Другие Археологические Памятники
Расположение: Афинский Акрополь
Парфенон - Интересные факты
Год постройки: 447-432 лет до н.э.
Точные размеры:
Ширина Восточной стороны: 30,875 м
Ширина Западной
стороны: 30,8835 м
Длина Северной
стороны: 69,5151 м
Длина Южной
стороны: 69,5115 м
Отношение ширины к высоте (без фронтонов): 9: 4
Количество камней, используемых для построили Парфенон:
приблизительно 13400 камней.
Архитекторы: Иктин и Калликрат
Стоимость постройки: 469 талантов
Парфенон (Παρθενών) - классический храм на Афинском
Акрополе, посвященный богине Афине, которую жители Афин считали
своей покровительницей. Строительство началось в 447 году до н.э., когда
Афинское государство была на пике своей власти. Парфенон был завершен в 438
году до нашей эры, хотя отделка здания продолжалась до 432 года до
нашей эры. Это самое важное сохранившееся здание классической
Греции, которое по праву считается зенитом дорической архитектуры.
Парфенон считается символом Древней Греции, афинской демократии и
западной цивилизации и одним из величайших культурных памятников
мира. Для афинян, которые его построили, Парфенон и другие древние памятники Акрополя, были и остаются символом эллинской победы над
персидскими захватчиками и как благодарение богам за эту победу. При
чем сами Афиняне почти не затратились на строительство.
Вместо этого они использовали дань со всех союзников и
колоний, что возвести это прекрасное здание. В
настоящее время министерство культуры Греции проводит программу
выборочного восстановления и реконструкции для обеспечения
стабильности частично разрушенного здания.
Сам Парфенон заменил более старый храм Афины, который историки
называют пред- Парфеноном или Старым Парфеноном. Он был
разрушен во время персидского вторжения в 480 году до нашей эры. Как
и большинство греческих храмов, Парфенон служил практической цели в
качестве хранилища городской казны. Какое-то время оно служило
сокровищницей Делийской лиги, которая впоследствии стала Афинской
Империей. В последнее десятилетие шестого века нашей эры Парфенон
был превращен в христианскую церковь, посвященную Деве Марии.
После османского завоевания Парфенон был превращен в мечеть в
начале 1460-х годов. Ввиду того, что Парфенон оставался храмом
различных религий, никто не думал его разрушать. Он стоял неизменным
со времен постройки. Трагедия случилась 26 сентября 1687 года, когда
в результате венецианской бомбардировки взорвался османский склад
боеприпасов внутри здания. В результате взрыв сильно повредил
Парфенон и его скульптуры. С 1800 по 1803 год Томас Брюс, 7-й граф
Элгин, забрал некоторые из сохранившихся скульптур с предполагаемым
разрешением Османской империи. Эти скульптуры, теперь известные как
Мрамор Элгина или Парфенонский Мрамор, были проданы в 1816 году
Британскому музею в Лондоне, где они теперь поставлены на выставку.
С 1983 года (по инициативе министра культуры Мелины Меркури)
греческое правительство привержено возвращению скульптур в Грецию.
Парфенон происходит от слова парфенос (παρθένος), что означал
«девушка, девочка», но также может значить «девственница, незамужняя
женщина» и была особенно использована для греческой богини Артемиды,
богини диких животных, охоты и растительности, а также для Афины,
богини стратегии и тактики, ремесла и практического разума. Также
было высказано предположение, что имя храма намекает на девиц
(партеной), чья высшая жертва своей жизнью гарантировала
безопасность города в годы войны. Парфенос также применялся к Деве
Марии, Парфенос Мария, когда Парфенон был преобразован в
христианскую церковь, посвященную Деве Марии в последнее десятилетие
шестого века.
Термин "Парфенон", по-видимому, сначала
использовалось только для определенной комнаты храма. До сих пор
обсуждается, какая именно комната была изначально названа Парфенон.
Некоторые историки считают, что парфенон был той комнатой, в которой
пеплос (женская верхняя одежда из легкой ткани в складках, без
рукавов, надевавшаяся поверх туники), представленный Афине на
Панатенейском фестивале, был соткан аррефорои, группой из четырех
молодых девушек, выбранных для обслуживания Афины каждый год.
Первый пример, когда термин Парфенон стал определенно относится ко
всему зданию, содержится в трудах IV века до н.э. оратора Демосфена.
В отчетах здания 5-го века здание просто называется ho naos
(«храм»). Считается, что архитекторы Иктинос и Калликрат назвали
здание Хекатомпедос или Гекатомпедос (Hekatompedos) («сто ступней»)
в своем утерянном трактате об афинской архитектуре, а в 4-м веке и
позже здание называлось Хекатомпедос или Хекатомпедон также
упоминается у историка 1-го века - Плутарха, который упоминал
Парфенон как «Хекатомпедос Парфенон».
Поскольку Парфенон был
посвящен греческой богине Афине, ее иногда называли Храмом Минервы,
римским именем Афины, особенно в XIX веке.
Парфенон, без сомнения, самый известный и самый узнаваемый из всех греческих храмов. Он был построен в 447 - 438 до н.э. во время классического периода Греции под руководством известного афинского архитектора и скульптура, Фидия, а также Иктина и Калликрата. Ранняя история и первое использование большой скалы известняка, известного сегодня как Акрополь, для священных обрядов неизвестны. Они были забыты задолго до написания первых данных об истории Афин. Неолитические остатки, обнаруженные на склонах Акрополя указывают на постоянное поселение на холме, по меньшей мере около 2800 г. до н.э., задолго до минойской и микенской культуры, которые в свою очередь породили классическую греческую цивилизацию. В микенский период (1600-1100 до н.э.) на высшем уровне акрополя были расположен мощные фортификации, которые защищали дворец - храм микенских царей - жрецов.
Старейший или прото - Парфенон, как его
часто называют, все еще строился, когда персы захватили город в 480
году до нашей эры и уничтожили Акрополь.
Существование прото-Парфенона и его
разрушение было известно из работ Геродота, а барабаны его колонн
явно видны, встроенные в стену к северу от Эрехтеона. Дальнейшие физические
доказательства этого здания были обнаружены при раскопках
Панагиотиса Каввадиаса в 1885-90 гг. Находки этой археологической
работы позволили Вильгельму Дёрпфельду, тогдашнему директору
Германского археологического института, утверждать, что существовала
четкая субструктура первоначального Парфенона, именуемая Парфенон I
Дёрпфельдом, сразу под современным зданием. Наблюдение Дёрпфельда
состояло в том, что три ступени первого Парфенона состояли из двух
ступеней особого известняка, также как и верхняя ступень Каррха,
которая была покрыта самой низкой ступенькой классического
Парфенона. Эта платформа была меньше и немного севернее финального
храма Парфенон, что указывает на то, что она была построена для
совершенно другого здания, которое теперь полностью покрыто
современным зданием. Также анализ камней указал, что древний прото-
Парфенон начали строить всего за несколько лет до разрушения и на
момент Персидских войн видимо не был закончен.
Если оригинальный Парфенон действительно был уничтожен в 480, то
возникает логический вопрос о том, почему сайт был разрушен и
заброшен в течение тридцати трех лет. Один из аргументов касается
клятвы, сделанной греческими союзниками до битвы при Платее в 479
году до н.э., объявив, что святилища, разрушенные персами, не будут
восстановлены. От этой клятвы афиняне были освобождены только после
мира Каллиаса в 450 году (договор, заключенный около 449 г. до н.э.
между Лигой Делиан (возглавляемой Афинами) и Персией, заканчивающий
греко-персидские войны). Факт стоимости реконструкции Афин после
персидского захвата, по крайней мере, является
частью вероятной причиной.
Парфенон не
первый храм который стоит на нынешнем месте. До этого здесь
был другой храм, посвященной Афине, покровительницы города.
Но тот был сожжен персидскими солдатами царя Ксеркса в 480
году до нашей эры. Остатки первого храма предприимчивые
греки использовали в строительстве укреплений в северной
части Акрополя. Не так много известно об этом храме и не
известно был ли он закончен на момент войны с персами. Его
массивные основы были сделаны из известняка, а колонны были
сделаны из Пентелийского мрамора, материал, который был
использован греками впервые. Нынешний классический
Парфенон был построен между 447-432 до н.э., как центр
архитектурного комплекса Акрополя.
Перикл инициировал амбициозный проект строительства, который
продолжался всю вторую половину века. В этот период были
воздвигнуты самые важные здания, видимые сегодня на Акрополе
- Парфенон, Пропилярия, Эрехтейон и храм Афины Нике.
Парфенон был построен под общим руководством художника
Фидия, который также отвечал за скульптурное оформление.
Архитекторы Иктин и Калликрат спроектировали храм и посвящен
он был богине Афины Паллады или Парфенос ("девственница" на
греческом), отсюда и название Парфенон.
Храм Парфенон
археоастрономически совмещен с созвездием Гиадами. В греческой
мифологии Гиады были пятью дочерьми Атласа и сводными сестрами
Плеяд. После смерти своего брата Гиаса плачущие сестры превратились
в группу звезд, которая впоследствии ассоциировалась с дождем.
Трудно сказать является ли этот факт совпадением или это имело особу
роль в строительстве храма Парфенон.
Основная функция храма была для хранения казны Афин, а также,
чтобы хранить монументальную статую Афины, сделанная скульптором Фидием из
золота и слоновой кости. Храм и статуя были освящены в 438 году
до н.э., хотя работа над скульптурами ее фронтона продолжалось
до завершения Парфенона в 432 году до нашей эры.
Строительство
храма Парфенон стоило афинскому казначейству 469 талантов серебра.
Практически невозможно создать современный эквивалент этой суммы
денег, однако было бы полезно взглянуть на некоторые факты. Один
талант был стоимостью строительства одной триремы, самый передовой
военный корабль той эпохи. Также один талант оплачивал месяц работы
всего экипажа этого корабля. В начале Пелопоннесской войны у
Афинского ВМС было 200
трирем в обслуживании города, а годовой валовой доход города Афин во
время Перикла составлял 1000 талантов, с другими 6000 талантами в
резерве его казны. То есть здание Парфенон обошлось в существенную
суммы для казны города. Некоторые из финансовых счетов Парфенона
выжили и показывают, что самый большой отдельный расход в
строительстве храма состояло в транспортировки камня с горы
Пентеликус, примерно в 16 километрах от Афин и от Акрополя.
Всего было перевезено около 13400 камней.
Крышу храма Парфенон поддерживают восемь колонн дорического типа на
фасаде и семнадцать колонн на флангах в соответствии с установленным
соотношением 9:4. Это соотношение существует во многих пропорциях храма
Парфенон, его
длины к высоте, а также многих других отношений здания, расстояние
между колоннами и их высоты. Парфенон не самый крупный храм в
древней Греции, но он самый продуманный в своей конструкции и
соотношений разных размеров.
Крупный пожар вспыхнул в здание Парфенона вскоре после середины третьего века нашей эры, который уничтожил крышу храма и большую часть интерьера святилища. Пиратам герулам также приписывается разрушение Афин в 276 году. Считается, что они уничтожили большинство общественных зданий города, включая Парфенон. Ремонт был проведен в четвертом веке нашей эры, возможно, во время правления языческого императора Юлиана Отступника. Для покрытия святилища была установлена новая деревянная крыша с глиняной плиткой. Новая крыша была возведено под большим уклоном, чем оригинальная крыша, и оставил открытыми крылья здания.
Относительное хорошая сохранность храма Парфенон объясняется тем фактом, что его использовали для различных целей и никто не мог разобрать древнее строение на строительного материала. Сразу после становление христианства как государственной религии в Древней Римской (позже Византийский) империи в 425 году, Парфенон не был разрушен. Греки уважали своих предков и даже социально далекие памятники античного язычества были сохранены. Однако в 5 веке храм был ограблен одним из императоров, а все его сокровища перевезли в Константинополь. Существуют сведения, что при патриархе Павле III Константинопольском Парфенон был перестроен в храм Св. Софии. В 590-ых годах нашей эры Парфенон был преобразован в греческую православную церковь и был посвящен Деве Марии, матери Иисуса Христа. Тогда же и пропала статуя богини Афины. Она, видимо, было вынесена и разбита на куски.
Ориентация здания Парфенон была изменена лицом
к востоку, как этого требовала христианская традиция. Главный
вход размещался на западном конце здания, а христианский алтарь
и иконостас были расположены на восточной стороне здания,
прилегающей к в апсиде, где был построен пронаос храма. Большой
центральный вход (Царский вход) с прилегающими боковыми дверьми,
были сделаны в стене, разделяющий Целлу (внутренняя часть
храма), которая служили нефом (вытянутое помещение интерьера)
церкви. Промежутки между колоннами и перистилем были замурованы,
хотя ряд дверных проемов разрешал доступ. Иконы были написаны на
стенах и многие христианские надписи были вырезаны на колоннах
храма
Парфенон. Эти ремонтные работы неизбежно привел к удалению и
уничтожения некоторых скульптур.
Парфенон стал четвертым самым важным центром христианского
паломничества в Восточной Римской империи после
Иерусалима,
Константинополя и
Эфеса. В
1018 году император Василий II отправился в паломничество в
Афины непосредственно после его окончательной победы над
болгарами с единственной целью помолится в Парфеноне. В
средневековых греческих архивах Парфенон называется храмом
Пресвятой Богородицы Афениотиса.
Во время Латинской оккупации т.е. после Четвертого Крестового
Похода 1204 года, Парфенон был превращён в римско-католическую
церковь Богоматери в течение приблизительно 250 лет. В этот
период башня- колокольня церкви, использовалась в качестве
сторожевой башни. Она располагалась на юго-западном углу Целлы.
Сводчатая гробница была построена под полом Парфенона.
В начале XIII века в эпоху Латинской империи к власти в Афинах пришел бургундский военачальник Оттон де ла Рош, а в соборе распоряжался французский архиепископ. Непродолжительное время Парфенон использовался как католическая церковь под названием Notre Dame d’Athenes — Собор Афинской Богоматери. В следующие два с половиной столетия в результате нападений наёмников, военных переворотов и дипломатических интриг контроль над Афинами перешел от французов к каталонцам. Афины и прилегающие территории — Герцогство Афинское — включили в состав Арагонского королевства в 1311 году. Афины оставались под управлением Каталонской компании до 1386 года. Официальным языком Афин в то время был каталонский, а официальной религией — католицизм. В 1387 года власть перешла к семье флорентийских банкиров Акциайоли, тогда греческий язык снова стала официальным, греческая православная церковь получила покровительство со стороны новых правителей. Одновременно на Афины претендовали венецианцы и османы, поэтому за возможность правления и протекторат Акциайоли платили турецкому султану дань. Хотя Пропилеи превратили в хорошо укрепленный, пышный ренессансный дворец, частая смена правителей почти не отразилась на внешнем виде Парфенона. Менялось только название: Санта-Мария-де-Сетинас (под властью каталонцев), затем Санта-Мария-ди-Атене (при итальянцах).
В целом античные храмы легко превращались в христианские.
Отделка их была сдержанной, поэтому христиане могли
приспосабливать его для нужд собственного культа. Благодаря
тому, что христианские церкви располагались в античных храмах,
сохранялась первоначальная конструкция последних. Если же
языческий храм оставался заброшенным, его разбирали на
строительные материалы.
Переход от языческого храма к
церкви сказался на архитектуре Парфенона. В античную эпоху вход
в Парфенон располагался в восточной части под фронтоном,
скульптуры которого изображали Рождение Афины. Однако именно в
восточной части христианского храма должен располагаться алтарь.
Поэтому на месте бывшего входа построили апсиду, для возведения
которой использовали фрагменты античных памятников Акрополя
неподалеку от Парфенона. С этого времени для главного западного
входа обустроили небольшие двери, справа от крупных западных
дверей античного Парфенона, которые христиане принципиально
решили не использовать.
В результате перепланировки были
убраны внутренние колонны и некоторые стены целлы, из-за чего
демонтировали центральную плиту фриза. Внешняя колоннада
превратилась в наружную стену христианского храма: прорези
заполнили ровно на половину от их высоты. В восточной части
храма, где раньше стояла Афина Парфенос работы Фидия, построили
неф нового собора с кафедрой, перегородкой и троном митрополита.
Этот трон сохранился по сей день. Он создан из мрамора и украшен
скульптурой, изображающей крылатую фигуру — вероятно, ангела.
Три новые двери позволяли пройти в бывшую заднюю, западную часть
храма, которая теперь выполняла роль притвора с баптистерием и
купелью. Чтобы сделать храм более светлым, с каждой стороны
высоко от пола добавили несколько окон. Некоторые из них
прорубали прямо в скульптурном фризе.
Хотя во внутреннем
убранстве храма понадобилось меньше изменений, большинство
скульптур античного Парфенона утеряны: те из них, которые можно
было приспособить к христианским богослужениям, оставляли, но
большинство были уничтожены. Священную восточную часть
христианского храма не могла украшать сцена рождения богини
Афины. Эти барельефы сняли с фронтона. Ещё более сложной
проблемой стали плиты метоп. Снять метопы, расположенные с трех
сторон Парфенона, не повредив при этом самого сооружения, было
невозможно. Поэтому изображения на метопах сцены затирали до тех
пор, пока они становились неразборчивыми. По мнению
исследователей, скульптурный фриз с изображением процессии
остался почти невредимым только потому, что был малодоступен для
созерцания с главной улицы Акрополя, и сама процессия не имела
четко выраженного языческого характера. Только одна метопа
северного фасада (№ 1) оказалась нетронутой: композиция её
напоминала христианам сцену Благовещения. На самом же деле она
изображала фигуру богини Афины и богини Геры, в которых теперь
узнавали Деву Марию и архангела Гавриила. Вероятно, по подобной
причине полностью сохранился западный фронтон, который изображал
спор между Афиной и Посейдоном за господство в Аттике.
Несмотря на то, что средневековые Афины были провинциальным,
бедным городом, афиняне всячески поддерживали великолепие
убранства храма. В 1018 году византийский император Василий II
Болгаробойца специально посетил Афины, чтобы полюбоваться
Собором Пресвятой Афинской Богоматери. Он передал в дар собору
драгоценности, захваченные во время войн, среди которых был
золотой голубь. Его описал византийский священник и ученый
Михаил Хониат, который в 1175 году оставил свою паству в
Константинополе и вернулся в Афины, где принял сан митрополита
Афинского. Хониат писал об удивительной лампаде в соборе,
которая горела день и ночь, а над алтарем размещался символ
Святого Духа — золотой голубь с золотой короной — он постоянно
вращался вокруг креста.
Мечеть Парфенон в Средние Века
Во
время османского нашествия на Балканы Парфенон был превращен в
мусульманскую мечеть в 1460 году. Турецкие правители превратили
колокольню в минарет, молельную башню, рядом с ним. Конечно
никому и в голову не могла прийти идея, чтобы разбирать, что то
из нового храма или грабить его. Наибольший ущерб этому
красивому зданию было произведено 26 сентября 1687, когда
выстрел из венецианской пушки попал в склад пороха, который
хранился внутри храмам Парфенон. Произошел взрыв, нанеся серьезные
разрушения всему храму. Также было убито около 300 человек.
В 1806 году Томас Брюс, 7-й граф Элджин или Элгин, посетил и
изучил комплекс Акрополя и Парфенон в частности. Он же забрал
несколько статуй с горы, заплатив за них туркам. Эти статуи и
мраморные стали известны как Мрамор Элджина или Мрамор Элджина.
Сегодня они размещены в Британском музее в
Лондоне,
Великобритания. Эти статуи до сих пор являются предметом ярых споров и
дебатов. А именно должна ли английская сторона вернуть стати
обратно в Парфенон на
историческое место или оставить все, как
есть сейчас?
Парфенон - первая фотография, сделанная в 1830-х. На ней видно, что мечеть Парфенон была восстановлена
Хотя Парфенон является официально храмом и, как правило,
называется так, на самом деле он не является таковым в обычном
смысле этого слова. Небольшое святилище был найден внутри здания, на месте старого святилища, вероятно,
посвященного Афине как способ приблизиться к богине, но Парфенон
никогда не был центром культа Афины Паллады, покровителя Афин.
Даже колоссальная статуя Афины Фидия не была связана с
каким-либо культом и, как известно, не вдохновляла никакого
религиозного пыла. У него не было ни жрицы, ни алтаря, ни
культового имени. Согласно Фукидиду, Перикл однажды упомянул
статую как золотой запас, подчеркнув, что она «содержит 40
талантов чистого золота, и все это было съемным». Таким образом,
афинский государственный деятель подразумевает, что металл,
полученный из чеканки монет, может быть снова использован без
какой-либо оскорбления греческой богини. Парфенон следует
рассматривать как грандиозную настройку для витиеватой статуи
Фидия, а не культового здания. Во многих писаниях греков
говорится, что в храме хранилось много сокровищ, таких как
персидские мечи и фигуры из маленьких драгоценных металлов.
Также скульптурная композиция храма Парфенон давало грекам и
иностранца представление о последовательности генеалогических
повествований, которые отслеживают афинскую историю на
протяжении веков: от рождения Афины до великих эпических
сражений бронзового века, Афинская война Эрехтея и Евмолпа. По этим сценам исторических событий
греческие педагоги могли наглядно показывать хронологию города.
По сути это один большой комикс. Парфенон устанавливает и
увековечивает миф об Афинах, память об истории города и
идентичность её жителей.
Целла
Парфенона был необычайно большой
для греческого храма. Это было сделано, чтобы вместить огромную статую
богии
Афины Палады. Колоннада из шести дорических колонн поддерживает
переднюю и заднее крыльцо, а колоннада из 23 небольших дорических
колонн окружали статую в два этажа. Размещение
колонн позади статуи была необычным решением, так как в предыдущих
дорических храмах колонны стояли только на флангах, но большая
ширина и длина храма Парфенон позволило драматическому фоны двойных
колонн вместо стены.
Задняя комната защищала сокровищи Афин, а четыре колонны
ионического типа поддержали его крышу. Внедрение элементов
ионического архитектурного типа в основном дорический храм было
для прочего драматизма общего интерьера. В то время как
интеграция дорических и ионических элементов в едином храме
не было новым развитием в греческой архитектуре, но все таки
оставалось большой редкостью. Это архитектурное решение
даровало храму Парфенон тонкий баланс между строгими и изящными визуальными
характеристиками.
Все храмы в Греции были построены для осмотра только с внешней стороны. Большинство жителей Афин никогда не входили в сам храм Парфенон и могли разглядеть внутренние статуи только через открытые двери. Любой посетитель был очарован блестящими золотыми листками, покрывающие белую кожу богини из слоновой кости. Монументальной статуя Афины была отчетливо видна, стоя на задней части тусклой целлы. Статуя была обрамлена дорическими колоннами которые делали внутреннее пространство Парфенона визуально больше, чем он выглядел снаружи. К сожалению золото со статуи исчезло еще в древней античности. В 296 году до н.э. тиран Лакарс забрал все золото со статуи Афины, чтобы оплатить за свою армию. В какой-то момент в пятом веке великий культовый образ статуи Афины был украден одним из императоров и доставлен в Константинополь, где впоследствии был разрушен, возможно, во время осады и взятия Константинополя во время Четвертого Крестового похода в 1204 году нашей эры.
Посетитель идущий к Акрополю, переступал через Пропилею к величественному Парфенону с полным видом на западный фронтон и северную колоннаду. Когда зритель подходил ближе, детали скульптурных метоп становился все более разборчивыми, и уже в непосредственной близости от основания колонн, части фриза становился видным. Двигаясь вдоль сторон Парфенона и глядя на вверх величественного храма, житель Афин мог просмотреть целый комикс из мрамора, посвященной различным сценам из греческой истории. С одной стороны идут сцены из мифической битвы греков с кентаврами, а с другой стороны Парфенона идет визуальный ряд из Троянской войны. На одном фонтоне есть изображение рождения Афины, а с другой спор между Афиной с Посейдоном о покровительстве над городом. конечно Афина выиграла этот спор и Афины были названы в честь нее. Это было, конечно, сцены которые узнавал каждый афинянин.
Парфенон представляет инженерный прорыв в строительстве зданий и сооружений. Однако его стилистическая конвенция стали парадигмой классической архитектуры, а его стиль повлиял на архитектуру на протяжении многих веков. Парфенон был большим храм, но ни в коем случае не крупнейшим в греческом мире. Его эстетическая привлекательность и известность создало модель утонченности установленных норм греческой архитектуры, впрочем как и качество его скульптурного декора. Парфенон воплощает все идеалы греческой мысли во время апогея классической эпохи с помощью художественных средств. Идеализм греческого образа жизни, внимание к деталям, а также понимание математической гармонии в естественном мире, были тем фактором, что в глазах каждого афинянина отделяла их от варваров. Эти идеалы представлены в идеальной пропорции здания, в его запутанных архитектурных элементах, а также в антропоморфных статуй, украшавших его.
Колоннады- перистиля достигает более десяти метров в высоту, и наклонены немного к центру здания в верхней его части (около 7 см), в то время как платформах, на которых они стоят изгибается так, что углы здания снижаются на 12 см ближе к земле по середине.
В целле храма Парфенон размещалась статуя Афины Паллады, работы
Фидия и посвященная в 439 или 438 году до нашей эры. Оригинал не
сохранился, но копии этой статуи сохранились по всему
Средиземноморью. Однако возведение статуи не стало концом
строительства здания Паргенон. Храм был посвящен Афине в то
время, хотя само строительство продолжалось до почти начала
Пелопоннесской войны в 432 году. К 438 году скульптурное
украшение дорических метопов на фризе над внешней колоннадой и
ионического фриза вокруг верхняя часть стенок была завершена. В
описфодомусе (opisthodomus) (задняя комната целла) хранились
денежные вклады союзников Афин. Интересно, что большая часть
храма Парфенон была построена на деньги именно союзников, а не
жителями города. Если бы градан Афин заставили платить за такое
дорогое строение то вряд ли бы смогли увидеть Парфенон в его
современных размерах.
Большая част скульптур сегодня
утеряны. Они были либо уничтожены или украдены. Только очень
небольшое количество скульптур остается на своем месте;
большинство уцелевших скульптур сегодня хранятся в Британском
музее в Лондоне. Они известнт как Мрамор Элджина. Также
несколько статуй хранится в
музее Акрополя в Афинах, но несколько артефактов также
расположены в Лувре, и в музеях в
Риме,
Вене и
Палермо.
Фриз антаблазы Парфенона состоял из девяноста двух метопов, по
четырнадцать на востоке и на западе, по тридцать две на севере и
юге. Они были вырезаны с высоким рельефом, практика,
применявшаяся до тех пор только в казначействах (здания
использовались, чтобы сохранить божественные дары для богов).
Согласно данным постройки, скульптуры метопы относятся к 446-440
гг. до н.э. Метопы восточной стороны храма Парфенон над главным входом изображают
Гигантомахию (мифическую битву между олимпийскими богами и
гигантами). Метопы западной стороны изображают Амазономахию
(мифическое сражение афинян против амазонок). Метопы южной стороны храма Парфенон показывают Фессалийскую
Центавромахию (сражение лапифами, которым помогает Тесей в войне
против кентавров). Метопы 113-21 отсутствуют, но рисунки с 1674 года, приписываемые Жаку
Керри, показывают серию людей. Они были по-разному
интерпретированы как сцены из свадьбы лапифами, сцены из ранней истории Афин и различные мифы.
На северной стороне Парфенона метропы плохо сохранились, но они,
вероятно, изображат сцены из Троянской войны. Некоторые метопы все еще остаются на здании, но, за исключением тех, что на
северной стороне, они сильно повреждены. Некоторые из них
расположены в музее Акрополя (42 изображения), другие находятся
в Британском музее (около 15), а один - в музее Лувра.
В
марте 2011 года археологи объявили, что они обнаружили пять
метопов храма Парфенон в южной стене Акрополя, который был
расширен, когда Акрополь использовался как крепость. По данным
местных газет, археологи утверждали, что изображения Парфенон
туда поместили в 18 веке, когда ремонтировалась стена Акрополя.
Белый пенталовый мрамор, из которого они сделаны, отличался от
другого камня в стене, поэтому нет сомнений, что они
принадлежали комплексу Парфенона. Ранее предполагалось, что
отсутствующие метопы были уничтожены во время взрыва в 1687
году.
Наиболее характерной особенностью архитектурного декора храма
Парфенон является ионический фриз, расположенный на
наружных стенах целлы, которая является внутренним зданием
Парфенона. Барельефный фриз был вырезан мастерами после того как
стена была сложена из блоков. Он датируется от442 годом до нашей
эры до 438 года до нашей эры.
Одна из интерпретаций
изображений объясняет, что это идеализированная версия
Панафенейского шествия от Дипилонских ворот в Керамикеи до
Акрополя. Эта процессия проводилась каждый год, а особо пышные
шествия совершались каждые четыре года. В эти дни афиняне и
иностранцы участвовали в праздновании богини Афины, предлагая
жертвы и новый пеплос (платье, сотканное избранными благородными
афинскими девушками, называемыми эргастинами).
Другая
версия этого украшения Парфенона объясняет это изображение как
афинская генеалогия посредством серии мифов о преемственности,
установленных в далеком прошлом. Центральную панель над дверью
Парфенона возможно изображает дочь короля Эрехтуса, которую
принесли в жертву, которая обеспечила победу Афинянам над
Евмополом и его фракийской армией. Великая процессия, идущая к
восточному краю Парфенона, показывает послевоенное
благодарственное жертвоприношение скота и овец, меда и воды, а
затем триумфальная армия Эрехтуса, возвращающаяся с победы. Это
представляет собой первое шествие Панафиней в мифические
времена, на которой основывались исторические Панафенайские
шествия. Сегодня сохранилось 96 пластин барельефного фриза. Из
них 56 находятся в Британском музее в Лондоне, 40 (в основном,
западная часть фриза) - в Афинах.
Путешественник Павсаний, когда он посетил Акрополь в конце II века н.э., лишь кратко упомянул о скульптурах фронтонов храма Парфенон, посвятив большую часть своего описания статуи богини внутри из золота и слоновой кости.
Западный Фронтон
На западном фронтоне храма Парфенон изображен спор межды богиней
Афиной и богом морей Посейдона за город Афины и весь регион
Аттики. По обеим сторонам от центральных богов находились
колесницы: слева, вероятно, - Ника с Гермесом, справа - Ирида с
Амфитрионом. Сторонники Афины подробно изображены в крайней
части фронтона за левой колесницей, а защитники Посейдона
показаны за правой колесницей. Считается, что углы фронтона
украшены афинскими водными божествами, такими как река Кефисос,
река Илиссос и нимфа Каллирхоэ. Эта утверждение подсказано
грациозными формами положения тела скульптур, что представляет
собой попытку художника произвести впечатление текущйе реки.
Рядом с левым богом реки находятся скульптуры мифического короля
Афин (Кекропс) со своими дочерьми (Аглаурос, Пандрос, Херс).
Статуя Посейдона была самой большой скульптурой в фронтоне, пока
она не разбилась во время попытки Франческо Морозини снять ее в
1688 году. Задняя часть туловища была найдена Лусьери в
фундаменте турецкого дома в 1801 году. Она в настоящее время
находится в Британский музей вместе с другими частями храма
Парфенон и других зданий Акрополя. Передняя часть была открыта
Россом в 1835 году и в настоящее время хранится в Архитектурном
музее Акрополя Афин.
Каждая статуя на западном фронтоне
имеет полностью завершенную и обработанную спину, которую
невозможно было бы увидеть посетителям снизу, что указывает на
то, что скульпторы приложили большие усилия, чтобы точно
изобразить человеческое тело.
Восточный Фронтон
Фигуры на углах фронтона Парфенона изображают течение времени в течение целого дня. Тетриппа Гелиоса и Селены расположены в левом и правом углах фронтона соответственно. Лошади колесницы Гелиоса поднимаются в небо в начале дня; в то время как лошади Селены борются за то, чтобы оставаться на фронтоне, когда день подходит к концу.
На протяжении веков Парфенон повлиял на архитектуру многих гражданских и религиозных зданий в западном мире, которые мы видим сегодня. Так например в американском городе Нэшвилл, штат Теннесси создали точную копию античного Парфенона.