Исида

 

Исида была главной богиней древнеегипетской религии, поклонение которой распространилось по греко-римскому миру. Впервые Исида упоминается в Древнем царстве (ок. 2686–2181 до н. э.) как один из главных героев мифа об Осирисе, в котором она воскрешает своих убитых брата и мужа, божественного царя Осириса, а также производит и защищает его наследника, Гора. Считалось, что она помогает мертвым войти в загробную жизнь, как она помогла Осирису, и ее считали божественной матерью фараона, которую сравнивали с Гором. Ее материнская помощь использовалась в исцеляющих заклинаниях на благо обычных людей. Первоначально она играла ограниченную роль в королевских ритуалах и храмовых обрядах, хотя она играла более заметную роль в погребальных обрядах и магических текстах. В искусстве ее обычно изображали в виде человеческой женщины с троноподобным иероглифом на голове. Во время Нового Царства (около 1550–1070 гг. до н. э.), Поскольку она приобрела черты, изначально принадлежавшие Хатхор, выдающейся богине прежних времен, Исида изображалась в головном уборе Хатор: солнечном диске между рогами коровы.

В первом тысячелетии до нашей эры Осирис и Исида стали самыми почитаемыми египетскими божествами, а Исида переняла черты многих других богинь. Правители Египта и его южной соседки, Нубии, построили храмы, посвященные в первую очередь Исиде, а ее храм в Филах был религиозным центром как для египтян, так и для нубийцев. Ее предполагаемая магическая сила была больше, чем у всех других богов, и, как говорили, она защищала королевство от врагов, управляла небесами и миром природы и имела власть над самой судьбой.

В эллинистический период (323–30 гг. до н.э.), когда Египтом правили и заселяли его греки, греки и египтяне поклонялись Исиде, а также новому богу Серапису. Их поклонение распространилось на более широкий средиземноморский мир. Греческие приверженцы Исиды приписывали ей черты, взятые у греческих божеств, такие как изобретение брака и защита кораблей на море, и она сохранила прочные связи с Египтом и другими египетскими божествами, которые были популярны в эллинистическом мире, такими как Осирис и Гарпократ. Когда в первом веке до нашей эры Рим поглотил эллинистическую культуру, культ Исиды стал частью римской религии. Ее приверженцы составляли небольшую часть населения Римской империи, но их можно было найти по всей территории. Ее последователи разработали особые фестивали, такие как Navigium Isidis, а также церемонии посвящения, напоминающие церемонии других греко-римских мистических культов. Некоторые из ее преданных сказали, что она объединила в себе все женские божественные силы в мире.

Поклонение Исиде прекратилось с появлением христианства в четвертом-шестом веках нашей эры. Ее поклонение могло повлиять на христианские верования и обычаи, такие как почитание Марии, но доказательства этого влияния неоднозначны и часто противоречивы. Исида продолжает появляться в западной культуре, особенно в эзотерике и современном язычестве, часто как олицетворение природы или женского аспекта божественности.

 

В Египте и Нубии

Имя и происхождение

В то время как некоторые египетские божества появились в поздний додинастический период (до 3100 г. до н. э.), Ни Исида, ни ее муж Осирис не упоминались по имени до Пятой династии (около 2494–2345 гг. До н. Э.). Надпись, которая может относиться к Исиде, относится к правлению Нюсерре Ини в этот период, и она заметно фигурирует в Текстах пирамид, которые начали записывать в конце династии и содержание которых могло развиться намного раньше. Несколько отрывков в Текстах пирамид связывают Исиду с регионом дельты Нила около Бехбейт-эль-Хагара и Себеннитоса, и ее культ, возможно, зародился там.

Многие ученые сосредоточились на имени Исиды, пытаясь определить ее происхождение. Ее египетское имя было ꜣst, которое превратилось в (Ēse) в коптской форме египетского, Wusa на меройском языке Нубии и Ἶσις, на котором основано ее современное имя, на греческом. Иероглифическое письмо ее имени включает в себя знак престола, который Исида также носит на своей голове как знак своей личности. Символ служит фонограммой, записывая первые звуки в ее имени, но, возможно, он также представляет связь с настоящими тронами. Египетский термин «трон» также был «st» и, возможно, имел общую этимологию с именем Исиды. Поэтому египтолог Курт Сетх предположил, что изначально она была олицетворением престолов. Анри Франкфорт согласился, полагая, что трон считался матерью короля и, следовательно, богиней, из-за его способности превращать человека в короля. Другие ученые, такие как Юрген Осинг и Клаус П. Кульман, оспаривают эту интерпретацию из-за несходства имени Исиды и слова, обозначающего трон, или из-за отсутствия доказательств того, что трон когда-либо был обожествлен.

 

Роли

Цикл мифов о смерти и воскресении Осириса был впервые записан в Текстах пирамид и превратился в самый сложный и влиятельный из всех египетских мифов. Исида играет более активную роль в этом мифе, чем другие главные герои, поэтому, поскольку он развивался в литературе от Нового царства (ок. 1550–1070 до н. Э.) До периода Птолемея (305–30 до н. Э.), Она стала самым сложным литературным персонажем. всех египетских божеств. В то же время она вобрала в себя характеристики многих других богинь, расширив свое значение далеко за пределы мифа об Осирисе.

Жена и скорбь
Исида является частью Эннеады Гелиополиса, семьи из девяти божеств, произошедших от бога-создателя Атума или Ра. Она и ее братья и сестры - Осирис, Сет и Нефтис - являются последним поколением Эннеад, рожденных от Геба, бога земли, и Нут, богини неба. Бог-творец, изначальный правитель мира, передает свою власть мужским поколениям Эннеад, так что Осирис становится королем. Исида, которая является женой Осириса, а также его сестрой, является его королевой.

Сет убивает Осириса и, в нескольких версиях истории, расчленяет его труп. Исида и Нефтида вместе с другими божествами, такими как Анубис, ищут части тела своего брата и собирают его заново. Их усилия являются мифическим прототипом мумификации и других древнеегипетских погребальных обрядов. Согласно некоторым текстам, они также должны защищать тело Осириса от дальнейшего осквернения Сетом или его слугами. Исида - воплощение скорбящей вдовы. Любовь и горе ее и Нефтиды по своему брату помогают вернуть его к жизни, как и чтение магических заклинаний Исидой. Погребальные тексты содержат речи Исиды, в которых она выражает свою скорбь по поводу смерти Осириса, свое сексуальное влечение к нему и даже гнев из-за того, что он оставил ее. Все эти эмоции играют роль в его возрождении, поскольку призваны побудить его к действию. Наконец, Исида восстанавливает дыхание и жизнь в теле Осириса и совокупляется с ним, зачав их сына Гора. После этого Осирис живет только в Дуате, подземном мире. Но, производя на свет сына и наследника, чтобы отомстить за его смерть и провести за него погребальные обряды, Исида добилась того, чтобы ее муж выжил в загробной жизни.

 

Роль Исиды в представлениях о загробной жизни была основана на мифе. Она помогла вернуть души умерших людей к целостности, как она сделала для Осириса. Как и другие богини, такие как Хатхор, она также выступала в роли матери умершего, обеспечивая защиту и питание. Таким образом, как и Хатор, она иногда принимала форму Иментет, богини запада, которая приветствовала умершую душу в загробной жизни как своего ребенка. Но на протяжении большей части истории Египта считалось, что мужские божества, такие как Осирис, обеспечивали регенеративные способности, включая сексуальную потенцию, которые имели решающее значение для возрождения. Считалось, что Исида просто помогает, стимулируя эту силу. Женские божественные силы стали более важными в верованиях в загробную жизнь в конце Нового Царства. В различных птолемеевых погребальных текстах подчеркивается, что Исида играла активную роль в зачатии Гора, сексуально стимулируя своего косного мужа, некоторые украшения гробниц римского периода в Египте изображают Исиду в центральной роли в загробной жизни, а погребальный текст той эпохи предполагает, что женщины считались способными присоединиться к свите Исиды и Нефтиды в загробной жизни.

 

Богиня-мать

Исида считается матерью Гора даже в самых ранних копиях Текстов пирамид. Тем не менее, есть признаки того, что Хатор изначально считалась его матерью, а другие традиции делают старшую форму Гора сыном Нут и братом Исиды и Осириса. Исида, возможно, стала матерью Гора только тогда, когда миф об Осирисе сформировался во время Древнего Царства, но благодаря ее отношениям с ним она стала рассматриваться как воплощение материнской преданности.

В развернутой форме мифа Исида рожает Гора после долгой беременности и тяжелых родов в зарослях папируса в дельте Нила. По мере того, как ее ребенок растет, она должна защищать его от Сета и многих других опасностей - змей, скорпионов и простых болезней. В некоторых текстах Исида путешествует среди людей и должна искать их помощи. Согласно одной из таких историй, с ней путешествуют и охраняют семь малых божеств-скорпионов. Они мстят богатой женщине, которая отказалась помочь Исиде, ужалив сына женщины, заставив богиню исцелить непорочного ребенка. Репутация Исиды как милосердного божества, готового облегчить человеческие страдания, во многом способствовала ее привлекательности.

Исида продолжает помогать своему сыну, когда он бросает вызов Сету, чтобы тот претендовал на царство, узурпированное Сетом, хотя мать и сын иногда изображаются в конфликте, например, когда Гор обезглавливает Исиду, и она заменяет ее первоначальную голову коровьей - миф о происхождении, объясняющий головной убор из коровьего рога, который носит Исида.

Материнский аспект Исиды распространялся и на других божеств. В текстах гробов Среднего царства (около 2055–1650 гг. до н. э.) Говорится, что четыре сына Гора, погребальные божества, которые, как считалось, защищали внутренние органы умершего, были потомками Исиды и старшей формы Гора. В ту же эпоху Гор был синкретизирован с богом плодородия Мин, поэтому Исида считалась матерью Мин. Форма Мин, известная как Камутеф, «бык его матери», который олицетворял циклическое возрождение богов и царской власти, как говорили, оплодотворял свою мать, чтобы породить себя. Таким образом, Исида также считалась супругой Мин. Та же самая идеология королевского сана может лежать в основе традиции, обнаруженной в нескольких текстах, о том, что Гор изнасиловал Исиду. Амон, ведущее египетское божество Среднего и Нового царств, также взял на себя роль Камутефа, и когда он был в этой форме, Исида часто выступала в качестве его супруги. Апис, бык, которому поклонялись как живому богу в Мемфисе, был сыном Исиды, отцом которого стал Осирис, известный как Осирис-Апис. Таким образом, биологическая мать каждого быка Аписа была известна как «корова Исида».

История в Весткарском папирусе из Среднего царства включает Исиду в группу богинь, которые служат повивальными бабками во время родов трех будущих королей. Она играет аналогичную роль в текстах Нового Царства, которые описывают рожденные Богом правящие фараоны.

В Папирусе Весткара Исида называет имена троих детей при их рождении. Барбара С. Леско рассматривает эту историю как знак того, что Исида была способна предсказывать или влиять на будущие события, как и другие божества, которые управляли рождением, такие как Шай и Рененутет. Тексты гораздо более поздних времен называют Исиду «хозяйкой жизни, повелительницей судьбы и судьбы» и указывают на то, что она контролирует Шай и Рененутет, как и другие великие божества, такие как Амон, в более ранние эпохи египетской истории. Управляя этими божествами, Исида определила продолжительность и качество человеческих жизней.

 

Богиня королевства и защиты королевства

Гор приравнивался к каждому живому фараону, а Осирис - к умершим предшественникам фараона. Таким образом, Исида была мифологической матерью и женой королей. В Текстах пирамид ее первостепенное значение для короля было как одного из божеств, которые защищали его и помогали ему в загробной жизни. Ее известность в королевской идеологии выросла в Новом Королевстве. Храмовые барельефы того времени показывают, что царь кормит грудь Исиды; ее молоко не только исцелило ее ребенка, но и символизировало его божественное право на власть. Королевская идеология все больше подчеркивала важность королев как земных двойников богинь, которые служили женами королю и матерями его наследникам. Первоначально самой важной из этих богинь была Хатор, атрибуты которой в искусстве были включены в короны королев. Но из-за ее собственных мифологических связей с королевой Исиде также были даны те же титулы и регалии, что и человеческим королевам.

Действия Исиды по защите Осириса от Сета стали частью более воинственного аспекта ее характера. Погребальные тексты Нового Царства изображают Исиду в барке Ра, когда он плывет по подземному миру, действуя как одно из нескольких божеств, которые покоряют заклятого врага Ра, Апепа. Короли также призывали ее защитную магическую силу против врагов людей. В ее птолемеевском храме в Филах, который лежал недалеко от границы с нубийскими народами, совершившими набеги на Египет, она была описана как защитница всей нации, более эффективная в битве, чем «миллионы солдат», поддерживающая птолемеевских царей и римских императоров в их усилиях. покорить врагов Египта.

 

Богиня магии и мудрости

Исида также была известна своей магической силой, которая позволила ей воскресить Осириса, защитить и исцелить Гора, а также своей хитростью. Благодаря своим магическим знаниям она, как говорили, была «умнее миллиона богов». В нескольких эпизодах истории Нового Царства «Сражения Гора и Сета» Исида использует эти способности, чтобы перехитрить Сета во время его конфликта с ее сыном. Однажды она трансформируется в молодую женщину, которая говорит Сету, что участвует в споре о наследстве, подобном узурпации Сета короны Осириса. Когда Сет называет эту ситуацию несправедливой, Исида насмехается над ним, говоря, что он считает себя виноватым. В более поздних текстах она использует свои силы трансформации, чтобы сражаться и уничтожать Сета и его последователей.

Многие истории об Исиде появляются как историолы, прологи к магическим текстам, которые описывают мифические события, связанные с целью, к достижению которой направлено заклинание. В одном заклинании Исида создает змею, которая кусает Ра, который старше и больше ее, и заставляет его заболеть своим ядом. Она предлагает вылечить Ра, если он скажет ей свое настоящее тайное имя - знание, несущее в себе несравненную силу. После долгого принуждения Ра говорит ей свое имя, которое она передает Хорусу, укрепляя его королевскую власть. История может быть задумана как история происхождения, чтобы объяснить, почему магические способности Исиды превосходят магические способности других божеств, но поскольку она использует магию, чтобы подчинить Ра, история, кажется, рассматривает ее как обладающую такими способностями еще до того, как узнала его имя.

 

Богиня неба

Многие из ролей, которые приобрела Исида, дали ей важное положение в небе. Отрывки в Текстах пирамид тесно связывают Исиду с Сопдет, богиней, представляющей звезду Сириус, чьи отношения с ее мужем Сах - созвездием Ориона - и их сыном Сопду параллельны отношениям Исиды с Осирисом и Гором. Гелиакальный восход Сириуса, непосредственно перед началом разлива Нила, дал Сопдет тесную связь с наводнением и, как следствие, с ростом растений. Отчасти из-за ее отношений с Сопдет, Исида также была связана с потопом, который иногда приравнивался к слезам, которые она проливала по Осирису.

Во времена Птолемея она была связана с дождем, который египетские тексты называют «Нил в небе»; с солнцем как защитником барка Ра; и с луной, возможно потому, что она была связана с греческой лунной богиней Артемидой общей связью с египетской богиней плодородия Бастет. В гимнах, написанных на Филах, она названа «Госпожой Небес», чья власть над небом параллельна правлению Осириса над Дуатом и царствованию Гора на земле.

 

Вселенская богиня

Во времена Птолемея сфера влияния Исиды могла включать весь космос. Как божество, защищавшее Египет и поддерживавшее его царя, она имела власть над всеми народами и, как источник дождя, оживляла мир природы. Гимн Филы, который изначально называет ее владычицей неба, продолжает расширять ее власть, поэтому в своей кульминации ее владычество охватывает небо, землю и Дуат. В нем говорится, что ее власть над природой питает людей, блаженных мертвецов и богов. В других гимнах птолемеевского Египта на греческом языке она называется «прекрасной сущностью всех богов». В ходе истории Египта многие божества, большие и второстепенные, описывались в одинаковых грандиозных терминах. Амон чаще всего описывался таким образом в Новом царстве, тогда как в римском Египте такие термины обычно применялись к Исиде. Такие тексты не отрицают существование других божеств, но рассматривают их как аспекты верховного божества, тип теологии, иногда называемый «суммодеизм».

В поздний, птолемеевский и римский периоды многие храмы содержали миф о сотворении мира, который адаптировал давние идеи о сотворении мира, чтобы отвести главные роли местным божествам. В Филах Исида описывается как создательница так же, как древние тексты говорят о работе бога Птаха, который, как говорят, спроектировал мир своим интеллектом и создал его. Как и он, Исида сформировала космос «через то, что задумало ее сердце и сотворили ее руки».

Как и другие божества на протяжении всей истории Египта, Исида имела множество форм в своих индивидуальных культовых центрах, и каждый культовый центр подчеркивал различные аспекты ее характера. Местные культы Исиды сосредоточены на отличительных чертах своего божества больше, чем на ее универсальности, тогда как в некоторых египетских гимнах Исиде другие богини в культовых центрах со всего Египта и Средиземноморья рассматриваются как ее проявления. Текст в ее храме в Дендере гласит: «В каждом номе она находится в каждом городе, в каждом номе со своим сыном Гором».

 

Иконография

В древнеегипетском искусстве Исида чаще всего изображалась как женщина с типичными атрибутами богини: платье-футляр, папирусный посох в одной руке и знак анкх в другой. Ее первоначальным головным убором был тронный знак, использованный при написании ее имени. Она и Нефтис часто появляются вместе, особенно когда оплакивают смерть Осириса, поддерживают его на троне или защищают саркофаги мертвых. В таких ситуациях их руки часто раскидываются по лицам в знак траура или протягиваются вокруг Осириса или умершего в знак своей защитной роли. В этих обстоятельствах их часто изображали в виде воздушных змеев или женщин с крыльями воздушных змеев. Эта форма может быть вдохновлена ​​схожестью между криками воздушных змеев и криками плачущих женщин или метафорой, сравнивающей поиски падалью коршуна с поисками богинь своего мертвого брата. Иногда Исида появлялась в других формах животных: как свиноматка, представляя ее материнский характер; как корова, особенно когда она связана с Apis; или как скорпион. Она также принимала форму дерева или женщины, выходящей из дерева, иногда предлагающей пищу и воду умершим душам. Эта форма намекала на материнское питание, которое она обеспечивала.

Начиная с Нового Царства, благодаря тесным связям между Исидой и Хатор, Исида взяла на себя атрибуты Хатор, такие как погремушка систрума и головной убор из коровьих рогов, окружающий солнечный диск. Иногда оба головных убора сочетались, поэтому тронный символ располагался на солнечном диске. В ту же эпоху она начала носить знаки отличия человеческой королевы, такие как корона в форме стервятника на голове и королевский урей, или вздыбившаяся кобра на лбу. Во времена Птолемея и Рима статуи и фигурки Исиды часто изображали ее в греческом скульптурном стиле с атрибутами, взятыми из египетских и греческих традиций. Некоторые из этих изображений по-новому отражали ее связь с другими богинями. Исида-Термутис, комбинация Исиды и Рененуте, олицетворяющая плодородие сельского хозяйства, была изображена в этом стиле в виде женщины с нижней частью тела змеи. Фигурки женщины, носящей замысловатый головной убор и обнажающей гениталии, могут изображать Исиду-Афродиту.

Символ тает, имеющий форму петли, похожую на анк, стал рассматриваться как эмблема Исиды, по крайней мере, еще в Новом царстве, хотя существовал задолго до этого. Его часто делали из красной яшмы и сравнивали с кровью Исиды. Говорят, что он использовался в качестве погребального амулета для защиты владельца.

 

Поклонение

Отношения с королевской семьей

Несмотря на свое значение в мифе об Осирисе, Изида изначально была второстепенным божеством в идеологии, окружающей живого царя. Она сыграла лишь небольшую роль, например, в драматическом папирусе Рамессеум, сценарии королевских ритуалов, проводившихся во время правления Сенусрета I в Среднем царстве. Ее значение возросло во времена Нового Королевства, когда она все больше была связана с Хатор и королевой людей.

В начале первого тысячелетия до нашей эры усилилось внимание к семейной триаде Осириса, Исиды и Гора, а популярность Исиды резко возросла. В четвертом веке до нашей эры Нектанебо I из тридцатой династии провозгласил Исиду своим божеством-покровителем, еще более привязав ее к политической власти. Королевство Куш, правившее Нубией с восьмого века до нашей эры до четвертого века нашей эры, впитало и адаптировало египетскую идеологию, окружающую царскую власть. Он приравнивал Исиду к кандаке, королеве или королеве-матери кушитского царя.

Греческие цари Птолемея, правившие Египтом как фараоны с 305 по 30 г. до н.э., разработали идеологию, которая связала их как с египетскими, так и с греческими божествами, чтобы укрепить свои претензии на престол в глазах своих греческих и египетских подданных. За столетия до этого греческие колонисты и посетители Египта проводили параллели между египетскими божествами и своими собственными, в процессе, известном как интерпретация грека. Геродот, грек, писавший о Египте в V веке до нашей эры, сравнил Исиду с Деметрой, чьи мифические поиски дочери Персефоны напоминали поиски Исидой Осириса. Деметра была одним из немногих греческих божеств, которые были широко приняты египтянами во времена Птолемея, поэтому сходство между ней и Исидой обеспечивало связь между двумя культурами. В других случаях Исида была связана с Афродитой через сексуальные аспекты ее характера. Основываясь на этих традициях, первые два Птолемея продвигали культ нового бога Сераписа, который сочетал аспекты Осириса и Аписа с аспектами греческих богов, таких как Зевс и Дионис. Исида, изображаемая в эллинизированной форме, считалась супругой Сераписа, а также Осириса. Птолемей II, его сестра и жена Арсиноя II развили вокруг себя культ правителей, так что им поклонялись в тех же храмах, что и Серапису и Исиде, а Арсиною сравнивали как с Исидой, так и с Афродитой. Некоторые более поздние царицы Птолемея еще больше отождествляли себя с Исидой. Клеопатра III во втором веке до нашей эры использовала имя Исиды в надписях вместо своего собственного, а Клеопатра VII, последняя правительница Египта до того, как он был присоединен к Риму, использовала эпитет «новая Исида».

 

Храмы и фестивали

Вплоть до конца Нового царства культ Исиды был тесно связан с культом мужских божеств, таких как Осирис, Мин или Амон. Ей обычно поклонялись вместе с ними как их матери или супруге, и особенно широко ей поклонялись как матери различных местных форм Гора. Тем не менее, в конце Нового Царства у нее было независимое духовенство в некоторых местах и ​​по крайней мере один собственный храм в культовом центре Осириса в Абидосе.

Самыми ранними известными крупными храмами Исиды были Исейон в Бехбейт-эль-Хагаре в северном Египте и Филах на крайнем юге. Оба начали строительство во время Тридцатой династии и были завершены или расширены царями Птолемея. Благодаря широкой известности Исиды, Фила привлекала паломников со всего Средиземного моря. Многие другие храмы Исиды возникли во времена Птолемеев, от Александрии и Канопуса на побережье Средиземного моря до границы Египта с Нубией. Несколько храмов Исиды стояли в этом регионе, простираясь от Филе на юг до Махарраки, и были местами поклонения как египтянам, так и различным нубийским народам. Нубийцы Куша построили свои собственные храмы Исиде в местах на юге от Вад-Бан-Нака, в том числе один в их столице Мероэ.

Самым частым храмовым обрядом для любого божества был ежедневный ритуал подношения, во время которого жрецы одевали культовый образ божества и предлагали ему пищу. В римские времена храмы Исиды в Египте могли быть построены либо в египетском стиле, в котором культовый образ находился в уединенном святилище, доступном только священникам, либо в греко-римском стиле, в котором преданным разрешалось видеть культовый образ. К тому времени греческая и египетская культуры сильно перемешались, и, возможно, между прихожанами Исиды не было этнического разделения. Те же люди могли молиться Исиде за пределами храмов в египетском стиле и перед ее статуей внутри храмов в греческом стиле.

 

В течение года в храмах отмечали множество фестивалей, некоторые из которых были общенациональными, а некоторые - местными. Сложная серия обрядов проводилась по всему Египту для Осириса в течение месяца Хояк, и Исида и Нефтида играли важную роль в этих обрядах, по крайней мере, еще в период Нового Царства. Во времена Птолемея две женщины играли роли Исиды и Нефтиды во время Кояка, пели или воспевали в трауре по своему мертвому брату. Их песнопения сохранились в Праздничных песнях Исиды и Нефтиды и Плачах Исиды и Нефтиды.

Со временем появились фестивали, посвященные Изиде. Во времена Римской империи египтяне по всей стране отмечали ее день рождения, Амезисию, пронося местную культовую статую Исиды через свои поля, вероятно, отмечая ее способность к плодородию. Священники в Филах проводили фестиваль каждые десять дней, когда культовая статуя Исиды посещала соседний остров Бигех, который, как говорили, был местом захоронения Осириса, и священники совершали для него погребальные обряды. Культовая статуя также посещала соседние храмы на юге, даже в течение последних веков активности в Филах, когда этими храмами управляли нубийские народы за пределами римского владычества.

Христианство стало доминирующей религией в Римской империи, включая Египет, в четвертом и пятом веках нашей эры. Египетские храмовые культы постепенно и в разное время вымерли из-за недостатка средств и христианской враждебности. В храме Исиды в Филах, поддерживаемом его нубийскими прихожанами, по крайней мере до середины пятого века н.э. продолжались организованные священники и проводились регулярные фестивали, что сделало его последним полностью функционирующим храмом в Египте.

 

Погребание

Во многих заклинаниях Текстов пирамид Исида и Нефтида помогают умершему королю достичь загробной жизни. В «Текстах о гробах из Среднего царства» Исида появляется еще чаще, хотя в этих текстах Осирису приписывают воскрешение мертвых чаще, чем ей. Источники Нового Царства, такие как Книга Мертвых, описывают Исиду как защиту умерших душ, когда они сталкиваются с опасностями в Дуате. Они также описывают Исиду как члена божественных советов, которые оценивают моральную праведность душ перед тем, как допустить их в загробную жизнь, и она появляется в виньетках, стоя рядом с Осирисом, когда он председательствует на этом трибунале.

Исида и Нефтида приняли участие в похоронных церемониях, где две рыдающие женщины, как и на празднике в Абидосе, оплакивали умершего, как две богини оплакивали Осириса. Исида часто изображалась или упоминалась в погребальном инвентаре: на саркофагах и сундуках с канопами как одна из четырех богинь, защищавших Четырех Сынов Гора, в гробницах, предлагающих свое живительное молоко мертвым, и в амулетах тьет, которые часто помещали на мумии, чтобы гарантировать, что сила Исиды защитит их от вреда. В поздних погребальных текстах заметно фигурирует ее траур по Осирису, и один из таких текстов, одна из Книг Дыхания, якобы был написан ею для Осириса. В нубийской погребальной религии Исида считалась более значимой, чем ее муж, потому что она была активным партнером, в то время как он только пассивно получал подношения, которые она сделала, чтобы поддержать его в загробной жизни.

 

Популярное поклонение

В отличие от многих египетских божеств, к Исиде редко обращались в молитвах или призывали от личных имен до конца Нового царства. Начиная с позднего периода, она стала одним из божеств, наиболее часто упоминаемых в этих источниках, которые часто относятся к ее доброму характеру и ее готовности отвечать тем, кто взывает к ней о помощи. Сотни тысяч амулетов и статуй Исиды, кормящей Гора, были изготовлены в течение первого тысячелетия до нашей эры, а в римском Египте она была среди божеств, наиболее часто изображаемых в домашнем религиозном искусстве, таком как фигурки и панно.

Исида занимала видное место в магических текстах со времен Среднего царства. Опасности, с которыми сталкивается Хорус в детстве, часто встречаются в магических заклинаниях исцеления, в которых усилия Исиды по его исцелению расширяются, чтобы вылечить любого пациента. Во многих из этих заклинаний Исида вынуждает Ра помочь Хорусу, заявляя, что она остановит движение солнца по небу, если ее сын не вылечится. Другие заклинания приравнивали беременных женщин к Исиде, чтобы гарантировать, что они успешно родят своих детей.

Египетская магия начала включать христианские концепции с утверждением христианства в Египте, но египетские и греческие божества продолжали появляться в заклинаниях еще долгое время после того, как их храмовое поклонение прекратилось. Заклинания, которые могут датироваться шестым, седьмым или восьмым веками нашей эры, вызывают имя Исиды наряду с христианскими фигурами.

 

В греко-римском мире

Распространение

Культы, основанные в определенном городе или нации, были нормой во всем древнем мире до середины-конца первого тысячелетия до нашей эры, когда усиление контактов между различными культурами позволило некоторым культам распространиться более широко. Греки знали о египетских божествах, включая Исиду, по крайней мере, еще в архаический период (ок. 700–480 гг. До н. Э.), А ее первый известный храм в Греции был построен в IV веке до н. Э. Египтянами, жившими в Афинах. Завоевания Александра Великого в конце того века создали эллинистические царства вокруг Средиземного моря и Ближнего Востока, включая Птолемеевский Египет, и значительно сблизили греческие и негреческие религии. В результате диффузия культур позволила многим религиозным традициям распространиться в эллинистическом мире за последние три века до нашей эры. Новые мобильные культы в значительной степени адаптировались для людей из самых разных культур. Культы Исиды и Сераписа были среди тех, которые расширились таким образом.

Распространенные купцами и другими средиземноморскими путешественниками, культы Исиды и Сераписа были основаны в греческих портовых городах в конце четвертого века до нашей эры и распространились по всей Греции и Малой Азии в течение третьего и второго веков. Греческий остров Делос был ранним культовым центром обоих божеств, а его статус торгового центра сделал его плацдармом для распространения египетских культов в Италии. Исиде и Серапису также поклонялись в разрозненных местах в Империи Селевкидов, эллинистическом царстве на Ближнем Востоке, на востоке до Ирана, хотя они исчезли из этого региона, когда Селевкиды уступили свою восточную территорию Парфянской Империи.

Греки считали египетскую религию экзотической и иногда причудливой, но полной древней мудрости. Как и другие культы из восточных регионов Средиземноморья, культ Исиды привлекал греков и римлян, играя на его экзотическом происхождении, но форма, которую он принял после достижения Греции, была сильно эллинизирована.

Культ Исиды достиг Италии и римской сферы влияния в какой-то момент во втором веке до нашей эры. Это был один из многих культов, появившихся в Риме по мере расширения территории Римской республики в последние века до нашей эры. Власти республики пытались определить, какие культы были приемлемыми, а какие нет, как способ определения римской культурной идентичности на фоне культурных изменений, вызванных экспансией Рима. В случае с Исидой святыни и алтари были воздвигнуты на Капитолийском холме, в центре города, частными лицами в начале I века до нашей эры. Независимость ее культа от контроля римских властей делала это потенциально тревожным для них. В 50-х и 40-х годах до нашей эры, когда кризис Римской республики заставил многих римлян опасаться нарушения мира между богами, римский сенат разрушил эти святыни, хотя и не запретил Исиде полностью покинуть город.

Египетские культы столкнулись с новой враждебностью во время Последней войны Римской республики (32–30 до н. Э.), Когда Рим во главе с Октавианом, будущим императором Августом, сражался с Египтом при Клеопатре VII. После победы Октавиана он запретил святыни Исиды и Сераписа в померии, самой внутренней священной границе города, но разрешил их в некоторых частях города за пределами померия, тем самым обозначив египетских божеств как неримских, но приемлемых для Рима. Несмотря на временное изгнание из Рима во время правления Тиберия (14–37 гг. Н. Э.), Египетские культы постепенно стали общепринятой частью римского религиозного ландшафта. Императоры Флавиев в конце первого века нашей эры относились к Серапису и Исиде как к покровителям своего правления во многом так же, как и к традиционным римским божествам, таким как Юпитер и Минерва. Даже в процессе интеграции в римскую культуру поклонение Исиде приобрело новые черты, подчеркивающие его египетское происхождение.

Культы также распространились на западные провинции Рима, начиная с побережья Средиземного моря в ранние имперские времена. На пике своего развития в конце второго и начале третьего веков н.э. Исиде и Серапису поклонялись в большинстве городов по всей западной империи, хотя в сельской местности они почти не присутствовали. Их храмы были найдены от Петры и Пальмиры в арабских и сирийских провинциях до Италики в Испании и Лондиниума в Великобритании. К этому времени они были наравне с местными римскими божествами.

 

Роли

Культ Исиды, как и другие в греко-римском мире, не имел твердой догмы, и его верования и практики, возможно, оставались лишь частично похожими, поскольку они распространились по региону и со временем эволюционировали. Греческие ареталогии, восхваляющие Исиду, предоставляют большую часть информации об этих верованиях. Части этих ареталогий очень напоминают идеи позднеегипетских гимнов, таких как гимны Филах, в то время как другие элементы полностью греческие. Другая информация поступает от Плутарха (ок. 46–120 гг. Н. Э.), Чья книга «Об Исиде и Осирисе» интерпретирует египетских божеств на основе его философии среднего платонизма, а также из нескольких произведений греческой и латинской литературы, относящихся к поклонению Исиде, особенно романа автора Апулей (ок. 125–180 гг. Н. Э.), Известный как «Метаморфозы» или «Золотой осел», который заканчивается описанием того, как главный герой видит богиню и становится ее приверженцем.

Подробно раскрывая роль Исиды как жены и матери в мифе об Осирисе, ареталогии называют ее изобретательницей брака и отцовства. Ее призывали защищать рожениц, а в древнегреческих романах, таких как Эфесская сказка, - защищать их девственность. В некоторых древних текстах она называлась покровительницей женщин в целом. Ее культ, возможно, служил продвижению женской автономии ограниченным образом, с силой и авторитетом Исиды, служащими прецедентом, но в мифе она была предана своим мужем и сыну и никогда не была полностью независима от них. Ареталогии демонстрируют неоднозначное отношение к независимости женщин: в одном говорится, что Исида сделала женщин равными с мужчинами, а в другом говорится, что она сделала женщин подчиненными их мужьям.

Исиду часто характеризовали как богиню луны, что соответствовало солнечным характеристикам Сераписа. В более общем плане она также рассматривалась как космическая богиня. В различных текстах утверждается, что она организовала поведение солнца, луны и звезд, управляя временем и временами года, что, в свою очередь, гарантировало плодородие земли. Эти тексты также приписывают ей изобретение сельского хозяйства, установление законов, а также разработку или продвижение других элементов человеческого общества. Эта идея происходит из древних греческих традиций о роли различных греческих божеств и культурных героев, включая Деметру, в создании цивилизации.

Она также наблюдала за морями и гаванями. Моряки оставили надписи, призывающие ее обеспечить безопасность и удачу их плаваний. В этой роли ее звали Исида Пелагия, «Изида Морская» или Исида Фария, имея в виду парус или остров Фарос, место Александрийского маяка. Эта форма Исиды, возникшая в эллинистические времена, могла быть вдохновлена ​​египетскими изображениями Исиды в барке, а также греческими божествами, которые защищали мореплавание, такими как Афродита. Исида Пелагия приобрела дополнительное значение в Риме. Продовольствие Рима зависело от поставок зерна из его провинций, особенно из Египта. Таким образом, Исида гарантировала плодородные урожаи и защищала корабли, которые перевозили полученную пищу через моря - и, таким образом, обеспечивала благополучие империи в целом. Говорили, что ее защита государства распространялась на армии Рима, как это было в птолемеевском Египте, и ее иногда называли Исидой Инвикта, «Непокоренная Исида». Ее роли были настолько многочисленны, что ее стали называть myrionymos, «одна с бесчисленным множеством имен», и panthea, «всебогиня».

И Плутарх, и более поздний философ Прокл упомянули завуалированную статую египетской богини Нейт, которую они соединили с Исидой, сославшись на ее универсальность и загадочную мудрость. На нем были слова: «Я - все, что было, есть и буду; и ни один смертный никогда не поднимал мою мантию».

Считалось, что Исида приносит пользу своим последователям в загробной жизни, что не особо подчеркивалось в греческой и римской религии. Золотой осел и надписи, оставленные прихожанами Исиды, предполагают, что многие из ее последователей думали, что она гарантирует им лучшую загробную жизнь в обмен на их преданность. Они непоследовательно характеризовали эту загробную жизнь. Некоторые заявили, что получат пользу от оживляющей воды Осириса, в то время как другие ожидали отплыть к Счастливым островам греческой традиции.

Как и в Египте, Исида имела власть над судьбой, что в традиционной греческой религии было властью, которой не могли сопротивляться даже боги. Валентино Гаспарини говорит, что этот контроль над судьбой объединяет разрозненные черты Исиды. Она управляет космосом, но она также избавляет людей от их сравнительно незначительных несчастий, и ее влияние распространяется на сферу смерти, которая «индивидуальна и универсальна одновременно».

 

Отношения с другими божествами

Более чем дюжине египетских божеств поклонялись за пределами Египта в эллинистические и римские времена в рамках ряда взаимосвязанных культов, хотя многие из них были довольно незначительными. Из наиболее важных из этих божеств Серапис был тесно связан с Исидой и часто появлялся с ней в искусстве, но Осирис оставался центральным в ее мифе и занимал видное место в ее ритуалах. Храмы Исиды и Сераписа иногда стояли рядом друг с другом, но редко когда один храм был посвящен обоим. Осирис, как мертвое божество, в отличие от бессмертных богов Греции, казался грекам странным и играл лишь незначительную роль в египетских культах в эллинистические времена. Во времена Римской империи он, как и Дионис, стал символом радостной загробной жизни, и культ Исиды все больше сосредотачивался на нем. Гор, часто под именем Гарпократ, также появлялся в храмах Исиды как ее сын от Осириса или Сераписа. Он перенял черты греческих божеств, таких как Аполлон, и служил богом солнца и урожая. Еще одним членом группы был Анубис, связанный с греческим богом Гермесом в его эллинизированной форме Германубис. Также иногда говорили, что Исида училась своей мудрости от Тота, египетского бога письма и знания, который был известен в греко-римском мире как Гермес Трисмегист, или даже была его дочерью.

У Исиды также была обширная сеть связей с греческими и римскими божествами, а также с некоторыми из других культур. Она не была полностью интегрирована в греческий пантеон, но в разное время ее приравнивали к множеству греческих мифологических персонажей, включая Деметру, Афродиту или Ио, человеческую женщину, которую превратила в корову и преследовала богиня Гера из Греции. в Египет. Культ Деметры оказал особенно важное влияние на поклонение Исиде после ее прибытия в Грецию. На отношения Исиды с женщинами повлияло ее частое уравнение с Артемидой, у которой была двойная роль девственной богини и покровительницы плодородия. Из-за власти Исиды над судьбой она была связана с греческими и римскими олицетворениями удачи, Тихе и Фортуной. В Библосе в Финикии во втором тысячелетии до нашей эры Хатхор поклонялись как форме местной богини Баалат Гебал; Исида постепенно заменила Хатор там в течение первого тысячелетия до нашей эры. В Норикуме в Центральной Европе Исида была синкретизирована с местным божеством-покровителем Нореей, а в Петре она могла быть связана с арабской богиней аль-Уззой. Римский автор Тацит сказал, что Исиде поклонялись свебы, германский народ, живущий за пределами империи, но он, возможно, принял германскую богиню за Исиду, потому что, как и она, богиня символизировалась кораблем.

Многие из ареталогий включают длинные списки богинь, с которыми была связана Исида. Эти тексты рассматривают все перечисленные ими божества как ее формы, предполагая, что в глазах авторов она была суммодеистическим существом: единственной богиней для всего цивилизованного мира. В римском религиозном мире многие божества назывались «едиными» или «уникальными» в подобных религиозных текстах. В то же время эллинистические философы часто считали объединяющий абстрактный принцип космоса божественным. Многие из них переосмыслили традиционные религии, чтобы соответствовать их представлению об этом высшем существе, как это сделал Плутарх с Исидой и Осирисом. В «Золотом осле» Исида говорит: «Моя единственная личность проявляет аспекты всех богов и богинь» и что ей «поклоняются во всем мире в различных формах, с различными обрядами и под разными именами», хотя египтяне и нубийцы используют ее настоящее имя Исида. Но когда она перечисляет формы, в которых ей поклоняются различные средиземноморские народы, она упоминает только женские божества. Греко-римские божества были жестко разделены по половому признаку, что ограничивало то, насколько универсальной могла быть Исида. Одна ареталогия избегает этой проблемы, называя Исиду и Сераписа, которые, как часто говорят, относили к множеству богов мужского пола, двумя «уникальными» божествами. Точно так же и Плутарх, и Апулей ограничивают важность Исиды, рассматривая ее как в конечном итоге подчиненную Осирису. Утверждение, что она уникальна, должно было подчеркнуть ее величие больше, чем сделать точное богословское утверждение.

 

Иконография

Образы Исиды, сделанные за пределами Египта, были эллинистическими по стилю, как и многие ее изображения, сделанные в Египте в эллинистические и римские времена. Атрибуты, которые она носила, сильно различались. Иногда она носила головной убор из хаторического коровьего рога, но греки и римляне уменьшили его размер и часто интерпретировали как полумесяц. Она также могла носить головные уборы из листьев, цветов или колосьев. Другие общие черты включали в себя прядки волос и сложную мантию, завязанную большим узлом на груди, что происходило из обычной египетской одежды, но считалось символом богини за пределами Египта. В руках она могла нести урей или систрум, взятые из ее египетской иконографии, или ситуулу, сосуд, используемый для возлияния воды или молока, которые совершались в культе Исиды.

Как Исида-Фортуна или Исида-Тихе, она держала руль, символизирующий власть судьбы, в правой руке и рог изобилия, символизирующий изобилие, в левой. Как Исида Фария она носила плащ, который развевался позади нее, как парус, а как Исида Лактанс она кормила Гарпократа. Иногда ее изображали стоящей на небесной сфере, представляя ее контроль над космосом. Разнообразные образы возникли из ее разнообразных ролей; как говорит Роберт Стивен Бианки, «Исида могла представлять для кого угодно что угодно и могла быть представлена ​​любым вообразимым образом».

 

Поклонение

Адепты и священники

Как и большинство культов того времени, культ Исиды не требовал, чтобы его приверженцы поклонялись исключительно Исиде, и уровень их приверженности, вероятно, сильно различается. Некоторые преданные Исиды служили жрецами в различных культах и ​​прошли несколько посвящений, посвященных разным божествам. Тем не менее многие подчеркивали свою сильную преданность ей, а некоторые считали ее центром своей жизни. Они были среди очень немногих религиозных групп в греко-римском мире, которые имели для себя отличительное имя, примерно эквивалентное «евреям» или «христианам», что могло указывать на то, что они определяли себя по своей религиозной принадлежности. Однако слово «Исиак» или «Исиак» использовалось редко.

Исиаки составляли очень небольшую часть населения Римской империи, но они происходили из всех слоев общества, от рабов и вольноотпущенников до высокопоставленных чиновников и членов императорской семьи. Древние источники предполагают, что Исида была популярна среди низших социальных слоев, что может быть причиной того, что власти Римской республики, обеспокоенные межклассовой борьбой, относились к ее культу с подозрением. Женщины были более широко представлены в культе Исиды, чем в большинстве греко-римских культов, а в имперские времена они могли служить жрицами на многих из тех же должностей в иерархии, что и их коллеги-мужчины. Женщины составляют гораздо меньше половины исаков, известных по надписям, и редко числятся среди высших священников, но поскольку женщины недостаточно представлены в римских надписях, их участие могло быть больше, чем записано. Несколько римских писателей обвинили культ Исиды в поощрении распущенности между женщинами. Хайме Альвар предполагает, что культ вызвал подозрение у мужчин просто потому, что давал женщинам возможность действовать вне контроля их мужей.

Жрецы Исиды были известны своими характерными бритыми головами и белой льняной одеждой, которые были заимствованы из египетских духовенства и их требований ритуальной чистоты. Храм Исиды мог включать в себя несколько разрядов священников, а также различные культовые ассоциации и специализированные обязанности для мирян-преданных. Нет никаких свидетельств того, что иерархия контролирует несколько храмов, и каждый храм вполне мог функционировать независимо от других.

 

Храмы и ежедневные обряды

Храмы египетских божеств за пределами Египта, такие как Красная базилика в Пергаме, Храм Исиды в Помпеях или Iseum Campense в Риме, были построены в основном в греко-римском стиле, но, как и египетские храмы, были окружены большими закрытыми дворами. стенами. Они были украшены произведениями искусства на египетскую тематику, иногда включая предметы старины, привезенные из Египта. Их планировка была более сложной, чем у традиционных римских храмов, и включала комнаты для размещения священников и различных ритуальных функций, а также культовую статую богини в уединенном святилище. В отличие от египетских культовых изображений, эллинистические и римские статуи Исиды были в натуральную величину или больше. Ежедневный ритуал по-прежнему заключался в том, чтобы каждое утро одевать статую в изысканную одежду и совершать возлияния, но в отличие от египетской традиции священники позволяли обычным приверженцам Исиды видеть культовую статую во время утреннего ритуала, молиться ей напрямую и петь гимны перед этим.

 

Еще одним объектом почитания в этих храмах была вода, которую считали символом вод Нила. Храмы Исиды, построенные в эллинистические времена, часто включали подземные цистерны, в которых хранилась эта священная вода, поднимая и опуская уровень воды, имитируя наводнение Нила. Во многих римских храмах вместо этого использовался кувшин с водой, которому поклонялись как культовому изображению или проявлению Осириса.

 

Личное поклонение

Римские ларарии, или домашние святыни, содержали статуэтки пенатов, разнообразной группы защитных божеств, выбранных на основе предпочтений членов семьи. Исида и другие египетские божества были найдены в Ларарии в Италии с конца первого века до нашей эры до начала четвертого века нашей эры.

Культ требовал от своих приверженцев как ритуальной, так и моральной чистоты, периодически требуя ритуальных ванн или длительных периодов полового воздержания. Изиаки иногда проявляли свое благочестие в нерегулярных случаях, воспевая хвалу Исиде на улицах или, в качестве наказания, публично объявляя о своих проступках.

Некоторые храмы греческих божеств, включая Сераписа, практиковали инкубацию, при которой поклонники спали в храме, надеясь, что бог явится им во сне и даст им совет или исцелит их недуги. Некоторые ученые полагают, что такая практика имела место в храмах Исиды, но нет убедительных доказательств того, что это было. Однако считалось, что Исида общается через сны при других обстоятельствах, в том числе для призывания прихожан пройти посвящение.

Посвящение
Некоторые храмы Исиды совершали таинственные обряды, чтобы инициировать новых членов культа. Утверждалось, что эти обряды имеют египетское происхождение и, возможно, опирались на скрытные тенденции некоторых египетских обрядов. Однако в основном они основывались на греческих мистериальных культах, особенно на элевсинских мистериях, посвященных Деметре, окрашенных египетскими элементами. Хотя мистические обряды являются одними из самых известных элементов греко-римского культа Исиды, известно, что они совершались только в Италии, Греции и Малой Азии. Дав преданному драматический, мистический опыт познания богини, посвящения добавляли эмоциональной напряженности процессу присоединения к ее последователям.

Золотой осел, описывая, как главный герой присоединяется к культу Исиды, дает единственное подробное описание инициации Исиды. Мотивы Апулея писать о культе и точность его беллетризованного описания вызывают много споров. Но это описание в целом согласуется с другими свидетельствами о посвящениях, и ученые в значительной степени полагаются на него при изучении предмета.

В древних таинственных обрядах использовались различные интенсивные переживания, такие как ночная тьма, прерываемая ярким светом, громкой музыкой и шумом, чтобы подавить их чувства и дать им интенсивный религиозный опыт, который ощущался как прямой контакт с богом, которому они посвятили себя. Главный герой Апулея, Луций, проходит серию посвящений, хотя подробно описан только первый. Войдя в самую сокровенную часть храма Исиды ночью, он говорит: «Я подошел к границе смерти и, ступив на порог Прозерпины, я прошел через все стихии и вернулся. Посреди ночи я увидел солнце вспыхнуло ярким светом, я столкнулся лицом к лицу с богами внизу и богами наверху и оказал им почтение с близкого расстояния ». Это загадочное описание предполагает, что символическое путешествие посвященного в мир мертвых было уподоблено возрождению Осириса, а также путешествию Ра через подземный мир в египетском мифе, возможно, подразумевая, что Исида вернула посвященного из смерти, как и своего мужа.

 

Фестивали

Римские календари перечисляли два самых важных праздника Исиды еще в первом веке нашей эры. Первым праздником был Navigium Isidis в марте, который отмечал влияние Исиды на море и служил молитвой за безопасность моряков и, в конечном итоге, римского народа и его лидеров. Он состоял из тщательно продуманной процессии, в которую входили жрецы и преданные Исиды в самых разных костюмах и священных эмблемах, несущие модель корабля из местного храма Исиды к морю или к близлежащей реке. Другой был Isia в конце октября - начале ноября. Как и его египетский предшественник, фестиваль Хояк, Исия включала в себя ритуальную реконструкцию поисков Осириса Исидой, за которой последовало ликование, когда было найдено тело бога. Еще несколько второстепенных фестивалей были посвящены Исиде, в том числе Пелусия в конце марта, которая, возможно, знаменовала рождение Гарпократа, и Лихнапсия, или фестиваль с освещением ламп, который отпраздновал собственное рождение Исиды 12 августа.

 

Праздники Исиды и других политеистических божеств отмечались на протяжении четвертого века нашей эры, несмотря на рост христианства в ту эпоху и гонения на язычников, которые усилились к концу века. Исия праздновалась, по крайней мере, в 417 году нашей эры, а Navigium Isidis просуществовала вплоть до шестого века. Религиозное значение всех римских праздников все чаще забывали или игнорировали, хотя обычаи продолжались. В некоторых случаях эти обычаи стали частью объединенной классической и христианской культур раннего средневековья.

 

Возможное влияние на христианство

Спорный вопрос об Исиде - повлиял ли ее культ на христианство. Некоторые обычаи Исиды, возможно, были среди языческих религиозных обрядов, которые были включены в христианские традиции по мере христианизации Римской империи. Андреас Альфельди, например, утверждал в 1930-х годах, что средневековый карнавальный фестиваль, на котором несли модель лодки, развился на основе Navigium Isidis.

Большое внимание уделяется тому, были ли черты христианства заимствованы из языческих мистических культов, в том числе Исиды. Более преданные члены культа Исиды приняли личное обязательство перед божеством, которое они считали выше других, как это делали христиане. И христианство, и культ Исиды имели обряд инициации: тайны Исиды, крещение в христианстве Одна из общих тем мистических культов - бог, смерть и воскресение которого могут быть связаны с благополучием отдельного поклоняющегося в загробной жизни - напоминает центральная тема христианства. Предположение о том, что основные верования христианства были взяты из мистических культов, вызывает жаркие споры на протяжении более 200 лет. В ответ на эти противоречия и Хью Боуден, и Хайме Альвар, ученые, изучающие древние мистические культы, предполагают, что сходство между христианством и мистическими культами возникло не в результате прямого заимствования идей, а в результате их общего происхождения: греко-римской культуры, в которой все они развивались.

Также были изучены сходства между Исидой и Марией, матерью Иисуса. Они были предметом споров между христианами-протестантами и католической церковью, поскольку многие протестанты утверждали, что католическое почитание Марии является пережитком язычества. Классик Р. Э. Витт видел в Исиде «великую предшественницу» Марии. Он предположил, что обращенные в христианство, которые раньше поклонялись Исиде, увидели бы Марию во многом так же, как их традиционная богиня. Он отметил, что у них было несколько общих сфер влияния, таких как сельское хозяйство и защита моряков. Он сравнил титул Марии «Богородица» с эпитетом Исиды «мать бога», а «царица небес» Марии - с «царицей небес» Исиды. Стивен Бенко, историк раннего христианства, утверждает, что на преданность Марии глубоко повлияло поклонение нескольким богиням, а не только Исиде. В отличие от этого, Джон МакГакин, церковный историк, говорит, что Мария вобрала в себя поверхностные черты этих богинь, такие как иконография, но основы ее культа были полностью христианскими.

Изображения Исиды с Гором на коленях часто упоминаются как влияющие на иконографию Марии, особенно изображения Марии, кормящей младенца Иисуса, поскольку изображения кормящих женщин были редкостью в древнем Средиземноморском мире за пределами Египта. Винсент Тран Там Тинь указывает, что последние изображения Исиды, ухаживающей за Гором, датируются четвертым веком нашей эры, а самые ранние изображения Марии, кормящей Иисуса, датируются седьмым веком нашей эры. Сабрина Хиггинс, опираясь на свое исследование, утверждает, что если существует связь между иконографиями Исиды и Марии, то она ограничивается изображениями из Египта. Напротив, Томас Ф. Мэтьюз и Норман Мюллер считают, что поза Исиды на панно поздней античности повлияла на несколько типов икон Марии внутри и за пределами Египта. Элизабет Больман говорит, что эти ранние египетские изображения Марии, кормящей Иисуса, должны были подчеркнуть его божественность, так же как изображения кормящих богинь в древнеегипетской иконографии. Хиггинс утверждает, что такое сходство доказывает, что образы Исиды повлияли на образы Марии, но не то, что христиане намеренно переняли иконографию Исиды или другие элементы ее культа.

 

Влияние в более поздних культурах

Память об Исиде пережила исчезновение ее поклонения. Подобно грекам и римлянам, многие современные европейцы считали Древний Египет обителью глубокой и часто мистической мудрости, и эту мудрость часто связывали с Исидой. Биография Исиды Джованни Боккаччо в его работе 1374 года De mulieribus clais, основанная на классических источниках, рассматривает ее как историческую королеву, которая научила человечество навыкам цивилизации. Некоторые мыслители эпохи Возрождения развили эту точку зрения на Изиду. Аннио да Витербо в 1490-х годах утверждал, что Исида и Осирис цивилизовали Италию до Греции, таким образом установив прямую связь между его родной страной и Египтом. Апартаменты Борджиа, написанные для покровителя Аннио, Папы Александра VI, включают ту же тему в иллюстрированное воплощение мифа об Осирисе.

Западный эзотеризм часто ссылается на Исиду. В двух римских эзотерических текстах использовался мифический мотив, в котором Исида передает тайные знания Гору. В «Коре Космоу» она учит его мудрости, переданной от Гермеса Трисмегиста, а в раннем алхимическом тексте Исида-пророчица своему сыну Гору она дает ему алхимические рецепты. Ранняя современная эзотерическая литература, которая рассматривала Гермеса Трисмегиста как египетского мудреца и часто использовала тексты, приписываемые его руке, также иногда упоминала Исиду. С другой стороны, описание Апулеем посвящения Исиды повлияло на практику многих тайных обществ. В романе Жана Террассона 1731 года «Сетос» Апулей вдохновил его на создание фантастического египетского обряда инициации, посвященного Исиде. Ему подражали настоящие ритуалы в различных масонских и масонских обществах в течение восемнадцатого века, а также в других литературных произведениях, в первую очередь в опере Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта» 1791 года.

Начиная с эпохи Возрождения, завуалированная статуя Исиды, о которой упоминали Плутарх и Прокл, интерпретировалась как олицетворение природы, основываясь на отрывке из произведений Макробия в пятом веке нашей эры, который приравнивал Исиду к природе. Авторы семнадцатого и восемнадцатого веков приписывали этому изображению самые разные значения. Изида представляла природу как мать всего сущего, как набор истин, ожидающих своего открытия наукой, как символ пантеистической концепции анонимного, загадочного божества, которое имманентно в природе, или как внушающую благоговение возвышенную силу, которая можно было испытать через экстатические таинственные обряды. В дехристианизации Франции во время Французской революции она служила альтернативой традиционному христианству: символом, который мог представлять природу, современную научную мудрость и связь с дохристианским прошлым. По этим причинам изображение Исиды появилось в произведениях искусства, спонсируемых революционным правительством, таким как Fontaine de la Régénération, и Первой Французской империей. Метафора завесы Исиды продолжала циркулировать в девятнадцатом веке. Елена Блаватская, основательница эзотерической теософской традиции, назвала свою книгу 1877 года о теософии «Разоблаченная Изида», подразумевая, что она откроет духовные истины о природе, недоступные науке.

Среди современных египтян Исида использовалась как национальный символ во время движения фараонизма 1920-х и 1930-х годов, когда Египет получил независимость от британского правления. В таких произведениях, как картина Мохамеда Наги в парламенте Египта под названием «Возрождение Египта» и пьеса Тауфика аль-Хакима «Возвращение духа», Исида символизирует возрождение нации. Скульптура Махмуда Мохтара, также называемая эпохой Возрождения Египта, играет на мотиве, когда Исида снимает с себя вуаль.

Исида часто встречается в художественных произведениях, таких как франшиза о супергероях, а ее имя и изображение появляются в столь разных местах, как реклама и личные имена. Имя Исидорос, что в переводе с греческого означает «дар Исиды», сохранилось в христианстве, несмотря на его языческое происхождение, дав начало английскому имени Исидор и его вариантам. В конце двадцатого и начале двадцать первого веков «Исида» стала популярным женским именем.

Исида продолжает появляться в современных эзотерических и языческих системах верований. Идея единой богини, воплощающей все женские божественные силы, отчасти вдохновленная Апулеем, стала широко распространенной темой в литературе девятнадцатого и начала двадцатого веков. Влиятельные группы и фигуры в эзотерике, такие как Герметический Орден Золотой Зари в конце девятнадцатого века и Дион Форчун в 1930-х, приняли эту всеобъемлющую богиню в свои системы верований и назвали ее Исидой. Эта концепция Исиды повлияла на Великую Богиню, присутствующую во многих формах современного колдовства. Сегодня реконструкции древнеегипетской религии, такие как Кеметское Православие или Церковь Вечного Источника, включают Исиду в число почитаемых ими божеств. Эклектическая религиозная организация, ориентированная на женское божество, называет себя Братством Исиды, потому что, по словам одной из ее жриц, мсье Исидоры Форрест, Исида может быть «Богинями для всех людей».