Ворота Ирода были ошибочно названы так в 16- ом веке христианскими воротами, которые считали, что через эти ворота можно было попасть в Дворец Ирода. Арабы называли эти ворота Баб эль Захра, а евреи Шаар ха- Прахим. Оба термина означает "Ворота Цветов" как ссылка на розетку цветка который висит над аркой. Во время Первого Крестового Похода европейские рыцари смогли пробить брешь в 100 метрах на восток от Ворот Ирода и потом захватить Иерусалим.
Эти скромные ворота,
открывающиеся из одной из башен, расположенных вдоль северной стены
Старого города, относятся к числу новейших ворот Иерусалима. В 1539
году, когда султан Османской империи Сулейман Великолепный построил
городские стены, в восточной боковой стене башни была оставлена
узкая маленькая калитка. Въезд в неё был под прямым углом, с
востока. Ворота редко открывались, и в начале 19 века их временно
заложили камнями. К 1875 году, по просьбе жильцов квартала
Баб-эль-Хута, - дабы создать удобный проход к новым кварталам,
начинавшим развиваться к северу от Старого города, - османы открыли
в северной, фронтальной стене башни новые ворота, выходящие на улицу
Султана Сулеймана, а первоначальные боковые ворота закрыли.
Названия
Арабское мусульманское название ворот - Баб аз-Заара.
Аз-Заара – искажение названия Ас-Сахира, присвоенного расположенным
напротив, - через дорогу, - холму и кладбищу, на котором похоронены
люди, совершившие паломничество в Мекку. Сура 79; 6-14 Корана
повествует о Дне воскрешения («конце дней»), используя формулу «и
вот они окажутся на поверхности земли («as-sāhira»)» (сравните с
иудейской традицией «тхият а-метим» - мертвецы восстанут из могил во
время прихода Мессии). Старая традиция интерпретирует термин
«ас-сахира», как имя собственное конкретной долины или равнины - с
которой, начиная как минимум с XI века, отождествляется близлежащая
долина Кидрон. Другое значение слова «сахира», взятого в качестве
глагола, - «быть настороже», что должно указывать на то, как
ново-воскрешённые станут озираться в ожидании последующих событий.
Название «Сахира» - после того, как оно было искажено и превратилось
в «Заара», иногда представляемое как «Захара», а на картах конца XIX
– начала XX века как «Захира(х)» - стало очень похоже на арабское
слово, означающее цветок или цветение - захра.
Ивритское
название ворот - Ша’ар А-Прахим, «Цветочные ворота».
Интерпретируемое, как перевод арабского Баб аз-Захра, оно
представляется появившимся вследствие ошибки. Однако, другая
популярная этимология ивритского названия связывает его с каменной
розеткой, украшающей привратную башню.
Ворота Ирода –
христианское название, принятое в Европе: в Евангелии от Луки 23:7
Понтий Пилат посылает Иисуса к Ироду Антипе, а христианская традиция
ошибочно отождествляет местоположение близлежащей греко-православной
церкви Св. Никодима с местом нахождения дворца Ирода Антипы. Во
времена крестоносцев здесь была построена церковь; современная
сооружена поверх разрушенной церкви крестоносцев. Её арабское
название - Деир аль-‘Адас («чечевичный монастырь» - происходит от
другой традиции, утверждающей, что в ней когда-то располагалась
суповая кухня, кормившая бедняков чечевичным супом. Ещё одна
традиция гласит, что церковь построена поверх тюрьмы, в которой
Ирода Агриппы – племянник Ирода Антипы – держал Святого Петра.
В 1998 году и в течение нескольких
последующих археологических сезонов (последний состоялся в 2004
году), археологи Управления древностей Израиля проводили раскопки у
восточной стороны Цветочных ворот. Раскопки фокусировались на трёх
отдельных участках, прилегающих к стене. Были обнаружены девять
культурных слоёв, начиная от слоя, датированного Железным веком
(эпоха Первого Храма) и до последнего слоя, относящегося к турецкому
(османскому) правлению. К числу самых значительных находок относятся
постройки периода Второго Храма, неповреждённый сегмент
византийско-римской стены и артефакты строительства масштабных
фортификаций под стеной. Эти находки подчёркивают значение, которое
правители Иерусалима придавали укреплению одного из его самых
уязвимых мест — северной стены города. Действительно, исторические
сообщения указывают, что в 1099 году армия крестоносцев под
командованием Готфрида Бульонского вошла в город через пролом,
локализованный слегка к востоку от нынешних Ворот Ирода.
Сразу за воротами
Ирода расположены несколько
еврейских домов, а за ними начинается довольно бедный и депресивный квартал Баб эль-Хута,
населенный преимущественно цыганами. Туристы обычно обходят эти
районы стороной. Довольно много хулиганов и мелких воришек среди
детей. Кроме того, в этом квартале
есть небольшой рынок.