Бастет или Баст была богиней древнеегипетской религии, которой
поклонялись еще во Второй династии (2890 г. до н. э.). Ее имя также
переводится как Б'сст, Бааст, Убасте, и Басет. В древнегреческой
религии она была известна как Айлурос (греч. Койне: αἴλουρος
«кошка»).
Бастет поклонялись в Бубастисе в Нижнем Египте,
первоначально как богине-львице, роль которой разделяли другие
божества, такие как Сехмет. В конце концов, Бастет и Сехмет были
охарактеризованы как два аспекта одной и той же богини: Сехмет
представляла аспект могущественного воина и защитника, а Бастет,
которая все чаще изображалась в виде кошки, представляла более
мягкий аспект.
Баст, форма имени, которая наиболее часто используется египтологами сегодня из-за его использования в более поздних династиях, представляет собой современную конвенцию, предлагающую одну возможную реконструкцию. В ранних египетских иероглифах ее имя, по-видимому, было bꜣstt. Джеймс Питер Аллен озвучивает оригинальную форму имени как buʔístit или buʔístiat, где ʔ представляет собой голосовую остановку. В среднеегипетском письме второе t обозначает окончание женского рода, но обычно не произносится, а алеф ꜣ мог переместиться на позицию перед ударным слогом ꜣbst. Таким образом, к первому тысячелетию bꜣstt был бы чем-то вроде * Ubaste (<* Ubastat) на египетском языке, а затем стал коптским Оубасте.
Что означает имя богини, остается неясным. Имена древнеегипетских
божеств часто представлялись как отсылки к ассоциациям или
эвфемизмами, являясь секретами культа. Одно недавнее предположение
Стивена Квирка (Древнеегипетская религия) объясняет, что Бастет
означает «Она из баночки с мазью». Это связано с наблюдением, что ее
имя было написано иероглифом, обозначающим баночку с мазью (bꜣs), и
что она, помимо прочего, ассоциировалась с защитными мазями.
Название материала, известного как алебастр, могло в переводе с
греческого происходить от имени богини. Однако эта ассоциация
возникла намного позже, чем когда богиня была
богиней-защитницей-львицей, и полезна только для расшифровки
происхождения термина «алебастр».
Джеймс П. Аллен вместо
этого получил название как конструкция "нисба" от топонима «Басет»
(bꜣst) со значением «она из бст».
Изначально Баст была свирепой львицей-воительницей, богиней
солнца, которой поклонялись на протяжении большей части
древнеегипетской истории, но позже она стала Баст, богиней кошек,
которая знакома сегодня. Затем она была изображена как дочь Ра и
Исиды и супруга Птаха, от которого у нее родился сын Маахес.
Как защитница Нижнего Египта, она считалась защитницей царя и,
следовательно, бога солнца Ра. Наряду с другими божествами, такими
как Хатор, Сехмет и
Исида, Баст была связана с Глазом
Ра. Ее изображали борющейся со злой змеей
по имени Апеп, врагом Ра. Помимо солнечных связей, иногда ее
называли «глазом луны».
Бастет также была богиней
беременности и родов, возможно, из-за плодородия домашней кошки.
Изображения Баст часто создавались из алебастра. Богиню иногда
изображали с церемониальным систром в одной руке и эгидой в другой -
эгида обычно напоминала ошейник или горжет, украшенный головой
львицы.
Баст также изображалась как богиня защиты от заразных
болезней и злых духов.
Баст впервые появляется в третьем тысячелетии до нашей эры, где
она изображается либо в виде свирепой львицы, либо в виде женщины с
головой львицы. Две тысячи лет спустя, во время Третьего
промежуточного периода Египта (ок. 1070–712 до н.э.), Баст начали
изображать в виде домашней кошки или женщины с кошачьей головой.
Писцы Нового Королевства и более поздних эпох начали называть ее
с дополнительным женским суффиксом, как Бастет. Считается, что
изменение имени было добавлено, чтобы подчеркнуть произношение
окончательного звука t, часто оставляемого безмолвным.
Кошек
в Древнем Египте очень почитали, отчасти из-за их способности
бороться с вредителями, такими как мыши, крысы (которые угрожали
основным запасам пищи) и змеями, особенно кобрами. Известно, что в
некоторых случаях королевские кошки были одеты в золотые украшения и
им разрешалось есть с тарелок своих владельцев. По оценкам Денниса
Тернера и Патрика Бейтсона, во времена Двадцать второй династии (ок.
945–715 до н.э.) поклонение Баст превратилось из божества-львицы в
преимущественно кошачье божество. Поскольку домашние кошки, как
правило, нежны и защищают свое потомство, Баст также считалась
хорошей матерью и иногда изображалась с многочисленными котятами.
Коренные египетские правители были заменены греками во время
оккупации Древнего Египта во времена династии Птолемеев, которая
длилась почти 300 лет. Греки иногда приравнивали Баст к одной из
своих богинь, Артемиде.
Баст была местным божеством, чья религиозная секта была сосредоточена в городе в дельте Нила, позже названном Бубастисом. Он лежал рядом с тем, что сегодня известно как Загазиг. Город, известный на египетском языке как pr-bꜣstt (также транслитерируемый как Пер-Бастет), носит ее имя, буквально означающее Дом Баст. Он был известен по-гречески как Бубастис (Βούβαστις) и переведен на иврит как Pî-beset, пишется без начального звука "т" последнего слога. В библейской Книге Иезекииля 30:17 город появляется на иврите Пибесет.
Геродот, древнегреческий историк, путешествовавший по Египту в V веке до нашей эры, довольно подробно описывает храм Баст:
За исключением входа, он стоит на острове; два отдельных канала
подходят к нему со стороны Нила, и, подойдя к входу в храм, они
огибают его с противоположных сторон; каждая из них была шириной в
сто футов и была в тени деревьев. Храм находится посреди города, со
всей округи открывается вид на него; поскольку уровень города был
повышен, но уровень храма был оставлен таким, каким он был с самого
начала, так что его можно увидеть снаружи. Каменная стена,
изрезанная фигурами, проходит вокруг нее; внутри роща очень высоких
деревьев, растущих вокруг большого святилища, в котором находится
изображение богини; храм представляет собой квадрат, каждая сторона
которого составляет фарлонг. К входу ведет вымощенная камнем дорога
длиной около трех стадий, ведущая на восток через рыночную площадь к
храму Гермеса; эта
дорога имеет ширину около 400 футов и окаймлена деревьями,
доходящими до небес.
Это описание Геродота и несколько
египетских текстов предполагают, что вода окружала храм с трех (из
четырех) сторон, образуя озеро, известное как Ишеру, не слишком
отличающееся от озера, окружающего храм богини-матери Мут в Карнаке
в Фивах. Эти озера были типичными компонентами храмов, посвященных
нескольким богиням-львицам, которые, как говорят, представляют одну
изначальную богиню, Баст, Мут, Тефнут, Хатор и Сахмет, и стали
ассоциироваться с богами солнца, такими как
Гор и Ра. как Глаз Ра. Каждого из них нужно было умилостивить с
помощью определенного набора ритуалов. Один миф рассказывает, что
львица, пламенная и гневная, однажды остыла в воде озера,
превратилась в ласковую кошку и поселилась в храме.
В храме
Бубастиса было обнаружено, что некоторые кошки были мумифицированы и
похоронены, многие рядом с их владельцами. При раскопках храма
Бастет было обнаружено более 300 000 мумифицированных кошек. Тернер
и Бейтсон предполагают, что статус кошки был примерно эквивалентен
статусу коровы в современной Индии. Смерть кошки могла оставить
семью в глубоком трауре, и те, кто мог бы, забальзамировали их или
похоронили на кошачьих кладбищах, что указывает на широкое
распространение культа Бастет. Обширные захоронения кошачьих
останков были обнаружены не только в Бубастисе, но и в Бени Хасане и
Саккаре. В 1888 году фермер обнаружил в Бени Хасане место
захоронения многих сотен тысяч кошек.
Геродот также сообщает, что из многих торжественных праздников, проводившихся в Египте, самым важным и самым популярным был тот, который проводился в Бубастисе в честь этой богини. Каждый год в день ее фестиваля город собирал около 700 000 посетителей, как мужчин, так и женщин (но не детей), прибывших на многочисленных переполненных кораблях. По дороге на место женщины занимались музыкой, песнями и танцами. Были принесены великие жертвы и выпито огромное количество вина - больше, чем в течение года. Это хорошо согласуется с египетскими источниками, предписывающими умилостивить богинь-львиц «пиршествами пьянства». Фестиваль Бастет, как известно, отмечался во время Нового царства в Бубастисе. Каменная статуя восемнадцатой династии (ок. 1380 г. до н.э.) Нефер-ка, ваб-жреца Сехмета, представляет письменное свидетельство этого. Надпись предполагает, что царь Аменхотеп III присутствовал на мероприятии и сделал великие подношения божеству.