Бассейн Вифезда или Бефседы (Иерусалим)

Бассейн Бефседы (Иерусалим)

Крупнейшие Города Израиля
Тель-Авив
Вифлеем
Назарет
Акко
Хайфа
Ашдод
Ашкелон
Кесария
Тверия

 

Описание Бассейна Вифезда или Бефседы

Евангелие от Иоанна. Глава 5

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

 

Бассейн Вифезда или купальня Бефседы расположен в мусульманском квартале Иерусалима, на пути к долине Бет Зета. В пятой главе Евангелия от Иоанна он описывается, возле Овечьих ворот. Комплекс окружен пятью крытыми колоннадами. Воды бассейна Вифезда считаются целебными. До XIX века не было доказательств за пределами Евангелия от Иоанна о существовании этого бассейна; поэтому ученые утверждали, что Евангелие было написано позже, вероятно, кем-то, кто не знал расположение зданий в Иерусалиме. историки считали, что «бассейн» имел только метафорическое, а не историческое значение. В 19 веке археологи обнаружили остатки бассейна Вифезда, соответствующие описанию в Евангелии от Иоанна.

 

О Вифезде пишет Евсевий Кесарийский (IV век):

Вифезда — купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один, наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нём жертв, отчего и зовется: Овчий, по причине жертв.

Евсевий Кесарийский. Ономастикон

 

Название Бассейна Вифезда называется производным от иврита или арамейского языка. Бет Гесда (בית חסד / חסדא), что означает либо "дом милосердия", либо "дом благодати". На иврите и арамейском слово также может означать «позор». Этот двойной смысл, возможно, считался подходящим, поскольку это место считалось было местом позора из-за присутствия инвалидов и как место благодати из-за исцеления этих инвалидов. Альтернативные значение имени Βηθεσδά (Вифезда), фигурирующие в рукописях Евангелия от Иоанна, включают Βηθζαθά (Беф-зафа), производное от Безеты и Вифсаиды (не путать с Вифсаидой, городом в Галилее).

Бассейн Вифезда

Бассейн Вифезда - История

История бассейна Вифезда началась в 8 веке до нашей эры, когда плотина была построена через короткую долину Бет-Зеты, превратив ее в водоем для сбора дождевой воды; шлюз-затвор в плотине позволял контролировать уровень воды, а канат с пружинами приводил к постоянному потоку воды из водохранилища в Иерусалим. Водохранилище стало известно как Верхний бассейн (בריכה העליונה). Около 200 г. до н.э., в период, когда Симон II был еврейским первосвященником, канал был закрыт в тоннель, а второй южный бассейн был добавлен на южную сторону плотины. Хотя популярная легенда утверждает, что этот бассейн использовался для мытья овец, это очень маловероятно из-за использования бассейна в качестве водоснабжения. Да и его глубина, около 13 метров, делало мытье крайне сложным предприятием.

В 1 веке до н.э. естественные пещеры к востоку от двух бассейнов Вифезда превратились в небольшие бани, как часть асклепиона (древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию. Асклепионы являлись не только культовыми строениями, но также и лечебными). Однако некоторые историки предполагает, что новый бассейн был посвящен богини Фортуны, богини удачи, а не Асклепия, бога исцеления. Так или иначе, но римское влияние военного гарнизона в крепости Антония явно заметно в географии современного Иерусалима. Хотя в те времена бассейн Вифезда находилсая за пределами стен Иерусалима и следовательно за пределами святого для евреев города. Что кому там римляне посвящали евреи не сильно заботились об этом.

В середине I в. н.э. царь Ирод Агриппа расширил городские стены, в результате чего асклепион попал в черту города. Когда римский император Адриан восстановил Иерусалим под новым названием Аэлия Капитолина, он проложил проезжую часть вдоль плотины и расширил асклепион, превратив его в большой храм Асклепию и Серапису. В византийскую эпоху асклепион был преобразован в церковь.

После завоевания Крестоносцем Иерусалима, церковные здания были перестроены в меньших масштабах с новой церковью, возведенной поблизости. Эта новая церковь, названная в честь святой Анны и завершенной в 1138 году нашей эры, была построена над местом грота, которое, по мнению крестоносцев, было детским домом Марии, матери Иисуса. Здесь она родилась и провела первые свои годы жизни. А церковь была названа в честь ее матери - Анны. После завоевания Иерусалима Саладином он превратился церковь в шафи-фикху (исламскую юридическую школу). Постепенно здания запустело и разрушилось, превратившись в свалку. В 19-ом веке Османская империя, как акт благодарности, предложила королеве Виктории выбор владения сайтом Вифезда или остров Кипр; Англиканская церковь лоббировала за Вифезда, но Виктория выбрала Кипр, поэтому в 1856 году османы предоставили сайт Франции вместо этого. Французы восстановили церковь Святой Анны, в юго-восточном углу бассейна Вифезда, оставив древние руины нетронутыми.

 

Отношение к библейскому Иисусу

Купальня Вифезда была центром полемики для христианских историков и археологов. Согласно Евангелию от Иоанна, Вифезда была купальной или ванной (греч. Κολυμβήθρα, kolumbethra) с пятью портиками.

 

Евангелие от Иоанна

В Евангелие от Иоанна (глава 5) описывается, что портики являются местом, в котором было большое количество немощных людей, что хорошо соответствует использованию 1-го века нашей эры как асклепия. Некоторые древние библейские рукописи утверждают, что эти люди ждали беспокойства или волны на воде. Считалось, что ангел иногда будет касаться воды, которые затем вылечат первого человека, который в нее вошел.

Библейское повествование продолжается, описывая посещение купальни Вифезда Иисусом во время Субботы или Шабата, в течение которого он исцелил человека, который был прикован к постели в течение многих лет и не мог попасть в бассейн. Некоторые исследователи предположили, что повествование на самом деле является частью преднамеренной полемики против культа Асклепия, антагонизм, возможно, частично вызванного тем фактом, что Асклепий поклонялся как Спаситель (греч. Сотер) в отношении его целебных свойств. В повествовании используется греческая фраза «ὑγιὴς γενέσθαι», hygies genesthai, которая нигде не используется в синоптических евангелиях, но часто встречается в древних свидетельствах целебных сил Асклепия. Более поздний рассказ в Евангелии от Иоанна об Иисусе, омывающий ноги Симона Петра на Тайной Вечере, также использует греческий термин «λούειν», louein, который является особым термином для стирки в Асклепионе, а не греческим словом, используемым в другом месте в тексте для описания омовения - «νίπτειν», ниптейн.

 

Купальня Вифезда - Археология

До археологических раскопок бассейн Вифезда был отождествлен с современным так называемым Фонтаном Богородицы, в долине Кидрон, недалеко от бассейна Силоам или с Биркет-Израилем, бассейном у устья долины , который врезается в Кидрон к югу от ворот святого Стивена или Львиных ворот. Другие отождествляли его с двойными бассейнами, под монастырем сестер Сиона.

В раскопках, проведенных в 19 веке, Конрад Шик обнаружил большой резервуар, расположенный примерно в 30 м к северо-западу от церкви Св. Анны, который, как он утверждал, был купалней Вифезда. Дальнейшие археологические раскопки в этом районе, в 1964 году, обнаружили останки строений византийцев и крестоносцев, Храм Адриана Асклепия и Сераписа, небольшой Асклепион, другой из двух больших бассейнов и плотину между ними. Также было обнаружено, что византийское сооружение было построено в самом сердце строительства Адриана и содержало целебные бассейны.