале выставлены терракотовые чашки и амфоры, масляные лампы, фигуры, различные скульптурные образцы, кольцевые камни, ювелирные украшения и предметы из слоновой кости, которые были обнаружены во время раскопок в Магнезии на Мейандере около Герменчика, Айдын. Другими примечательными объектами являются шлемы, изображенные с изображением Сциллы, которая упоминается в Одиссеи Гомера, статуях олимпийских богов Аполлона и Гермеса.

Зал Ниса
В этом зале выставлены мраморные бюсты, капители, скульптуры из нижней части римского амфитеатра в Нисе, стелы с рельефами и скульптура ребенка на дельфине, которые были найдены в Нисе на Мейандре возле современного Султанхисара, Айдын.

Мозаичный зал
Мозаики, обнаруженные на полу римской виллы 2-го века до нашей эры в древнем городе Ортосия в дондуранской деревне Енипазар, Айдын, состоят из четырех основных панелей с границами, выполненными в стилеopus tessellatum. Границы обогащены различными фигурами животных и типичными римскими геометрическими мотивами. Существует также интерактивное приложение для демонстрации стен, показывающее 3D-сцену гладиаторских боев, вдохновленную фигурами гладиаторов на мозаиках Ортосии.

Зал каменных артефактов
В зале выставлены скульптуры, рельефы, бюсты, столицы, алтари, а также саркофаги, урны и стелы, связанные с ритуалами захоронения различных эпох, которые были обнаружены в древних городах и поселениях вокруг Айдына. Статуя Пана, бога дикой природы, пастухов и стад, также находится здесь.

Раздел коллекции нумизматики
Коллекции монет эпохи Лидии, классической античности, эллинистического периода, периодов Рима, Византии, Сельджуков и Османской империи демонстрируются в витринах. Кроме того, в разделе «Сокровище Кызылдере» содержится редкий клад, состоящий из серебряных монет 29 римских императоров и девяти императриц, царствовавших между 40 и 270 гг. В разделе также древние технологии чеканки изображены манекенами.

Секция восстановительных раскопок
В этом разделе представлены экспонаты, полученные в ходе трех восстановительных раскопок в местах захоронения, которые были проведены музеем Айдын.

 

Мечети Османской эпохи Рамазан Паша, Сулейман Паша и Чиханоглу
Византийская башня и укрепления над городом
Руины римской эпохи (Тралл), включая гимназию и театр
Статуя Ёрук Али Ефе (Yörük Ali Efe) в городе, которая была снесена и переделана после публичных протестов, что оригинальная статуя показывала Ефе без усов.
Рекреационные курорты Пынарбашы и Айтепе, которые связаны между собой гондолой Айдын Пынарбашы-Айтепе.

 


Транспорт

Строительство автомагистрали Измир-Айдын с шестью полосами движения сократило поездку из Айдына в Измир, второй портовый центр Турции, до менее чем часа и еще меньше до международного аэропорта Аднан Мендерес.

 

 

Этимология

После первого захвата города турками под эмиратом (Бейлик) Ментеше (Ментеше), земли которого простирались на юг, который в первый период назвал город Гюзельхисар, буквально «красивый замок» (иногда переводится как Гузель Гиссар). Позже город был захвачен турками Айдинидов, земли которых простирались к северу, которые назвали его в честь династии Айдинидов. «Айдын» на турецком означало «ясный, просвещенный», и в ходе отчетливой эволюции этого термина стало означать «образованный, образованный, интеллектуальный» на современном турецком языке. Это по-прежнему популярное мужское имя.

В древнегреческих источниках название города дается как Антея (Ανθέα) и Эуантия (Ευανθία). В период Селевкидов он получил название Антиохия (греч. Αντιόχεια). В другое время его также называли Селевкией ад Меандрум (Σελεύκεια επί του Μαιάνδρου) и Эрининой (Ερυνίνα). В римские и византийские времена он был известен как Тралл (на латыни) или Траллейс (Τράλλεις на древнегреческом) и был одним из крупнейших городов Эгейского моря в древности. Есть некоторые указания на то, что когда-то он носил имя Харакс (Χάραξ), но это имя могло принадлежать Ачараке.

Тем не менее, имя Гюзелхисар также использовалось на протяжении первых веков османской администрации, часто записываемое в прилагательной форме, как «Гюзелхисар Айдын (земли)», но имя Айдын все более предпочиталось. Это предыдущее турецкое название также находило свое место в словарном запасе международной торговли, по крайней мере, до конца 18 века, и его модифицированные формы Жоселассар и даже Жосеф Ласат использовались для описания прекрасного сорта хлопка, производимого в том же регионе и пользующегося большим спросом.

 

История Айдына

Античность

Согласно Страбону Траллесу Айдын был основан Аргивянами и Траллианами. Наряду с остальной Лидией город был включен в Персидскую империю. Город первоначально назывался Траллесом или Траллы. После успеха в Афинах в Пелопоннесской войне Спарта безуспешно пыталась захватить город у персов, но в 334 году до н.э. город сдался Александру Великому без сопротивления и поэтому не был разрушен. Александр Антигонский управлял городом с 313 до 301 г. до н.э.. Затем селевкиды включили Айдын в границы своей империи до 190 г. до н.э., когда он попал под власть Пергамона. С 133 до 129 г. до н.э. город поддерживал Аристоника Пергамского, претендента на пергаменский трон, против римлян. После того, как римляне победили его, они отменили право города печатать свои собственные монеты.

Айдын был взят мятежниками во время Митридатической войны, в ходе которой погибли многие римские жители. Митридат, царя Понта, пообещал всем рабам свободу в случае если они убьют своих римских господ. Город сильно пострадал от землетрясения в 26 г. до н.э. Август предоставил средства для его реконструкции, после чего город отблагодарил его, переименовав Айдын в Кесарию.

Страбон описывает город как процветающий торговый центр, в котором перечислены знаменитые жители города, в том числе Питодорос (уроженец Нисы) и ораторы Дамасус Скомбрус и Дионисокл. Несколько столетий спустя, Анфимий Траллес, архитектор Софии Святой Софии в Константинополе, родился в Траллесе во второй половине 5-ого века.

 

Христианство и византийская эпоха

Ранний христианский епископ Полибий (около 105) засвидетельствован в своем письмое святому Игнатию Антиохийскому о церкви и приходе в Траллесе. Айдын - Траллы был официально христианизирован вместе с остальной частью Карии, в начале 3-ого века после крещения императора Константина, хотя христианская община существовала в городе несколько веков на неофициальом положение. Среди ивестных епископов Айдына: Гераклон (431), Максимус (451), Уран (553), Мирон (692), Феофилакт (787), Феофан и Теопист девятого века, епископ Иоанн (1230). Католическая церковь включает в себя это епископство в своем списке титульных взглядов, как Траллы Азиатские, отличая его от города Траллы в Лидии. Он не назначил нового титульного епископа этим восточным прихода со времен Второго Ватиканского собора.

После битвы при Манзикерте в 1071 году, когда Византийская империя пала в гражданский хаос, сельджуки впервые захватили Айдын - Траллы, но Алексий I Комненос вновь захватил город и включил в византийскую империю в конце 11-ого века.

К 13 столетию Айдын лежал в руинах после очередного штурма турецкий войск. В 1278 году Андроник II Палеолог решил перестроить и заселить его. Тогда его переименовали в Андроникополис или Палайологполис в честь императора. Здесь был поселен крупный военный гарнизон с целью формирования оплота против турецких посягательств в этом районе. Местный правитель Михаилу Тарчайотесу была поставлена ​​задача: он восстановил стены и заселил Айдын 36 000 гражданами из окружающих регионов. Византийская политика поселений 13-го века вдоль долины Меанд особенно привлекала тюркских куманов или половцев. Тем не менее, турецкие атаки возобновились вскоре после этого. Айдын был осажден и, не имея достаточных запасов и доступа к воде, был был захвачен буйликом (провинцией) Ментеша в 1284 году. Айдын подвергся обширным разрушениям, а часть его жителей были убиты. Более этого, более 20 000 жителей были проданы в рабство.

 

Турецкая эпоха

Под властью Ментеше, чьи земли простирались на юг, Айдын - Траллы был переименован в Гюзельхисар («красивый замок»). Позднее город был захвачен Айдынами, который сделал его одним из своих основных поселений, но не столицей. Тогда Айдын получил его современное название.

Бейлик Айдын был основан в регионе в 1307 году Город управлял землями к северу от реки Бююк Мендерес до и включая Измир. В первой половине XIV века Айдыниды были столь же активны, как и османы, если не больше, оказывать влияние на острова и земли к западу от Анатолии. Они вызвали большие трудности для византийских и латинских территорий Эгейского моря и материковой Греции. Княжество было захвачено растущей Османской империей, впервые незадолго до битвы при Анкаре между Оттоманами и Тамерланом в 1402 году. Победитель Тамерлан вернул город его прежним владельцам. Айдын опять был захвачен в 1425 году.

Айдын вошла в состав Анатолийской провинции Османской империи, и это до 1827 года, когда оно стало центром своей собственной провинции Айдын. Его правители играли важную роль в подавление гражданских беспорядков в регионе, примером чему является Восстание Атчалы Кел Мехмет (1829-1830). Центр провинции был перенесен в Измир в 1840-х годах и с отменой ейлетов (eyalets) или провинций в следствие административных реформ в 1864 году, Айдын стал санджаком (подпровизией) одноименного вилайета, а его столица осталась в Измире, который перерос город Айдын в поскольку он стал быстро развивающимся портом международной торговли.

В 19 веке Айдын продолжал извлекать выгоду из своего местоположения в центре плодородной долины Мендереса,. Его население продолжило расти. В то время, помимо инжира и оливкового масла, которые были традиционными культурами в регионе, хлопок также приобрел значение, и многие европейские инвесторы искали альтернативные источники хлопка во время Гражданской войны в США.

 

Строительство железной дороги Измир-Айдын

Первая железная дорога, построенная в Османской империи, была построена британской компанией Левант, соединяющей Айдын и Смирну (ныне Измир). Железна дорога протяженностью 130 км (81 мили) была начата в 1856 году и закончена через десять лет. Дорога коренным образом изменила экономику региона Айдын. Железнодорожная станция, построенная в то время, остается впечатляющим красивым зданием в городе Айдын.

 

Греческая оккупация Айдына

В 1912 г. здесь проживали: турки - 46 578 человек, греки - 19 982 человек, евреи - 1890 человек. Во время греко-турецкой войны (1919-1922 гг.) во время битвы при Айдыне между 27 июня и 4 июля 1919 года в Айдыне [Aϊδίνιο], происходили жестокие бои, особенно на начальном этапе войны. В период битвы при Айдыне, гражданское население города, в основном турецкое, а также греческое и еврейское, понесли большие потери.

 

Сопротивление "ефе"

Айдын оставался в руинах, пока он не был вновь захвачен турецкой армией 7 сентября 1922 года. Воины Сопротивления, такие как эфе Йорук Али, которые базировались в окружающих горах и вели партизанскую войну против греческой армии, стали героями в Турции. Ефе были лидерами турецких отрядов нерегулярных солдат и партизан из Эгейского региона Турции, называемых Зейбеками и Кизаноми. После войны и основания Турецкой Республики греки Айдына обменялись с мусульманами, проживающими в Греции в соответствии с соглашением 1923 года об обмене народонаселения между Грецией и Турцией.

 

Современный Айдын

В последние десятилетия Айдын вышла за рамки своей традиционной роли центра сбыта сельскохозяйственной продукции и начала развивать диверсифицированную экономику, в большей степени основанную на услугах. Одним из событий в этом процессе стало открытие в 1992 году Университета Аднана Мендереса, названного в честь любимого сына Эфелера, Айдына Аднана Мендереса, премьер-министра Турции в 1950-х годах. Темпы экономики определяются расположением города, всего в часе езды от берега моря. Многие жители Айдына обычно имеют летние дома и инвестиции в таких туристических центрах, как Кушадасы, Гюзельчамлы и Дидим, или вокруг них.

Но все же в городе чувствуется тихий деревенский рынок, и его доминирование как на турецком рынке, так и за рубежом в производстве ряда сельскохозяйственных продуктов, особенно инжира, по-прежнему определяет провинцию Айдын, и большая часть этой торговли осуществляется и обрабатывается из самого Айдына.

Центр города Айдын по-прежнему относительно невелик, но растет, сосредоточен на одной усаженной пальмами аллее с магазинами и кафе и лабиринте узких переулков, усеянных апельсиновыми деревьями. Люди больше ориентированы на семью, поэтому для молодежи мало ночной жизни или культурных удобств, хотя, по-видимому, теперь у них есть университет, это изменится. Здесь есть несколько мечетей, средних школ, дерсане (частные курсы, на которых студентов готовят к вступительным экзаменам в университет) и других общественных зданий. Как и все турецкие города, Айдын в настоящее время расширяется, поскольку средний класс меняет свои квартиры в городе в пользу более умных квартир или домов, расположенных недалеко от города.

 

Известные люди Айдына

Греко-римский период
Аполлоний из Тралла (2-й век до н.э.) - греческий скульптор
Архимед из Тралла (неопределенная дата) - греческий грамматик
Флегон Траллеса (2-й век нашей эры) - греческий историк при императоре Адриана
Анфимий (приблизительно 474-около 534) - греческий профессор геометрии и архитектора, строитель Агиа Софии
Александр Траллс - византийский врач VI века

Айдынидско-Османский период
Атчалы Кел Мехмет Эфе (1780-1830), Зейбек, который возглавил местное восстание против Османской власти
Юрюк Али Ефе (1895 - 1951), военачальник в Османской империи и офицер милиции в турецкой армии во время турецкой войны за независимость
Хризостомос II (1880-1968), архиепископ Афинский
Ефтихий Папагианополу (1893-1972), греческий лирик
Дидо Сотириу (1909-2004), греческий писатель, журналист и драматург

Турецкая Республика
Есим Бюбер (1977 г.р.), актриса
Ридван Дилмен, футболист
Садык Гиз (1911-1979), политик
Улаш Гюлер (1980 г.р.), футболист
Гохан Кирдар (род. 1970), композитор и музыкант
Аднан Мендерес (1899-1961), премьер-министр Турции
Ахмет Илхан Озек (род. 1988), футболист
Осман Озкоюлу (род. 1971), футболист
Эврен Озюигит (1986 г.р.), футболист