Еврейская АО, Россия

 

Еврейская автономная область России — регион на Дальнем Востоке России, который граничит с Амурской областью на западе, Хабаровским краем на севере и Китаем на юге. Наряду с Израилем Еврейская автономная область является одним из двух еврейских регионов мира.

Хотя это один из двух еврейских регионов (второй — Израиль) в мире, евреи составляют менее 1% от общей численности населения, и это единственная автономная область России. Во времена СССР Иосиф Сталин основал провинцию в попытке увеличить общую численность населения на Дальнем Востоке, противостоять сионизму (поскольку он был идеологически несовместим с политическими убеждениями Советов) и создать место, где еврейская культура и язык идиш мог расти и процветать.

Однако Еврейская автономная область — это проект, которому так и не удалось по-настоящему взлететь, и это чувствуется до сих пор. С тех пор многие еврейские жители региона эмигрировали в другие места (особенно в Израиль) в поисках лучшей жизни.

Несмотря на все это, многие жители региона и еврейская община России регулярно выступают против попыток его раздела и/или присоединения к соседнему региону.

Смотреть
Потенциальным посетителям обязательно стоит приобрести вышедший в 2002 году документальный фильм «Лехаим, товарищ Сталин» об истории и современности Еврейской автономной области.

 

Города

Биробиджан - единственный город еврейской области и основной пункт назначения

Кулдур – курорт с горячими источниками

Облучье

 

Язык

Официальными языками региона являются идиш и русский.

Хотя идиш преподается широко, вы вряд ли столкнетесь с ним, если не посетите синагогу, не послушаете идишское радио, не прочитаете идишскую газету или не учитесь в одной из местных школ/университетов. Старшее поколение обычно лучше владеет идишем, чем их младшие.

Этнические русские составляют 90% населения, а значит, русский язык более полезен, чем идиш.

Как и в остальной части России, английский не очень широко распространен, и с вами, скорее всего, будут говорить на русском и/или идише.

 

Как добраться

Большинство посетителей воспринимают Биробиджан как остановку на Транссибирской магистрали. Также можно прилететь в Биробиджанский аэропорт Жёлтый Яр из Хабаровска.

 

История

До 1858 года на территории нынешней Еврейской автономной области правила череда китайских династий. В 1858 году северный берег реки Амур, включая территорию сегодняшней Еврейской автономной области, был отделен от цинско-китайской территории Маньчжурии и вошел в состав Российской империи в соответствии с Айгуньским договором (1858 г.) Пекин (1860 г.).

Военная колонизация
В декабре 1858 г. российское правительство санкционировало формирование Амурского казачьего войска для защиты юго-восточной границы Сибири и коммуникаций по рекам Амур и Уссури. В эту военную колонизацию вошли переселенцы из Забайкалья. Между 1858 и 1882 годами было основано множество поселений, состоящих из деревянных домов. По оценкам, в этот регион перебралось до 40 000 человек из российских вооруженных сил.

Экспедиции ученых, в том числе географов, этнографов, естествоиспытателей и ботаников, таких как Михаил Иванович Венюков (1832–1901), Леопольд фон Шренк, Карл Максимович, Густав Радде (1831–1903) и Владимир Леонтьевич Комаров, способствовали исследованиям в этом районе.

Строительство Транссибирской магистрали
В 1899 году началось строительство регионального участка Транссибирской магистрали, соединяющей Читу и Владивосток. Проект вызвал большой приток новых поселенцев и основание новых поселений. В 1908—12 открылись станции в Волочаевке, Облучье, Бире, Биракане, Лондоко, Ине, Тихонкой. Строительство железной дороги завершилось в октябре 1916 года открытием 2590-метрового (8500 футов) Хабаровского моста через Амур в Хабаровске.

В это время, до революции 1917 года, большинство местных жителей были фермерами. Единственным промышленным предприятием был Тунгусский лесозавод, хотя в реке Сутара добывали золото, имелись небольшие железнодорожные мастерские.

Гражданская война в России
В 1922 году, во время Гражданской войны в России, территория будущей Еврейской автономной области стала ареной Волочаевской битвы.

Советская политика в отношении меньшинств и евреев
Хотя иудаизм как религия противоречил политике атеизма большевистской партии, Владимир Ленин хотел успокоить группы меньшинств, чтобы заручиться их поддержкой и показать примеры терпимости.

В 1924 году уровень безработицы среди евреев превысил 30%, частично в результате погромов, но также и в результате политики СССР, запрещавшей им быть ремесленниками и мелкими предпринимателями. С целью вернуть евреев к работе, чтобы они стали более продуктивными членами общества, правительство учредило Комзет, комитет по сельскохозяйственному расселению евреев. Советское правительство вынашивало идею переселения всех евреев в СССР на отведенную территорию, где они могли бы вести образ жизни, который был бы «социалистическим по содержанию и национальным по форме». Советы также хотели предложить альтернативу сионизму, установление мандата на Палестину как еврейскую родину. Социалистические сионисты, такие как Бер Борохов, приобретали в то время последователей, а сионизм был предпочтительной идеологией в мировой политической экономии интерпретациям идиш, которые были по существу несовместимы с СССР из-за растущей оппозиции еврейского движения (например, Эммы Гольдман) самой этнонационализм, составлявший и структурировавший советские государства.

Местом, которое изначально рассматривалось в начале 1920-х годов, был Крым, в котором уже проживало значительное еврейское население. Были образованы два еврейских округа (района) в Крыму и три на юге Украины. Однако на практике была реализована альтернативная схема, считавшаяся более выгодной.

История ранних веков
Учреждение
В конце концов Биробиджан на территории нынешнего ЕАО был выбран советским руководством в качестве места для еврейского региона. Выбор этого района стал для Комзета неожиданностью; этот район был выбран по военным и экономическим причинам. В этот район часто проникал Китай, в то время как Япония также хотела, чтобы Россия потеряла провинции советского Дальнего Востока. В то время в этом районе проживало всего около 30 000 жителей, в основном потомки забайкальских казаков, переселенных сюда царскими властями, корейцев, казахов и тунгусов. Советское правительство хотело увеличить заселение отдаленного советского Дальнего Востока, особенно вдоль уязвимой границы с Китаем. Генерал Павел Судоплатов пишет о том, почему правительство выбрало район на Дальнем Востоке: «Создание Еврейской автономной области в Биробиджане в 1928 г. одолжение евреям.В этот район постоянно проникали китайские и белорусские отряды сопротивления, и идея состояла в том, чтобы защитить территорию, создав поселение, жители которого будут враждебно относиться к белорусским эмигрантам, особенно к казакам.Статус этого региона был проницательно определен как автономный округ, а не автономная республика, что означало, что не разрешались никакие местные законодательные органы, верховный суд или правительственный пост министерского ранга. Это была автономная область, но голая граница, а не политический центр».

28 марта 1928 г. Президиум Генисполкома СССР принял постановление «О закреплении за Комзетом свободной территории у реки Амур на Дальнем Востоке для поселения трудящихся евреев». Указ означал «возможность создания еврейской административно-территориальной единицы на территории указанной области».

Новая территория первоначально называлась Биробиджанским еврейским национальным районом.

У Биробиджана были суровые география и климат: он был гористым, покрытым девственными лесами из дуба, сосны и кедра, а также болотами, и любому новому поселенцу пришлось бы строить свою жизнь с нуля. Чтобы сделать колонизацию более привлекательной, советское правительство разрешило частную собственность на землю. Это привело к тому, что многие неевреи поселились в области, чтобы получить бесплатную ферму.

Весной 1928 г. в этот район прибыли для поселения 654 еврея; однако к октябрю 1928 г. 49,7% из них уехали из-за тяжелых условий. Летом 1928 года были проливные дожди, затопившие посевы, и вспышка сибирской язвы, от которой погиб скот.

7 мая 1934 года Президиум Генисполкома принял постановление о преобразовании ее в Еврейскую автономную область в составе РСФСР. В 1938 году с образованием Хабаровского края в его состав вошла Еврейская автономная область (ЕАО).

Рост еврейских общин в начале 1930-х гг.
В 1930-х годах была организована советская рекламная кампания, чтобы побудить туда переехать больше еврейских поселенцев. Кампания частично включала в себя стандартные советские рекламные инструменты той эпохи, в том числе плакаты и романы на языке идиш, описывающие тамошнюю социалистическую утопию. В одном случае листовки, рекламирующие Биробиджан, были сброшены с самолета над еврейским кварталом в Беларуси. В другом случае государственный фильм на идиш под названием «Искатели счастья» рассказывал историю еврейской семьи из Соединенных Штатов, которая начала новую жизнь в Биробиджане.

Ранние еврейские поселения включали Валдгейм, датируемый 1928 годом, в который входил первый колхоз, созданный в области, Амурзет, который был центром еврейского поселения к югу от Биробиджана с 1929 по 1939 год, и Смидовичи.

Организация еврейской колонизации в Советском Союзе, еврейская коммунистическая организация в Северной Америке, успешно поощряла иммиграцию некоторых жителей США, таких как семья будущего шпиона Джорджа Коваля, прибывшая в 1932 году. Около 1200 несоветских евреев выбрали поселиться в Биробиджане.

По мере роста еврейского населения росло и влияние идишской культуры на регион. Переселенцы учредили газету на идише «Биробиджанер штерн»; создана театральная труппа; а улицы, строящиеся в новом городе, были названы в честь выдающихся авторов на идиш, таких как Шолом-Алейхем и И. Л. Перец.

Сталинская эпоха и Вторая мировая война
Еврейское население ЕАО достигло довоенного пика в 20 000 человек в 1937 году. Согласно переписи населения 1939 года, в регионе проживало 17 695 евреев (16% от общей численности населения).

После окончания войны в 1945 году возобновился интерес к идее Биробиджана как потенциального дома для еврейских беженцев. Еврейское население в регионе достигло своего пика и составило около 46 000–50 000 евреев в 1948 году, что составляло около 25% всего населения ЕАО.

Холодная война
Перепись 1959 года показала, что еврейское население ЕАО сократилось примерно на 50%, до 14 269 человек.

Синагога была открыта в конце Второй мировой войны, но закрылась в середине 1960-х после того, как сильно пострадала от пожара.

В 1980 году в Валдгейме открылась еврейская школа.

В 1987 году советское правительство во главе с Михаилом Горбачевым помиловало многих политических заключенных и сообщило американской еврейской общине, что разрешит эмиграцию 11 000 отказников. Согласно переписи населения СССР 1989 г., в ЕАО проживало 8 887 евреев, или 4% от общей численности населения ЕАО в 214 085 человек.

После распада Советского Союза
В 1991 году, после распада Советского Союза, Еврейская автономная область стала субъектом федерации России и, таким образом, больше не подчинялась Хабаровскому краю. Однако к тому времени большинство евреев эмигрировали из Советского Союза, а оставшиеся евреи составляли менее 2% местного населения. В начале 1996 года чартерными рейсами в Тель-Авив эмигрировали 872 человека, или 20% еврейского населения того времени. По состоянию на 2002 г. в ЕАО проживало 2357 евреев. В статье 2004 года говорилось, что число евреев в регионе «теперь растет». По состоянию на 2005 год в «Амурзете» была небольшая активная еврейская община. В апрельской статье 2007 года в «Джерузалем пост» утверждалось, что еврейское население выросло примерно до 4000 человек. В статье цитируется Мордехай Шайнер, главный раввин ЕАО с 2002 по 2011 год, который сказал, что на момент публикации статьи еврейская культура переживала религиозное и культурное возрождение. К 2010 году, по данным Российского бюро переписи населения, в ЕАО оставалось всего около 1600 человек еврейского происхождения (1% от общей численности населения), а этнические русские составляли 93% населения ЕАО.

Согласно статье, опубликованной в 2000 году, в Биробиджане есть несколько государственных школ, в которых преподается идиш, идишская школа религиозного обучения и детский сад. Дети в возрасте от пяти до семи лет проводят два урока в неделю, изучая идиш, а также обучаются еврейским песням, танцам и традициям. В статье 2006 года в «Вашингтон Таймс» говорилось, что идиш преподается в школах, работает еврейская радиостанция, а в газете «Биробиджанер штерн» есть раздел на идише.

В 2002 году Гильдия кино выпустила документальный фильм «Л'Хаим, товарищ Сталин!» о создании Сталиным Еврейской автономной области и ее заселении. Помимо истории создания Еврейской автономной области, в фильме представлены сцены современного Биробиджана и интервью с жителями-евреями.

Согласно статье, опубликованной в 2010 году, идиш является языком обучения только в одной из 14 государственных школ Биробиджана. Две школы, в которых учится четверть учащихся города, предлагают обязательные уроки идиша для детей в возрасте от 6 до 10 лет.

По состоянию на 2012 год «Биробиджанер штерн» продолжает публиковать 2 или 3 страницы в неделю на идише, а в одной местной начальной школе по-прежнему преподается идиш.

Согласно статье 2012 года, «лишь очень небольшое меньшинство, в основном пожилые люди, говорят на идиш», новая синагога, спонсируемая Хабадом, открылась на улице Шолом-Алейхема, 14а, а Амурский государственный университет имени Шолом-Алейхема предлагает курс идиш.

Согласно статье 2015 года, кошерное мясо прибывает поездом из Москвы каждые несколько недель, работает воскресная школа, а также есть миньян в пятницу вечером и в Шаббат.

В статье в The Guardian за ноябрь 2017 года под названием «Возрождение советского Сиона: Биробиджан празднует свое еврейское наследие» исследуется нынешний статус города и делается предположение, что, хотя Еврейская автономная область на Дальнем Востоке России в настоящее время составляет едва ли 1% Евреи, чиновники надеются вернуть людей, уехавших после распада Советского Союза.

Предложения 2013 г. по объединению ЕАО с прилегающими регионами
В 2013 г. поступили предложения об объединении ЕАО с Хабаровским краем или с Амурской областью. Предложения вызвали протесты и были отвергнуты жителями, а также еврейской общиной России. Были также вопросы о том, разрешено ли слияние в соответствии с Конституцией России и потребует ли слияние всенародный референдум.

 

География

Северная и западная часть области гористая, с Малым Хинганом и Буреинским хребтом. Гора Студенческая высотой 1421 метр (4662 фута), расположенная в Буреинском хребте, является самой высокой точкой Еврейской автономной области. Южная и восточная части являются частью долины Амура с небольшими остаточными грядами.

 

Климат

На территории муссонный/антициклональный климат с теплым, влажным, влажным летом из-за влияния восточноазиатского муссона и холодными, сухими, ветреными условиями, преобладающими в зимние месяцы благодаря сибирской системе высокого давления.

 

Экономика

Еврейская автономная область входит в состав Дальневосточного экономического района; имеет развитую промышленность и сельское хозяйство, густую транспортную сеть. Его статус свободной экономической зоны расширяет возможности для экономического развития. Богатые минерально-сырьевые и строительно-отделочные ресурсы области пользуются большим спросом на российском рынке. Наиболее развитыми отраслями промышленности являются цветная металлургия, машиностроение, металлообработка и стройматериалы, лесная, деревообрабатывающая, лёгкая и пищевая промышленность.

Сельское хозяйство является основной отраслью экономики Еврейской автономной области благодаря плодородным почвам и влажному климату.

В число крупнейших компаний региона входят Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат (выручка $116,55 млн в 2017 году), Теплоозерский цементный завод ($29,14 млн) и Торговый дом «Брайдер» ($24 млн).

Транспорт
Хорошо развитая транспортная сеть региона состоит из 530 км (330 миль) железных дорог, включая Транссибирскую магистраль; 600 км (370 миль) водных путей по рекам Амур и Тунгуска; и 1900 км (1200 миль) дорог, в том числе 1600 км (1000 миль) дорог с твердым покрытием. Важнейшая дорога Хабаровск-Биробиджан-Облучье-А.

мурская область автомобильная дорога с паромным сообщением через р. амур. Аэродром Биробиджан Южный, расположенный в центре области, связывает Биробиджан с Хабаровском и областными районными центрами.

Тунцзян-Нижнеленинский железнодорожный мост
Железнодорожный мост Тунцзян-Нижнеленинское представляет собой мост длиной 19,9 км (12,4 мили) стоимостью 355 миллионов долларов, который свяжет Нижнеленинское в Еврейской автономной области с Тунцзяном в китайской провинции Хэйлунцзян. Мост открылся в 2021 году, и ожидается, что он будет перевозить более 3 миллионов тонн (3,3 миллиона коротких тонн; 3,0 миллиона длинных тонн) грузов и 1,5 миллиона пассажиров в год.

Текущая демография
Население JAO сократилось почти на 20% с 1989 г., при этом зарегистрированные цифры составляют 215 937 человек (перепись 1989 г.) и 176 558 человек (перепись 2010 г.); По данным переписи 2010 года, самую большую группу составляют 160 185 этнических русских (93%), за ними следуют 4871 этнический украинец (3%) и 1628 этнических евреев (1%). Кроме того, 3 832 человека были зарегистрированы в административных базах данных и не могли указать этническую принадлежность. Подсчитано, что доля этнических групп в этой группе такая же, как и в заявленной группе.

В 2012 г. родилось 2445 (14,0 на 1000) и умерло 2636 (15,1 на 1000). Общий коэффициент рождаемости имеет тенденцию к росту с 2009 года, увеличившись с 1,67 до 1,96 детей на одного взрослого.

Продолжительность жизни
В Еврейской автономной области один из самых низких показателей продолжительности жизни в России. Эта статистика заметно меняется из года в год из-за малочисленности населения региона.

Знание иностранных языков
Идиш преподается в трех школах региона, но население почти исключительно русскоязычное.

 

Религия

Согласно опросу 2012 года, 23% населения Еврейской автономной области придерживаются русского православия, 6% являются православными христианами других церковных юрисдикций или православными верующими, не принадлежащими к какой-либо церкви, и 9% являются беспартийными или родовыми христианами. Иудаизм исповедует лишь 0,2% населения. Кроме того, 35% населения идентифицируют себя как «духовные, но не религиозные», 22% исповедуют атеизм, а 5% исповедуют другие религии или отказались отвечать на вопрос. Это один из наименее религиозных регионов России.

Архиепископ Ефрем (Просянка) (2015 г.) — глава Русской православной епархии (епархии) Биробиджана (основана в 2002 г.).

 

Культура

ЕАО и ее история освещены в документальном фильме «Хаим, товарищ Сталин!». Фильм рассказывает историю создания Сталиным Еврейской автономной области и ее частичного заселения тысячами русскоязычных и идиш-говорящих евреев и был выпущен в 2002 году. Помимо истории создания предполагаемой еврейской родины, фильм представлены сцены из жизни современного Биробиджана и интервью с еврейскими жителями.